Существует два способа построения стандартизованных самоотчетов

О. В. Белова. ОБЩАЯ ПСИХОДИАГНОСТИКА

1. Типы стандартизованных самоотчетов: тесты-опросники, открытые опросники, шкальные техники, идеографические техники [21]

Несмотря на то, что в одну группу объединены как номотетические, так и идеографические методы, они подчиняются одному методическому принципу : информацию о личности экспериментатор получает со слов самой личности как результат ее самонаблюдения.

Приведем краткие характеристики этих методов:

  1. Тесты-опросники предлагают набор пунктов (вопросов или утверждений), относительно которых испытуемый выносит суждения (двух– трехальтернативный выбор ответов). Одна и та же психологическая переменная (или, иначе, измеряемое свойство), представлена группой пунктов (не менее 6-7). Пункты могут апеллировать к опыту субъекта либо прямо («Боитесь ли Вы темноты?»), либо косвенно («Все люди честны»). Опросники строятся как одномерные , измеряющие одно свойство, так и многомерные , измеряющие несколько свойств. С помощью тестов-опросников выделяют следующие подходы исследования личности :
    • подход на основе выделения черт (факторов) (например, опросник Кеттелла);
    • типологический подход (на основе выделения типов, например, MMPI);
  2. Открытые опросники не предусматривают стандартного ответа испытуемого; стандартная обработка достигается путем соотнесения произвольных ответов со стандартными категориями.
  3. Шкальные техники предполагают оценку тех или иных объектов (словесных утверждений, конкретных лиц и др.) по выраженности в них качества, заданного шкалой, например, исследование самооценки С.Я.Рубинштейн.

Действия испытуемого заключаются в том, что он оценивает себя по шкалам.

здоровые

счастливые

несчастные

Испытуемый ставит на шкале черту, которая символизирует степень выраженности у него того или иного свойства.

  1. Идеографические техники отличаются от вышеперечисленных методов тем, что параметры, которые оцениваются (конструкторы, оси, измерения) не задаются извне, а выделяются на основе индивидуальных ответов субъекта (11).

2. Факторы, от которых зависит достоверность самоотчета.

Способы «защиты» от фальсификации данных

Причины недостоверности самоотчетов:

у респондента может не быть четкого представления о том, о чем его спрашивают;

на респондента влияет фактор социальной желательности, то есть респондент пытается представить себя в наивыгодном свете, отвечает, ориентируясь на общепринятые нормы. Во избежаниие влияния такого фактора в опросники вводятся шкалы лжи;

респондент не способен оценить те черты, о которых его спрашивают;

позиционный стиль ответов, то есть через некоторое время испытуемый начинает отвечать в одном ключе, поймав какую-то нить (например, «да, да, да. «). Чтобы этого не происходило, вводят прямые и обратные вопросы;

  • респондент отвечает случайным образом. Чтобы избежать случайных ответов, вводят дублирующие друг друга вопросы (очень близкие синонимы).
  • [21] См. 4. С. 10-11.

    Литература:

    Бажин Е.Ф. и др. Метод исследования субъективного контроля // Психологический журнал, – 1984, T. 5, № 3. C. 152-162.

    Березин Ф.Б. и др. Методики многостороннего исследования личности. – М.: Медицина, 1976.

    Словарь-справочник по психологической диагностике / Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М.; Отв. ред. С.Б. Крымский. – Киев: Наук. думка, 1989. С. 114-116.

    Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М.: Изд-во МГУ, 1988. С. 10-13.

    Психологическая психодиагностика: проблемы и исследования. – М.: Педагогика, 1981. Гл. 6,7.

    Русалов В.М. Новый вариант адаптации личностного теста ЕРУ // Психологический журнал, 1987. № 1.

    Русалов В.М., Гусева О.В. Сокращенный вариант личностного опросника Кеттелла (8PI) // Психологический журнал, 1990. Т. 11, №11. C. 34-48.

    Кабанов М.М. и др. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. – М.: Медицина, 1983.

    Головаха Е.И., Кроник А.А . Психологическое время личности. – Киев: Наук. думка, 1984. Гл. 3.

    Практикум по психологии / Под ред. А.Н.Леонтьева, Ю.Б.Гиппенрейтер. – М.: Изд. МГУ, 1972. С.183 – 194.

    Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. – М.: Прогресс, 1987.

    Практикум по психодиагностике: дифференциальная психометрика / Под ред. В.В. Столина, А.Г. Шмелева. – М.: Изд-во МГУ, 1984. С. 16-17.

    Экспериментальная психология / Под ред. П. Фреса, Ж. Пиаже. – М.: Прогресс, 1975. Гл. 17.

    Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика личности. – Киев: Здоровье, 1989. Гл. 3.

