Суффиксальный способ словообразования у детей

Конспект-игра для закрепления знаний детей о суффиксальном способе словообразования

Аня Марк
Конспект-игра для закрепления знаний детей о суффиксальном способе словообразования

Цель: закрепление знания детей об суффиксальном способе словообразовния

А)Образовательные задачи: Сформировать умение образовывать слова при помощи суффиксов -чик, -ик; Закреплять умение отвечать на вопросы воспитателя; Формировать умение образовывать прилагательные от существительных с помощью суффиксов -ян, -ан, -ов.

Б)Воспитательные задачи: воспитывать эмоциональную отзывчивость; воспитывать уважение детей друг к другу.

В)Развивающие задачи: развивать логическое мышление, развивать координацию движения, развивать слуховое воприятие.

II.ПОДГОТОВКА К ЗАНЯТИЮ:

1.Подготовка воспитателя: разработка презентации к занятию, разработка конспекта и подготовка оборудования и материала для занятия;

2.Предварительная работа с детьми: беседа “Что ты видишь в комнате?”

3.Оборудование и материалы: ноубук, колонки, карта станций, пазл ключа, мешочек с предметами (тарелка, ложка, кубик деревянный, карандаш, фломастер, пластиковую игрушку, картинки предметов (стул, стол, мяч, заяц, слон, шкаф, ковер, стакан, пластиковый стакан, деревянный кубик, железный половник, стеклянная чашка, доска, стулья, стол, песня “Дин дон”.

Формы и методы организации совместной деятельности:

Физкультминутка «Дин дон» с использованием музыки.

Беседа на тему»Кто к нам пришел», отгадывание загадки на тему «Где находится», беседа «Что за приз»

Д/И «Большой-маленький», Д/И “Чудо-мешочек”

Логика образовательной деятельности

Вводная часть: Воспитатель предлагает детям сесть на палас и посмотреть мультфильм.

На экране ноутбука появляется изображение с Волшебницей Звездочкой.

– Ребята, посмотрите кто появился на экране, это же волшебница Звездочка. Интересно, зачем она к нам пришла. Волшебница Звездочка зачем ты к нам пришла?

На экране появляется загадка.

– Ребята, посмотрите волшебница Звездочка хочет чтоб мы что-то отгадали, но это не простая загадка, это загадка указывает на место, в котором лежит что-то интересное. Давайте ее отгадаем? «Сейчас я в книге нахожусь, найдите вы меня, я там лежу уже давно, догадайтесь где это друзья?»

Догадались, ребята где это? (Дети отвечают, что уголке книг) Молодцы. Пойдемте же посмотрим что же там лежит в книгах.

Воспитатель идет с детьми к уголку с книгами и смотрит каждую книгу, а затем находит в книгах карту со станциями.

– Вот это да, ребята,это же целая карта, с разными станциями, которую нам приготовила волшебница Звездочка. Хотите пройти все станции и получить приз? Тогда Вам нужно быть очень внимательными, никуда не убегать и слушать меня. Готовы? (Дети слушают воспитателя и отвечают на вопрос: Да, готовы)

– Ну тогда давайте посмотрим, что же у нас за первая станция.

Воспитатель обращает внимание детей на станции, которые находятся в другой комнате.

– Вот же она, первая станция.

На доске, где будет находится первая станция изображена цифра 1.

– Давайте сядем на стульчики. Посмотрите какое нам приготовила волшебница Звездочка, здесь изображено много предметов. Какие здесь предметы вы видите, давайте по очереди называть их.

Воспитатель слушает ответы детей, подсказывает им.

– Молодцы ребята, все предметы назвали.

Воспитатель начинает показывать предметы, называя их, к примеру “Стул” и задавая вопрос, а как мы назовем маленький стул? Дети называют предметы в уменшительно-ласкательной форме, используя суффикс «ик» и т. д.

– Ну что, ребята, вы справились, за это получаете частичку пазла от волшебницы Звездочки. Давайте же посмотрим на карту, следующая станция где у нас находится? (Дети вместе с воспитателем смотрят где находится следующая станция)

– Пойдемте же скорее.

