Моральное сознание и его структура
Моральное сознание — это субъективный способ бытия нравственных отношений. Бытие нравственных отношений «во мне» предполагает их отражение, осмысление, прочувствование, становится их основанием и обоснованием. Моральное сознание включает в себя два уровня: эмоциональный и рациональный.
Эмоциональный уровень морального сознания характеризует непосредственную реакцию личности на событие, отношение и т.д. Он формируется стихийно, более всего связан с психическими особенностями личности и ее подсознательными влечениями. Это первичный уровень морального сознания, включающий в себя чувства, переживания, настроения личности.
Важнейшим образованием этого уровня являются собственно чувства, переживаемые человеком: радость и печаль, любовь и ненависть, страдание и сострадание. Способность испытывать их, руководствоваться ими является показателем уровня человеческого в человеке.
Не случайно существует шутливое определение: «Человек — это животное, которое умеет смеяться». А мы добавим: и плакать тоже. «И не только тогда, — как говорил писатель А. Алексин, — когда разобьешь коленку, но и когда коленка болит у другого». Умение сострадать другому — подлинно человеческое нравственное качество.
Разновидностью морального чувства выступает страсть — сильно выраженное чувство, ведущее к достижению цели любыми, в том числе и безнравственными средствами. Большое значение в структуре морального сознания имеет настроение — особое состояние, отличающееся длительностью, устойчивостью и являющееся фоном, на котором протекает вся деятельность человека. В приподнятом, оптимистическом настроении человек доброжелателен, приветлив, проявляет повышенную работоспособность. В подавленном же настроении он может быть груб, раздражен и даже неработоспособен. Поэтому так важно поддержание положительного настроения у себя и окружающих, умение не хандрить, не дуться и не портить настроения другим.
Таким образом, стихийность эмоционального уровня не исключает, а, напротив, предполагает его обязательную регуляцию и саморегуляцию. Но осуществляться они могут лишь благодаря достаточно развитому рациональному уровню морального сознания.
Рациональный уровень является результатом целенаправленного формирования морального сознания в процессе обучения, воспитания и самовоспитания. Итогом становится моральная компетентность личности, включающая три основных компонента.
1. Знание принципов, норм и категорий, входящих в систему морали. Именно на формирование этих знаний направлено изучение этики.
2. Понимание сущности моральных норм и принципов и необходимости их применения. Для налаживания нравственных отношений важны как правильность, так и близость этого понимания разными субъектами.
3. Принятие нравственных норм и принципов, согласие с ними, включение их в собственную систему взглядов и убеждений, их использование в качестве «руководства к действию».
Важнейшей проблемой морального сознания является соотношение рационального и эмоционального. Их единство обеспечивает внутреннюю целостность личности. К сожалению, в реальной жизни механизм взаимопроникновения эмоционального и рационального нередко дает сбой, и потому их гармония выступает скорее желательным и должным, в то время как реальным и «сущим» часто бывает противоречие между ними.
Действительно, мы не так часто встречаемся с людьми, демонстрирующими это единство: чаще люди обладают или повышенной эмоциональностью, или сухим рационализмом. Первые остро реагируют на происходящее, принимают все близко к сердцу, способны на глубокие переживания. Вторые более аналитичны, рассудочны и холодны.
8.Моральные отношения и их виды.Центральным элементом структуры морали являются моральные отношения.
Основной формой нравственных отношений выступает общение — общение человека с природой, обществом, друг с другом. Именно в общении материализуются, становятся реальными те во многом эфемерные связи, которые обозначаются понятием отношения. Именно в общении проявляется, насколько это вообще возможно, подлинная сущность человека, его личностное Я, его моральный облик. Наиболее значимыми в нравственном смысле являются такие виды отношений, как отношение человека к обществу в целом, к другим людям, к самому себе, к природе.
