- Урок № 43. Инвестиции в структурные продукты
- Что такое структурные продукты?
- Виды структурных продуктов
- Структурные в рынке
- Структурный с защитой капитала
- Структурный продукт с выплатой купонов
- Как устроен продукт с выплатой купона
- Какие еще структурные продукты бывают?
- Плюсы и минусы структурных продуктов
- Стоит ли использовать структурные продукты?
- Резюме
- Структурные продукты как способ
- Гарантированный купон
- Купон с функцией памяти
- Можно ли увеличить частоту наблюдений?
- Пример использования купона с функцией памяти
- Бонусный купон
- Пример использования бонусного купона
- Бустер
- Пример использования бустера
- Рост с плечом
- Покупка опционов
- На что обращать внимание при выборе механизмов?
- Как мы подбираем бумаги под структурный продукт?
- Сколько эмитентов возможно при работе с АТОН?
- Как определяется цена на структурные продукты на вторичном рынке?
Урок № 43. Инвестиции в структурные продукты
«Все включено» бывает не только в отелях, но и в инвестициях. Рыночные риски, возможные пожелания клиента поставщики финансовых услуг стремятся учесть — в структурных продуктах. Разбираемся, когда стоит их использовать.
Что такое структурные продукты?
Структурные продукты — весьма популярный за рубежом, преимущественно в Европе, способ инвестирования. Суть его заключается в том, что в один финансовый продукт соединяется два прямо противоположных по параметрам инструмента: низкодоходный защитный (депозит, облигации) и высокорисковый с потенциалом двух- и даже трехзначной прибыли (деривативы).
После такой комбинации получается гибридный инвестиционный портфель с нестандартными свойствами. Например, вообще без риска снижения стоимости или с заранее заданным пределом такого снижения (не более чем на 5—10%). Можно создать продукт с фиксированными купонами, которые будут в разы выше, чем ставки в банках. Или, как вариант, портфель с плавающей, но обязательно положительной доходностью.
Создателями и продавцами структурных продуктов обычно выступают инвестиционные банки, которые являются посредниками между клиентами-физлицами, желающими выгодно вложить деньги, и компаниями, желающими максимально дешево привлечь капитал и заодно застраховаться от негативных сценариев на рынке акций, сырьевых товаров или валют.
Виды структурных продуктов
Даже за рубежом нет точной и универсальной классификации. Наиболее авторитетные в этой области Швейцарская и Европейская ассоциации структурных продуктов обычно делят их по способу выплат на два больших класса: привязанные к активу (продукт дорожает вместе с базовым инструментом) и инструменты с обратным выкупом (купонные).
В России картина еще более сложная. В отечественном законодательстве не существует термина «структурные продукты», поэтому банки и финансовые компании используют его для описания совершенно разных явлений. Например, у СберБанка и РСХБ это корпоративные залоговые программы. А у ВТБ это облигации зарубежных банков с привязкой выплат к портфелю из рисковых активов.
Кроме того, структурные продукты отличаются многообразием форм выпуска: в виде индексного депозита, ноты (долговой бумаги), облигации, договора доверительного управления, договора страхования. Но во всех случаях идея одна и та же: инвестор получает на руки ценную бумагу, в которой прописаны условия получения дохода, зависящие от будущей динамики акции, индекса, фьючерсов, опционов или других инструментов.
Структурные в рынке
Разберем наиболее типичные структурные продукты на примере реальных готовых портфелей от российских брокеров. Первый из них — трехмесячный от БКС с защитой капитала. Его доходность частично привязана к динамике акций СберБанка, поэтому возможны три сценария.
Клиент инвестирует 300 тыс. рублей на три месяца и получает за это базовые 4% годовых. Если к концу срока акции СберБанка вырастут на 10% или сильнее, то добавляется еще 2% годовых (в сумме получается 6%). Если акции упадут, то инвестор возвращает свои деньги без процентного дохода. Иначе говоря, либо 0%, либо 4%, либо 6%. Убыток невозможен в принципе.
