Способы активизации учебной деятельности через разнообразные формы проведения уроков и активные формы обучения
«Способы активизации учебной деятельности через разнообразные формы проведения уроков и активные формы обучения»
Активизация познавательной деятельности учащихся была и остаётся одной из вечных проблем педагогики.
Основной функцией учителя является стимулирование познавательных интересов учащихся, помочь им в самостоятельном поиске необходимой информации, в организации собственной деятельности.
Для активизации познавательной деятельности учащихся на уроке необходимо:
совершенствовать системы усвоения учащимися базовых знаний, умений, навыков;
развивать мотивацию к учению, познавательных интересов учащихся, стремление к осознанному усвоению учебного материала, участию всех учеников в учебной деятельности;
Применять компьютерные технологи в учебном процессе;
Проводить развивающие учебные игры и др.
Как эффективнее организовать учебно- познавательную деятельность учащихся на уроках?
Как создать и поддержать у ученика интерес к познавательной деятельности на уроке?
Всё большее значение в жизни приобретают коммуникативные умения, способность к моделированию ситуаций, приобретению опыта ведения диалога, дискуссий, приобщению к творческой деятельности. В то же время наблюдается снижение интереса к учёбе, интеллектуальная пассивность. Поэтому объясняется особое внимание учителя к использованию методов и приёмов, требующих активной мыслительной деятельности, с помощью которых формируются умения сравнивать, обобщать, видеть проблему, формировать гипотезу, искать средства решения, корректировать полученные результаты.
Необходимость активного обучения заключается в том, что с помощью его форм, методов можно достаточно эффективно решать целый ряд задач, которые трудно достигаются в традиционном обучении:
формировать не только познавательные, но и профессиональные мотивы и интересы, воспитывать системное мышление;
учить коллективной мыслительной и практической работе, формировать социальные умения и навыки взаимодействия и общения, индивидуального и совместного принятия решений, воспитывать ответственное отношение к делу, социальным ценностям и установкам, как коллектива, так и общества в целом.
В педагогической практике используются различные пути активизации познавательной деятельности, основные среди них – разнообразие форм, методов, средств обучения, выбор таких их сочетаний, которые в возникших ситуациях стимулируют активность и самостоятельность учащихся.
Создать из повседневного — удивительное.
О сложном говорить увлекательно, эмоционально.
Учить всему кратко, понятно, основательно.
Наибольший активизирующий эффект на занятиях дают ситуации, в которых учащиеся сами должны:
отстаивать свое мнение и принимать участие в дискуссиях и обсуждениях;
ставить вопросы своим товарищам и преподавателям, рецензировать ответы
Но активности познавательной деятельности, проявленной на уроке, требуется выход и во внеурочные формы работы.
Использование продуктов информационных технологий (презентация, интерактивная доска, видеоматериалы, учебный фильм и др.) вызывает особый интерес, ученики значительно ярче и глубже осознают важность, значимость изучаемых вопросов и оттого относятся к ним с большим интересом.
Сущность и цель нового образования.
Нетрадиционные уроки. Виды нетрадиционных уроков.
Активные формы обучения.
ИКТ (информационные компьютерные технологии).
Чтобы иметь будущее, нужно быть
готовым сделать что-то новое.
В настоящий момент акцент в государственной политике делается на кардинальное решение проблем модернизации содержания и структуры образования, его управления, повышения профессионализма современного педагога.
Сущность и цель нового образования – это развитие общих способностей человека, освоение им универсальных способов деятельности и мышления. Задача поставлена четко и понятно: необходимо совершить скачок от единичных экспериментальных площадок к современной массовой школе (новой школе, инновационной школе).
Что же такое сегодня инновации, «инновационное образование» ? Это когда делаешь «что-то не так», не по схеме, не как тебя учили и не как делают коллеги. Но общество должно развиваться, а значит, инновации неизбежны. Это такое образование, которое создает условия для полноценного развития своих участников; отсюда главный тезис: инновационное образование — это развивающее и развивающееся образование.
Инновации в образовании предполагают новые формы организации обучения детей.
Тема моей работы :
«Способы активизации учебной деятельности через разнообразные формы проведения уроков и активные формы обучения».
География – предмет увлекательный, вызывающий интерес, развивающий мышление, память, речь учеников, углубляющий понимание ими окружающих явлений, общественных событий.
Как повысить интерес у учащихся к изучению школьного курса географии?
