Суффиксальный способ образования имен прилагательных 6 класс

План конспект открытого урока по русскому языку в 6м классе по теме Словообразование имен прилагательных
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Цель урока: — закрепить умения определять способ словообразования;

— учить распознавать способ образования прилагательных;

— закрепить умения определять значение суффиксов;

— развивать умение строить словообразовательные модели и

— работа с текстом ( элементы анализа)

Скачать:

Вложение Размер
plan_konspekt_otkrytogo_uroka_po_russkomu_yazyku_v_6m_klasse_po_teme_slovoobrazovanie_imen_prilagatelnyh.doc 56 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект открытого урока по русскому языку в 6-м классе

« Словообразование имен прилагательных»

Цель урока: — закрепить умения определять способ словообразования;

— учить распознавать способ образования прилагательных;

— закрепить умения определять значение суффиксов;

— развивать умение строить словообразовательные модели и

— работа с текстом ( элементы анализа)

Оборудование: таблица «Основные способы образования слов»

II. Сообщение темы урока и целей.

Мы завершили работу над словообразованием имен существительных. Так как на последнем уроке мы работали над изложением, то в качестве домашней работы было повторение способов словообразования в русском языке.

Сегодня мы будем вести речь о словообразовании имен прилагательных.

— Как вы считаете, прилагательное – это важная часть речи ?

— Какую же функцию выполняет эта часть речи?

Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю вам работу с текстом.

III. Работа с текстом

Осина дает осенью такой нарядный убор, как ни одно дерево. Лист у нее чистой раскраски. Пурпурный, лимонный, лиловый и даже черный с золотым крапом. Под солнцем получается великолепный костер. Путаница багреца, червонного и белого золота, малахита, пурпура и синей тьмы началась в лесных далях.

1. Работа с толковым словарем (1 ученик на месте). Определить значение слов:

2. У доски выписать слова, отвечающие на вопрос «какой?» (1 ученик)

— Найти однокоренные слова (пурпурный – пурпур; золотыми-золото)

— Чем они отличаются друг от друга?(разных частей речи)

Задания: — Как бы вы озаглавили текст?

— К какому типу речи он относится?

— Что помогает нам увидеть картину, нарисованную К.Паустовским?

— Как называются эти слова ( нарядный, пурпурный и т. д .)?

— Что они обозначают, на какие вопросы отвечают?

Итак, мы подошли к вопросу, заданному в начале урока.

Для чего же нужны в речи прилагательные?

(Прилагательные обозначают цвет, качество, как в тексте. Но могут обозначать размер предмета, черты портрета человека, отношение предмета к месту, времени.

А еще прилагательные служат изобразительно-выразительным целям, особенно часто используются писателями, поэтами при описании природы. Прилагательные делают нашу речь более красочной, яркой, выразительной)

— Найдите в тексте слово «путаница» и укажите способ его образования.

IV. Актуализация знаний.

Итак, давайте вспомним, с помощью каких морфем образуются новые слова в языке

— А какую информацию о слове нам дает такая значимая часть как корень? (Выражает лексическое значение слова)

— А что можно узнать по окончанию? (Окончания образуют форму слова, то есть указывают на грамматическое значение слова)

V. Работа по учебнику.

Итак, какие способы словообразования существуют в русском языке?

Рассмотрим схемы словообразования прилагательных на стр. 59. (Ответы учащихся)

Запись по одному примеру на каждый способ словообразования (до способа сложения).

— Вернемся к словам, записанным на доске.

— Каким способом образованы некоторые из них?

— Эти слова построены по одной словообразовательной модели? По какой?

— Обратим внимание на морфемы, с помощью которых образованы имена прилагательные?

— Можно ли определить их значение?

(-ист- — обладающий чем-нибудь в большом количестве;

-чив-, -лив- — склонность к чему-либо, наличие чего-то в значительной степени;

анти- — от греч. «против» — антивоенный;

не- — отсутствие качества;

без- — не имеющий чего-либо;

за- — находящийся за чем-либо;

под- — находящийся под чем-либо)

Суффиксальный способ образования прилагательных самый распространенный. В русском языке очень часто встречаются суффиксы -ист-

В русском языке более 700 суффиксов и всего 30-40 приставок

Обратим внимание на слово, образованное с помощью суффикса -чив-.

Приведите примеры слов, образованных с помощью другого суффикса -лив-

(приветливый, говорливый, хлопотливый)

Но не всегда можно с точностью сказать, какой в слове выделяется суффикс или какая приставка.

