Строительство подрядным способом это как
По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
В первоначальную стоимость основного средства (нежилого здания) не включаются общехозяйственные расходы, за исключением тех, которые непосредственно связаны с его сооружением. Состав последних обычно указывается в сметной документации. Кроме того, порядок учета общехозяйственных расходов в первоначальной стоимости возводимого здания Организация может закрепить в учетной политике для целей бухгалтерского учета.
Полагаем, что Организация при налогообложении прибыли может распределять общехозяйственные расходы аналогично порядку, установленному для бухгалтерского учета.
Обоснование позиции:
Бухгалтерский учет
При формировании первоначальной стоимости возводимого объекта основных средств (ОС) следует руководствоваться:
— ПБУ 6/01 «Учет основных средств» (далее — ПБУ 6/01);
— Положением по бухгалтерскому учету долгосрочных инвестиций, утвержденным письмом Минфина России от 30.12.1993 N 160 (далее — Положение N 160) (применяется в части, не противоречащей более поздним нормативным документам по бухгалтерскому учету, смотрите письмо Минфина РФ от 15.11.2002 N 16-00-14/445);
— Методическими указаниями по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденными приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н (далее — Методические указания).
На основании п.п. 7, 8 ПБУ 6/01 строящийся объект ОС принимается к учету по первоначальной стоимости, которой признается сумма фактических затрат Организации на его сооружение (за исключением возмещаемых налогов). Перечень таких затрат носит открытый характер. Это означает, что первоначальную стоимость ОС формируют все затраты, непосредственно связанные с его строительством. В частности, установлено, что не включаются в фактические затраты на приобретение, сооружение или изготовление ОС общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением, сооружением или изготовлением основных средств*(1).
При этом состав затрат на строительство определяется сметной документацией, разработанной в соответствии с Методикой определения стоимости строительной продукции на территории РФ МДС 81-35.2004 (утверждена постановлением Госстроя России от 05.03.2004 N 15/1, далее — Методика).
В постановлении АС Северо-Кавказского округа от 19.04.2017 N Ф08-2079/17 по делу N А32-27000/2016 отмечено, что условием отнесения общехозяйственных расходов на увеличение стоимости ОС является их непосредственная связь с приобретением, сооружением или изготовлением конкретных ОС.
То есть основным критерием для включения тех или иных затрат в первоначальную стоимость основных средств является их непосредственная связь с приобретением (сооружением) конкретного объекта ОС. Если в данном случае это условие выполняется, то прямых ограничений для включения в первоначальную стоимость здания соответствующих общехозяйственных расходов (ОХР) мы не видим.
Действующим законодательством установлен открытый перечень расходов, подлежащих включению в стоимость объекта капитального строительства. Однако критерием включения расходов, в том числе и ОХР, в стоимость актива является непосредственная связь с приобретением, сооружением и изготовлением такого актива. В противном случае такие расходы относятся в состав текущих расходов Организации.
В соответствии с главой 10 Рекомендуемого перечня основных видов прочих работ и затрат, включаемых в сводный сметный расчет стоимости строительства (приложение N 8 Методики), в указанный расчет стоимости строительства включаются средства на содержание заказчика-застройщика.
В рассматриваемой ситуации застройщик (ООО) осуществляет не только строительство, но и получает доходы от иных видов осуществляемой деятельности. Управленческие расходы, в том числе и расходы, приходящиеся на строительство, учитываются на счете 26 «Общехозяйственные расходы»*(2).
Полагаем, что если сметная документация не предусматривает включение ОХР в состав капитальных затрат, то порядок учета указанных расходов в первоначальной стоимости возводимого объекта Организация может закрепить в учетной политике для целей бухгалтерского учета. Кроме того, перечень затрат, формирующих стоимость объекта, должен быть также закреплен в учетной политике Организации.
Таким образом, в анализируемой ситуации ООО должно распределять общехозяйственные расходы между текущими расходами по основной деятельности и капитальными затратами по инвестиционной деятельности (затраты, приходящиеся на строительство здания) согласно порядку, закрепленному в учетной политике.
При этом управленческие расходы, не относящиеся к строительной деятельности, могут признаваться в себестоимости проданных продукции, товаров, работ, услуг полностью в отчетном году их признания в качестве расходов по обычным видам деятельности (абзац второй п. 9 ПБУ 10/99 «Расходы организации»)*(3).
