Сюжет способы его построения

Содержание
  1. Лучшие техники для создания сюжета
  2. Что будет, если.
  3. Почему?
  4. Используйте свои сны
  5. Читайте новости
  6. Используйте инверсию
  7. Мозговой штурм, майнд-карты и все-все-все
  8. Резюме
  9. IV. Принципы построения сюжета
  10. Читайте также
  11. 5. Конструктивные принципы текста
  12. Принципы сегментации поэтической строки
  13. XI. Теория сюжета
  14. Принципы воспитания по Давенпорту
  15. Принципы филологической реконструкции «славянских древностей»
  16. А.А. Маслаков. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОЗЫ ПОЭТА В ЭССЕ И. БРОДСКОГО «НАБЕРЕЖНАЯ НЕИСЦЕЛИМЫХ»
  17. Ю. В. Доманский. Архетипические мотивы в русской прозе XIX века. Опыт построения типологии г. Тверь
  18. Общие принципы писательской работы
  19. Принципы поэтического перевода. Критика переводов[2]
  20. Принципы построения драматического эпизода
  21. Своеобразие художественного построения «Евгения Онегина»
  22. 7 Принципы рассмотрения литературного произввдения
  23. Сюжет способы его построения
  24. Что такое сюжет
  25. Основные этапы развития сюжета
  26. Экспозиция
  27. Завязка
  28. Развитие событий
  29. Понятие кульминации
  30. Развязка
  31. Строим план
  32. Виды сюжетов
  33. Концентрический

Лучшие техники для создания сюжета

Многие начинающие писатели пребывают в розовых очках, думая, что главное в их работе – вдохновение. На самом деле это слишком неустойчивая материя, и полагаясь только на нее, – вы мало чего добьетесь. Со временем каждый автор понимает, что ему нужны простые и рабочие методы генерирования идей, ведь ему приходится делать это ежедневно. Вы можете пользоваться любыми креативными техниками, однако есть и некоторые специфические писательские методики.

Что будет, если.

Вопросы – это, пожалуй, самый простой и очевидный способ, который стимулирует творческое мышление. И в деле построения сюжета для книги – это ваши первые помощники.
Прежде, чем использовать вопрос «Что, если?», выберите для себя несколько тем. Если ничего не приходит в голову, воспользуйтесь газетой или новостной лентой в соцсетях. К примеру, я нашел новости о предстоящем отключении электричества в городе, об астероиде, который прибыл к нам с другой звездной системы, заметку о развитии пожарного дела в Америке.

А теперь попробуйте применить это вопрос к указанным темам. Что, если блэк-аут продлится не запланированные несколько часов, а продолжится пару суток? Что, если астероид это на самом деле инопланетный корабль? Что, если пожарный вдруг столкнется с какой-то непривычной для него стихией, например, потерпит кораблекрушение? Развивайте цепочку вопросов дальше, тем самым выстраивая сюжет.

Почему?

Если предыдущий вопрос направлен скорее на будущее и помогает увидеть общую концепцию произведения, то в этом случае мы займемся тем, что предшествовало текущим событиям. Вопрос «Почему» – это еще одна важная техника, которая позволяет разобрать любой сюжет до мельчайших деталей. Все очень просто – выберите какое-либо ключевое событие и спросите себя, почему оно произошло. Проделайте то же самое со своим ответом, пока не дойдете до некоторой отправной точки. Так вы сможете получить логичную и последовательную структуру произведения.

Используйте свои сны

Только вдумайтесь – каждый из нас в течение всей жизни ежедневно (или еженощно) создает полноценные короткометражные фильмы, и все это – в одиночку и без каких-либо усилий. Идеальная игра актеров, лучшие костюмы, самые реалистичные спецэффекты – все это можно сказать про наши сны. Многие великие писатели создали свои выдающиеся произведения именно таким образом – взяв идею из сновидений. К примеру, это «Франкенштейн» Мэри Шелли, «Мизери» Стивена Кинга, «Странная история доктора Джекила и мистера Хайда» Стивенсона.
Поэтому, только проснувшись, старайтесь сразу же записать то, что вам приснилось, каким бы безумным оно ни было. Это даст вам дополнительный толчок в поиске идей для сюжета. Даже если вы не можете ничего вспомнить, используйте период пробуждения для обдумывания своих идей. В это время влияние подсознания все еще достаточно сильно, и вас могут посетить совершенно неожиданные мысли.

