- Новые виды примирительных процедур: что именно изменится и как отразится на судебном процессе?
- Новые виды примирительных процедур
- Нотариальное удостоверение медиативного соглашения
- Введение примирения в административных делах
- ***
- Судебное примирение как способ урегулирования споров
- Новые правила примирения сторон в суде
- Что случилось?
- В чём суть нововведений?
- Зачем потребовались такие поправки?
- Как сторонам спора показать, что они пытались примириться?
- Каков порядок примирительной процедуры?
- Каким образом будет проходить судебное примирение?
- Что должно стать итогом примирительных процедур?
- Полагается ли возврат госпошлины в случае примирения?
- Гибко, эффективно, бесплатно: нюансы и подводные камни судебного примирения
- Судебное примирение: цели и возможности
- Судебный примиритель: оплата труда и обязанности
- Процедура судебного примирения
Новые виды примирительных процедур: что именно изменится и как отразится на судебном процессе?
Ведущий юрист, направление «Налоги и право» Группы компаний SRG
специально для ГАРАНТ.РУ
С 25 октября в процессуальном законодательстве грядут важные изменения, которые коснутся одновременно арбитражного, гражданского и административного процессов (Федеральный закон от 26 июля 2019 г. № 197-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»; далее – Закон № 197-ФЗ).
С указанной даты, за исключением отдельных положений закона, устанавливаются новые примирительные процедуры при осуществлении судопроизводства в судах общей юрисдикции и арбитражных судах. Так, Закон № 197-ФЗ вносит в Арбитражный процессуальный кодекс, Гражданский процессуальный кодекс и Кодекс административного судопроизводства новые нормы, устанавливающие виды, порядок и сроки проведения примирительных процедур, требования к судебным примирителям, а также нормы, касающиеся процедуры удостоверения нотариусом медиативного соглашения, достигнутого сторонами в соответствии с соглашением о проведении медиации (Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 193-ФЗ «Об альтернативной процедуре урегулирования споров с участием посредника (процедуре медиации)»; далее – закон о медиации).
Рассмотрим данные новеллы подробнее.
Новые виды примирительных процедур
В рассматриваемом законе законодатель указал, что примирение сторон возможно на любой стадии процесса и при исполнении судебного акта, если не предусмотрено иное.
При этом в Законе № 197-ФЗ перечислены следующие виды примирительных процедур:
- переговоры (новый вид примирительной процедуры);
- медиация;
- судебное примирение (новый вид примирительной процедуры).
Замечу, что этот перечень является открытым.
Наибольший интерес вызывает новая процессуальная процедура – судебное примирение. Одновременно с этим появляется и новое процессуальное лицо – судебный примиритель. Выполнять эту функцию вправе только судьи в отставке. Список судебных примирителей после вступления Закона № 197-ФЗ в силу будет формировать и утверждать Пленум Верховного Суда РФ на основе предложений арбитражных судов о кандидатурах судебных примирителей из числа судей в отставке, изъявивших соответствующее желание. Напомним, основные положения закона вступят в силу 25 октября.
Судебный примиритель вправе:
- вести переговоры со сторонами и другими лицами, участвующими в деле;
- изучать представленные сторонами документы;
- знакомиться с материалами дела с согласия суда;
- осуществлять другие действия, необходимые для эффективного урегулирования спора и предусмотренные регламентом проведения судебного примирения, в том числе давать сторонам рекомендации в целях скорейшего урегулирования спора и сохранения деловых отношений.
Стоит, однако, отметить, что судебный примиритель не считается участником судебного разбирательства и не вправе совершать действия, влекущие за собой возникновение, изменение либо прекращение прав или обязанностей лиц, участвующих в деле, и других участников арбитражного процесса.
Нотариальное удостоверение медиативного соглашения
Стоит также обратить внимание на новую процедуру удостоверения нотариусом медиативного соглашения, достигнутого сторонами.
Согласно новым процессуальным нормам медиативное соглашение будет удостоверяться при участии медиатора, медиаторов, медиатора-представителя организации, осуществляющей деятельность по обеспечению проведения процедуры медиации.
Такое нотариально заверенное медиативное соглашение приравнено к числу исполнительных документов, направляемых судебному приставу-исполнителю (п. 5 ст. 12 закона о медиации в ред. Закона № 197-ФЗ).