Отношение человека к обществу регулируется рядом принципов, в частности, рассмотренными нами принципами коллективизма или индивидуализма
Вместе с тем возможны причудливые сочетания этих принципов. Так, смыкание коллективизма и эгоизма порождает так называемый групповой эгоизм, когда личность, идентифицируя себя с определенной группой (партией, классом, нацией), разделяет ее интересы и претензии, бездумно оправдывает все ее действия. В результате возникает единство «Я — Мы», как правило, предполагающее противостояние «Мы — Они».
В системе отношений человека к обществу большое место занимают принципы, идеалы и нормы гражданственной ориентации. К ним относятся, прежде всего, патриотизм (альтернативой ему может быть космополитизм), национальное самосознание (или его отсутствие), активная гражданская позиция (или политическое равнодушие) и другие качества и ориентиры личности. Однако наличие или отсутствие их у человека
само по себе еще не является показателем уровня его нравственной культуры. Все здесь зависит от содержания этих качеств.
От отношения человека к обществу в целом в значительной степени зависит его отношение к другим людям: отношение «Я — Ты». Оно может носить субъектный или объектный характер.
В первом случае Я подхожу к Ты как к равному мне субъекту. Другой человек выступает для меня целью общения. Я готов принимать и уважать его право на «самость»: быть индивидуальностью, личностью, самим собой. Второй подход превращает Ты в объект моего воздействия, когда Другой становится средством: средством моего самоутверждения, удовлетворения моих интересов и потребностей и т.д.
Отношение человека к другому самым тесным образом связано с его отношением к самому себе.
В последнее время в системе отношений, регулируемых моралью, особое место стало занимать отношение человека к природе. Включение в систему моральной регуляции, предметом которой до недавнего времени традиционно были сугубо «человеческие» отношения, отношений «не-человеческих» (человек и природа, человек и вещь) связано с объективными экологическими процессами, продемонстрировавшими, что свободная воля человека, присвоившего себе титул хозяина, «царя» земли, способна привести к кризису среды его обитания и тем самым поставить под сомнение возможность его, человека, дальнейшего существования. В связи с этим и встал вопрос о новых принципах регуляции отношений человека и природы, которые должны строиться на основе их равноправного диалога.
9.Нравственный поступок и его структура.Нравственные поступки: дела милосердия,уход за ветеранами Великой Отечественной войны, помощь старикам, больным, детям-сиротам в интернате и пр.
Безнравственные поступки: добрые дела для повышения своего авторитета,предать человека, который тебе доверяет, унижать человека.
Нравственный поступок — это только то действие человека, которое он совершает, руководствуясь определенными идеями и ценностями. Это осознанное действие, с определенной целью. В поступке выражено нравственное отношение одного человека к другому.
Нравственный поступок имеет особые признаки. В нем можно выделить пять компонентов.
Мотив. Рассматривая любой поступок важно решить, зачем это сделано. Если хоть какой-то ответ есть, значит, есть мотив, побуждающий к действию.
цель поступка, т. е. намерения человека. Знание намерений человека позволяет понять сам поступок. средства достижения цели. Чтобы заключить, что человек виновен с точки зрения морали, надо знать, что его действия стали причиной отрицательных последствий. Здесь возникает главный вопрос, а именно, вопрос о взаимосвязи цели и средства. Этот вопрос представлен, например, известным утверждением «Цель оправдывает средства». Действительно ли оправдывает? само действие. Чтобы можно было рассмотреть поступок с нравственной точки зрения, надо знать обстоятельства, в которых действовал человек. Действовал ли он добровольно или по принуждению. Только добровольный поступок, когда человек мог поступить иначе, но выбрал эти действия, говорит о его нравственности.
результат. Это то, ради чего человек думал, планировал, старался. Это цель. Поступки человека уникальны, они единственны и неповторимы. Анализ поступка показывает, какую огромную работу выполняет мораль. Реальное значение нравственных поступков очень велико. Поступки могут приносить пользу или ущерб.
