Сын сотникова всегда умел найти самый экономичный способ решения собственных задач

Последний рассвет (37 стр.)

Юрий протянул отцу несколько распечатанных на компьютере страниц.

– Вот это отрывок дневника, а я почитаю тебе, что у меня получилось. Ты последи за текстом, чтобы я ничего не упустил и не перепутал. Может, какие-то обороты подскажешь, ты же литературу девятнадцатого века знаешь хорошо.

Сотников рассмеялся. Его сын всегда умел найти самый экономичный способ решения собственных задач.

– А ты пьесы Островского читать не пробовал? Уж там-то язык только разговорный, вполне можешь кое-что позаимствовать, – посоветовал Алексей Юрьевич. – Стыдно эксплуатировать старого немощного отца.

Юрий кинул на него озорной взгляд, потом откашлялся и начал читать.

Сотников поглядывал в текст дневниковых записей своего далекого предка и, вполуха слушая невыразительный бубнеж сына, думал о том, как прочно и в то же время непредсказуемо бывают связаны разделенные во времени события. Если бы в 1845 году Юрий Первый не надумал сделать брошь для жены, если бы эта брошь не оказалась замеченной в свете, то не возникло бы в 1853 году традиции ювелирных посиделок с заключением пари, и не вознесся бы к вершинам своей славы Дом Сотникова, и не имели бы его изделия такую высокую цену, и – как результат – не случилось бы той истории с Лёней Курмышовым.

И ничто не омрачало бы дружбу Алексея Сотникова и Леонида Курмышова, зародившуюся больше сорока лет назад.

А кстати, и у Илюши Горбатовского не было бы возможности с таким изяществом высказать Лёньке в глаза все, что накипело на душе. Интересно, если бы не ювелирные посиделки, как бы повел себя Илья? Начал открыто выяснять отношения с Лёней? Или устроил ему мелкую каверзу? А то и крупную пакость…

Сергей Кузьмич Зарубин ввалился в кабинет усталый и сердитый. Весь день он вместе с сыщиками из Восточного округа занимался установлением обстоятельств смерти Геннадия Колосенцева. Первой и пока основной версией было предположение о том, что Геннадий в ходе работы по одному из дел вышел на проживающих в общежитии гастарбайтеров, и нужно было для начала хотя бы понять, по какому именно делу оперативная информация привела его в то место, где наступила смерть. Изучение номеров, по которым производились соединения с мобильного телефона Геннадия, ничего не дало. И вообще в течение последнего часа перед предполагаемым временем наступления смерти Гена никому не звонил со своего мобильника. Зарубин подробно и дотошно расспрашивал всех оперов, работавших в одном отделе с Колосенцевым, но пока даже намека на общагу и ее обитателей не обнаружил. Единственным, с кем он еще не поговорил, был Роман Дзюба.

– А он скоро сам сюда прибежит, – утешил его Антон. – Хочет поделиться с тобой кое-какими соображениями. Чаю хочешь?

– Водки хочу, – мрачно сообщил Зарубин. – И веревку с мылом, чтобы повеситься. Тоха, ты же работал с этим Колосенцевым пару лет назад. Что можешь о нем рассказать?

Антон задумался, потом неторопливо, взвешивая каждое слово, ответил:

– Гена Колосенцев – не фанат своей работы, ему было откровенно скучно в розыске, он просто откашивал от армии, собирался, как только исполнится двадцать семь лет, уходить из полиции.

– Так ему двадцать семь вроде давно исполнилось, – заметил Зарубин. – А он не ушел. Почему, не знаешь?

– Знаю, – усмехнулся Антон. – Вернее, догадываюсь. Не ушел он потому, что на фиг никому не нужен. Это миф, что молодого юриста с опытом оперативной работы оторвут с руками и дадут такую должность, при которой можно ночами играть на компьютере в онлайновые игрушки, потом до обеда спать и получать за это деньги, на которые можно жить. За приличные деньги надо очень много работать, просто так их никому не платят, а очень много работать – так он и так это имел, в розыске. Какой смысл менять шило на мыло? Чтобы вести такой образ жизни, какой Гене интересен, нужно заниматься исключительно творческой деятельностью, когда ты сам себе хозяин и на работу ходить не надо. Так что все его представления о том, как сладко он будет жить после увольнения, оказались иллюзиями.