Воспитатель вместе с детьми проходит на палас.

– А теперь волшебница Звездочка хочет чтоб мы немного отдохнули и подвигались. Она подготовила для нам песенку, которую вы все знаете, кто хочет может подпевать ее. Давайте встанем в кружочек, повторяйте за мной.

Включается песня на ноутбуке “Кап-кап-дон-дон”.Воспитатель показывает движения.

– Ну что же, вот мы и подвигались за что получаем вторую часть нашего пазла, а теперь давайте посмотрим на карту, где же у нас должна быть последняя станция?

Воспитатель вместе с детьми проходит за стол.

– Ух ты, ребята. посмотрите что здесь лежит? (Дети называют что лежит на столе) Ручками не трогаем. Правильно. а из чего они сделаны? Следующее задание которое подготовила для вас волшебница Звездочка, будет такое, я буду показывать вам предметы из чудо мешочка, а вы будете говорить из чего он сделан.

Воспитатель показывает детям предметы и задает вопрос, к примеру, это кубик, из чего он сделан, дети отвечают, что из дерева и далее воспитатель задает вопрос, “Значит какой он?”, на что дети отвечают “Деревянный”, а дети называют из чего сделан предмет. (пластиковый стакан, деревянный кубик, железный половник, стеклянная чашка. Из пластика, дерева, железа, стекла)

– Умнички. Вы справились и за это получаете третью часть нашего пазла, которая приведет нас к призу. Давайте же соберем пазл.

Воспитатель вместе с детьми собирает пазл, на котором изображен ключ. Дети слушают воспитателя.

– Ключ мы собрали, но от чего же он. Давайте узнаем у Светланы Алексеевны (няня) не видела ли она чего-нибудь, к чему мог подходить бы этот ключ.

Воспитатель вместе с детьми идет к Светлане Алексеевне.

– Светлана Алексеевна, не видели ли вы случайно, от чего этот ключ?

На вопрос воспитателя няня отвечает, что видела, просит подождать и вносит в группу корзину с яблоками.

– Ребята, посмотрите какой замечательный приз мы с вами получили, обязательно попробуем эти яблочки чуть позже, после сна. Ну, а пока, давайте сядем на палас и обсудим сегодняшнее наше путешествие по станциям. Что Вам понравилось больше всего? В чем вы испытывали трудности? Вы огромные молодцы и справились со всеми заданиями. Я думаю. что волшебница Звездочка вернется к нам обязательно ещё.

Дети вместе с воспитателем идут узнавать к няне, не видели ли она от чего этот ключ.

На вопрос воспитателя няня отвечает, что видела, просит подождать и вносит в группу корзину с яблоками.

– Ребята, посмотрите какой замечательный приз мы с вами получили, обязательно попробуем эти яблочки чуть позже, после сна. Ну, а пока, давайте сядем на палас и обсудим сегодняшнее наше путешествие по станциям. Что Вам понравилось больше всего? В чем вы испытывали трудности? Вы огромные молодцы и справились со всеми заданиями. Я думаю, что волшебница Звездочка вернется к нам обязательно ещё.

Дети садятся на палас и отвечают на вопросы воспитателя, после занятия, после чего дети идут заниматься самостоятельной деятельностью.

К конспекту хочу приложить,свою карту со станциями:

И изображение волшебницы Звездочки для вашего занятия, которое можно использовать как в презентации,так и в распечатанном виде:

В конспекте идет не только использование сюрпризного момента, но еще и показ мультфильма. Я не стала прикреплять его к конспекту, т. к. вы можете использовать любой, в зависимости от того, что хотите развить у ребенка этим мультфильмом.

Лэпбук по развитию речи для закрепления знаний Лэпбук (lapbook) — это самодельная книжка-раскладушка или тематическая папка с разными кармашками, подвижными деталями, это яркая, красочная,.

Проект для закрепления знаний о свойствах воды «Водичка, водичка» Цель:Вызвать интерес к выполнению культурно – гигиенических навыков желание всегда быть чистыми, красивыми, аккуратными. Закрепить знания.