10. Основныенормативно-этическиепрограммыГедонизм — этическое учение, согласно которому удовольствие является высшим благом и целью жизни.
Наслаждениеистрадание–сутьдвесилы, посредствомкоторыхуправляетсянашажизнь. Собственноевнутреннеевынуждаетнасдействоватьсогласноизначальнозаданномушаблонуповедения: получатьмаксимальноеудовольствиевобменнаминимальныеусилия. Всегдаивсюдучеловекпонеобходимостивыбираетнаслаждениеиизбегаетстраданий. Прагматизм–этикапользы. –Полезность, успешность, эффективность. –
Социально-этическиехарактеристикипринципапользы. –Принциппользыипредпринимательство. –Продуктивноеиспекулятивноепредпринимательство – Патриархальная, религиозная, аристократическая, пролетарскаякритикапредпринимательства.
Перфекционизм–этикасовершенства. –Этическиетребованияперфекционизма. –Этическиеограниченияпринципасовершенства.
Парадоксысовершенствования. –Аскетизм. –Этикаимистика.
Агапизм–этикамилосердияизаботы. –Милосердиеисправедливость. –Критикаэтикимилосердия. –Этическиеограниченияпринципазаботы.
Благодеяние. –Этиказаботы. –Этиказаботыипринципзаботыосебе (Фуко). –Прагматикамилосердия. –Различиетактикдеятельнойлюбви.
11.Авторитарнаяигуманистическаямораль..Вавторитарнойэтикеавторитетопределяет, вчемблагочеловека, ионжеустанавливаетзаконыинормыповедения; вгуманистическойэтикечеловексамитворецнорм, иихисполнитель, онихсоздает, онихрегулируетионихсоблюдает.
Авторитарнуюэтикуможноотличитьотгуманистическойподвумкритериям–формальномуиматериальному. Формально авторитарнаяэтикаотрицаетучеловекаспособностьзнать, чтохорошо, ачтоплохо. Материально, иливсмыслесодержания, авторитарнаяэтикаотвечаетнавопрос, чтохорошо, ачтоплохо, исходявпервуюочередьизинтересовавторитета, анеинтересовсубъекта. Ясно, чтоформальныйиматериальныйаспектыавторитарнойэтикинераздельны. Еслибыавторитетнежелалэксплуатациисубъекта, емуненужнобылобыуправлятьприпомощистрахаиэмоциональногоподавления. Непростительныйгрехвавторитарнойэтике–этооткрытоенеповиновение, сомнениевправеавторитетанаустановлениенорм.
Гуманистическую этикуможнотакжеохарактеризоватьпоформальномуиматериальномукритериям. Формально онаосновываетсянапринципе, чтотолькосамчеловекможетопределитькритерийдобродетелиигреха. Материально онаосновываетсянапринципе, что «благо» –то, чтохорошодлячеловека, а «зло» –то, чточеловекувредит.
12.Особенностиантичнойэтики.Термин«античность» — древний. ИмпринятоназыватьособыйпериодразвитиядревнейГрециииРима, атакжетехземельинародов, которыенаходилисьподихкультурнымвлиянием. Хронологические: с XI-IX вв. дон. э.Античнаяэтикапризнаваладвеглавныекатегории — свободуирабство, Человек, подчиненныйкакой-либоидее, «борецзаидею», свободнымнесчитался. Этоположениетакилииначеинтерпретированное, дошлодоСреднихВеков.
Стремлениекбессмертиюбыловдохновляющейосновойвсегоантичногофилософствования. Греческаяантичностьусмотрелаотличительныйпризнакчеловекавегоразуме, понимаяподэтимнетолькоспособностьпознаватьмир, ноирешимостьрассматриватьзнаниявкачествевысшей,последнейинстанцииповсемспорнымвопросамчеловеческойжизни.
