Судебный способы защиты прав субъектов финансовых правоотношений

Способы защиты прав субъектов финансовых правоотношений

Вы будете перенаправлены на Автор24

Понятие защиты прав субъектов в области финансового права

Говоря о защите прав субъектов финансового права, стоит отметить, что она подразумевает: четкие правила, которые устанавливаются в финансовом законодательстве; контролирование деятельности данных правил, а также поэтапное и эффективное разрешение конфликтных ситуаций.

Защита прав субъектов финансового права – это ряд закрепленных в законе материально-правовых и процессуальных мер, имеющих принудительный характер и гарантирующих восстановление нарушенных или оспариваемых финансовых прав.

Нормы, в которых закреплены правила о защите прав субъектов финансового права, содержатся в финансовом, административном, гражданском, уголовном законодательстве.

Все субъекты финансовых правоотношений наделены правами на защиту своих прав и интересов. Финансовое законодательство, которое действует на сегодняшний день, определило такие права субъектов в сфере защиты. При этом в качестве субъектов, которые имеют права на защиту, следует рассматривать: государство, органы государственной власти, местное самоуправление, а также предприятия, организации, учреждения и граждан.

Способы защиты прав субъектов в сфере финансов

Посредством анализа нормативно-правовой базы финансового законодательства, можно определить следующие виды защиты прав субъектов финансовых правоотношений:

  • судебный;
  • президентский;
  • административный;
  • прокурорский;
  • самозащита.

Судебный способ лежит в основе положений Федеральных конституционных законов По данной теме мы уже выполнили курсовую работу правовая природа исполнительной власти России подробнее , описывающих деятельность Конституционного суда РФ По данной теме мы уже выполнили реферат Конституционный суд РФ подробнее , а также всей судебной системы страны в целом, и положений Арбитражного процессуального, Бюджетного и Налогового кодексов РФ. Большая часть финансовых правоотношений регулируется правом на обжалование в суд своих нарушенных прав. При этом стоит учесть тот факт, что юридические лица имеет такое право только лишь тогда, когда их финансовые правоотношения были оформлены договором. Рассматриваются такие дела арбитражными судами, привилегией которых являются экономические споры. Последнее время ассоциируется с возрастанием роли Конституционного суда России По данной теме мы уже выполнили курсовую работу Конституционный суд Российской Федерации подробнее при решении вопросов о защите прав субъектов финансового права.

Готовые работы на аналогичную тему

Президентский способ характеризуется тем, что Президент РФ обладает особым (специальным) статусом. Данный способ можно назвать властно-публичным, что связано с реализацией Президентом РФ своих властных полномочий. Определяя основные направления как внешней, так и внутренней деятельности страны, Президент занимает одно из главных положений и в финансовой сфере. Так, особую роль приобретает Бюджетное послание Президента в Федеральное Собрание По данной теме мы уже выполнили реферат Федеральное собрание подробнее , ведь с этого момента происходит составление проекта федерального бюджета. Кроме того, можно обратиться к Президенту с вопросом об обжаловании действий или бездействия органов контроля в финансовой области.

Административный способ заключается в предоставлении возможности обращения за защитой прав в вышестоящий орган власти. Данный способ считается упрощенным в сравнении с судебным, так как предусматривает, как правило, месячный срок рассмотрения жалобы, а также сведенный к минимуму действий процесс производства и вынесения решения.

Прокурорский способ, как это явно вытекает из названия, связан с деятельностью органов прокуратуры РФ. В финансовой сфере прокуратура выполняет свои прямые обязанности, связанные с надзором на исполнением финансового законодательства. При этом данные органы имеют право на проведение различных проверок в случае поступления жалоб, заявлений, а также в случае наличия иных сведений о различных финансовых нарушениях.

Самозащита нарушенных или оспариваемых финансовых прав наибольшее распространение получила в налоговом праве. Данный способ был разрешен государством с целью предотвращения финансово-правовых конфликтов.