Налог на прибыль
В целях налогообложения основные средства принимаются к учету по первоначальной стоимости, определяемой в соответствии с положениями ст. 257 НК РФ (п. 9 ст. 258 НК РФ). Согласно п. 1 ст. 257 НК РФ первоначальная стоимость ОС определяется как сумма расходов на его приобретение, сооружение, изготовление, доставку и доведение до состояния, в котором оно пригодно для использования, за исключением НДС и акцизов, кроме случаев, предусмотренных НК РФ.
При этом положениями НК РФ не установлен конкретный перечень расходов, включаемых в первоначальную стоимость ОС. Поэтому для их определения можно обратиться к нормативно-правовым актам по бухгалтерскому учету (п. 1 ст. 11 НК РФ), на что указывают как финансовое ведомство, так и суды.
В частности, представители Минфина России в письме от 01.02.2010 N 03-03-06/1/32 делают вывод о необходимости включения расходов по содержанию застройщика, заказчика-застройщика в первоначальную стоимость объекта строительства именно на основании Положения N 160. Судами также, как правило, не опровергается необходимость руководствоваться положениями по бухгалтерскому учету, в частности, Положением N 160 (постановления АС Северо-Кавказского округа от 26.02.2015 N Ф08-309/15 по делу N А53-4436/2014, Десятого ААС от 28.12.2012 N 10АП-9673/12).
По мнению Минфина России, изложенному в письме от 02.03.2006 N 03-03-04/1/178, в состав капитализируемых расходов в целях налогообложения не могут включаться расходы, которые не признаются капитальными и не включаются в первоначальную стоимость основных средств в целях бухгалтерского учета (п. 8 ПБУ 6/01). Так, не включаются в фактические затраты на приобретение, сооружение или изготовление основных средств общехозяйственные и иные аналогичные расходы, кроме случаев, когда они непосредственно связаны с приобретением, сооружением или изготовлением основных средств. Соответственно, те расходы, которые непосредственно связаны с приобретением или сооружением основных средств, включаются в первоначальную стоимость этих объектов (смотрите также решение ФНС России от 09.10.2018 N СА-4-9/19655@).
Такая точка зрения находит подтверждение в судебных решениях. Так, в постановлении АС Северо-Кавказского округа от 19.04.2017 N Ф08-2079/17 по делу N А32-27000/2016 судьи отметили, что условием отнесения общехозяйственных расходов на увеличение стоимости основных средств является их непосредственная связь с приобретением, сооружением или изготовлением конкретных основных средств. В постановлении Десятого ААС от 06.05.2011 N 10АП-1655/11 сказано: для того чтобы какие-либо затраты могли быть признаны затратами на приобретение, сооружение и изготовление основных средств, необходима непосредственная связь данных затрат с конкретным объектом основных средств (смотрите также постановления Пятнадцатого ААС от 26.12.2016 N 15АП-19011/16, Восьмого ААС от 21.06.2016 N 08АП-5572/16).
В то же время существует позиция, основанная на п. 4 ст. 252 НК РФ, согласно которой в случае, если некоторые связанные со строительством затраты с равными основаниями могут быть отнесены одновременно к нескольким группам расходов, налогоплательщик вправе самостоятельно определить, к какой именно группе он отнесет такие затраты (смотрите, например, постановления ФАС Московского округа от 17.02.2010 N КА-А40/368-10 по делу N А40-47225/09-129-263 (определением ВАС РФ от 10.06.2010 N ВАС-7103/10 отказано в передаче дела в Президиум ВАС РФ), ФАС Московского округа от 24.12.2009 N КА-А40/13953-09 по делу N А40-51845/09-129-314, от 10.12.2009 N КА-А40/13242-09, Двенадцатого ААС от 31.03.2015 N 12АП-1819/15).
На наш взгляд, в данном случае (во избежание возникновения разниц) Организация при налогообложении прибыли может распределять общехозяйственные расходы аналогично порядку, установленному для бухгалтерского учета.
К сведению:
Во избежание налоговых рисков налогоплательщик может на основании п. 1 ст. 34.2 НК РФ и п. 1, п. 2 ст. 21 НК РФ обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета организации за получением письменных разъяснений по данному вопросу. Напомним, что в соответствии со ст. 111 НК РФ выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений, данных ему финансовым или налоговым органом о порядке исчисления, уплаты налога (сбора) или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения. В этом случае налогоплательщик не подлежит ответственности за совершение налогового правонарушения.