Такой эффект достигается тем, что брокер размещает средства клиента в облигации, получая по ним базовую ставку чуть выше той, которую готов платить клиенту, скажем 5—6% годовых. Часть этого будущего дохода он авансом тратит на покупку кол-опциона (здесь ставка сделана на рост), выпущенного на акции СберБанка.
Структурный с защитой капитала
Опцион — это контракт с правом покупки или продажи ценной бумаги по заранее оговоренной цене. Брокер приобретает право на прибыль от роста цены акции (если она будет) и платит за это невозвратную премию продавцу. Важно, что эта премия в разы дешевле, чем покупка целого портфеля из акций, поэтому базовых 5—6% вполне хватает, чтобы сделать ставку на рост СберБанка и оставить часть дохода в резерве.
В данном случае 300 тыс. рублей принесут за три месяца около 4 тыс. рублей. Опционы на три месяца стоят около 1 тыс. рублей за один лот. Если ставка сыграет и акции вырастут на 10%, то контракты подорожают в 2—3 раза, а значит, весь вклад увеличится на 6—7 тыс. Брокер получит прибыль и разделит ее с клиентом.
Если рост акций будет меньше 10%, то опцион принесет небольшую прибыль, и ее почти полностью заберет брокер в виде комиссий. Клиенту достанется часть базового дохода (4% годовых). Если ставка совсем не сыграет и акции упадут, то опцион просто не будет реализован. Затраты на премию будут компенсированы той частью дохода с облигаций, которая не была вложена в опцион.
Структурный продукт с выплатой купонов
Второй класс продуктов, которые уже упоминались выше, — это структуры с обратным выкупом, или с выплатой купонов. Чаще всего именно такой продукт «зашит» в структурную облигацию или валютную ноту. Суть его работы разберем на примере готовой стратегии «Купонная 157» от группы «Открытие».
Клиент вкладывает 250 тыс. рублей на 1,5 года и ежемесячно получает с этой суммы купоны по ставке 20% годовых. В основе лежит портфель из четырех акций: «Интер РАО», «Лента», «Татнефть» и ВТБ. Выплата каждого из купонов привязана к условию: клиент получит его только в том случае, если цена всех четырех акций остается выше среднего барьера (оптимального уровня, прописанного в договоре).
Здесь возможны четыре основных сценария. Первый: цена акций гуляет вверх и вниз, но в даты выплаты купона действительно все четыре бумаги выше барьера. Тогда клиент получает 20% годовых в сумме за весь срок. Второй: хотя бы одна из акций хотя бы один раз оказалась ниже среднего барьера, но к концу срока все четыре исполнили условие. Тогда клиент получит часть купонов в конце срока (за дни, когда цена была ниже).
Третий сценарий: все четыре акции ушли выше и среднего, и верхнего барьера. Клиент получает купон, но продукт прекращает действие, и основную сумму тоже возвращают. Четвертый сценарий: цены акций ушли под нижний барьер и остались там до конца срока. Клиент не получает купонов вообще, ему возвращают портфель из четырех акций на сумму, которую он вложил, но теперь они стоят меньше, чем в начале срока.
Как устроен продукт с выплатой купона
В данном случае банк или брокер не покупает, а продает пут-опцион (они срабатывают, если цена идет вниз), получая премию от покупателя опциона. Покупателем обычно являются клиенты (не обязательно его собственные), которые купили продукт первого вида, то есть они сделали ставку на рост или падение акций.
Деньги клиента, который купил купонный продукт, не лежат на депозите или в облигациях и не приносят дополнительную прибыль, а используются как гарантия выплаты в пользу третьей стороны (покупателя опциона). Иначе говоря, пока чужая ставка на рост или падение акций (в описанном выше случае на падение) не сыграла, брокер выплачивает купоны из полученной премии, забирая часть прибыли себе в виде комиссий.
