- Сукцессивный способ чтения это
- Сукцессивные функции
- Сукцессивный способ чтения это
- Сукцессивные функции
- Формирование сукцессивных функций у детей дошкольного возраста с ОНР
- Симультанное и сукцессивное восприятие. Характеристика модальностей восприятия как симультанных и сукцессивных. Переход сукцессивного восприятия в симультанное.
Сукцессивный способ чтения это
б) Речевой вариант. Те же движения выполняются по речевой инструкции. Несмотря на кажущееся сходство с предыдущим, этот тест адресован к иным психическим функциям: он оценивает владение понятиями «право — лево» и речевую регуляцию двигательных актов. Его выполнение затруднено у детей с левополушарной недостаточностью и у большинства детей, страдающих дислексией. Данное задание легковыполнимо большинством здоровых детей с 8 лет.
Сукцессивные функции
1. Повторение цифровых рядов.
а) В прямом порядке. Ребенку предлагается повторить ряд цифр в том же порядке, в котором они были названы. Для воспроизведения даются ряды длиной от 3 до 6 цифр. Дети в возрасте 4,5 лет и старше воспроизводят ряд из 4 цифр (в одной из двух попыток с рядами одинаковой длины, но разного числового состава), дети 6,5-7 лет — ряд из 5 цифр, дети 10 лет и старше — ряд из 6 цифр.
б) В обратном порядке. Ребенку дается инструкция, что ряд цифр повторять нужно в обратном порядке, начиная с конца, и это демонстрируется на примере ряда из 2 цифр. В 7 лет дети уже способны воспроизводить ряды из 3 цифр, в 9 лет — из 4-х и в 12 лет — из 6 цифр.
Первая часть данного задания характеризует преимуще( ственно иконическую сукцессивную слухоречевую память. Вторая — состояние оперативной памяти.
При ранних правополушарных или двусторонних орга-1 нических поражениях головного мозга у детей в большей! степени страдает воспроизведение цифр в обратном поряд-1 ке, а при левополушарных — в прямом [Taylor E., 1959]. Таким образом, при правополушарной недостаточности обыч-1 но увеличивается разрыв между результатами прямого и обратного воспроизведений, который в норме не превышает двух единиц.
Следует отметить, что на результаты выполнения этой и ряда последующих проб существенное влияние может оказать расстройство активного внимания, определяемого, в свою очередь, функциональным состоянием глубоких струк-J тур мозга.
2. Воспроизведение звуковых ритмов.
Ребенок должен вслед за экспериментатором воспроиз-1 вести серию ударов по столу, разделенных длинными и короткими паузами. Серии постепенно удлиняются и услож-J няются по структуре. Образцы ритмов:
Источник
Сукцессивный способ чтения это
Дефицит изобразительно-графических способностей принимает непосредственное участие в патогенезе дислексии, особенно на этапе усвоения звуко-буквенной символики.
Сукцессивные функции
Из всех предпосылок интеллекта нарушения сукцессивных функций, пожалуй, чаще других встречаются при избирательных нарушениях школьных навыков [Мнухин С. С., 1968; Демьянов Ю. Г., 1971]. Не составляет исключения и дислексия. Нарушения различения, запоминания и воспроизведения временных последовательностей стимулов, действий или символов при специфических расстройствах чтения обнаруживали С. С. Мнухин (1934), D. Doehring (1968), S. Gantzer (1979) и другие исследователи. Дети на низком уровне выполняют такие задания, как воспроизведение последовательности дви жений, звуковых и графических ритмов, допускают много ошибок при воспроизведении последовательности изображений, затрудняются при воспроизведении временной последовательности вербальных стимулов (слова, цифры), не способны к автоматизации речевых рядов (времена года, дни недели, месяцы) [Corcin S., 1974; Richie D., Aten J., 1976]. Имеются разные точки зрения по вопросу о модальной специфичности указанных нарушений. D. Bakker (1972) считает, что при дислексии сукцессивные операции страдают только на вербальном материале. W. Gaddes (1980) полагает, что недостаточность носит полимодальный характер.