Зарубин покивал головой, обдумывая услышанное, потом довольно бесцеремонно ухватил большую кружку Антона с только что заваренным чаем и перелил добрую половину в свою чашку.

– Делиться надо, – нравоучительно произнес он. – Так, может быть, Геннадий начал пробовать себя в каком-то бизнесе, готовил почву для увольнения? Нашел каких-то людей, связался с ними, что-то пошло не так… надо в этом направлении покопать. А то мы уперлись в фигурантов по его последним делам, а может, общага тут как раз совсем другим боком.

Они обсудили кое-какие общие дела и уже собрались было углубиться в составление письменных отчетов, когда распахнулась дверь и появился Дзюба, взъерошенный и возбужденный. Зарубин с облегчением отодвинул от себя клавиатуру компьютера и принялся задавать Роману вопросы. Антон прислушивался к их разговору и прикидывал, на сколько хватит выдержки у Ромки? Сколько он вытерпит, прежде чем обрушит на Сергея Кузьмича свою «геймерскую» версию? Пять минут? Десять?

«Максимум – пятнадцать, – решил Сташис. – С Ромкиным темпераментом дольше не выдержать».

Но он ошибся. Темперамент у Романа Дзюбы был, конечно, буйным, но и выдержки ему не занимать. Он не озвучил свою версию до тех пор, пока не ответил на все вопросы Зарубина.

– Сергей Кузьмич, вы не думаете, что Гену могли убить из-за конфликтов в игре?

Антон почему-то был уверен, что Зарубин начнет или хохотать, или страшно ругаться и издеваться над рыжим опером. Но Сергей, видно, здорово устал, потому что просто махнул рукой: у них и так две рабочие версии – гастарбайтеры-фигуранты и попытки заработать деньги сомнительным бизнесом, их бы отработать для начала. Какая там еще игра?

Но Дзюба не унимался:

– А как же записка? Она же явно не имеет никакого отношения к общаге, рядом с которой Гену нашли, значит, она может быть ключом к еще какой-нибудь версии!

Зарубин посмотрел на него так странно, что Антону даже не по себе стало. Жаль, что Ромка производит на Сергея впечатление умалишенного или дебила, он очень неглупый парень, и что самое главное – у него свободное мышление, не зашоренное вдолбленными со школьной скамьи алгоритмами. Антон Сташис много отдал бы за то, чтобы работать с таким опером, как Роман Дзюба.

Читайте также:  Способы ухода за собаками

– Ты что, самый умный? – устало проговорил Зарубин. – Думаешь, без тебя не додумались? При трупе Колосенцева действительно нашли бумажку с описанием маршрута к гаражам и с номером гаража. Прошли по маршруту и гараж нашли. Владельца этого гаража в первую очередь и прессанули, но он оказался ни при чем. Там и имя стояло, «Николай», но у владельца гаража имя другое, его зовут Владимиром Анатольевичем. Весь день опера из Восточного с этой запиской колотились, всех гаражников перетрясли – и ничего. При этом нет уверенности, что гаражи те самые, про которые речь шла в записке, потому что в записке указано, что за гаражным комплексом стоит небольшое кафе с бело-голубой вывеской, а там никакого кафе нет. Поэтому скорее всего речь в записке шла вообще о других гаражах, но о каких – мы уже теперь вряд ли узнаем. При этом труп нашли в одном месте, на Востоке, а гаражи в совершенно другом, на Юго-Западе, поэтому немножко с гаражами поковырялись и решили, что гаражи – это про другое, а искать надо все-таки в месте обнаружения трупа.

Дзюба запустил пятерню в густую рыжую гриву, словно стараясь собрать в кулак разбегавшиеся по черепной коробке мысли.

– А машина Генкина где стояла?