Источник

Финансово-правовые нормы и финансовые правоотношения

Понятие и виды финансово-правовых норм

Финансово-правовые нормы (нормы финансового права) — это первичные элементы, из которых состоит финансовое право как отрасль права. Как и нормы других отраслей права, они представляют собой установленные и охраняемые государством правила поведения участников общественных отношений, выраженные в их юридических правах и обязанностях. Но финансово-правовым нормам свойственны и особенности, характерные именно для данной отрасли права.

Особенностифинансово-правовой нормы обусловлены тем, что она, в отличие от норм других отраслей права, регулирует отношения, возникающие в связи с образованием, распределением и использованием государством и органами местного самоуправления финансовых ресурсов, необходимых им для осуществления своих задач. Они выражаются в специфике: а) содержания финансово-правовых норм; б) характера установленных в них предписаний; в) мер ответственности за нарушение предусмотренных правил; г) порядка защиты прав участников финансовых отношений.

Содержание финансово-правовых норм состоит в том, что в них закреплены юридические права и юридические обязанности участников регулируемых финансовых отношений, которые обеспечивают планомерное образование, распределение и использование централизованных и децентрализованных денежных фондов (доходов) государства и муниципальных образований соответственно их задачам в каждый конкретный период времени. Это общее содержание финансово-правовых норм имеет разнообразное конкретное выражение, вытекающее из разнообразия финансовых отношений, например, правила взи-мания налогов с граждан и предприятий, аккумуляции и расходования бюджетных средств, создания и распределения кредитных ресурсов и страховых фондов и т. д.

Содержание финансово-правовых норм обусловило их в основном императивный (повелительный) характер. Как правило, они содержат требования, выраженные в категорической форме и не допускающие их произвольного изменения, точно определяют объемы прав и обязанностей участников финансовых отношений. Эти права и обязанности направлены на обеспечение в целом интересов государства и муниципальных образований, а также интересов каждого из участников финансовых отношений, в том числе предприятий всех форм собственности, граждан.

Имеются особенности и в юридических свойствах прав и обязанностей, установленных финансово-правовой нормой. Эти особенности обусловлены участием в финансовых отношениях таких субъектов, как государственные органы, органы местного самоуправления, организации и учреждения, компетенция которых определяется в положениях и уставах. При этом их финансово-правовые обязанности нередко сливаются с правами, выражаясь в едином полномочии. Так, использование бюджетных средств на социально-экономические программы соответствую-щей территории — одновременно их право и обязанность. Однако это не означает, что нормы финансового права не содержат обособленных прав и обязанностей. Прежде всего это касается граждан, предприятий, предпринимателей и основывается на конституционном праве собственности, праве свободного использования имущества для не запрещенной законом экономической деятельности.

Таким образом, финансово-правовая норма (норма финансового права) — это установленное государством и обеспеченное мерами государственного принуждения строго определенное правило поведения в общественных финансовых отношениях, возникающих в процессе планового образования, распределения и использования государственных и муниципальных денежных фондов и доходов, которое закрепляет юридические права и юридические обязанности их участников.

Лучшему уяснению особенностей и роли финансово-правовых норм способствует их классификация. Ее можно провести по нескольким основаниям.

В зависимости от способа воздействия на участников финансовых отношений, определяющего характер их юридических прав и обязанностей, финансово-правовые нормы подразделяются на три вида: обязывающие, запрещающие и уполномочивающие (упра- вомочивающие).

Обязывающие финансово-правовые нормы требуют от участников финансовых отношений (государственных органов, органов местного самоуправления, предприятий, граждан и др.) вершить определенные действия, устанавливают их обязаннос-ти в сфере этих отношений. Большая часть финансово-правовых норм имеет именно такой характер. В этом проявляется основной, императивный метод финансово-правового регулирования — метод властных предписаний.

