Существуют следующие типы высказываний по способу изложения
Старинные риторики учили, что повествование занимается действием, описание – предметом, рассуждение – отношением предметов и действий. Повествование обязано своим происхождением памяти, описание – внешним чувствам, рассуждение – уму и чувствам. Получив в наследство от классической риторики стройное и универсальное учение о способах изложения, лингвистика и поэтика (раздел литературоведения, изучающий структуру литературного произведения) долгое время довольствовались этими традиционными и достаточно общими представлениями о структуре текста. Однако способы изложения не поддавались той степени формализации, к которой стремились лингвисты, изучая язык как систему. И в то же время именно универсальность категорий «повествование», «описание», «рассуждение» не представлялась перспективной литературоведам. Современные исследования в области стилистики и теории текста сделали очевидным необходимость вернуться к столь ясным, казалось бы, представлениям о строении речи и уточнить их. Академик В.В. Виноградов выделял как одно из перспективных направлений современной лингвистики учение о типах композиционно-словесного оформления замкнутых в себе произведений как особого рода целостных структур [1]. Сегодня мы рассматриваем способы изложения как функционально-смысловые типы речи, воплощающиеся в структурные единицы текста, которые характеризуются смысловой целостностью, структурной завершённостью, организацией по определённой схеме, графической оформленностью [2]. Функционально-смысловой подход к тексту литературного произведения позволяет редактору объединить в ходе анализа текста лингвистическую и литературоведческую методики.
Наблюдения над живой речью и соответственно над текстом убеждают в том, что речевые конструктивные формы чрезвычайно разнообразны. Традиционная трёхкомпонентная (повествование, описание, рассуждение) схема, бесспорно, справедлива и достаточна при рассмотрении редактором текстов художественных произведений. Однако многие редакторы – и таких большинство – имеют дело с материалами информационными, справочными, литературой научной, научно-популярной, учебной, работают в широкой и разветвлённой системе средств массовой информации. Применительно к этой практике схема нуждается в дополнении и уточнении. Своё место в ней должно найти сообщение, структура которого обычно предопределена хорошо известной всем журналистам формулой – ответом на вопросы: что? где? когда?; информационное описание, которое отражает не только внешние признаки предметов и явлений, но и знание существенных, часто недоступных внешнему, чувственному восприятию свойств; умозаключение – выведение нового суждения из суждений известных, не осложнённое агитационными задачами. Научно-техническая революция, интерес к проблемам социальным, небывалая общественная активность, присущие нашему времени, обогатили речевой обиход огромным количеством новых понятий и терминов, которые редактору надо уметь ввести в текст и оценить их целесообразность и точность. В связи с этим возникла необходимость специально рассмотреть такие тексты, в которых раскрывается содержание понятий, даётся их определение и объяснение.
Система видов текста, характерных для материалов массовой информации, может быть представлена следующим образом*:
Изобразительные виды текста | Логизированные виды текста | ||
---|---|---|---|
повествование | описание | рассуждение | объяснение |
сообщение | информационное описание | умозаключение | определение |
Структура текстов первого ряда типична для материалов убеждающих, агитационных, рассчитанных на эмоциональное воздействие. Композиционные приёмы их организации близки к принятым художественной литературой. Здесь ясно прослеживается риторическая традиция, а отсюда закономерен подход к анализу формы «по закону читателя».
Во втором ряду – тексты информационных материалов прессы, официальных документов, научных публикаций. Для них характерны стереотипы композиции, отсутствие дополнительных композиционных включений. Предметом и повествования и сообщения служит событие, но сообщение не прослеживает ни движения событий во времени, ни их развития. Описание и информационное описание фиксируют признаки предметов и явлений, но в отличие от традиционных описаний, свободных в выборе приёмов их построения, описания информационные строятся по определённой схеме. Умозаключение как вид текста в отличие от рассуждения, богатого по своим изобразительным и конструктивным возможностям, имеет в своей основе строгую логическую формулу. В информационных публикациях умозаключение обычно представлено его сокращённой формой – энтимемой.
