Табличный способ функции спроса

Графический способ

Табличный способ задания функции спроса

Табличный способ.

Аналитический способ.

Объем спроса рассчитывается путем подстановки значения цены в некоторую формулу, которую можно записать как:

.

При использовании аналитического способа необходимо учитывать, что если при подстановке в формулу некоторого значения цены получается отрицательное число, то объем спроса считают равным нулю.

Пример 2.1. Объем спроса задается формулой Qd = 15 – 3p. При цене p = 7 единиц объем спроса равен нулю, так как подстановка этой цены в формулу дает значение минус 6. Цена, начиная с которой объем спроса становится равным нулю, называется максимальной ценой спроса. В нашем примере максимальная цена спроса равна 5 единицам.

Можно сказать, что цена спроса – максимальная цена, по которой покупатели согласны приобрести определенное количество данного товара или услуги.

В табличной форме фиксируются значения цены определенного блага и соответствующие им объемы спроса на данное благо при соблюдении требования, что остальные условия равны (табл. 2.1).

Цена (p), руб. Объем спроса (Qd), шт. Фиксированные факторы
Цены других товаров, доходы потребителей, ожидание будущих цен и т. д.

Таблица 2.1 не может проиллюстрировать все комбинации, но дает необходимую информацию о том, как изменение цены влияет на объем спроса: падение цен (колонка 1) ведет к увеличению объема спроса (колонка 2), и наоборот.

При использовании табличного способа можно столкнуться с проблемой оценки спроса для цены, не указанной в таблице. В таком случае предполагают, что в промежутках между ближайшими табличными значениями цены кривая спроса представляет собой отрезок прямой.

У экономистов принято откладывать аргумент функции спроса (цену) на вертикальной оси координат, а саму эту функцию (объем спроса) – на горизонтальной оси (рис. 2.1). Из рисунка видно, что кривая спроса Qd = f(P) имеет отрицательный наклон . Это объясняется двумя причинами:

1) когда цена растет, потребитель стремится покупать товары-заменители, соответственно сокращая спрос на данный товар;

2) когда цена увеличивается, реальный доход потребителя падает, что и отражает обратную связь между объемом спроса и ценой Р = f(Qd), и трактует цену как функцию объема покупаемого товара.

Рис. 2.1. Кривая спроса на некоторый товар

Изменение спроса отражается в законе спроса, который можно сформулировать следующим образом: при снижении цены объема спроса увеличивается, и наоборот.

Закон спроса нарушается для некоторых групп товаров. Например, известен так называемый «парадокс Гиффена», когда при увеличении цены на товар спрос на него также растет. Это явление встречается среди дешевых товаров, которые представляют основной продукт питания людей с небольшим достатком. Если такой продукт дорожает, то люди вынуждены сократить потребление более дорогих и качественных продуктов, так как данный товар все равно остается сравнительно дешевым продуктом, следовательно, спрос на него растет.

Читайте также:  Российские ученые дали обоснование нового способа обработки стали египетские

Подтверждение данного парадокса можно наблюдать в нашей повседневной жизни. При повышении цен на такие продукты, как хлеб, картофель, молоко, спрос на них растет, поскольку эти продукты являются основными продуктами питания для большинства людей.

Отклонения от закона убывающего спроса наблюдается и в случае, когда речь идет о престижном спросе на дорогостоящие товары, которые свидетельствуют, по мнению покупателя, о его высоком социальном статусе (спрос на ювелирные изделия, престижные автомобили, антикварные изделия). Причем снижение цен на подобные товары может уменьшить их привлекательность для покупателей, следовательно, и спрос на них. Такое явление называется «эффектом Веблена».

Теперь обратим внимание на различие двух понятий, которые часто смешивают, – изменение объема спроса и изменение функции спроса. Изменение объема спроса возникает при изменении цены данного товара или услуги при фиксированных значениях прочих факторов. В этом случае имеет место движение вдоль линии спроса (рис. 2.2 а). Изменения прочих факторов вызывает сдвиг кривой спроса, тогда говорят об изменении функции спроса (рис. 2.2 б). Смещение кривой спроса вправо и вверх соответствует увеличению спроса, т.е. в единицу времени будет востребовано большее количество товара по более высокой цене. И наоборот, сдвиг кривой спроса влево и вниз говорит об уменьшении спроса.

Рис. 2.2. Изменение объема спроса и сдвиг кривой спроса

Причины, которые вызывают сдвиг кривой спроса, называют неценовыми факторами спроса. Примеры неценовых факторов спроса приведены в таблице 2.2.

Источник

Спрос. Функция спроса

Спрос и предложение. рыночное равновесие

1. Спрос. Функция спроса.

2. Предложение. Функция предложения.

3. Рыночное равновесие. Виды рыночного равновесия.

4. Государственное регулирование рынка.

Чтобы понять, как функционирует рынок, необходимо определить понятия «спрос» и «предложение».

Спросотражает желание и возможность покупателя приобрести определенное количество товаров (услуг) по определенной цене. Другими словами, спрос данного потребителя характеризуется не столько тем, что он хотел бы приобрести, сколько тем, что он на самом деле способен купить в данной ситуации.

Кривая (линия) спроса(D) показывает, какое количество товаров и услуг могут приобрести потребители при различных уровнях цены. Кривая спроса демонстрирует действие закона спроса: чем выше цена на товар (P) при прочих равных условиях (неценовые факторы постоянны), тем меньше объем спроса (QD), и наоборот.

Закон спроса не действует:

– при ажиотажном спросе, вызванном ожидаемым повышением цен;

– для некоторых редких и дорогостоящих товаров (золото, антиквариат и др.), являющихся средством вложения денег;

Читайте также:  Целлюлит все способы избавления

– при переключении спроса на более качественные и дорогостоящие товары (например, при росте дохода потребитель будет покупать вместо маргарина сливочное масло: снижение цен на маргарин не приведет к увеличению спроса на него).

