Практикум 11 класс Пособие для общеобразовательных Учреждений. Профильный уровень Под редакцией Л. Н. Боголюбова
Название | Практикум 11 класс Пособие для общеобразовательных Учреждений. Профильный уровень Под редакцией Л. Н. Боголюбова |
Дата | 02.02.2018 |
Размер | 1.04 Mb. |
Формат файла | |
Имя файла | Obschestvoznanie_Praktikum_11_klass.docx |
Тип | Практикум #35699 |
страница | 9 из 41 |
8. Этнос и нация(к § 8 «Этнос и нация») Текст 1. Российский ученый Л. Н. Гумилев (1912—1992) об этногенезе. Этнос — коллектив особей, выделяющий себя из всех прочих коллективов. Этнос более или менее устойчив, хотя возникает и исчезает в историческом времени. Нет ни одного реального признака для определения этноса, применимого ко всем известным нам случаям. Язык, происхождение, обычаи, материальная культура, идеология иногда являются определяющими моментами, а иногда — нет. Вынести за скобки мы можем только одно — признание каждой особью: «Мы такие-то, а все прочие другие», Гумилев Л. Н. Этногенез и биосфера Земли / Л. Н. Гумилев. — Л., 1990. — С. 95. Текст 2. Современный отечественный ученый Ю. В. Бром л ей об этносах. Совокупность людей, обладающая общностью культуры, выступает как единый этнос только в том случае, если ее члены в той или иной мере осознают эту общность, считая ее выражением общности исторических судеб, в том числе, как правило, общности происхождения (фактической или иллюзорной — это уже особый вопрос). Не случайно этнос существует лишь до тех пор, пока у его членов сохраняется сознание общности. Вместе с тем следует учитывать, что, когда под термином «этнос» понимается «осознанная культурная общность», речь идет, как нами уже отмечалось, об узком значении данного термина. Нередко, однако, можно встретить и его более широкое толкование. В этих случаях обычно имеются в виду такие формы существования этноса, как племя, народность, нация. Эти сложные образования, которые мы условно называем «этносоциальными организмами», обычно обладают не только культурной, но и территориальной, социально-экономической, а подчас и политической общностью. Бром лей Ю. В. Несколько замечаний о социальных и природных факторах этногенеза / Ю. В. Вромлей // Природа. — 1971. — № 2. — С. 83. Вопросы и задания. 1) Сравните взгляды двух ученых на природу этноса: в чем состоит их основное отличие? Что их сближает? 2) Какие признаки, по мнению Л. Н. Гумилева, отличают один этнос от другого? 3) Назовите исторические формы этноса. 4) Подумайте, какие аргументы могут быть у сторонников и противников каждой из приведенных позиций. 5) Какая из них кажется вам наиболее убедительной и аргументированной? Свой ответ поясните. 6) Сформулируйте собственное мнение по данному вопросу. На встрече с представителями III Всемирного конгресса татар в Казани 30 августа 2002 г. Президент Российской Федерации В. В. Путин, в частности, отметил: «Россия, где исторически бок о бок живут и славянские, и тюркские народы, всегда была и остается центром притяжения и соединения многих культур. И в этом. сила России и наш огромный потенциал, который нужно развивать». Далее было подчеркнуто: «У нас многонациональное государство. И мы должны ясно и четко понимать, если представители любой, не такой многочисленной национальной группы, как татары, а любой, даже самый маленький народ, представители любого, даже самого маленького этноса, не будут чувствовать здесь себя как дома, мы не сохраним многонациональное государство. И это зависит не только от руководителей, это зависит от понимания этого ключевого слова для жизнедеятельности такой сложной страны, как Россия. От понимания этого всеми общественными организациями, каждым рядовым гражданином нашей многонациональной родины. И из этого мы должны исходить, в таком ключе воспитывать наших детей». Какие факты, мнения и оценочные суждения представлены в данном источнике? Сделайте вывод: о какой угрозе безопасности Российской Федерации говорил президент. Консультативный совет по делам национально-культурной автономии при Правительстве Российской Федерации осуществляет руководство сложившейся сетью национально-культурных автономий (НКА). Она включает 14 федеральных НКА и более 300 региональных и местных НКА. Действуют также региональные и межрегиональные национальные совещания (Московская, Пермская, Новосибирская области, Краснодарский, Алтайский и Красноярский края, республика Саха (Якутия), Республика Дагестан и др.). Наибольшее количество национально-культурных автономий создано немцами (68 в 24 субъектах Российской Федерации), татарами (63), евреями (29), армянами (18), украинцами и другими этническими группами, преимущественно проживающими за пределами своих национальногосударственных образований или не имеющими таковых вообще. На основании приведенных данных и социального опыта сделайте выводы о том, какие условия необходимы для сохранения этнических культурных традиций и ценностей. 4.1. Студент выписывал наиболее сложные понятия и их определения на отдельные карточки. Накануне зачета по социологии он не смог найти карточки, на которых был записан ряд понятий. Помогите ему восстановить потерянные записи. Назовите понятия, определения которых приведены ниже:
усиления экономических связей, образования внутреннего рынка;
К какому типу можно отнести социальную общность, образованную на основе этого показателя (национальность)? Сформулируйте основные признаки такой социальной общности. Можно ли сказать, что К. правильно ответил на вопрос? Свой ответ поясните.