13. ЭтикаСреднихвеков.ОсновойэтикиСредневековьястановитсяЕвангелие–Новыйзаветвбиблейскомизложении, появляетсяновыйнравственныйидеал–ИисусХристос, которыйявлялпримеридеальнойземнойжизни. Согласноновойэтическойдоктринедвижущейсилойдуховногоразвитиячеловекастановитсянезнание, аегоморально-нравственныекачества. Началасьэпохагуманизма. Основныеэтическиепредставлениятоговременибазировалисьнапостулатах, чточеловекдолженвыражатьсебявтворчествеподобноБогу-Творцу, основанравственностичеловека–егоразум, которыйподобенВысшемуРазумуБога, моральрегулируетотношениялюдей, земныеудовольствияоправданытем, чтоБогсоздалнасдлясчастья. ЯркимпредставителемэтическихученийэпохиВозрождениясталЛеонардодаВинчи.
14.ЭтикаНовоговремениЭтап Новой и Новейшей истории человечества охватывает XVII-XX вв. Этоэпохастановленияигосподстваиндустриальнойцивилизациисовсемиеепорокамиидостижениями, классовойборьбой, войнами, глубокимикризисамииреволюционнымипотрясениямиивтожевремявеличайшимизавоеваниямивовсехсферахдуховнойжизни. Социальнымипроблема-массовоеотчуждениеработника, антигуманизм, жестокаяэксплуатация, стремлениекнаживе.ВыдающийсявкладвэтикуНовоговременивнеслифранцузскиепросветители XVIII в. -стремлениекравенствуисвободеличности; отрицаниевсехформфеодальногоугнетенияинасилия;
15. Основныенаправлениясовременнойэтики.Конец 19 и 20 век стали переломными и трагическими для всего человечества: революции, мировые войны, деление мира на 2 враждебных лагеря: этика насилия и этика ненасилия.
Современная этика насилия. Выражателями идей насилия стали: Карл Маркс, Ф. Ницше и Е. Дюринг. Дюринг и Ницше отводили насилию решающую роль в истории человечества. Они считали оправданными жертвы при смене власти и строя, считали, что человек вправе коренным образом изменять общественную жизнь, если она не отвечает его устремлениям, а тех, кто не хочет этого можно под угрозой насилия заставить делать то, чего они не хотят. Уничтожение людей имеет место быть при смене общественного устройства. Этика насилия продолжила развиваться в трудах Ленина, и была им применена непосредственно на практике Современная этика ненасилия. Возникла она в противовес этике насилия, которая нашла широкое распространение в 20 веке. Главный этический принцип этого направления – отсутствие любого насилия над личностью и морального и физического. Через это человек строит отношения с природой и окружающими людьми.
Значимая роль в разработке этических категорий ненасилия принадлежит Льву Толстому. Он считал, что через насилие люди оправдывают наличие у них самых отрицательных пороков: зла, корысти, зависти, властолюбия. Но эти качества разрушительны, прежде всего, для их носителя.М. Л. Кинга- обосновал основные принципы человеколюбия, а также методы их развития в себе. Любовь должна стать движущей силой любого человека, причем даже к своим врагам.
16. Мораль. Основные принципы и категорииМораль – нормы, идеалы, принципы, рег-щиеотнош-я м/у людьми в общ-ве
моральнаядеят-ть – действие чела, совершающего поступки.
моральные отнош-я – отнош-я м/у людьми, сов-щими поступки.
моральное сознание – знание того, что соотв-ет идеалам норм, кот.влияет на моральную деят-ть и моральные отнош-я.
Нравственность – система ценностей, сущ-х в форме всеобщих безусл. принципов чел. бытия; система непис-х законов, в кот. нах-т отраж-е общепринятые нормы и оценки чел. поступков.нравственность проявляется в отнош-и чела к др., к семье, коллективу, родине, народу в целом, к самому себе.Основным критерием нравственности явл. чувство ответственности перед коллективом, обществом, самим собой, родиной и т.д.
