- План конспект открытого урока по русскому языку в 6м классе по теме Словообразование имен прилагательных план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Суффиксальный способ образования слов. Примеры
- Суффикс — словообразовательная морфема
- Суффиксальный способ образования существительных
- Суффиксальный способ образования прилагательных
- Суффиксальный способ образования глаголов
- Суффиксальный способ образования наречий
- Видеоурок «Суффиксальный способ словообразования»
План конспект открытого урока по русскому языку в 6м классе по теме Словообразование имен прилагательных
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Цель урока: — закрепить умения определять способ словообразования;
— учить распознавать способ образования прилагательных;
— закрепить умения определять значение суффиксов;
— развивать умение строить словообразовательные модели и
— работа с текстом ( элементы анализа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_konspekt_otkrytogo_uroka_po_russkomu_yazyku_v_6m_klasse_po_teme_slovoobrazovanie_imen_prilagatelnyh.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
План – конспект открытого урока по русскому языку в 6-м классе
« Словообразование имен прилагательных»
Цель урока: — закрепить умения определять способ словообразования;
— учить распознавать способ образования прилагательных;
— закрепить умения определять значение суффиксов;
— развивать умение строить словообразовательные модели и
— работа с текстом ( элементы анализа)
Оборудование: таблица «Основные способы образования слов»
II. Сообщение темы урока и целей.
Мы завершили работу над словообразованием имен существительных. Так как на последнем уроке мы работали над изложением, то в качестве домашней работы было повторение способов словообразования в русском языке.
Сегодня мы будем вести речь о словообразовании имен прилагательных.
— Как вы считаете, прилагательное – это важная часть речи ?
— Какую же функцию выполняет эта часть речи?
Чтобы ответить на этот вопрос, предлагаю вам работу с текстом.
III. Работа с текстом
Осина дает осенью такой нарядный убор, как ни одно дерево. Лист у нее чистой раскраски. Пурпурный, лимонный, лиловый и даже черный с золотым крапом. Под солнцем получается великолепный костер. Путаница багреца, червонного и белого золота, малахита, пурпура и синей тьмы началась в лесных далях.
1. Работа с толковым словарем (1 ученик на месте). Определить значение слов:
2. У доски выписать слова, отвечающие на вопрос «какой?» (1 ученик)
— Найти однокоренные слова (пурпурный – пурпур; золотыми-золото)
— Чем они отличаются друг от друга?(разных частей речи)
Задания: — Как бы вы озаглавили текст?
— К какому типу речи он относится?
— Что помогает нам увидеть картину, нарисованную К.Паустовским?
— Как называются эти слова ( нарядный, пурпурный и т. д .)?
— Что они обозначают, на какие вопросы отвечают?
Итак, мы подошли к вопросу, заданному в начале урока.
Для чего же нужны в речи прилагательные?
(Прилагательные обозначают цвет, качество, как в тексте. Но могут обозначать размер предмета, черты портрета человека, отношение предмета к месту, времени.
А еще прилагательные служат изобразительно-выразительным целям, особенно часто используются писателями, поэтами при описании природы. Прилагательные делают нашу речь более красочной, яркой, выразительной)
— Найдите в тексте слово «путаница» и укажите способ его образования.
IV. Актуализация знаний.
Итак, давайте вспомним, с помощью каких морфем образуются новые слова в языке
— А какую информацию о слове нам дает такая значимая часть как корень? (Выражает лексическое значение слова)
— А что можно узнать по окончанию? (Окончания образуют форму слова, то есть указывают на грамматическое значение слова)
V. Работа по учебнику.
Итак, какие способы словообразования существуют в русском языке?
Рассмотрим схемы словообразования прилагательных на стр. 59. (Ответы учащихся)
Запись по одному примеру на каждый способ словообразования (до способа сложения).
— Вернемся к словам, записанным на доске.
— Каким способом образованы некоторые из них?
— Эти слова построены по одной словообразовательной модели? По какой?
— Обратим внимание на морфемы, с помощью которых образованы имена прилагательные?
— Можно ли определить их значение?
(-ист- — обладающий чем-нибудь в большом количестве;
-чив-, -лив- — склонность к чему-либо, наличие чего-то в значительной степени;
анти- — от греч. «против» — антивоенный;
не- — отсутствие качества;
без- — не имеющий чего-либо;
за- — находящийся за чем-либо;
под- — находящийся под чем-либо)
Суффиксальный способ образования прилагательных самый распространенный. В русском языке очень часто встречаются суффиксы -ист-
В русском языке более 700 суффиксов и всего 30-40 приставок
Обратим внимание на слово, образованное с помощью суффикса -чив-.
