- Словообразование существительных с помощью приставок план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Приставочный способ образования слов. Примеры
- Приставка — словообразовательная морфема
- Как определить приставочный способ словообразования?
- Приставочный способ образования глаголов
- Приставочный способ образования существительных
- Приставочный способ образования прилагательных
- Префиксальный способ образования местоимений
- Приставочный способ и наречия
Словообразование существительных с помощью приставок
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Урок открытия новых знаний.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ur.slovoobraz.sushch.s_pom.pristavok.docx | 9.82 КБ |
tehnokarta.slovoobraz.sushch.s_pom.pristavok.docx | 10.44 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: “Словообразование существительных с помощью приставок”.
Урок открытия новых знаний
- Вспомнить способы образования слов;
- Усвоить правила образования существительных с помощью приставок и с помощью приставок и суффиксов;
- Научиться применять полученные знания на практике;
- Закрепить умение отличать приставочный способ словообразования от приставочно-суффиксального.
- Организационный этап (1-2 минуты).
- Актуализация знаний (7-10 минут).
1-й этап: проверка знаний по теме прошлого урока (раздаточный материал).
2-й этап: решение проблемной задачи для определения новой темы.
На доске записаны пары слов. Задача: найти лишнюю пару, объяснить.
Ученики формулируют тему урока, записывают “лишнюю” пару слов, выделяют приставку.
- Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся (1-2 минуты).
- Первичное усвоение новых знаний (7-10 минут).
Работа с раздаточным материалом.
- Рассмотрите таблицу. Что в ней отражено? (значения русских приставок)
- Приставки, как и суффиксы, могут иметь различные значения. Для чего необходимо понимать значения приставок? (от значения приставки будет зависеть смысл всего слова, осознание этого факта сделает речь более грамотной)
Задание: заполнить таблицу примерами приставок, используя для этого слова из справок.
отсутствие или недостаток чего-либо
нахождения по ту сторону или позади чего-нибудь
значение совместности, общего участия в чём-нибудь
высшая степень признака
близость к чему-то / значение дополнительности, добавочности
впереди, ранее чего-нибудь, перед чем-нибудь
- беспорядок
- загород, заграница
- несчастье
- сотоварищ, соучастник
- раскрасавица, разумница
- пригород, присказка
- предыстория, предромантизм
- Первичная проверка понимания (10-12 минут).
- Давайте проверим, насколько хорошо вы умеете определять, от какого слова образовано данное и, соответственно, способ словообразования. Ваша задача — выписать только слова, образованные приставочным способом: записать слово, определить, от какого слова оно было образовано, выделить приставку.
На доске даны слова:
Подлокотник, правнук, подсвечник, нагрудник, перевыборы, подорожник, собеседник.
Проверка (отвечает один ученик, остальные производят самопроверку)
Правнук — внук; перевыборы — выборы.
- Почему про остальные слова нельзя сказать, что они образованы приставочным способом? Ведь в них тоже есть приставки! (потому что они образованы с помощью приставки и суффикса одновременно, то есть способ словообразования — приставочно-суффиксальный)
- Верно, наличие приставки ещё не говорит о том, что слово образовано приставочным способом. Чтобы не ошибиться в определении способа словообразования, необходимо уметь определять производящее слово.
Ученики записывают оставшиеся слова, определяют, от каких слов они были образованы, выделяют словообразующие морфемы.
Проверка (отвечает один ученик, остальные производят самопроверку).
Подлокотник — локоть; подсвечник — свеча; нагрудник — грудь; подорожник — дорога; собеседник — беседа.
- Первичное закрепление (7-10 минут).
Работа с учебником. Упражнение 128: распределить слова по колонкам, записать производящие слова, выделить морфемы.
Приставки и суффиксы:
- Д/З (1-2 минуты): параграф 81 , у. 129
- Рефлексия (подведение итогов занятия) (1-2 минуты).
отсутствие или недостаток чего-либо
нахождения по ту сторону или позади чего-нибудь
значение совместности, общего участия в чём-нибудь
высшая степень признака
близость к чему-то / значение дополнительности, добавочности
впереди, ранее чего-нибудь, перед чем-нибудь
1) беспорядок; 2) загород, заграница; 3) несчастье; 4) сотоварищ, соучастник; 5) раскрасавица, разумница; 6) пригород, присказка; 7) предыстория, предромантизм.