  • Кроник А.А., Кроник Е.А. В главных ролях: Вы, Мы, Он, Ты, Я. – М.: Мысль, 1989.
  • Другие новости по теме:

    Разместите, пожалуйста, ссылку на эту страницу на своём веб-сайте:

    Код для вставки на сайт или в блог:
    Код для вставки в форум (BBCode):
    Прямая ссылка на эту публикацию:

    Источник

    Существует два способа построения стандартизованных самоотчетов

    ОГЛАВЛЕHИЕ >>> Тема 4

    1. Типы стандартизованных самоотчетов: тесты-опросники, открытые опросники, шкальные техники, идеографические техники [21]

    Несмотря на то, что в одну группу объединены как номотетические, так и идеографические методы, они подчиняются одному методическому принципу : информацию о личности экспериментатор получает со слов самой личности как результат ее самонаблюдения.

    Приведем краткие характеристики этих методов:

    1. Тесты-опросники предлагают набор пунктов (вопросов или утверждений), относительно которых испытуемый выносит суждения (двух– трехальтернативный выбор ответов). Одна и та же психологическая переменная (или, иначе, измеряемое свойство), представлена группой пунктов (не менее 6-7). Пункты могут апеллировать к опыту субъекта либо прямо («Боитесь ли Вы темноты?»), либо косвенно («Все люди честны»). Опросники строятся как одномерные , измеряющие одно свойство, так и многомерные , измеряющие несколько свойств. С помощью тестов-опросников выделяют следующие подходы исследования личности :
      • подход на основе выделения черт (факторов) (например, опросник Кеттелла);
      • типологический подход (на основе выделения типов, например, MMPI);
    2. Открытые опросники не предусматривают стандартного ответа испытуемого; стандартная обработка достигается путем соотнесения произвольных ответов со стандартными категориями.
    3. Шкальные техники предполагают оценку тех или иных объектов (словесных утверждений, конкретных лиц и др.) по выраженности в них качества, заданного шкалой, например, исследование самооценки С.Я.Рубинштейн.

    Действия испытуемого заключаются в том, что он оценивает себя по шкалам.

    здоровые

    счастливые

    несчастные

    Испытуемый ставит на шкале черту, которая символизирует степень выраженности у него того или иного свойства.

    1. Идеографические техники отличаются от вышеперечисленных методов тем, что параметры, которые оцениваются (конструкторы, оси, измерения) не задаются извне, а выделяются на основе индивидуальных ответов субъекта (11).

    2. Факторы, от которых зависит достоверность самоотчета.

    Способы «защиты» от фальсификации данных

    Причины недостоверности самоотчетов:

    у респондента может не быть четкого представления о том, о чем его спрашивают;

    на респондента влияет фактор социальной желательности, то есть респондент пытается представить себя в наивыгодном свете, отвечает, ориентируясь на общепринятые нормы. Во избежаниие влияния такого фактора в опросники вводятся шкалы лжи;

    респондент не способен оценить те черты, о которых его спрашивают;

    позиционный стиль ответов, то есть через некоторое время испытуемый начинает отвечать в одном ключе, поймав какую-то нить (например, «да, да, да. «). Чтобы этого не происходило, вводят прямые и обратные вопросы;

  • респондент отвечает случайным образом. Чтобы избежать случайных ответов, вводят дублирующие друг друга вопросы (очень близкие синонимы).
  • [21] См. 4. С. 10-11.

    Литература:

    Бажин Е.Ф. и др. Метод исследования субъективного контроля // Психологический журнал, – 1984, T. 5, № 3. C. 152-162.

    Березин Ф.Б. и др. Методики многостороннего исследования личности. – М.: Медицина, 1976.

    Словарь-справочник по психологической диагностике / Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М.; Отв. ред. С.Б. Крымский. – Киев: Наук. думка, 1989. С. 114-116.

    Общая психодиагностика / Под ред. А.А. Бодалева, В.В. Столина. – М.: Изд-во МГУ, 1988. С. 10-13.

    Психологическая психодиагностика: проблемы и исследования. – М.: Педагогика, 1981. Гл. 6,7.

    Русалов В.М. Новый вариант адаптации личностного теста ЕРУ // Психологический журнал, 1987. № 1.

    Русалов В.М., Гусева О.В. Сокращенный вариант личностного опросника Кеттелла (8PI) // Психологический журнал, 1990. Т. 11, №11. C. 34-48.

    Кабанов М.М. и др. Методы психологической диагностики и коррекции в клинике. – М.: Медицина, 1983.

    Головаха Е.И., Кроник А.А . Психологическое время личности. – Киев: Наук. думка, 1984. Гл. 3.

    Практикум по психологии / Под ред. А.Н.Леонтьева, Ю.Б.Гиппенрейтер. – М.: Изд. МГУ, 1972. С.183 – 194.

    Франселла Ф., Баннистер Д. Новый метод исследования личности. – М.: Прогресс, 1987.

    Практикум по психодиагностике: дифференциальная психометрика / Под ред. В.В. Столина, А.Г. Шмелева. – М.: Изд-во МГУ, 1984. С. 16-17.