Вопрос задания повышенного уровня:

Я рекомендовала вам прочитать статью о редких суффиксах в книге В. Волиной «Веселая грамматика» .

— Что же вы узнали о некоторых редких суффиксах?

Интересно разобрать слово молчаливый. Почему мы говорим — молчаливый, но не говорим — ворчаливый, хвасталивый, пугаливый и т.д.?

-а- — суффикс в этом слове или нет?

Такое словообразовательное своеобразие прилагательного молчаливый объясняется тем, что оно только кажется нам образованным с помощью суффикса -лив-, а на самом деле возникло как производное от существительного молчаль — «молчание», сейчас утраченного. Образовано оно с помощью суффикса -ив- (подобно словам спесивый, ленивый, лживый, льстивый, красивый и др.).

Запишем эти слова в тетрадь и построим их словообразовательную модель. (ленивый, лживый, красивый, молчаливый — ив

К солнцу вверх все потянулись

И друг другу улыбнулись!

Вправо, влево наклонились,

Другу низко поклонились.

А теперь работать нужно!

VII. Словообразовательная работа.

А сейчас мы вернемся к суффиксам, которые часто употребляются в русском языке

— Образуйте от глаголов имена прилагательные с суффиксами -чив-, -лив-. И подумайте, какие прилагательные положительно характеризуют человека. Составьте с ними предложения.

(Настя – отзывчивая девочка).

— Можно ли сказать, что образованные слова были построены по одной словообразовательной модели?

— Вспомним, что называется словообразовательной моделью

VIII. Работа со словообразовательными моделями.

— А в упражнении 145 предложена другая модель. Прочитаем ее.

— Что общего у всех этих слов?

( Суффикс -оват- со значением «немного», «слегка»; и окончание –ый, которое указывает на то, что перед нами имя прилагательное, мужского рода, именительного падежа, ед. ч.)

— А чем отличаются эти слова?

( Корнем, в котором заключено лексическое значение)

Учащиеся записывают слова: 1 вар. – 1 строка,

2 вар. – 2 строка,

а затем придумывают 2 слова с таким же суффиксом.

Вывод: Итак, морфемы дают нам информацию о принадлежности слова к той или иной части речи. Поэтому можно сказать, что по реально существующим в языке моделям могут образовываться искусственные слова. А мы без труда сможем их угадать.

Я предлагаю вам «перевести» на русский язык текст необычной сказки.

-Вычлените из нее имена прилагательные и скажите, по какой морфеме вы их узнали?

-По каким морфемам можно угадать слова других частей речи?

Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку. И волит:

— Калушата, калушаточки! Бутявочка!
Калушата присяпали и бутявку стремкали.

— Оее, оее! Бутявка-то некузявая!
Калушата бутявку вычучили.

— Бутявок не трямкают. Бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся.

А бутявка волит за напушкой:

— Калушата подудонились! Калушата подудонилисъ! Зюмо некузявые! Пусъки бятые!

Пока идет работа над текстом сказки, у доски работает 1 ученик.

Задание: выписать из отрывков стихотворения С. Есенина слова, придуманные поэтом по имеющимся в языке словообразовательным моделям

У поэта С.Есенина очень много слов, придуманных по словообразовательному образцу. Определите, какие и выпишите их.

1) На грядки серые капусты волноватой

Рожок луны по капле масло льет.

2) Голосатые напевки

Не смолкают до утра.

3) Неужели он не знает,

Что в полях бессиянных

Той поры не вернет его бег…

Ну а теперь, чтобы увидеть, насколько хорошо вы поняли сегодняшний материал, я предлагаю вам задания для самостоятельной работы.

IX . Самостоятельная работа учащихся. (по вариантам)

1 вар. Распределить слова в зависимости от их способа образования.

2 вар. Восстановить пропущенные звенья в словообразовательных цепочках.

слово … словарный

город … пригородный

счастье … счастливчик

трава … … травянистость

X . Проверка работы.

XI. Итог урока. Выставление оценок.

XII. Домашнее задание упр.146.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка для 6 класса «Правописание сложных имен прилагательных»

В презентации представлен урок изучения нового материала по теме «Правописание сложных имен прилагательных» для 6 класса (по учебнику М.М.Разумовской). Для закрепления изученного учебного материала пр.

Открытый урок по русскому языку в 5 классе по теме: «Имя прилагательное как часть речи»

В материалах урока использованы элементы технологии критического мышления.