Дидактическая игра «Домик» на закрепления звука [Р] Цель этой игры: Умение давать характеристику звуку. Учить четко произносить слова слоговой структуры 4-го типа при употреблении имен существительных.

Дидактическая игра по закреплению знаний детей о светофоре «Три сигнала светофора» для детей 3–5 лет Цель: закрепление знаний детей о светофоре и правилах перехода через практическую деятельность. Задачи: учить понимать значение сигналов.

Дидактические игры по формированию лексико-грамматических категорий и навыков словообразования у детей ДОМ 1. «Мой дом» Цель: познакомить с частями дома. Ход. Взрослый и ребенок рассматривают свой дом на прогулке, знакомятся с его частями:.

Игровой макет по ПДД для расширения и закрепления знаний у детей о правилах дорожного движения Игровой макет по ПДД Для расширения и закрепления знаний у детей о правилах дорожного движения нами был изготовлен настольный макет «Квартал».

Квест-игра на улице к Дню знаний для детей ДОУ «Бродилки по играм» Цель: создать ребятам праздничное настроение, отметить встречу детей со своими воспитателями и друзьями после долгого лета. Задачи: развивать.

О японском способе снятия стресса и крымских тропах здоровья Жители больших городов чаще, чем другие слои населения, подвержены стрессу. У каждого человека выработался свой способ борьбы с нервными.

Особенности словообразования у детей с аграмматической дисграфией В современной общеобразовательной школе одной из самых актуальных является проблема нарушений письменной речи у младших школьников, поскольку.

Мероприятие для закрепления и систематизации знаний детей о весеннем времени года и его приметах «Праздник Весны» Понедельник 22 апреля Утро Приём и осмотр детей. Индивидуальная беседа с родителями. Утро Беседа: «Природа вокруг нас» Цель: обратить.

Источник

Презентация «Суффиксальный способ словообразования»
презентация к уроку по логопедии (старшая группа)

  • формирование навыка словообразования при помощи суффиксов;
  • расширение словарного запаса: учить образовывать слова, относящиеся к разным частям речи;
  • развитие языкового анализа и синтеза.

Скачать:

Вложение Размер
suffiksalnyy_sposob_slovoobrazovaniya_bolshoy_-_malenkiy.ppt 1.64 МБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Суффиксальный способ словообразования (большой — маленький) Выполнила учитель-логопед МКДОУ детский сад «Солнышко» Письменская Оксана Владимировна

В гостях у Дюймовочки. Назови ласково.

ДВА БРАТА Сказка Образование имен существительных при помощи суффиксов Жили два брата. Одного звали — ИК, а дру­гого — ИЩ. У каждого было свое жилье. ИК имел ДОМИК, а ИЩ — ДОМИЩЕ. Нарисуй домики двух братьев. Какой дом имел ИЩ? Как он назывался? /БОЛЬШОЙ ДОМИЩЕ/. Какой ДОМИК имел ИК? Как он назывался?/МАЛЕНЬКИЙ ДОМИК/. Я буду рассказывать, а ты мне помогай. У одного брата был НОСИЩЕ, а у друго­го. /НОСИК/. У одного брата был РОТИЩЕ, а у друго­го. /РОТИК/. У одного брата были ГЛАЗИЩИ, а у дру­гого. /ГЛАЗКИ/. У одного брата были РУЧИЩИ, а у дру­гого. /РУЧКИ/. У одного брата были НОЖИЩИ, а у дру­гого. /НОЖКИ. Вот какими были эти два брата.

Источник

Логопедическое занятие «Суффиксальный способ словообразования»

Разделы: Логопедия

Цели:

  • формирование навыка словообразования при помощи суффиксов;
  • расширение словарного запаса: учить образовывать слова, относящиеся к разным частям речи;
  • развитие языкового анализа и синтеза.

Оборудование: карточки с суффиксами, карточки со словами и словосочетаниями, предметные картинки (тарелка, рыба большая, рыбка маленькая, рыбак), карточки со словами для составления текста, фланелеграф, стенд с суффиксами, ручки, тетради.