    Экспериментальная психология / Под ред. П. Фреса, Ж. Пиаже. – М.: Прогресс, 1975. Гл. 17.

    Бурлачук Л.Ф. Психодиагностика личности. – Киев: Здоровье, 1989. Гл. 3.

  • Кроник А.А., Кроник Е.А. В главных ролях: Вы, Мы, Он, Ты, Я. – М.: Мысль, 1989.
  • Источник

    Тема 4. Стандартизованные самоотчеты

    1. Типы стандартизованных самоотчетов: тесты-опросники, открытые опросники, шкальные техники, идеографические техники21

    Несмотря на то, что в одну группу объединены как номотетические, так и идеографические методы, они подчиняются одному методическому принципу : информацию о личности экспериментатор получает со слов самой личности как результат ее самонаблюдения.

    Приведем краткие характеристики этих методов:

    1. Тесты-опросники предлагают набор пунктов (вопросов или утверждений), относительно которых испытуемый выносит суждения (двух- трехальтернативный выбор ответов). Одна и та же психологическая переменная (или, иначе, измеряемое свойство), представлена группой пунктов (не менее 6-7). Пункты могут апеллировать к опыту субъекта либо прямо («Боитесь ли Вы темноты?»), либо косвенно («Все люди честны»). Опросники строятся как одномерные, измеряющие одно свойство, так и многомерные, измеряющие несколько свойств.

    С помощью тестов-опросников выделяют следующие подходы иссле­дования личности :

    подход на основе выделения черт (факторов) (например, опросник Кеттелла);

    типологический подход (на основе выделения типов, например, MMPI);

    2. Открытые опросники не предусматривают стандартного ответа испытуемого; стандартная обработка достигается путем соотнесения произвольных ответов со стандартными категориями.

    3. Шкальные техники предполагают оценку тех или иных объектов (словесных утверждений, конкретных лиц и др.) по выраженности в них качества, заданного шкалой, например, исследование самооценки С.Я.Рубинштейн.

    Действия испытуемого заключаются в том, что он оценивает себя по шкалам

    Источник

    Содержание (стр. 2 )

    Из за большого объема этот материал размещен на нескольких страницах:
    1 2 3 4 5 6 7 8

    Под методами психодиагностики понимаются приемы оценки индивидуальных психологических различий и определения с точки зрения нормы в конкретных жизненных ситуациях деятельности и общения состояния психологических переменных, характеризующих конкретную личность или коллектив.

    Классификация методов психодиагностики призвана облегчить практическому работнику (психологу) выбор методики, максимально соответствующей его задаче. Поэтому классификация должна отражать связь методов, с одной стороны, с диагностируемыми психическими свойствами и, с другой стороны, – с практическими задачами, ради решения которых эти методы разрабатываются.

    Существуют и другие классификации. Методы практической психодиагностики классифицируются по разным основаниям:

    1) по типу применяемых в методике тестовых задач:

    a) опросные – совокупность психодиагностических методик, использующих вопросы, адресуемые испытуемым;

    b) утверждающие совокупность психодиагностических методик, в которых употребляются некоторые суждения, с которыми испытуемый должен выразить свое согласие или несогласие;

    c) продуктивные – совокупность психодиагностических методик, в которых применяется тот или иной вид собственной творческой активности испытуемого: вербальной, образной, материальной;

    d) действенные совокупность психодиагностических методик, при которых испытуемый получает задание выполнить некоторый комплекс практических действий, по характеру которых судят о его психологии;

    e) физиологические – совокупность методик, позволяющих оценивать и анализировать непроизвольные физические или физиологические реакции организма человека;

    2) по адресату тестового материала:

    a) сознательные (апеллируют к сознанию испытуемого);

    b) бессознательные (направлены на неосознаваемые реакции человека);

    3) по форме представления тестового материала:

    a) бланковые методы, представляющие тестовый материал в письменной форме либо в форме рисунков, схем и т. п.;

    b) технические методы, репрезентирующие материал в аудио-, видео — или кино, а также через иные технические устройства;

    c) сенсорные методы, представляющие материал в виде физических стимулов, непосредственно адресованных органам чувств;

    4) по характеру данных, используемых для психодиагностических выводов:

    a) объективные – методы, использующие показатели, не зависящие от сознания и желания экспериментатора или испытуемого;

    b) субъективные методы, в которых получаемые данные зависят от особенностей экспериментатора или испытуемого;

    5) по критерию наличия тестовых норм: имеющие и не имеющие подобные нормы;

    6) по внутренней структуре:

    a) мономерные (диагностируется и оценивается единственное качество или свойство);

    b) многомерные (предназначены для выявления и оценки сразу нескольких психологических качеств).

    Одна и та же методика может одновременно рассматриваться и квалифицироваться по различным критериям, поэтому может быть отнесена сразу к нескольким классификационным группам.