Урок русского языка в 6 классе «Написание сложных имен прилагательных»

Урок «Написание сложных имен прилагательных» направлен на формирование навыков слитного и дефисного написания имен прилагательных, тренировать слуховую память учащихся, развивать логическое мышл.

Урок русского языка в 6 классе «Степени сравнения имен прилагательных»

Закрепление понятий степени сравнения имен прилагательных через наблюдение над языковыми явлениями,дидактические игры, самостоятельную работу учащихся, упражнения с языковым материалом, творческую раб.

Открытый урок по русскому языку в 5 классе по теме «Обобщение изученного об имени прилагательном»

В материалах содержится конспект урока, мультимедийная презентация, раздаточный материал.

Конспект урока по русскому языку УМК «Школа России».Тема: Связь имени прилагательного с именем существительным, 2 класс

КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Связь имени прилагательного с именем существительнымЦели деятельности учителя: формирование у обучающихся представления о смысловом значении имен прилагательных, .

Открытый урок по русскому языку в 6 классе по теме «Одна и две буквы Н в суффиксах имен прилагательных»

Открытый урок по русскому языку в 6 классе по теме «Одна и две буквы Н в суффиксах имен прилагательных&quot.

Источник

Суффиксальный способ образования слов. Примеры

Суффиксальный спо­соб обра­зо­ва­ния — это созда­ние про­из­вод­но­го сло­ва путем при­со­еди­не­ния к про­из­во­дя­щей осно­ве сло­во­об­ра­зо­ва­тель­но­го суф­фик­са. Суффиксальный спо­соб упо­треб­ля­ет­ся для обра­зо­ва­ния суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных, гла­го­лов, наречий.

Новые сло­ва появ­ля­ют­ся на осно­ве уже суще­ству­ю­щих слов и сло­во­со­че­та­ний с помо­щью раз­лич­ных мор­фем и их ком­би­на­ций. Если в этом про­цес­се попол­не­ния сло­вар­но­го запа­са рус­ско­го язы­ка участ­ву­ет суф­фикс, то речь идет о суф­фик­саль­ном спо­со­бе образования.

Суффикс — словообразовательная морфема

Суффиксальный спо­соб обра­зо­ва­ния новых слов заклю­ча­ет­ся в том, что к про­из­во­дя­щей осно­ве сло­ва при­со­еди­ня­ет­ся суффикс.

  • кни­га → книж к а;
  • кни­га → книж н ый;
  • кни­га → книж ник .

Различаем фор­мо­об­ра­зу­ю­щие и сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные суффиксы.

Формообразующие суф­фик­сы, как уже сле­ду­ет из само­го их назва­ния, обра­зу­ют толь­ко фор­мы слов:

  • кра­си­вый — кра­сив ее (фор­ма срав­ни­тель­ной сте­пе­ни прилагательного);
  • бежать — бежа л (фор­ма про­шед­ше­го вре­ме­ни глагола);
  • вре­мя — врем ен а (фор­ма мно­же­ствен­но­го чис­ла существительного).

Здесь нет сло­во­об­ра­зо­ва­ния. Слово при­об­ре­та­ет дру­гую грам­ма­ти­че­скую фор­му, оста­ва­ясь по сути одной и той же лек­си­че­ской еди­ни­цей языка.

Словообразовательные суф­фик­сы, при­со­еди­ня­ясь к про­из­во­дя­щей осно­ве исход­но­го сло­ва, созда­ют новые лексемы.

Сравним:

  • кра­сив ый → кра­сив ость ;
  • бежа ть → бег ;
  • врем я → врем енн ой.

Суффиксальный спо­соб дей­ству­ет в обра­зо­ва­нии слов всех основ­ных частей речи. Каждой части речи при­су­щи свои сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ные суф­фик­сы. Суффиксальный спо­соб вос­тре­бо­ван в обра­зо­ва­нии слов внут­ри опре­де­лен­ной части речи. Но чаще он обра­зу­ет сло­ва дру­гой части речи:

  • глаз (сущ.) → глаз аст ый (прил.);
  • синий (прил.) → син е ть (гла­гол);
  • весё­лый (прил.) → весел о (наре­чие);
  • ау (меж­до­ме­тие) → ау ка ть (гла­гол).
От какой части речи обра­зу­ет­ся Суффикс Что может быть образовано
Существительное щик, чик, ник, ец суще­стви­тель­ное
Существительное н, ск, ан, ян, ист, ов, ин, оват, чив, лив при­ла­га­тель­ное
Существительное,
прилагательное
а, ну, и, е, нича, иро­ва, изирова гла­гол
Глагол ова, ева, ива, ыва, ва гла­гол
Прилагательное о, е, и наре­чие

Суффиксальный способ образования существительных

Целый ряд сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ных суф­фик­сов созда­ют новые сло­ва на базе про­из­во­дя­щих основ суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных и глаголов.