Ход занятия

I. Организационный момент:

Развитие слухового внимания:

Логопед: В квадратике поставьте столько крестиков, сколько раз в стихотворении встретится слово «три»:

Посчитай и посмотри
Хорошенько – раз-два-три:
Три у клевера листка,
Три у дыма завитка,
Три зубца у старой вилки,
Три в тетради у Данилки –
Он урок не доучил,
Вот и тройку получил!

II. Основная часть:

Образование слов с уменьшительно-ласкательным значением.

Логопед: Отгадайте загадку:

Зазвенели ручьи,
Прилетели грачи.
В дом свой – улей – пчела
Первый мёд принесла.
Кто скажет, кто знает,
Когда это бывает? (Весной)

Логопед: Весной вся природа оживает: звенят ручьи, на деревьях появляются первые листочки, возвращаются из тёплых стран перелётные птицы. С ними весна передала вам письмо. (Логопед открывает конверт, в котором карточки с буквами и буквосочетаниями (суффиксы)).

У детей на партах карточки со словами

Логопед: Возьмите карточки со словами, чьё слово можно изменить, добавив к нему букву или буквосочетание.

Дети называют получившиеся слова, карточки со словами выставляются на доску.

Домик, заборчик, ключик, берёзка, гнёздышко, грачонок, солнышко, лучик.

Логопед: Как изменились слова, какие предметы они обозначают?

Ученик: Получившиеся слова стали обозначать маленькие предметы.

Логопед: Как называется эта частичка, которая помогла изменить слово?

Ученик: Нам в этом помогли суффиксы.

Уточнение значения и роли суффикса:

Логопед: Суффикс – это часть слова, которая служит для образования новых слов, суффикс находится после корня.

Ученик:

За корнем суффикс обогрел местечко:
Не словом угодил, а лишь словечком,
Река большая превратилась в речку,
Лес в лесника, а печь всего лишь в печку.

Логопед: Суффикс такой проказник, он решил с вами поиграть, посмотрите внимательно и скажите, в какой схеме суффикс правильно занял своё место?

Логопед: Какие из наших получившихся слов подойдут к схеме? Запишите их, выделите окончание, корень и суффикс.

Формирование навыка словообразования:

Логопед: Суффикс-волшебник приготовил вам в подарок весенний цветок, но он не простой, а суффиксальный. Чтобы разгадать его тайну нужно собрать слова, которые он загадал.

Ученики подходят к доске и собирают слова.

Логопед: Наденьте суффиксу волшебную шапочку, обозначьте окончание.

Цветок, цветочек, цветик, цветной, цветущий, цветник.

Логопед: Что вы можете сказать о словах, которые у вас получились?

Ученик: Эти слова однокоренные.

Логопед: Назовите корень.

Ученик: Корень «цвет».

Логопед: Эти слова обозначают одно и тоже?

Ученик: Нет. У нас получились однокоренные слова, которые обозначают разные предметы и признаки.

Логопед: Какая часть слова помогла нам от одного корня образовать разные слова?

Ученик: Нам в этом помогли суффиксы.

(Логопед обращает внимание детей на то, сколько букв бывает в суффиксах).

Логопед: Ребята, назовите слова, обозначающие предметы. На какой вопрос они отвечают?

Ученик: Цветок, цветочек, цветик, цветник. Это слова-предметы, они отвечают на вопрос «что?».

Логопед: С помощью, каких суффиксов образованы эти слова? Какие из этих слов не только называют предмет, но и указывают на его размер?

Ученик: Слова-предметы образованы при помощи суффиксов ок, очек, ик, ник. Слова «цветочек» и «цветик» имеют уменьшительно-ласкательное значение.

Логопед: Назовите слова-признаки. На какой вопрос они отвечают?

Ученик: Цветной, цветущий отвечают на вопрос «какой?».

Логопед: С помощью, каких суффиксов образованы слова-признаки?

Ученик: Слова-признаки образованы при помощи суффиксов ущ, н.

(Все суффиксы вывешиваются на стенд.)

Логопед: Ребята. Составьте словосочетания со словами-признаками и запишите их в тетрадь.