Читайте также:  Какие бывают группы по способу образования

Читайте новости

Реальные события, которые постоянно происходят вокруг нас – дали основу множеству книг и фильмов, и многие из них завоевали потрясающий успех. Все что вам нужно – ежедневно читать новости и думать, как можно использовать их для построения сюжета. Такой способ дает возможность за короткий срок накопить множество идей, которые обязательно пригодятся вам в дальнейшем.

Используйте инверсию

Это достаточно простой и во многом чисто технический прием, который, однако, позволяет взглянуть на вещи под неожиданным углом и придумать захватывающий сюжет. Особенно хорош он в жанре фантастики.
Все что вам нужно – это взять любое расхожее утверждение и перевернуть его с ног на голову. К примеру, солнце не горячее, Африка покрыта льдом, люди перестали слушать музыку и т.д. Затем, с помощью вопросов «Почему?» и «А что, если бы. », вы разворачиваете сюжет, обосновывая ваше новое инвертированное суждение. Таким образом можно за короткое время создать много оригинальных идей.

Мозговой штурм, майнд-карты и все-все-все

Мы описали довольно специфичные техники, которые применяются для конкретной цели – создания сюжета. Но, конечно же, в своей работе вы можете использовать и более общие методы, помогающие в генерировании новых идей. Больше об этом читайте в статьях нашего сайта, посвященным креативности.

Резюме

Хороший писатель будет творить даже когда вдохновение не на его стороне. В этом вам помогут различные креативные техники. Используйте вопросы «Почему» и «Что, если бы. », чтобы придумать и развить сюжет. Громадные ресурсы своего подсознания вы можете высвободить с помощью снов, а много оригинальных идей можно получить, просто разрушая стереотипы и читая новости.

Источник

IV. Принципы построения сюжета

IV. Принципы построения сюжета

Что такое сюжет?

Сюжет — это «изложение событий».

Красная Шапочка отправляется в лес, встречает там волка, идет к бабушке, снова видит волка, принимает его за бабушку, спрашивает: «Бабушка, бабушка, а почему у тебя такие большие зубы?», тут приходят дровосеки, и волку настает конец. Изложение событий является простым перечислением или пересказом того, что произошло либо в «реальном» мире, либо в мире «выдуманном». Совершенно очевидно, что в сказке о Красной Шапочке всего лишь излагаются определенные события.

Старик уходит в море, чтобы поймать большую рыбу, Майкл Корлеоне мстит убийцам своего отца, Лимас попадает в Восточную Германию — все это изложение неких событий. Каждый сюжет — изложение событий. Но это еще не все.

Подумайте над следующей цепочкой событий:

Джо вскакивает с кровати, одевается, готовит перекусить, прыгает в машину. Он проезжает несколько кварталов, останавливается у дома своей девушки. Она прыгает в машину. Девушку зовут Салли. Они едут на пляж, где валяются на горячем песке весь день. На пляже они обедают, а по дороге домой съедают мороженое.

Является ли изложенная цепь событий сюжетом?

Большинство читателей интуитивно скажут: «нет».

Все дело в том, что эти события не стоят вашего внимания. Джо поехал с девушкой на пляж, они там поели — ну, и что дальше? События в данной цепочке бессмысленны, потому что мы не видим их последствий. Если мы назовем сюжет «изложением событий», с таким определением далеко не уйти. Необходимо отметить, что сюжет является «изложением последовательных событий».

Что, если я расскажу вам о страданиях каучукового дерева, когда на стволе делают надрезы, чтобы собрать сок, или об испытаниях и горестях, выпавших на долю мотолодки по дороге в Конго? Получилось бы интересно, надели я каучуковое дерево или мотолодку человеческими качествами. Джонатан Ливингстон — чайка с человеческим сердцем. Джонатан Ливингстон и паровозик, сказавший: «Думаю, у меня все получится», интересны не потому, что являются соответственно чайкой и паровозиком, а потому, что обладают человеческими душами.