С помо­щью про­дук­тив­ных суф­фик­сов -к-, -иц-, -ниц- от суще­стви­тель­ных муж­ско­го рода обра­зу­ют­ся наиме­но­ва­ния лиц жен­ско­го пола и самок животных:

  • тен­ни­сист → тен­ни­сист к а;
  • сту­дент → сту­дент к а;
  • вла­де­лец → вла­дел иц а;
  • учи­тель → учи­тель ниц а;
  • тигр → тигр иц а;
  • лев → льв иц а.

Суффиксы -ник-, -чик-, -щик-, -ец- от основ суще­стви­тель­ных и гла­го­лов обра­зу­ют назва­ние лица, зани­ма­ю­ще­го­ся каким-либо видом деятельности:

  • лес → лес ник ;
  • лыжа → лыж ник ;
  • дача → дач ник ;
  • пере­пле­тать → пере­плёт чик ;
  • раз­ве­дать → раз­вед чик ;
  • нор­ми­ро­вать → нор­ми­ров щик ;
  • бара­бан → бара­бан щик ;
  • кор­мить → кор­мил ец .

Наименования пред­ме­тов и при­спо­соб­ле­ний, скоп­ле­ние одно­род­ных пред­ме­тов обо­зна­ча­ют суще­стви­тель­ные, обра­зо­ван­ные с помо­щью суф­фик­са -ник-/-ниц-:

  • соус → соус ник ;
  • багаж → багаж ник ;
  • вопрос → вопрос ник ;
  • тво­рог → тво­рож ниц а;
  • цвет → цвет ник ;
  • яго­да → ягод ник ;
  • оси­на → осин ник ;
  • чер­ни­ка → чер­нич ник .

От основ при­ла­га­тель­ных суф­фик­сы -от-/-ет, -ость-/-есть, -изн-, -ин- обра­зу­ют назва­ния качеств и отвле­чен­ных при­зна­ков предметов:

  • доб­рый → добр от а;
  • нищий → нищ ет а;
  • жёл­тый → желт изн а;
  • седой → сед ин а;
  • сме­лый → смел ость ;
  • све­жий → свеж есть .
  • похо­жий → похож есть .

Множество суще­стви­тель­ных, обо­зна­ча­ю­щих пред­мет, про­цесс дей­ствия или его резуль­тат, обра­зу­ют­ся от гла­голь­ных основ с помо­щью про­дук­тив­но­го суф­фик­са -к-:

  • попы­та ться → попыт к а;
  • про­по­ло ть → про­пол к а;
  • пере­го­ро­ди ть → пере­го­род к а;
  • покра­си ть → покрас к а;
  • задви­га ть → задвиж к а.

Обратим вни­ма­ние, что такие отгла­голь­ные суще­стви­тель­ные име­ют в мор­фем­ном соста­ве при­став­ку, кото­рая доста­лась им от про­из­во­дя­ще­го гла­го­ла. Важно пра­виль­но опре­де­лить суф­фик­саль­ный, а не пре­фик­саль­ный спо­соб обра­зо­ва­ния, в чем помо­жет состав­лен­ная сло­во­об­ра­зо­ва­тель­ная цепочка:

  • дви­гать → за дви­гать → задвиж к а;
  • кра­сить → по кра­сить → покрас к а.

Множество отвле­чен­ных суще­стви­тель­ных обра­зу­ет от бес­при­ста­воч­ных и при­ста­воч­ных гла­го­лов суф­фикс -ни-/ени-:

  • руб­це­вать­ся → руб­це­ва ни е;
  • полос­кать → полос­ка ни е;
  • зажи­вить → заживл ени е;
  • уди­вить → удивл ени е;
  • вос­ста­но­вить → вос­ста­новл ени е.

Суффиксальный способ образования прилагательных

Суффиксальный спо­соб исполь­зу­ет­ся в обра­зо­ва­нии одно­ко­рен­ных при­ла­га­тель­ных со зна­че­ни­ем при­зна­ка или свой­ства, отно­ся­ще­го­ся к предмету:

  • река → реч н ой;
  • окно → окон н ый;
  • салат → салат н ый;
  • осень → осен н ий.