Читайте также:  Легкий способ сделать цветы своими руками

Запрещающие финансово-правовые нормы содержат запрет на совершение определенных действий, устанавливают обязанность участников финансовых отношений воздержаться от них. Однако число запрещающих финансово-правовых норм сравнительно невелико. Это объясняется тем, что при регулировании финансовых отношений преобладают нормы обязывающего характера. Предписывая совершение строго определенных действий, они обычно исключают необходимость специального установления связанных с этими действиями запретов.

Но в некоторых случаях в целях усиления гарантий прав участников финансовых отношений, подчеркивания особой важности соблюдения финансовой дисциплины предусматриваются запреты. В других случаях запрещающие нормы определяют пределы дозволенных действий. Например, закон запрещает определять условия и порядок предоставления налоговых льгот, носящих характер (ст. 56 НК РФ).

Уполномочивающие финансово-правовые нормы устанавливают права участников финансовых отношений на совершение определенных самостоятельных действий в предусмотренных рамках. Они предоставляют возможность принятия самостоятельных решений в области финансов, но в строго установленных границах. Таким образом, и этим нормам свойственна императивность, поскольку не допускается выход за эти границы.

В зависимости от своего содержания нормы финансового права могут быть материальными и процессуальными.

Материальные финансово-правовые нормы закрепляют состав финансовой системы; виды и объем денежных обязательств предприятий и граждан перед государством и муниципальными образованиями; источники формирования кредитных ресурсов банков; виды расходов, включаемых в бюджеты и внебюджетные государственные фонды, и т. п., т. е. материальное (денежное) содержание юридических прав и обязанностей участников финансовых отношений.

Процессуальные (процедурные) финансово-правовые нормы устанавливают порядок деятельности в области формирования, распределения и использования государственных и муниципальных денежных фондов (доходов). Они требуют соблюдения предусмотренных процедурных правил в этой деятельности: сроков, участия определенных органов, установленной юридической формы принимаемых решений и т. п. В отличие от некоторых других отраслей права финансовое право концентрирует в единой совокупности материальные и процессуальные нор-мы. Его разделы и институты, как правило, также в единстве представляют материальные и процессуальные нормы. Исключением является право, в котором от материальных норм довольно четко обособлена совокупность норм, регулирующих бюджетный процесс, В БК РФ особо выделена часть третья под названием «Бюджетный процесс в Российской Федерации». Значительное внимание формированию процессуальных норм уделено и в НК РФ.

Высокий уровень разработанности и четкое соблюдение про-цессуальных финансово-правовых норм способствуют эффективности использования механизма финансов, служат важной гарантией реализации материальных прав и обязанностей в области финансов в полном объеме, являются необходимым усло- формирования правового государства.

Норма финансового права по своей логической структуре состоит из трех основных элементов: гипотезы, диспозиции и санкции, каждый из которых отражает особенности этой отрасли права.

Гипотеза указывает на условия действия финансово-правовой нормы. Чаще всего гипотеза финансово-правовой нормы имеет сложную форму и содержит ряд четко сформулированных условий, при наличии которых требуется или предоставляется право совершить определенные действия в сфере финансовой деятельности государства и муниципальных образований.

Диспозиция устанавливает содержание самого правила поведения, т. е. предписывает совершение определенных действий по формированию, распределению или использованию государственных и финансовых ресурсов, выражает содержание прав и обязанностей участников финансовых отношений. Диспозиция требует определенного поведения от участников финансовых отношений и не допускает отклонения от этих требований.

