Строительство ведется подрядным способом
Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу:
Организация вправе увеличить первоначальную стоимость объекта основных средств (здания) на затраты, связанные с его достройкой, дооборудованием (учтенные на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы»), только после завершения всех работ по достройке, дооборудованию.
В налоговом учете возможность признания в расходах капитальных затрат, которые понесены при достройке и дооборудовании, зависит от факта окончания соответствующих работ и возможности использования (эксплуатации) достроенного объекта, а не от истечения срока, выделенного на достройку и дооборудование объекта по приказу. На наш взгляд, в данном случае следует издать приказ о продлении срока достройки, дооборудования.
Приемка законченных работ по достройке, дооборудованию объекта основных средств оформляется актом, форма которого может быть разработана на основе акта N ОС-3, утвержденного постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 N 7.
Обоснование вывода:
Бухгалтерский учет
В случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, частичной ликвидации объектов основных средств допускается изменение первоначальной стоимости основных средств, в которой они приняты к бухгалтерскому учету (п. 14 ПБУ 6/01 «Учет основных средств»). При этом затраты на модернизацию и реконструкцию объекта основных средств после их окончания увеличивают первоначальную стоимость такого объекта, если в результате модернизации и реконструкции улучшаются (повышаются) первоначально принятые нормативные показатели функционирования (срок полезного использования, мощность, качество применения и т.п.) объекта основных средств (п. 27 ПБУ 6/01).
Затраты на достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию объекта основных средств, учитываются на счете учета вложений во внеоборотные активы (на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы»).
По завершении работ по достройке, дооборудованию, реконструкции, модернизации объекта основных средств затраты, учтенные на счете учета вложений во внеоборотные активы, либо увеличивают первоначальную стоимость этого объекта основных средств и списываются в дебет счета учета основных средств, либо учитываются на счете учета основных средств обособленно, и в этом случае открывается отдельная инвентарная карточка на сумму произведенных затрат (пп. 42, 70 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н, подробнее смотрите в Энциклопедии решений. Бухгалтерский учет расходов на реконструкцию и модернизацию основных средств на основании ПБУ 6/01 до 31 декабря 2021 года).
Таким образом, организация вправе увеличить первоначальную стоимость объекта основных средств (здания) на затраты, связанные с его достройкой, дооборудованием (учтенные на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы»), только после завершения всех работ по достройке, дооборудованию (абзац 2 п. 42 Методических указаний N 91н).
Приемка законченных работ по достройке, дооборудованию, реконструкции, модернизации объекта основных средств оформляется соответствующим актом (п. 71 Методических указаний). С учетом ч. 4 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» полагаем, что форма может быть разработана на основе акта N ОС-3, утвержденного постановлением Госкомстата РФ от 21.01.2003 N 7.
В то же время хотим обратить внимание, что согласно п. 3.2.2 Положения по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утвержденного письмом Минфина РФ от 30.12.1993 N 160 (далее — Положение N 160), законченные строительством здания и сооружения, установленное оборудование, законченные работы по реконструкции объектов, увеличивающие их первоначальную стоимость, приемка в эксплуатацию которых оформлена в установленном порядке, зачисляются в состав основных средств. Основанием для зачисления является Акт приемки-передачи основных средств.
По объектам, вводимым в действие согласно договору о строительстве по частям, в основные средства зачисляется стоимость введенной в действие части объекта, приемка которой оформлена в установленном порядке, исходя из суммы фактически произведенных застройщиком затрат по данному объекту, в доле, относящейся к вводимой его части, определяемой пропорционально отношению договорной стоимости вводимой части объекта к полной договорной стоимости данного объекта (подп. 3.2.3 п. 3.2 Положения N 160).
Кроме того, согласно пунктам 4, 7 и 8 ПБУ 6/01 моментом принятия имущества к учету в качестве основных средств является момент, когда по соответствующему объекту закончены вложения и объект доведен до пригодности к использованию (эксплуатации) (смотрите письмо Минфина России от 26.08.2016 N 03-05-04-01/49998).