Определение раскрывает содержание понятий в обобщённой форме, тогда как объяснение понятий служит цели выявить более ясное и отчётливое представление о предмете или явлении (форма его свободна).
Следует подчеркнуть, что всё сказанное выше относится к монологической форме изложения. Монолог как форма построения речи от первого лица наиболее обусловлен функционально в журналистском произведении. Он представляет основной массив публицистической речи как «организованная система облечённых в словесную форму мыслей» [3]. Форма речи, для которой характерна смена высказываний двух (диалог) или нескольких (полилог) персонажей, в текстах массовой информации присутствует обычно как включение в основной монологический текст. Исключение представляют лишь тексты интервью и бесед. Причём в материалах первого ряда диалог и полилог служат средством выразительности. Взаимодействие монологических и диалогических форм речи – актуальная проблема для редактора публицистических произведений.
———-
1. См.: Виноградов В.В. К построению теории // Поэтика. Вып. 3. Л., 1927. С. 12.
2. См.: Одинцов В.В. Стилистика текста. М., 1980. С. 104.
* В основу группировки положена схема, предложенная В.В. Одинцовым в его книге «Стилистика текста» (М., 1980. С. 93).
3. Щерба Л.В. Избранные работы по русскому языку. М., 1967. С. 115.
(с) Накорякова К.М.
Литературное редактирование. — М.: Издательство ИКАР, 2004. – Глава VI. Способы изложения и виды текста.
Источник
Виды изложений и их классификация
учебно-методический материал по русскому языку по теме
Материал рассчитан на учителей начальной школы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gusenkova.doc | 80 КБ |
Предварительный просмотр:
Виды и изложений и их классификация
Изложение — общее название работ, связанных с воспроизведением чужого текста.
Уже дореволюционной методикой выделялись изложения полные, сокращенные, изложения — извлечения, изложения с заменой лица (М.Чистяков, И.Срезневский, В.Чернышев, М. Ольшамовский). Но вопрос о классификации изложений был поставлен несколько позже.
Виды изложений выделяют с учетом разных оснований. Специально вопрос о классификации изложений в методике русского языка рассматривался Е.А. Бариновой. Она предполагает делить изложения по трем основаниям: по цели проведения (обучающее, контрольное), по характеру текстового материала (повествовательный характер с элементами описания, изложения описания, рассуждение, характеристики), по способу передачи содержания ( изложение полное или подробное, близкое к тексту, сжатое, выборочное и т.д.). Т.А. Ладыженской сделана попытка дать наиболее исчерпывающую классификацию изложений. Она предлагает классифицировать изложения:
- по отношению к объему исходного текста: подробные и сжатые изложения
- по отношению к содержанию исходного текста: полные, выборочные, с
- по осложненности языковым заданием: с лексикой, грамматическими,
стилистическими и др. заданиями;
- по восприятию исходного текста: изложение прочитанного, услышанного,
воспринятого на слух и зрительно;
- по степени знакомства с исходным текстом: изложение незнакомого текста
и знакомого, известного учащимся. [1]
В методических пособиях и практике работы выделяются другие основания классификации изложений, например: по характеру содержания текста (о школе, спорте и т.д.), по объему текста, изложение с использованием наглядных пособий и без них (иллюстрации и т.п.).
Для практики обучения речи важно выделить значимые основания классификации. Таких оснований два:
- способ восприятия текста;
- характер его воспроизведения.
По способу восприятия текста изложения делятся на:
а) изложения, в которых текст воспринимается на слух;
б) изложения, в которых текст воспринимается зрительно;
в) изложения, в которых текст воспринимается на слух и зрительно.
Тот или иной вид восприятия может подкрепляться дополнительными средствами наглядности (иллюстрации, картины, диапозитивы). Замечено, что восприятие читающего более сосредоточено, чем восприятие слушающего. По характеру воспроизведения текста различаются:
Содержание воспроизводится полно, со всеми подробностями; сохраняется тип текста, его композиция и языковые особенности.