В основе проведения уроков в коррекционной школе для учащихся с отклонениями в развитии лежат три задачи: образовательная, коррекционная, воспитательная.
В зависимости от того, какие конкретные образовательные, воспитательные, коррекционно-развивающие задачи ставит учитель, различают традиционные формы проведения уроков и нетрадиционные формы, в основе которых лежат:
принцип эффективности выбора той или иной формы и
принцип целесообразности их использования.
Какой же урок можно считать эффективным?
Главное в уроке – это результат: что дал учащимся урок, насколько они продвинулись в усвоении учебного материала. Значит, оценивая эффективность урока, следует иметь ввиду следующие параметры:
понят ли учащимися теоретический материал,
научились ли применять полученные знания на практике,
сформировались ли навыки по теме урока,
проведена ли учителем коррекционная работа,
проведена ли вытекающая из темы урока воспитательная работа.
Таким образом, эффективность урока — это его результативность .
Для достижения эффективности поставленных целей применяют традиционные формы проведения уроков и нетрадиционные формы проведения уроков.
Форма – это определенный способ построения урока. Учитель может организовать познавательную деятельность учащихся в традиционной и нетрадиционной форме. Структура, содержание, методические приемы традиционного урока строго определенные.
Нетрадиционные уроки отличаются от традиционных необычной структурой, содержанием, приемами педагогической техники. В нетрадиционных уроках представлены не только игровые моменты, но и оригинальная подача материала, занятость учащихся не только при подготовке уроков, но и в проведении самих уроков через различные приемы коллективной и групповой работы.
Нетрадиционные формы проведения уроков уже довольно прочно вошли в жизнь школы. Они дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, а также развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными, самыми необычными источниками знаний.
В процессе проведения этих уроков складываются благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, изложения кратких, но точных выводов. Интерес к работе вызывается и необычной формой проведения урока, чем снимается бесконечная традиционность урока, оживляется мысль. Такие занятия позволяют шире вводить элементы занимательности, что также повышает интерес к предмету.
Наконец, нетрадиционные формы уроков содержат в себе неограниченные возможности в деле ликвидации перегрузки учащихся домашними заданиями путем использования различных способов изучения нового материала на уроке. При этом нисколько не умаляется необходимый уровень разносторонних научных знаний, более того – широко используется дополнительный материал. Эти уроки, как правило, требуют от учащихся сосредоточенной самостоятельной работы и прочных опорных знаний.
Тем не менее, выбирая данный вид уроков, необходимо помнить:
нетрадиционные уроки являются только одним из видов уроков, поэтому их проведение возможно нечасто.
Не всегда содержание учебного материала, темы или тем может быть представлено в нетрадиционной форме.
Данные уроки требуют предварительной подготовки как со стороны учителя, так и со стороны учащихся, поэтому возможности их проведения несколько ограничены. Нетрадиционные уроки приносят пользу тогда, когда им найдено точное место в системе проведения уроков. И, только проанализировав весь материал по предмету, определяется и выбирается форма проведения конкретного урока.
Главное требование к уроку – это достижение цели, усвоение изучаемого материала. Недопустимо ограничивать урок сообщением нового материала и
контролем. При таком подходе основная тяжесть работы ученика падает на домашнее задание, выполнение которых всегда затруднительно и далеко не всегда эффективно. Главнее должно быть усвоено на уроке, иначе успеха в учебе не добиться.
Превращение уроков в пассивное времяпровождение учащихся приводит к колоссальной напрасной трате времени.
Главная задача учителя активизировать уроки, добиться включения учащихся в работу на всех этапах деятельности, заставить ученика трудиться, трудом добывать знания, все 40 минут урока напряженно работать. Учить нужно в классе, на уроке, в школе.
Современная школа должна не только сформировать у учащихся определенный набор знаний, но и пробудить их стремление к самообразованию, реализации своих способностей.
Необходимым условием развития этих процессов является активизация учебно-познавательной деятельности школьников.
Нетрадиционные формы урока можно рассматривать как одну из форм активного обучения. Это попытка повышения эффективности обучения.
Для учащихся нетрадиционный урок-переход в иное психологическое состояние, это другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве.
Такой урок – это возможность развивать свои творческие способности и личностные качества, оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук, это самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду.
Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, науке, а так же развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными, самыми необычными источниками знаний.
В процессе проведения этих уроков складываются благоприятные условия для развития умений и способностей быстрого мышления, к изложениям кратких, но точных выводов.