Читайте также:  Международный каким способом образовано

Таким образом, сюжет — это не просто последовательность событий, а последовательность событий, в которых задействованы люди-персонажи. Причем не просто персонажи, а интересные персонажи. Читать просто о ком-нибудь скучно. Хочется читать о персонажах, способных будоражить воображение.

С учетом этого сюжет можно определить как «изложение последовательных событий, вовлекающих людей-персонажей».

Неплохо, но все же чего-то не хватает. Мы забыли о том, что персонажи в результате конфликта должны меняться. Если персонаж на протяжении всего сюжета не меняется под действием страданий, которые видит или испытывает, получается не сюжет, а повествование о приключениях. Поэтому полное определение сюжета звучит так: «Сюжет — это изложение последовательных событий, вовлекающих людей-персонажей, меняющихся в результате произошедших событий».

Читайте также

5. Конструктивные принципы текста

5. Конструктивные принципы текста Выше мы говорили о потенциальной возможности для поэтического текста перевести любое слово из резерва смысловой емкости (h1) в подмножество, определяющее гибкость языка (h2), и наоборот. С этим органически связано построение текста по

Принципы сегментации поэтической строки

Принципы сегментации поэтической строки Приступая к анализу стиха как ритмической единицы, мы исходим из предпосылки, что стихотворение — это смысловая структура особой сложности, необходимая для выражения особо сложного содержания. Поэтому передача содержания стиха

XI. Теория сюжета

XI. Теория сюжета Начало действияПервые несколько слов вашего романа могут сыграть решающую роль в его дальнейшей судьбе. Чем интересней начало, тем больше шансов увлечь читателя, подписать договор с литературным агентом и получить от издательства гонорар.Начало

Принципы воспитания по Давенпорту

Принципы воспитания по Давенпорту Принцип гедонизма, согласно которому наслаждение — единственное благо в мире, подвергся уничтожающей критике ещё философом древности Сократом (в передаче Платона). Английский философ Джордж Мур также полагает, что удовольствие не

Принципы филологической реконструкции «славянских древностей»

Принципы филологической реконструкции «славянских древностей» Гумно. Лестница — «столб». Внутренняя форма слова «медведь». Витязь и богатырь. Шлем и меч; копье, дубина, палица, лук, стрелы, щит и др. Военные приемы древних славян как преломление их национального

А.А. Маслаков. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОЗЫ ПОЭТА В ЭССЕ И. БРОДСКОГО «НАБЕРЕЖНАЯ НЕИСЦЕЛИМЫХ»

А.А. Маслаков. ПРИНЦИПЫ ПОСТРОЕНИЯ ПРОЗЫ ПОЭТА В ЭССЕ И. БРОДСКОГО «НАБЕРЕЖНАЯ НЕИСЦЕЛИМЫХ» «Ах, вечная власть языковых ассоциаций! Ах, эта баснословная способность слов обещать больше, чем может дать реальность! Ах, вершки и корешки писательского ремесла». И.А. Бродский

Ю. В. Доманский. Архетипические мотивы в русской прозе XIX века. Опыт построения типологии г. Тверь

Ю. В. Доманский. Архетипические мотивы в русской прозе XIX века. Опыт построения типологии г. Тверь Понятие «архетип», введенное К. Г. Юнгом,[19] закрепилось во многих научных областях, в том числе и в литературоведении, где архетип понимается как универсальный прасюжет или

Общие принципы писательской работы

Общие принципы писательской работы Принцип — это степень компромисса с действительностью. «Каждый пишет, как он слышит», — поёт Булат Окуджава. Но слух можно развивать. Собранные здесь притчи и близкие к ним тексты помогают развитию внутреннего слуха и творческого

Принципы поэтического перевода. Критика переводов[2]

