- Способы запоминания
- Содержание
- Способы запоминания информации
- Преднамеренное и непреднамеренное запоминание
- Механическое, аналитическое и мнемоническое запоминание
- Виды памяти по сенсорной модальности
- Условия эффективного запоминания
- В чём суть нашего подхода
- Свой способ или прием облегчающий запоминание информации
- Зачем нужна мнемотехника для детей
- Использование мнемотехники: три эффективных приёма
- Метод историй
- Метод «Цепочка»
- Метод Цицерона
- Как улучшить процесс запоминания и хранения информации в мозге?
- Сколько информации способен запомнить мозг человека?
- Визуализация – один из самых действенных способов усвоения информации
- Общая картина намного проще запомнится, нежели конкретные детали
- Помните про полноценный сон
- Делитесь полученными новостями с окружающими
- Комбинируйте несколько способов запоминания
Способы запоминания
Содержание
Память — основа интеллекта, залог успешного обучения и карьерного роста. Крупные руководители, успешные предприниматели, известные учёные, художники, полководцы в большинстве имеют блестящую память и, как следствие, развитый интеллект.
Как и любые способности, хорошая память может быть дана человеку от природы. Дети, которые хорошо учатся в школе без особых усилий, — обладатели именно таких природных данных.
Но неверно думать, что если вам не посчастливилось иметь цепкую память, то с этим уже ничего не поделать. Навык быстро и прочно запоминать любую информацию можно сформировать в любом возрасте специальными техниками и регулярными активными тренировками. И наоборот, если не развивать природную память — как и любые другие способности — она теряет свой потенциал и в конечном счёте угасает.
Какие существуют методы тренировки памяти, читайте в нашей статье.
Способы запоминания информации
Про виды памяти мы уже подробно рассказывали, поэтому сейчас разберёмся, из каких «мышц» она состоит и как работает.
Преднамеренное и непреднамеренное запоминание
Другими словами — произвольная или непроизвольная память. Разница лишь в том, что произвольная память подчиняется нашей воле, когда мы заставляем себя что-либо запомнить, а непроизвольная память записывает информацию автоматически, и вам не приходится прикладывать никаких усилий.
Особенно ярко работу непроизвольной памяти можно проследить на воспоминаниях детства — мы часто со всей отчётливостью помним какие-то незначительные эпизоды, но не помним действительно важных событий.
Чтобы ваша память работала бесперебойно, важно понять, как именно происходят все процессы запоминания, а также овладеть специальными техниками и правильно её тренировать.
Механическое, аналитическое и мнемоническое запоминание
Давайте разберём три основных способа запоминания информации.
Это запоминание путём многократных повторений. Та самая зубрёжка, которая до сих пор широко используется в школе и которую мы автоматически применяем в дальнейшем обучении: в вузе или на курсах.
Несмотря на распространённость, этот метод — не самый действенный, так как отнимает неоправданно много времени и не даёт по-настоящему прочного запоминания.
Именно благодаря зубрёжке школьный опыт оставил нам в наследство негативное отношение к любой учёбе. Вспомните, например, с каким трудом приходилось учить иностранные слова, как сложно было их выводить в разговорную речь и как быстро они стёрлись из памяти без практики. Неудивительно, что идея выучить английский во взрослом возрасте, мягко говоря, не вызывает энтузиазма. Но стоит только заменить зубрёжку на более эффективный способ запоминания — мнемотехнику — и нам начинает нравится сам процесс.
Это запоминание с опорой уже на имеющуюся в голове информацию, преимущественно образную.
Чтобы запомнить новый термин мнемотехникой, нужно связать его с яркой запоминающейся картинкой, которая ассоциировалась бы по звучанию. То есть через визуализацию опосредовать название термина с его содержанием.
Например, чтобы выучить, что такое синоним и никогда не путать его с антонимами или омонимами, представьте, что СИнонимы — это подружки, которые СИдят рядом на стульчиках и держатся за руки. Слова, похожие по значению (дружат), но разные по звучанию.
АНТОнимы соедините с образом АНТОшки из детской песенки, который на предложение пойти копать картошку всё время сопротивляется. Так мы запомним, что это слова, противоположные по значению.
А ОМОНимы — это парни из ОМОНА, которые в камуфляже выглядят одинаково, хотя это разные люди. Слова, одинаковые по звучанию, но разные по значению.
В отличие от зубрёжки, мнемотехническое запоминание увеличивает объёмы и скорость запоминания на порядки, то есть в десятки и даже сотни раз.