Логопед:

Ах, грач на горе – (Поднять руки вверх, соединив их над головой.)
Знать весна на дворе! (Разводят руки вверх – в стороны.)
Голубочки, голубочки! (Взмахи кистями.)
Принесите по клубочку! (Поворот кулачками вправо-влево.)
Чечётки, чечётки, (Взмахи кистями.)
Принесите всем по щётке! (Потирают ладони.)
Жаворонки, прилетите! (Взмахи руками вверх – вниз.)
Весну – красну принесите! (Протянуть руки вперёд.)

Работа со словосочетанием:

У детей на партах подснежники, вырезанные из бумаги, на которых написаны словосочетания, где оба слова выражены именами существительными.

Первый подснежник:

  • Сок берёзы – .
  • Погода весной – .

Второй подснежник:

  • Капля дождя – .
  • Лист клёна – .

Логопед: Весна – это чудесное время года. В проталинах появились первые весенние цветы – подснежники. И мы с вами сейчас совершим маленькое чудо: прочитайте словосочетания на подснежниках. Замените подчеркнутые слова-предметы словами-признаками. Запишите в тетрадь.

(Дети самостоятельно выполняют задание).

Логопед: Обозначьте суффикс. Как изменились слова? Назовите суффиксы. Которые помогли вам образовать слова – признаки?

(Суффиксы выставляются на стенд).

Логопед: Ребята давайте постараемся составить предложения с данными словосочетаниями.

(Задание выполняется устно).

Развитие навыка словообразования:

Логопед: Суффикс-хитрец на все руки молодец! Он нам поможет от одного корня образовать разные слова.

У детей на партах карточки со словами.

Двор Маленький предмет признак профессия

Маленький предмет

признак

профессия

Лес Маленький предмет признак профессия

На доске образец: (картинка с изображением большой рыбы)

Логопед: Нам необходимо от слова «рыба» образовать новое слово, которое обозначает маленький предмет. И подумать, какой суффикс нам в этом поможет?

Ученик: «Рыбка» – это слово образовано при помощи суффикса к.

( На доску выставляется картинка с изображением маленькой рыбки).

Логопед: Образуйте слово-признак: в тарелке суп, какой?

Ученик: «Рыбный».

Логопед: При помощи какого суффикса образовалось слово-признак «рыбный»?

Ученик: Слово-признак «рыбный образовано при помощи суффикса н.

(На доску выставляется картинка с изображением тарелки с супом).

Логопед: А как называется профессия человека, который ловит рыбу?

Ученик: Эта профессия называется «рыбак».

Логопед: При помощи какого суффикса образовано слово «рыбак»?

Ученик: Слово «рыбак» образовано при помощи суффикса ак.

(На доску выставляется картинка с изображением рыбака).

Логопед: Ребята, задания на карточках нужно выполнить по данному образцу: измените, слова так, чтобы они обозначали маленький предмет, признак, профессию. (Дети выполняют задания на карточках)

Логопед: Назовите и выделите общую часть (корень слова) и суффикс, который меняет значение слова. (Дети называют корень слова и суффиксы)

Логопед: Какие ещё суффиксы мы использовали для образования слов, обозначающих профессии людей?

Дети называют суффикс и слово, образованное при его помощи:

  • арь – аптекарь
  • чик – лётчик
  • ор – директор
  • ист – машинист
  • тель – учитель

(суффиксы выставляются на стенд)

Работа с текстом:

У детей на партах карточки со словами, из которых они составляют предложения и выкладывают его на фланелеграфе.

(каждая парта составляет по одному предложению)

Пригрело весеннее солнышко.
Зазвенели по камушкам ручейки.
В лесу распустились душистые ландыши.
Жаворонок поёт звонкую песенку.

Логопед: Как можно озаглавить этот текст?

Ученик: Этот текст можно озаглавить «Весна».

Логопед: Спишите текст в тетрадь, найдите слова со знакомыми суффиксами, и выделите их.

III. Итог:

Логопед: С работой, каких суффиксов мы познакомились? Что вы узнали о суффиксах?

Источник

Читайте также:  Что такое изготовление вещей промышленным способом
Оцените статью
Разные способы