– А что, у него машина есть? То есть была, – тут же поправился Зарубин. – Красиво живут молодые опера. Что ж мне ребята твои не сказали про машину? Уж они-то наверняка знали, что она есть. Ну, наверное, там и нашли, где труп, раз не сказали.

– Давайте проверим, – взмолился Роман, жалобно глядя по очереди то на Зарубина, то на Антона. – А может, его из-за машины убили? Знаете, как это постоянно бывает: водителя убивают и выбрасывают из салона, а машину угоняют.

– Ага, – кивнул Зарубин, листая блокнот. – Угоняют. Без ключей. Ключи заботливо кладут в карман убитому и уезжают. Ключи-то у Колосенцева при себе были, вьюнош с горящим взором! В кармане куртки лежали.

Глаза Дзюбы недобро сузились, в них полыхнул злой огонь.

– Почему же вы, Сергей Кузьмич, удивились, когда я спросил про машину, если вы с самого начала знали, что у Гены в кармане были ключи от нее?

– Ох ты какой! – Зарубин внезапно развеселился, даже усталость, казалось, прошла. – Уж и пошутить нельзя. Характер у тебя, однако, старлей. Ну ладно, ладно, уел, признаю. Про ключи забыл, вернее, внимания не обратил, а когда ты спросил – я записи полистал и наткнулся на перечень того, что было в карманах. Расслабься, остынь, чего ты волком-то на меня смотришь?

– И все-таки не надо сбрасывать со счетов вариант убийства из-за конфликтов в игре, – твердо повторил Роман. – Мне Генка часто рассказывал, как там собачатся. Даже парня одного насмерть забили, устроили с ним свару в чате, забили стрелку, чтобы разобраться лицом к лицу, кто круче, а в итоге труп. Вы поймите, Гена был очень хорошим геймером, кроме того, он был администратором. Его могли убить либо из зависти, потому что он – лучший, либо он как админ кого-то забанил, и его убили из мести.

Источник

Сын сотникова всегда умел найти самый экономичный способ решения собственных задач

Укажите варианты ответов, в которых верно передана ГЛАВНАЯ информация, содержащаяся в тексте. Запишите номера этих предложений.

1) В результате экспериментов, проводимых ведущими японскими компаниями, установлено, что во время занятий каллиграфией в головном мозге активизируется центр Брока, который отвечает за формирование речи и способствует более эффективной работе мозга.

2) Исследования, проведённые учёными из разных стран, показали, что занятия каллиграфией способствуют более быстрой и эффективной работе мозга, активизации в головном мозге центра речи и в целом способны положительно влиять на тех, кто занимается развитием инновационных технологий.

3) Исследователи убеждены: занятия каллиграфией подобны гимнастике, оказывающей положительное влияние на процессы дыхания, расслабления и координации различных мышц; такие занятия развивают мелкую моторику.

4) В результате исследований учёные установили, что каллиграфия положительно влияет на мозг, способствуя его более быстрой и эффективной работе, позволяет активизировать в мозгу центр речи и является очень важным видом деятельности при подготовке кадров для развития инновационных технологий.

5) Американские нейробиологи после ряда исследований установили, что при каллиграфическом письме активизируется важный участок коры головного мозга — центр Брока, что особенно важно для тех людей, которые занимаются разработкой инновационных технологий.

(1)Эксперименты, проведённые ведущими японскими компаниями, показали: занятия каллиграфией, искусством красивого письма, увеличивают потенциал работников и позволяют эффективнее готовить кадры для развития инновационных технологий. (2)По мнению исследователей, каллиграфия напоминает гимнастику, которая оказывает положительное воздействие на процесс дыхания, расслабления и координации различных мышц, развитие мелкой моторики, что в комплексе приводит к более эффективной и быстрой работе мозга. (3)А американские нейробиологи установили, что при каллиграфическом письме активизируется крайне важный участок коры головного мозга — центр Брока, который отвечает за формирование речи.

Самостоятельно подберите сочинительный союз, который должен стоять на месте пропуска в первом (1) предложении текста. Запишите этот сочинительный союз.