    Рассмотрим основные виды психодиагностических методик описанных психологами и .

    1. Объективные тесты.

    2. Стандартизованные самоотчеты.

    3. Проективные методики.

    4. Аппаратурные методики.

    5. Диалогические методики.

    Рассмотрим перечисленные типы методик более подробно.

    Объективные тесты. Методики, направленные на оценку способностей (интеллект, память, внимание и пр.) испытуемый должен дать правильные ответы на предлагаемые задания. Время выполнения заданий в большинстве объективных тестов лимитировано.

    Стандартизованные самоотчеты. Выделяют следующие виды самоотчетов:

    b) открытые опросники;

    c) шкальные техники.

    а) Тесты-опросники. Тесты данного типа наиболее часто используются в кадровой работе. Опросники бывают одномерные и многомерные (многофакторные), позволяющие оценить сразу несколько психологических черт.

    К многомерным опросникам относятся: MMPI, тест Кэттела 16PF, CPI.

    b) Открытые опросники. К ним относятся: биографические опросники анкеты, неоконченные предложения, для которых предусмотрена особая форма обработки — контент-анализ (т. е. отнесение ответов к определенным стандартным категориям).

    с) Шкальные техники. В некоторых опросниках испытуемому предлагается оценить себя по одной или нескольким шкалам. Примером может служить методика УСК (уровень субъективного контроля).

    Проективные методики. Данные методики активизируют в испытуемом процессы воображения и проявляются в проекции. Испытуемому предъявляется стимульный материал методик, которыми является: текст, рисунки, рассказы и др. Предполагается, что материал воздействует на мотивационно-ценностную и когнитивную сферы испытуемого и проецирует неосозноваемые или плохо осознаваемые мотивы на стимульный материал. Анализ и интерпретация результатов проективных методик требуют определенного опыта и подготовки.

    Аппаратурные методики. Помощью аппаратурных методик изучаются индивидуально-психологические особенности личности, оцениваются особенности высшей нервной деятельности (скорость реакции, динамические характеристики нервной системы) и высшие психические функции (особенности памяти, внимания, восприятия). Данные параметры оцениваются при профессиональном психологическом отборе отдельных профессий.

    Данный метод предполагает диалог между психодиагностом и испытуемым. Примером являются беседа по результатам психологического обследования.

    Наиболее часто употребляется подход, при котором все психодиагностические методики делятся на стандартизированные (формализованные) и экспертные (малоформализованные, клинические).

    Современная психодиагностика по своему качеству разделяет методы на две группы:

    1) стандартизированные (формализованные методики);

    2) экспертные (методики малоформализованные).

    К формализованным методам относятся:

    3. психофизиологические методики и эксперимент.

    Стандартизированность методик означает то, что они всегда и везде должны применяться одинаковым образом, начиная от ситуации и инструкции, получаемой испытуемым, и заканчивая способами вычисления и интерпретации получаемых показателей.

    Стандартизированные (формализованные) методы – методы психодиагностики, которые отличает регламентация процедуры обследования (единообразие инструкций и способов их предъявления, бланков, предметов или аппаратуры, используемых при обследовании, условий проведения испытания), способов обработки и интерпретации результатов, стандартизация (наличие строго определенных критериев оценки: норм, нормативов), а также надежность и валидность методик.

    Положительными сторонами формализованных методов являются:

    — учет объективных показателей и возможность их перепроверки;

    — меньшее влияние уровня психологической компетентности психолога на диагностический процесс;

    — оперативность и экономичность;

    — количественный дифференцированный характер оценки, возможность различать категории обследуемых;

    — возможность компьютеризации процедуры обследования и обработки результатов;

    — возможность проведения группового обследования.

    В качестве недостатков отмечается:

    — жесткая регламентация процесса получения психодиагностической информации;

    — расчленение личности обследуемого на отдельные изолированные показатели;

    — отсутствие доверительной обстановки (при тестировании);

    — опора в основном на количественные показатели;

    — статичность получаемой структуры индивидуальности.

    Требование к стандартизированным методам психодиагностики:

    а) должны быть однозначно сформулированы цели, предмет и область применения методики;

    б) процедура проведения должна быть задана в виде однозначного алгоритма, пригодного для человека не имеющему специальных психологических знаний, используемой для предъявления заданий и анализа ответов;

    в) процедура обработки должна включать статистически обоснованные методы подсчета и стандартизации тестового балла;

    г) тестовые шкалы должны быть проверены на репрезентативность (от фр., надежность и валидность;

    д) процедуры, основанные на самоотчете, должны быть снабжены средствами контроля за достоверностью.

    К малоформализованным методам относят:

    3. проективные техники;

    4. анализ продуктов деятельности и т. д.