Если хотя бы одна акция падает ниже среднего барьера в обозначенный день, брокер страхует себя, придерживая часть выплаты. Если цена падает под нижний барьер, то опцион срабатывает: брокер обязан на деньги клиента купить просевшие акции у того, кто приобрел его опцион, причем по первоначальной, высокой цене. Тот продавец получит прибыль от разницы, брокер заберет себе остатки премии, а клиенту отдаст упавшие акции.
Какие еще структурные продукты бывают?
В прежние годы на российском рынке встречались подвиды структурных продуктов первого типа, например, с частичной, или неполной, защитой капитала. Это когда клиенту гарантирован возврат не всего вклада, а только его большей части, обычно от 85% до 95%.
Снижение гарантийного порога позволяет покупать опционы на большую сумму, а значит, потенциально увеличивается доходность всей конструкции. То есть ставка на рост или на падение какого-либо актива будет оплачена не только из будущего дохода от облигаций, но и частично из средств вклада клиента.
Также существует несколько подвидов купонных стратегий в зависимости от типа опционов, к которым они привязаны. Например, «лестничная облигация» (не путать с облигационной лесенкой). Она представляет собой ступенчатый набор проданных опционов со множеством барьеров, проходя через которые инвестор может получать повышенные купоны.
И наконец, можно упомянуть третий большой класс структурных продуктов — с кредитным плечом. Это стратегии для тех, у кого уже есть акции какой-либо компании. На их основе можно создать продукт типа «бустер» (дословно с английского — «усилитель»). Он дает инвестору два сценария: заработать на росте своих акций больше, чем другие инвесторы, либо остаться со своими бумагами, если они упадут в цене.
Плюсы и минусы структурных продуктов
Основные преимущества структурных продуктов перед другими способами инвестирования:
- защита вложений от убытков;
- повышенная доходность в условиях низких ставок на рынке;
- экономия на налогах по сравнению с прямыми инвестициями на рынке.
Главные минусы структурных продуктов связаны с рисками, о которых их создатели и продавцы часто умалчивают:
- случаются дефолты по защитной части продукта или всему продукту;
- невозможно или невыгодно досрочно выйти из стратегии;
- в продукт «зашиты» высокие комиссии, сопоставимые с доходом самого клиента.
Стоит ли использовать структурные продукты?
Перед тем как решиться инвестировать в ценную бумагу, портфель, стратегию или страховку, имеющую признаки структурного продукта, стоит определиться с целями и альтернативами. Например, для сбережений в рублях более выгодным и безопасным может оказаться простая диверсификация между акциями и облигациями. Кроме того, собрать простейший продукт из вклада и опциона можно самому.
Для тех, кто инвестирует в валюте, американский рынок ценных бумаг дает более широкие возможности для инвестиций с более предсказуемым результатом — например, через дивидендные акции или фонды «мусорных» облигаций, где ставки не ниже, чем в структурных продуктах с купонами.
Задуматься о вложении в структурные продукты стоит тем, у кого капитал сформирован в евро или других европейских валютах (франки, кроны). Ставки по ним в облигациях и депозитах либо отрицательные, либо близки к нулю, а местный рынок акций может годами отставать от американского и российского.
Резюме
Структурные продукты — это целый мир альтернативных и гибридных инвестиций, где можно вкладывать в акции без риска их снижения и получать купоны в разы выше, чем по классическим облигациям. Но они также несут в себе гибридные риски: от скрытых комиссий, отнимающих половину прибыли, до риска потерять 100% своих вложений.
Инвестиции в структурные продукты — это выбор опытных инвесторов, которые четко понимают, за что они переплачивают, чем рискуют и в какой валюте они хотели бы держать свой капитал в ближайшие годы.
Остальные уроки по инвестициям вы можете найти в нашем разделе «Обучение».
Источник
Структурные продукты как способ
СТРУКТУРНЫЕ ПРОДУКТЫ ПРЕДНАЗНАЧЕНЫ ДЛЯ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ ИНВЕСТОРОВ
Мы уже поговорили о стратегии и философии структурных продуктов в целом, о механизмах снижения рисков, и теперь расскажем о доходной части. Как можно зарабатывать на структурных продуктах? Какие виды, механизмы получения дохода существуют в этих инструментах? В чем их плюсы и минусы? На эти и другие вопросы наши эксперты ответили в заключительном материале о структурных продуктах.
