Сущ способ образования суффиксальный

Суффиксальный способ образования слов (100 примеров)

Суффиксальный спо­соб обра­зо­ва­ния — это созда­ние про­из­вод­но­го сло­ва путем при­со­еди­не­ния к про­из­во­дя­щей осно­ве сло­во­об­ра­зо­ва­тель­но­го суф­фик­са. Суффиксальный спо­соб упо­треб­ля­ет­ся для обра­зо­ва­ния суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных, гла­го­лов, наре­чий.

Новые сло­ва появ­ля­ют­ся на осно­ве уже суще­ству­ю­щих слов и сло­во­со­че­та­ний с помо­щью раз­лич­ных мор­фем и их ком­би­на­ций. Если в этом про­цес­се попол­не­ния сло­вар­но­го запа­са рус­ско­го язы­ка участ­ву­ет суф­фикс, то речь идет о суф­фик­саль­ном спо­со­бе обра­зо­ва­ния.

Суффикс — словообразовательная морфема

Суффиксальный спо­соб обра­зо­ва­ния новых слов заклю­ча­ет­ся в том, что к про­из­во­дя­щей осно­ве сло­ва при­со­еди­ня­ет­ся суф­фикс.

Суффикс — это зна­чи­мая часть сло­ва, кото­рая нахо­дит­ся после кор­ня и слу­жит для обра­зо­ва­ния новых слов.

  • кни­га → книж к а;
  • кни­га → книж н ый;
  • кни­га → книж ник .

Различаем фор­мо­об­ра­зу­ю­щие и сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные суф­фик­сы.

Формообразующие суф­фик­сы, как уже сле­ду­ет из само­го их назва­ния, обра­зу­ют толь­ко фор­мы слов:

  • кра­си­вый — кра­сив ее (фор­ма срав­ни­тель­ной сте­пе­ни при­ла­га­тель­но­го);
  • бежать — бежа л (фор­ма про­шед­ше­го вре­ме­ни гла­го­ла);
  • вре­мя — врем ен а (фор­ма мно­же­ствен­но­го чис­ла суще­стви­тель­но­го).

Здесь нет сло­во­об­ра­зо­ва­ния. Слово при­об­ре­та­ет дру­гую грам­ма­ти­че­скую фор­му, оста­ва­ясь по сути одной и той же лек­си­че­ской еди­ни­цей язы­ка.

Словообразовательные суф­фик­сы, при­со­еди­ня­ясь к про­из­во­дя­щей осно­ве исход­но­го сло­ва, созда­ют новые лек­се­мы.

Сравним:

  • кра­сив ый → кра­сив ость ;
  • бежа ть → бег ;
  • врем я → врем енн ой.

Суффиксальный спо­соб дей­ству­ет в обра­зо­ва­нии слов всех основ­ных частей речи. Каждой части речи при­су­щи свои сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные суф­фик­сы. Суффиксальный спо­соб вос­тре­бо­ван в обра­зо­ва­нии слов внут­ри опре­де­лен­ной части речи. Но чаще он обра­зу­ет сло­ва дру­гой части речи:

  • глаз (сущ.) → глаз аст ый (прил.);
  • синий (прил.) → син е ть (гла­гол);
  • весё­лый (прил.) → весел о (наре­чие);
  • ау (меж­до­ме­тие) → ау ка ть (гла­гол).
От какой части речи обра­зу­ет­сяСуффиксЧто может быть обра­зо­ва­но
Существительное щик, чик, ник, ец суще­стви­тель­ное
Существительное н, ск, ан, ян, ист, ов, ин, оват, чив, лив при­ла­га­тель­ное
Существительное,
при­ла­га­тель­ное
а, ну, и, е, нича, иро­ва, изи­ро­ва гла­гол
Глагол ова, ева, ива, ыва, ва гла­гол
Прилагательное о, е, и наре­чие

Суффиксальный способ образования существительных

Целый ряд сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ных суф­фик­сов созда­ют новые сло­ва на базе про­из­во­дя­щих основ суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных и гла­го­лов.