То есть можно предположить, что если в рассматриваемой ситуации в 2020 году было закончено строительство и стало пригодной к использованию по своему назначению только часть здания, то в основные средства следовало зачислить стоимость этой части здания, а затраты на достройку второй части здания продолжать учитывать на счете 08 «Вложения во внеоборотные активы» до завершения всех работ по доведению объекта до состояния, пригодного к использованию.
Налоговый учет
Согласно п. 2 ст. 257 НК РФ к работам по достройке, дооборудованию, модернизации относятся работы, вызванные изменением технологического или служебного назначения оборудования, здания, сооружения или иного объекта амортизируемых основных средств, повышенными нагрузками и (или) другими новыми качествами.
Если произведенные работы относятся к перечню работ, определенному положениями статьи 257 НК РФ (по достройке, дооборудованию, реконструкции, модернизации, техническому перевооружению), затраты на их осуществление увеличивают первоначальную стоимость соответствующего объекта основных средств и подлежат списанию через механизм амортизации в соответствии со статьями 256-259.3 НК РФ (п. 2 ст. 257, п. 5 ст. 270 НК РФ, смотрите также письма Минфина России от 16.10.2020 N 03-03-06/1/90457, от 09.10.2020 N 03-03-06/1/88491, от 04.09.2018 N 03-03-06/1/63046).
Согласно п. 9 ст. 258 НК РФ налогоплательщик имеет право включать в состав расходов отчетного (налогового) периода расходы на капитальные вложения в размере не более 10 процентов (не более 30 процентов — в отношении основных средств, относящихся к третьей-седьмой амортизационным группам) первоначальной стоимости основных средств (за исключением основных средств, полученных безвозмездно), а также не более 10 процентов (не более 30 процентов — в отношении основных средств, относящихся к третьей-седьмой амортизационным группам) расходов, которые понесены в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения, частичной ликвидации основных средств и суммы которых определяются в соответствии со ст. 257 НК РФ (письмо Минфина России от 09.10.2020 N 03-03-06/1/88491).
В силу п. 3 ст. 272 НК РФ расходы в виде капитальных вложений, предусмотренные п. 9 ст. 258 НК РФ, признаются в качестве косвенных расходов того отчетного (налогового) периода, на который в соответствии с главой 25 НК РФ приходится дата начала амортизации (дата изменения первоначальной стоимости) основных средств, в отношении которых были осуществлены капитальные вложения.
Амортизация признается в качестве расхода ежемесячно исходя из суммы начисленной амортизации, рассчитываемой в соответствии с порядком, установленным статьями 259, 259.1, 259.2 и 322 НК РФ (п. 3 ст. 272 НК РФ).
В соответствии с п. 4 ст. 259 НК РФ начисление амортизации по объектам амортизируемого имущества, в том числе по объектам основных средств, права на которые подлежат государственной регистрации в соответствии с законодательством РФ, начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором этот объект был введен в эксплуатацию, независимо от даты его государственной регистрации.
Учитывая п. 4 ст. 259 НК РФ и п. 3 ст. 272 НК РФ, уполномоченные органы разъясняют, что начисление амортизации и амортизационной премии в случаях достройки, дооборудования, реконструкции, модернизации, технического перевооружения начинается с даты изменения первоначальной стоимости. При этом датой изменения первоначальной стоимости объекта основных средств является дата окончания соответствующих работ, подтвержденная документом, оформленным в соответствии с требованиями п. 1 ст. 252 НК РФ (письмо Минфина России от 20.08.2014 N 03-03-06/1/41628, от 28.05.2013 N 03-03-06/1/19228, от 14.12.2011 N 03-03-06/2/198, от 04.12.2009 N 03-03-06/1/788, решение ФНС России от 26.01.2017 N СА-4-9/1280@, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 05.11.2013 N 09АП-36090/13). В письме ФНС России от 10.07.2009 N 3-2-06/75 указано, что таким документом может быть, например, акт по форме N ОС-3 «Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств», утвержденный постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7.