    Эти методики дают очень ценные сведения об испытуемом, позволяют фиксировать некоторые внешние поведенческие реакции испытуемых в разных условиях, а также такие особенности внутреннего мира, которые трудно выявить другими способами особен­но (например, пло­хо осознаваемые субъективные переживания, личностные смыслы) или являются чрезвычайно изменчивыми по содержанию (динамика целей, состояний, настроений и т. д.). Использование малоформализованных методов требует высокой квалификации диагноста.

    Положительными сторонами данных методов являются:

    — гибкость и вариативность психодиагностической процедуры;

    — возможность глубокого проникновения в уникальную жизненную ситуацию;

    — высокая эффективность при изучении изменчивых явлений;

    — стремление к всестороннему описанию личности.

    К недостаткам относятся:

    — субъективизм диагностических суждений;

    — сильная зависимость получаемых результатов от квалификации психолога;

    — значительные временные затраты на их проведение;

    — непригодность для проведения групповой диагностики (кроме наблюдения).

    Малоформализованные и формализованные методы необходимо сочетать друг с другом. Так, на этапе подбора кандидата, необходимо, ознакомится с биографическими дан­ными, склонностями, мотивацией деятельности и т. д. С этой це­лью могут быть использованы интервью, беседы, наблюдения.

    1. Формализованные методы. Психологическое тестирование

    Психологическое тестирование – это 1) процесс обследования с помощью психологического теста; 2) направление исследований, связанных с разработкой и использованием тестов как инструментов измерения индивидуально-психологических различий.

    Тест (от англ. test – проба, испытание, проверка) – фиксированное во времени испытание, предназначенное для установления количественных и качественных индивидуально-психологических различий.

    Результат выполнения теста оценивается в количественных показателях. Количественные показатели, выражающие различные отдельные свойства, можно представить в виде специальной диагностограммы – психодиагностического профиля.

    Психодиагностический профиль – графическое представление результатов многофакторного теста или батареи тестов в виде ломаной кривой, подъемы и спады которой указывают на уровень выраженности у данного испытуемого определенного психического свойства (фактора).

    Тестовая батарея – совокупность групп заданий (субтестов), объединенных в одну психодиагностическую методику и направленных на измерение различных сторон сложного психологического конструкта. Комплекс заданий, включенных в тестовую батарею, в значительной мере отражает элементный состав конструкта, на исследование которого направлена данная методика. В совокупности результаты измерений по отдельным субтестам с той или иной степенью репрезентируют исследуемое комплексное качество.

    Тесты имеют различного рода нормы-шкалы значений: социальные, возрастные и т. п. Индивидуальный показатель теста соотносится с его нормой. Норма теста обычно определяется в результате тестирования большой выборки испытуемых определенного возраста и пола и усреднения полученных оценок с их последующей дифференциацией по возрасту, полу и ряду других показателей.

    Тестовая норма — это результат статистического анализа и выделения характеристик показателей по данному психологическому тесту для выборки испытуемых с однородными социально-демографическими показателями (пол, возраст, образование, регион и т. д.). Тестовая норма имеет два основных параметра: среднее арифметическое и стандартное отклонение.

    Шкала тестовая — инструмент для численного измерения психологических свойств субъекта. Показатель по тестовой шкале свидетельствует о степени выраженности измеряемого психологического качества у испытуемого. В тестах чаще всего встречаются шкала «стенов» и Т-шкала.

    Виды стандартных шкал

    Тест Айзенка; краткий отборочный тест (КОТ); методика Амтхауэра;

    от 0 до 60 баллов

    От 1 до 100 баллов

    от 1 до 10 баллов

    В тесте может быть от одной до нескольких сотен шкал. Применение стандартных шкал необходимо для соотнесения ре­зультатов по разным тестам, для построения «диагностических про­филей» по батарее тестов и тому подобных целей.

    Ключ к тесту необходим для обработки и интерпретации результатов тестирования. Ключ — это набор весовых коэффициентов для различных ответов на тестовое задание, позволяющий подсчитать (путем взвешенного суммирования) так называемый «сырой» тестовый балл испытуемого по шкале измеряемого психического свойства, который для получения определенных диагностических выводов еще необходимо сравнить с определенными тестовыми нормами. В тестах знаний или тестах способностей ключевым является правильный ответ на тестовое задание, в тестах-опросниках — это ответ получающего максимальный балл по диагностическим шкалам.

    Основные требования к тесту:

    1. инструкция по работе с тестом;

    2. тестовые задания;

    3. стимульный материал или аппаратуру;

    4. бланк обследования, включающий лист ответов для испытуемых (для бланковых методик), а также формы для обработки и интерпретации данных обследования (ключи, шаблоны, инструкции по интерпретации данных).