С помо­щью про­дук­тив­ных суф­фик­сов -к-, -иц-, -ниц- от суще­стви­тель­ных муж­ско­го рода обра­зу­ют­ся наиме­но­ва­ния лиц жен­ско­го пола и самок живот­ных:

  • тен­ни­сист → тен­ни­сист к а;
  • сту­дент → сту­дент к а;
  • вла­де­лец → вла­дел иц а;
  • учи­тель → учи­тель ниц а;
  • тигр → тигр иц а;
  • лев → льв иц а.

Суффиксы -ник-, -чик-, -щик-, -ец- от основ суще­стви­тель­ных и гла­го­лов обра­зу­ют назва­ние лица, зани­ма­ю­ще­го­ся каким-либо видом дея­тель­но­сти:

  • лес → лес ник ;
  • лыжа → лыж ник ;
  • дача → дач ник ;
  • пере­пле­тать → пере­плёт чик ;
  • раз­ве­дать → раз­вед чик ;
  • нор­ми­ро­вать → нор­ми­ров щик ;
  • бара­бан → бара­бан щик ;
  • кор­мить → кор­мил ец .

Наименования пред­ме­тов и при­спо­соб­ле­ний, скоп­ле­ние одно­род­ных пред­ме­тов обо­зна­ча­ют суще­стви­тель­ные, обра­зо­ван­ные с помо­щью суф­фик­са -ник-/-ниц-:

  • соус → соус ник ;
  • багаж → багаж ник ;
  • вопрос → вопрос ник ;
  • тво­рог → тво­рож ниц а;
  • цвет → цвет ник ;
  • яго­да → ягод ник ;
  • оси­на → осин ник ;
  • чер­ни­ка → чер­нич ник .
Читайте также:  Способы оказания первой помощи при отравлении парами нефтепродуктов

От основ при­ла­га­тель­ных суф­фик­сы -от-/-ет, -ость-/-есть, -изн-, -ин- обра­зу­ют назва­ния качеств и отвле­чен­ных при­зна­ков пред­ме­тов:

  • доб­рый → добр от а;
  • нищий → нищ ет а;
  • жёл­тый → желт изн а;
  • седой → сед ин а;
  • сме­лый → смел ость ;
  • све­жий → свеж есть .
  • похо­жий → похож есть .

Множество суще­стви­тель­ных, обо­зна­ча­ю­щих пред­мет, про­цесс дей­ствия или его резуль­тат, обра­зу­ют­ся от гла­голь­ных основ с помо­щью про­дук­тив­но­го суф­фик­са -к-:

  • попы­та ться → попыт к а;
  • про­по­ло ть → про­пол к а;
  • пере­го­ро­ди ть → пере­го­род к а;
  • покра­си ть → покрас к а;
  • задви­га ть → задвиж к а.

Обратим вни­ма­ние, что такие отгла­голь­ные суще­стви­тель­ные име­ют в мор­фем­ном соста­ве при­став­ку, кото­рая доста­лась им от про­из­во­дя­ще­го гла­го­ла. Важно пра­виль­но опре­де­лить суф­фик­саль­ный, а не пре­фик­саль­ный спо­соб обра­зо­ва­ния, в чем помо­жет состав­лен­ная сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ная цепоч­ка:

  • дви­гать → за дви­гать → задвиж к а;
  • кра­сить → по кра­сить → покрас к а.

Множество отвле­чен­ных суще­стви­тель­ных обра­зу­ет от бес­при­ста­воч­ных и при­ста­воч­ных гла­го­лов суф­фикс -ни-/ени-:

  • руб­це­вать­ся → руб­це­ва ни е;
  • полос­кать → полос­ка ни е;
  • зажи­вить → заживл ени е;
  • уди­вить → удивл ени е;
  • вос­ста­но­вить → вос­ста­новл ени е.