Исследуя данную группу функций, мы использовали следующие задания:
а) «рядоговорение» (времена года, дни недели по порядку);
б) воспроизведение звуковых ритмов из 3—6 ударов с разными интервалами;
в) тест «Кулак — ребро — ладонь» и аналогичный, но усложненный (добавлено движение ногами) тест.
Эксперименты показали, что дети с дислексией, так же как и дети с ЗПР, достоверно отстают от здоровых во всех перечисленных заданиях. Наиболее часто у них встречается слабость автоматизации речевых рядов (64% случаев), реже страдает воспроизведение звуковых ритмов (46%), и еще реже встречаются затруднения при воспроизведении серии движений (33%).
Источник
Формирование сукцессивных функций у детей дошкольного возраста с ОНР
Одной из важнейших задач обучения в начальной школе является формирование навыка чтения, как фундамента последующего образования. В связи с этим остро возникает проблема коррекционно–логопедической работы по формированию предпосылок к обучению чтению и выявлению предрасположенности к дислексии у детей с общим недоразвитием речи.
По мнению, С.С. Мнухина (1968) из всех предпосылок интеллекта нарушения сукцессивных функций, чаще других встречаются при специфических нарушениях школьных навыков. В частности было обнаружено, что у школьников с нарушением письменной речи наблюдались нарушения сукцессивных операций. Дети затруднялись в воспроизведении графических и звуковых ритмов, допускали ошибки при воспроизведении последовательности изображений, движений, автоматизации речевых рядов.
В чем же сложность формирования данных процессов? Ответить на этот вопрос, поможет рассмотрение их природы.
Сукцессивные процессы это есть анализ и синтез последовательных сигналов и стимулов. Иначе говоря, “сукцессивные операции – это операции различения, запоминания и воспроизведения временных последовательностей, вербальных стимулов, действий, символов, звуковых ритмов, изображений”.
В работе “Формирование сукцессивных функций у дошкольников с нарушениями речи” А.М. Горчакова (2003), приводит следующие онтогенетические принципы формирования закономерностей каких-либо умений и навыков у ребенка в норме (в соответствии с данными принципами идет и развитие сукцессивных функций):
- от простого к сложному;
- от конкретного к абстрактному (предмет —> изображение —> слово —> символ);
- от контраста к оттенкам, от элементарных дифференциаций к более усложняющимся;
- от общего к частному, от крупного к мелкому (например, общие движения —> мелкая моторика —> артикуляторная моторика);
- поэтапность;
- сформированные умения переводятся в навык;
- вовлечение в работу по мере развития как можно больше анализаторов;
Если сукцессивные функции развиты в соответствии с возрастной нормой, то процесс симультанизации проходит довольно легко. Любой навык на начальных этапах осваивается последовательно (сукцессивно), а затем воспроизводится целостно (симультанно). Это относится и к чтению: процесс увеличения языковых единиц происходит постепенно: от чтения по слогам к чтению целыми словами”.
Для успешного формирования навыка чтения, необходимо достаточное развитие следующих предпосылок:
- сформированность пространственных представлений, пространственной ориентировки;
- сформированность зрительно-моторной координации;
- сформированность мелкой моторики, графомоторных навыков;
- достаточный уровень развития слухового, зрительного восприятия;
- сформированность произвольного внимания;
- развитие памяти, особенно слухоречевой и зрительной;
- сформированность сукцессивных функций, а именно: воспроизведение последовательности движений, последовательности в пространстве, во времени, в речи;
- достаточный уровень развития устной речи (то есть ее фонетико-фонематической стороны и лексико-грамматического строя).
Сформированность сукцессивных функций лежит в основе усвоения звуко-слоговой структуры слова, морфосинтаксических операций, навыков текстообразования, грамоты. И соответственно, при их недоразвитии ребенок задерживается на элементарном способе чтения – послоговом.