Приведите примеры слов, образованных с помощью другого суффикса -лив-
(приветливый, говорливый, хлопотливый)
Но не всегда можно с точностью сказать, какой в слове выделяется суффикс или какая приставка.
Вопрос задания повышенного уровня:
Я рекомендовала вам прочитать статью о редких суффиксах в книге В. Волиной «Веселая грамматика» .
— Что же вы узнали о некоторых редких суффиксах?
Интересно разобрать слово молчаливый. Почему мы говорим — молчаливый, но не говорим — ворчаливый, хвасталивый, пугаливый и т.д.?
-а- — суффикс в этом слове или нет?
Такое словообразовательное своеобразие прилагательного молчаливый объясняется тем, что оно только кажется нам образованным с помощью суффикса -лив-, а на самом деле возникло как производное от существительного молчаль — «молчание», сейчас утраченного. Образовано оно с помощью суффикса -ив- (подобно словам спесивый, ленивый, лживый, льстивый, красивый и др.).
Запишем эти слова в тетрадь и построим их словообразовательную модель. (ленивый, лживый, красивый, молчаливый — ив
К солнцу вверх все потянулись
И друг другу улыбнулись!
Вправо, влево наклонились,
Другу низко поклонились.
А теперь работать нужно!
VII. Словообразовательная работа.
А сейчас мы вернемся к суффиксам, которые часто употребляются в русском языке
— Образуйте от глаголов имена прилагательные с суффиксами -чив-, -лив-. И подумайте, какие прилагательные положительно характеризуют человека. Составьте с ними предложения.
(Настя – отзывчивая девочка).
— Можно ли сказать, что образованные слова были построены по одной словообразовательной модели?
— Вспомним, что называется словообразовательной моделью
VIII. Работа со словообразовательными моделями.
— А в упражнении 145 предложена другая модель. Прочитаем ее.
— Что общего у всех этих слов?
( Суффикс -оват- со значением «немного», «слегка»; и окончание –ый, которое указывает на то, что перед нами имя прилагательное, мужского рода, именительного падежа, ед. ч.)
— А чем отличаются эти слова?
( Корнем, в котором заключено лексическое значение)
Учащиеся записывают слова: 1 вар. – 1 строка,
2 вар. – 2 строка,
а затем придумывают 2 слова с таким же суффиксом.
Вывод: Итак, морфемы дают нам информацию о принадлежности слова к той или иной части речи. Поэтому можно сказать, что по реально существующим в языке моделям могут образовываться искусственные слова. А мы без труда сможем их угадать.
Я предлагаю вам «перевести» на русский язык текст необычной сказки.
-Вычлените из нее имена прилагательные и скажите, по какой морфеме вы их узнали?
-По каким морфемам можно угадать слова других частей речи?
Сяпала Калуша по напушке и увазила бутявку. И волит:
— Калушата, калушаточки! Бутявочка!
Калушата присяпали и бутявку стремкали.
— Оее, оее! Бутявка-то некузявая!
Калушата бутявку вычучили.
— Бутявок не трямкают. Бутявки дюбые и зюмо-зюмо некузявые. От бутявок дудонятся.
А бутявка волит за напушкой:
— Калушата подудонились! Калушата подудонилисъ! Зюмо некузявые! Пусъки бятые!
Пока идет работа над текстом сказки, у доски работает 1 ученик.
Задание: выписать из отрывков стихотворения С. Есенина слова, придуманные поэтом по имеющимся в языке словообразовательным моделям
У поэта С.Есенина очень много слов, придуманных по словообразовательному образцу. Определите, какие и выпишите их.
1) На грядки серые капусты волноватой
Рожок луны по капле масло льет.
2) Голосатые напевки
Не смолкают до утра.
3) Неужели он не знает,
Что в полях бессиянных
Той поры не вернет его бег…
Ну а теперь, чтобы увидеть, насколько хорошо вы поняли сегодняшний материал, я предлагаю вам задания для самостоятельной работы.
IX . Самостоятельная работа учащихся. (по вариантам)
1 вар. Распределить слова в зависимости от их способа образования.
2 вар. Восстановить пропущенные звенья в словообразовательных цепочках.
слово … словарный
город … пригородный
счастье … счастливчик
трава … … травянистость
X . Проверка работы.
XI. Итог урока. Выставление оценок.
XII. Домашнее задание упр.146.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку русского языка для 6 класса «Правописание сложных имен прилагательных»
В презентации представлен урок изучения нового материала по теме «Правописание сложных имен прилагательных» для 6 класса (по учебнику М.М.Разумовской). Для закрепления изученного учебного материала пр.
Открытый урок по русскому языку в 5 классе по теме: «Имя прилагательное как часть речи»
В материалах урока использованы элементы технологии критического мышления.