Мораль – должное, а нравственность — сущее
Категории нравственности: добро, зло, честь, совесть, достоинство, ответственность, свобода, добросовестность
Совесть – внутр. регулятор всех наших поступков.
17. Доброизлокаккатегорииэтики.«Добро» и «зло» — центральные понятия морального сознания. Добро является наиболее общим понятием морали и выступает как идеал. Кроме того, добро может рассматриваться как нравственная цель поведения. В то же время добро — качества человека.
Добро и зло характеризуют намеренные действия, совершенные свободно, т.е. поступки. Добро есть все, что направлено на созидание, сохранение и укрепление блага, Зло есть уничтожение, разрушение блага. Взаимность различения добра и зла в том, что мы соотносим эти понятия с тем, что хорошо или плохо для развития морали. Добро и Зло – взаимно определяемые понятия. Человек узнает зло, т.к. имеет представление о добре. Он ценит добро, познав зло. Таким образом, Добро и Зло противоположны по своему содержанию: в категории добра воплощаются представления людей о наиболее положительном в сфере морали; а в понятии зла — представления о том, что противостоит нравственному идеалу, препятствует достижению счастья.
18. СмыслжизниисчастьекаккатегорииэтикиСмысл жизни, в качестве этической категории, обозначает высшую, стратегическую нравственную. Одной из центральных проблем этики является определение места человека в жизни, смысла его бытия.модели смысла жизни исходя из содержания общечеловеческих ценностей:
-гедонизм (от.греч. наслаждение) – смысл жизни получить максимум наслаждений;
-эвдемонизм (от.греч. счастье) – смысл жизни в том, чтобы быть счастливым;
-утилитаризм (от.лат. польза) – смысл жизни в стремлении к личной выгоде и пользе;
-прагматизм (от.греч. действие, практика) – смысл жизни связывается с богатством, стремлением к обладанию вещами, комфортом, престижем;
-корпоративизм (от.лат. объединение, сообщество) – смысл жизни связывается с общностью интересов ограниченной группы людей, преследующей частные интересы;
-перфекционизм (от.лат совершенство) – смысл жизни связывается с личным самосовершенством;
-гуманизм (от.лат человечный) – смысл жизни связывается со служением другим людям, проникнут любовью к ним, уважением к человеческому достоинству и с заботой о благе людей.
Объективно смысл жизни человека реализуется в процессе его жизнедеятельности, протекающей в разных сферахЖизнь наполняется смыслом, когда она полезна другим, когда человек с удовлетворением и полной самоотдачей занимается своим делом, когда существование его проникнуто нравственным добром и справедливостью.
Счастье представляет собой особое состояние удовлетворенности от жизни, радости бытия, приближение к идеалу. Счастье неразрывно связано с чувствами и эмоциями, которые придают ему дополнительную окраску.
Понятие счастья многогранно. В нем выделяетсянесколько аспектов:
— везение, удача, фортуна, особая благосклонность судьбы;— состояние радости, эмоциональной возвышенности;— обладание высшими благами, достижение высокого положения;— состояние морального и физического удовлетворения.
19.Долг и совесть как категории этики.Долг- это нравственная обязанность человека, выполняемая им под влиянием не только внешних требований, но и внутренних нравственных побуждений. важнейшее свойство долга это добровольность. Нравственный долг это превращение требований общественной морали в свои и добровольное их выполнение. Он побуждает человека к активной гражданской позиции. Совесть – это способность к активному самосознанию, самооценке личного отношения к окружающему, к действующим в обществе нравственным нормам, это сознание и чувство моральной ответственности человека за свое поведение. Она выполняет функцию внутреннего регулятора. Противоречие долга и совести- проблема не только историческая, но и актуальная.