Интерес к работе вызывается и необычной формой проведения урока, чем снимается традиционность урока, оживляется мысль.
Такие занятия позволяют шире вводить элементы занимательности, что повышает интерес к предмету.
Нетрадиционные формы уроков содержат в себе неограниченные возможности в деле ликвидации перегрузки учащихся домашними заданиями путем использования различных способов изучения нового материала на уроке.
Виды нетрадиционных уроков, которые я применяю:
Подготовка к нетрадиционным урокам стимулирует интеллектуальную активность учащихся, их самостоятельность, способность к творчеству. На таких уроках широко используется ролевая игра, деловая игра. Заданная роль помогает ученику раскрыть себя.
Конечно, нестандартные уроки, необычные по замыслу, организации, методике проведения, больше нравятся учащимся, чем будничные учебные занятия со структурой и установленным режимом работы, больше открывается творческий потенциал учителя, что и повышает интерес и мотивацию к учебной деятельности. Безусловно, нестандартные формы уроков не отменяют и не притесняют традиционную форму обучения, а дополняют и обогащают.
В своей работе также использую активные формы обучения.
К активным формам обучения относятся дидактические игры.
Занимательные вопросы и задания, всевозможные викторины и вечера , помогают учителю географии сделать предмет интересным для учащихся.
На своих уроках с целью активизации знаний, развития познавательных интересов и творческой активности, я использую загадки, ребусы, кроссворды и т.д.
Одной из форм проведения урока является – игра.
Древнейшим средством обучения и воспитания детей является игра. Игры дополняют традиционные формы обучения, способствуют активизации процесса обучения и успешному внедрению в практику педагогики сотрудничества. Игры в сочетании с другими методами и приемами повышают эффективность преподавания географии, делают процесс обучения более интересным, способствуют успешному усвоению изучаемого материала, формируют навыки коллективной работы.
Применяя учебные игры нужно учитывать ряд важных обстоятельств:
проведение учебной игры предполагает намного более тщательную подготовку и организацию урока, чем при использовании традиционных форм обучения.
Учебная игра не достигает своей цели в том случае, если не ставится для учащихся более эмоционально значимой, чем другие формы обучения.
Проведение учебной игры требует от учителя готовности к диалогу с ребенком, готовности быть воспринятым ребенком в качестве естественного партнера по игре, при этом учитель ни на секунду не снимает с себя ответственность за четкое, при необходимости быстрое и жесткое регулирование игровой ситуации.
Игра может способствовать способствует более успешному усвоению и закреплению материала.
В.А.Сухомлинский писал, что «без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития».
Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности.
Практика показывает, что на уроках, где проводится игра, отмечается 100% активизация деятельность учеников.
Формируется интерес к предмету.
Особенность игры — подчиняя всё поведение известным условным правилам, она первая учит разумному и сознательному поведению. Она является первой школой мысли для ребёнка.
Игра есть разумная и целесообразная, планомерная, социально — координированная, подчинённая известным правилам система поведения или затрата энергии. Этим она обнаруживает свою полную аналогию с трудовой затратой энергии взрослым человеком, признаки которой всецело совпадают с признаками игры, за исключением только результатов. Таким образом, при всей объективной разнице, существующей между игрой и трудом, которая позволяла даже считать их полярно противоположными к друг другу, психологическая природа их совершенно совпадает. Это указывает на то, что игра является естественной формой труда ребёнка, присущей ему формой деятельности, приготовлением к будущей жизни.
Польский исследователь Стефан Шуман отмечает, что игра — характерная и своеобразная форма активности ребёнка, благодаря которой он учится и приобретает опыт. Шуман указал на тот факт, что игра побуждает в ребёнке самые высокие эмоциональные переживания и активизирует его самым глубоким образом. Согласно Шуману, игру можно воспринимать как процесс развития, направленный своеобразным образом на формирование наблюдательности, воображения, понятий и навыков.
Лучший способ организовать внимание подростка связан с умением так организовать учебную деятельность, чтобы у ученика не было ни времени, ни желания, ни возможности отвлекаться на длительное время. Интересное дело, интересный урок способны захватить подростка, и он с увлечением работает весьма продолжительное время, не отвлекаясь.
Активная познавательная деятельность — вот что делает урок интересным для подростка, вот что само по себе способствует организации его внимания.
Этого, я думаю, достаточно, чтобы понять, насколько серьёзны научные рассуждения о роли игры в жизни ребёнка (да и взрослого человека тоже).