Изложенные ниже идеи не гарантируют получение дохода.
Механизмы получения доходности в структурных продуктах можно разделить на две большие группы:
Участие в росте/падении
В первом случае инвестору в начале жизни продукта уже известны выплаты, которые он может получить. Например, купон 12% годовых. Если же говорить про участие в росте, то тут инвестор получает выплату в зависимости от того, где в конце жизни продукта оказался актив. Здесь нет момента единого условия, поскольку выплаты привязаны к динамике актива. То есть в случае роста актива на 2% и на 5% выплаты будут разными.
Далее мы подробно разберем плюсы и минусы этих механизмов, расскажем, почему одни нам нравятся чуть больше, другие — чуть меньше.
Гарантированный купон
Гарантированный купон — самый консервативный механизм из всех. Его выплата не привязана к динамике акций внутри продукта, он будет выплачиваться каждое наблюдение, и, единственное, что может помешать этим выплатам — дефолт эмитента. Напомним, что при покупке структурного продукта вы несете не только риск акций, но и кредитный риск эмитента, который выпускает продукт.
Главное преимущество гарантированного купона — это то, что вы заранее знаете свой денежный поток, поэтому данный механизм подходит для тех инвесторов, которые хотят получать регулярные выплаты и при этом не готовы следить за динамикой акций. В продуктах, про которые рассказываем мы, гарантированный купон выплачивается, как правило, ежеквартально, то есть каждый квартал клиент получает свои 2-3% в зависимости от структуры.
Как и у любого другого инструмента, у гарантированного купона есть свой недостаток: доходность у него будет всегда ниже, чем у альтернативных механизмов повышения доходности. Это связано с тем, что он является наименее рискованным и выплачивается каждое наблюдение.
Купон с функцией памяти
Это уже более агрессивная история: купон платится только в том случае, если активы находятся выше определенного барьера. То есть в момент запуска структурного продукта вы заранее обговариваете какой-то уровень, при пробитии которого купон перестает выплачиваться. То есть, если на момент наблюдения акция падает ниже этого купонного барьера, купон вы не получаете. Функция памяти, в свою очередь, означает, что неполученный купон запоминается и может быть выплачен в следующее наблюдение.
На графике мы видим, что в первые два наблюдения динамика акций внутри продукта была выше купонного барьера, и выплаты произошли. В третье наблюдение динамика оказалась ниже барьера, выплат не было, но купон запомнился, и в следующее наблюдение было выплачено уже два купона вместо одного. Таким образом, купон не «сгорел» окончательно, а просто задержался.
Этот механизм позволяет увеличить доходность по сравнению с гарантированным купоном, но взамен вы берете на себя риск того, что какие-то купоны могут быть пропущены или даже не выплачены, если структура по итогу погасится ниже этого барьера.
Добавлю также, что купон может наблюдаться как по слабейшей акции (к примеру, у вас есть корзина из пяти акций, и одна из них оказалась ниже купонного барьера — тогда купон не будет выплачен), так и по средней корзине (вы смотрите не на динамику одной из слабейших акций, а на динамику средневзвешенной корзины, которая всегда будет не хуже динамики слабейшей акции). Во втором случае купон будет чуть менее агрессивным, но все еще выше, чем гарантированный.
Можно ли увеличить частоту наблюдений?
Увеличить или уменьшить частоту наблюдений можно, но это также будет влиять на величину купона. Наиболее комфортными для инвестора являются ежеквартальные выплаты.
Время от времени мы запускаем структуры и с ежемесячным наблюдением, но тут нюанс в том, что сильное увеличение частоты наблюдений повлияет на купон. При одних и тех же барьерах более частые наблюдения уменьшают его, и это не всегда имеет смысл. Зачем отдавать купон просто так?