Это запоминание, когда требуется вникнуть в содержание материала, проанализировать его.
Метод подразумевает, что нужно составить план, выделить микротемы, понять взаимосвязь логических блоков — это работа интеллекта при аналитическом запоминании. Так мы обычно учили теоретическую часть параграфов.
Виды памяти по сенсорной модальности
В зависимости от того, какой канал является ведущим при восприятии информации, память делится на слуховую, зрительную, вкусовую, обонятельную и тактильную (память в ощущениях).
Например, запах духов, которыми пользовалась ваша первая учительница, может неожиданно возродить цепочку детских воспоминаний. Это результат работы обонятельной памяти. А если вспоминается Новый год, когда вы едите мандарины, — значит, сработала вкусовая.
За редкими исключениями зрительный канал является ведущим. Но это не значит, что всё остальные можно упразднить. Их хорошо использовать в качестве вспомогательных.
Например, чтобы лучше запоминать иероглифы, можно не только присвоить им похожие образы (приём мнемотехники), но и «нарисовать» черты в воздухе широкими движениями руки или даже ног и головы. Так вы задействуете тактильную память — память тела.
Условия эффективного запоминания
Чтобы управлять процессом запоминания и добиться хороших результатов, применяйте следующие принципы:
- не пускайте этот процесс на самотёк, применяйте осознанное запоминание;
- укрепляйте память специальными упражнениями — их подборку мы сделали в отдельной статье ;
- откажитесь от зубрёжки в пользу мнемотехники вкупе с аналитическим запоминанием. Например, сначала через образы выучите все термины, формулы и определения параграфа, а потом проанализируйте текст, составьте по нему майнд-карту и снова запомните с помощью мнемотехники.
- помните, что состояние памяти тесно связано с нашим общим физическим состоянием: сбалансированное питание, полноценный сон, отсутствие стрессов и вредных привычек увеличивает способность к запоминанию даже без использования специальных методик.
В чём суть нашего подхода
Наш центр уже 11 лет разрабатывает технологии ускоренного обучения. За это время наши методисты создали более 50 курсов самых разной направленности: от языковых до программ личного развития.
Но в основе каждого из них — развитие навыков запоминания. Любой из курсов, будь то английский или эффективное чтение, прокачивает память, учит пользоваться приёмами мнемотехники и работе с информацией. Выпускники наших курсов отмечают приятные побочные эффекты в виде прокаченной памяти и внимания. Умея запоминать любую информацию быстро и надолго, вы будете учиться с удовольствием и результатом.
Это и есть наш подход, которым мы рекомендуем руководствоваться каждому: приступая к любому новому проекту, всегда начинайте с развития памяти. Удачи!
Источник
Свой способ или прием облегчающий запоминание информации
Мнемотехника, или мнемоника, — это совокупность приёмов, увеличивающих объём памяти и облегчающих запоминание информации.
В основе мнемонического запоминания лежит визуализация — образное конспектирование, во время которого абстрактные понятия получают визуальные, аудиальные или кинестетические воплощения в памяти.
Чтобы в голове возникла ассоциация и сформировались нужные нейронные связи, образ должен быть объёмным и ярким. Ассоциации сугубо индивидуальны и могут быть странными или нелепыми — так даже лучше.
Упражнение 1. Создайте визуальный образ редиски, учителя и удачи. С первыми двумя словами довольно легко: редиска — перед глазами возникает красно-белый овощ с хвостиком; учитель, — скорее всего, вы представите преподавателя, который вам нравится. С удачей сложнее — это довольно абстрактное понятие. Здесь необходимо воспользоваться методом свободных ассоциаций. Первый визуальный образ, который пришёл на ум, когда вы прочли задание, — это и есть свободная ассоциация. Возможно, это будет подкова или колесо фортуны как распространённые символы удачи.
Зачем нужна мнемотехника для детей
До 14 лет у ребёнка идёт формирование абстрактно-логического мышления, и он запоминает преимущественно то, что пережил лично. Мнемотехника же позволяет связывать абстрактные понятия из школьной программы с событиями и явлениями из жизни, упрощая тем самым процесс запоминания.
Регулярные занятия мнемотехникой развивают:
- память и внимательность,
- речь и словарный запас,
- фантазию и творческие способности.
Количество данных, которые нас окружают, растёт ежесекундно. Современному школьнику необходимо уметь работать с информацией: быстро выделять главное, запоминать то, что пригодится в жизни. Мнемотехника как раз и отвечает этим запросам.