Вывод таков: игра учит. Следовательно, стоит говорить об игре как средстве обучения.
Автор даёт основное понятие игры как средства обучения и делает такие выводы:
игра — эффективное средство воспитания познавательных интересов и активизации деятельности учащихся;
правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, помогает учащимся выработать речевые умения и навыки;
игра стимулирует умственную деятельность учащихся, развивает внимание и познавательный интерес к предмету;
игра — один из приёмов преодоления пассивности учеников;
В составе команды каждый ученик несёт ответственность за весь коллектив, каждый заинтересован в лучшем результате своей команды, каждый стремится как можно быстрее и успешнее справиться с заданием. Таким образом, соревнование способствует усилению работоспособности всех учащихся.
Как же облечь урок в игровую форму в школьной практике? Здесь великое множество вариантов, но обязательно, соблюдение следующих условий:
соответствие игры учебно-воспитательным целям урока;
доступность для учащихся данного возраста;
умеренность в использовании игр на уроках.
Применяя игровые формы организации урока, мы:
содействуем более эффективному усвоению изучаемого материала;
оцениваем уровень знаний учащихся в эмоциональной приемлемой для них форме;
формируем у учащихся умения работать в команде, вести дискуссию, уважать чужое мнение;
формируем у учащихся умения принимать самостоятельное решение в проблемной ситуации;
создаем вокруг ребенка игровую ситуацию, способствующую разрешению его эмоциональных и коммуникативных проблем, решению актуальных задач его личностного роста.
Практика показывает, что на уроках, где проводится игра, отмечается 100 процентная активизация деятельности учеников.
Соревновательность в работе, возможность посовещаться, реализовать и восполнить острый дефицит времени – все эти игровые элементы активизируют учебную деятельность учащихся, формируют интерес к предмету. Игры предполагают проблемный характер обучения, так как возникают вопросы, на которые нужно дать ответ, ситуации, в которых необходимо найти пути решения, что в итоге приводит к творческому поиску.
Игра не заменяет полностью традиционные формы и методы обучения; она рационально их дополняет, позволяя более эффективно достигать поставленной цели и задачи конкретного занятия и всего учебного процесса. В тоже же время игра повышает интерес обучающихся к учебным занятиям, стимулирует рост познавательной активности, что позволяет учащимся получать и усваивать большее количество информации, способствует приобретению навыков принятия естественных решений в разнообразных ситуациях, формирует опыт нравственного выбора.
На уроке я применяю различные типы игр:
Настольные игры: кроссворды, ребусы, чайнворды, игровые кубики, лото и др. Особенностью настольных игр по географии является наличие игрового правила, в котором заключена игровая задача.
Настольные игры развивают воображение, сообразительность и наблюдательность. В настольных играх всегда имеется элемент соревновательный, в них закрепляются умения применять полученные ранее знания, умения использовать справочную, научно-популярную литературу, географическую карту.
Примеры: «Правильно отбери», «Где это находится?», «Воображаемое путешествие», «Узнай силуэт» и т.д.
Применяются как в учебной, так и во внеурочной работе. Они одинаково интересны для учащихся всех возрастных групп. Эти игры привлекают детей желанием выиграть. Причем важным мотивом для учащихся является мотив коллективного и индивидуального соревнования в игре.
Примеры: Географический – конкурс «КВН», Конкурс знатоков географии, Конкурс «Защита проектов» и др.
Ее основная цель – повысить интерес к предмету, закрепить и углубить знания, получаемые в процессе обучения географии.
Широкий круг вопросов, затрагиваемый на олимпиадах, способствует приобщению школьников к самостоятельной работе.
5 . Ролевые игры по географии.
Ролевые игры предполагают наличие воображаемой игровой ситуации, в которой действуют воображаемые герои.
Примеры: «Путешествие в Австралию», экспедиция на тему «Влажные экваториальные леса Амазонки» и др.
В своей работе я использую ИКТ (информационные компьютерные технологии).
Они повышают качество обучения.
Современный ребенок живет в мире электронной культуры.
Учитель должен стать координатором информационного потока.
Одна из главных задач использования ИКТ – активизация умственной деятельности учащихся, развитие речи.
Освоение компьютерных технологий – требование времени. Это в целом позитивный процесс. Это прекрасное подспорье в образовательной деятельности, это наглядность новой современной формы.
Мир стремительно меняется, и мы не имеем права отставать.