(1)Эксперименты, проведённые ведущими японскими компаниями, показали: занятия каллиграфией, искусством красивого письма, увеличивают потенциал работников и позволяют эффективнее готовить кадры для развития инновационных технологий. (2)По мнению исследователей, каллиграфия напоминает гимнастику, которая оказывает положительное воздействие на процесс дыхания, расслабления и координации различных мышц, развитие мелкой моторики, что в комплексе приводит к более эффективной и быстрой работе мозга. (3)А американские нейробиологи установили, что при каллиграфическом письме активизируется крайне важный участок коры головного мозга — центр Брока, который отвечает за формирование речи.

Прочитайте фрагмент словарной статьи, в которой приводятся значения слова УСТАНОВИТЬ. Определите значение, в котором это слово употреблено в третьем (3) предложении текста. Выпишите цифру, соответствующую этому значению в приведённом фрагменте словарной статьи.

1) Поставить надлежащим образом; смонтировать. У. приборы.

2) Назначить, утвердить, ввести в действие. У. новое расписание.

3) Устроить, осуществить. У. связь с кем-нибудь.

4) Доказать, выяснить, обнаружить. У. истину.

(1)Эксперименты, проведённые ведущими японскими компаниями, показали: занятия каллиграфией, искусством красивого письма, увеличивают потенциал работников и позволяют эффективнее готовить кадры для развития инновационных технологий. (2)По мнению исследователей, каллиграфия напоминает гимнастику, которая оказывает положительное воздействие на процесс дыхания, расслабления и координации различных мышц, развитие мелкой моторики, что в комплексе приводит к более эффективной и быстрой работе мозга. (3)А американские нейробиологи установили, что при каллиграфическом письме активизируется крайне важный участок коры головного мозга — центр Брока, который отвечает за формирование речи.

Читайте также:  Простые способы снять стресс

В одном из приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения: НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.

Выпишите это слово.

В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте лексическую ошибку, подобрав к выделенному слову пароним. Запишите подобранное слово.

Чувство Игоря долго оставалось БЕЗОТВЕТНЫМ, и он уже не надеялся, что что-то может измениться.

Кирилл ОТКЛОНИЛСЯ, чтобы Валерий не загораживал ему окошко.

Когда она, восседая за своим кухонным столом, вела ДЕЛОВИТЫЕ переговоры, то именно лицом своим производила сильнейшее воздействие на противоположную сторону.

Сын Сотникова всегда умел найти самый ЭКОНОМИЧНЫЙ способ решения собственных задач.

Оказывается, у этой ПОЧТЕННОЙ семьи с Сергеем Сергеевичем давние отношения.

Отредактируйте предложение: исправьте лексическую ошибку, заменив неверно употреблённое слово. Запишите это слово.

Эти двое не были заядлыми друзьями, однако относились друг к другу с симпатией и большим уважением, поддерживали друг друга в групповых спорах.

В одном из выделенных ниже слов допущена ошибка в образовании формы слова. Исправьте ошибку и запишите слово правильно.

прыгнуть более ВЫСОКО

к ДВЕ ТЫСЯЧИ тридцатому году

китель без ПОГОН

Установите соответствие между грамматическими ошибками и предложениями, в которых они допущены: к каждой позиции первого списка подберите соответствующую позицию из второго списка.

А) нарушение в построении предложения с несогласованным приложением

Б) нарушение в построении предложения с однородными членами

В) нарушение в построении предложения с деепричастным оборотом

Г) нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Д) нарушение в построении предложения с причастным оборотом

1) Досмотрев фильм примерно до середины, мне стало казаться, что сюжет слишком затянут, а игра актёров выглядит неубедительно.

2) Забрав платье из химчистки, Ольга Николаевна зашла в салон красоты «Ножницы», сделала укладку и отправилась домой готовиться к приходу гостей.

3) Лучей солнца ещё не было в чистом, погожем, широко залитом багрянцем небе, краснота которого, однако, быстро тускнела, уступая натиску света и голубизны.

4) Мои друзья, будучи большими почитателями театра, были уверены в том, что те, кто не следит за репертуаром и не посещает премьеры, ничего не смыслит в театральном искусстве.