Заметим, амортизируемым имуществом в целях главы 25 НК РФ признается имущество, которое используется налогоплательщиком для извлечения дохода (п. 1 ст. 256 НК РФ). Амортизация может начисляться только после введения в эксплуатацию объекта основных средств (постановление Президиума ВАС РФ от 30.10.2012 N 6909/12, постановление ФАС Волго-Вятского округа от 26.06.2013 N Ф01-9270/13, постановление ФАС Московского округа от 03.03.2014 N Ф05-789/14 по делу N А40-68290/2013, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.09.2010 N А40-3094/10-90-38).
Таким образом, возможность признания в расходах капитальных затрат, которые понесены при достройке, дооборудовании, зависит от факта окончания соответствующих работ, подтвержденного документально, и возможности использования (эксплуатации) достроенного объекта, а не от истечения срока, выделенного на достройку и дооборудование объекта по приказу. Пока работы по достройке, дооборудованию здания (его части) не закончены и объект не готов к использованию, организация не вправе капитальные вложения на его достройку, дооборудование учесть в расходах в целях налогообложения прибыли. На наш взгляд, в данном случае следует издать приказ о продлении срока достройки, дооборудования.
Как следует из постановления Президиума ВАС от 16.11.2010 N ВАС-4451/10, получение разрешения на ввод объекта в эксплуатацию само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного доказательства, свидетельствующего о доведении строящегося объекта до состояния готовности и возможности его эксплуатации. Этот документ удостоверяет иные характеристики объекта, а именно его соответствие градостроительному плану земельного участка и проектной документации и выполнение строительства согласно разрешению на строительство (п. 1 ст. 55 ГрК РФ).
Данная позиция Президиума ВАС была доведена до сведения налоговых органов для использования в работе при проверке правильности исчисления налога на имущество письмом ФНС России от 12.08.2011 N СА-4-7/13193@ «О направлении Обзора постановлений Президиума ВАС РФ по налоговым спорам». Аналогичная позиция в отношении порядка исчисления налога на имущество изложена в п. 8 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17.11.2011 N 148.
В письме Минфина России от 10.03.2009 N 03-03-06/1/119 специалисты финансового ведомства указали, что расходы, связанные с достройкой здания, понесенные в период после получения разрешения на его ввод в эксплуатацию до момента введения его в эксплуатацию, учитываются в целях исчисления налога на прибыль при формировании первоначальной стоимости основного средства.
Из письма Минфина России от 30.06.2008 N 03-03-06/1/378 также следует, что если затраты по достройке здания фактически являются расходами на доведение его до состояния, в котором оно пригодно для использования, то они должны формировать его первоначальную стоимость (п. 1 ст. 257 НК РФ).
Обращаем внимание, что в ответе выражено наше экспертное мнение. Организация вправе обратиться за письменными разъяснениями в налоговый орган по месту учета или непосредственно в Минфин России (подп. 1, 2 п. 1 ст. 21, подп. 4 п. 1 ст. 32, ст. 34.2 НК РФ). При возникновении спора наличие персональных письменных разъяснений исключает вину лица в совершении налогового правонарушения на основании подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ.
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Учет основных средств, построенных подрядным способом;
— Энциклопедия решений. Учет реконструкции и модернизации основных средств;
— Энциклопедия решений. Амортизационная премия в целях налогообложения прибыли;
— Энциклопедия решений. Налоговый учет амортизируемого имущества;
— Вопрос: Когда в бухгалтерском и налоговом учете вводить в эксплуатацию произведенную реконструкцию здания (по факту окончания стройки и начала его использования или после получения документов о регистрации реконструкции)? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, май 2020 г.)
— Вопрос: Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение построило учебный корпус за счет разных источников финансирования. Строительство одного из блоков учебного корпуса было закончено в 2013 году, в этом же году он введен в эксплуатацию и начал использоваться по своему назначению. Остальная часть здания введена в 2014 году вторым этапом. Можно ли для целей налогового учета по налогу на прибыль рассматривать строительство второго блока здания как затраты по доведению всего учебного корпуса до состояния, пригодного для использования, и включить эти расходы в первоначальную стоимость в 2014 году? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, май 2014 г.)