Трудно создавать образ той или иной страны, своей малой Родины, используя лишь текст учебника с небольшим количеством иллюстраций и карт. География должна быть «живой». Мы должны учить образному мышлению, формированию «географической картины мира». Не случайно в 1967 г. Дэвид Трейклер констатировал: «Люди запоминают 10 процентов того, что они слышат, 30 процентов того, что они видят, и 50 процентов того, что они слышат и видят одновременно». Помочь этому смогут компьютерные технологии.
Использование информационных технологий позволяет создать положительную мотивацию и повысить интерес к изучению географии. Использование визуальных методов при работе с ИКТ способствует развитию у учащихся зрительной памяти. Но не менее важен и эмоциональный фактор, который проявляется при использовании ИКТ на уроках. Он способствует развитию творческого потенциала учителя и ученика.
Уроки с использованием компьютерных технологий позволяют сделать их более интересными, продуманными.
Способствуют активизации познавательной сферы обучающихся, успешному усвоению учебного материала.
Сегодня в школе резко возросла роль компьютера и Всемирной информационной сети Интернет. Создание тандема «учитель плюс компьютер» делает учебный процесс более привлекательным. Благодаря анимации, звуковым и динамическим эффектам, учебный материал становится запоминающимся, легко усваиваемым. Компьютер оказывает помощь учителю и в систематизации дидактического материала, экономит время на оформление документации, позволяет делать это в соответствии с требованиями сегодняшнего дня.
Невозможно обойтись без компьютера и в оформлении учебного кабинета.
Прогрессивным шагом в обновлении содержания образования стали уроки с применением ИКТ. Учебные занятия с использованием электронных
пособий, презентаций, тестов, виртуального эксперимента, ресурсов сети Интернет представляют собой сплав новых информационных технологий с традиционными педагогическими методиками.
Школьники при этом ощущают себя активными участниками процесса обучения, получают новые навыки, умения, анализируют, сопоставляют, делают выводы, то есть находятся в постоянном поиске. При последовательном педагогическом руководстве ученики вовлекаются в процесс самообучения.
В настоящее время, когда большая часть образовательных учреждений всего мира получили доступ к информационным ресурсам Всемирной сети Интернет, реальностью стало использование компьютерной техники в обучении. Все более пристальное внимание педагогов и исследователей уделяется эффективности использования новых информационных и компьютерных технологий в учебном процессе.
Есть разные мнения учителей о целесообразности использования компьютерных технологий в обучении географии. Я вижу неподдельный интерес у учащихся к работе на компьютере и повышенный интерес к решению различных географических задач.
Ведь обычно урок географии, как и, впрочем, любой другой, часто сводиться лишь к «прохождению» школьной программы, причём преимущественно с использованием объяснительно – иллюстративного метода: делай как я (посмотри – повтори – запомни).
В нашем обществе, в нашей культуре, во всей нашей жизни за последние 5 лет произошел огромный перелом и совершенно естественно, что нынешние учащиеся очень сильно отличаются от своих сверстников, скажем пятилетней давности. Они намного лучше умеют работать с современными средствами информации — компьютерами, сетью Интернет, и соответственно их мышление и взгляд на мир сильно изменились, они отличаются большей независимостью мышления, куда меньше отягощены.
В процессе работы сделали выводы, что использование информационных моделей даёт возможность:
самостоятельно разобрать материал, используя подсказки и текстовые справочники;
проводить контроль учащихся;
расширить знания по справочникам;
составить индивидуальную программу обучения для каждого ученика.
научить владеть эффективными готовыми программами, позволяющими решать очень разные задачи.
Включение информационных технологий делает процесс обучения технологичнее и результативнее. Да, на этом пути есть трудности, есть ошибки, не избежать их и в будущем. Но есть главный успех — это горящие глаза учеников, их готовность к творчеству, потребность в получении новых знаний и ощущение самостоятельности. Компьютер позволяет делать уроки, не похожими друг на друга. Это чувство постоянной новизны способствует интересу к ученью. Следовательно, уже сегодня необходимо продумать, обсудить и начать решать те вопросы, которые станут повсеместно актуальными послезавтра.
В сложном и многогранном процессе повышения эффективности обучения и воспитания учащихся важная роль принадлежит органическому единству и тесному взаимодействию учебной и внеклассной работы.
Учителей географии всегда отличало стремление расширить круг обязательных знаний по предмету за счет внеклассной работы.