Этот вид изложения чаще всего используется в начальной школе. В период обучения грамоте работа проводится так: текст читается не более двух раз, чтобы ребята не заучивали его наизусть. Затем проводится беседа. Ее назначение — выявить, все ли дети правильно поняли, добиться полного осознания прочитанного. Дети устно по вопросам пересказывают текст. Чаще всего в первых двух вопросах заложена основа для ответа, они служат образцом, опорой для того предложения, которое составляют учащиеся. Третий вопрос требует полной самостоятельности. Например, текст «Марина и Мурка»:
- Кому Марина налила молока?
- Что сказала Марина?
- Что было дольше?
Одно предложение выбирается для записи, в данном случае — «Мурка лакала молоко». Перед записью проводится анализ и синтез каждого слова. Запись производится на доске или на наборном полотне. Записывают сами ребята.
По мере продвижения в учебе первоклассники пишут все большие по объему изложения. К концу первого полугодия могут записать текст из 10-12
Во 2-ом классе наряду со свободной формой изложения применяется его простейшая форма по плану. (План составляется из заголовков отдельных частей рассказа).
Во 2-ом классе работа над подробным изложением усложняется. «Учитель подбирает текст для изложения таким образом, что бы ознакомить школьников с новым для них особенностями в области логики, лексики, синтаксиса, композиции текста, с повествованием, элементами описания».*
2. Изложения выборочные.
Воспроизводится не весь текст, а его часть, связанная с определенной темой. Тип текста, его композиция могут изменяться.
3 Изложения сжатые.
Передается главное, детали и подробности опускаются. Тип текста может быть сохранен или изменен в зависимости от объема и характера сжатия.
В 1 -ом классе нельзя требовать от детей краткого пересказа, это им не по силам. Во 2-ом классе подготовка состоит в следующем: учитель, а чаще сами ребята читают текст 1-2 раза, после чего в ходе коллективной беседы выявляется главное — то, что необходимо отметить в сжатом изложении, и то, что можно опустить. На первых порах нужна серьезная устная подготовка, она проводится на уроках чтения. Постепенно устная работа сокращается, уступая место самостоятельной работе.
Обучение сжатому изложению предполагает предварительное усвоение приемов сжатия текста. Таких правил два:
- переформулировка;
- исключение несущественной информации.
Предварительная подготовка сводится к усвоению этих приемов на различном
4.Изложение с творческим заданием.
Такое изложение предполагает внесение изменений в содержание или композицию исходного текста — замену лица рассказчика, дополнение текста, перестановка частей. Тип текста, его язык, особенности могут сохраняться или заменяться в зависимости от характера задания. Данное изложение вводится со 2-го класса. Предполагает полное понимание содержания и образов прочитанного текста.
*Львов М.Р. «Речь младших школьников и пути ее развития» М., «Просвещение», 1985 стр.105
Каждому из названных видов принадлежит особое место в общей системе работы по формированию коммуникативных умений.
Так, если при подробном изложении совершенствуется умение раскрывать тему и основную мысль высказывания, используя готовые языковые средства, то при выборочном изложении формируется умение собирать и систематизировать материал к высказыванию по такому источнику как книга, находить «свои» языковые средства для связи отобранного материала. Работая над сжатым изложением, школьники учатся выделять главное и существенное в высказывании. Изложения с дополнительным творческим заданием приучают к самостоятельному определению композиции высказывания, отбору и использованию языковых средств.
Виды изложений по-разному воздействуют на мыслительную деятельность учеников. При подробном изложении идет осмысление временных, причинно- следственных, пространственных отношений. При выборочном и сжатом воспроизведении текста ученики выделяют одну часть материала и отвлекаются от другой, что развивает такую мыслительную операцию, как абстрагирование. Изложения с творческим заданием развивают воображение и активизируют творческую мысль школьников.
Говоря о классификации и видах изложений, следует особо сказать об изложениях с грамматическими заданиями.
Изложения с грамматическими заданиями — это изложения при выполнении которых ученику дается специальное грамматическое задание. Например: перескажи текст, уместно используя в описании однородные определения. Цель грамматических заданий — привлечь внимание учеников к правильному и уместному употреблению изучаемой или изученной морфологической или синтаксической категории. Через осознанное подражание образцу идет обогащение речи нужными формами и конструкциями.