— Вопрос: Организация, применяющая УСН с объектом налогообложения «доходы», проводит реконструкцию принадлежащего ей двухэтажного здания, помещения в котором сдаются в аренду. Арендаторы, занимающие помещения в здании, не прекращают свою деятельность. Договором подряда предусмотрено поэтапное выполнение работ по реконструкции здания. Первый этап реконструкции начат в сентябре 2013 года и завершен в мае 2014 года. Можно ли увеличивать в два этапа первоначальную стоимость здания для целей бухгалтерского учета? С какого периода можно начинать начислять амортизацию по реконструированному зданию, учитывая, что сейчас закончена реконструкция первого этажа? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, май 2014 г.)
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член Российского Союза аудиторов Федорова Лилия
Ответ прошел контроль качества
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
Источник
Строительство ведется подрядным способом
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В первоначальную стоимость основного средства (нежилого здания) не включаются общехозяйственные расходы, за исключением тех, которые непосредственно связаны с его сооружением. Состав последних обычно указывается в сметной документации. Кроме того, порядок учета общехозяйственных расходов в первоначальной стоимости возводимого здания Организация может закрепить в учетной политике для целей бухгалтерского учета.
Полагаем, что Организация при налогообложении прибыли может распределять общехозяйственные расходы аналогично порядку, установленному для бухгалтерского учета.
Обоснование позиции:
Бухгалтерский учет
При формировании первоначальной стоимости возводимого объекта основных средств (ОС) следует руководствоваться:
— ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (далее — ПБУ 6/01);
— Положением по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утвержденным письмом Минфина России от 30.12.1993 N 160 (далее — Положение N 160) (применяется в части, не противоречащей более поздним нормативным документам по бухгалтерскому учету, смотрите письмо Минфина РФ от 15.11.2002 N 16-00-14/445);
— Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н (далее — Методические указания).
На основании п.п. 7, 8 ПБУ 6/01 строящийся объект ОС принимается к учету по первоначальной стоимости, которой признается сумма фактических затрат Организации на его сооружение (за исключением возмещаемых налогов). Перечень таких затрат носит открытый характер. Это означает, что первоначальную стоимость ОС формируют все затраты, непосредственно связанные с его строительством. В частности, установлено, что не включаются в фактические затраты на приобретение, сооружение или изготовление ОС общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением, сооружением или изготовлением основных средств*(1).
При этом состав затрат на строительство определяется сметной документацией, разработанной в соответствии с Методикой определения стоимости строительной продукции на территории РФ МДС 81-35.2004 (утверждена постановлением Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1, далее — Методика).
В постановлении АС Северо-Кавказского округа от 19.04.2017 N Ф08-2079/17 по делу N А32-27000/2016 отмечено, что условием отнесения общехозяйственных расходов на увеличение стоимости ОС является их непосредственная связь с приобретением, сооружением или изготовлением конкретных ОС.
То есть основным критерием для включения тех или иных затрат в первоначальную стоимость основных средств является их непосредственная связь с приобретением (сооружением) конкретного объекта ОС. Если в данном случае это условие выполняется, то прямых ограничений для включения в первоначальную стоимость здания соответствующих общехозяйственных расходов (ОХР) мы не видим.
Действующим законодательством установлен открытый перечень расходов, подлежащих включению в стоимость объекта капитального строительства. Однако критерием включения расходов, в том числе и ОХР, в стоимость актива является непосредственная связь с приобретением, сооружением и изготовлением такого актива. В противном случае такие расходы относятся в состав текущих расходов Организации.
В соответствии с главой 10 Рекомендуемого перечня основных видов прочих работ и затрат, включаемых в сводный сметный расчет стоимости строительства (приложение N 8 Методики), в указанный расчет стоимости строительства включаются средства на содержание заказчика-застройщика.
В рассматриваемой ситуации застройщик (ООО) осуществляет не только строительство, но и получает доходы от иных видов осуществляемой деятельности. Управленческие расходы, в том числе и расходы, приходящиеся на строительство, учитываются на счете 26 «Общехозяйственные расходы»*(2).