У детей с общим недоразвитием речи выделяются определенные особенности: сниженная способность к автоматизации речевых рядов, трудности установления причинно-следственных связей, низкий уровень способности воспроизводить различные варианты последовательностей, снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания. Они забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий. Наблюдаются трудности удержания в памяти плана действий в заданной последовательности и его реализация. У большинства дошкольников с ОНР недостаточно развита двигательная память. При повторении двигательных комбинаций встречаются ошибки: пропуски, замены, перестановки частей двигательной программы. У них обнаруживается застревание на позах, длительный поиск нужного положения рук.
Таким образом, о том, что на сегодняшний день необходимо в дошкольных образовательных учреждениях проводить комплексные мероприятия по формированию данных функций. В развитии навыков чтения и умении владения грамотой принимают участие все субъекты образовательного процесса (воспитатели, логопеды, психологи, дефектологи, муз. руководители).
В программе Т.Б. Филичевой и Г.В. Чиркиной “Подготовка к школе детей с общим недоразвитием речи в условиях специального детского сада”, можно делать вывод о том, в рамках данной программы, сукцессивные функции формируются не систематично, в большей части спонтанно.
В первом периоде данной программы уделяется внимание обучению умению последовательно воспроизводить автоматизированные ряды дней недели, осенних месяцев, составлять предложения по картинкам и серии картинок на основе предложенного плана. Во втором периоде уделяется внимание закреплению автоматизированных рядов: времен года, месяцев, дней недели; обучение умению устанавливать возрастные различия между людьми, умению производить анализ и синтез слов из пяти звуков. В третий период закрепляется последовательность дней недели, месяцев, временных отношений, совершенствуется умение проводить полный звуковой анализ слов типа: трава, слива, маска, миска, машина. Закрепляется умение делить на слоги одно-, двух- и трехсложные слова, проводится работа по членению на слоги четырехсложных слов.
В программе разработанной для детей с общим недоразвитием речи предусматривается перспективное планирование еженедельных заданий логопеда воспитателям.
Воспитатель в специально отведенное время проводит с детьми:
- логопедические пятиминутки
- игры и упражнения
Так как воспитатель закрепляет умения и навыки, полученные на логопедических занятиях, поэтому мы посчитали необходимым проанализировать и его работу по формированию сукцессивных функций в соответствии с программой.
На протяжении всех трех периодов обучения воспитатель закрепляет такие сукцессивные функции, как умение воспроизводить последовательность серии движений на материале координации речи с движением, умение воспроизводить автоматизированные ряды.
Включение упражнений и игр по формированию сукцессивных функций фронтальные и подгрупповые занятия логопеда, воспитателей и для работы с родителями. Необходимо начинать с упражнений, максимально опираясь на все сохранные анализаторы, работа должна проводиться по всем четырем направлениям. По мере успешного выполнения упражнений первого этапа постепенно рекомендуется переходить на следующий этап.
Следовательно, сформированность сукцессивных функций лежит в основе усвоения звуко-слоговой структуры слова, морфосинтаксических операций, навыков текстообразования, грамоты. И соответственно, при недоразвитии данных функций, ребенок задерживается на элементарном способе чтения – послоговом.
Источник
Симультанное и сукцессивное восприятие. Характеристика модальностей восприятия как симультанных и сукцессивных. Переход сукцессивного восприятия в симультанное.
Симультанный (в психологии) (от лат. simul — в одно и то же время) — термин общей психологии, означающий практическую одновременность протекания каких-либо психических процессов ввиду их свернутости и автоматизированности. Например, симультанным является смысловое восприятие устной речи на родном и иностранном языке переводчиком-синхронистом. Если человек недостаточно владеет иностранным языком, процесс смыслового восприятия и перевода иноязычной речи становится развернутым (сукцессивным). Симультанное восприятие предполагает синтез признаков явления в единую форму, свертывание процессов анализа и установление на их основе «целостных оптимальных признаков» изучаемого явления
Сукцессивный (от англ. successive — последующий, следующий один за другим) — термин общей психологии, означающий развернутую последовательность протекания какого-либо процесса. Например, речь или движение руки представляют собой сукцессивный процесс. Развернутое во времени, поэтапное наблюдение. Например, поиск ошибок при проверке диктанта.
