- Тема 14. Учетная политика организации
- Цель и задачи темы
- Оглавление
- 14.1. Понятие и состав учетной политики
- Раздел 1. Общие положения
- Раздел 2. Формирование учетной политики
- Раздел 3. Раскрытие учетной политики
- Раздел 4. Изменение учетной политики
- 14.2. Аспекты учетной политики организации (методологические, организационно-технические)
- Выводы
Тема 14. Учетная политика организации
Цель и задачи темы
Цель – раскрыть теоретические положения процесса формирования учетной политики и ее элементов.
Задачи:
- определить понятие и состав учетной политики;
- рассмотреть принципы формирования учетной политики, цели, задачи и функции учетной политики.
Оглавление
14.1. Понятие и состав учетной политики
Бухгалтерский учет в организации должен осуществляться по определенным правилам. Проблема заключается в установлении такой совокупности правил, реализация которых обеспечила бы максимальный эффект от ведения учета. Под эффектом в данном случае понимается своевременное формирование финансовой и управленческой информации, ее достоверность и полезность для широкого круга заинтересованных пользователей.
В вопросах учетной политики организации должны разбираться:
- руководитель организации, так как он утверждает учетную политику;
- бухгалтер организации, поскольку он формирует учетную политику, т. е. может грамотно и всесторонне обосновать ее содержание;
- аудитор, так как учетная политика является одним из объектов аудиторской проверки и с нее обычно начинается сам процесс проверки;
- налоговый инспектор, так как от многих принципов учетной политики зависит порядок формирования того или иного объекта налогообложения.
В силу важности последствий принятия учетной политики для внутренней жизни организаций и для внешних пользователей бухгалтерская информация является объектом пристального контроля со стороны различных заинтересованных органов и лиц.
Таким образом, учетная политика организации – это средство, с помощью которого, во-первых, осуществляется процесс реальной либерализации системы бухгалтерского учета; во-вторых, происходит совершенствование нормативной системы бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности, в-третьих, разрешаются противоречия действующего законодательства в реализации мероприятий, предусмотренных Программой реформирования бухгалтерского учета в соответствии с международными стандартами.
ПБУ 1/98 «Учетная политика организации» содержит 4 раздела:
Раздел 1. Общие положения
Учетная политика – это совокупность способов ведения бухгалтерского учета – первичного наблюдения; измерения; текущей группировки и итогового обобщения фактов хозяйственной (уставной) деятельности.
К способам ведения бухгалтерского учета относятся методы группировки и оценки фактов хозяйственной деятельности, погашения стоимости активов, приемы организации документооборота, инвентаризации, способы применения счетов бухгалтерского учета, системы учетных регистров, обработки информации и иные соответствующие способы и приемы.
Выбор учетной политики зависит от специфики организации, особенностей управления коммерческой деятельностью, текущих и долгосрочных целей. На учетную политику влияют налоговые условия, льготы, валютная политика государства, характер владения, формы собственности, квалификация персонала и др.
При выборе учетной политики исходят из таких требований, как:
- постоянство учетной политики в течение длительного периода;
- регламентация принципов учетной политики действующей нормативной базой;
- извещение внешних потребителей информации об изменениях в учетной политике.
Действие положения распространяется:
- в части формирования учетной политики – на организации независимо от организационно-правовых форм;
- в части раскрытия учетной политики – на организации, публикующие свою бухгалтерскую отчетность полностью или частично согласно законодательству Российской федерации, учредительным документам либо по собственной инициативе.
Раздел 2. Формирование учетной политики
Под формированием учетной политики понимается ее выбор и обоснование.
При формировании учетной политики организации по конкретному направлению ведения и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Таким образом, чтобы грамотно реализовать это положение, необходимо хорошо знать действующую нормативную базу с точки зрения перечня тех вопросов, решение которых входит или не входит в компетенцию руководства организации, а также того, какие вопросы еще остаются не отрегулированными в законодательстве по бухгалтерскому учету. Учетная политика организации формируется главным бухгалтером (бухгалтером) организации и утверждается руководителем организации.
При этом утверждается:
- рабочий план счетов бухгалтерского учета, содержащий синтетические и аналитические счета, необходимые для ведения бухгалтерского учета в соответствии с требованиями своевременности и полноты учета и отчетности;
- формы первичных учетных документов, применяемые для оформления фактов хозяйственной деятельности, по которым не предусмотрены типовые формы первичных учетных документов, а также формы документов для внутренней бухгалтерской отчетности;
- порядок проведения инвентаризации активов и обязательств организации;
- методы оценки активов и обязательств;
- правила документооборота и технология обработки учетной информации;
- порядок контроля хозяйственных операций;
- другие решения, необходимые для организации бухгалтерского учета.
Законодательство об учетной политике накладывает большую ответственность на руководителя организации и главного бухгалтера, обусловливает необходимость хорошего знания ими методологии и организации бухгалтерского учета, налогообложения, финансов и других вопросов.
