- Судебные органы прокуратура способы защиты прав граждан
- Прокурор разъясняет — Прокуратура Новосибирской области
- Прокурор разъясняет
- Прокуратура Новосибирской области
- Защита прокурором прав граждан в судебном порядке.
- К 25-летию Конституции Российской Федерации Останкинская межрайонная прокуратура разъясняет роль прокурора в защите конституционных прав граждан :
- О роли прокуратуры при защите прав человека при уголовных расследованиях и преследованиях: международные критерии
Судебные органы прокуратура способы защиты прав граждан
Статья 27. Полномочия прокурора
1. При осуществлении возложенных на него функций прокурор:
рассматривает и проверяет заявления, жалобы и иные сообщения о нарушении прав и свобод человека и гражданина;
разъясняет пострадавшим порядок защиты их прав и свобод;
принимает меры по предупреждению и пресечению нарушений прав и свобод человека и гражданина, привлечению к ответственности лиц, нарушивших закон, и возмещению причиненного ущерба;
использует полномочия, предусмотренные статьей 22 настоящего Федерального закона.
2. При наличии оснований полагать, что нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер преступления, прокурор принимает меры к тому, чтобы лица, его совершившие, были подвергнуты уголовному преследованию в соответствии с законом.
(в ред. Федерального закона от 05.06.2007 N 87-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. В случаях, когда нарушение прав и свобод человека и гражданина имеет характер административного правонарушения, прокурор возбуждает производство об административном правонарушении или незамедлительно передает сообщение о правонарушении и материалы проверки в орган или должностному лицу, которые полномочны рассматривать дела об административных правонарушениях.
4. В случае нарушения прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского и административного судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы или когда нарушены права и свободы значительного числа граждан либо в силу иных обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, прокурор предъявляет и поддерживает в суде или арбитражном суде иск в интересах пострадавших.
(в ред. Федерального закона от 08.03.2015 N 23-ФЗ)
Источник
Прокурор разъясняет — Прокуратура Новосибирской области
Прокурор разъясняет
Согласно ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
При этом с заявлением в защиту гражданина прокурор может обратиться в суд только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам реализовать такое право (ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Указанное ограничение не распространяется на заявления прокурора, основанием для которых являются обращения к нему граждан по вопросам: защиты нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
На основании обращений граждан прокуроры обращаются в суд с исками (заявлениями) о взыскании задолженности по заработной плате, предоставлении жилых помещений определенным категориям граждан, обеспечении лекарственными средствами и т.д.
Закон предусматривает также защиту прокурором в суде прав неопределенного круга лиц.
Например, распространены случаи обращения прокуроров в суд с исками (заявлениями) о понуждении органов местного самоуправления привести дороги в соответствие с требованиями закона, прекратить правоуправления транспортными средствами лиц, страдающих алкоголизмом или наркоманией и т.д.
Указанный способ защиты обеспечивает соблюдение прав граждан на безопасность дорожного движения.
Следует отметить, что прокурор, обратившийся в суд в защиту прав гражданина, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.
Кроме того, с участием прокурора подлежат рассмотрению судами делао выселении, восстановлении на работе, возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, лишении, ограничении и восстановлении в родительских правах, признании граждан безвестно отсутствующими или умершими, установлении, продлении и отмене административного надзора за лицами, освободившимися из мест лишения свободы, о принудительной госпитализации в медицинское учреждение, об оспаривании нормативных правовых актов и другим.
Законодательство также наделяет прокурора правом оспорить незаконные судебные постановления, вынесенные по делам вышеперечисленных категорий с его участием, предоставляя возможность защиты прав от необоснованного судебного решения.
Отдел по обеспечению
участия прокуроров в гражданском
и арбитражном процессе
Прокуратура
Новосибирской области
Прокуратура Новосибирской области
4 октября 2021, 16:00
Защита прокурором прав граждан в судебном порядке.