Глаз и мозг способны работать в двух режимах: симультанном (быстрый панорамный прием обзорной информации с помощью периферийного зрения) и сукцессивном (медленный прием детальной информации с помощью центрального зрения). Их оптимальное сочетание позволяет получить важный приспособительный эффект. При симультанном (simultaneous) восприятии система “глаз — мозг” обладает способностью быстро, практически мгновенно воспринимать огромные объемы зрительной информации. Симультанно мы воспринимаем человеческие лица, картины природы, уличные сценки и многое другое. При сукцессивном (successive) восприятии производится тщательный последовательный анализ важной информации, первичное выделение которой произошло в ходе симультанного восприятия.
При чтении длинного словесного текста глаз и мозг работают преимущественно в сукцессивном режиме (т. е. медленно), при восприятии изображений доминирует симультанный (быстрый) режим. Если одну и ту же информацию можно представить и в текстовой, и в графической форме, последняя обеспечивает более высокую скорость понимания за счет того, что преимущественно сукцессивный режим восприятия текста заменяется на преимущественно симультанный режим анализа изображения.
Первый этап восприятия нового учебного материала — это этап сукцессивного восприятия. Целью всех упражнений этого этапа является последовательное фиксирование в сознании учащихся формальных признаков изучаемого явления, создание основы для постепенного объединения отдельных признаков в «комплексные признаки». Внимание учащихся последовательно переключается с одного признака на другой. Информация передается в центральные органы умственной деятельности, где в результате синтеза из отдельных признаков создается «целостное видение» ситуации. Прежде чем возникает это «целостное видение», учащимся иногда приходится неоднократно возвращаться к отдельным признакам изучаемого явления. Сукцессивное восприятие — это не линейное движение анализаторов от одного признака к другому, а сложный процесс поступательных и возвратных движений зрительного анализатора и мыслительных процессов. В результате напряженной работы происходит отбор основных опорных признаков, позволяющих сократить время на поиск правильного решения поставленной задачи, создается психологическая база для формирования перехода к симультанному восприятию.
Симультанное восприятие формируется на последующих этапах введения нового материала. Это высшая ступень восприятия. Симультанное восприятие предполагает синтез признаков явления в единую форму, свертывание процессов анализа и установление на их основе «целостных оптимальных признаков» изучаемого явления.
23. Созерцание как психическое явление: основные характеристики и связь с другими психическими явлениями.
Созерцание – особенный процесс восприятия, который характеризуется состоянием покоя, состоянием безмыслия, состоянием отсутствия эмоциональных переживаний. Особый вид восприятия, психическое состояние, форма сознания, свойство личности (созерцательность). Это изменённое состояние сознания. Целиком внутренний процесс. Спокойствие, безмыслие, глубокая погружённость в себя, отсутствие активности, растворение субъекта в объекте.
Созерцать – продолжительно рассматривать, вникать, наблюдать, ясно видеть, проникать мыслью.
24. Представление как психический процесс: основные характеристики (наглядность, фрагментарность, неустойчивость, непостоянство), механизм возникновения, типы представлений (представления памяти и представления воображения).
Представление – психический процесс отражения предметов или явлений, которые в данный момент не воспринимаются.
Наглядность. Представления – чувственно-наглядные образы действительности, но т.к. это воспроизведённые и переработанные образы объектов, которые воспринимались в прошлом, они значительно бледнее, чем при восприятии.
Фрагментарность. Представления полны пробелов. Одни части и признаки представлены ярко, другие – смутно, а какие-то вообще отсутствуют.
Неустойчивость. Любой образ исчезнет из нашего сознания, как бы мы ни старались его удержать. Чтобы его вновь вызвать, придётся сделать усилие.
