Сущностные черты политической власти способы принуждения

1.2. Сущностные черты политической власти.

Сущностные черты политической власти

К таковым следует относить:

суверенитет, что означает независимость и неделимость власти.

авторитетность власть , т.е. общепризнанное влияние субъекта власти во всех сферах жизнедеятельности общества;

принудительных характер власти ( убеждение , подчинение , приказание , господство , насилие) ;

всеобщность власти , которая означает функционирование власти во всех общественных отношений и политических процессах.

Политическая власть , как и любая власть , означает способность и право одних осуществляют свою волю в отношении других , повелевать и управлять другими. Но вместе с тем она имеет в отличие от других форм власти свою специфику. Её отличительными признаками являются:

Верховенство , обязательность её решений для всего общества и , соответственно , для всех других видов власти . Она может ограничить влияние других форм власти , поставив их в разумные границы , либо вообще устранить их;

Всеобщность , т.е. публичность . Это означает , что политическая власть действует на основе права от имени всего общества;

Легальность в использовании силы и других средств властвования в пределах страны ;

Моноцентричность, т.е. существование общегосударствен-ного центра ( системы властных органов) принятие решений;

Широчайший спектр используемых средств для завоевания , удержания и реализации власти 6 .

Основными элементами власти являются её субъект , объект , а также средства (ресурсы).

Субъект власти воплощает в себе её активное , направляющее начало. Им может быть личность , орган , организация , социальная общность и др. Для реализации властных отношений субъект должен обладать рябом таких качеств , как желание властвовать и воля к власти . Помимо этого субъект власти должен быть компетентным , должен знать состояние и настроение подчиненных , обладать авторитетом.

Субъект определяет содержание отношения через:

приказ (распоряжение) как властное повеление подчиниться воле субъекта власти;

подчинение как поведение частной воли власти:

наказание (санкции) как средство воздействия на отрицания господствующей воли;

нормирование поведения как совокупность правил в соответствии с всеобщим интересом.

От приказа , характера содержащихся в нем требований во многом зависит отношения к нему объекта ( исполнителей) – второго важнейшего элемента власти. Власть – всегда двустороннее отношение взаимодействие субъекта и объекта. Власть не мыслима без подчинения объекта . Где нет объекта , там нет власти .

Масштабы отношения объекта к субъекту власти простираются от ожесточенного сопротивления , борьбы на уничтожения до добровольного , воспринимаемого с радостью повиновения .

Специфическим признаком власти как общественного явления выступает доминирование властной воли , а не просто влияние . Власть связана с общественной организацией, она есть качество , внутренне присущее организацией общество. Следует видеть различия между властью организацией (на первых ступенях развития человеческого общества) и организацией власти (в классовом обществе).

Не последнее место в понимание власти как явления, связанного с процессами , происходящими в жизни общества , занимает такое понятие как легитимность. Власть – понятие правовое , означающее созидание ценностей согласно общественным интересам ; это законное право принимать решение , которым люди обязаны подчинятся , легальное право использовать принуждение во имя торжества законов. Власть чрезвычайно необходима для достижения целей , ибо государственная политика вряд ли будет эффективна , если не соблюдаются правила , установленные для реализации этой политики. Именно потому , что легитимность играет важную роль , правительство стремится обосновать свою власть , опираясь на определенные принципы. В сущности , правительство пытается создать ситуацию , в которой решения признавались и соблюдались бы «не на страх , а на совесть» , с верой в нравственную правоту решений и законов. Правительство не могут рассчитывать на длительное существование и эффективную деятельность , полагаясь только на насилие . Необходимо добровольное согласие , скрепленное уважением законности .

Читайте также:  Способы производства электроэнергии презентация

М.Вебер в свое время предложил классическую теорию , объясняющею социокультурные основания легитимности власти 7 .

Власть может приобретать законность благодаря традиции. Такую власть М.Вебер характеризует как традиционную власть. В этом случае повинуются потому , что «так всегда было». Традиционное господство имеет место в патриархальных обществах , организованных по подобию семьи , где повиновение отцу главе рода , является естественной реакцией на политический порядок.

Авторитет носителя харизматической власти – это авторитет какого – то необычного личного дара – харизмы. М.Вебер отмечает, что харизмой следует, называет качество личности признаваемое необычайным. Благодаря этому качеству она оценивается окружающими как одаренная сверхъестественными или , по меньшей мере , специфически особыми силами и свойствами , недоступными другим людям . Такая личность рассматривается как бы посланной богом . В российской истории мы легко найдем примеры харизматического авторитета. Это авторитет таких большевистских лидеров , как Ленин , Сталин , Троцкий и д.р.