Слова этой части речи актив­но обра­зу­ют­ся от имен суще­стви­тель­ных с помо­щью суффиксов:

  • бере­ста → берест ян ой;
  • рожь → рж ан ой;
  • лебедь → лебед ин ый;
  • тор­же­ство → тор­жеств енн ый;
  • соло­ма → солом енн ый;
  • село → сель ск ий;
  • золо­то → золот ист ый;
  • гор­ло → горл аст ый;
  • нос → нос ат ый;
  • игра → игр ив ый;
  • плюш → плюш ев ый;
  • уда­ча → удач лив ый.

Огромный пласт при­ла­га­тель­ных обра­зо­ван суф­фик­саль­ным спо­со­бом от одно­ко­рен­ных гла­го­лов несо­вер­шен­но­го и совер­шен­но­го вида:

  • рвать → рва н ый;
  • драть → дра н ый:
  • жарить → жар ен ый;
  • ква­сить → кваш ен ый;
  • ода­рить → одар ённ ый;
  • уди­вить → удивл енн ый.

Суффикс -л- про­дук­ти­вен в обра­зо­ва­нии при­ла­га­тель­ных от гла­го­лов, обо­зна­ча­ю­щих процесс:

  • гнить → гни л ой;
  • спеть → спе л ый;
  • зреть → зре л ый;
  • уметь → уме л ый.

Суффиксальный способ образования глаголов

От суще­стви­тель­ных и при­ла­га­тель­ных с непро­из­вод­ной осно­вой суф­фик­саль­ным спо­со­бом обра­зо­ва­ны глаголы:

  • голу­бой → голуб е ть;
  • белый → бел е ть, бел и ть;
  • бога­тый → богат е ть;
  • ста­рый → стар е ть;
  • ржа­вый → ржав е ть;
  • зав­трак → зав­трак а ть;
  • свер­ло → сверл и ть;
  • козырь → козыр я ть.

Суффикс -ова-/-ева- участ­ву­ет в обра­зо­ва­нии гла­го­лов от существительных:

  • тос­ка → тоск ова ть;
  • танец → танц ева ть.

Бесприставочные гла­го­лы совер­шен­но­го вида обра­зу­ют пар­ные им гла­го­лы несо­вер­шен­но­го вида:

  • решить → реш а ть;
  • пле­нить → плен я ть;
  • бро­сить → брос а ть.

Суффиксальным спо­со­бом от при­ста­воч­ных гла­го­лов совер­шен­но­го вида обра­зу­ют­ся гла­го­лы несо­вер­шен­но­го вида:

  • раз­га­дать → раз­гад ыва ть;
  • рас­ска­зать → рас­сказ ыва ть;
  • ута­ить → ута ива ть;
  • насто­ять → наста ива ть.

Ряд гла­го­лов обра­зо­ва­но с помо­щью суф­фик­сов от меж­до­ме­тий и зву­ко­под­ра­жа­тель­ных слов:

  • о → о ка ть;
  • ох → ох а ть;
  • хи-хи → хихи ка ть;
  • мяу → мяу ка ть;
  • гав → гав ка ть;
  • тик-тик → ти́к а ть;

Суффиксальный способ образования наречий

Многие наре­чие явля­ют­ся про­из­вод­ны­ми от суще­стви­тель­ных, при­ла­га­тель­ных, чис­ли­тель­ных и местоимений.

Суффиксальным спо­со­бом обра­зу­ют­ся каче­ствен­ные наре­чия от прилагательных:

  • гром­кий → громк о ;
  • близ­кий → близк о ;
  • певу­чий → певуч е .

От при­ла­га­тель­ных с суф­фик­сом -ск- обра­зу­ют­ся наре­чия с помо­щью суф­фик­са -и-:

  • дру­же­ский → дру­жеск и ;
  • чело­ве­че­ский → чело­ве­ческ и ;
  • рыцар­ский → рыцарск и .

Архаичный суф­фикс -жды обра­зо­вал сле­ду­ю­щие наре­чия от коли­че­ствен­ных числительных:

  • один → одна жды ;
  • два → два жды ;
  • три → три жды ;
  • четы­ре → четы­ре жды .

Видеоурок «Суффиксальный способ словообразования»

Источник

Читайте также:  Что такое факсимильный способ передачи информации
Оцените статью
Разные способы