Гаяне Курятова, преподаватель мнемотехники, участник проекта
«Удивительные люди».
Овладев искусством ассоциативного запоминания, ребёнок сможет не только лучше осваивать школьную программу, но и успешно работать с дополнительными материалами.
Использование мнемотехники: три эффективных приёма
Приёмы мнемотехники доступны всем, их нетрудно освоить. В этой статье мы рассмотрим несколько популярных техник развития памяти.
Со способами запоминания цифровой информации, текстов, терминов, стихотворений и многого другого вы сможете познакомиться на курсе «Мнемотехника: как легко запоминать». По промокоду MNEMO2021 вы получите неделю бесплатного доступа к курсу.
Метод историй
Суть данной техники состоит в том, чтобы связать слова и определения в один текст. Смешную историю запомнить гораздо легче, чем двадцать абстрактных понятий. Чем более парадоксальным и фантастическим будет рассказ, тем легче он войдёт в память.
- не требует предварительной подготовки,
- тренирует креативность,
- это весело и интересно.
Недостаток приёма заключается в том, что он не подходит для запоминания большого объёма информации.
Упражнение 2. Даны слова: почтальон, тигр, кукуруза, оса, река, сковорода, крестоносец, диван, мармелад, араб, борщ, зубная щётка, дождь, тюльпан, пепел, удача. Придумайте и визуализируйте историю с этими словами. Обязательно добавьте в свой рассказ эмоции и сопереживайте своим героям.
Пример: Почтальон Печкин верхом на тигре скакал через кукурузное поле. Печкин в страхе обернулся назад — за ним гнались разъярённые осы. Вдруг он наткнулся на реку. «Что делать?! — крикнул в пустоту бедный почтальон. — Моста нет!». Но к счастью, поблизости вместо моста была огромная сковорода. Печкин, подгоняя тигра, пробежал по ней. На другом берегу реки крестоносцы уже строили баррикады из диванов, и как только осы стали приближаться, крестоносцы начали сбивать их меткими бросками мармелада. Печкин подбежал к старому арабу — получателю посылки — и передал ему коробку. В ней оказалась тарелка ярко-красного борща, в которой вместо ложки лежала зубная щётка. Неожиданно пошёл дождь. Все подняли головы вверх, мармелад больше не летел в противника. Сначала падали самые обычные капли воды, но потом из грозового облака начали сыпаться тюльпаны. Тысячи тюльпанов медленно опускались, и как только касались земли, тут же превращались в пепел. Удивительно, но из образовавшейся золы получался отчётливый рисунок лошадиной подковы (образ на слово «удача»).
Метод «Цепочка»
Суть данной техники запоминания — соединение образов между собой. Необходимо нанизывать понятия одно на другое, как бусины на цепочку. Важно соединять их ярко и следить за последовательностью. При воспроизведении нужно представлять всю «конструкцию» сразу: снимайте образы с цепочки так же последовательно, как надевали.
- быстрота запоминания,
- можно использовать буквально на ходу.
Недостатком метода является то, что забыв один элемент цепочки, можно забыть всё остальное.
Упражнение 3. Запомните цепочкой слова: лиса, космонавт, кольцо, яблоко, шахматы, учитель, Африка, молоко.
Пример: Рыжая лиса в скафандре (ассоциация с космонавтом), кольцом на лапе и яблоком на носу играет в шахматы с учителем географии (Африка), но не фигурами, а стаканами молока.
Метод Цицерона
Суть данного приёма мнемотехники — создание в воображении пространства с опорными образами. Почему метод наречён именем древнеримского философа, мы уже рассказывали. Другие названия: дворец памяти, метод римской комнаты, метод локусов, чертоги разума.
Необязательно создавать пространство с нуля, можно представлять свою квартиру или комнату. Выберите там несколько опорных образов (телевизор, настольная лампа, холодильник и так далее) и, перемещаясь по часовой стрелке, проложите между ними маршрут.
К каждому опорному образу присоединяйте запоминаемый. Можно не один, а целую цепочку (как в предыдущем методе). Количество информации, которую вы можете запомнить, зависит от размера локации и тренированности.
Образы можно менять, то есть многократно запоминать новую информацию на одни и те же локации. Но если часто использовать одни и те же места, образы начнут путаться. В таком случае локации нужно дать «отдохнуть».
Преимущества метода Цицерона:
- можно запоминать большие объёмы информации,
- запоминание происходит достаточно быстро,
- при повторении образы надолго остаются в памяти.
