Обществознание. 6 класс
Конспект урока
Обществознание, 6 класс
Урок 5. Потребности и способности человека
Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке
- Связь человеческой деятельности с мотивами.
- Потребности человека и их группы.
- Способности человека.
Потребность – это переживаемая человеком нужда в чём-то, что ему необходимо в жизни.
Мотив – то, что побуждает человека к деятельности.
Поведение – определённый сложившийся образ взаимодействия с окружающей средой.
Способность – это свойство личности, являющиеся условиями успешного осуществления определённого рода деятельности.
Талант – выдающиеся способности человека, проявляемые в определённой сфере деятельности, позволяющие на основе принятия нестандартных решений добиваться высоких результатов.
Характер – (от др.-греч. χαρακτήρ «примета, отличительная черта, знак») – структура стойких, сравнительно постоянных психических свойств, определяющих особенности отношений и поведения личности.
Сила воли – это умение человека добиваться поставленных перед собой целей, несмотря на различные обстоятельства, физические возможности, окружение, лень и настроение.
Гениальность – (от лат. genius – «дух») – высший уровень интеллектуального или творческого функционирования личности.
Основная и дополнительная литература по теме урока:
- Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая и др. – М.: Просвещение, 2017.
- Обществознание. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / [Л. Н. Боголюбов, Н. Ф. Виноградова, Н. И. Городецкая и др.]. Электронная форма учебника.
Теоретический материал для самостоятельного изучения
Подсчитать потребности людей невозможно, ведь каждый из вас на вопрос «что тебе нужно»? Может написать неимоверно огромный список.
Надо понимать, что с развитием науки, техники, образования и общества в целом этот список будет все расти и расти.
Но если потребности подсчитать невозможно, то можно выделить из них основные. И когда учёные определили, что составляет базу наших потребностей, оказалось, что все наши нужды можно разбить на три большие группы:
- биологические (эти потребности являются врождёнными, выполняют важную роль в сохранении жизни человека, такие как потребность в пище, воде, сне);
- социальные (потребности, необходимые человеку для общения и совместной деятельности с другими людьми, например- потребность в дружбе, общении);
- духовные (потребность в познании окружающего мира и самого человека. Пример: посещение театров, путешествия).
Удовлетворение потребности становится целью деятельности человека. Также потребность определяет мотив деятельности человека.
Мотив определяется не только потребностями, но и эмоциями, инстинктами, идеалами. Человеческие потребности изучаются давно. Автором самой популярной теории потребностей человека стал американский психолог Абрахам Маслоу. Он создал так называемую «Пирамиду потребностей», которая делит все потребности человека на 5 категорий. Все потребности он распределил по мере возрастания, объяснив такое построение тем, что человек не может испытывать потребности высокого уровня, пока нуждается в более примитивных вещах.
В основании пирамиды он поместил физиологические потребности. К таким потребностям можно отнести утоление голода, жажды, дыхание, сон и т.д. Ступенью выше помещается потребность в безопасности. Над ней располагается потребность в привязанности и любви, а также в принадлежности какой-либо социальной группе. Далее следует потребность в признании, к чему относится самооценка, уверенность, достижения и т.д. Пятая группа потребностей, которые возглавляют вершину пирамиды, звучит как «Духовные потребности».
Существует более развёрнутый вариант учения Маслоу, где выделяется ещё большее количество потребностей.
К сожалению, у людей, наряду с подлинными потребностями(разумными) существуют и ложные потребности (мнимые).
Мнимые потребности – это те потребности, удовлетворение которых ведет к физической и духовной деградации личности, наносят ущерб обществу и природе. К таким потребностям в первую очередь можно отнести потребность в алкоголе, табаке, наркотических веществах.
Чтобы реализовать свои потребности, необходимо наличие определенных способностей, которые бы человеку в этом помогли.
Способности человека это одно из проявлений его духовного мира. Понятие «способности» тесно связано с другими понятиями, такими как «талант», «характер», «сила воли» и даже «гениальность». Однако развитие способности должно иметь какое-то «начало», точку отсчёта. Задатки – это природная предпосылка способности, анатомо-физиологические особенности, лежащие в основе развития способностей.