Функцией спроса называется зависимость объема спроса от соответствующих факторов (ценовых и неценовых).

Функция спроса может быть представлена в виде

ценовой ф. неценовые ф.

где QD – объем спроса на товар;

Ps – цены на товары-заменители (субституты);

PС – цены на дополняющие товары (комплементы);

I – доход покупателя;

M – вкусы и предпочтения покупателя;

E – ожидания потребителя;

N – количество покупателей;

В – прочие факторы.

Функцию спроса можно представить аналитическим, табличным, графическим способами.

Аналитический способ:

Линейнаяфункция спроса от ценыимеет вид

где QD – объем спроса; Р – цена товара;

а – точка пересечения линии спроса с осью ординат;

b – коэффициент при цене (угол наклоналинии спроса).

Нелинейная функция спроса от ценыимеет вид QD= k* P – n .

В случае линейной функции обратная зависимость между Р и QD отражается отрицательным углом наклона (-b),а в случае нелинейной функции – отрицательной степенью (-n).

Табличный способ:Например, в табл. 3.1 заданы цены на картофель в рублях и соответствующие им объемы спроса в тоннах.

Табличный способ задания функции спроса

Цена товара А (руб.) Объем спроса (т)

Графический способ: линейная функция спроса представлена на рис. 3.1[1].

Изменение цены данного товара (P), при прочих равных условиях (неценовые факторы неизменны) влияет на объем спроса (QD) (то количество товара, которое потребитель готов приобрести в данный момент времени, при данных условиях), что выражается в движении вдоль кривой спроса: при уменьшении цены от P1 до P2 увеличивается QD от Q1 до Q2 (от т. 1 до т. 2 по кривой D) (рис. 3.1).

Изменение неценовых факторов (Ps, Pc, I, M, N, B) влияет на изменение спроса, что графически выражается смещением кривой D к D1 (спрос вырос) или к D2 (спрос уменьшился) (рис. 3.1).

Источник

1. Табличный способ.

2. Аналитический.

3. Графический. На рис. 3.3. показана линия предложения.

Изменение объема предложения происходит, если все определяющие предложение товара факторы остаются постоянными, а изменяется только цена рассматриваемого товара. При этом происходит движение вдоль линии предложения.

При изменении неценовых факторов, определяющих предложение, и постоянной цене товара происходит изменение самого предложенияи линия предложения на графике сдвигается: при уменьшении предложения — влево, при увеличении предложения – вправо.

Индивидуальное предложение— это предложение товаров отдельным продавцом на рынке,рыночное предложение— суммарное предложение товара всеми продавцами, действующими на рынке.

3.3. Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие.

Взаимодействие спроса и предложения на рынке обусловливает рыночное равновесие. Оно устанавливается в точке пересечения кривых спроса и предложения Е (рис.3.4.).

Читайте также:  Способы создания комического произведения

В этой точке цена, по которой покупатели согласны купить определенное количество товара, равна цене, по которой производители готовы продать это же количество товара. Точка пересечения линий S и D — точка Е, называется точкой равновесия. Состояние рынка в точке Е называется рыночным равновесием, а объем продаж в этой точке называется равновесным объемом рынка (QE).

Цена в этой точке называется равновесной ценойЕ).

Рыночное равновесие — это состояние рынка, при котором объем спроса равен объему предложения, то есть: QE=QS=QD,PE=PS=PD(3.1.)

Если цена на рынке будет выше равновесной P’ > PE , то объем предложения составит Q’S, а объем спроса — Q’D. На рынке образуется избыток товаров, который будет равен: Q’S — Q’D. Производители, обнаружив у себя нераспроданную продукцию, начнут снижать цену своего товара до тех пор, пока объем спроса (QD) не станет равен объему предложения (QS), т.е. до уровня равновесной цены (PE).

Если установившаяся на рынке цена будет ниже равновесной (P’’ Q’’S ) и на рынке образуется дефицит товара, равный (Q’’D — Q’’S). В этом случае производители начнут повышать цену до тех пор, пока объем спроса (QD) не станет равен объему предложения (QS) и на рынке не установится равновесие, т.е. установится равновесная цена (PE ).

3.4. Эластичность спроса и предложения.

Для того, чтобы определить, в какой степени изменяется спрос или предложение в результате изменения определяющих факторов, в экономической теории используется понятие эластичности.

I. Эластичность спроса по цене.

Эластичность спроса по ценепоказывает, насколько изменится объем спроса на товар в ответ на изменение цены этого товара. Ценовая эластичность спроса зависит от ряда факторов:

1. Наличие заменителей данного товара.

2. Доля дохода потребителя, которую составляет цена данного товара.

3. Длительность периода времени, в течение которого продавец изменит цены.

4. Значимость, привычность товара для потребителя.

5. Степень срочности приобретения товара.

Эластичность спроса можно определить с помощью коэффициента эластичности или анализа того, как изменится выручка продавца от продажи после изменения цены товара.

Коэффициент эластичности спроса по ценепоказывает на сколько процентов изменится объем спроса на товар при изменении цены товара на 1%.

(3.2.)

где ED— коэффициент эластичности спроса по цене;

P1, P2— первоначальная и новая цена;

Q1— первоначальный объем спроса;

Q2— новый объем спроса, после изменения цены.

Коэффициент эластичности спроса по цене всегда имеет отрицательное значение, поскольку объем спроса и цена изменяются в противоположных направлениях.

Существуют следующие основные типы эластичности спроса по цене:

Источник

Оцените статью
Разные способы