Это совершенно новый для действующего в настоящее время процессуального законодательства вид исполнительного документа.
Введение примирения в административных делах
Помимо прочего, новые правила устанавливают возможность использовать примирительные процедуры и при рассмотрении административных дел.
Действующее законодательство такого порядка не предусматривает.
***
Перечисленные нововведения призваны разгрузить работу судов первой инстанции, так как правильное и качественное урегулирование спора в примирительном порядке должно существенно снизить огромную нагрузку судей.
Как юрист, постоянно участвующий в судах в силу своей специализации, могу сказать, что фактически судьи рассматривают в день более 20-30 дел, что влияет на качество итоговых судебных решений.
С учетом этого в данном случае, по моему мнению, новые нормы о судебном примирении не только помогут облегчить работу судейского аппарата, но и должны повлиять на более качественный подход к судебному процессу и составлению актов со стороны суда.
В настоящее время на практике спорящие стороны редко разрешают свои вопросы в порядке медиации.
Два основных способа разрешения конфликта:
- досудебный (в результате переговоров сторон);
- судебный (путем вынесения судебного решения либо заключения мирового соглашения).
Законодатель же в рассматриваемом Законе № 197-ФЗ пробует размыть четкую границу между «досудебным» и «судебным» этапами разрешения спора, вводя условие именно о судебном примирении.
Такое положение о судебном примирении с большой долей вероятности должно увеличить количество разрешения судебных дел в мировом порядке, так как, по сути, устанавливает государственное начало такого примирения, в отличие от медиации, где примирителем выступает частное лицо.
Именно частный характер медиаторства часто отпугивает стороны от использования такого порядка разрешения конфликта.
Наиболее перспективной нормой при этом видится приравнивание нотариально удостоверенного медиативного соглашения к исполнительному документу, так как она призвана значительно упростить взыскание участниками дела потенциального долга, позволяя миновать судебный орган.
В то же время следует с осторожностью применять данную норму, так как введение нового вида исполнительного документа с более простой процедурой получения, чем проведение судебного процесса, может повлечь злоупотребление правами со стороны недобросовестных участников спора.
Источник
Судебное примирение как способ урегулирования споров
(введена Федеральным законом от 26.07.2019 N 197-ФЗ)
1. Стороны вправе урегулировать спор путем использования примирительной процедуры с участием судебного примирителя (судебное примирение).
2. Судебное примирение осуществляется на основе принципов независимости, беспристрастности и добросовестности судебного примирителя.
Порядок проведения судебного примирения и требования к судебному примирителю определяются настоящим Кодексом и Регламентом проведения судебного примирения, утверждаемым Верховным Судом Российской Федерации.
3. Судебным примирителем является судья в отставке.
Список судебных примирителей формируется и утверждается Пленумом Верховного Суда Российской Федерации на основе предложений кассационных судов общей юрисдикции, апелляционных судов общей юрисдикции, верховных судов республик, краевых, областных судов, судов городов федерального значения, суда автономной области, судов автономных округов, окружных (флотских) военных судов о кандидатурах судебных примирителей из числа судей в отставке, изъявивших желание выступать в качестве судебного примирителя.
Судебный примиритель участвует в процедуре судебного примирения с учетом положений настоящего Кодекса и законодательства о статусе судей в Российской Федерации.
4. Кандидатура судебного примирителя определяется по взаимному согласию сторон из списка судебных примирителей и утверждается определением суда.
5. В целях соотнесения и сближения позиций сторон по делу и выявления дополнительных возможностей для урегулирования спора с учетом интересов сторон, оказания им содействия в достижении взаимоприемлемого результата примирения, основанного в том числе на понимании и оценке сторонами обоснованности заявленных требований и возражений, судебный примиритель вправе вести переговоры со сторонами, другими лицами, участвующими в деле, изучать представленные сторонами документы, знакомиться с материалами дела с согласия суда и осуществлять другие действия, необходимые для эффективного урегулирования спора и предусмотренные Регламентом проведения судебного примирения, в том числе давать сторонам рекомендации в целях скорейшего урегулирования спора и сохранения между сторонами деловых отношений.
