- Понятие арифметической задачи. Её структура
- Классификация простых арифметических задач (в помощь студенту)
- Обучение детей дошкольного возраста решению арифметических задач
- 1. Значение и содержание обучения решению арифметических задач в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
- 2. Классификация арифметических задач
Понятие арифметической задачи. Её структура
Под арифметической задачей будем понимать один из видов заданий, в котором есть словие, требование, но нет указания на то арифметическое действие, которое нужно осуществить над данными в условии числами, чтобы выполнить требование.
Условие арифметической задачи включает: множества и их численности, либо величины и их значения, либо «отвлеченные числа»; связи между данными и искомым, либо между данными, на основе которых выбираются арифметические действия.
В требовании указывается на искомое. Требование может быть сформулировано в вопросительной или повествовательной форме.
Структура арифметической задачи может быть различной.
1. Стандартная структура задачи: сначала условие, потом требование.
Например: «С аэродрома сначала улетело 6 самолетов, а затем 4 самолета. Сколько всего самолетов улетело?»
2. Нестандартная структура задачи:
а) Сначала требование, потом условие (Сколько всего самолетов улетело с аэродрома, если сначала улетело 6 самолетов, а потом 4 самолета?).
б) Условие разъединено требованием (С аэродрома улетело сначала 6 самолетов. Сколько всего самолетов улетело, если потом улетело 4 самолета?).
В традиционных школьных учебниках большинство арифметических задач (примерно 90%) имеют стандартную структуру текста. Такими же, как правило, являются задачи, составляемые учителями и представленные в различных дидактических материалах. Результатом такого подбора задач в практике работы массовой школы является следующий факт: в конце учебного года при работе с простой арифметической задачей со стандартной структурой текста правильно выделили условие и требование 96,6% первоклассников, участвующих в эксперименте, с нестандартной структурой текста — 61% (а), 58% (б).
Значительная часть детей, не выделивших правильно составные части задачи, не смогли решить арифметическую задачу.
О классификации арифметических задач, решаемых в
Начальных классах
В зависимости от числа арифметических действий, выполняемых при решении задачи, все арифметические задачи делятся на две группы: простые арифметические задачи и составные арифметические задачи.
К простым арифметическим задачам относятся задачи, для решения которых арифметическое действие нужно выполнить только один раз. Все остальные задачи относятся к составным арифметическим задачам.
Существуют классификации простых арифметических задач по различным основаниям. Например, по виду арифметического действия, которым решается задача. Выделяются в соответствии с этим простые арифметические задачи на сложение, вычитание, умножение, деление. Однако в методическом отношении наиболее удобной является классификация, имеющая своим основанием математические положения, лежащие в основе выбора арифметического действия (их называют теоретической основой выбора арифметического действия). Классификация предложена М.А. Бантовой [1].
Она выделяет три группы задач.
I группа — задачи, теоретической основой выбора арифметического действия в которых является его конкретный смысл. К этой группе относятся следующие виды задач:
1) на нахождение суммы,
2) на нахождение остатка,
3) на нахождение произведения,
4) на деление по содержанию,
5) на деление на равные части.
До того времени, пока задачи не решаются с помощью составления уравнения, в эту группу входят также задачи на нахождение неизвестных слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого, делимого, делителя, множителя, т.е. обратные задачам 1-5.
II группа — задачи, теоретической основой выбора арифметического действия в которых являются связи между компонентами и результатами арифметических действий. Это задачи, являющиеся обратными по отношению к задачам 1-5 первой группы, когда они решаются с помощью составления уравнения.
III группа — задачи, теоретической основой выбора арифметического действия в которых является связь отношений «больше», «меньше» с соответствующими арифметическими действиями: задачи на увеличение (уменьшение) числа на несколько единиц (прямая и косвенная формы), на увеличение (уменьшение) числа в несколько раз (прямая и косвенная формы), на разностное и кратное сравнение (по два вида).
Все составные задачи, решаемые в начальных классах, делятся на две группы:
I группа — составные нетиповые задачи,
II группа — составные типовые задачи.
Ко второй группе относятся задачи, связанные с пропорциональными величинами: на нахождение четвертого пропорционального, на пропорциональное деление, на нахождение неизвестного по двум разностям, задачи на движение.
Все остальные составные арифметические задачи, решаемые в начальных классах, относятся к составным нетиповым задачам.
Источник
Классификация простых арифметических задач (в помощь студенту)
Классификация простых арифметических задач. Составные арифметические задачи. Отбор и система расположения задач в начальном курсе математики.