Разная частота наблюдений подходит для разных типов структур. Если для гарантированного купона и купона с функцией памяти квартальные наблюдения — это уже проверенная опытом частота, то для некоторых более агрессивных структур (например, бустера) можно делать более частые наблюдения, в том числе, ежемесячные.
Пример использования купона с функцией памяти
В качестве примера рассмотрим структуру, которая была запущена в 2018 году на компании-автопроизводители. График ниже отражает динамику акций за период жизни этой структуры.
На протяжении первой половины жизни структуры купоны стабильно выплачивались, поскольку все акции находились выше купонного барьера на момент наблюдения, и клиент каждый квартал получал 2,5% купона. Но в начале 2020 года ситуация изменилась: наступил «коронакризис», который достаточно сильно повлиял на котировки акций — некоторые бумаги упали на 50% буквально за месяц. Процесс восстановления занял практически год, и клиенты все это время не получали купоны. Что произошло дальше: в феврале 2021 года все акции оказались выше барьера, и клиенты получили единоразовую выплату (она составила 12,5%).
Если посмотреть чуть шире на динамику этих акций, то можно увидеть, что в среднем корзина выросла на 12%, но купонами в этой структуре вы бы получили 25%. Это очень яркий пример того, как работает купон с функцией памяти: купоны могут не выплачиваться целый год, а позднее, на восстановлении рынка, инвестор получит все «запомненные» купоны, обогнав динамику рынка.
Но тут нужно отметить, что купон с функцией памяти подходит далеко не всем: это отличный механизм увеличения доходности, но важно понимать, какую задачу вы решаете. Если вам нужны гарантированные платежи на какой-то периодической основе, то ваш выбор — это гарантированный купон. Если же вы в поисках чего-то более агрессивного, что поможет увеличить среднюю доходность, но готовы к тому, что купоны могут быть пропущены, или выплата не совершится вовсе, то купон с функцией памяти отлично подойдет. При прочих равных (при одинаковых защитных механизмах, одинаковой корзине акций, при сопоставимых параметрах) купон с функцией памяти всегда будет несколько выше, чем гарантированный.
Бонусный купон
Это дополнительный купонный барьер, который несет в себе единоразовую выплату при достижении активами внутри продукта определенного уровня. Как правило, он находится на уровне начальной цены акции, которая фиксируется при запуске. Он применяется, когда мы думаем, что рынок будет в состоянии «флэт», но при этом есть триггеры, которые могут сильно подтолкнуть рынок вверх. Учитывая тот факт, что структуры достаточно часто обладают механизмом досрочного отзыва, в этой ситуации происходит следующее: инвестор купил продукт, который приносит 10% годовых, но в первое же наблюдение все акции внутри сильно выросли (на 5-8%). В итоге инвестор получил досрочный отзыв и одну выплату в 2,5%. Рынок ушел значительно выше, чем доходность инвестора.
Бонусный купон начали применять как раз для того, чтобы догонять рынок. Как правило, эта выплата измеряется не в годовых, а в абсолюте (5-10%). При досрочном отзыве структуры дополнительно к купону, который был «зашит» в продукте, платится еще и бонус.
Как правило, бонусные купоны используются в том случае, когда ожидается досрочный отзыв в одно из первых наблюдений. Иначе имеет смысл получать обычный купон в течение долгого времени.
Пример использования бонусного купона
На графике — пример структуры на нефтяные компании, внутри которой был купон с функцией памяти (10%) и бонусный купон (также 10%). Так вышло, что за один квартал нефтяные компании выросли на 15%, а конкретно в этом сценарии они выросли сильнее, чем выплата бонусного купона и купона с функцией памяти. То есть инвестор получил 12,5%, но если бы он купил акции, то получил бы уже 15%.