Санкции предусматривают последствия нарушения правовой нормы, определяют виды и меру юридической (финансово-правовой) ответственности нарушителей финансово-правовых Посредством санкций осуществляется государственное принуждение к исполнению финансово-правовых норм. Основанием для применения финансово-правовых санкций является нарушение норм финансового права (финансовое правонарушение), т. е. несоблюдение установленных ими правил в области образования, распределения и использования государственных и муниципальных денежных фондов и доходов. К ним относятся нецелевое использование средств, несвоевременное перечисление бюджетных средств получателям, несоблюдение нормативов финансовых затрат, неуплата налогов, представление коммерческим банком недостоверной информации Центральному банку РФ и т. п. Финансово-правовые санкции закреплены в БК РФ, НК РФ, Федеральном законе «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» и других правовых актах, регулирующих финансовую деятельность государства и муниципальных образований. Следовательно, финансово-правовая санкция — это мера юридической ответственности за нарушение нормы финансового права.

Финансово-правовым санкциям в сравнении с санкциями норм других отраслей права свойствен ряд особенностей. Они имеют, как правило, денежный характер и содержат меры принудительного воздействия на нарушителя через его денежные фонды и средства (прямым или косвенным путем). Это блокировка расходов, списание средств со счета организации в бесспорном порядке, наложение штрафов и т. д. При изъятии денежных средств путем финансово-правовых санкций характерным является зачисление их в государственную (федеральную и субъектов РФ) или муниципальную казну. Данные санкции распространяются на всех участников финансовых правоотношений — Российскую Федерацию и ее субъекты, муниципальные образования, органы государственной власти и местного самоуправления, организации, должностных лиц граждан.

Меры финансово-правовой ответственности применяются государственными органами и их должностными лицами в административном порядке (без судебного разбирательства). К таким органам относятся финансовые, налоговые и таможенные органы, Центральный банк РФ. Однако это не исключает в установленных случаях принятия судебных решений (в частности, при наличии спора о взыскании штрафов за финансовое правонарушение с физических лиц). Финансово-правовые санкции соединяют в себе правовосстановительные и штрафные (карательные) элементы.

Помимо рассмотренных санкций, за нарушения в области финансовой деятельности могут быть применены меры дисциплинарного, административного, уголовно-правового и иного воздействия, т. е. установленные нормами отраслей права. Основанием этого являются правонарушения соответствующего характера.

Финансовые правоотношения: понятие, особенности, виды

Финансовые правоотношения — это урегулированные нормами финансового права общественные отношения, участники которых выступают как носители юридических прав и обязанностей, реализующие содержащиеся в этих нормах предписания по образованию, распределению и использованию государственных и муници-пальных денежных фондов и доходов.

Следует иметь в что в процессе финансовой деятельности государства возникают также отношения, не нуждающиеся в правовой регламентации (при осуществлении организационной, подготовительной, информационной и иной деятельности). Однако именно финансово-правовые отношения выражают основное содержание этой деятельности, придают ей целенаправленность и четкую организованность. Вне правовых отношений финансовая деятельность общими с другими правоотношениями чертами, финансовые правоотношения имеют и особенности. Основная особенность, которая определяет и другие отличительные черты финансовых правоотношений, заключается в том, что они возникают в процессе планового распределения и использования государственных (а также муниципальных) денежных фондов и доходов, т. е. в процессе финансовой деятельности государства и органов местного самоуправления. Отсюда и другая их особенность: финансовые правоотношения являются разновидностью имущественных, имеющих публичный характер, так как возникают по поводу денежных средств, точнее — финансовых ресурсов государства и муниципальных образований. Урегулированные нормами финансового права отношения процедурного характера, связанные с использованием определенных форм и порядка деятельности (процессуальные финансовые правоотношения), также обеспечивают движение финансовых ресурсов.

Следующая особенность финансовых правоотношений состоит в том, что одной из сторон в них всегда выступает государство и его уполномоченный орган, муниципальное образование и соответствующий орган местного самоуправления. Это обусловлено тем, что само государство (или муниципальное образование) в интересах общества осуществляет финансовую деятельность.