Способности человека не только совместно определяют успешность деятельности и общения, но и взаимодействуют друг с другом, оказывая друг на друга определённое влияние.
Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля
Задание 1. Выберите потребность человека, которая относится к социальным.
- Стремление защититься от жаркого солнца.
- Стремление к общению.
- Утоление жажды.
Ответ: Стремление к общению.
Пояснение: Социальные потребности –это потребности необходимые для поддержания жизнедеятельности организма человеческой личности, социальной группы, общества в целом.
Задание 2. Определите, верны ли утверждения, чтобы узнать, какие потребности называют экзистенциальными. Для каждого верного утверждения поставьте 1, для каждого неверного утверждения – 0.
- Все потребности человека взаимосвязаны.
- Все потребности человека могут быть удовлетворены.
Источник
Практическое занятие 1 физкультура. Занятие 1 Задания по теме Социальнобиологическое основание физической культуры
Название | Занятие 1 Задания по теме Социальнобиологическое основание физической культуры |
Дата | 02.11.2021 |
Размер | 139.68 Kb. |
Формат файла | |
Имя файла | Практическое занятие 1 физкультура.docx |
Тип | Занятие #261159 |
страница | 1 из 4 |
Подборка по базе: Летние задания по математике из 4 класса в 5 класс.doc, тренировочные упражнения задания2 5.docx, Зачет по теме ВОВ.doc, Практические задания к семинарскому занятию10.docx, Опрос для проверки уровня усвоения знаний по теме.docx, Хруль Дмитрий Задание для самостоятельной работы по Теме 5.docx, Практическое занятие по Теме 5.docx, Письменная работа к теме 5.docx, Письменная работа к теме 6.docx, Геометрия 9 класс Контрольная работа 1 по теме Векторы.docx Практическое занятие 1 Задания по теме 1.3. Социально-биологическое основание физической культуры Цель занятия : формирование навыков и умений в области видения и понимания социально-биологических основ физической культуры. Задание 1. Продолжите следующие высказывания, аргументируя собственную точку зрения.
Слово «культура» означает «культивирование» или «возделывание», то есть обработка первоматерии, первопричины, первоисточника, чтобы то, что потом превратилось из ничего, стало определенным продуктом. Сейчас культура стала феноменом развития, цивилизации, воспитания – своеобразной программой человеческого общения, поведения, деятельности, поиска, накопления и передачи информации под названием знание. Существуют различные подходы к пониманию той стороны социальной реальности, которая стоит за понятием культуры. Культура – не просто слово обыденного языка, а одно из фундаментальных научных понятий социально-гуманитарного познания, которое играет в нём очень важную роль. Это понятие характеризует очень сложный и многогранный фактор человеческого бытия, который проявляется и выражается во множестве самых разнообразных феноменов социальной жизни, называемых явлениями культуры, и составляет их общую основу. Многообразие культурных явлений, событий, процессов, их сложное взаимодействие и переплетение со всеми другими сторонами жизни людей чрезвычайно затрудняют ответ на вопрос – что ж такое культура. В литературе выделяются следующие виды определений культуры: Описательные – в них просто перечисляются (заведомо неполно) отдельные элементы и проявления культуры, например, обычаи, верования, виды деятельности. Антропологические – исходят из того, что культура есть совокупность продуктов человеческой деятельности, мир вещей, противостоящий природе, искусственно созданный человеком. Ценностные – трактуют культуру как совокупность духовных и материальных ценностей, создаваемых людьми. Нормативные – утверждают, что содержание культуры составляет нормы и правила, регламентирующие жизнь людей. Адаптивные – культура трактуется как свойственный людям способ удовлетворения потребностей, как особый род деятельности, посредством которого они приспосабливаются к природным условиям. Исторические – подчёркивают, что культура есть продукт истории общества и развивается путём передачи приобретаемого человеком опыта от поколения к поколению. Функциональные – характеризуют культур через функции, которые она выполняет в обществе, и рассматривают единство и взаимосвязь этих функций в ней. Семиотические – рассматривают культуру как систему знаков, используемых обществом. Символические – акцентируют внимание на употреблении символов в культуре. Герменевтические – относятся к культуре как к множеству текстов, которые интерпретируются и осмысливаются людьми. Идеационные – определяют культуру как духовную жизнь общества, как поток идей и других продуктов духовного творчества, которые накапливаются в социальной памяти. Психологические – указывают на связь культуры с психологией поведения людей и видят в ней социально обусловленные особенности человеческой психики. Дидактические – рассматривают культуру как то, чему человек научился (а не унаследовал генетически). Социологические – культура понимается как фактор организации общественной жизни, как совокупность идей, принципов, социальных институтов, обеспечивающих коллективную деятельность людей. Чтобы дать окончательное определение культуре, обратимся к словам П.