Недостатком этого метода развития памяти является трудоёмкость.
Упражнение 4. Выделите опорные образы в своей комнате и «привяжите» к ним следующие слова: лягушка, шоколад, кит, футболист, зима, школа, компьютер, виноград, «Фоксфорд».
Источник
Как улучшить процесс запоминания и хранения информации в мозге?
Как улучшить память? В современном мире при стремительном развитии информационных технологий мы почти разучились удерживать в уме нужную информацию. Это обусловлено тем, что не вся информация качественная, и ее много, поэтому постоянно ее нужно сортировать, отсекая бесполезное. Также у каждого в кармане есть смартфон, куда можно вбить список продуктов, записать номер телефона, поставить напоминание в календаре или банально посчитать на калькуляторе.
Скорее всего, многие уже и не помнят, как умножать или делить в столбик, выйти в супермаркет без списка. Да и для продуктивной работы наш мозг и организм в целом требует качественной еды. Поэтому изначально следует задуматься о правильном питании, а потом переходить к методам улучшения запоминания информации.
Исследователи выяснили, что на процесс запоминания информации влияют гормоны, которые производит щитовидная железа. По этой причине нужно повысить содержание в рационе продуктов с большой концентрацией йода – морская капуста и морепродукты (сюда можно отнести тунец, камбалу, лосось, селедку, креветки). Также можно дополнительно пропить витаминные комплексы с высоким содержанием Омега-3.
Сколько информации способен запомнить мозг человека?
У каждого из нас, чтобы усваивать новую информацию, позволяющую гармонично развиваться, скорее всего, есть свои приемы, которые помогают запоминать значительный объем данных. Некоторые каждое утро повторяют пройденный материал, другие отдают предпочтение методике визуализации, а третьим помогает ассоциативный образ. На интуитивном уровне мы понимаем, что данные способы эффективны, но сам принцип их работы нам не понятен.
За счет применения небольших хитростей многие прекрасно выучивают иностранный язык, осваивают игру на музыкальном инструменте, легко запоминают новые рецепты.
Для каждого человека свойственен определенный объем данных, который он способен усвоить. Но постоянный тренинг будет способствовать расширению возможностей памяти. Есть несколько общих простых правил, которые помогут улучшать восприятие различного объема информации. Далее рассмотрим основные.
Визуализация – один из самых действенных способов усвоения информации
Попробуйте визуализировать данные для запоминания. В результате удастся заставить мозг анализировать и быстро запоминать то, что мы увидели.
В ходе исследований было выяснено, что порядка 50% ресурсов наш мозг отдает на обработку визуальных данных. Это касается текста, который понимается нами как комплекс разных буквенных изображений, а также образов, имеющих отличительный цвет. Стоит отметить, что на объекты в движении наш мозг реагирует активнее, нежели на статичные.
Вывод из данного опыта один: можно смело оставлять на полях тетрадей отметки разноцветными маркерами, рисовать диаграммы, графики, которые облегчат запоминание информации.
Общая картина намного проще запомнится, нежели конкретные детали
Мозг вполне может отказаться запоминать новые данные, которые переполнены многочисленными деталями. Ему проблематично не потерять функцию воспринимать постоянный поток информации: сознание перегружается.
Не стоит себя заставлять запоминать все подряд. Лучше акцентировать внимание на конкретных фактах, полезных для вас. Сосредоточьтесь на них, анализируйте, выделите причинно-следственную связь. Это даст возможность обострить восприятие и запомнить новое.
Помните про полноценный сон
Наш мозг намного лучше усвоит новые данные, если до этого своевременно лечь спать и прекрасно выспаться после продолжительного выучивания. Это относится и к дневному отдыху: перегрузив сознание новой информацией, стоит дать себе немного отдохнуть днем и поспать. Так следующий материал будет лучше запоминаться.
Делитесь полученными новостями с окружающими
Недавние исследования показали, что наш мозг намного лучше воспринимает и запоминает данные после того, как их обсудили с другим человеком. Данный прием позволяет более качественно структурировать знания в вашем «хранилище», а значимые моменты будут запоминаться намного проще и быстрее.
Комбинируйте несколько способов запоминания
Если применять только один метод запоминания, то спустя определенное время он утратит свою эффективность. Чтобы повысить действенность усвоения данных, стоит использовать сразу несколько техник. Это не только улучшит запоминание, но также позволит регулярно тренировать разные отделы мозга. Быстрее и лучше запоминать вы научитесь, регулярно используя развивающие память тренажёры Викиум.
Источник