Для финансового правоотношения должны быть налицо все указанные специфические черты, характеризующие финансо-вые правоотношения как государственно-властные имущественные (денежные) отношения. Воля государства, его предписания по образованию, распределению и использованию финансовых ресурсов на определенные периоды времени конкретизируются в финансовых планах (квартальных, годовых) или нормативах, лимитах и т. п. Они утверждаются соответствующими государственными органами в установленном порядке и подлежат обязательному исполнению. Наличие финансового плана также можно отнести к характерным чертам финансовых правоотношений. Однако в некоторых предусмотренных законом случаях они могут быть оформлены договором (например, предоставление отсрочки по уплате налога в форме налогового кредита на основании ст. 65 НК РФ). В настоящее время расши-ряется применение договорной формы в финансовых отношениях. Она упоминается, в частности, в ст. 159 БК РФ. Властно- имущественными являются и финансовые правоотношения с участием, как одной из обязательных сторон, органов местного самоуправления.

Читайте также:  Опишите основные способы оценки выполнения плана по ассортименту продукции

Возникновение, изменение и прекращение финансовых правоотношений происходит при наличии четко определенных в правовых нормах условий, или юридических фактов.

Лучшему пониманию содержания и особенностей финансовых правоотношений помогает их классификация по разным основаниям: кругу участников, способам государственной защиты, длительности и др. Наиболее полно раскрывает содержание финансовых правоотношений их классификация на виды в за-висимости от структуры финансовой системы РФ. При такой классификации выделяются правоотношения, возникающие в связи с функционированием соответствующего звена финансовой системы: бюджетные; налоговые; по поводу организации финансов государственных и муниципальных предприятий, организации страхового дела и т. д. Такие виды финансовых правоотношений соответствуют систематизации норм финансо-вого права по этому же

В связи с существованием материальных и процессуальных норм финансового права, выделяемых в зависимости от объекта правового регулирования, финансовые правоотношения также могут быть материальными и процессуальными.

В материальных финансовых правоотношениях реализуются права и обязанности субъектов по получению, распределению и использованию определенных финансовых ресурсов. Основное содержание субъективных материальных финансовых прав и обязанностей заключается в возможности или необходимости получения, уплаты, распределения, расходования, перераспределения, изъятия и т. п. этих конкретно определенных объемов финансовых средств. В результате реализации данных прав и обязанностей в конечном счете регулярно образуются и используются государственные и муниципальные денежные фонды.

В процессуальных финансовых правоотношениях выражается юридическая форма, в которой происходит получение государством или органами местного самоуправления в свое распоряжение финансовых ресурсов, их распределение и использование. Поэтому процессуальные субъективные права и обязанности (полномочия) направлены на использование определенной юридической формы и порядка финансовой деятельности. Между процессуальными и материальными финансовыми правоотношениями существует неразрывная связь. Процессуальные финансовые правоотношения имеют значение именно как форма реализации материальных прав и обязанностей в области финансов. Вместе с тем правильно избранная процессуальная форма способствует наилучшему осуществлению материальных прав обязанностей в области финансов.

Субъекты финансового права

Финансовое право, регулируя относящиеся к его предмету общественные отношения, определяет круг участников или субъектов этих отношений, наделяет их юридическими правами и обязанностями, которые обеспечивают планомерное образование, распределение использование государственных и муниципальных денежных фондов и доходов. Носители этих прав и обязанностей являются субъектами финансового права. Следует различать понятие «субъект финансового права» и «субъект (илиучастник) финансового правоотношения», хотя они во многом совпадают.

Субъект финансового права — это лицо, обладающее правосубъектностью, т. е. потенциально способное быть участником финансовых правоотношений, поскольку оно наделено необходимыми правами и обязанностями. А субъект финансового правоотношения — это реальный участник конкретных правоотношений. Юридические права и обязанности в сфере финансовой деятельности принадлежат субъектам финансового права в силу действия финансово-правовых норм, независимо от участия в конкретных правоотношениях. Но нельзя и противопоставлять данные понятия. Ведь субъект финансового права, вступая в конкретные правоотношения при реализации своих прав и обязанностей, приобретает новые свойства — он становится субъектом (участником) правоотношения. Но при этом он сохраняет свои качества, которыми обладал до вступления в них, т. е. ос-тается субъектом финансового права.