А. Сорокина: «В самом широком смысле это слово может означать общую сумму всего, что создано или модифицировано путём сознательной активности двух или более индивидов, взаимодействующих друг с другом или обуславливающих поведение друг друга». 2. Основные ценности духовной культуры общества — это 1) Морально-нравственные ценности , которые воплощается в нормах, обычаях и законах, направленных на благо человека и составляющих его нравственные ценности. Известно, что законы, и обычаи, с точки зрения других эпох и других народов могут быть и безнравственными (людоедство, уничтожение в Спарте слабых детей, кое-где стариков и сумасшедших и т.п.). Это говорит о том, что понятие нравственности исторически переменчиво и субъективно. Однако, в конечном счете, нравственны лишь те виды отношений между людьми, при которых высшей ценностью признается человеческая жизнь, его здоровье, человеческое достоинство. Нравственные ценности тесно связаны с религиозными и генетически восходят к религии, ибо люди издавна «вели себя хорошо» из-за боязни прогневить Бога. Однако с распространением атеизма, при котором, по выражению Достоевского, «все позволено», питавшиеся верой моральные нормы в преобразованном и ослабленном виде диктуются уже не божественной волей, а интересами сохранения общества и человека. 2) Общечеловеческие ценности , которые характеризуются тем, что они признаются наибольшим количеством людей как во времени, так и в пространстве. Это, как правило, все важнейшие житейские истины, все шедевры мирового искусства, устойчивые нормы любви и уважения к ближнему, честности, милосердия, мудрости, любви между мужчиной и женщиной, любви к природе, дружба, родственные связи, стремление к красоте, приверженность к вере и так далее. Общечеловеческие ценности изложены в мировых религиях и между собой совпадают, также они своеобразно отражаются в основных правах человека. Именно на них ориентированы такие международные организации, как ООН, ЮНЕСКО, Комитет по Нобелевским премиям и др. Все они выступают не от имени отдельных стран, народов или каких-нибудь социальных групп, а от мирового сообщества в целом, отражая общечеловеческие интересы, законные права и интересы всего человечества. 3) Семейные ценности – важнейшая группа ценностей, которые закладывают в человеке необходимость и возможность существовать не одному, а условиях своих близких людей, круга родственников. К семейным ценностям следует отнести все положительные фамильные и социально-бытовые традиции. Семья – этот общество в миниатюре, в семье закладывается любовь матери к ребенку и наоборот, преданность членам семьи и другие зачатки здоровых и полноценных отношений в обществе. 4) Научные и художественные ценности , человеческие знания и достижения, концепции, теории, изобретения, такие, как науки медицина, химия, физика, философия, математика, генетика, биология, кибернетика, психоанализ, социология и так далее. Художественные ценности, ценности искусства — это продукты духовной человеческой деятельности, где просматривается работе не только ума, но и чувств, выражаемые в виде таких видов деятельности, как живопись, декоративно-прикладное творчество, архитектура, театр, танец, пение, музыка. Во время создания художественных ценностей человек больше подчиняется вдохновению и интуиции, чем при научном творчестве, но тем не менее, наука и творчества в плане ценностей являются равноценными видами деятельности. 5) Национальные ценности занимают важнейшее место в жизни любого народа и отдельно взятой личности. Проблема национальных ценностей тесно связана с патриотизмом, любви к родине, которое формируется у народа как интуитивное чувство принадлежности к большой семье — родине, а затем поднимается до уровня национального этнического самосознания, когда народ идентифицирует себя с нацией, осознавая сове происхождение, свою историю, язык и культуру. 6) Классово-сословные ценности не имеют большого значения для всех людей, скорей всего они значимы для представителей небольшой социальной группы: дворянства, предпринимателей, среднего класса, аристократии, пролетариата. Тем не менее, эти нормы и правила живут до сих пор и передаются из поколения в поколение, с целью следования им. Приведем пример. Для слоя русского купечества было важным дать честное слово и сдержать его, так как от этого зависела его репутация. Ценности дворянской чести также передавалась длительное время из поколения в поколения, так как считались очень важными. 