Методика обучения решению текстовых задач.
Задача – цель деятельности субъекта в определённых условиях. Среди многообразия заданий выделяют задания представленные текстом, т.е. текстовые задачи. «Текстовая задача есть описание некоторой ситуации (ситуаций) на естественном языке с требованием дать количественную характеристику какого-либо компонента этой ситуации, установить наличие или отсутствие некоторого отношения между её компонентами или определить вид этого отношения» (Л.П. Стойлова).
Структурными компонентами задачи являются условие и требование, которое может быть выражено в вопросительной или в повелительной форме.
Решить задачу – значит ответить на вопрос, исходя из её данных.
Задачи подразделяют на простые и составные.
Простая текстовая задача – задача, на вопрос (требование) которой можно сразу дать ответ (задача в одно действие).
Составная задача – если на вопрос не могу ответить сразу, нужно ещё что-то узнать, чтобы ответить на вопрос задачи.
Классификация простых задач.
В методике используется классификация, которая делит задачи на группы в зависимости от тех понятий, которые формируются при их решении.
1 группа – задачи, при решении которых раскрывается конкретный смысл каждого арифметического действия.
1. Нахождение суммы двух чисел.
2. Нахождение остатка.
3. Нахождение суммы одинаковых слагаемых.
4. Деление на равные части.
5. Деление по содержанию.
2 группа – задачи, которые раскрывают связь между компонентами и результатами арифметических действий.
1. Нахождение первого слагаемого.
2. Нахождение второго слагаемого.
3. Нахождение уменьшаемого.
4. Нахождение вычитаемого.
5. Нахождение первого множителя.
6. Нахождение второго множителя.
7. Нахождение делимого.
8. Нахождение делителя.
Задачи на сложение и вычитание – текстовые и сюжетные.
Задачи на деление и умножение – задачи фокусы с числами ( «я задумала число…»)
3 группа — задачи, при решении которых рассматривается смысл разностного и кратного отношения.
Простые задачи, связанные с понятием разности (6 видов):
Увеличение числа на несколько единиц (прямая форма).
Увеличение числа на несколько единиц (косвенная форма).
Уменьшение числа на несколько единиц (прямая форма).
4. Уменьшение числа на несколько единиц (косвенная форма).
5. На сколько одно число больше другого (разностное сравнение).
6. На сколько одно число меньше другого (разностное сравнение).
Простые задачи, связанные с понятием кратного отношения ( 6 видов):
Увеличение числа в несколько раз (прямая форма).
Увеличение числа в несколько раз (косвенная форма).
Уменьшение числа в несколько раз (прямая форма).
4. Уменьшение числа в несколько раз (косвенная форма).
5. Во сколько раз одно число больше другого (кратное сравнение)
6. Во сколько раз одно число меньше другого (кратное сравнение)
Порядок введения задач определен содержанием программ. Но, как правило, в учебниках прослеживается система: сначала задачи первой группы, потом второй на связь компонентов, затем второй на разностное сравнение, далее составные задачи.
Например, «Школа 2100» Л.Г. Петерсон – знакомство с задачей начинается во второй четверти 1 класса ( часть 2, стр.44). До этого идет подготовка к задаче: дети решают устные текстовые задачи, задачи в стихах; подготовка к схематической записи условия отрабатывается на «четвёрках» буквенных равенств (стр. 38), дети оперируют понятиями целое и части.
На первом уроке – рассматриваются компоненты задачи, из чего она состоит; закрепляется знание частей задачи (№2); рассматривается и разбирается решённая задача (№3), по схеме придумываем условие, вопрос, решаем задачу (№4).
Второй урок – закрепление понятия задачи сразу на двух видах задач: нахождение суммы и остатка (стр.46); вводится игровое упражнение на знание составных частей задачи (№3); придумывают задачи по схемам, записывают выражением (№4)
Третий урок – понятие обратных задач, задачи на взаимосвязи компонентов (№ 2)
Затем задачи на сравнение: на сколько больше, на сколько меньше (стр. 53 №4, стр.54); нахождение большего числа; нахождение меньшего числа; далее решение простых задач всех изученных видов.
Решение составных задач начинается в третьей четверти (часть 3, стр. 18).
Основные этапы решения задачи :
Восприятие и осмысление задачи . Правильное чтение задачи или слушание задачи на слух, мысленное представление описанной в задаче ситуации, разбивка текста задачи на смысловые части; предметный, рисунком или графически показ задачи; запись условия, схемы.