20.Честь и достоинство как категории этики.Честь-внешнее общественное признание поступков человека, его заслуг, проявляющееся в почитании, авторитете, слове. Поэтому чувство чести, внутренне присущее личности, связано со стремлением добиться высокой оценки со стороны окружающих, похвалы, известности. Достоинство- внутренняя уверенность в собственной ценности, чувство самоуважения, проявляющиеся в сопротивлении всяким попыткам посягнуть на свою индивидуальность и определенную независимость. Эти два понятия взаимодополняют и взаимопредполагают друг друга. Честь-то что чел должен завоевать, достоинство- дано от рождения.
21.Нравственная свобода и ответственность.Проблема свободы- одна из самых сложных нравственных проблем. Свобода- поведение чел, которое зависит от его собственных действий, сознания, воли.Нравственную свободу можно представить как самодеятельность личности для максимально полной самореализации. Нравственная ответственность, выражающая способность личности самостоятельно управлять своей деятельностью, отвечать за свои поступки, тесно связана с нравственной свободой. Виды отв: перед самим собой, перед другими, перед миром.
22.Высшие моральные ценности: общая характеристика.Моральные ценности-общественные установки, цели и проекты, выращенные в форме нормативных представлений о добре и зле, справедливом и несправедливом, о смысле жизни и назначении человека, о его идиалах и принципах. К ним относятся: добро и зло, свобода и ответственность, долг и совесть, честь и достоинство, смысл жизни, счастье и любовь.
23.Страдание и сострадание.Страдание- совокупность крайне неприятных, тягостных или мучительных ощущений человека, при котором он испытывает физический и эмоциональный дискомфорт, боль, стресс, муки.Сострадание- сочувствие.
24.Этика ненасилия.Этика ненасилия базирована на ценностях толерантности, справедливости и любви. Формы проявления Этики ненасилия: высокоразвитое чувство любви к человеку, уважение к его достоинству, чувство справедливости и умение прощать, готовность к сотрудничеству и к компромиссам, отказ от насилия во всех его формах и проявлениях. Идеи Этики ненасилия можно разделить на две основные версии: отказ от агрессии в отношении человека к окружающему миру в целом, принцип ненасилия в отношениях между самими людьми.
25.Дружба как высшая нравственная ценность.Дружба — это близкие взаимоотношения, основанные на глубокой личной привязанности и симпатии, нa единстве взглядов, интересов и жизненных целей, которые выражаются в стремлении к длительному разностороннему общению.
Дружба— это одно из проявлений любви к человеку, единства между людьми, душевного резонанса друг с другом.
Основные критерии и свойства дружбы: бескорыстие, преданность и верность, требовательность и принципиальность, искренность и доверие; готовности помочь друг другу, порой в ущерб своим личным интересам. Преданность и верность друга укрепляют веру человека в собственные силы.
26.Любовь как высшая нравственная ценность.Любовь в широком смысле – это нравственно-эстетическое чувство, выражающееся в бескорыстном и самозабвенном стремлении к своему объекту, в потребности и готовности к самоотдаче. Можно выделить: 1) общую установку на любовь, т. е. открытость миру, способность к заботе, жалости, нравственная ценность которой – в возвышении личности; 2) любовь к объектам высшего порядка – Родине, своему народу; 3) индивидуальную любовь к родителям, детям, мужчине или женщине, придающую особый смысл жизни конкретному человеку; 4) любовь к предметам и процессам.Нравственная ценность любви в том, что она мобилизует все силы личности.страстная любовь, любовь-дружба, любовь-заботу.
27.Нравственные основы современной семьи.Семья начинается с любви двоих. Способность любить прямо зависит от способности к сопереживанию от умения думать в первую очередь не о себе, а о любимом человеке, умения заботиться о нем, знать, что это и есть твое счастье, и не думать о вознаграждении. Нравственная культура в семейных отношениях проявляется через нравственные качества супругов, свидетельствующие об их любви: доброту, заботу о близком человеке, ответственность за него, тактичность, терпимость. Эти качества так необходимы в браке, где встречаются и «обречены» быть вместе люди совершенно разные – из разных семей, с разными взглядами, привычками и интересами.