Рекомендуем также ознакомиться с материалами:
— Энциклопедия решений. Бухгалтерский учет поступления построенных подрядным способом основных средств;
— Вопрос: Новое предприятие планирует начать строительство завода. В настоящее время возникли общехозяйственные расходы. По итогам года получилась сумма убытка. Строительство на данный момент не началось, земельного участка для строительства пока нет. Правомерно ли общехозяйственные расходы отнести на 08 счет? Как отразить данные расходы в налоговом учете? Формируют ли в налоговом учете стоимость строящегося завода данные расходы? Правомерно ли отражать в форме 2 бухгалтерской отчетности общехозяйственные расходы при отсутствии выручки? (ответ службы Правового консалтинга ГАРАНТ, февраль 2020 г.).
Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член ААС Буланцов Михаил
Ответ прошел контроль качества
18 марта 2020 г.
Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.
————————————————————————
Примечания:
*(1) Аналогичная п. 8 ПБУ 6/01 норма о формировании первоначальной стоимости основного средства содержится в п. 16 Международного стандарта финансовой отчетности (IAS) 16 «Основные средства» (далее — МСФО 16) (с учетом п. 22)
Пунктом 1.4 Положения N 160 установлено, что организацию строительства объектов, контроль за его ходом и ведение бухгалтерского учета производимых при этом затрат осуществляются застройщиками. Под застройщиками для целей Положения N 160 понимаются в том числе действующие предприятия, осуществляющие капитальное строительство. В данном случае застройщиком является ООО.
В соответствии с п. 2.3 Положения N 160 расходы, связанные с возведением объектов строительства, у организации, исполняющей функции заказчика-застройщика, отражаются в бухгалтерском учете с применением счета 08 «Вложения во внеоборотные активы» (независимо от того, осуществляется это строительство подрядным или хозяйственным способом). Аналогичную методику учета предлагает и финансовое ведомство в письме Минфина России от 18.05.2006 N 07-05-03/02.
В силу п. 3.1.1 Положения N 160 до окончания работ по строительству объектов затраты по их возведению, учтенные на счете 08, составляют незавершенное строительство. В учете застройщика по объектам, принятым в эксплуатацию, затраты в размере их инвентарной стоимости, а также другие расходы списываются со счета 08 на счета учета приходуемого имущества или источников их финансирования.
*(2) Как указано в п. 5.1.1 Положения N 160, инвентарная стоимость зданий и сооружений складывается из затрат на строительные работы и приходящихся на них прочих капитальных затрат. Прочие капитальные затраты включаются в инвентарную стоимость объектов по прямому назначению. В случае, если они относятся к нескольким объектам, их стоимость распределяется пропорционально договорной стоимости вводимых в действие объектов.
В письме от 17.02.2004 N 16-00-14/36 (письмо можно найти в сети Интернет) Минфин России указывает, что у организации заказчика-застройщика, осуществляющей реализацию инвестиционного проекта по капитальному строительству производственного объекта за счет собственных и заемных средств, ОХР, в частности расходы на содержание административно-управленческого аппарата, консультационные и аудиторские услуги, услуги связи и т.п., непосредственно связанные со строительством конкретного производственного объекта, должны предусматриваться в сводных сметных расчетах производственного объекта в составе прочих капитальных затрат. В бухгалтерском учете указанные затраты списываются (переносятся) в дебет счета 08.
*(3) В соответствии с этим с учетом положений Инструкции по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утверждена приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н) в учете ООО оформляются записи:
Дебет 08, субсчет «Строительство объектов основных средств», Кредит 26
— ОХР, распределенные на инвестиционную деятельность, включены в стоимость строительства;
Дебет 90, Кредит 26
— управленческие расходы включены в текущие расходы по обычным видам деятельности.
Источник
Подрядный и хозяйственный способы ведения работ
В строительстве нашли применение два основных способа ведения строительства: хозяйственный и подрядный.
Хозяйственный способ
При хозяйственном способе строительство объектов ведется собственными силами заказчика или инвестора. Для этого в организационной структуре заказчика создается строительно-монтажное подразделение, которое и осуществляет комплексное строительство объекта. Этот способ применяют в основном при реконструкции или расширении действующих предприятий, при строительстве небольших объектов на территории существующего предприятия.