Поиск плана решения . хотя бы в общих чертах, какие вычисления или построения придётся проделать, чтобы получить ответ на вопрос; ученик знает «куда идти» и «как передвигаться».
Выполнение плана решения . Устное выполнения плана решения, письменное; ученик получил ответ на вопрос задачи.
Проверка решения . Прикидка: правдоподобен ли числовой результат? Решение другим методом или способом. Составление и решение обратной задачи.
Формулирование ответа на вопрос задачи. Формулирование и запись ответа.
Исследование проведённого решения Выявление возможности других ответов на вопрос задачи, рефлексивное осмысление проведённого решения.
Методы решения задач, используемые в начальной школе:
Практический метод. Решение задачи с помощью действий с предметами, их заменителями (кружочками, счетными палочками и т.п.), с помощью рисунка. Применяется в начальный период ознакомления с арифметическими действиями.
Арифметический метод. Ответ на вопрос задачи находится с помощью последовательного выполнения арифметических действий с числовыми данными задачи и результатами предыдущих действий.
Алгебраический метод. Решение за дачи с помощью уравнений.
Геометрический метод. Решение осуществляется с помощью геометрических фигур и их свойств, а ответ на вопрос задачи находится с помощью прямого или косвенного измерения.
Графический метод. Решение на графике (координатный метод).
Табличный метод. Ответ на вопрос задачи находится средствами таблицы на основе ее свойств. Главными действиями в таком решении являются постро ение и заполнение таблицы — перевод текста задачи в табличный формат.
Представленная задача — логическая. Она мо жет быть решена логическим методом, предполагаю щим получение ответа на вопрос задачи с помощью логических след ствий, основанных на правилах построения правильных умозаклю чений.
Источник
Обучение детей дошкольного возраста решению арифметических задач
Бабарико Жанна Сергеевна
Обучение детей дошкольного возраста решению арифметических задач
Обучение детей дошкольного возраста решению арифметических задач
Выполнила Бабарико Жанна Сергеевна
Воспитатель МДОУ «Детский сад №41»
Ярославль 2018 г
1 Значение и содержание обучения решению арифметических задач в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
2. Классификация арифметических задач
3. Методика обучения детей решению арифметических задач
4. Конспект непосредственно организованной образовательной совместной деятельности взрослого и детей по обучению детей решению арифметических задач
5. Терминологический словарь
Список использованной литературы
Введение
В современном обществе все больше внимания уделяется обучению, воспитанию и развитию подрастающего поколения. Особая роль в образовании принадлежит дошкольной педагогике. Именно в дошкольном детстве, в процессе социально-организованной и стимулированной деятельности, происходит становление психических процессов, развиваются качества личности.
Огромное значение в образовании, развитии, социальной адаптации и подготовке к школьному обучению принадлежит формированию математических представлений у дошкольников.
В литературе имеется немало исследований, посвященных проблеме обучения математике дошкольников (Я. А. Коменский, К. Д. Ушинский, М. Монтесори, и др.).
Разработаны многочисленные программы развития и воспитания детей в дошкольных учреждениях, в которых отражены цели и задачи процесса формирования элементарных математических представлений.
Формирование первичных математических представлений является мощным средством интеллектуального развития ребенка, его познавательных и творческих способностей.
1. Значение и содержание обучения решению арифметических задач в формировании элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста
К моменту поступления в школу дети должны усвоить относительно широкий круг взаимосвязанных знаний о множестве и числе, форме и величине, научиться ориентироваться в пространстве и во времени.
В процессе математического и общего умственного развития детей дошкольного возраста существенное место занимает обучение их решению и составлению простых математических задач. В детском саду проводится подготовительная работа по формированию у детей уверенных навыков вычислений при сложении и вычитании однозначных чисел и быстрых устных вычислений с двузначными числами с целью подготовки их к обучению в начальной школе.
Если в школе обучение вычислениям ведется при решении примеров и арифметических задач, то в практике работы дошкольных учреждений принято знакомить детей с арифметическими действиями и простейшими приемами вычисления на основе простых задач, в условии которых отражаются реальные, в основном игровые и бытовые ситуации. В условии задачи указываются связи между данными числами, а также между данными и искомыми. Эти связи и определяют выбор арифметического действия.
Установив эти связи, ребенок довольно легко приходит к пониманию смысла арифметических действий и значения понятий «прибавить», «вычесть», «получится», «останется». Решая задачи, дети овладевают умением находить зависимость величин.