Урок русского языка в 6 классе «Написание сложных имен прилагательных»
Урок «Написание сложных имен прилагательных» направлен на формирование навыков слитного и дефисного написания имен прилагательных, тренировать слуховую память учащихся, развивать логическое мышл.
Урок русского языка в 6 классе «Степени сравнения имен прилагательных»
Закрепление понятий степени сравнения имен прилагательных через наблюдение над языковыми явлениями,дидактические игры, самостоятельную работу учащихся, упражнения с языковым материалом, творческую раб.
Открытый урок по русскому языку в 5 классе по теме «Обобщение изученного об имени прилагательном»
В материалах содержится конспект урока, мультимедийная презентация, раздаточный материал.
Конспект урока по русскому языку УМК «Школа России».Тема: Связь имени прилагательного с именем существительным, 2 класс
КОНСПЕКТ УРОКА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУТема: Связь имени прилагательного с именем существительнымЦели деятельности учителя: формирование у обучающихся представления о смысловом значении имен прилагательных, .
Открытый урок по русскому языку в 6 классе по теме «Одна и две буквы Н в суффиксах имен прилагательных»
Открытый урок по русскому языку в 6 классе по теме «Одна и две буквы Н в суффиксах имен прилагательных".
Источник
Суффиксальный способ образования слов. Примеры
Суффиксальный способ образования — это создание производного слова путем присоединения к производящей основе словообразовательного суффикса. Суффиксальный способ употребляется для образования существительных, прилагательных, глаголов, наречий.
Новые слова появляются на основе уже существующих слов и словосочетаний с помощью различных морфем и их комбинаций. Если в этом процессе пополнения словарного запаса русского языка участвует суффикс, то речь идет о суффиксальном способе образования.
Суффикс — словообразовательная морфема
Суффиксальный способ образования новых слов заключается в том, что к производящей основе слова присоединяется суффикс.
- книга → книж к а;
- книга → книж н ый;
- книга → книж ник .
Различаем формообразующие и словообразовательные суффиксы.
Формообразующие суффиксы, как уже следует из самого их названия, образуют только формы слов:
- красивый — красив ее (форма сравнительной степени прилагательного);
- бежать — бежа л (форма прошедшего времени глагола);
- время — врем ен а (форма множественного числа существительного).
Здесь нет словообразования. Слово приобретает другую грамматическую форму, оставаясь по сути одной и той же лексической единицей языка.
Словообразовательные суффиксы, присоединяясь к производящей основе исходного слова, создают новые лексемы.
Сравним:
- красив ый → красив ость ;
- бежа ть → бег ;
- врем я → врем енн ой.
Суффиксальный способ действует в образовании слов всех основных частей речи. Каждой части речи присущи свои словообразовательные суффиксы. Суффиксальный способ востребован в образовании слов внутри определенной части речи. Но чаще он образует слова другой части речи:
- глаз (сущ.) → глаз аст ый (прил.);
- синий (прил.) → син е ть (глагол);
- весёлый (прил.) → весел о (наречие);
- ау (междометие) → ау ка ть (глагол).
От какой части речи образуется | Суффикс | Что может быть образовано |
---|---|---|
Существительное | щик, чик, ник, ец | существительное |
Существительное | н, ск, ан, ян, ист, ов, ин, оват, чив, лив | прилагательное |
Существительное, прилагательное | а, ну, и, е, нича, ирова, изирова | глагол |
Глагол | ова, ева, ива, ыва, ва | глагол |
Прилагательное | о, е, и | наречие |
Суффиксальный способ образования существительных
Целый ряд словообразовательных суффиксов создают новые слова на базе производящих основ существительных, прилагательных и глаголов.
С помощью продуктивных суффиксов -к-, -иц-, -ниц- от существительных мужского рода образуются наименования лиц женского пола и самок животных:
- теннисист → теннисист к а;
- студент → студент к а;
- владелец → владел иц а;
- учитель → учитель ниц а;
- тигр → тигр иц а;
- лев → льв иц а.
Суффиксы -ник-, -чик-, -щик-, -ец- от основ существительных и глаголов образуют название лица, занимающегося каким-либо видом деятельности:
- лес → лес ник ;
- лыжа → лыж ник ;
- дача → дач ник ;
- переплетать → переплёт чик ;
- разведать → развед чик ;
- нормировать → нормиров щик ;
- барабан → барабан щик ;
- кормить → кормил ец .
Наименования предметов и приспособлений, скопление однородных предметов обозначают существительные, образованные с помощью суффикса -ник-/-ниц-:
- соус → соус ник ;
- багаж → багаж ник ;
- вопрос → вопрос ник ;
- творог → творож ниц а;
- цвет → цвет ник ;
- ягода → ягод ник ;
- осина → осин ник ;
- черника → чернич ник .