отсутствие или недостаток чего-либо
нахождения по ту сторону или позади чего-нибудь
значение совместности, общего участия в чём-нибудь
высшая степень признака
близость к чему-то / значение дополнительности, добавочности
впереди, ранее чего-нибудь, перед чем-нибудь
1) беспорядок; 2) загород, заграница; 3) несчастье; 4) сотоварищ, соучастник; 5) раскрасавица, разумница; 6) пригород, присказка; 7) предыстория, предромантизм.
отсутствие или недостаток чего-либо
нахождения по ту сторону или позади чего-нибудь
значение совместности, общего участия в чём-нибудь
высшая степень признака
близость к чему-то / значение дополнительности, добавочности
впереди, ранее чего-нибудь, перед чем-нибудь
1) беспорядок; 2) загород, заграница; 3) несчастье; 4) сотоварищ, соучастник; 5) раскрасавица, разумница; 6) пригород, присказка; 7) предыстория, предромантизм.
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ФГОС В 6 КЛАССЕ.
Учитель: Попова Антонина Алексеевна (ГБОУ СОШ № 280).
Тема: “Словообразование существительных с помощью приставок”.
Урок открытия нового знания
- Вспомнить способы образования слов;
- Усвоить правила образования существительных с помощью приставок и с помощью приставок и суффиксов;
- Научиться применять полученные знания на практике;
- Закрепить умение отличать приставочный способ словообразования от приставочно-суффиксального.
УМК: учебный комплекс под редакцией В.В.Бабайцевой.
Русский язык. Практика.6 класс.
- Развитие навыков самоконтроля и самооценки;
- Умение делать выводы, развитие логического мышления;
- Постановка перед собой цели и адекватное оценивание результатов деятельности;
- Участие в коллективном обсуждении проблем;
- Выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, оценивание качества и уровня усвоения;
- Поиск и выделение необходимой информации;
- Анализ объектов с целью выделения признаков;
- Преобразование текстового материала в графический;
- Самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов;
- Установление причинно-следственных связей;
- Рефлексия.
Приветствует учащихся, желает доброго времени суток, просит проверить готовность к уроку.
Достают всё необходимое для урока, приветствуют учителя.
1-й этап: проверка знаний по теме прошлого урока.
2-й этап: решение проблемной задачи для определения новой темы.
Раздаёт материал для проверки знаний.
На доске записаны пары слов. Учитель формулирует задачу: найти лишнюю пару, объяснить.
Демонстрируют знания, полученные на прошлом уроке.
Вспоминают ранее изученный материал, постепенно готовятся к определению темы и открытию новых знаний.
Находят лишнюю пару:
недруг — друг (остальные слова образованы суффиксальным способом, а слово недруг — с помощью приставки).
Формулируют тему урока, записывают “лишнюю” пару слов, выделяют приставку.
Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Анализирует знания учащихся.
Ставят перед собой цели. Выясняют, какие знания им необходимо получить, чтобы решить поставленную проблему.
Первичное усвоение новых знаний.
Организует учащихся к исследованию проблемной ситуации, поиску решения.
Работа с раздаточным материалом.
- Рассмотрите таблицу. Что в ней отражено?
- Приставки, как и суффиксы, могут иметь различные значения. Для чего необходимо понимать значения приставок?
Задание: заполнить таблицу примерами приставок, используя для этого слова для справок.
Выполняют задание с целью расширить представление о приставках и их значениях.
Работают с раздаточным материалом.
- Значения русских приставок.
- От значения приставки будет зависеть смысл всего слова, осознание этого факта сделает речь более грамотной.
Работают с таблицей.
Первичная проверка понимания.
Устанавливает осознанность восприятия.
- Давайте проверим, насколько хорошо вы умеете определять, от какого слова образовано данное и, соответственно, способ словообразования. Ваша задача — выписать только слова, образованные приставочным способом: записать слово, определить, от какого слова оно было образовано, выделить приставку.
На доске даны слова:
Подлокотник, правнук, подсвечник, нагрудник, перевыборы, подорожник, собеседник.