Непостоянство. На передний план выступают то одни, то другие детали воспроизводимого образа.
Представления – в некоторой степени – обобщённые образы: с наибольшей яркостью даны постоянные признаки объекта, а те признаки, которые характерны для частных воспоминаний, представлены очень бледно или вообще отсутствуют. Общие представления – те, которые характеризуются большой степенью обобщённости.
Представления памяти – представления, которые возникли в процессе нашего непосредственного восприятия какого-либо предмета или явления в прошлом.
Представления воображения – представления, которые формируются на основе полученной в прошлых восприятиях информации и её более или менее творческой переработки.
Классификации представлений (по модальности, по содержанию, по степени обобщенности). Характеристики отдельных видов представлений. Индивидуальные особенности представления и его развитие.
По модальности: зрительные, слуховые, двигательные (кинестетические), осязательные обонятельные, вкусовые, температурные и органические.
Зрительные – чаще преобладает какая-либо одна сторона. Часто образы лишены объёма или цветности.
Слуховые представления. Важнейшие – речевые и музыкальные. Речевые: фонетические и темброво-интонационные.
Двигательные: представления о движении всего тела или его частей, речевые двигательные представления. При всяком двигательном представлении совершаются зачаточные движения.
Пространственные представления – ярко представляются пространственная форма и размещение объектов, но сами объекты могут представляться очень неопределённо. Они обычно схематичны и бесцветны. Зрительно-двигательные обычно. Делятся на плоские и трёхмерные
По степени обобщённости: единичные, общие.
Единичные представления – основанные на наблюдении одного предмета.
Общие – обобщённо отражающие свойства ряда сходных предметов.
Классификация по содержанию: обыденные, социальные, математические, географические, астрономические, технические, эстетические, экономические, музыкальные, художественные, мировоззренческие, биологические, медицинские, психологические.
Эстетические – то, что производит на нас чувственное впечатление. Ужасное, прекрасное, трагическое, прозаическое.
Люди различаются по типу преобладающей модальности на 4 группы: с преобладанием зрительных, слуховых, двигательных (кинестетических) и с представлениями смешанного типа (синестезия).
Развитие представлений идёт по пути увеличения в них элемента обобщения. Два направления: схематизация и развитие типичных образов.
Схематизация – постепенно теряется часть индивидуальных признаков и деталей, приближаясь к схеме.
Развитие типических образов – представления становятся всё более конкретными и наглядными и отображают целую группу предметов и явлений.
Представления формируются в результате наших коммуникаций. По мере формирования представлений мы всё больше воспринимаем реальность сквозь призму наших представлений. Мы живём в мире представлений.
«Свободные представления» у детей появляются к 1,5 года, к концу 2го года зрительные представления играют существенную роль в жизни ребёнка. Речевые (слухо-двигательные) – также на 2ом году жизни.
26. Память как психический процесс. Основные процессы в структуре памяти, их характеристика. Виды памяти: по характеру психической активности, по степени осознанности, по продолжительности сохранения информации и функциональной роли в структуре психики. Основные свойства памяти.
Память – психический процесс организации и сохранения прошлого опыта. Состоит из запоминания, сохранения, последующего узнавания и воспроизведения следов прошлого опыта, а также забывания.
Запоминание – процесс запечатления и последующего сохранения воспринятой информации.
Сохранение – процесс закрепления воспринятого образа в памяти.
Узнавание – процесс осознания того, что воспринимаемый в данный момент предмет или явление воспринимались в прошлом. Процесс сравнения воспринимаемого предмета с образцами памяти по признакам сходства или тождества.
Воспроизведение – процесс воссоздания образа предмета или явления, воспринимаемого нами ранее, но не воспринимаемого нами в данный момент.
Забывание – процесс стирания и утраты образов памяти. Процесс фрагментации и исчезновения образа из памяти.
Виды памяти по характеру психической активности:
1. Двигательная (моторная) память – практические и трудовые навыки, ходьба, письмо.
2. Эмоциональная память – память на чувства: горе, печаль, восторг, обида, гнев и др.