5) Посещать художественную студию было моей давней мечтой, поэтому я, несмотря на усталость после тяжёлого трудового дня, трижды в неделю садился в метро, доезжал до «Войковской» и на целых три часа забывал о суете, погрузившись в мир живописи.

6) Парк, который я любил и гулял с детства, сильно зарос и уже не привлекал никого из местных жителей.

7) Открывая выставку, художник поблагодарил руководство города, оказавшему помощь в организации этого мероприятия.

8) Сидя в «Сапсане», отправлявшемся из Санкт-Петербурга в Москву, Ника думала о том, как важно иногда покидать дом, приезжать в другой город, наслаждаться его атмосферой, а потом, испытывая тихую радость от грядущей встречи с домом, отправляться в обратную дорогу.

9) Когда Миша был ребёнком, он всегда с нетерпением ждал очередного выпуска журнала «Юного натуралиста», регулярно выписываемого родителями.

Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:

ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОШИБКИ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
A Б В Г Д

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена безударная проверяемая гласная корня. Запишите номера ответов.

1) разд..раемый (противоречиями), ул..тучиться, кр..дит

2) ол..цетворение, преобр..зовать, выр..сли

3) с..тевой (шнур), ум..лять (значение), п..тнистый

4) соб..рёт, аб..туриент, пос..деть (от горя)

5) отр..хнуть, нав..вать (воспоминания), прил..скать (щенка)

Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) пр..волжский, пр..карманить, пр..стегнуться

2) ни..послать, ра..жать, обе..денежеть

3) под..тожить, пред..дущий, без..скусный

4) п..едестал, в..явь, из..ять

5) поз..вчера, над..рвался, нед..жарили

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) посме..ваться, замш..вый

2) завид..вать, испыт..вать

3) ветр..ный (день), фланел..вая (рубашка)

4) застр..вать, имень..це

5) расслед..вать, (сделать) занов..

Укажите варианты ответов, в которых в обоих словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

1) (она) стара..тся, (дедушка) выздорове..т

2) (они) хлопоч..т, (ничего) не знач..щий

3) (ткань) выгор..т (на солнце), слыш..мый

4) уполномоч..нный, скач..нный (с диска файл)

5) взлеле..нный, выгул..нная (собака)

Определите предложение, в котором НЕ с выделенным словом пишется СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите это слово.

Оля, будучи очень маленького роста, (НЕ)ДОТЯГИВАЛАСЬ до ручки окна, поэтому ей каждый раз приходилось подниматься по небольшой лестнице, которую ей когда-то сделал дедушка.

Кассир, даже (НЕ)УДОСУЖИВШИЙСЯ взглянуть на меня, когда я обратился к нему с вопросом, пробормотал что-то невнятное.

Обнаруженная вещица поначалу показалась ничем (НЕ)ПРИМЕЧАТЕЛЬНОЙ.

(НЕ)ЯРКОСТЬ и насыщенность новой жизни вдохновляли братьев, а появившееся в этой жизни чувство свободы.

Настасья (НЕ)ДОБРО посмотрела на барина — хотела было что-то возразить, но лишь тяжело вздохнула и вышла.

Определите предложение, в котором оба выделенных слова пишутся СЛИТНО. Раскройте скобки и выпишите эти два слова.

Увидев бегущего в нашу сторону быка, мы все (В)ЧЕТВЕРОМ бросились в кусты, потому что перепугались (ДО)СМЕРТИ.

(В)ВИДУ смены поставщика строительные материалы пока поступают с перебоями; ремонтные работы будут возобновлены, (КАК)ТОЛЬКО ситуация с поставками наладится.

Она поднимает голову и видит (В)ВЕРХУ, на (ПОЛУ)КРУГЛОМ декоративном балкончике, множество людей.

Сам не зная (ЗА)ЧЕМ, он выглянул в окно: всё ТАК(ЖЕ) спокойно и холодно светила луна, мерцал в её серебряном потоке света снег — ничего не изменилось.