- Почему про остальные слова нельзя сказать, что они образованы приставочным способом? Ведь в них тоже есть приставки!
- Верно, наличие приставки ещё не говорит о том, что слово образовано приставочным способом. Чтобы не ошибиться в определении способа словообразования, необходимо уметь определять производящее слово.
Решают типовые задачи (с проговариванием алгоритма вслух, действиями по образцу и т.п.).
Правнук — внук; перевыборы — выборы.
* отвечает один ученик.
- Потому что они образованы с помощью приставки и суффикса одновременно, то есть способ словообразования — приставочно-суффиксальный.
Ученики записывают оставшиеся слова, определяют, от каких слов они были образованы, выделяют словообразующие морфемы.
Проверка (отвечает один ученик, остальные производят самопроверку).
Подлокотник — локоть; подсвечник — свеча; нагрудник — грудь; подорожник — дорога; собеседник — беседа.
Организует деятельность учащихся по применению новых знаний.
Работа с учебником. Упражнение 128: распределить слова по колонкам, записать производящие слова, выделить морфемы.
Чертят в тетрадях табличку по образцу в учебнике, самостоятельно выполняют задание.
Приставки и суффиксы:
Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
Анализируют и выявляют степень готовности. Задают вопросы, если что-то не было понятно.
— Достигли ли мы целей, поставленных в начале урока?
— Как бы вы оценили свою работу сегодня?
Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности, соотносят цель и результаты, степень их соответствия.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока «Практическое овладение образованием слов при помощи приставок.
Коррекция данных видов нарушений требует целенаправленной и кропотливой работы педагогов, логопеда, родителей. Чтобы этот процесс был интересным, познавательным и нескучным для обучающихся, необходимо.
Конспект логопедического занятия в подготовительной группе для детей с ОНР «Работа с деформированным предложением. Словообразование существительных и прилагательных».
Урок русского языка по теме «Словообразование существительных».
Данный урок разработан к учебнику русского языка 6 класса С.И.Львовой, В.В.Львова, является первым в системе уроков по теме «Словообразование существительных», строится на повторение изуче.
Образование прилагательных с помощью приставок.
Интерактивный тренажер для тренировки образования приставок. Разработан к УМК «Твой друг французский язык» 6 класс.
Технологическая карта урока «Словообразование прилагательных с помощью приставок. Не с прилагательными»
Технологическая карта урока «Словообразование прилагательных с помощью приставок. Не с прилагательными» в логике системно-деятельностного подхода.
Урок в 6 классе по русскому языку. Словообразование существительных с помощью приставок
Злементы урока могут быть полезны учителям при изучении темы «Словообоазование».
Словообразование при помощи приставок в английском языке
Данная презентация помогает учащимся подготовиться к выполнению задания по словообразованию в ОГЭ и ЕГЭ.
Источник
Приставочный способ образования слов. Примеры
Приставочный способ образования — это создание новых слов той же части речи с помощью приставки (лететь — при лететь, владелец — со владелец). Приставочный способ является продуктивным морфологическим способом образования глаголов, существительных, прилагательных, наречий.
Морфологический способ образования слов активно пополняет лексический запас русского языка на базе непроизводных и производных слов с помощью разных морфем и их сочетаний. С точки зрения, какая морфема или их сочетание участвовали в появлении новой лексемы, различают ряд способов словообразования:
- приставочный, или префиксальный;
- суффиксальный;
- приставочно-суффиксальный;
- постфиксальный;
- приставочно-постфиксальный
Приставка — словообразовательная морфема
Приставочный, или префиксальный, способ образования слов состоит в том, что к исходной (мотивирующей) лексеме присоединяется приставка, или префикс.
Лингвистический термин «префикс» (лат. praefixum учи ть → вы учить
Образуя новое слово, приставка вносит в него новый смысл или оттенок значения. Особенно это ярко проявляется в словообразовании глаголов.
Сравним:
- бежать → у бежать;
- бежать → при бежать;
- бежать → от бежать;
- бежать → с бежать;
- бежать → на бежать и т. д.
Приставка изменяет лексическое значение исходного слова.
Сравним:
- ходить → вы ходить;
- ходить → в ходить.