Согласно ч. 3 ст. 35 Федерального закона от 17.01.1992 № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» прокурор в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если этого требует защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
При этом с заявлением в защиту гражданина прокурор может обратиться в суд только в случае, если гражданин по состоянию здоровья, возрасту, недееспособности и другим уважительным причинам не может сам реализовать такое право (ст.39 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
Указанное ограничение не распространяется на заявления прокурора, основанием для которых являются обращения к нему граждан по вопросам: защиты нарушенных или оспариваемых социальных прав, свобод и законных интересов в сфере трудовых (служебных) отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений; защиты семьи, материнства, отцовства и детства; социальной защиты, включая социальное обеспечение; обеспечения права на жилище в государственном и муниципальном жилищных фондах; охраны здоровья, включая медицинскую помощь; обеспечения права на благоприятную окружающую среду; образования.
На основании обращений граждан прокуроры обращаются в суд с исками (заявлениями) о взыскании задолженности по заработной плате, предоставлении жилых помещений определенным категориям граждан, обеспечении лекарственными средствами и т.д.
Закон предусматривает также защиту прокурором в суде прав неопределенного круга лиц.
Например, распространены случаи обращения прокуроров в суд с исками (заявлениями) о понуждении органов местного самоуправления привести дороги в соответствие с требованиями закона, прекратить правоуправления транспортными средствами лиц, страдающих алкоголизмом или наркоманией и т.д.
Указанный способ защиты обеспечивает соблюдение прав граждан на безопасность дорожного движения.
Следует отметить, что прокурор, обратившийся в суд в защиту прав гражданина, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов.
Кроме того, с участием прокурора подлежат рассмотрению судами делао выселении, восстановлении на работе, возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, лишении, ограничении и восстановлении в родительских правах, признании граждан безвестно отсутствующими или умершими, установлении, продлении и отмене административного надзора за лицами, освободившимися из мест лишения свободы, о принудительной госпитализации в медицинское учреждение, об оспаривании нормативных правовых актов и другим.
Законодательство также наделяет прокурора правом оспорить незаконные судебные постановления, вынесенные по делам вышеперечисленных категорий с его участием, предоставляя возможность защиты прав от необоснованного судебного решения.
Источник
К 25-летию Конституции Российской Федерации Останкинская межрайонная прокуратура разъясняет роль прокурора в защите конституционных прав граждан :
Прокуратура Российской Федерации является одним из институциональных элементов конституционной системы защиты прав и свобод человека и гражданина, занимая в ней особое место.
Защиту конституционных прав и свобод человека и гражданина прокуратура Российской Федерации обеспечивает посредством особого вида деятельности – осуществлением от имени государства прокурорского надзора за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории России.
Указанный вид надзора является «внешним» по отношению к органам законодательной, исполнительной и судебной власти, поскольку прокуратура не входит ни в одну из ветвей государственной власти. Данное обстоятельство обеспечивает независимость прокуратуры при реализации своих функций, в том числе защиты прав и свобод человека и гражданина, а также соотнесение её действий и решений исключительно с Конституцией Российской Федерации и законодательством Российской Федерации.
Прокуратура Российской Федерации не только противодействует противоправным проявлениям в самых разных сферах государственной, общественной и частной жизни, но и является надежным гарантом восстановления нарушенных прав и свобод граждан.
В соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральными законами.
В соответствии со ст. 2 Конституции РФ человек, его права и свободы являются высшей ценностью для государства. Следовательно, именно на обеспечение прав и свобод должна быть направлена вся деятельность системы органов государства. необходимы органы надзора, таковым Целями прокурорского надзора является обеспечение верховенства закона и его единства, охрана интересов общества и государства, надзор за исполнением закона органами государственной власти и управлениями, органами местного самоуправления и иными органами, негосударственными структурами, и иные направления деятельности, определенные Федеральным законом.
В этих целях прокуратура осуществляет надзор:
1) за соблюдением Конституции РФ, исполнением законов, а также за соответствием законам издаваемых в стране правовых актов;
2) за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;
3) за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
4) за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу.
Являясь важным инструментом в системе «сдержек и противовесов», прокуратура координирует деятельность трех ветвей власти и обеспечивает их единство. Прокуратура является именно тем органом , которые создаёт баланс между всеми органами власти и принимает меры к устранению любых нарушений законов, от кого бы они ни исходили. Обособленность прокуратуры от трех классических ветвей дает ей возможность при выполнении возложенных на нее функций быть самостоятельным и независимым органом.
Надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина относится к основным задачам прокуратуры. Пределы прокурорского надзора охватывают весь комплекс прав и свобод граждан, гарантированных Конституцией Российской Федерации.
Значительное количество обращений граждан в органы прокуратуры касается таких закрепленных конституционных прав, как трудовые, пенсионные, жилищные, миграционные, право на здравоохранение, на благоприятную окружающую среду, соблюдение интересов несовершеннолетних, престарелых и инвалидов.
Прокурор наделен широким спектром полномочий в указанной сфере , в частности: проводит проверки по ставшим известными фактам нарушения требований действующего законодательства, и при выявлении нарушений – принимает весь комплекс мер прокурорского реагирования, направленных на предупреждение, выявление и пресечения любых противоправных проявлений.
Кроме того, во взаимодействии с органами государственной власти, органами местного самоуправления и общественными объединениями прокуратурой проводятся конференций, «круглые столы», заседания межведомственных рабочих групп и иные совместные мероприятия, на которых участники могут обсудить с представителями прокуратуры, других государственных органов имеющиеся проблемы, предложить пути их решения, получить разъяснения по правовым вопросам.
Таким образом, все методы и подходы современного прокурорского надзора объединены одной важной целью – не допустить нарушения прав и законных интересов человека и гражданина, гарантированных Конституцией Российской Федерации, действующей уже на протяжении 25 лет.
В случае , если Ваши конституционные права нарушены , Вы всегда можете подать обращение по указанным фактам в Останкинскую межрайонную прокуратуру г. Москвы , расположенную по адресу :
Источник
О роли прокуратуры при защите прав человека при уголовных расследованиях и преследованиях: международные критерии
Государственные органы и должностные лица, которые проводят уголовные расследования и преследования, имеют широкие полномочия на вмешательство в права частных лиц, как физических, так и юридических. В системах с хорошим правовым регулированием применение таких полномочий надлежащим образом ограничено и подлежит правовым проверкам.
Отдельно остановлюсь на Рекомендации Совета Европы Rec (2000)19 от Комитета Министров государствам-членам о роли прокуратуры в системе уголовного правосудия[1], в которой указывается, что прокуроры должны обеспечить применение права в случаях, когда нарушение закона влечет за собой применение санкции, с учетом как прав физического лица, так и необходимой эффективности уголовной системы правосудия.
Рекомендация устанавливает определенные обязанности перед людьми.
При выполнении своих обязанностей государственные прокуроры должны, в частности, выполнять свои функции справедливо, беспристрастно и объективно; уважать и стараться защищать права человека, как указано в Конвенции о защите прав человека и основных свобод; стараться обеспечить, чтобы система уголовного правосудия функционировала настолько быстро, насколько это возможно. Что касается взаимоотношений между государственными прокурорами и исполнительной и законодательной властью, рекомендация устанавливает, что государства должны принять соответствующие меры, чтобы обеспечить выполнение прокурорами своих профессиональных обязанностей без необоснованного вмешательства или необоснованного возложения на них гражданской, уголовной или иной ответственности. Тем не менее, прокуратуры должны периодически публично отчитываться в своих действиях в целом, и, в частности, в том, как они осуществляли свои преимущественные права. Что касается взаимоотношений между прокурорами и судьями, рекомендация предусматривает, что прокуроры должны строго соблюдать независимость и беспристрастность судей, в частности, они не должны ни подвергать сомнениям судебные решения, ни препятствовать их исполнению[2], за исключением случаев осуществления ими своих прав на обжалование и применения иного установленного порядка. Прокуроры должны быть объективными и справедливыми во время судебного разбирательства. В частности, они должны предоставлять суду факты и юридические аргументы, имеющие отношение к делу, которые необходимы для справедливого отправления правосудия.[3]
В соответствии с рекомендацией правом и обязанностью прокурора является профессиональная подготовкакак до назначения на должность, так и постоянно в любое другое время. Таким образом государствам следует применять эффективные меры для того, чтобы убедиться, что прокуроры имеют соответствующее образование и подготовку до и после назначения на должность. К тому же государства должны предпринимать эффективные меры для обеспечения дополнительной подготовки прокуроров по особым вопросам или по особым областям, в свете современных условий, в частности, принимая во внимание виды и развитие преступности, а также сотрудничество по уголовным вопросам.