Полагаем, что если сметная документация не предусматривает включение ОХР в состав капитальных затрат, то порядок учета указанных расходов в первоначальной стоимости возводимого объекта Организация может закрепить в учетной политике для целей бухгалтерского учета. Кроме того, перечень затрат, формирующих стоимость объекта, должен быть также закреплен в учетной политике Организации.
Таким образом, в анализируемой ситуации ООО должно распределять общехозяйственные расходы между текущими расходами по основной деятельности и капитальными затратами по инвестиционной деятельности (затраты, приходящиеся на строительство здания) согласно порядку, закрепленному в учетной политике.
При этом управленческие расходы, не относящиеся к строительной деятельности, могут признаваться в себестоимости проданных продукции, товаров, работ, услуг полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности (абзац второй п. 9 ПБУ 10/99 «Расходы организации»)*(3).
Налог на прибыль
В целях налогообложения основные средства принимаются к учету по первоначальной стоимости, определяемой в соответствии с положениями ст. 257 НК РФ (п. 9 ст. 258 НК РФ). Согласно п. 1 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость ОС определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением НДС и акцизов, кроме случаев, предусмотренных НК РФ.
При этом положениями НК РФ не установлен конкретный перечень расходов, включаемых в первоначальную стоимость ОС. Поэтому для их определения можно обратиться к нормативно-правовым актам по бухгалтерскому учету (п. 1 ст. 11 НК РФ), на что указывают как финансовое ведомство, так и суды.
В частности, представители Минфина России в письме от 01.02.2010 N 03-03-06/1/32 делают вывод о необходимости включения расходов по содержанию застройщика, заказчика-застройщика в первоначальную стоимость объекта строительства именно на основании Положения N 160. Судами также, как правило, не опровергается необходимость руководствоваться положениями по бухгалтерскому учету, в частности, Положением N 160 (постановления АС Северо-Кавказского округа от 26.02.2015 N Ф08-309/15 по делу N А53-4436/2014, Десятого ААС от 28.12.2012 N 10АП-9673/12).
По мнению Минфина России, изложенному в письме от 02.03.2006 N 03-03-04/1/178, в состав капитализируемых расходов в целях налогообложения не могут включаться расходы, которые не признаются капитальными и не включаются в первоначальную стоимость основных средств в целях бухгалтерского учета (п. 8 ПБУ 6/01). Так, не включаются в фактические затраты на приобретение, сооружение или изготовление основных средств общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением, сооружением или изготовлением основных средств. Соответственно, те расходы, которые непосредственно связаны с приобретением или сооружением основных средств, включаются в первоначальную стоимость этих объектов (смотрите также решение ФНС России от 09.10.2018 N СА-4-9/19655@).
Такая точка зрения находит подтверждение в судебных решениях. Так, в постановлении АС Северо-Кавказского округа от 19.04.2017 N Ф08-2079/17 по делу N А32-27000/2016 судьи отметили, что условием отнесения общехозяйственных расходов на увеличение стоимости основных средств является их непосредственная связь с приобретением, сооружением или изготовлением конкретных основных средств. В постановлении Десятого ААС от 06.05.2011 N 10АП-1655/11 сказано: для того чтобы какие-либо затраты могли быть признаны затратами на приобретение, сооружение и изготовление основных средств, необходима непосредственная связь данных затрат с конкретным объектом основных средств (смотрите также постановления Пятнадцатого ААС от 26.12.2016 N 15АП-19011/16, Восьмого ААС от 21.06.2016 N 08АП-5572/16).
В то же время существует позиция, основанная на п. 4 ст. 252 НК РФ, согласно которой в случае, если некоторые связанные со строительством затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе он отнесет такие затраты (смотрите, например, постановления ФАС Московского округа от 17.02.2010 N КА-А40/368-10 по делу N А40-47225/09-129-263 (определением ВАС РФ от 10.06.2010 N ВАС-7103/10 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ), ФАС Московского округа от 24.12.2009 N КА-А40/13953-09 по делу N А40-51845/09-129-314, от 10.12.2009 N КА-А40/13242-09, Двенадцатого ААС от 31.03.2015 N 12АП-1819/15).