28.Нравственная культура общества и личности(Н. к. л. — это знание общих моральных принципов, способность «переплавить» их в глубоко прочувствованные убеждения, умение применять нормы поведения, находить адекватную им форму поступка, Усвоение всех ее элементов способствует формированию моральной надежности личности. Высший уровень Н. к. л. можно характеризовать как «иравствеиную мудрость», способность обеспечить оптимальность и гармонию нравственной деятельности, готовность к достойным поступкам в любых ситуациях. Т. обр., Н. к. л. предполагает активность жизненной позиции личности.)
29.Прикладная этика: её содержание и структура.Сущность прикладной этики заключается в конкретизации общечеловеческих моральных норм и принципов применительно к данным ситуациям, для отдельных групп людей, с учетом специфики их жизнедеятельности. Специфика прикладной этики связана с ее принципиальной ориентацией на практические проблемы конкретного нравственного бытия людей. Прикладная этика обращает свое внимание на те специфические изменения, которые происходят с нею в различных сферах общественной жизни. Это такие области, где общие нравственные ценности и нормы соприкасаются с другими ценностями и нормами, связанными с определенной профессией, родом деятельности, социальным положением. Прикладную этику интересует особенное и специальное содержание нравственности. Многие проблемы современной прикладной этики достаточно условно могут быть разделены на открытые и традиционные. Выделение отдельной группы открытых проблем подчеркивает предельно острый характер их дискуссионного обсуждения, который чаще всего сводится к жесткому противостоянию альтернативных позиций (например, проблема смертной казни и эвтаназии).
30. Моральные проблемы межличностного общения.( Особый круг проблем межличностного общения возникает в связи с включением в этот процесс специфических эмоциональных регуляторов. Люди не просто воспринимают друг друга, но и формируют по отношени. друг к другу определенные отношения. На основе сделанных оценок рождается разнообразная гамма чувств — от непритятия того или иного человека до симпатии, даже любви к нему.
Простыми словами: Это то, когда У человека возникают психологические и эмоциональные барьеры в общении с другим человеком. Вызванные антипатией или даже наоборот симпатией.)
31. Этикет как элемент нравственной культуры(этикет представляет собой определенную совокупность правил и навыков поведения, которые касаются внешнего проявления отношения к людям. Нормы и правила этикета – это наставления по конкретным формам поведения в обществе. Соблюдение их делает общение людей гораздо более приятным, чем при нарушении этих норм или вообще пренебрежении ими. Следовательно, одной из важнейших функций этикета является превратить «высшую роскошь человеческой жизни» (так определял Сент-Экзюпери общение людей) в подлинную радость, которая бы обогащала их эстетически и нравственно, способствовала их духовному и интеллектуальному росту, отвечала потребности уважения достоинства личности в сфере её профессиональной деятельности.)
32. Профессиональная этика (ПЭ-это нравственные нормы, которые регулируют взаимоотношение людей в трудовой деятельности и отношение человека к своим профессиональным обязанностям, долгу. Предметом ПЭ выступают:- качества личности специалиста, необходимые для выполнения профессионального долга;- нравственные взаимоотношения специалистов и объектов/субъектов их деятельности (врач – пациент, преподаватель – студент и т.д.);- взаимоотношения коллектива организации с обществом;- взаимоотношения людей внутри трудового коллектива и нормы, которые их регулируют;- цели и методы профессионального обучения и воспитания.Основным содержанием ПЭ выступают нормы поведения, предписывающие определенный тип нравственных отношений между людьми, необходимый для выполнения своего профессионального долга, а также обоснование, толкование кодексов, задач и целей профессии. При этом обоснование моральных отношений в сфере труда предполагает:- определение целей и мотивов трудовой деятельности;- выявление нормативов и средств реализации намеченной цели;- оценку результатов труда и их общественную значимость
33. Этика ДО: предмет и специфика (Этика делового общения — совокупность нравственных норм, правил и представлений, регулирующихповедение и отношения людей в процессе их производственной деятельности. Этика делового общенияпредставляет собой частный случай этики вообще и содержит в себе ее основные характеристики.Предмет:Этика делового общения занимается выявлением норм и правил общения,принятых в тех или иныхситуациях и условиях общения, а также прогнозированием и определением линии поведения и изучениемфакторов, влияющих на повСпецифика:Деловое общение возникает на основе и по поводу определённого вида деятельности, связанной спроизводством какоголибо продукта или делового эффекта. При этом стороны общения выступают вформальных (официальных) статусах, которые определяют необходимые нормы и стандарты поведениялюдей. Отличительной чертой делового общения является то, что оно не имеет самодовлеющего значения,не является самоцелью, а служит средством для достижения какихлибо других целей. В условиях рыночныхотношений это, прежде всего, получение максимальной прибыли.