Источник

3. Основные черты политической власти и принципы ее функционирования

политическая власть авторитарный тоталитарный

Основными чертами политической власти являются:

— верховенство, обязательность её решений для всего общества и, соответственно, для всех других видов власти. Она может ограничить влияние других форм власти, поставив их в разумные границы, либо вообще устранить их;

— всеобщность, т.е. публичность. Это означает, что политическая власть действует на основе права от имени всего общества и обязательна для всех;

— легальность в использовании силы и других средств для обеспечения организованного принуждения в пределах страны;

— моноцентричность, т.е. наличие единого общегосударственного центра (системы властных органов) принятия решений;

— широчайший спектр используемых средств для завоевания, удержания и реализации власти (многообразие ресурсов).

Для осуществления политической власти необходимо: доминирование властной воли; наличие особого аппарата управления; монополия на регламентацию жизни общества; право на принуждение в отношении общества и личности; легитимность; суверенитет.

Функционирование политической власти осуществляется на базе таких общепризнанныхпринципов, как легитимность и суверенитет. Они характеризуют политическую власть с разных сторон:

1) с точки зрения выделения внутри нее главного звена – государства (государство является центральным институтом политической власти и имеет право и обязанность говорить от имени народа и всего организуемого им сообщества);

2) с точки зрения определения правомерности использования тех или иных средств, включая принуждение, при достижении политических целей [7].

Важнейшим принципом функционирования власти, обеспечивающим ее стабильность, является ее легитимность, которая означает признание массами правомерности данной власти, добровольное подчинение масс предписаниям существующей политической власти, когда большинство граждан без внешнего принуждения исполняют их по своей воле. Этимологически понятие «легитимность» образовано от латинского термина legalis — законный. Современное понимание легитимности власти заключается в том, что такая власть основана на взаимном согласии управляющих и управляемых.

При определении сущности легитимности в политологии различают два подхода: нормативный и функциональный. При нормативном подходе основой легитимности считаются традиции, законы и мораль соответствующего общества. Поэтому в данном случае легитимность определяется как соответствие политических институтов и отношений определенным традициям, законам и правилам. Функциональный подход рассматривает легитимность как внутреннее свойство самой власти, выражающееся в ее способности обеспечить стабильное функционирование политических и социальных институтов и убедить население в том, что эти институты в наибольшей степени соответствуют состоянию общества и интересам народа. Иными словами, легитимность здесь определяется как способность политической власти сформировать стабильную систему государственного управления [4].

Читайте также:  Лабораторные способы получения углеводородов крекинг гексана реакция вюрца

Многообразие возможностей различных политических субъектов устанавливать и поддерживать какую-либо систему правления предполагает также соответствующие типы легитимности. В политологии вопрос о типах легитимности был разработан немецким социологом М. Вебером, который выделил три типа легитимности: традиционный, харизматический и легально-правовой (рис.3.1).

Рис.3.1 — Типология легитимного господства по М. Веберу1

Понятие «легитимность», введенное в политологию М. Вебером, трактуется как правомочность власти, ее поддержка со стороны общества, проявление лояльности к власти со стороны граждан. Вебер утверждал, что характер легитимности власти (господства) определяет ее природу. Согласно веберовской теории, существуют три типа легитимного господства.

Традиционный тип господства характеризуется подчинением общества власти в силу традиций, обычаев и привычки. Основными разновидностями традиционного господства ученый считал патриархальную и сословную. Патриархализм (существовавший еще в Византии) отличался личным характером господства. Как правило, подданные непосредственно зависели от воли своего владыки, который осуществлял непосредственный контроль за исполнением своих распоряжений. Однако по мере расширения географического пространства, на которое распространялась власть, осуществлять личный контроль становилось все сложнее. Поэтому главное лицо было вынуждено назначать своих «наместников», которые от его имени осуществляли власть на местах. Со временем образовывалось целое сословие, главной функцией которого становилось управление. Такая разновидность господства и обозначалась Вебером как сословная.

Харизматический тип господства (от греч. charisma – божественный дар) основывается на вере в необыкновенные качества, свойства личности. Харизматическое господство возникает в условиях социально-политического кризиса. Он способствует появлению вождей, идущих навстречу духовным потребностям масс, приписывающих вождям необыкновенные свойства. Вожди подобного рода всегда стремятся подорвать основы существующего социального порядка и отличаются политическим радикализмом. Вебер рассматривал харизму как «великую революционную силу», способную внести изменения в лишенную динамизма структуру общества.

Рационально-легальный тип господства основывается на убеждении в необходимости подчинения принципам правового порядка и юридическим нормам. В отличие от двух предыдущих типов господства, которые носили личный характер, легальный тип господства отличается деперсонифицированным характером. В этом случае господства общество и отдельные индивиды подчиняются не конкретным лицам, а абстрактным нормам – законам [3].

Легитимность политической власти выступает важным фактором политической жизни, поскольку поддержка обществом власти, демонстрация доверия к ней определяют ее эффективность. И наоборот, слабое убеждение граждан в законности политической власти составляет одну из причин ее нестабильности. К способам легитимации относятся убеждение (воздействие на политическое сознание); приобщение (участие во властвовании, предоставление привилегий); традиционализм (апелляция к стереотипам мышления и поведения; не исключена также и возможность применения силы).