3. Образная память – память на представления: картины природы и жизни, звуки, запахи, вкусы. Её иногда разделяют по модальностям.
4. Словесно-логическая память – запоминание и воспроизведение наших мыслей:
a) Запоминается только смысл материала;
b) Запоминается буквальное словесное выражение.
По характеру целей деятельности (по степени осознанности):
1. Произвольная – процесс запоминания и воспроизведения требует волевых усилий, имеется цель запоминания (мнемоническая задача);
2. Непроизвольная – процесс запоминания и воспроизведения осуществляется автоматически, без контроля со стороны сознания, отсутствует цель.
По продолжительности сохранения материала:
1. Долговременная (то, что мы обычно называем памятью) – сохранение нужной, отобранной информации;
2. Кратковременная – краткое сохранение воспринимаемой информации. Переработка информации и отсеивание ненужной.
3. Оперативная – обслуживает непосредственно осуществляемые актуальные действия, операции. Обслуживает все психические процессы.
Основные характеристики памяти: объём, быстрота запечатления, точность воспроизведения, длительность сохранения, готовность к использованию сохранённой информации.
Объём – количество запомненных единиц информации. Эта характеристика обычно относится к кратковременной памяти.
Быстрота воспроизведения – способность использовать в практической деятельности имеющуюся в памяти информацию.
Точность воспроизведения – способность человека точно сохранять и воспроизводить запечатлённую информацию.
Длительность сохранения – способность удерживать необходимую информацию определённое время.
Готовность воспроизвести информацию – способность воспроизвести сохранённую информацию в требуемый момент времени.
«Эффект края» — при запоминании длинного ряда лучше воспроизводится материал, находящийся на концах. «Кривая забывания» Эббингауза.
Воображение как психический процесс. Виды воображения. Виды произвольного воображения. Механизмы и этапы работы воображения. Индивидуальные особенности воображения. Воображение и творчество.
Воображение – процесс преобразования представлений, отражающих реальную действительность, и создание на этой основе новых представлений. Оно восполняет недостающие детали в представлении.
Виды по степени произвольности:
а) Воссоздающее воображение;
б) Творческое воображение;
г) Грёзы (образы, не связанные с волей).
б) Дремотное (полусонное) состояние.
Виды по степени активности:
Дремотное (полусонное) состояние;
Воссоздающее воображение – воссоздание представления объекта по его описанию (формирует во всех модальностях).
Творческое воображение – преобразование уже имеющихся представлений и создание новых, самостоятельно намечая контуры и выбирая материалы. Нет жёсткой границы между ним и воссоздающим воображением.
Мечта – создание образов желаемого самим человеком, а не требуемого обстоятельствами. Она не даёт немедленно и непосредственно объективного продукта.
Грёзы – создание образов, не связанных с волей.
Галлюцинации – восприятие несуществующих объектов.
Пространственное воображение – воссоздание образа в трёхмерном пространстве.
Механизмы переработки представлений в воображаемые образы: анализ, абстрагирование, синтез, агглютинация, уменьшение или увеличение объекта или его частей, схематизация, акцентирование.
Анализ – своеобразное расчленение впечатлений или имеющихся представлений, на составные части.
Абстрагирование – изолирование объекта, его частей или свойств от других объектов, частей или свойств соответственно.
Синтез – установление связей между элементами одного или нескольких образов и сочетание этих элементов в новые образы.
Агглютинация – создание нового образа путём присоединения в воображении частей или свойств одного объекта к другому. Пример – кентавр.
Схематизация – сознательное направление внимания на существенные, по мнению субъекта, черты и свойства объекта и сведение представления до определённой схемы.
Акцентирование – подчёркивание наиболее существенных, типичных признаков объекта.
Этапы работы воображения (стадии процесса творчества):
1. Подготовка – зарождение идеи.
2. Созревание – концентрация, «стягивание» знаний, прямо или косвенно относящихся к проблеме, добывание недостающих сведений.