Такие сценарии возможны, особенно когда на рынке происходит взрывной рост. Обратим внимание на то, что бонусный купон сгладил эту разницу, то есть при обычном купоне с функцией памяти, скорее всего, он был бы в районе 14% годовых, и инвестор получил 3,5%. Очевидно, что 3,5% против 15% намного хуже, чем 12,5% против 15%.
Бустер
В этой структуре нет регулярных купонных выплат, она относится к агрессивному риск-профилю и нацелена на рост. В этом случае обычно выбирается от двух до четырех активов, и барьер выплаты ставится выше начального уровня (примерно на 15%, в зависимости от ситуации). Такая структура, как правило, запускается на пять лет с ежеквартальными или ежемесячными наблюдениями. Выплата здесь одна, но очень большая.
Пример использования бустера
Это структура, которую мы запустили летом 2020 года на туристические компании. После «коронакризиса» отрасль чувствовала себя не очень хорошо, но в целом у нас было ощущение, что это все не вечно, и, если выбрать качественные компании, которые могут себе позволить «перетерпеть» период спада, впоследствии их ждет восстановление и достаточно сильный рост. Уровень досрочного отзыва здесь был +13%, то есть все активы должны были вырасти на это значение в одну из дат наблюдения, которые проводились ежеквартально. Это произошло уже через полгода, и выплата при отзыве составила 100% плюс 75%.
Такие агрессивные структуры нацелены на опережение динамики рынка. Это может быть долгосрочный тренд (например, индустрия 5G) или какая-то ситуативная история (как туризм в нашем примере). Конечно, не стоит аллоцировать на эту структуру большую долю портфеля, но в качестве диверсификации иметь у себя долю около 5% — хорошая идея.
Рост с плечом
Как мы уже отмечали, можно либо получать купоны, либо участвовать в росте. Основное отличие второго типа структур заключается в том, что финальная выплата динамична, инвестор узнает ее только в конце жизни продукта.
В таких структурах «плечо», как правило, составляет около 2: если базовый актив вырос на 10%, то ваши выплаты составят 20%. В случае снижения актива вы участвуете в динамике, например, 1 к 1 (при наличии защитных механизмов это участие также «сглаживается»). Здесь отсутствуют какие-либо регулярные выплаты, структура запускается сроком от полугода до двух лет, наблюдение обычно осуществляется по слабейшей бумаге. Это означает, что вы берете, например, две бумаги (в нашем примере это Airbus и Boeing) и смотрите на протяжении года их динамику. Выплата будет зависеть от динамики слабейшей (у нас это Boeing).
В таких структурах мы стараемся предлагать активы, движения которых сонаправлены, как правило, это компании из одного сектора (например, Airbus и Boeing или Amazon и Apple). Такой подход позволяет избежать ситуации, когда одна компания сильно выросла, а другая сильно упала.
Подобные структуры подходят исключительно для агрессивных инвесторов, они хорошо разбавляют портфель, если хочется отыграть среднесрочные тренды или идеи.
Отметим, что, если в ситуации с бустером на момент погашения все активы не выросли выше барьера 13%, то тогда клиент просто вернет вложенные средства. Здесь же при любой положительной динамике базовых активов инвестор получает доход в конце срока жизни структуры. И это, наверное, одна из ключевых разниц.
Покупка опционов
Как мы уже неоднократно отмечали, все структурные продукты состоят из опционов. Это самый базовый механизм, но его работу важно понимать.
Опцион — это финансовый инструмент, который дает право купить (опцион call) или продать (опцион put) актив по заранее определенной цене. По сути, это величина, которую вы платите за право что-то купить/продать позже.
Рассмотрим гипотетический пример использования опциона call: допустим, мы очень верим в рост какой-то акции. Сейчас она стоит $100 тыс., и нам предлагают купит опцион call на эту бумагу за 6%, чтобы через год мы могли эту же акцию купить по сегодняшней цене. Если перевести в цифры, то сейчас нам надо заплатить $6 тыс.