Перечень допущений, из которых должны исходить организации при формировании учетной политики:
- При формировании учетной политики предполагается, что активы и обязательства организации существуют обособленно от активов и обязательств других организаций (допущение имущественной обособленности). Таким образом, на балансе организации, как правило, не должно быть имущества, не принадлежащего данной организации, т. е. прежде чем проверять, например, правомерность включения в себестоимость материалов амортизации оборудования или нематериальных активов, следует убедиться в наличии документов, подтверждающих право организации на данное имущество.
- Организация будет продолжать свою деятельность в обозримом будущем и у нее отсутствуют намерения и необходимость ликвидации и существенного сокращения деятельности и, следовательно, обязательства будут погашаться в установленном порядке (допущение непрерывности деятельности).
- Принятая организацией учетная политика применяется последовательно от одного отчетного года к другому (допущение последовательности применения учетной политики).
- Факты хозяйственной деятельности организации относятся
к тому отчетному периоду, в котором они имели место, независимо от фактического времени поступления или выплаты денежных средств, связанных с этими фактами (допущение временной
определенности факторов хозяйственной деятельности). Это допущение называется также принципом начисления.
Учетная политика организации должна обеспечивать:
- полноту отражения в бухгалтерском учете всех факторов хозяйственной операции (требование полноты);
- своевременное отражение фактов хозяйственной операции в бухгалтерском учете и бухгалтерской отчетности (требование своевременности);
- большую готовность к признанию в бухгалтерском учете расходов и обязательств, чем возможных доходов и активов, не допуская создания скрытых резервов (требование осмотрительности);
- отражение в бухгалтерском учете факторов хозяйственной деятельности исходя не только из их правовой формы и условий хозяйствования (требование приоритета содержания перед формой);
- тождество данных аналитического учета оборотам и остаткам по счетам синтетического учета на последний календарный день каждого месяца (требование непротиворечивости);
- рациональное ведение бухгалтерского учета исходя из условий хозяйственной деятельности и величины организации (требование рациональности).
При формировании учетной политики организации по конкретному направлению и организации бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством и нормативными актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных документах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики организация разрабатывает соответствующий способ, исходя положений по бухгалтерскому учету.
Принятая организацией учетная политика подлежит оформлению соответствующей организационно-распорядительной документацией (приказами, распоряжениями и т. п.) организации.
Способы ведения бухгалтерского учета, избранные организацией при формировании учетной политики, применяются с 1 января года, следующего за годом утверждения соответствующего организационно-распорядительного документа. При этом они применяются всеми филиалами, представительствами и иными подразделениями организации (включая выделенные на отдельный баланс), независимо от их местонахождения.
Вновь созданная организация оформляет избранную учетную политику в соответствии с вышесказанным, но не позднее 90 дней со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации).
Принятая вновь созданной организацией учетная политика считается применяемой со дня приобретения прав юридического лица (государственной регистрации).
Основное условие – единство учетной политики в организации. Это означает, во-первых, применение принятых способов всеми структурными подразделениями организаций, включая выделенные на отдельный баланс, независимо от места их расположения. В противном случае формируемая разными подразделениями учетная информация будет несопоставимой и несводимой. Во-вторых, в отношении какого-то одного конкретного вопроса организация должна использовать один выбранный способ, если иное не установлено системой нормативного регулирования учета. Кроме того, формирование учетной политики целесообразно осуществлять в тесной взаимосвязи с налоговым учетом.
Раздел 3. Раскрытие учетной политики
Под раскрытием учетной политики понимается ее гласность. Организация должна раскрывать принятые при формировании учетной политики способы бухгалтерского учета, существенно влияющие на оценку и принятие решений, заинтересованным пользователям бухгалтерской отчетности.
Существенными при этом признаются способы ведения бухгалтерского учета, без знания и применения которых невозможна достоверная оценка финансового положения или финансовых результатов деятельности организации заинтересованными пользователями бухгалтерской отчетности.
К способам введения бухгалтерского учета, принятым при формировании учетной политики организации и подлежащим раскрытию в бухгалтерский отчетности относятся способы амортизации основных средств; нематериальных и иных активов, оценка производственных запасов, товаров, незавершенного производства и готовой продукции; признания прибыли от продажи продукции, товаров, работ, услуг и др.
Состав и содержание подлежащей раскрытию в бухгалтерской отчетности информации об учетной политике организации по конкретным вопросам бухгалтерского учета устанавливаются соответствующими положениями по бухгалтерскому учету.
Если при подготовке бухгалтерской отчетности имеет место значительная неопределенность в отношении событий и условий, которые могут породить существенные сомнения в применимости допущения непрерывности деятельности, то организация должна указать на такую неопределенность и однозначно объяснить, чем она обусловлена.
Существенные способы ведения бухгалтерского учета подлежат раскрытию в пояснительной записке, входящей в состав годовой отчетности организации за отчетный год.