(В)ОТЛИЧИЕ от всех остальных, Настя не смеялась над нелепым провалом Виктора — напротив, она поддержала его, (ПРИ)ТОМ очень искренне, бескорыстно.

Укажите все цифры, на месте которых пишется НН.

Одиноко жил он, видясь изредка с двумя-тремя стариками, приятелями далёкой ю(1)ости, окружё(2)ый разными бедными родстве(3)ицами, а иногда проходимцами разных полётов, охотившимися за его капиталами, нажитыми упорным, честным трудом ремесле(4)ика и приумноже(5)ыми старческой скупостью.

Расставьте знаки препинания. Укажите предложения, в которых нужно поставить ОДНУ запятую. Запишите номера этих предложений.

1) Дорога была неровной и то и дело круто поворачивала то в одну сторону то в другую.

2) В гараже хранились все домашние соленья и варенья коробки с нашими детскими игрушками мои коллекции открыток и ёлочных украшений.

3) Морошкина пугала не столько сама по себе необходимость сделать решительный шаг сколько вероятность бессмысленности и бесполезности этого шага.

4) Летние и зимние каникулы Соня с братом проводили у бабушки или у тёти Веры и всегда возвращались оттуда отдохнувшими и счастливыми.

5) В просторной гостиной горело множество свечей и пахло лавандой и мятой.

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

В кухне (1) залитой солнцем (2) бабушка раскатывала тесто для булочек (3) щедро посыпая его сахаром и корицей (4) и (5) порой задумавшись о чём-то (6) счастливо улыбалась.

Расставьте недостающие знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложениях должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Я без слёз не могу (1)

тебя (2) видеть (3) весна.

Вот (4) стою на лугу,

да и плачу навзрыд.

А (5) ты (6) ходишь кругом,

Ах, откуда (7) она,

эта жгучая грусть!

Я и сам не пойму,

Только (8) знаю одно:

если б иволга вдруг

зазвенела в лесу,

если б вдруг мне в глаза

мокрый ландыш блеснул —

в этот миг, на лугу,

я бы умер (9) весна.

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Она рассматривала наваленные аппетитными горками какие-то фрукты (1) названия (2) которых (3) не знала (4) пучки гигантского лука и разноцветные глыбы мёда (5) вокруг (6) которых (7) вились осы.

Расставьте знаки препинания: укажите цифру(-ы), на месте которой(-ых) в предложении должна(-ы) стоять запятая(-ые).

Першин не знал точно (1) приедет ли сегодня генерал (2) но на всякий случай решил предупредить караульных о возможном визите высокого начальства (3) так что (4) когда к лагерю подъехала машина генерала (5) то это ни у кого не вызвало удивления.

Найдите предложения, в которых запятая(-ые) ставится(-ятся) в соответствии с одним и тем же правилом пунктуации. Запишите номера этих предложений.

(1)Столбы выветривания — одно из семи чудес России – находятся в Троицко-Печорском районе республики Коми — в междуречье рек Печора и Ичетляга. (2)Это красивое и загадочное место Северного Урала имеет несколько названий: Маньпупунёр, Мань-Пупыг-Нёр, Болвано-Из, мансийские болваны, а туристы обычно называют их кратко — «Пупы». (3)Всего каменных столбов семь: шесть из них выстроились на ровном плато в ряд, а один стоит чуть в стороне. (4)Высота столбов, имеющих причудливые очертания, составляет от 30 до 42 метров. (5)Девственная красота этого места сохранилась благодаря его отдалённости и труднодоступности, поскольку в радиусе сотни километров нет никаких населённых пунктов. (6)Поход на Маньпупунёр для неподготовленных людей возможен только при заброске и выброске на вертолёте, а в случае пешего похода добраться до столбов удастся лишь хорошо подготовленным туристам.

Какие из высказываний соответствуют содержанию текста? Укажите номера ответов.

1) В детстве иногда случалось так, что когда рассказчика хотели наказать, то у него отбирали книги, которые мальчик любил читать перед сном.

2) Одним из детских мечтаний писателя было не только увидеть героев любимых книг, но и пообщаться с ними.