Вместе с тем задачи являются одним из средств развития у детей логического мышления, смекалки, сообразительности. В работе с задачами совершенствуются умения проводить анализ и синтез, обобщать и конкретизировать, раскрывать основное, выделять главное в тексте задачи и отбрасывать несущественное, второстепенное.
Конечно, полностью соответствовать своей роли текстовые задачи могут лишь при правильной организации методики обучения детей решению задач. Ее основные требования будут более понятными, если рассмотреть особенности понимания дошкольниками арифметической задачи.
2. Классификация арифметических задач
• Арифметические задачи (решаются арифметическим действием).
• Текстовые задачи (сформулированы на естественном языке).
• Простые задачи (в одно действие).
• Составные задачи (в несколько действий).
• Прямые задачи (вопрос подсказывает действие).
• Обратные (косвенные) задачи (вопрос не отражает явно ситуацию).
В процессе обучения дошкольников умению решать и составлять арифметические задачи применяем различные модели: вещественные (предметы и их заменители, графические (рисунки,схемы, словесные и математические (числовые выражения).
По характеру наглядности задачи делятся на:
1 Задачи-драматизации (сюжет и действия разыгрывают сами дети: «Петя, поставь 3 флажка в вазу. Маша, поставь 2 флажка ввазу. Дети, про это можно придумать задачу»).
2 Задачи-иллюстрации (условие изображается на картинках):
а) картинки, обеспечивающие предметную наглядность (предметы и действия ярко выражены: в вазе лежат 3 яблока, девочка кладет еще 2 яблока);
б) парные картинки (на левой — 3 лягушки на кочке, на правой — 2 лягушки на кочке, а 1 лягушка плавает);
в) картинки, обеспечивающие частичную наглядность(3 снежные бабы и 2 лужи);
г) картинки, отражающие только жизненную ситуацию (на верхней полке 4 книги, а на нижней — 3 книги).
3 Устные задачи (без наглядности).
Особенность задач-драматизаций состоит в том, что содержание их непосредственно отражает жизнь самих детей, т. е. то, что они только что делали или обычно делают (пример). В задачах-драматизациях наиболее наглядно раскрывается их смысл. Дети начинают понимать, что в задаче всегда отражается конкретная жизнь людей. Задачи этого вида особенно ценны на первом этапе обучения: дети учатся составлять задачи про самих себя, рассказывать о действиях друг друга, ставить вопрос для решения, поэтому структура задачи на примере задач-драматизаций наиболее доступна детям.
Особое место в системе наглядных пособий занимают задачи-иллюстрации с картинками или игрушками. Если в задачах-драматизациях все предопределено, то в задачах-иллюстрациях при помощи игрушек создается простор для разнообразия сюжетна, эти задачи развивают воображение, стимулируют, память и умение самостоятельно придумывать задачи, а, следовательно, подводят к решению и составлению устных задач.
Словесную задачу воспитатель может придумать сам. Указанные наглядные пособия способствуют усвоению смысла арифметической задачи и ее структуры.
Требования к картинкам: простота сюжета, динамизм содержания и ярко выраженные количественные отношения между объектами.
3. Методика обучения детей решению арифметических задач
Этапы обучения: Подготовительный этап:
Работа с множествами, их объединение и разъединение, знакомство с понятиями «часть и целое».
Ознакомление с понятием «арифметическая задача»:
а) формирование представления об арифметической задаче;
б) усвоение структуры задачи и выделение ее частей;
в) практическое составление задач;
г) полная формулировка ответа.
Запись и формулировка решения задачи:
а) знакомство с арифметическими действиями: сложением и вычитанием;
б) поиск нужного арифметического действия и его формулировка;
в) выкладывание решения задачи с помощью карточек;
г) запись решения задачи на листе бумаги в клетку.
Выработка вычислительных навыков и логических рассуждений:
а) присчитывание и отсчитывание по единице;
б) применение знания состава числа из двух меньших чисел;
в) использование моделей арифметических действий;
г) решение косвенных задач, логических задач и др.
Разберем более подробно каждый этап
1. Первый этап – подготовительный
Цель: организовать систему упражнений по выполнению операций над множествами.
Так, подготовительный к решению задач на сложение являются упражнения по объединению множеств. Упражнение на выделение части множества проводятся для подготовки детей к решению задач на вычитание.