При этом существенной признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных составляет не менее 5 %. Данное правило следует применять при раскрытии и других показателей бухгалтерской отчетности.
Раздел 4. Изменение учетной политики
Изменение учетной политики организации может производиться в случаях:
- изменения законодательства Российской Федерации или нормативных актов по бухгалтерскому учету;
- разработки организацией новых способов ведения бухгалтерского учета. Применение нового способа ведения бухгалтерского учета предполагает более достоверное представление фактов хозяйственной деятельности в учете и отчетности организации или меньшую трудоемкость учетного процесса без снижения степени достоверности информации;
- существенного изменения условий деятельности, которое может быть связано с реорганизацией, сменой собственников, изменением видов деятельности и т. п.
Не считается изменением учетной политики утверждение способа ведения бухгалтерского учета фактов хозяйственной деятельности, которые отличны по существу от фактов, имевших место ранее, или возникли впервые в деятельности организации.
Изменение учетной политики должно быть обоснованным и оформляться в порядке, предусмотренном ПБУ 1/98. Оно должно вводиться с 1 января (начало финансового года) года, следующего за годом его утверждения соответствующим организационно-распорядительным документом.
Всякое изменение учетной политики, оказавшее или способное оказать существенное влияние на результаты деятельности организации, подлежат обособленному раскрытию в бухгалтерской отчетности. Информация об изменениях должна включать, в частности: причину изменения учетной политики; оценку последствий изменений в денежном выражении (в отношении отчетного года и каждого иного периода, данные за который включены в бухгалтерскую отчетность за отчетный год); указание на то, что включенные в бухгалтерскую отчетность за отчетный год соответствующие данные периодов, предшествующих отчетному, скорректированы.
Изменения учетной политики на год, следующий за отчетным, объявляются в пояснительной записке по бухгалтерской отчетности организации.
14.2. Аспекты учетной политики организации (методологические, организационно-технические)
Особое место в учетной политике занимают ее методологические и организационно-технические аспекты. Методологические аспекты включают следующие позиции:
- Критерии при отнесении предметов к основным средствам или к средствам в обороте.
- Порядок начисления амортизации по основным средствам и по нематериальным активам.
- Варианты схемы записей для отражения начисленной амортизации нематериальных активов.
- Способы распределения общепроизводственных и общехозяйственных расходов.
- Варианты списания общехозяйственных расходов на производственные счета или на счет 90 «Продажи».
- Порядок отражения на счетах операций по заготовлению и приобретению материальных ценностей.
- Метод расчета стоимости материально-производственных запасов и списания их на производство.
- Варианты учета затрат на производство и калькулирование себестоимости продукции.
- Перечень резервов предстоящих расходов.
- Порядок создания и использования резервов под снижение стоимости материальных ценностей, под обесценение вложений в ценные бумаги и под сомнительные долги.
- Порядок учета и ремонта (восстановления) основных средств.
- Варианты определения выручки от продажи продукции (работ, услуг).
- Варианты учета доходов и расходов будущих периодов (счета 97 и 98).
- Порядок оценки дебиторской и кредиторской задолженности.
- Учет резервного капитала (счет 82).
- Варианты создания и распределения расходов на продажу.
- Курсовые разницы и порядок их учета.
- Варианты учета безвозмездно полученных денежных и материальных ценностей.
- Варианты выбытия основных средств.
- Варианты учета на счете 90 «Продажи».
- Варианты учета прочих доходов и расходов (счет 91).
- Варианты использования целевого финансирования (счет 86).
- Варианты определения и распределения чистой (результативной) прибыли.
- Порядок начисления и выплаты дивидендов.
- Порядок образования и закрытия счета 99 «Прибыли и убытки» и др.
Организационно-технические аспекты охватывают следующие пункты:
- Выбор формы бухгалтерского учета.
- Организацию работы в бухгалтерии.
- Систему внутрипроизводственного учета, отчетности и контроля.
- Порядок проведения инвентаризации имущества и обязательств. Разработку порядка документооборота.
- План счетов бухгалтерского учета.
- Технологическую обработку учетной информации
- Объем, сроки и адреса представления отчетности.
- Систему взаимоотношений с аудиторскими и другими органами.
Учетная политика организации утверждается приказом руководителя организации и приобретает юридическую силу. Поэтому в нее необходимо включить все перечисленные выше аспекты, которые должны быть подкреплены нормативными документами.
При разработке учетной политики организации необходимо руководствоваться Федеральным законом «О бухгалтерском учете», другими федеральными законами, указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ и положениями, приказами, инструкциями и письмами Министерства финансов РФ и другими нормативными документами; обязательно следует использовать План счетов от 31 октября 2000 г. №94н.
Выводы
Таким образом, учетная политика является документом, четко регламентирующим различные стороны деятельности организации. От тщательности и детализации ее разработки, направленной на построение бухгалтерского аппарата, зависит эффективность ведения бухгалтерского учета в организации.
Источник