6.
7.
8.
9.
Источник Этнофеноменология и этническое мышление
Интенциональность представляет собой форму дологического или пралогического мышления, особенностью которого является то, что мыслящий не делает различия между представлением о предмете мысли (то есть психическим образом, находящимся внутри его психического мира) и самим предметом (находящимся вне его). Этническое мышление интенционально. Этнос мыслит мир в рамках интенциональных структур. В этносе и его структурах нет ни мира самого по себе, ни мышления самого по себе, т. е. нет ни субъекта, ни объекта. Этнос мыслит себя как «целое», в котором нет разрыва. Это этническое мышление имеет ориентацию. Оно направлено «от» «к». Это вектор. Направление «от» «к» есть, но от чего и к чему, остается в рамках этноса неясным. Интенциональный вектор этнического сознания является (относительно) реверсивным. И тогда мыслящая инстанция становится мыслимой инстанцией, «от» и «к» меняются местами. Этнос не знает ни символа, ни вещи, так как различие между обозначаемым и обозначающим принадлежит совершенно иным структурам сознания, которые можно определить как «постэтнические». Символ, образ и представление и есть вещь, а вещь, в свою очередь, есть символ, образ и представление. Структура интенциональности описывается Гуссерлем через греческий термин «νους» («ум») и его производные. Гуссерль определяет ум как интенциональное, нерефлектирующее мышление, не выносящее суждение о соотношении представления и объекта. Рациональное мышление, свойственное сложным обществам, он предлагает называть «разумом». Ум — простое мышление, его можно назвать «этническим». Интенциональное мышление является мышлением ноэтическим. Гуссерль выделяет в ноэтическом мышлении два аспекта: активный и пассивный. Активный он называет «νοεσις» («ноэзис», активное свойство ума), пассивный – «νοεμα» («ноэма», т. е. «помысленное», тот предмет, который в простом мышлении соответствует объекту внешнего мира и воспринимается как такой объект). Язык, его структуры и его имена составляют не систему знаков, но структуру этноноэм. Называя вещь, человек простого общества ее вызывает. Не указывает, но ноэтически конструирует. Отсюда центральное значение мифа как рассказа, повествования. Этнос живет мифом, благодаря которому конструируется мир, язык, общество. Источник Презентация на тему Межэтнические отношения и национальная политикаПрезентация на тему Презентация на тему Межэтнические отношения и национальная политика из раздела Обществознание . Доклад-презентацию можно скачать по ссылке внизу страницы. Эта презентация для класса содержит 22 слайдов. Для просмотра воспользуйтесь удобным проигрывателем, если материал оказался полезным для Вас — поделитесь им с друзьями с помощью социальных кнопок и добавьте наш сайт презентаций TheSlide.ru в закладки! Слайды и текст этой презентацииМЕЖЭТН ИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ И НАЦИОНАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА. УРОК ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В 11 КЛАССЕ. ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ. Студент выписывал наиболее сложные понятия и их определения на отдельные карточки. Накануне зачета по социологии он не смог найти карточки, на которых был записан ряд понятий. Помогите ему восстановить потерянные записи. Зпишите понятия, определения которых приведены ниже: 3) исторически сложившаяся социально-экономическая и духовная общность людей, которая возникает в период становления капитализма, усиления экономических связей, образования внутреннего рынка; 5) принадлежность человека к определенной этнической общности; Студент выписывал наиболее сложные понятия и их определения на отдельные карточки. Накануне зачета по социологии он не смог найти карточки, на которых был записан ряд понятий. Помогите ему восстановить потерянные записи. Назовите понятия, определения которых приведены ниже: «Когда могущество государства и нации объявляется большей ценностью, чем человек, то в принципе война уже объявлена, все для нее уже подготовлено духовно и материально, и она в любой момент может возникнуть» Насколько прав философ? Не слишком ли пессимистическую картину он нам рисует? Этнология — наука, изучающая процессы формирования и развития различных этнических групп, их идентичность, формы их культурной самоорганизации, их коллективного поведения, взаимодействия личности ДВА УРОВНЯ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ- ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ ЭТНОСАМИ (НАРОДАМИ), ОХВАТЫВАЮЩИЕ ВСЕ СФЕРЫ ЖИЗНИ ОСНОВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ РАЗВИТИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ НАРЯДУ С ТЕНДЕНЦИЕЙ К МЕЖДУНАРОДНОЙ ИНТЕГРАЦИИ, ПРОСЛЕЖИВАЮТСЯ И ПРОЦЕССЫ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ СУЩЕСТВУЮТ РАЗЛИЧНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МЕЖНАЦИОНАЛЬНЫХ КОНФЛИКТОВ. МЕЖЭТНИЧЕСКИЕ КОНФЛИКТЫ ПОРОЖДАЮТСЯ НЕ СУЩЕСТВОВАНИЕМ ЭТНОСОВ А ПОЛИТИЧЕСКИМИ, СОЦИАЛЬНЫМИ УСЛОВИЯМИ, В КОТОРЫХ ОНИ ЖИВУТ И РАЗВИВАЮТСЯ- ПРИМЕР- ИСТОРИЧЕСКИЕ ОБИДЫ( ПОЛЬША, ЧЕЧНЯ) ОСНОВНЫЕ ПРИЧИНЫ КОНФЛИКТОВ. ТЕРРИТОРИАЛЬНЫЕ ПРИЧИНЫ- БОРЬБА ЗА ИЗМЕНЕНИЕ ГРАНИЦ, ЗА ПРИСОЕДИНЕНИЕ К ДРУГОМУ («РОДСТВЕННОМУ» С КУЛЬТУРНО- ИСТОРИЧЕСКОЙ ТОЧКИ ЗРЕНИЯ) ГОСУДАРСТВУ, ЗА СОЗДАНИЕ НЕЗАВИСИМОГО ГОСУДАРСТВА ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ- БОРЬБА ЭТНОСОВ ЗА ОБЛАДАНИЕ СОБСТВЕННОСТЬЮ, МАТЕРИАЛЬНЫМИ РЕСУРСАМИ- ЗЕМЛЕЙ, НЕДРАМИ. СОЦИАЛЬНЫЕ ПРИЧИНЫ- ТРЕБОВАНИЯ ГРАЖДАНСКОГО РАВНОПРАВИЯ, РАВЕНСТВА ПЕРЕД ЗАКОНОМ, В ОБРАЗОВАНИИ, ОПЛАТЕ ТРУДА. КУЛЬТУРНО- ЯЗЫКОВЫЕ ПРИЧИНЫ– ТРЕБОВАНИЯ РАЗВИТИЯ РОДНОГО ЯЗЫКА, КУЛЬТУРНОЙ ОБЩНОСТИ. ИДЕЯ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИСКЛЮЧИТЕЛЬНОСТИ ПРИВОДИТ К ГЕНОЦИДУ- ИСТРЕБЛЕНИЮ ТАК НАЗЫВАЕМЫХ НЕПОЛНОЦЕННЫХ НАРОДОВ: РЕГУЛИРОВАНИЕ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ. МОЖНО ЛИ ИСКЛЮЧИТЬ КОНФЛИКТЫ С ЭТНИЧЕСКОЙ СОСТАВЛЯЮЩЕЙ? ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ПОДХОД – ГЛАВНЫЙ ОРИЕНТИР В РЕГУЛИ РОВАНИИ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ. ПУТИ УРЕГУЛИРОВАНИЯ МЕЖЭТНИЧЕСКИХ КОНФЛИКТОВ. ПРИМЕНЕНИЕ ПРАВОВЫХ МЕХАНИЗМОВ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПОДДЕРЖКИ МНОГОКУЛЬТУРНОСТИ УЛУЧШЕНИЕ ЖИЗНИ ГРАЖДАН. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ. КОНСТИТУЦИОННЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ ВОРОСЫ И ЗАДАНИЯ. Работая с текстом Конституции, ответьте на следующие вопросы: 1.ОБЩЕСТВОЗНАНИЕ: УЧЕБНИК ДЛЯ 11 КЛАССА ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ УЧРЕЖДЕНИЙ: ПРОФИЛЬНЫЙ УРОВЕНЬ /( Л.Н. БОГОЛЮБОВ, А.Ю ЛАЗЕБНИКОВА, А.Т. КИНКУЛЬКИН И ДР.); ПОД РЕДАКЦИЕЙ Л. Н. БОГОЛЮБОВА (И ДР.).- М. : ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2008. 2. ТИТУЛЬНЫЙ СЛАЙД. — KAGAYA. http:/www hoshiuavi. com/ Источник |