Суффиксальный способ образования прилагательных

Суффиксальный спо­соб исполь­зу­ет­ся в обра­зо­ва­нии одно­ко­рен­ных при­ла­га­тель­ных со зна­че­ни­ем при­зна­ка или свой­ства, отно­ся­ще­го­ся к пред­ме­ту:

  • река → реч н ой;
  • окно → окон н ый;
  • салат → салат н ый;
  • осень → осен н ий.

Слова этой части речи актив­но обра­зу­ют­ся от имен суще­стви­тель­ных с помо­щью суф­фик­сов:

  • бере­ста → берест ян ой;
  • рожь → рж ан ой;
  • лебедь → лебед ин ый;
  • тор­же­ство → тор­жеств енн ый;
  • соло­ма → солом енн ый;
  • село → сель ск ий;
  • золо­то → золот ист ый;
  • гор­ло → горл аст ый;
  • нос → нос ат ый;
  • игра → игр ив ый;
  • плюш → плюш ев ый;
  • уда­ча → удач лив ый.

Огромный пласт при­ла­га­тель­ных обра­зо­ван суф­фик­саль­ным спо­со­бом от одно­ко­рен­ных гла­го­лов несо­вер­шен­но­го и совер­шен­но­го вида:

  • рвать → рва н ый;
  • драть → дра н ый:
  • жарить → жар ен ый;
  • ква­сить → кваш ен ый;
  • ода­рить → одар ённ ый;
  • уди­вить → удивл енн ый.

Суффикс -л- про­дук­ти­вен в обра­зо­ва­нии при­ла­га­тель­ных от гла­го­лов, обо­зна­ча­ю­щих про­цесс:

  • гнить → гни л ой;
  • спеть → спе л ый;
  • зреть → зре л ый;
  • уметь → уме л ый.

Суффиксальный способ образования глаголов

От суще­стви­тель­ных и при­ла­га­тель­ных с непро­из­вод­ной осно­вой суф­фик­саль­ным спо­со­бом обра­зо­ва­ны гла­го­лы:

  • голу­бой → голуб е ть;
  • белый → бел е ть, бел и ть;
  • бога­тый → богат е ть;
  • ста­рый → стар е ть;
  • ржа­вый → ржав е ть;
  • зав­трак → зав­трак а ть;
  • свер­ло → сверл и ть;
  • козырь → козыр я ть.

Суффикс -ова-/-ева- участ­ву­ет в обра­зо­ва­нии гла­го­лов от суще­стви­тель­ных:

  • тос­ка → тоск ова ть;
  • танец → танц ева ть.

Бесприставочные гла­го­лы совер­шен­но­го вида обра­зу­ют пар­ные им гла­го­лы несо­вер­шен­но­го вида:

  • решить → реш а ть;
  • пле­нить → плен я ть;
  • бро­сить → брос а ть.

Суффиксальным спо­со­бом от при­ста­воч­ных гла­го­лов совер­шен­но­го вида обра­зу­ют­ся гла­го­лы несо­вер­шен­но­го вида:

  • раз­га­дать → раз­гад ыва ть;
  • рас­ска­зать → рас­сказ ыва ть;
  • ута­ить → ута ива ть;
  • насто­ять → наста ива ть.
Читайте также:  Способы поднять мощность двигателя

Ряд гла­го­лов обра­зо­ва­но с помо­щью суф­фик­сов от меж­до­ме­тий и зву­ко­под­ра­жа­тель­ных слов:

  • о → о ка ть;
  • ох → ох а ть;
  • хи-хи → хихи ка ть;
  • мяу → мяу ка ть;
  • гав → гав ка ть;
  • тик-тик → ти́к а ть;

Суффиксальный способ образования наречий

Многие наре­чие явля­ют­ся про­из­вод­ны­ми от суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных, чис­ли­тель­ных и место­име­ний.

Суффиксальным спо­со­бом обра­зу­ют­ся каче­ствен­ные наре­чия от при­ла­га­тель­ных:

  • гром­кий → громк о ;
  • близ­кий → близк о ;
  • певу­чий → певуч е .