34. Нравственные принципы ДО (К общим принципам, регулирующим протекание процессов делового общения, относят его межличностность, целенаправленность, непрерывность и многомерность.
Межличностность. Межличностное общение характеризуется открытостью и многоплановостью взаимодействия людей, основанного на их личном интересе друг к другу. Целенаправленность. Понятно, что любой акт делового общения целенаправлен. При этом направленность делового общения многоцелевая. В процессе общения наряду с осознаваемой целью информационную нагрузку несет и неосознаваемая (подспудная) цель. Так, докладчик, сообщая аудитории статистические данные, хочет обрисовать объективную ситуацию в проблемной области. Вместе с этим, может быть на неосознаваемом уровне у него есть стремление продемонстрировать присутствующим свой интеллект, эрудицию и красноречие. В этом же эпизоде можно обнаружить и другие цели.Непрерывность. Попав в поле зрения делового партнера, мы инициируем непрерывный деловой и межличностный контакт с ним. Поскольку общение включает как вербальные, так и невербальные элементы, мы постоянно посылаем поведенческие сообщения, которым собеседник придает определенный смысл и делает соответствующие выводы. Многомерность. В любой ситуации делового взаимодействия люди не только обмениваются информацией, но так или иначе регулируют свои взаимоотношения. Например, когда, собираясь в поездку, Леонид говорит Денису: «Нам надо взять с собой карту», он не только передает информацию. Важно, как Леонид говорит — в зависимости от тона его сообщение может подразумевать: «я главнее тебя — если бы не я, мы бы забыли важную вещь для нашей поездки».
36.Проблемы биоэтики(Биоэтика — междисциплинарная область знания, охватывающая широкий круг философских и этических проблем, возникающих в связи с бурным развитием медицины, биологических наук и использования в здравоохранении высоких технологий.
Термин «Биоэтика» был предложен в 1971 году Ван Поттером в книге «Биоэтика: мост в будущее» для обозначения особого варианта экологической этики, рассматривающей возможности выживания человечества в условиях техногенной цивилизации, однако впоследствии значение термина изменилось.
Актуальные моральные проблемы биоэтики:
a) аборта; контрацепции и новых репродуктивных технологий (искусственное оплодотворение, оплодотворение «в пробирке», суррогатное материнство);b) проведения экспериментов на человеке и животных;c) получения информированного согласия и обеспечения прав пациентов, в т.ч. с ограниченной компетентностью, например, детей или психиатрических больных;d) выработки дефиниции смерти; самоубийства и эвтаназии (пассивной или активной, добровольной или недобровольной); трансплантологии;e) отношения к умирающим больным (хосписы);
f) СПИДа и отношения к заболевшим СПИДом;
g) популяционной политики и планирования семьи;
h) медицинской генетики (включая проблемы геномных исследований);i) справедливости в здравоохранении;
j) экологии и здоровья человека в техногенной цивилизации;и др.
Источник