3. Физическая культура общества является результатом многовековой деятельности людей в области изучения и совершенствования человеческого тела. Ценности физической культуры оформляются следующим образом: 1) витальные (жизнь и здоровье как факторы духовно-материальной физической культуры, что делает жизнь полноценной, долгой и счастливой); 2) материальные ценности, связанные с культом телом, его совершенствованием, накоплением силы, двигательно-силовых навыков; 3) специальные знания о физическом совершенствовании тела; 4) физическое воспитание человека, формирование у него положительного отношения к здоровому образу жизни и позиции к жизнеспособности и долголетию; 5) гармоничное развитие человека – физического интеллекта и физического развития тела; 6) общественные ценности физической культуры: интеллектуальные (знание); ценности двигательного характера, технологии формирования физической культуры, валеологические ценности – забота о своем здоровье, понимание потребностей своего тела. 4. Совокупность содержания таких понятий как «культура» и «физическая культура» вполне закономерна, но и имеет свои особенности Физическая культура и культура соотносятся между собой, как часть и целая, так как культура физическая является составной частью культуры в целом и общем. Физическая культура – это совокупность норм, правил, знаний и навыков двигательной и силовой активности, сформированной с целью физического совершенства человека, создания и сохранения человеческого здоровья и соответственно генофонда. Тогда как культура в общем — это совокупность норм, правил, знаний, ценностей и навыков любых, не только связанных с физическим совершенством человека. Ни общая культура, ни физическая не могут существовать на практике в отдельности друг от друга и иметь приоритет каждый по отдельности, также быть самоцелью. Эти две культуры – равноправные, тесно связанные между собой и зависимые друг от друга. Физическая культура объединяет в систему разнообразные средства и методы, направленные на восстановление и совершенствование физических и тесно связанных с ними интеллектуальных сил человека, активно способствует формированию высоких моральных, эстетических и интеллектуальных качеств, развивает быстроту реакции, умение устойчиво концентрировать и переключать внимание, а также смелость, решительность, находчивость, волю и другие важные духовные качества личности, как относительно самостоятельная, специфическая часть культуры личности и общества, обуславливается объективными требованиями его экономического, социально – политического и духовного развития общества людей. Ценности духовной культуры, моральной чистоты, физического совершенства входят как составные части некой триады гармонично развитой, общественно активной личности. Эти атрибуты находятся между собой в неразрывной взаимосвязи, которая проявляется, в частности, во влиянии физической культуры на культуру общую. В рамках понятия физической культуры существует понятие спорта, для которого характерны соревновательная деятельность, специальная подготовка к ней, спортивные достижения, зрелищность, физическая самореализация человека как спортсмена. Занятия спортом требуют постоянного совершенствования и, таким образом, заставляют преодолевать трудности, вырабатывая трудолюбие, настойчивость, волю, целеустремленность, самообладание и коллективизм. Формирование активной жизненной позиции, которая может проявляться и реализовываться в различных сферах человеческой деятельности: трудовой, общественно-политической, духовно-нравственной также является одной из задач физического и нравственного воспитания ребенка тренером, воспитателем, родителем. Таким образом, занятия физической культурой и спортом активно помогают воспитанию физических и нефизических качеств: силы духа, воли, коллективизма, товарищества, трудолюбию, дисциплине и умению работать в команде и взаимовыручке, — то есть фактически нравственным качествам. Воспитание в человеке честность, справедливость, уважение к соперникам, а если это командные соревнования, то чувства коллективизма, взаимопомощи, — это уже культура, часть большой духовной культуры, в этом и заключается тесная взаимосвязь этих двух культур. 5. В оформлении ценностей физической культуры воплощена её значимость для человека и общества. Каждый тип культуры, каждая эпоха, нация, этнос и даже небольшая группа людей имеют собственную специфическую систему ценностей и это определяет очень многое В рамках содержания можно назвать ценности: витальные (жизнь, здоровье, безопасность и т.