Таким образом, субъект финансового права — понятие более широкое, чем субъект (участник) финансового правоотношения. В данный момент носители финансовых прав и обязанностей могут еще не вступить в конкретные правоотношения. Кроме того, какая-то часть прав и обязанностей может остаться нереализованной. Однако ее объем гораздо меньший, чем по другим отраслям права, в силу особенностей финансовых правоотношений, обусловленных возникновением этих отношений в процессе финансовой деятельности государства, муниципальных образований. Участие в них государственных органов (или органов местного самоуправления) с определенной цией в принципе предполагает необходимость полного осуществления входящих в нее прав и обязанностей в области финансов. Но и в этой области в связи с действием уполномочивающих финансово-правовых норм и другими факторами субъекты могут не проявить волю к реализации некоторых своих прав.

Особенность круга субъектов финансового права состоит в том, что в него входят три основные группы, на которые подразделяются субъекты российского права: а) государство и его территориальные подразделения; б) коллективные субъекты; в) индивидуальные субъекты.

В первую группу субъектов финансово-правовых отношений (государство и его территориальные подразделения) входят: а) Российская Федерация; субъекты РФ — республики, края, области, города федерального значения Москва и Санкт-Петербург, автономные округа и автономная область; б) муниципальные образования; в) городские и сельские поселения, входящие в состав муниципального образования; г) административно-терри-ториальные образования особого режима (закрытые административно-территориальные образования, наукограды, свободные экономические зоны).

Такой круг свойственен, в частности, бюджетным правоотношениям. Законодательство закрепляет право на госу-дарственный или местный бюджет именно за этими субъектами, а не за государственными органами, что выражает принцип народовластия, закрепленный в Конституции РФ. Российская Федерация, ее субъекты и муниципальные образования выступают субъектами права и в других финансовых отношениях, связанных с государственным (или муниципальным) долгом при выпуске облигаций государственных (или муниципальных) займов для покрытия недостатка бюджетных средств. Соответствующие Органы государственной власти и местного самоуправления в этом случае выступают от имени и в интересах в целом Российской Федерации, республики, области и т. д., которые и являютсяч носителями прав и обязанностей. Выполнение финансовых обязанностей перед другими субъектами обеспечивается при этом за счет средств государства или его территориальных подразделений, т. е. соответствующего государственного или местного бюджета.

Закрытые административно-территориальные образования и наукограды — это имеющие органы местного самоуправления административно-территориальные единицы с особым правовым режимом, установленным законодательством. В отличие от обычных муниципальных образований, они вступают в финансовые (бюджетные) правоотношения непосредственно с федеральными органами власти. Свободная экономическая зона отличается особой системой налогообложения (ст. 18 РФ).

Коллективными субъектами финансового права являются государственные и общественные организации, к числу которых относятся: государственные органы представительной и исполнительной власти; органы местного самоуправления; предприятия, организации, учреждения, основанные на разных формах собственности, среди которых выделяются коммерческие и некоммерческие организации.

Юридические права и обязанности органов государственной власти и местного самоуправления как субъектов финансового права выражают их компетенцию по осуществлению определен-ной части финансовой деятельности государства, муниципальных образований, подлежащую обязательной реализации и в силу своей обязательности требующую от них активных действий.

Широкий круг субъектов финансового права представляют предприятия и иные коммерческие организации различных организационно-правовых форм и форм собственности. В качестве основной цели своей деятельности они преследуют извлечение прибыли. Такие организации вступают в финансовые правоотношения в связи с внесением в казну налогов и других обязательных платежей, получением из. нее ассигнований, распределением прибыли (ст. 50 ГК РФ) и т. д. Для вступления в такие правоотношения предприятия должны обладать юридической самостоятельностью, иметь свой финансовый план. Однако законодательством предусматривается возможность филиалам, другим обособленным подразделениям предприятий исполнять обязанности последних, в частности по уплате налогов по месту своего нахождения (ст. 19 НК РФ).