    При проведении тестирования необходимо соблюдать следующие правила:

    1. прежде чем применять тест, необходимо попробовать его на себе или на другом испытуемом;

    2. важно, чтобы испытуемые перед началом выполнения тестовых заданий хорошо поняли их и сопровождающую инструкцию;

    3. обследование следует проводить при стабильном самочувствии испытуемых;

    4. во время проведения тестирования необходимо следить за тем, чтобы все испытуемые работали самостоятельно и не оказывали друг на друга никакого влияния;

    5. не следует менять или дополнять инструкции, материалы, время, отведенное для решения теста;

    6. нельзя делать никаких пояснений или задавать наводящие вопросы, помимо тех, возможность которых оговорена в описании теста;

    7. во время тестирования психологу запрещается высказывать свое отношение к обследуемому;

    8. для каждого теста должна существовать обоснованная и выверенная процедура обработки и интерпретации его результатов, позволяющая избежать ошибок.

    Тесты классифицируются по следующим основаниям: форма, содержание, характер стимульного материала, характер действий испытуемых по решению тестовых задач. Выбор теста зависит от цели исследования, квалификации психолога и материально-технической обеспеченности проводимой работы.

    По форме проведения тесты подразделяются на:

    По характеру тестового материала подразделяются на:

    a) на бланковые ( «карандаш-бумага»);

    b) аппаратурные (например, аудио — и видеотехника, электроэнцефалограф, рефлексометр и пр.);

    По характеру действий испытуемых по решению тестовых задач подразделяются на:

    a) предметные – задания теста требуют совершения предметных действий с объектом в наглядно-действенном плане;

    b) вербальные задания теста озвучиваются психологом в словесно-логической форме и ориентированы на (определение понятий, умозаключения, сравнение объема и т. п.);

    c) невербальные задания теста представлены в виде образов (чертежей, картинок, графических изображений и т. д.).

    По содержанию тесты подразделяются на:

    а) тесты интеллекта – группа тестов, предназначенных для оценки уровня развития мышления (интеллекта) человека и его отдельных когнитивных процессов, таких как память, внимание, воображение, речь, восприятие.

    Интеллект — это интегральная характеристика личности, которая проявляется в активизации всех психических функций, процессов (мышление, память, воображение), которые обеспечивают познание окружающего мира.

    Интеллект — те проявления индивидуальности, которые имеют отношение к познавательным свойствам и особенностям.

    Интеллект определяется показателем IQ коэффициент интеллектуальности – количественный показатель, указывающий на общий уровень развития мышления индивида. Среднее значение IQ обычно принимается за 100 очков, стандартное отклонение (сигма) на шкале IQ равно 16 (в некоторых тестах 15).

    Результаты тестирования выявляют особенности, познавательных свойств индивида, уровень образования и прошлого опыта. Обнаруживаются случаи, когда тесты, разработанные например, для американской культуры (субкультур), применяются другими культурами, например, русской общностью. Неадаптированные к данной культуре тесты искажают информацию о испытуемом. Таким образом, тесты, «свободные от культуры», создать нельзя. По существу, «тестовый» интеллект показывает уровень умственного развития индивида, критерием которого выступает набор понятий, терминов и логических отношений между ними, предложенных автором конкретных тестов.

    б) тесты достижений это тесты направленные на оценку достижений человека в различных видах деятельности, при изучении разных дисци­плин и разных программ. Тесты достижений являются более объективным показателем успешности обучения по разным дисциплинам.

    в) тесты способностей это тесты направлены на выявление определенных профессионально важных качеств определяющие успешность выполнения конкретного вида деятельности.

    Тесты способностей делятся на общие и специальные. Тесты общих способностей подразумевают интеллектуальные тесты. Тесты специальных способностей – это тесты об особенностях человека, не связанных с его интеллектуальным развитием, а как бы дополняющих его.

    Выделяют тесты специальных способностей по видам психических функций (сенсорные, моторные) и по видам деятельности (технические и профессионализированные – математические, художественные и другие способности). Моторные тесты – тесты, направленные на изучение точности и скорости движений, зрительно-моторной и кинестетически-моторной координации, ловкости движений пальцев и рук, тремора, точности мышечного усилия и пр. Сенсорные тесты – тесты, предназначенные для изучения и оценки характеристик восприятия: остроты слуха и зрения, различительной светочувствительности, цветоразличения, тембра, громкости звуков и др. Технические тесты – тесты, направленные на выявление особенностей человека, позволяющих ему успешно работать с разнообразным оборудованием (например, способность правильно воспринимать пространственные модели, сравнивать их друг с другом, находить различия, оперировать зрительными образами). Профессионализированные тесты – тесты, позволяющие оценивать способности, необходимые для конкретных видов деятельности или отдельных профессий (художественные, артистические, математические и др.);

    г) личностные тесты – тесты, ориентированные на оценки устойчивых и индивидуальных особенностей человека, определяющих его поступки. Например, тесты темперамента, характера, мотивации, эмоциональной сферы.

    д) групповые тесты – тесты, предназначенные для диагностики групповых психических процессов. Например, уровень групповой сплоченности, социально-психологический климат в группе, межличностных взаимоотношений и др.