Судебный примиритель не является участником судебного разбирательства и не вправе совершать действия, влекущие за собой возникновение, изменение либо прекращение прав или обязанностей лиц, участвующих в деле, и других участников процесса.
Судья вправе запросить информацию о ходе примирительной процедуры не чаще чем один раз в четырнадцать календарных дней.
6. Порядок и условия оплаты труда судей, пребывающих в отставке и осуществляющих функции судебных примирителей, определяются Правительством Российской Федерации.
Источник
Новые правила примирения сторон в суде
Что случилось?
В чём суть нововведений?
Предусмотрены требования к форме и содержанию мирового соглашения, процедура его утверждения судом и порядок исполнения.
Кроме того, дополнены основания для частичного возврата госпошлины при рассмотрении дел в суде и определены полномочия Пленума Верховного Суда РФ в части проведения судебного примирения.
Зачем потребовались такие поправки?
Развитие альтернативных методов разрешения споров является действенным способом оптимизации судебной нагрузки посредством уменьшения количества дел в судах, что в свою очередь позволит повысить качество правосудия и обеспечить надежные гарантии прав граждан на судебную защиту.
Как сторонам спора показать, что они пытались примириться?
Если примирительные действия совершал ответчик, их нужно будет обозначить в отзыве на иск, приложив подтверждающие документы (при наличии). В отзыве также потребуется изложить мнение о том, могут ли стороны примириться.
Сейчас согласно позиции Пленума ВАС РФ судья при подготовке дела к разбирательству только предлагает участникам дела сообщить о предпринятых примирительных действиях и представить соответствующие документы.
Каков порядок примирительной процедуры?
В определении суд укажет среди прочего срок, в течение которого должна быть завершена примирительная процедура. Стороны смогут ходатайствовать о его продлении.
Если до обращения в суд с требованиями об оспаривании, например, решений органов власти стороны не использовали досудебное урегулирование спора, будет работать следующее правило. Суд сможет при согласии юрлица, ИП или гражданина отложить разбирательство и провести примирительную процедуру.
Каким образом будет проходить судебное примирение?
Отметим, примиритель не сможет совершать действия, которые повлекут возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей участников процесса.
Что должно стать итогом примирительных процедур?
- мировое соглашение;
- частичный или полный отказ от иска;
- частичное или полное признание иска;
- частичный или полный отказ от апелляционной, кассационной, надзорной жалобы.
Также предусмотрен открытый список результатов примирения по спорам, вытекающим из административных и публичных правоотношений.
Полагается ли возврат госпошлины в случае примирения?
Сейчас при заключении мирового соглашения до принятия решения ВС РФ, арбитражными судами истцу возвращают 50% госпошлины. Это положение не применяется, если мировое соглашение заключено в процессе исполнения судебного акта.
Источник
Гибко, эффективно, бесплатно: нюансы и подводные камни судебного примирения
Судебное примирение: цели и возможности
Нормы, регулирующие новый институт, вступили в силу еще 25 октября 2019 года. Они были внесены в процессуальное законодательство Федеральным законом №197-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», разработанный Верховным Судом РФ. В законопроекте были использованы наработки ВАС РФ, международный опыт, практика применения медиации и исторические традиции России, отмечает Алексей Солохин.
Сегодня институт судебного примирения преимущественно регулируется статьями 153.6 ГПК РФ, 138.5 АПК РФ, 137.6 КАС РФ. Важное место в списке нормативных актов занимает Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 31.10.2019 № 41 «Об утверждении Регламента проведения судебного примирения». Регламент касается разных вопросов: в частности, формирования списка судебных примирителей, статуса примирителя, предъявляемых к нему требований и непосредственно механизмов самой процедуры.
Цели судебного примирения закреплены в статье 1 Регламента – это достижение сторонами взаимоприемлемого результата примирения и урегулирование конфликта с учетом интереса сторон. «С одной стороны, используя категорию «интерес сторон», судебное примирение показывает свою близость с классической медиацией. С другой – мы видим понятие «результат примирения», которое у нас раскрывается в процессуальном законодательстве», – рассказывает Алексей Солохин.
Он подчеркивает, что сами цели ориентированы на урегулирование конфликта. «Важно, что используется именно слово конфликт, потому что оно шире спора. Также нужно отметить, что судебное примирение должно привести к тому, что стороны будут использовать один из результатов примирения, которые закреплены в процессуальном законодательстве», – добавляет эксперт.