Читайте также:  Осмотрофный способ питания характерен для инфузории туфельки

Среди этой группы субъектов финансового права выделяются своей спецификой государственные и муниципальные унитарные, в том числе казенные предприятия как форма государственных предприятий, основанных на праве оперативного Такие предприятия находятся в прямом государственном подчинении и управлении уполномоченных органов, включая область Поэтому содержание финансовых правоотношений, в которые вступают эти предприятия, отличается спецификой.

В условиях перехода к рыночным отношениям развиваются различные организационные формы объединений предприятий, причем предприятия сохраняют свою самостоятельность и права юридического лица. Такими объединениями являются союзы, ассоциации, компании, гильдии, холдинги, межотраслевые, региональные и другие объединения, например финансово-промышленные группы. Все они в соответствующих случаях вступают в финансовые отношения.

С переходом к рыночной экономике развилась сеть малых предприятий, которые также вступают с государством и муниципальными образованиями в финансовые правоотношения, отличающиеся от других своей спецификой. Например, применительно к ним действует упрощенная система налогообложения.

Учреждения, которые являются некоммерческими организациями (не имеющими своей основной целью получение ли), создаваемыми для осуществления социально-культурной, научной и управленческой деятельности, являются субъектами финансового права главным образом в связи с использованием для выполнения своих задач средств, выделяемых им из государственного или местного бюджета. Однако все большее значение приобретают права и обязанности учреждений, связанные с использованием внебюджетных средств, получаемых ими в результате предпринимательской и иной деятельности (оказания дополнительных услуг и т. п.), приносящей доходы.

Индивидуальные субъекты финансового права, или физические лица — это граждане РФ, иностранные граждане и лица без гражданства. Их права и обязанности связаны большей частью с налоговыми и другими обязательными платежами, поступающими в государственную или муниципальную казну. Граждане могут вступать в финансовые правоотношения в области государственного и банковского кредита, государственного страхования, по поводу самообложения в муниципальных образованиях. Среди физических лиц — субъектов финансового права выделяются граждане, занимающиеся индивидуальной предпринимательской деятельностью без образования юридического лица, в том числе главы крестьянского (фермерского) хозяйства.

Важно отметить и такую сторону правосубъектности граждан РФ — они имеют право на участие в финансовой деятельности государственных органов, что основано на положениях Конституции России (ст. 32).

Порядок защиты прав и законных интересов субъектов финансовых правоотношений

Меры государственного принуждения являются неотъемлемым элементом механизма правового регулирования финансовых отношений, как и в соответствующих случаях — восстановление нарушенных прав. Защита прав и законных интересов субъектов, участвующих в финансовых правоотношениях, производится в административном или судебном порядке, что в настоящее время является общим правовым правилом и касается всех субъектов финансового права. При этом разрешение дела в административном порядке не исключает возможности щаться при неудовлетворяющем исходе в суд общей юрисдикции или арбитражный суд.

В различных финансовых отношениях административный порядок защиты прав имеет свои особенности, но везде ОН проявляется в форме властных велений при вынесении решения соответствующими уполномоченными государственными органами (помимо судебного разбирательства): например, при защите прав государства на получение налоговых платежей — бесспорный порядок взыскания их с организаций по решению налогового органа при невнесении платежей в срок (ст. 46 НК РФ); в том же порядке с их счетов списываются суммы бюджетных средств, используемые не по целевому назначению (ст. 284 БК РФ), взыскиваются Центральным банком РФ штрафы с кредитных организаций при нарушении установленных правил в денежно-кредитной сфере.