Если грамматическое задание дано, необходимо, чтобы его выполнение подготавливалось всем ходом предварительной работы.
С целью активизации употребления в речи учащихся определенных грамматических категорий целесообразно проводить и изложения — миниатюры. Упражнения такого рода, рассчитанные на 10-15 минут, ставят в качестве главной задачи введение в активную речь учащихся тех или иных грамматических средств.
2 . Этапы работы над изложением.
Изложение (пересказ) с теми или иными целями используется, по существу, на всех уроках. Главная цель изложения на уроках русского языка — обучение речи. Этим и определяется особая методика работы над изложением на занятиях по русскому языку.
Готовя класс к изложению, учитель выбирает те приемы, которые помогут более успешно решить поставленные задачи.
Назначение этого приема работы — подготовить учащихся к восприятию
В основе высказывания ребенка должен лежать непосредственный речевой мотив, т.е. желание сообщить друг им о своих впечатлениях об увиденном, услышанном, о том, что он узнал. Учитель должен создать ситуацию общения.
«Вступительная беседа вводит учащихся в атмосферу произведения, готовит их к быстрому и свободному восприятию текста» [2] . Круг вопросов беседы определяется темой , идеей, содержанием текста, а также уровнем подготовленности учащихся. Вопросы могут быть связаны как с условиями создания текста, его автором, самим текстом, так и жизненным опытом учеников. В беседу включаются вопросы, подводящие ребят к пониманию основных проблем произведения. Желательно в процессе беседы использовать различные наглядные материалы: книги, портреты, диапозитивы, магнитофонные записи и т.д., что позволит не только лучше подготовить учащихся к адекватному восприятию содержания, но и создаст необходимый эмоциональный настрой на уроке.
В беседе желательно использовать те слова из текста, которые могут быть непонятны ученикам. При этом словам даются попутные пояснения: разъясняются не только значения слов, но и показываются особенности его употребления.
Отдельные примеры, иллюстрирующие употребление интересующих нас слов и словосочетаний, записываются с соответствующим комментарием на доске.
Вступительная беседа должна быть недолговременной и, следовательно, лаконичной по форме, достаточно насыщенной, «плотной».
Очень подробная беседа приведет к тому, что учащиеся могут взять из беседы дополнительный материал и включить его в свое изложение, что может привести к тому, что авторский вариант будет нарушен, появятся композиционные изменения.
Вступительная беседа как прием работы очень важна в тех случаях, когда текст совсем незнаком ребятам, а вместе с тем достаточно сложен и без предварительной беседы может оказаться непонятным.
Приемы работы, направленные на восприятие текста.
Восприятие содержания текста проходит по-разному. С целью знакомства с текстом могут быть использованы такие приемы, как:
- чтение текста учителем;
- чтение текста про себя учащимся;
- параллельное прослушивание текста и чтение про себя (комбинированный прием).
Выбор приемов будет зависеть от конкретных условий: характера изложения (подробное, сжатое, выборочное), сложности текста, подготовленности класса к тому или иному способу восприятия.
Задача перечисленных приемов работы — первоначальное знакомство учащихся с содержанием, правильное его понимание, определенная эмоциональная оценка воспринятого. Важно, чтобы была дана установка, нацеливающая на активное восприятие текста («Почему текст назван. », «Сформулируйте тему, основную мысль текста »)
Задачу более глубокого понимания содержания, композиции и языка решают приемы работы, направленные на анализ текста.
Беседа по содержанию теста.
Разбор текста — дело очень важное и вместе с тем трудное. Беседа должна помочь глубже понять текст как тематическое и смысловое целое. А это значит понять коммуникативную установку автора, определить тему, основную мысль, выяснить, какие факты являются главными, определяющими, каковы причинно- следственные связи и отношения. Ученик должен не только увидеть авторскую позицию, но и определить и уметь обосновать свое отношение к воспринятому.