Учитывая наглядно – действенный и наглядно – образный характер мышления детей, следует оперировать такими множествами, элементами которых являются конкретные предметы. Подобные упражнения проводятся и на выделение части множества. В качестве наглядной основы для понимания отношений между частями и целым могут применяться диаграммы Эйлера – Венна, в которых эти отношения изображают графически.
1) научится составлять задачи;
2) понимать их отличие от рассказа и загадки;
3) понимать структуру задачи;
4) уметь анализировать задачи, устанавливать отношения между данными и искомым.
На втором этапе нужно учить детей составлять задачи и приводить к усвоению их структуры. Детей учат устанавливать связи между данными и искомыми и на этой основе выбирать для решения необходимое арифметическое действие. Приводить к пониманию структуры задачи лучше всего на задачах – драматизациях.
На этом этапе обучения составляются такие задачи, в которых вторым слагаемым или вычитаемым является число 1. Это важно учитывать, чтобы не затруднять детей поиском способов решения задачи. Прибавить или вычесть число 1 они могут на основе имеющихся у них знаний об образовании последующего или предыдущего числа. Текст задачи произносится так, чтобы было четко отделено условие, вопрос и числовые данные. Составленную задачу повторяют двое или трое детей. Воспитатель при этом должен следить, чтобы дети не забывали числовые данные, правильно формулировали вопрос.
При обучении дошкольников составлению задач важно показать, чем отличается задача от рассказа, загадки, подчеркнуть значение и характер вопроса. Продолжая учить детей составлять задачи, нужно особо подчеркнуть необходимость числовых данных.
Чтобы убедить детей в необходимости наличия не менее двух чисел в задаче, воспитатель намеренно опускает одно из числовых данных. Дети приходят к выводу, что такую задачу решить невозможно, так как в ней не указанно второе число.
На конкретных примерах из жизни дети яснее осознают необходимость иметь два числа в условии задачи, лучше усваивают отношения между величинами, начинают различать известные данные в задаче и искомое неизвестное. После таких упражнений можно подвести детей к обобщенному пониманию составных частей задачи.
Основными элементами задачи являются условие и вопрос. В условии в явном виде содержаться отношения между числовыми данными и неявном – между данными и искомым. Анализ условия подводит к пониманию известных и к поискам неизвестного. Этот поиск идет в процессе решения задачи. Детям надо объяснить, что решать задачу – это значит понять и рассказать, какие действия нужно выполнить над данными в ней числами, чтобы получить ответ.
Таким образом, структура задачи включает четыре компонента:
Когда дети научатся правильно формулировать вопрос, можно перейти к следующей задаче этого этапа – научить анализировать задачи, устанавливать отношения между данными и искомым. На этой основе можно уже научиться формулировать и записывать арифметическое действие, пользуясь цифрами и знаками.
Поскольку задача представляет собой единство целого и части, с этой позиции и следует подводить детей к ее анализу.
На основе практических действий ребят составляется содержание задачи. Задача анализируется, выясняется, что известно из задачи. Детям предлагается решить задачу и ответить на ее вопрос.
Обучающее значение приведенных выше задач на сложение и вычитание состоит не только в том, чтобы получить ответ, а в том, чтобы научить анализировать задачу и в результате этого правильно выбрать нужное арифметическое действие.
Цель: Учить детей формулировать арифметические действия сложения и вычитания.
На этом этапе нужно познакомить детей с арифметическими действиями сложения и вычитания, раскрыть их смысл, научить формулировать их и записывать с помощью цифр и знаков в виде числового примера.
Прежде всего детей надо научить формулировать действие нахождения суммы по двум слагаемым при составлении задачи по конкретным данным.
На основе предложенного наглядного материала составляются одна две задачи, с помощью которых дети продолжают учиться формулировать действия сложения и давать ответ на вопрос.
На первых занятиях словесная формулировка арифметического действия подкрепляется практическими действиями, но постепенно арифметическое действие следует отвлекать от конкретного материала. При формулировке арифметического действия числа не именуются. Спешить с переходом к оперированию отвлеченными числами не следует.
Когда дети усвоят в основном формулировку действия сложения, переходят к формулировке вычитания.
Можно показывать задачи и внешне похожие, но требующие выполнения разных арифметических действий.
На основе анализа данных задач дети приходят к выводу, что хотя в обеих задачах речь идет об одинаковом количестве, но они выполняют разные действия. Вопросы в задачах различны, поэтому различны и арифметические действия, различны ответы.