В свою очередь, субъекты, к которым применены меры, вытекающие из рассмотренного порядка, в целях защиты своих прав и законных интересов вправе, во-первых, обжаловать действия соответствующих государственных органов также в административном порядке по подчиненности и, во-вторых, обратиться в суд общей юрисдикции или арбитражный суд. Оба способа защиты прав указанных субъектов в области финансовых отношений могут быть использованы и в других случаях их нарушения.

Общие положения о подведомственности при судебном рассмотрении дел по спорам, возникающим в финансовой деятельности государства, определены Федеральным конституционным законом от 28 апреля 1995 г. «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и АПК РФ (ст. 3).

В финансовых правоотношениях государства с участием граждан также действуют как административный, так и судебный порядок защиты прав и законных интересов обеих сторон. При этом усилена ориентация на использование судебного порядка, который имеет конституционную основу (ст. 46). Решения и действия (или бездействие) органов государственной вла-сти, органов местного самоуправления и должностных лиц могут быть обжалованы в суд. Эти нормы конкретизированы в отраслевом законодательстве, например в НК РФ и других нормативных актах. Если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты, каждый гражданин вправе в соответствии с международными договорами РФ обращаться в межгосударственные органы по защите прав. Вступление России в Совет Европы расширяет такие возможности граждан РФ. Однако граждане по своему выбору могут обратиться за защитой их прав не в суд, а к вышестоящему органу или должностному лицу, т. е. использовать административный порядок защиты.

Судебный порядок применяется и при защите финансовых интересов и прав государства во взаимоотношениях с гражданами (взыскание с них налогов, финансовых санкций, платежей по обязательному государственному страхованию и самообложению сельского населения) в соответствии с нормами ГПК РФ (подраздел III «Производство по делам, возникающим из публичных правоотношений» раздела II «Производство в суде первой инстанции»). Кодекс предусматривает возможность применения упрощенного судебного порядка рассмотрения единолично судьей по взысканию с граждан недоимок по налогам, сборам и другим обязательным платежам (ст. 121, 122 и др.).

Важной стороной защиты нарушенных прав в финансовых отношениях с государством является установление в законодательстве гарантий возмещения ущерба гражданам и юридическим лицам, причиненного незаконными действиями государственных органов и их должностных лиц. Так, суммы налогов и других обязательных платежей, неправильно взысканные государственными налоговыми органами, подлежат возврату, а причиненный налогоплательщикам вследствие ненадлежащего осу-ществления обязанностей ущерб — возмещению. Эта норма имеет конституционную основу (ст. 52 Конституции РФ).

Особое место в защите прав и законных интересов субъектов финансового права принадлежит Конституционному Суду РФ. Согласно Конституции России (ст. 125) и Федеральному конституционному закону от 21 июля 1994 г. «О Конституционном Суде Российской Федерации» в его полномочия входит: разрешение вопросов о соответствии Конституции РФ законов и других нормативных актов, а также разрешение споров компетенции между государственными органами (без решения вопросов о конституционности правоприменительной практики и деятельности государственных органов); проверка по жалобам граждан и запросам судов конституционности закона, примененного или подлежащего применению в конкретном деле. Все это относится и к сфере финансовых отношений.

Важная роль в обеспечении соблюдения прав субъектов финансовых правоотношений принадлежит прокуратуре РФ, которая призвана осуществлять надзор за исполнением законов министерствами, ведомствами, в том числе органами государственной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, их должностными лицами; за соблюдением прав человека и гражданина, в том числе органами финансового контроля. Прокурор приносит протест на противоречащий закону правовой акт (лицу, издавшему его) вносит представление в орган (или должностному лицу), который уполномочен устранить эти нарушения.

Таким образом, установленный порядок защиты финансовых прав и законных интересов исходит из необходимости соблюдения требований законодательства всеми участниками финансовых правоотношений, включая государство и его органы.

Источник

Оцените статью
Разные способы