На наш взгляд, в данном случае (во избежание возникновения разниц) Организация при налогообложении прибыли может распределять общехозяйственные расходы аналогично порядку, установленному для бухгалтерского учета.
К сведению:
Во избежание налоговых рисков налогоплательщик может на основании п. 1 ст. 34.2 НК РФ и п. 1, п. 2 ст. 21 НК РФ обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета организации за получением письменных разъяснений по данному вопросу. Напомним, что в соответствии со ст. 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений, данных ему финансовым или налоговым органом о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. В этом случае налогоплательщик не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет поступления построенных подрядным способом основных средств;
— Вопрос: Новое предприятие планирует начать строительство завода. В настоящее время возникли общехозяйственные расходы. По итогам года получилась сумма убытка. Строительство на данный момент не началось, земельного участка для строительства пока нет. Правомерно ли общехозяйственные расходы отнести на 08 счет? Как отразить данные расходы в налоговом учете? Формируют ли в налоговом учете стоимость строящегося завода данные расходы? Правомерно ли отражать в форме 2 бухгалтерской отчетности общехозяйственные расходы при отсутствии выручки? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2020 г.).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ААС Буланцов Михаил
Ответ прошел контроль качества
18 марта 2020 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
————————————————————————
Примечания:
*(1) Аналогичная п. 8 ПБУ 6/01 норма о формировании первоначальной стоимости основного средства содержится в п. 16 Международного стандарта финансовой отчетности (IAS) 16 «Основные средства» (далее — МСФО 16) (с учетом п. 22)
Пунктом 1.4 Положения N 160 установлено, что организацию строительства объектов, контроль за его ходом и ведение бухгалтерского учета производимых при этом затрат осуществляются застройщиками. Под застройщиками для целей Положения N 160 понимаются в том числе действующие предприятия, осуществляющие капитальное строительство. В данном случае застройщиком является ООО.
В соответствии с п. 2.3 Положения N 160 расходы, связанные с возведением объектов строительства, у организации, исполняющей функции заказчика-застройщика, отражаются в бухгалтерском учете с применением счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» (независимо от того, осуществляется это строительство подрядным или хозяйственным способом). Аналогичную методику учета предлагает и финансовое ведомство в письме Минфина России от 18.05.2006 N 07-05-03/02.
В силу п. 3.1.1 Положения N 160 до окончания работ по строительству объектов затраты по их возведению, учтенные на счете 08, составляют незавершенное строительство. В учете застройщика по объектам, принятым в эксплуатацию, затраты в размере их инвентарной стоимости, а также другие расходы списываются со счета 08 на счета учета приходуемого имущества или источников их финансирования.
*(2) Как указано в п. 5.1.1 Положения N 160, инвентарная стоимость зданий и сооружений складывается из затрат на строительные работы и приходящихся на них прочих капитальных затрат. Прочие капитальные затраты включаются в инвентарную стоимость объектов по прямому назначению. В случае, если они относятся к нескольким объектам, их стоимость распределяется пропорционально договорной стоимости вводимых в действие объектов.
В письме от 17.02.2004 N 16-00-14/36 (письмо можно найти в сети Интернет) Минфин России указывает, что у организации заказчика-застройщика, осуществляющей реализацию инвестиционного проекта по капитальному строительству производственного объекта за счет собственных и заемных средств, ОХР, в частности расходы на содержание административно-управленческого аппарата, консультационные и аудиторские услуги, услуги связи и т.п., непосредственно связанные со строительством конкретного производственного объекта, должны предусматриваться в сводных сметных расчетах производственного объекта в составе прочих капитальных затрат. В бухгалтерском учете указанные затраты списываются (переносятся) в дебет счета 08.
*(3) В соответствии с этим с учетом положений Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утверждена приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н) в учете ООО оформляются записи:
Дебет 08, субсчет «Строительство объектов основных средств», Кредит 26
— ОХР, распределенные на инвестиционную деятельность, включены в стоимость строительства;
Дебет 90, Кредит 26
— управленческие расходы включены в текущие расходы по обычным видам деятельности.
Источник