д.); социальные (семья, дисциплина, богатство и пр.); политические (гражданские свободы и др.); моральные (добро, любовь и т.п.); религиозные (бог, религиозные источники и священные книги, вера и заповеди); эстетические (красота, стиль, гармония и др.). По характеру носителей созданы индивидуальные, групповые, сословные, классовые, национальные, общечеловеческие ценности. По степени распространенности существуют массовые, элитарные, субкультурные ценности. По интенсивности распространения существуют ценности доминантные (придерживается большинство); вариативные (не одобряется, но воспринимается терпимо); девиантные (запрещаются и караются). 6. Функцией физической культуры является создание возможности удовлетворения естественных потребностей человека в том, чтобы Важнейшей специфической функцией физической культуры в целом является создание возможности удовлетворения естественных потребностей человека в двигательных функциях и на этой основе обеспечение жизненно важных физических способностей. Функцией физической культуры является создание возможности удовлетворения естественных потребностей человека в физическом совершенствовании, двигательной активности, обеспечении физической дееспособности. На сегодняшний день существует две группы функций физической культуры: общие и специфические. К специфическим функциям можно отнести: 1) образовательная – знание и навык, при использовании которых достигается определенный уровень физической подготовленности; 2) прикладная — физическая подготовка людей к труду и защите родины; 3) рекреационно-досуговая — удовлетворение потребности человека в активном отдыхе; спортивно-оздоровительная – общее оздоровление организма и выявление максимальных физических способностей и двигательных возможностей организма; реабилитационная – восстановление физических способностей. К общим функциям физической культуры относятся следующие функции: 1) эстетическая – связанная с удовлетворением эстетических потребностей личности, выражается в совершенстве движений, красоте тела, костюма; 2) нормативная – выражается в использовании определенных норм и требований; 3) информационная – выражается в накоплении, передаче знаний о человеке; 4) коммуникативная – выражается в установлении межличностных отношений; 5) биологическая – удовлетворение естественных потребностей личности в движении; 6) воспитательная – является средством воспитания личности. 7. К общественным ценностям физической культуры относятся: 1 ) интеллектуальные ценности: навыки и знания о своем организме с целью формирования совершенного и здорового тела с целью полноценной и долгой жизни; 2) ценности двигательного характера: сила, ловкость, гибкость, мобильность, двигательные умения и навыки; 3) ценности технологий формирования физической культуры: способность к самоорганизации здорового стиля жизни, социально-психологические установки, ориентация на занятия физкультурно-спортивной деятельностью; 4) валеологические ценности физической культуры: защита и укрепление жизни и здоровья как высших человеческих ценностей. 8.Личностный уровень освоения ценностей физической культуры определяется (аргументируйте выдвинутый Вами вариант ответа). Личностный уровень освоения ценностей физической культуры определяется уровнем обладания человеком определенными знаниями в области физического совершенствования, двигательными умениями и навыками, способностью к самоорганизации здорового стиля жизни, социально-психологическими установками, ориентацией на занятия физкультурно-спортивной деятельностью, стремлением выработать спортивные качества. Задание 2. Составьте профессиограмму избранной Вами профессии и проанализируйте особенности будущей профессиональной деятельности с точки зрения специфики физических нагрузок и возможных профессиональных заболеваний. Профессиограмма учителя начальных классов Общая характеристика профессии Место работы: учреждения общего среднего образования Должностные обязанности (функции): • планирование учебной и воспитательной работы; • обучение и воспитание младших школьников с учетом специфики преподаваемых • предметов в начальной школе и возраста обучающихся; • содействие социализации обучающихся, формированию у них общей культуры; • обеспечение режима соблюдения санитарных норм и правил техники безопасности в образовательном процессе. Учитель начальных классов – это самая гуманная, творческая и нужная профессия, которая является фундаментом всем остальным профессиям в мире. Специалист этого профиля играет важную роль в формировании личности каждого ученика. Поэтому каждый из нас помнит знаменательный день в своей жизни: первый раз в первый класс. А первые цветы своей первой учительнице? Это она берет на себя огромную ответственность ввести маленького человека в новый мир- мир