Беседа по содержанию текста не только готовит к его воспроизведению, но и развивает мыслительные способности школьников, воспитывает определенные качества его личности. В беседе по содержанию текста целесообразны вопросы и задания типа: «Почему N так поступил?», «С какой целью автор вводит описание природы?», «Докажите, что. », «Как вы считаете, кто прав. ».
Слишком большое количество вопросов, рассчитанное на детальное воспроизведение текста, методически нецелесообразно, т.к. у ребят пропадает интерес к работе.
Анализ структуры текста.
Назначение этого приема работы — показать, что текст представляет собой не только тематическое и смысловое, но и структурное единство, предупредить возможные ошибки при воспроизведении текста. Целесообразно, чтобы текст — образец был перед глазами учащихся. Они в процессе анализа, с одной стороны, могут убедиться, что текст членится на части, каждая из которых так или иначе связана с общей темой и основной мыслью текста, а с другой, — наблюдают способы связи частей и предложений в тексте, разнообразие способов выражения этой связи. Тексты разных типов дают возможность показать, какие языковые средства можно использовать, чтобы высказывание не распалось, а было единым структурным целым.
Систематическое использование анализа структуры текста как приема работы позволяет предупредить типичные речевые ошибки, недочеты, встречающиеся в изложении учащихся:
- отсутствие связи между предложениями (текст «рассыпается»);
- повторение одних и тех же слов;
- нарушение видо-временной соотнесенности глагольных форм;
- неудачное употребление личных местоимений.
Как правило, анализ текста завершается составлением плана. Среди приемов работы с текстом составление плана занимает особое место. Составление плана — это самостоятельная речевая деятельность, обучение которой начинается в начальной и продолжается в средней школе, это средство для лучшего осмысления, запоминания текста и организации его воспроизведения. План способствует совершенствованию речи учащихся, т.к. при работе над ним требуется правильное, точное, достаточно выразительное словесное оформление заголовков.
Составление плана предполагает выполнение ряда интеллектуальных действий: деление текста на смысловые части, определение темы и основной мысли каждой части, словесной формулировки каждого пункта плана, оформление плана, соотнесение плана и исходного текста. Работа над планом и предполагает обучение этим частным умениям.
Требования к плану будут зависеть от вида предстоящего изложения. Так, план подробного изложения должен не только отражать последовательность событий, фактов, но и основную мысль текста, словесные формулировки заголовков должны соответствовать стилю исходного текста.
Характер работы над планом зависит от того, является ли составление плана целью обучения на данном уроке или это один из приемов работы, направленный на лучшее осмысление и воспроизведение содержания текста. В зависимости от этого план может быть предложен в готовом виде, составлен коллективно под руководством учителя устно, могут быть предложены для сравнения и обучения 2-3 варианта плана. Наконец план составляется каждым учеником самостоятельно.
3. Организация работы над изложением.
В работе над изложением можно выделить несколько этапов в деятельности учителя и учащихся. Деятельность учителя сводится к:
- подготовке учеников к созданию своих текстов на основе данных;
- проверке и оценке созданных ребятами текстов (изложений);
- подготовке и проведению анализа изложений в классе.
Деятельность учащихся сводится к:
- подготовке к письменному воспроизведению текста;
- написанию изложения и осуществлению самоконтроля;
- совершенствованию написанного.
Подготовка к изложению проходит на специальном уроке развития речи или осуществляется постепенно на уроках русского языка, предшествующих изложению. Работа на уроке будет включать несколько этапов в соответствии с тем, какая дидактическая задача решается.
- Сообщение цели изложения.
- Подготовка к восприятию текста.
- Восприятие текста.
- Анализ текста (содержательный, структурный, языковой).
- Изложение текста в соответствии с поставленной задачей.
- Самоконтроль.
На каждом этапе применяются свои, соответствующие поставленным задачам приемы работы. Так на этапе анализа текста используется беседа по содержанию, составление плана, структурный и языковой разбор текста, лингвистический эксперимент.
Для предварительной работы целесообразно отбирать тот материал из статьи для изложения, понимание которого не требует контекста. В предварительных упражнениях можно разобрать трудные орфограммы и пунктограммы текста, уточнить значение малознакомых слов, предупредить ошибки в употреблении отдельных слов, их форм. С этой целью нужный материал включается в упражнения, выполняемые на уроках русского языка.