Принципы поэтического перевода. Критика переводов[2] В первой, изданной, части Подражаний и переводов г. Мерзляков поместил восемь отрывков из трагедий Эсхила, Софокла, Эврипида и два отрывка из IV и IX песней «Энеиды», все переведенные (важное обстоятельство в нашей

Читайте также:  Мясо шпигованное способ приготовления

Принципы построения драматического эпизода

Принципы построения драматического эпизода В драматическом произведении наличие развивающегося конфликта обязательно. Это утверждение справедливо не только для драматического произведения в целом, но и для каждого эпизода.Поскольку в эпизоде есть развивающийся

Своеобразие художественного построения «Евгения Онегина»

Своеобразие художественного построения «Евгения Онегина» «Евгений Онегин» — трудное произведение. Самая легкость стиха, привычность содержания, знакомого с детства читателю и подчеркнуто простого, парадоксально создают добавочные трудности в понимании пушкинского

7 Принципы рассмотрения литературного произввдения

7 Принципы рассмотрения литературного произввдения В ряду задач, выполняемых литературоведением, изучение отдельных произведений занимает весьма ответственное место. Это самоочевидно. Установки и перспективы освоения словесно-художественных текстов у каждой из

Источник

Сюжет способы его построения

Что такое сюжет

Сюжетом принято называть систему событий и отношений между литературными персонажами, развивающимися во времени и пространстве. Он состоит из разнообразных элементов, каждому из которых отводится своя роль в произведении. К их числу принадлежат: экспозиция, завязка, развитие действия и кульминация, развязка, эпилог.

Сюжет – это то, что делает произведение увлекательным и интересным для читателя. Происходящие в романе или повести события позволяют раскрыть основные черты характера героев, особенности их взаимоотношений.

Что такое сюжет

Сюжет встречается далеко не во всех художественных текстах. К примеру, он зачастую отсутствует в лирических произведениях. Стихотворение не повествует о действиях и поступках героев, а проникновенно передаёт их чувства.

К слову, стоит различать сюжет и фабулу. Первый представляет собой систему включённых в произведение событий, расположенных в определённой последовательности (полностью отвечающей творческому замыслу писателя).

Понятие фабулы трактуется немного иначе. Под этим определением понимают все события повествования, которые выстроены с учётом их естественного расположения во времени.

Основные этапы развития сюжета

Экспозиция

Завязка

Развитие событий

Понятие кульминации

Развязка

На этапе развязки происходит логическое завершение конфликта произведения. Оказываются раскрытыми все замыслы злоумышленников, повержены все противники, поставлена точка в отношениях.

Даже, если автор планирует писать продолжение произведения, необходимо наличие промежуточного финала. Не следует оставлять читателя, дошедшего до последних строк книги, в состоянии недоумения и растерянности.

Строим план

Виды сюжетов

Концентрический

В художественной литературе концентрический сюжет чаще всего встречается в пьесах, рассказах, повестях. Он строится возле какого-либо события, влекущего за собой целую совокупность действий (поступков героев, знаменательных происшествий). Например, в произведении «Горе от ума» А. С. Грибоедова центральное место отводится появлению молодого дворянина Чацкого в доме Фамусова. В гоголевской пьесе «Ревизор» самым примечательным событием стал приезд Хлестакова в уездный город.

В произведениях с концентрическим сюжетом отчётливо прослеживается интрига, позволяющая завладеть вниманием читателей, явно просматривается художественный конфликт. А главному герою книги удаётся сконцентрировать внимание на своих поступках и переживаниях. Но у таких сюжетов есть и весьма весомый недостаток – предсказуемость. Поскольку в произведении всего один конфликт, проницательному читателю непременно удастся предугадать дальнейший ход событий. В частности, сюжет практически всех современных любовных романов в той или иной мере отличается предсказуемостью. Основная сюжетная линия уже предопределена встречей главных героев. Вместе с тем для читателя представляет интерес сам путь разрешения конфликта (непосредственно процесс развертывания сюжета).

Во многих классических литературных произведениях, являющихся многоплановыми, встречаются оба типа сюжетов. На фоне линейного повествования разворачиваются конфликты концентрического вида. Примерами таких произведений являются книги:

Источник

Оцените статью
Разные способы