    2. Формализованные методы. Опросники

    Опросники — это тип методик, состоящих из набора суждений, не имеющих правильного ответа и характеризующихся только их частотой и направленностью.

    Опросники по предметной сфере могут быть подразделены на виды:

    2. личностные опросники,

    3. опросники состояний и настроения.

    Опросники-анкеты – группа опросников, предназначенных для получения какой-либо информации, не имеющей непосредственного отношения к личностным особенностям обследуемого. Примером опросника-анкет являются: биографические опросники, анкеты об алкоголизме и т. д.

    Личностные опросники – опросники ориентированные в рамках субъективного диагностического подхода и направленных на измерение различных особенностей личности. Прототипом современных опросников считают разработанный Р. Вудвортсом (1919) «Бланк данных о личности», предназначенный для выявления и отсеивания с военной службы лиц с невротической симптоматикой.

    Личностные опросники подразделяются по различным основаниям.

    a) опросники черт личности – группа опросников, разработанная на основе выделения черт личности. определяет: «Черта психологическая — устойчивое свойство человека, характеризующее обобщенный способ, стратегию его поведения относительно данного типа ситуаций». Пример: 16 факторный опросник Р. Кеттелла;

    a) типологические опросники – группа опросников, разработанных на основе выделения типов личности как целостных образований, не сводимых к набору черт (или факторов). Пример: ММPI, опросники Айзенка;

    b) опросники мотивов – группа опросников, предназначенных для диагностики мотивационно-потребностной сферы личности. Пример: опросник Марлоу – Крауна (адаптирован ); опросник Гербачевского;

    c) опросники интересов – группа опросников, направлена на измерение осознанных ненасыщаемых познавательных потребностей и целей проявляющихся в конкретных видах деятельности, объектах и др. в различных областях жизни. Пример: опросник интересов Стронга – Кемпбелла; Опросник Дж. Голланда;

    d) опросник ценностей – группа опросников, направлена на измерение ценностных ориентаций и направленности личности. Пример: опросник терминальных ценностей (ОтеЦ) ; опросник ценностей Шварца;

    e) опросник установок — группа опросников, направлена на измерение выраженной направленности индивида и определенной формы реакции на класс стимулов, ситуаций, событий. Пример: опросник «Измерение установок» Л. Терстоуна; опросник самоотношения (ОСО) и ; Методика исследования самоотношения (МИС).

    В зависимости от степени охвата личностных характеристик выделяют опросники:

    a) одномерные – опросники, направленные на измерение какого-либо одного свойства или качества;

    b) многомерные – опросники, направленные на измерение более чем одного свойства или качества.

    Опросники состояний и настроения – группа опросников, предназначенных для диагностики временных, преходящих состояний (настроений), в отличие от устойчивых, относительно стабильных параметров, измеряемых с помощью личностных опросников.

    3. Формализованные методы. Метод эксперимента и психофизиологические методики

    Эксперимент – это метод исследования, предполагающий создание некоторых искусственных (экспериментальных) условий и направленный на выявление причинно-следственных зависимостей, существующих между изучаемыми переменными.

    Специфика эксперимента заключается в том, что в нем целенаправленно и продуктивно создается ситуация, в которой изучаемое свойство выделяется, проявляется и оценивается лучше всего.

    Основная задача эксперимента заключается в том, чтобы сделать доступным для объективного внешнего восприятия существенные особенности внутреннего психического процесса. К особенностям эксперимента относится то, что психолог может сам варьировать и изменять условия его протекания, а также возможность попеременного включения (исключения) отдельных условий.

    Выделяют три вида эксперимента: лабораторный, естественный и формирующий.

    Лабораторный эксперимент – эксперимент, протекающий в специально создаваемых и контролируемых условиях, как правило, с применением специальной аппаратуры и приборов. Естественный эксперимент сочетает экспериментальность исследования с естественностью условий проведения. Формирующий эксперимент – это метод исследования психологических особенностей человека в условиях специально организованного экспериментального процесса. Результаты эксперимента позволяют подтвердить либо отвергнуть разработанную модель.

    Приборные психофизиологические методики. С помощью специальных приборов регистрируются особенности формально-динамические показатели психики и поведения человека (в быстроте, темпе, выносливости, работоспособ­ности, помехоустойчивости, дыхание, пульс, кожное сопротивление, мышечный тонус и т. п.). Это не сами поведенческие реакции, а их физиологические индикаторы. Это косвенный вид диагностики и чаще всего он применяется для определения функционального состояния человека.

    Малоформализованные методики. Наблюдение

    Под наблюдением понимается целенаправленное, систематическое восприятие исследуемого объекта на основе регистрации избранных единиц (показателей, признаков), характеризующих особенности изучаемого явления.

    Объектом наблюдения являются: отдельные лица в различных ситуациях социального взаимодействия; группы, общности.

    Предметом наблюдения выступают вербальные и невербальные акты поведения отдельного человека, группы или нескольких групп в определенной социальной среде и ситуации.