Проверка и анализ изложений.
Проверка и оценка работ — особый этап в деятельности учителя. Задача учителя состоит не только в исправлении ошибок, их подсчете, важно увидеть и отметить достоинства работы, удачи и находки.
Общие требования к содержанию пересказа: соответствие теме и основной мысли исходного текста, фактическая правильность, полнота, последовательность, связность изложения.
При оценке содержания подробного изложения учитывается, на сколько полно раскрыта теме и основная мысль исходного текста, нет ли отступлений от содержания и композиции авторского образца. При оценке содержания сжатого изложения следует исходить из того, на сколько точно, полно сумел ученик выбрать из текста главное и воспроизвести отобранное в нужной последовательности, используя языковые средства обобщенной передачи информации.
Речевое оформление изложения предполагает богатство, точность, выразительность использования языковых средств с учетом особенностей ситуации общения.
После проверки и оценки работ готовятся материалы для анализа изложений и совершенствования написанного. Учитель отбирает и организует материал, нужный для анализа содержания и речевого оформления детских работ. Выделяет типичные для класса ошибки, связанные с нарушением грамматических норм. Орфографические и пунктуационные ошибки возможно не включать в работу на уроке, они могут быть разобран учащимися самостоятельно.
Урок анализа изложений в школьной практике считается одним из самых сложных. Успех проведения урока и его значение в общей системе обучения связной речи во многом зависит от того, как четко задана цель работы, на сколько учитель верно отобрал и в какой форме преподнес материал анализа. Урок анализа изложений должен решать три основные задачи:
- развивать языковое чутье ученика, воспитывать внимание к содержанию и речевому оформлению текста;
- формировать умение совершенствовать написанное;
- готовить к более успешному выполнению последующих работ.
Как правило, такие уроки в начальной школе не проводятся. Вся работа сводится к исправлению орфографических ошибок и нескольким общим словам учителя о написанном изложении.
Взаимосвязь изложений с другими видами работ по развитию связной речи.
Изложение представляет собой лишь одни элемент в обшей системе работы по развитию связной речи. На практике изложения часто пересекаются с другими видами работ. И.Д.Морозова пишет: «Опыт показывает, что ученики лучше справляются с изложением, если его проведению предшествовала работа над свободным диктантом». При свободном диктанте учитель диктует текст по частям, а ученики записывают его так, как запомнили, свободно. Свободные диктанты обогащают словарный запас и грамматический строй речи ребят, формируют умения пересказывать чужой текст с учетом его темы и основной мысли. Чтобы свободный диктант стал более эффективным средством подготовки к изложению, необходимо использовать соответствующие приемы работы. Так, перед тем как ученики будут воспроизводить содержание текста по частям, необходимо предложить им определить тему и основную мысль текста, его стиль и тип. На определенном этапе возможны и такие свободные диктанты, которые соединяются с изложением. Например, первая часть текста записывается под диктовку, а содержание остальных частей воспроизводится учеником самостоятельно.
Вопрос о взаимосвязи сочинений и изложений рассматривался в методике многократно. В настоящее время утвердилось мнение, что работа над изложением и сочинением должна идти параллельно. При этом проведение изложений по тексту определенного типа предшествует написанию сочинения того же типа, является ступенью для следующего за ним сочинения.
Взаимосвязь изложений и сочинений в том, что оба вида работы формируют умения связной речи, готовят к естественной коммуникации. Можно наметить следующую последовательность усложнения в работе по созданию текста.
- Воспроизведение чужого текста по частям — свободный диктант.
- Создание текста на основе данного — изложение.
- Создание своих текстов — сочинение.
Пересказ текста предполагает не только воспроизведение, но и включает элементы творчество ученика.
[1] Ладыженская Т.А. «Связная речь» В книге «Методика развития речи на уроках русского языка» М., 1980,с.222
[2] Пленкин Н.А «Изложение с языковым разбором текста» М.,»Просвещение»,1988
Источник