3. Озарение – интуитивное схватывание искомого результата.
Мышление как психический процесс. Мышление и речь. Основные характеристики мышления. Основные виды мышления. Практическое и теоретическое мышление. Основные формы мышления. Исследование мышления. Основные виды умственных операций.
Мышление – высший познавательный психический процесс. Порождает новые знания на основе творческого преобразования человеком действительности. Психический процесс, заключающийся в отражении существенных свойств и связей предмета и связей между предметами.
1. Обобщённое отражение действительности – отражение общего в предметах и явлениях реального мира и применение обобщений к единичным предметам и явлениям.
2. Отражение существенного признака предмета.
3. Опосредованное познание объективной реальности – выносим суждения о свойствах и характеристиках предметов и явлений, анализируя косвенную информацию.
4. Непосредственной предпосылкой мышления является наличие проблемы, требующей решения. Решение конкретной задачи. Оно начинается с вопроса. Ответ является целью мышления.
5. Имеет предсказательную силу.
5.1. Имеет ретроспективную силу.
6. Связь с речью – мысли всегда облекаются в речевую форму. Мы всегда думаем словами. Речь – орудие понятийного мышления.
Виды мышления
1.Образное 1. Наглядно-образное
2. Понятийное 2. Наглядно-действенное
Понятийное мышление – то, в котором используются определённые понятия. Мы пользуемся готовыми знаниями в форме понятий, суждений, умозаключений.
Образное мышление – то, в котором используются образы. Они извлекаются из памяти и воссоздаются воображением. В результате их преобразования решается определённая задача.
Наглядно-образное мышление – осуществляется непосредственно при восприятии окружающей действительности, без этого – не может. Образы представлены в кратковременной и оперативной памяти. Представить то, что будешь делать с предметами, которые на виду.
Наглядно-действенное мышление – практическая преобразовательная деятельность с реальными предметами. То, что проще показать, чем объяснить.
Основные формы мышления: понятие, суждение, умозаключение.
Понятие – отражение общих и существенных свойств предмета.
Суждение – отражение связей, отношений предметов и явлений действительности. Суждение имеет 2 понятия: субъект и предикат.
Умозаключение – формирование новых суждений на основе уже имеющихся. Форма мышления, в которой из заданных суждений выводится новое.
Виды умственных операций: сравнение, анализ-синтез, абстрагирование- конкретизация, индукция-дедукция (умозаключения).
Сравнение – операция установления сходства и различия между предметами и явлениями реального мира. 2 операции, основанные на сравнении: аналогия, мысленное моделирование.
Аналогия – приписывание свойств, имеющихся у одного предмета, другому, основываясь на сходстве.
Моделирование – создание мысленной аналогии предмета. 3 основные формы моделирования: образная, знаковая, математическое моделирование.
Анализ – мысленное разделение предмета на части или выделение основных свойств.
Синтез – соединение в одно целое свойств, признаков, частей предмета.
Абстрагирование – отвлечение от несущественных признаков с целью создать более общее понятие.
Конкретизация – переход от более общего к более частному понятию.
Эти операции относятся к понятиям, в то время как индукция-дедукция – к умозаключениям.
Индукция – умозаключение, заключающееся в переходе от частного суждения к более общему.
Дедукция – умозаключение, состоящее в переходе от общего суждения к частному.
Точное определение дедукции – строгое следование от одного умозаключения к другому.
Исследование мышления – тесты с различными шкалами, создание искусственного интеллекта (моделирование).
4 особенности творческого мышления (по Дж. Гилфорду):
1. Оригинальность и необычность идей, стремление к интеллектуальной новизне.
2. Семантическая гибкость – способность видеть объект под новым углом зрения, возможность нового использования данного объекта.
3. Образная адаптивная гибкость – способность воспринимать объект так, чтобы видеть его новые, скрытые стороны.
4. Семантическая спонтанная гибкость — способность продуцировать разнообразные идеи в неопределённой ситуации, в такой, которая не содержит предпосылок к формированию новых идей.