От при­ла­га­тель­ных с суф­фик­сом -ск- обра­зу­ют­ся наре­чия с помо­щью суф­фик­са -и-:

  • дру­же­ский → дру­жеск и ;
  • чело­ве­че­ский → чело­ве­ческ и ;
  • рыцар­ский → рыцарск и .

Архаичный суф­фикс -жды обра­зо­вал сле­ду­ю­щие наре­чия от коли­че­ствен­ных чис­ли­тель­ных:

  • один → одна жды ;
  • два → два жды ;
  • три → три жды ;
  • четы­ре → четы­ре жды .

Видеоурок «Суффиксальный способ словообразования»


Источник

Словообразование слов суффиксальным способом

Суффиксальный способ словообразования — что означает

Суффиксальный способ словообразования – образование новых слов за счет присоединения суффиксов к производящей основе.

Деривация (или словообразование) представляет собой процесс появления новых слов от основы с таким же корнем. На конечном этапе дериват и слово-основа состоят в формально-семантическом соотношении, независимо от того, какими частями речи они являются.

Учитель – учительский, врач – врачебный, отдых – отдыхающий.

Осторожно! Если преподаватель обнаружит плагиат в работе, не избежать крупных проблем (вплоть до отчисления). Если нет возможности написать самому, закажите тут.

В русском языке существует понятие «аффиксов» – морфем, с помощью присоединения которых к корню происходит появление нового слова. Морфемы подразделяются на суффиксы и префиксы. В первом случае прибавление словообразующей единицы называется аффиксацией, во втором – префиксацией.

Особенности применения с примерами

Суффиксальное словообразование предполагает добавление к основе суффикса: рыба – рыбка, дом – домик, желтый – желтоватый.

В результате этого от слова со строгим значением может образоваться та же часть речи, но уменьшительно-ласкательного смысла: роза – розочка, коса – косичка. При этом часть речи остается той же.

Рассматриваемый способ предполагает также образование с помощью добавления соответствующего суффикса глагола, прилагательного, наречия. Тогда значение первичной основы может сохраниться либо измениться, к ней может присоединиться либо один суффикс, либо суффикс и префикс.

Суффиксы, которые участвуют в словообразовании, могут также полноценно участвовать в придании новому слову определенного значения. Так, выделяют следующие группы суффиксов:

  1. Формирующие название частей либо целого предмета. К ним относят: -льник, -щик, -тор, -ник, -янт и др. Примерами являются: заправщик, куратор, спекулянт, холодильник и т.п.
  2. Определяющие пол предмета – имени существительного. Например для слов мужского рода употребляются суффиксы: -тель, -ик, -ер, -ец, -як, -ач, -льщик. Примеры производных слов: водопроводчик, водитель, кондитер, молодец, коровяк, скрипач, крепильщик. Для слов женского рода употребляются: -к, -ниц, -ш и др. С их помощью получаются слова: грузинка, воспитательница, капитанша.
  3. Придающие слову абстрактное значение: -ость, -ни, -и, -изм, -аж и т.п. Например: оперативность, магнетизм, конъюнктура.
  4. Позволяющие сформулировать субъективную оценку: -к, -ик, -очк, -ушк, -еньк и т.п. Например: стенка, столик, корочка, пирушка, тетенька и т.п.
  5. Определяющие принадлежность чего-либо чему-то либо кому-то. Пример: -ев, -ин, -ов и т.п. Получаются следующие слова суффиксального образования: бойцов (подвиг), мамин, попугаев (язык).
  6. Употребляемые для указания на похожесть, склонность к какому-либо признаку: -ист, -лив и т.п. Например, холмистый, терпеливый.
Читайте также:  Разные способы зашнуровывать шнурки

Существуют и другие возможности изменения значения первичного слова с помощью присоединения к нему суффикса. При этом именно от варианта суффикса зависит новое, получаемое значение.