знаний. Это ее, самую добрую, самую умную, самую красивую, заслуживающую доверия и уважения, всю свою жизнь вспоминают потом благодарные ученики. Учитель начальных классов – это педагог, воспитатель, психолог, музыкальный руководитель в одном лице. Он проводит уроки по всем дисциплинам, организует развлекательные мероприятия, детский отдых и досуг. Профессия учителя одна из самых уважаемых, почетных и ответственных профессий. Можно сказать, что учитель создает будущее страны, т. к. от его труда во многом зависит разносторонность развития знаний молодого поколения, его убеждения, мировоззрение, нравственные качества. Педагогическая деятельность требует особого призвания. Воспитанием и обучением могут и должны заниматься только люди со склонностью и любовью к этому делу. Учитель должен любить сам процесс передачи знаний, процесс обучения и воспитания человека. Успех педагогической деятельности во многом зависит от коммуникативных способностей учителя, от его умения наладить правильные взаимоотношения с детьми. Работа с детьми требует от учителя высокой концентрации внимания, хорошо сформированной оперативной и долговременной памяти. Учитель работает со всем классом, и ему необходимо держать в поле зрения многих учеников. Он должен уметь замечать все изменения в их поведении. Педагогическая деятельность требует от человека определенных волевых качеств: выдержки, терпения, последовательности, настойчивости, самообладания. Он обязан контролировать свое поведение, управлять им. Очень важны в профессии учителя: развитые коммуникативные качества, хорошая дикция, четкая грамотная речь, громкий голос, умение увлечь своим предметом, эрудиция. Речь учителя должна отличаться выразительностью, эмоциональностью, убедительностью. Также учителю начальных классов важно обладать музыкальными и художественными способностями. Очень важно, что учителю начальных классов должны быть присущи такие личностные качества, как любовь к детям, доброжелательность и чуткость. Тип и класс профессии Профессия «Учитель начальных классов» относится к типу «Человек-человек». Основное содержание профессии составляют взаимоотношения, как с учащимися младшего школьного возраста, так и с их родителями, направленные на то, чтобы наилучшим образом организовать учебный и воспитательный процесс в начальной школе. Профессия «Учитель начальных классов» относится к классу творческих (эвристических, т. к. приятие решения в каждой отдельной ситуации требует индивидуального подхода. «Человек – Знаковая система» (составление учебных планов, проверка и оценка письменных работ, ведение документации). Спрос на профессию: постоянная востребованность на рынке труда, творческий характер труда. Учитель начальных классов осуществляет обучение и воспитание учащихся с учетом специфики преподаваемого предмета, способствует формированию обшей культуры личности, социализации, осознанного выбора и освоения профессиональных программ, использует разнообразные формы, приемы, методы и средства обучения в рамках государственных стандартов, проводит научно-исследовательскую и методическую работу. У учащихся начальных классов обычно один учитель. Он играет главную роль в преодолении детьми первых и очень трудных в их жизни шагов в школьной жизни. Работа начинается со знакомства с родителями будущих учеников. При этом важно сориентировать родителей на активную помощь школе и своему ребенку, установить с ними доброжелательные и доверительные отношения. Учитель начальных классов осуществляет обучение и воспитание учеников, реализует образовательные программы, проводит определенное количество контрольных работ, обеспечивает уровень подготовки, соответствующий требованиям государственного стандарта. Также ведет всю учебную документацию, заменяет уроки отсутствующих учителей, соблюдает права и свободы обучающихся, согласно Закону РФ «Об образовании», Конвенции о правах ребенка, систематически повышает свою профессиональную квалификацию, принимает участие в деятельности методических объединений и обеспечивает охрану жизни и здоровья обучающихся в период образовательного процесса. Учитель стремиться развить в детях любознательность, привычку преодолевать трудности. Формирует у них потребность в знаниях. Выступает для малышей в роли воспитателя, прививая им навыки общения и поведения в социальной среде. В начальных классах учащиеся получают не только знания, но и учатся учиться и от того, насколько успешным будет этот процесс, зависят их дальнейшие успехи в школе. Профессиональная обязанность учителя — проведение уроков, в процессе которых он обеспечивает изучение учениками новой информации, повторение и закрепление пройденного ранее, контроль и выставление оценок, а также организует самостоятельную работу. Источник |