3) По мнению рассказчика, мечтать о нереальном — глупо, нужно мечтать о том, что может случиться в действительности.

4) Мечты для автора являются не просто фантазией, а способом продолжения жизни.

5) Человеческое желание заглянуть за горизонт событий является естественным, поэтому рассказчик думает не о прошлом, а только о будущем.

(1)Сколько себя помню, меня загоняли в постель ровнёхонько в половине десятого. (2)А книжки отбирали, и если я проносил что-либо нелегально, то в самый увлекательный момент пододеяльного чтения бесшумно отпахивалась занавеска — я спал на кухне, на деревянном топчане, покрытом тоненьким матрасиком, набитым соломой, — кто-то возникал в проёме, и книжка изымалась. (3)А спать мне не хотелось то ли по причине упрямства и самоутверждения, то ли из-за того, что я был взбаламучен уже прочитанным. (4)Как бы там ни было, я не слишком расстраивался. (5)Во-первых, потому, что подобное происходило ежедневно, а во-вторых — и это главное — у меня в запасе было ещё одно увлекательнейшее занятие: я придумывал себе сны.

(6)Ах, какие это были сны, если, конечно, мне везло и они в самом деле проходили передо мною, как на экране! (7)Признаться, это случается со мной и сейчас, хотя возраст — как бы это поизящнее выразиться — внёс существенные коррективы в мои сценарии снов. (8)В детстве я мечтал обрести способность оказаться в любимых книгах и не только зримо увидеть их героев, но и запросто пообщаться с ними. (9)С Питером Марицем, юным буром из Трансвааля, с неугомонным бретёром д’Артаньяном, со знаменитым пиратом капитаном Флинтом или князем Серебряным. (10)В детстве я свято верил, что в книгах излагаются исторические события, что их герои — в самом деле существовавшие и, что самое любопытное, продолжающие существовать люди, с которыми можно запросто встретиться где-то там, вне реальности, но вполне реально. (11)Потом это прошло (может быть, к сожалению?), я стал сочинять нечто близкое к действительности и

записывать это «нечто», а ощущение — будто чуточку обокрал себя. (12)И стал куда беднее, чем в голодном детстве…

(13)Да, теперь я мечтаю об ином, но столь же нереальном, потому что мечтать реально — неинтересно, поверьте. (14)Мечтать, подобно Корейке, о том, что я найду толстый бумажник, набитый сотенными? (15)Глупо.

(16)Мечты бесценны сами по себе хотя бы потому, что способность мечтать – осколок утерянного детства. (17)Крохотный, как бриллиант, и сверкающий, как бриллиант. (18)А ведь человек живёт только в детстве своём. (19)Только. (20)В юности он – суетится, в зрелости — озабочен, в старости — раним. (21)Вот почему мечты для меня — просто способ продолжения жизни. (22)Всегда что-то обещающей и никогда не выполняющей своих обещаний. (23)Может быть, именно в этом и заключается её прелесть? (24)Как знать, как знать…

(25)Так что — мечтайте. (26)Если упорно о чём-то мечтать, то мечта обретает зыбкие черты нереальной реальности, и вы снова к чему-то стремитесь, снова чего-то ждёте, снова чего-то желаете. (27)Но ведь способность чего-то ждать и желать и есть основа нашей жизни.

(28)Например, желание заглянуть за горизонт. (29)У человека всегда два равно недостижимых горизонта: будущее и прошлое. (30)В будущее заглядывать тревожно, а тревога перед сном — гарантия тяжёлых сновидений. (31)И я заглядываю за второй, дарованный только человеку горизонт. (32)В прошлое. (33)Оно прочно прикрыто толстым льдом прожитых веков, а потому вечно спокойно и безмятежно. (34)Оно — БЫЛО, но ведь было! (35)А «БЫЛО» — всего лишь одна из форм глагола «ЕСТЬ».

(по Б.Л. Васильеву*)

* Борис Львович Васильев (1924–2013) — русский советский писатель и сценарист.

Источник

Читайте также:  Начисление амортизации основных средств линейным способом формулы
Оцените статью
Разные способы