29. Выдающиеся психологи мира: В. Вундт (1832–1920), У. Джеймс (1842–1910), Г. Эббингауз (1850–1909), З. Фрейд (1856–1939), Дж. Уотсон (1878–1958), К. Левин (1890–1947), Ж. Пиаже (1896–1980), Б. Ф. Скиннер (1904–1990),их вклад в психологию.
В. Вундт – создатель лаборатории экспериментальной психологии, представитель интроспективной психологии. Разработал основы физиологической и экспериментальной психологии. Разделил сознание на «элементы».
У. Джеймс – создатель теории потока сознания (сознание не состоит из ряда дискретных элементов). Предложил одну из первых в психологии теорию личности (выделял физическую личность, социальную личность, духовную личность).
Г. Эббингауз – один из основателей экспериментальной психологии, изучал память, вывел «кривую забывания».
З. Фрейд – создатель психоанализа. Создал первую развёрнутую теорию личности. Выделил 3 уровня психики: сознание, подсознательное, бессознательное. Разработал концепцию инстинкта.
Джон Уотсон – основоположник бихевиоризма, отрицал необходимость изучения сознания, предмет психологии – поведение. Поведение – система реакций, формула «стимул=>реакция». По стимулу предсказать реакцию, либо по реакции определить стимул.
К. Левин – социальная психология, проведение групповых тренингов, , групповая динамика, теория психологического поля, теория личности.
Ж. Пиаже – создал международный эпистемологический центр в Женеве, изучал психологию детей, интеллект и его развитие.
Б. Ф. Скиннер – Создатель радикального бихевиоризма. Теория оперантного подкрепления: если подкреплять какое-либо действие индивида, то оно фиксируется и воспроизводится с большей лёгкостью. Считал, что поведение живых организмов полностью определяется последствиями, к которым оно приводит.
30. Выдающиеся отечественные психологи: И. П. Павлов (1849–1936), Д. Н. Узнадзе (1886–1950), С. Л. Рубинштейн (1889–1960), Л. С. Выготский (1896–1934), А. Р. Лурия (1902–1977), А. Н. Леонтьев (1903–1979), Б. Г. Ананьев (1907–1972), их вклад в психологию.
И. П. Павлов – физиолог, физиология высшей нервной деятельности, открыл механизм образования условного рефлекса. Учение о двух сигнальных системах: сенсорной и речевой. Изучал нервную деятельность коры головного мозга, выдвинул учение о типах нервной системы.
Д. Н. Узнадзе – создатель общепсихологической теории установки. Под установкой понимал состояние готовности, предрасположенности субъекта к определенной активности в определенной ситуации.
С.Л. Рубинштейн – написал «Основы общей психологии», систематизировал психологические знания и предложил методологию исследования психических явлений. Разработал деятельностный подход в философии, психологии, педагогике. Разработал принцип детерминизма, принцип личностного подхода. Сформулировал принцип единства сознания и деятельности, который был положен в основу деятельностного подхода.
Л. С. Выготский – создатель культурно-исторической теории развития высших психических функций человека. Главные исторические достижения человечества: язык, орудия труда, знаковые системы – продвинули филогенетическое и онтогенетическое развитие людей. Пользуясь этим, человек научился управлять собственной психикой и поведением. Исследовал связь мышления и речи.
А. Р. Лурия – основоположник нейропсихологии, работы в области нейрофизиологических основ памяти и мышления.
А. Н. Леонтьев – Создал факультет психологии МГУ, автор психологической теории деятельности, разработал структуру деятельности.
Б. Г. Ананьев – Основатель Ленинградской психологической школы. Создал факультет психологии ЛГУ. Автор фундаментальных работ в области чувственного восприятия, психологии общения, педагогической психологии. Предложил систему человекознания, в которой были интегрированы данные различных наук о человеке. Выделял 4 основных понятия: индивид, субъект деятельности, личность, индивидуальность. Сформулировал принципы изучения человека.
Источник