Как определить приставочный способ словообразования?
Выполняя словообразовательный разбор, некоторые учащиеся, отметив в морфемном составе исследуемого слова наличие приставки, ошибочно считают, что оно образовано приставочным способом:
- лечение — из лечение;
- стройка — пере стройка;
Но это не всегда так. Приставка могла присоединиться к слову раньше, на предыдущей ступеньке словообразования. Понаблюдаем:
- лечить → из лечить → излеч ени е;
- строить → пере строить → перестрой к а.
Как видим, при наличии приставки в составе слов можно легко спутать приставочный и суффиксальный способ образования.
Чтобы этого не произошло, установим некоторые закономерности приставочного способа словообразования.
- При словообразовательном анализе слова с приставкой ищем к нему ближайшую однокоренную лексему с приставкой. Если такой нет, значит, производное слово образовано приставочным способом.
- Приставочный способ продуктивен в образовании слов одной и той же части речи. Отметим, что не происходит смены части речи производного слова, как это бывает при суффиксальном и других морфемных способах словообразования.
Рассмотрим подробнее, в образовании слов каких частей речи используется приставка.
Приставочный способ образования глаголов
В русском языке приставочный способ является наиболее продуктивным в образовании глаголов. От слов этой части речи с помощью различных приставок образуется множество глаголов. Приставки обозначают различные оттенки действия, уточняют характер их протекания, образуют от бесприставочных глаголов несовершенного вида глаголы совершенного вида.
Примеры:
- седлать → о седлать;
- знать → у знать;
- ждать → подо ждать;
- моргать → за моргать;
- чертить → на чертить;
- кликнуть → вос кликнуть;
- чувствовать → по чувствовать;
- видеть → пред видеть;
- быть→ при быть;
- звать → со звать.
Почти от каждого глагола с участием различных приставок можно создать новые слова.
Приставочный способ образования существительных
С помощью приставки образуются ряд существительных от однокоренных слов этой части речи.
Примеры:
- текст → под текст;
- общество → со общество;
- дедушка → пра дедушка;
- звук → при звук;
- город → при город;
- мрак → су мрак.
Множество существительных с противоположным значением образует приставки не-, без-/бес-:
- друг → не друг (враг);
- правда → не правда (ложь);
- счастье → не счастье (горе);
- приятель → не приятель (противник);
- удача → не удача (провал);
- порядок → бес порядок.
- звук → ультра звук;
- агент → контр агент;
- компенсация → де компенсация;
- ориентация → дез ориентация;
- континент → суб континент.
Приставочный способ образования прилагательных
Приставка, присоединяясь к имени прилагательному, образует новое слово этой же части речи.
Примеры:
- громкий → сверх громкий;
- удалый → раз удалый:
- огромный → пре огромный.
Смысловые приставки при- и пре- вносят в значение производных прилагательных дополнительные оттенки значения:
1. нахождение поблизости, рядом с чем-нибудь:
- полярный → при полярный;
- арктический → при арктический;
2. усиление признака, повышенная степень качества:
- злой → пре злой;
- странный → пре странный;
- толстый → пре толстый.
Иноязычные приставки, присоединяясь к прилагательным, образуют новые слова:
- атлантический → транс атлантический;
- тропический → суб тропический;
- моральный → а моральный;
- общественный → анти общественный.
Префиксальный способ образования местоимений
Префиксы образуют неопределенные и отрицательные местоимения:
- кто → не кто;
- что → ни что;
- какой → ни какой;
- чей → ни чей;
- сколько → не сколько;
- что → кое -что;
- кто → кое -кто.
Приставочный способ и наречия
С помощью приставки от относительных наречий образуются неопределенные и отрицательные наречия:
- когда → не когда;
- где → не где;
- как → ни как;
- откуда → ни откуда:
- куда → кое -куда;
- когда → кое -когда.
Префиксальным способом образованы наречия от слов этой же части речи:
- нельзя → до нельзя;
- вне → во вне;
- ныне → до ныне;
- даром → за даром;
- всегда → на всегда;
- совсем → на совсем;
- пополам → на пополам;
- ныне → от ныне;
- прочь → на прочь.
Источник