    Виды наблюдения. Выделяют различные основания наблюдения в зависимости от степени формализованности (контролируемое и неконтролируемое), степени участия наблюдателя в исследуемой ситуации (включенное и невключенное), условий организации (открытое и скрытое), места проведения (полевое и лабораторное), регулярности проведения (систематическое и случайное).

    Контролируемое наблюдение заранее предусматривает ситуации наблюдения и конкретные способы регистрации фактов. Применяется в исследованиях описательного и экспериментального плана, когда психолог знаком с изучаемым явлением и его интересуют только его описательные характеристики. Неконтролируемое наблюдение применяется в целях предварительного знакомства с проблемой. При его проведении отсутствует детальный план действий наблюдателя, определены лишь самые общие черты ситуации.

    Открытое наблюдение предполагает оповещение наблюдаемых о том, что за ними ведется наблюдение. При скрытом наблюдении наблюдаемые не знают, что являются объектом изучения.

    Включенное наблюдение предполагает непосредственное участие психолога (наблюдателя) в происходящих событиях. Невключенное наблюдение осуществляется со стороны. Наблюдатель не является участником происходящих событий.

    Полевое наблюдение – наблюдение, осуществляемое в естественных для наблюдаемых людей условиях жизнедеятельности (по месту работы, в походе, парке и т. д.). Лабораторное наблюдение характеризуется искусственными условиями, которые только моделируют естественные. Такая организация наблюдения позволяет более глубоко изучить интересующие стороны жизнедеятельности людей.

    Систематическое наблюдение проводится регулярно с заданной периодичностью. Случайное наблюдение заранее незапланированного явления, деятельности, социальной ситуации.

    Для проведения метода наблюдения составляется программа, которая в включает в себя: цели и задачи наблюдения, объект наблюдения, предмет, наблюдаемые ситуации, единицы наблюдения, инструментарий наблюдения. Ситуации наблюдения должны выбираться с таким расчетом, чтобы изучаемое свойство в них проявлялось наиболее полно.

    Малоформализованные методики. Беседа

    Беседа – метод психологического изучения личности, когда в ходе общения с испытуемым психодиагност получает значимую информацию о личности испытуемого.

    Индивидуальная беседа является более «психологичной» формой опроса. В отличие от классического интервью она строится на принципах равноправного и равнопозиционного общения психодиагноста с испытуемым.

    Любая индивидуальная беседа не должна сводиться к беспредметному разговору. Она является целенаправленной формой изучения и требует соблюдения определенных условий проведения:

    1. четкое определение основной цели, последовательности вопросов;

    2. непринужденность, доверительность обстановки, простота и понятность вопросов;

    3. исключение каких-либо записей во время беседы;

    4. позитивное (оптимистическое), конструктивное завершение беседы.

    Малоформализованные методики. Проективные техники

    Проективные техники – методики, основанные на феномене проекции. Они предназначены для исследования тех глубинных индивидуальных особенностей личности, которые менее всего доступны непосредственному наблюдению или опросу.

    Проекция – особый феномен психической жизни, который выражается в приписывании внешним объектам особых свойств, находящихся в определенной взаимосвязи с психическими свойствами, присущими самому индивиду. Она основана на том, что восприятие и интерпретация действительности, предъявляемых стимулов и др. в определенной степени зависит от потребностей, мотивов, установок, психического состояния личности.

    Методический прием проективных методов заключается в предъявлении испытуемому недостаточно структурированного, неопределенного, незавершенного стимула. Стимульный материал, как правило, не безразличен испытуемому, так как вследствие апелляции к прошлому опыту приобретает тот или иной личностный смысл. Это порождает процессы фантазии, воображения, в которых раскрываются те или иные характеристики личности. При этом происходит проекция (приписывание, перенос) психических свойств испытуемого на материал задания (фотоизображение, рисунок, двусмысленный незавершенный текст, неоднозначную ситуацию, проективную роль и т. п.).

    Таким образом, специфика проективного метода состоит в его направленности на выявление прежде всего субъективно-конфликтных отношений и их представленности в индивидуальном сознании в виде «личностных смыслов» или «значимых переживаний».

    Применение проективных методик требуют высокой профессиональной подготовки и развитой интуиции психолога, проводящего обследование. Различают несколько групп проективных методик:

    1. методики структурирования – это структурирование, оформление стимулов, придание им смысла. Примеры: тест чернильных пятен Роршаха, тест облаков, тест трехмерной проекции;

    2. методики конструирования — создание из оформленных деталей осмысленного целого. Примеры: МАР, тест мира и его разнообразные модификации;

    3. методики интерпретации — истолкование какого — либо события, ситуации. Примеры: ТАТ, тест фрустрации Розенцвейга, тест Зонди;

    Источник

    Читайте также:  Способы накопления денег подростку
    Оцените статью
    Разные способы