От основ прилагательных суффиксы -от-/-ет, -ость-/-есть, -изн-, -ин- образуют названия качеств и отвлеченных признаков предметов:
- добрый → добр от а;
- нищий → нищ ет а;
- жёлтый → желт изн а;
- седой → сед ин а;
- смелый → смел ость ;
- свежий → свеж есть .
- похожий → похож есть .
Множество существительных, обозначающих предмет, процесс действия или его результат, образуются от глагольных основ с помощью продуктивного суффикса -к-:
- попыта ться → попыт к а;
- прополо ть → пропол к а;
- перегороди ть → перегород к а;
- покраси ть → покрас к а;
- задвига ть → задвиж к а.
Обратим внимание, что такие отглагольные существительные имеют в морфемном составе приставку, которая досталась им от производящего глагола. Важно правильно определить суффиксальный, а не префиксальный способ образования, в чем поможет составленная словообразовательная цепочка:
- двигать → за двигать → задвиж к а;
- красить → по красить → покрас к а.
Множество отвлеченных существительных образует от бесприставочных и приставочных глаголов суффикс -ни-/ени-:
- рубцеваться → рубцева ни е;
- полоскать → полоска ни е;
- заживить → заживл ени е;
- удивить → удивл ени е;
- восстановить → восстановл ени е.
Суффиксальный способ образования прилагательных
Суффиксальный способ используется в образовании однокоренных прилагательных со значением признака или свойства, относящегося к предмету:
- река → реч н ой;
- окно → окон н ый;
- салат → салат н ый;
- осень → осен н ий.
Слова этой части речи активно образуются от имен существительных с помощью суффиксов:
- береста → берест ян ой;
- рожь → рж ан ой;
- лебедь → лебед ин ый;
- торжество → торжеств енн ый;
- солома → солом енн ый;
- село → сель ск ий;
- золото → золот ист ый;
- горло → горл аст ый;
- нос → нос ат ый;
- игра → игр ив ый;
- плюш → плюш ев ый;
- удача → удач лив ый.
Огромный пласт прилагательных образован суффиксальным способом от однокоренных глаголов несовершенного и совершенного вида:
- рвать → рва н ый;
- драть → дра н ый:
- жарить → жар ен ый;
- квасить → кваш ен ый;
- одарить → одар ённ ый;
- удивить → удивл енн ый.
Суффикс -л- продуктивен в образовании прилагательных от глаголов, обозначающих процесс:
- гнить → гни л ой;
- спеть → спе л ый;
- зреть → зре л ый;
- уметь → уме л ый.
Суффиксальный способ образования глаголов
От существительных и прилагательных с непроизводной основой суффиксальным способом образованы глаголы:
- голубой → голуб е ть;
- белый → бел е ть, бел и ть;
- богатый → богат е ть;
- старый → стар е ть;
- ржавый → ржав е ть;
- завтрак → завтрак а ть;
- сверло → сверл и ть;
- козырь → козыр я ть.
Суффикс -ова-/-ева- участвует в образовании глаголов от существительных:
- тоска → тоск ова ть;
- танец → танц ева ть.
Бесприставочные глаголы совершенного вида образуют парные им глаголы несовершенного вида:
- решить → реш а ть;
- пленить → плен я ть;
- бросить → брос а ть.
Суффиксальным способом от приставочных глаголов совершенного вида образуются глаголы несовершенного вида:
- разгадать → разгад ыва ть;
- рассказать → рассказ ыва ть;
- утаить → ута ива ть;
- настоять → наста ива ть.
Ряд глаголов образовано с помощью суффиксов от междометий и звукоподражательных слов:
- о → о ка ть;
- ох → ох а ть;
- хи-хи → хихи ка ть;
- мяу → мяу ка ть;
- гав → гав ка ть;
- тик-тик → ти́к а ть;
Суффиксальный способ образования наречий
Многие наречие являются производными от существительных, прилагательных, числительных и местоимений.
Суффиксальным способом образуются качественные наречия от прилагательных:
- громкий → громк о ;
- близкий → близк о ;
- певучий → певуч е .
От прилагательных с суффиксом -ск- образуются наречия с помощью суффикса -и-:
- дружеский → дружеск и ;
- человеческий → человеческ и ;
- рыцарский → рыцарск и .
Архаичный суффикс -жды образовал следующие наречия от количественных числительных:
- один → одна жды ;
- два → два жды ;
- три → три жды ;
- четыре → четыре жды .
Видеоурок «Суффиксальный способ словообразования»
Источник