Такое сопоставление задач, их анализ полезны детям, так как они лучше усваивают как содержание задач, так и смысл арифметического действия, обусловленного содержанием.
Поскольку к моменту обучения решению задач дети уже знакомы с цифрами и знаками +, -, =, следует упражнять их в записи арифметического действия и учить читать запись (3+1=4). (К трем птичкам прибавить одну птичку. Получится четыре птички.). Умение читать запись обеспечивает возможность составления задач по числовому примеру.
Для упражнения детей в распознании записей на сложение и вычитание воспитателю рекомендуется использовать несколько числовых примеров и предлагать детям их прочесть.
Запись действий убеждает детей в том, что во всякой задаче всегда имеются два числа, по которым надо найти третье – сумму или разность.
Таким образом, на третьем этапе дети должны научиться формулировать арифметические действия, различать их, составлять задачи на заданное арифметическое действие.
Цель: учить детей приемам вычисления – присчитывание и отсчитывание единицы.
Детям нужно показать, как следует прибавлять или вычитать числа 2 и 3. Однако здесь нужно соблюдать осторожность и постепенность.
Присчитывание – это прием, когда к известному уже числу прибавляется второе известное слагаемое, которое разбивается на единицы и присчитывается по 1: 6+3=6+1+1+1=7+1+1=8+1=9.
Отсчитывание – это прием, когда от известной уже суммы вычитается число последовательно по 1: 8-3=8-1-1-1=7-1-1=6-1=5.
Внимание детей должно быть обращено на то, что нет необходимости при сложении пересчитывать по единице первое число, оно уже известно, а второе число следует присчитывать по единице; надо вспомнить лишь количественный состав этого числа из единиц.
Изучая действия сложения и вычитания при решении арифметических задач, можно ограничиться этими простейшими случаями прибавления (вычитания) чисел 2 и 3.
Цель: предложить дошкольникам составлять задачи без наглядного материала.
В них дети самостоятельно избирают тему, сюжет задачи и действие, с помощью которого она должна быть решена. При введении устных задач важно следить за тем, чтобы они не были шаблонными. В условии должны быть отражены жизненные связи, бытовые и игровые ситуации.
После усвоения детьми решения устных задач первого и второго вида можно перейти к решению задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.
Дошкольникам доступно решение некоторых видов косвенных задач. Их можно предлагать детям, будучи уверенными, что обязательный программный материал усвоен ими хорошо. Поскольку в косвенных задачах логика арифметического действия противоречит действию по содержанию задачи, они дают большой простор для рассуждений, доказательств, приучают детей логически мыслить.
Работа над задачами не только обогащает детей новыми знаниями, но и дает богатый материал для умственного развития.
4. Конспект непосредственно организованной образовательной совместной деятельности взрослого и детей по обучению детей решению арифметических задач
Интеграция образовательных областей (внутри занятия)
Тема, цели Планируемые результаты уровня интегративных качеств Материалы и оборудование; литературно-музыкальное сопровождение
Организованная образовательная деятельность (различные виды деятельности)
1. ОО «Познавательное развитие»
2. ОО «Художественно-эстетическое развитие»
3. ОО «Физическое развитие»
4. ОО «Социально-коммуникативное развитие»
Тема: Обучение детей решению арифметических задач
Цель: Продолжать совершенствовать навык самостоятельно решать и составлять задачи
Обучающие: Закрепить представление об арифметической задаче, о структуре задачи. Учить выделять условие, вопрос, решение, ответ.
Развивающие: Логическое мышление, внимания, интерес к предмету, умение связно высказываться, обосновывать свои суждения.
тывать дружеские взаимоотношения между детьми. 1. Ребенок активно участвует в НОД.
2. Проявляет инициативу, самостоятельность, 3. Взаимодействует со сверстниками и взрослым.
3. Решает простые арифметические задачи. 4. Правильно определяет условие и вопрос задачи, 4. Умеет давать развёрнутый ответ на вопрос задачи.
5. Ориентируется на листе в клетку. Ширма, куклы: Знайка, Незнеайка. Карточка с примерами, карточки с иллюстрациями к задаче. Столы полукругом, цветные карандаши, мольберт с цифрами.
Содержание организованной деятельности детей
№ п/п Элемент занятия Деятельность воспитателя Деятельность детей
1. Организационный момент:
Цель:собрать внимание детей.
Доброе утро, дети,
Вам от меня солнечный привет!
Вас сегодня посетит мой друг – Незнайка!
Но сначала, я приглашаю Вас занять места согласно вашим билетикам Дети находятся в групповой комнате.