Успех обучения во многом зависит не только от выбора эффективных методов и форм обучения в классе на уроке, но и от организации внеклассной работы по предмету. Опытные учителя знают, что очень часто интерес к предмету, выбор профессии происходит под влиянием внеклассной работы.
Результаты творческих поисков учителей географии помогли накопить богатый опыт по внеклассной работе. Изучение учащимися географии вне рамок учебного плана и требований школьной программы отличается, прежде всего, от урока, как основной формы организации процесса обучения по географии и главного элемента классно-урочной системы. Внеклассная работа строится по сравнению с уроками на ином географическом материале, проводится в иных организационных формах и в большей степени основывается на самостоятельности учащихся и проводится во внеклассное время
Образовательные и воспитательные задачи внеклассной работы по географии определяются общими целями и задачами обучения по предмету. Важнейшей задачей внеклассной работы по географии является формирование у учащихся черт личности: взаимопомощи, дружбы, умения работать в коллективе и др.
Одна из задач внеклассной работы по географии состоит в обогащении школьников новыми, интересными фактами, понятиями, отражающими различные стороны жизни природы и общества.
Важнейшей задачей внеклассной работы с учащимися по предмету является усиление их интереса к географической науке. Развитие познавательного интереса к географии на основе внеклассной работы обеспечивается привлечением средств занимательности, знакомством с важнейшими достижениями науки, экскурсиями в природу и на производство.
Внеклассная работа по географии тесно взаимосвязана с уроками. Как показали исследования педагогов, интерес к учебной деятельности развивает у школьников познавательные интересы, которые характеризуются стремлением учащихся к глубокому познанию нового в данном предмете, желания не оставаться на поверхности явлений.
Во взаимосвязи учебной и внеклассной работы ведущее место принадлежит учебной.
Внеклассная работа по географии связана с деятельностью в определенном коллективе. Совместная работа, познание ценности собственного труда и труда своих товарищей воспитывает у учащихся такие качества, как дисциплинированность, товарищество, взаимопомощь. Поэтому значение внеклассной работы сводится не только к расширению кругозора школьников и углублению знаний по предмету, подготовки их к будущей профессиональной деятельности, но и играет большую роль в становлении таких личностных качеств, как самостоятельность, целеустремленность, умение организовать свою деятельность.
Значение внеклассной работы в учебно-воспитательном процессе общеобразовательной школы непрерывно возрастает, так как она способствует более тесному увязыванию теоретических знаний с жизнью, с практикой; формирует профессиональные интересы учащихся. Реализация углубленного подхода к изучению науки через разнообразные формы внеклассной работы позволит развить творческие способности учащихся с учетом их индивидуальных особенностей, выработать устойчивый интерес к пополнению знаниями, стремление работать, научить учащихся самостоятельно пользоваться различными источниками географической информации.
Содержание и педагогические требования к внеклассной работе по географии.
Внеклассная работа во многом определяется особенностями содержания программы по данному предмету.
В содержании внеклассной работы можно выделить два основных направления:
1) углубление основных вопросов содержания школьного курса, вызывающих большой интерес у школьников, имеющих большое образовательно-воспитательное значение;
2) формирование умений и навыков исследовательского характера при проведении практических работ на местности, при работе с различными источниками информации в классе, при использовании приборов, а также ПК.
Следует отметить, что и в том и в другом направлении развиваются умения школьников самостоятельно добывать знания, применять их на практике.
Особенностью внеклассной работы по географии является осуществление межпредметных связей с различными школьными предметами: биологией, историей, физикой, химией, литературой и др. Реализация межпредметных связей во внеклассной работе приводит к интеграции и целостности, комплексности в содержании и организационных формах, позволяющих выразить общее в целях всестороннего развития личности. Интеграция форм и средств во внеклассной работе на базе крупных мероприятий, решающих не одну, а несколько воспитательных задач, позволяет формировать у учащихся обобщенные мировоззренческие идеи. Кроме того, реализация межпредметных связей на уровне деятельностном позволяет более успешно решать задачу формирования общеучебных умений, вооружать школьников знанием способов действий, а это значительно повышает их самостоятельность.
Доля самостоятельной работы учащихся на внеклассных занятиях должна быть значительна, но, чтобы не превратить внеклассную работу в подобие и продолжение уроков, надо заботиться о разнообразии форм и методов организации этих занятий.
Во внеклассной работе по географии важно соблюдать следующие педагогические требования:
общественно полезная направленность;
современность содержания и форм внеклассной работы;
Источник