При этом процессуальное законодательство практически не содержит запретов для использования примирительных процедур. Случаи таких запретов единичны: например, часть 1 статьи 137 КАС РФ говорит о том, что примирение допустимо по делам, которые рассматриваются судами общей юрисдикции, но оно может касаться только прав лиц, участвующих в деле, и их обязанностей как субъектов спорных публичных правоотношений, и возможно в случае допустимо взаимных уступок сторон. «Есть точки зрения о том, что мы вряд ли можем говорить о примирении сторон и регулировании споров в таких делах, как оспаривание нормативных актов, привлечение к административной ответственности, оспаривание постановлений о привлечении к административной ответственности», – говорит Алексей Солохин.
При этом, продолжает специалист, есть и другая точка зрения: в этих категориях дел действительно невозможно заключение классического мирового соглашения, однако речь идет в целом о сближении позиций. Это, в свою очередь, поможет привести к более быстрому разрешению споров или к заключению договоренности в отношении каких-либо фактических обстоятельств, что также может повлиять на результат разбирательства. В качестве аргумента Алексей Солохин приводит практику в США. Нередко в Америке примирительные процедуры используются по делам об оспаривании нормативных актов, принятых муниципалитетами по вопросам местного самоуправления. Если какой-то акт встречает непонимание у жителей, то органы местного самоуправления иногда используют примирительные процедуры.
«Также интересным примером использования примирительных процедур в делах, связанных с привлечением к ответственности, является примирение с потерпевшим, которое у нас встречается в уголовных делах. Такое примирение может повлиять на привлечение лица к ответственности. Почему мы не можем предопложить, что что-то подобное возможно и по делам привлечения к административной ответственности? Это вопрос безусловно дискуссионный», – заключает эксперт.
По мнению Алексея Солохина, возможности использования судебного примирения в делах, связанных с административными и иными публичными правоотношениями, гораздо больше, чем, например, у медиации: новый институт сочетает в себе черты нескольких разновидностей медиации, в том числе классической (фасилитативной), директивной и расчетной. Кроме того, в судебном примирении есть возможность получить консультацию по вопросам применения норм права.
Еще одной особенностью примерения является возможность проводить процедуру на любой стадии судебного процесса и при исполнении судебного акта. Однако она невозможна до обращения лица в суд. «То есть пока вы не обратились в суд, пока он не принял исковое заявление, вы не можете использовать эту процедуру. Это существенный недостаток судебного примирения по сравнению с другими примирительными процедурами, которые могут быть использованы как до суда, так и вместо суда (например, медиация)», – считает Алексей Солохин.
Судебный примиритель: оплата труда и обязанности
Судебный припримиритель – судья, пребывающий в отставке и включенный в список судебных примирителей. Список формируется Верховным Судом РФ на основе предложений всех судов России и судебной коллегии ВС РФ. Сейчас в этом списке около 350 судебных примирителей, работают они в каждом регионе России.
«Стоит отметить, что судебный примиритель не является какой-то процессуальной фигурой и участником судебного разбирательства, так что его действия не влекут возникновения или прекращения каких-либо прав и обязанностей лиц, участвующих в деле. То есть все взаимодействие со сторонами осуществляется вне рамок рассмотрения дела», – говорит Алексей Солохин.
Судебное примирение – процедура бесплатная. Деятельность судебных примирителей оплачивается из бюджета в соответсвии с «Правилами оплаты труда судей, пребывающих в отставке и осуществляющих функции судебных примирителей», утвержденных в 2020 году: половина оклада судьи соответствующего суда, пропорциональная количеству дней, в которые он работал.
Судебный примиритель выполняет следующие задачи:
- ведет переговоры со сторонами, в том числе индивидуальные, и с другими лицами, участвующими в деле и в самой процедуре судебного примирения;
- изучает представленные сторонами документы;
- предлагает сторонам представить дополнительные документы и информацию;
- знакомится с материалами дела с согласия суда;
- получает необходимые консультанции у специалистов;
- содействует сторонам в обмене документами, сведениями и сообщениями по обсуждаемым вопросам.