Источник

10 Вопр. Понятие, основные черты и функции политической власти. Легитимность власти.

Власть в общем смысле-спсобность и возможность осуществлять свою волю,оказывать решающее воздействие на деят-сть и поведение людей с помощью различного рода ср-в:права,авторитета,воли.

Власть-это и цель и ср-во политики.

Политическая власть- это реальная возможность и способность данного класса или группы проводить в жизнь свою волю,выраженную или выражаемую в политич.и правовых нормах.

Читайте также:  Учет это способ систематизации

1.Пол.власть затрагивает интересы больших групп людей,всегда носит общественный хар-р.

2.Проявляется в наличии особой группы спец.слоя людей,профессионально занятых управленческим трудом.

3.Выражается в руководстве об-ва со стороны экономически господствующих классов,слоев.

4.Влияет на людей через убеждения,традиции,эмоции,принуждения,вплоть до прямого насилия.

5.Выражается через функционирование политич.институтов,внутри кот.она распределяется.

6.Проявляется в пр-се подготовки,принятия и реализации политич.отношений.

СПОСОБЫ классификации властей:

1.по основному назначению:законадательная,исполнительная,судебная.

2.по сфере функционирования:эк-кая,соц-ная,правовая,военная,информационная.

3.по общественно-эк-кой формации:рабовладельческая,феодальная,буржуазная,социалистич.

1.Стратегическая-выработка стратегии управления об-вом.

2.Разработка и принятие конкретных решений по основным направлениям развития об-ва.

3.Оперативное управление и регулирование об-нных пр-сов с помощью имеющихся ресурсов,не исключая принуждение и насилие.

4.контрольная-контроль за важным направлением развития об-ва и за становлением его стабильности.

Легитимность означает признание населением данной власти, ее права управлять. Легитимная власть принимается массами, а не просто навязывается им. Массы согласны подчиняться такой власти, считая ее справедливой, авторитетной, а существующий порядок наилучшим для страны.. Легитимность власти означает, что ее поддерживает большинство, что законы исполняются основной частью общества. Очевидно, что легитимность может быть как завоевана, так и потеряна. Сроки завоевания элитой легитимности различны в зависимости от обстоятельств, а ее потеря вызывается различными причинами. Типология легитимности, введена Максом Вебером, который выделил три основные принципа: традиция, харизма, легальность.

Традиционная власть основана на вере в священный характер норм, обычаев, традиций, которые рассматриваются как нерушимые. Традиционная власть была характерна для древних восточных империй (Египет, Вавилон, Персия, Китай), для средневековой Европы.

В модернизирующемся обществе распространен харизматический тип властвования. Харизма означает особый дар, призвание, божественный дар, которым обладает лидер, по сути, это сверхчеловек с особыми качествами .Харизматический тип властвования развивается в условиях, где нет свободы, в революционных условиях. Харизматический авторитет не связан нормами или правилами.

Легальная власть основывается на признании юридических норм, конституции, которые регулируют отношения управления и подчинения. Эти нормы открыты для изменений, для чего имеются установленные законом процедуры.

11 вопр. Субъекты, объекты и ресурсы политической власти.

Механизм и ресурсы осуществления политической власти.

СУБЪЕКТЫ-носители-это активная , действующая величина в с-ме власти от кот.исходят приказы,указания,команды и распоряжения.

1.гос-во и его институты

2.политич.элиты и их лидеры.

ОБЪЕКТЫ-это явления,предметы,органы,учреждения,предприятия и население в целом на руководство кот. по законным или подзаконным актам направлена деятельность властей.

ИСТОЧНИКИ ВЛАСТИ-понимаются те основания на которых строится и держится дання власть(авторитет,сила,престиж).

РЕСУРСЫ-это возможности,ср-ва,потенциал власти,кот. могут быть эффективно задействованы для решения той или иной задачи,проблемы,следовательно,это вообще взможности данной власти в конкретной области.Ресурсы власти проявляются как неочевидные возможности или способности,кот. могут проявиться к оредел. условиям(принуждения,страх,информация). Различные ресурсы используются субъектами власти обычно в комплексе, хотя каждый тип ресурсов имеет свои условия реализации и предел эффективности, наиболее удобные объекты и время действия. Так, для убеждения наиболее предрасположена молодежь. Оппозиционные силы больше опираются на недовольных. Во времена революций, войн чаще используется насилие.

Формой общественной организации власти является господство. Господство определяется как механизм осуществления власти, который принимает форму социальных институтов и предполагает деление общества на господствующие и подчиненные группы, иерархию и социальную дистанцию между ними, выделение особого аппарата управления. Господство – это политический порядок, при котором одни командуют, а другие подчиняются, хотя первые могут находиться под демократическим контролем вторых..

Источник

Оцените статью
Разные способы