Чтобы лучше реагировать на проявляющиеся новые формы преступности, в частности, на организованную преступность, специализациядолжна рассматриваться как приоритетное направление организации прокуратуры. Это в равной мере касается подготовки и осуществления профессиональной деятельности. Необходимо создать команды специалистов, включая многопрофильные команды, для оказания содействия прокурорам при осуществлении ими своих функций.
В отношении организации и внутреннего функционирования прокуратуры, в частности, распределения и перераспределения дел, должны соблюдаться требования беспристрастности и независимости и стремление к максимально правильному функционированию системы уголовного правосудия, в частности уровню юридической квалификации и специализации применительно к каждому вопросу.
В пояснительном меморандуме «Отчет о роли прокуратуры в демократическом обществе под руководством верховенства права» от 24 апреля 2003 г., докладчик Комитета Парламентской ассамблеи Совета Европы по правовым вопросам и правам человека отметил, что существуют серьезные аргументы в пользу исключения какой-либо роли полиции в принятии решения относительно уголовного преследования или продолжения уголовного преследования:наиболее очевидным является тот аргумент, что сотрудники полиции, играя самую непосредственную роль в расследовании правонарушения, установлении личности и допроса подозреваемых, могут быть менее объективными при решении вопроса о привлечении физического лица к ответственности, чем более удаленный прокурор[4].
В отчете также указывается отрицательная точка зрения в отношении тех национальных законодательств, в соответствии с которыми прокуроры наделены как полномочиями по защите прав человека, так и полномочиями принимать участие в судебных разбирательствах, основой целью которых является вмешательство в такие права лица: считается, что такие системы поднимают вопросы относительно объективности и беспристрастности рассматриваемого органа в случаях, когда от него требуется защита прав лиц. Поскольку, заинтересованное лицо может впоследствии, обратиться в данный орган для защиты имеющихся у него прав. Обе точки зрения имеют потенциально серьезные последствия для освобождения государств от их обязанности обеспечивать каждое лицо, находящееся на территории его юрисдикции, без дискриминации, правами, установленными ЕСПЧ.
[2]Несоблюдение судебного решения рассматривается Европейским Судом по правам человека в качестве грубого нарушения права на доступ к суду. В этом отношении Суд установил, что одним из фундаментальных аспектов верховенства права, является принцип правовой определенности (постановление по делу «Окйай и другие против Турции» (Okyay and others v Turkey) пункт 73), который требует, помимо прочего, чтобы в случаях вынесения судами окончательного решения по вопросу их решение не было поставлено под вопрос (дело «Брумареску против Румынии» (Brumarescu v Romania), пункт 61).
[3]В постановлении по делу «Ассанидзе против Грузии» (Assanidze v Georgia), ЕСПЧ постановил, что исполнение постановления, вынесенного каким-либо судом, должно рассматриваться в качестве неотъемлемой части судебного разбирательства в целях статьи 6 (постановление по делу «Ассанидзе против Грузии» (Assanidze v Georgia)[GC], § 181). Гарантии, предоставляемые на основании статьи 6 Конвенции, являлись бы иллюзорными, если бы национальная правовая и административная система Договаривающего государства позволяла, чтобы окончательно обязательное для исполнения судебное решение об оправдании оставалось недействительным в ущерб интересов оправданного лица. Уголовное судопроизводство формирует сущность, а защита, предусмотренная статьей 6, не прекращается с принятием решения об оправдании (там же, пункт 182). Если государственные административные органы могут отказать в выполнении или не выполняют решение суда об оправдании ответчика, или даже задерживают его выполнение, то гарантии, предусмотренные в статье 6, которые ранее имелись у ответчика в ходе судебного разбирательства, станут частично иллюзорными (там же, пункт 183).
[4]В соответствии с континентальным правом стран полиция никогда не выполняла функции уголовного преследования. Исключением является Норвегия, где полиция осуществляет функции уголовного преследования по делам несовершеннолетних.
Источник