Роль судебного примирителя чем-то схожа с ролью эксперта: спорящие стороны обращаются к нему, разъясняют свои позиции, представляют доказательства, и после этого примиритель оценивает их спор и высказывает свое мнение. «Одна из ключевых его возможностей – давать сторонам рекомендации в целях скорейшего урегулирования спора, сохранения между сторонами деловых отношений. В частности, например, предложить истцу проверить правомерность, оправданность и разумность предъявленной к взысканию суммы, а ответчику – проверить обоснованность возражений на иск», – рассказывает эксперт.
Судебный примиритель также может предложить сторонам провести дополнительную сверку расчетов, обсудить условия договора, из которого возник спор, выяснять однозначность понимания сторонами условий договора и иных правоотношений.
Как отмечает Алексей Солохин, в этом важное отличие от классической медиации, так как медиатор не вправе высказывать свою позицию по спору, давать какие-то рекомендации, советы и что-то предлагать.
Процедура судебного примирения
Порядок судебного примирения определяется сторонами по согласованию с судебным примирителем. Если они не договорились, то порядок проведения и необходимость использования каких-либо конкретных стадий судебного примирения определяются самим судебным примирителем.
Процедура проходит в здании суда, в отдельном помещении, чтобы облегчить проведение совместных и индивидуальных переговоров и создать равные возможности для урегулирования спора.
«Здесь мы подошли к одному из концептуальных положений судебного примирения. Оно заключается в том, что процедура крайне гибкая. Она может подстраиваться под любые пожелания спорящих сторон, любые возможности их самих и судебного примирителя. Они могут договорится, что они хотят от судебного примирения, провести процедуру в таком порядке и использовать тот функционал примирителя, которые, как им кажется, будут способствовать урегулированию их спора или более быстрому его разрешению», – объясняет Алексей Солохин.
Все возможные стадии судебного примирения перечислены в статье 17 Регламента. В ней сказано, что процедура проводится в форме переговоров и может включать в себя:
- открытие судебного примирения (вступительное слово судебного примирителя);
- изложение обстоятельств спора и определение интересов сторон;
- формулирование сторонами вопросов для обсуждения;
- индивидуальную беседу судебного примирителя со сторонами и их представителями;
- выработку сторонами предложений по урегулированию спора и достижению результатов примирения;
- оформление результатов примирения, в том числе заключение мирового соглашения, соглашения о примирении, соглашения по фактическим обстоятельствам, составление отказа от иска, признание иска;
- завершение судебного примирения.
В течение всего времени судебный примиритель руководит переговорным процессом и следит, чтобы он проходил в конструктивной форме: предоставляет каждой стороне возможность высказать свое мнение относительно причин возникновения спора, обспечивает соблюдение культуры ведения переговорного процесса, снижает уровень эмоциональности суждений сторон, не допускает высказывания сторонами грубых и оскорбительных выражений.
Кроме того, примиритель устанавливает фактические отношения сторон, выясняет содержание взаимных претензий, мнение относительно возможностей урегулирования спора, способствует выявлению интересов сторон и оказывает им содействие в выявлении взаимовыгодных результатов.
Судебное примирение завершается в случае:
- достижения результата примирения;
- недостижения результата примирения и истечения установленного судом срока проведения процедуры;
- недостижения результата примирения и направления стороной/сторонами письменного заявления до истечения срока проведения судебного примирения;
- прекращения судебного примирения судебным примирителем до истечения срока проведения процедуры.
Кроме того, в конце процесса примиритель должен удостовериться, что стороны единообразно понимают условия подготовленного соглашения, и проверить документ на предмет его законности, отсутствия нарушения прав иных лиц и возможности утверждения судом.
«Вот такой обязанности нет у медиатора. Это очень позитивно. У нас появляется дополнительный фильтр: судебный примиритель сможет смотреть и подсказать, как отнесется к тем или иным условиям соглашения суд. Не получится ли так, что вы придете к каким-то договоренностям, а в итоге суд не утвердит соглашение. Это еще одна очень важная особенность судебного примирения», – считает эксперт.
Почему примиритель может прекратить судебное примирение, чем процедура отличается от медиации и можно ли обратиться к судебному примирителю, находящемуся в другом регионе? Ответы на эти вопросы – в вебинаре Алексея Солохина на площадке Legal Academy.
Источник