Метод словообразования с помощью суффикса представлен практически во всех частях речи. При этом корень первичного слова-основы сохраняется, а значение может кардинально отличаться.

Образование имен существительных

Образование имен существительных может происходить при присоединении суффиксов:

  • -ество (качественный – качество, излишний – излишество, монашеский – монашество);
  • -о (красивый – красиво, отменный – отменно, скоропалительный – скоропалительно);
  • -ость (гадкий – гадость, радостный – радость, данный – данность);
  • -ени, -ий (ответвить – ответвление, явиться – явление, уметь – умение);
  • -ие (углубить – углубление, желать – желание, обучить – обучение, создать – создание).

При этом имена существительные могут образовываться от глаголов, прилагательных, наречий независимо от таких характеристик, как число, род, спряжение.

Образование прилагательных

Суффиксальный способ применяется и для образования прилагательных.

При этом в качестве основы могут служить разные части речи. Для этого используются следующие суффиксы:

  • -оньк, -еньк (легко – легонький, весело – веселенький);
  • -енн (весна – весенний);
  • -ущ, -ющ (злой-злющий);
  • -оват, -еват (зеленый – зеленоватый, мрачный – мрачноватый).

В указанных случаях образование прилагательного произошло от прилагательного, с помощью применения специального суффикса.

Это не единственный способ. Имя прилагательное может образовываться от существительного, например, с помощью:

  • -н, -ан, -ин (утро – утренний, весна – весенний);
  • -ист (золото – золотистый);
  • -ов (дед – дедов);
  • -ск (детство – детский);
  • -чат (внук – внучатый);
  • -лив (суета – суетливый);
  • -ий, -ый (скала – скалистый).

Нередко прилагательные образуются от основы – глагола. В таком случае на помощь приходят суффиксы:

  • -н (жарить – жареный);
  • -чив (разговаривать – разговорчивый);
  • -лив (говорить – говорлив);
  • -ист (отрывать – отрывистый);
  • -к, -л (стыдиться – стыдливый).

Еще одним способом образования прилагательного с помощью суффикса является использование в качестве основы наречия и числительного. Тогда используются:

-н, -енн (рано – ранний, внутри – внутренний, наружно – наружный).

Суффиксальный способ образования глаголов

Используя в качестве основы существительные и прилагательные, с помощью определенных суффиксов можно образовать глаголы. Кроме этого, в качестве основы могут служить местоимения, числительные, междометия.

Примеры таких суффиксов:

  • -нича, -ича (умный –умничать, лодырь – лодырничать);
  • -ова, -ева (совет – советовать, дебют – дебютировать);
  • -ствова (содействие – содействовать);
  • -ирова (изоляция – изолировать);
  • -изирова (идеал – идеализировать).

Часть в качестве глаголообразующего суффикса используется –и. Например: сор – сорить, белый – белить.

В аналогичных случаях применяется –е. Например: старый – стареть, слабость – слабеть.

Немного реже применяется –ну. Например: слепой – слепнуть, крик – крикнуть.

Особым образом для образования глагола с помощью суффикса используются междометия. К ним добавляются –а, -я (охать, ойкать) и –ка (аукать). Можно использовать –ну. Например: ойкнуть, пикнуть, мяукнуть.

Суффиксальный способ образования наречий

Суффиксальный способ словообразования применим и в случае с наречиями. Основой могут быть:

  1. Прилагательные и причастия. Для этих случаев применяются суффиксы –о, -е, -и. Примеры: путаный – путано, дружеский – дружески, вражеский – вражески, желтый – желто, влюбчивый – влюбчиво.
  2. Числительные. Используются суффиксы –жды (три – трижды, два – дважды), -ю (семь – семью, девять – девятью).
  3. Наречия. Используются суффиксы –то (что – что-то, кто – кто-то), -либо (кто – кто-либо, где – где-либо), -нибудь (откуда – откуда-нибудь, кто – кто-нибудь).

Источник

Оцените статью
Разные способы