Получается, что в начале мы платим только премию, а через год смотрим, что произошло с акцией, упала она или выросла. Если упала, то зачем нам покупать ее за $100 тыс.? Мы не будем исполнять этот опцион, а просто пойдем на рынок и купим ее. Если же акция выросла, то нам имеет смысл исполнить опцион. На рынке она стоит, например, $110 тыс., а мы уже договорились купить по $100 тыс. ($106 тыс. с учетом премии). Тут уже появляется прибыль — мы можем сразу продать акцию в рынок и заработать $4 тыс. Чем сильнее рост актива, тем больший эффект «плеча» мы получаем.
Опционы call используются, когда мы верим в сильный рост чего-либо, а опционы put — когда хотим что-то захеджировать. Простой пример — индекс S&P: условно, он стоит 4,000 пунктов, мы хотим через год продать его по этой же цене.
Опцион — это рискованная история, потому что вы платите премию и можете ее легко потерять. К нему стоит прибегать только в том случае, если вы готовы потерять инвестированную сумму, если вы верите в рост какой-либо идеи или покупаете на небольшую часть портфеля опцион put, чтобы захеджироваться.
На что обращать внимание при выборе механизмов?
Корреляция базовых активов: вероятность получения дохода сильно зависит от того, вместе ли двигаются активы или разнонаправленно. Если у вас есть корзина, где все наблюдается по худшей, и пять компаний из абсолютно разных секторов экономики, то какие-то акции могут вырасти, какие-то упасть. С точки зрения риска это существенно увеличивает вероятность невыплаты дохода. С другой стороны, если вы смотрите по средневзвешенной корзине, то это диаметрально меняет ситуацию. Яркий пример — «коронакризис», когда нефтяные компании очень сильно упали, а технологичные, наоборот, сильно выросли.
Важно смотреть не только на размер купона, но и на защитный механизм, который будет работать при просадке структуры.
Срок продукта: от него зависят многие базовые параметры, в том числе, барьер. На коротком промежутке времени вероятность резкого движения акции вниз или вверх всегда ниже, чем на горизонте, например, пяти лет. На коротком промежутке можно ставить более агрессивные, более высокие барьеры. Если же вы берете структуру на пять лет, то на таких длинных историях нужно делать более консервативные защитные механизмы.
Как мы подбираем бумаги под структурный продукт?
Мы избегаем инвестирования в компании с очень маленькой капитализацией, а также очень волатильных историй. Если переходить к принципам, то, например, в продукты с гарантированным купоном и наблюдением за средним значением корзины мы берем крупные диверсифицированные компании, можем взять лидеров из нефтегазового сектора, технологий, фармацевтики, чтобы они уравновешивали друг друга.
Если говорить про истории, где мы видим долгосрочный тренд (например, 5G), то мы не будем их добавлять в структуру с гарантированным купоном — тут больше подойдет бустер или участие в росте. На мой взгляд, даже 18% условного купона — это немного по сравнению с тем, что можно получить через бустер, если тренд себя оправдает.
Сколько эмитентов возможно при работе с АТОН?
Мы стараемся делать так, чтобы эмиссией занимались разные эмитенты. Во-первых, это снижает риск того, что с одним эмитентом что-то случится, во-вторых, мы стараемся выбирать эмитентов с кредитным рейтингом «А-» — это глобальные банки, крупные имена, которые занимаются этим бизнесом не первое десятилетие и имеют репутацию в финансовом мире.
В общей сложности у нас около 10 эмитентов, порядка 80-90% из них — с кредитным рейтингом «А-» и выше.
Как определяется цена на структурные продукты на вторичном рынке?
Цена на вторичном рынке определяется в зависимости от того, где находятся активы от барьеров, от уровня автоотзывов. Переоценка структурного продукта на вторичном рынке — это просто отражение текущей вероятности, как он может погаситься. Если есть вероятность того, что структурный продукт погасится с купоном и досрочным отзывом, то его цена будет близка к номиналу плюс купон. Если же активы внутри сильно просели, то это будет просто отражение вероятности того, что он может погаситься с убытком.
Все приведенные в статье графики и таблицы являются примерами.
Источник