2. Вводный этап (актуализация знаний).
Цель: настроить и подвести детей к теме и цели занятия.
Воспитатель:- Ребята это непростые билетики, на них написаны примеры, которые нужно решить. Ответ укажет Вам на номер вашего столика. Считайте и занимайте свои места. Дети считают примеры и занимают свои места
3. Основной этап.
Цель: Формировать представление детей о решении арифметических задач. Появляется на ширме Незнайка.
Незнайка: -Ребята, мне Знайка дал задание придумать математическую задачу для коротышек. Я придумал, но боюсь, что они будут опять смеяться надо мной.
Жили у бабуси два веселых гуся. Один белый, другой серый. — Правильно? — Это задача?
Незнайка: — А почему? Ведь здесь два числа 1 и 1. Мне так говорили надо составлять задачу, должно быть два числа.
Незнайка:- Какого цвета гуси?
Незнайка: — А что нужно сделать чтобы ответить на
Незнайка: — Значит у задачи есть что?
Незнайка: — Я знаю как решить эту задачу, нужно к ним добавить черного гуся и их будет 3.
Незнайка: — Это что вы нашли?
Знайка:- Ребята, я очень рад, что вы рассказали Незнайке что такое задача и как ее нужно решать. Повторите пожалуйста еще раз из каких частей состоит задача:
Воспитатель:- Незнайка посмотри, как наши дети умеют сами придумывать задачи.
На столе игрушки: куклы — мышка, обезьянка, деревянные матрешки.
Воспитатель: -Незнайка, ты был прав. В задаче есть обязательно 2 числа. Условие задачи, то что уже известно. Но нужен вопрос — это то о чем спрашивается, что неизвестно и что нужно узнать.
Знайка предлагает детям карточки с наглядной картиной к сложной задачи. Обсуждаем, составляем задачу, записываем на карточке решение и ответ.
Пять сорок прилетело на урок. Одна сорока не знала урок. Сколько прилежно трудилось сорок?
Дети с помощью воспитателя объясняют Незнайке, что в задаче должен быть вопрос.
Какой вопрос можно задать к этой задаче?
Дети: Это неправильно. Сколько гусей было у бабуси?.
Дети: — Нет. Нужно к 1 белому прибавить 1 серого гуся и будет 2 гуся у бабуси.
Мы становимся все выше, Достаем руками крыши.
Один, два — поднялись, Три, четыре — руки выше.
Пять — присели. Шесть — встали
И попрыгали — семь, восемь, девять, десять.
1. У мышки было 6 матрешек. Она дала поиграть обезьянке 3 матрешки. Сколько матрешек
осталось у мышки?
Ответ: 3 матрешки осталось у мышки.
2. У мышки 4 матрешки, а у обезьянки 2 матрешки. Сколько всего матрешек у друзей.
Ответ: у друзей всего 6 матрешек.
(Решение на магнитном мольберте цифрами).
Дети обсуждают, составляют задачу, записывают на карточке решение и ответ.
Дети решают задачу на слух.
4. Заключительный этап.
Цель: систематизация знаний детей по теме: «Решение арифметических задач».
Воспитатель:- Ребята мы сегодня научили Незнайку составлять задачи и их решать. Решили сложную задачу на карточке. Решили задачу на слух. Мы молодцы?
Давайте споем песню: Раз, два, три, четыре, пять.
Воспитатель:- Ребята нам нужно подкрепиться (на столах появляются угощения).
Дети исполняют песню «Раз, два, три, четыре, пять».
5. Терминологический словарь
Количество-свойство конкретного множества, отражающее, сколько в нем элементов.
Число -абстрактное математическое понятие, характеризующее общее свойство конечных равномощных множеств.
Цифра — знак для записи чисел.
Присчитывание – это прием, когда к известному уже числу прибавляется второе известное слагаемое, которое разбивается на единицы и присчитывается по 1: 6+3=6+1+1+1=7+1+1=8+1=9.
Отсчитывание – это прием, когда от известной уже суммы вычитается число последовательно по 1: 8-3=8-1-1-1=7-1-1=6-1=5.
Задача – драматизация –это задача содержащая и непосредственно отражающая жизнь самих детей, т. е. то, что они только что делали или обычно делают.
Задача – иллюстрация-это задача в которой при помощи игрушек создается простор для разнообразия сюжетов. Эти задачи развивают воображение, стимулируют память и умение самостоятельно придумывать задачи, а следовательно, подводят к решению и составлению устных задач.
Словесная задача – это задача, которую воспитатель может придумать сам. Наглядные пособия способствуют усвоению смысла арифметической задачи и ее структуры. Требования к картинкам: простота сюжета, динамизм содержания и ярко выраженные количественные отношения между объектами.
Косвенная задача-это задача, в которой логика арифметического действия противоречит действию по содержанию задачи, она дает большой простор для рассуждений, доказательств, приучает детей логически мыслить.
Условие задачи – это то, что нам известно.
Вопрос задачи — это то, что нужно узнать.
Решение задачи- мыслительный процесс, в который входит понимание задачи (исходных условий и вопроса, соотнесение исходных условий.
В ходе своей работы я узнала, что обучение детей решению арифметических задач является одной из наиболее важных задач в развитии детей.
Полученные мной знания буду использовать в работе с детьми, направлять их на развитие общего представления о множествах, умение формировать множества, учить, на наглядной основе составлять и решать простые арифметические задачи на сложение и вычитание, при решении задач пользоваться знаками действий.
Составлять и решать задачи в одно действие на сложение и вычитание. Обеспечивать детям свободное составление и решение задач, ответов на вопросы, формулированию их.
Таким образом, обучение детей решению арифметических задач приводит к формированию у детей навыков вычислительной деятельности, умственного развития и подготовке к обучению в школе.
Список использованной литературы
1. Математика до школы: Пособие для воспитателей дет. садов и родителей / Сост. Михайлова З. А., Непомнящая Р. Л. — СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2003. — Ч. I. — 191 с.
2. Михайлова З. А. и др. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста. -СПб. : «ДЕТСТВО-ПРЕСС» 2008-184 с.
3. Корнеева ГА., Родина Е. В., Хорина ЛА. Теория и методика развития математических представлений у детей дошкольного возраста: Учебно-методическое пособие для педагогических колледжей и вузов. — М., 2001.-68с.
4. Репина Г. А. Математическое развитие дошкольников: Современные направления. – М. : ТЦ Сфера, 2008-214 с.
5. Серова 3. Нестандартные задачники для дошкольников // Дошкольное воспитание 2001 г. № Ю с. 29-33.
3. Фрейлах Н. И. Методика математического развития. – М. : ИД «Форум»: ИНФРА-М, 2011. – 208 с.
6. Щербакова ЕЛ. Методика обучения математике в детском саду. — М., 2000.-87 с.
Взаимодействие с семьями воспитанников по решению задач педагогической работы здоровьесберегающей направленности Семинар для воспитателей «Я не боюсь ещё и ещё раз повторять: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности,.
Глава 2. Практические аспекты обучения дошкольников решению арифметических задач. 2.1. Методическая система обучения дошкольников решению арифметических задач В подготовительной группе перед воспитателем стоит новая задача.
Конспект НОД по ФЭМП «Решение арифметических задач» в подготовительной группе Образовательная область : познавательное развитие Тема занятия: Составление и решение арифметических задач на сложение и вычитание Возрастная.
Конспект занятия по математике «Составление и решение арифметических задач на сложение и вычитание» Задачи: Продолжать учить составлять и решать арифметические задачи на сложение и вычитание. • Закреплять умение последовательно называть.
Методические рекомендации по обучению дошкольников решению задач Решение задач вызывает большой интерес у ребенка дошкольного возраста. Они привлекают детей своей загадочностью и поиском неизвестного,.
Методика обучения дошкольников составлению и решению задач МАДОУ «Детский сад № 9» г. Балаково Саратовской области Николина О. А. воспитатель Методика обучения дошкольников составлению и решению.
Конспект урока математики в 5 классе «Обучение решению задач с помощью уравнений» В рамках ФГОС особое внимание при изучении математики занимают способы организации активного обучения, например, при решении задач с помощью.
Особенности обучения дошкольников решению арифметических задач Актуальность темы. Изучение математики в дошкольном учреждении должно создать прочную основу для дальнейшего обучения этому предмету. Поэтому.
«Ждем гостей». Конспект занятия по решению арифметических задач и примеров Познавательное развитие Тема: «Ждем гостей». (решение арифметических задач и примеров) Подготовила воспитатель группы «Почемучка» д/с.
Конспект занятия по математике «Составление и решение арифметических задач в пределах 10» Цель: продолжать учить детей составлять и решать простые арифметические задачи, на сложение и вычитание в пределах 10. Интеграция образовательных.
Источник