Недостатки
— не представляется возможным организовать равномерную загрузку строительных кадров
— строительно-монтажные участки слабо оснащены современной техникой
— рабочие имеют невысокий уровень квалификации
Преимущества
— сокращается время на согласования, связанные с привлечением подрядных организаций
— повышается общая заинтересованность коллектива действующего предприятия и строительного управления в быстром и качественном осуществлении проводимых работ по реконструкции
— объединяется руководство эксплуатационной деятельностью и строительством объекта
Подрядный способ
При подрядном способе ведения строительства — основном, которым выполняется до 90 % всего объема работ, — в качестве участников инвестиционного процесса выступают организации, в соответствии с выполняемыми ими функциями именуемые: «инвестор», «заказчик», «застройщик», «подрядчик» (генеральный подрядчик и субподрядчик), и проектировщик.
Инвестор — субъект инвестиционной деятельности, осуществляющий из собственных или заемных средств финансирование строительства объекта. Инвестор имеет юридические права на полное распоряжение результатами инвестиций. Он определяет сферу приложения капитальных вложений; разрабатывает условия договоров подряда (контрактов) на строительство объектов; определяет проектировщика, подрядчика, поставщиков путем объявления торгов; осуществляет финансово-кредитные отношения с участниками инвестиционного процесса.
Заказчик— юридическое или физическое лицо, принявшее на себя функции организатора и управляющего по строительству объектов, начиная от разработки технико-экономического обоснования (ТЭО) и заканчивая сдачей объекта в эксплуатацию.
Заказчиками в капитальном строительстве могут выступать непосредственно инвесторы или, по их поручению, иные юридические и физические лица, выступающие в качестве посредников между заказчиками и подрядчиками.
К основным обязанностям заказчика относятся: принятие от подрядчика завершенного в соответствии с договором объекта, отдельных видов и комплексов работ и окончательный расчет с подрядчиком.
Застройщик— юридическое или физическое лицо, обладающее правом на земельный участок под застройку. В отличие от застройщика, заказчик только использует земельный участок под застройку на правах аренды.
В условиях транспортного строительстваорганизациями заказчика являются:
• по строительству новых железных дорог или вторых путей на целом направлении — группы заказчика ОАО «РЖД». При строительстве крупных магистралей, таких, например, как Байкало-Амурская, это могут быть дирекции строящихся предприятий. Группы заказчика и дирекции строящихся предприятий подчинены Управлению капитального строительства и эксплуатации;
• по отдельным объектам строительства на действующей сети железных дорог и при сооружении, например, отдельных участков вторых путей и электрификации железных дорог при переустройстве станций и т.д. это могут быть службы капитального строительства при управлениях железных дорог (НОКСы) или, в отдельных случаях, службы пути, локомотивного и вагонного хозяйств;
• при строительстве или реконструкции отдельных цехов заводов функции заказчика выполняют отделы капитального строительства этих предприятий.
При подрядном способе строительство объекта осуществляется постоянно действующими специальными строительными и монтажными организациями — подрядчиками, по договорам с заказчиком. Они имеют собственные материально-технические базы, средства механизации и транспорта, постоянные строительно-монтажные кадры высокой квалификации, опираются в своей деятельности на крупное механизированное промышленное производство строительных конструкций, деталей и полуфабрикатов. Этот способ строительства является основным.
Подрядчикамив капитальном строительстве могут быть строительно-монтажные, проектно-строительные и другие организации и предприятия, а также отдельные юридические и физические лица, получившие в установленном законом порядке право на участие в осуществлении строительства. Это может быть организация-посредник, принимающая на себя функции по координации работ и имеющая право вести предпринимательскую деятельность.
Генеральным подрядчикомявляется строительная фирма, осуществляющая по договору подряда или контракту строительство объекта. Он отвечает перед заказчиком за строительство объекта в полном соответствии с условиями договора, проекта, требованиями строительных норм и правил, оговоренной стоимостью.
Генеральный подрядчик может привлекать для выполнения части или вида работ другие организации — субподрядчиков или иное лицо, не закрепленное в договоре подряда. Генеральный подрядчик несет ответственность перед заказчиком за качество и сроки выполненных работ субподрядными организациями. Перед субподрядчиками он выступает уже в качестве заказчика.
Деятельность подрядчика характеризуется тремя особенностями:
— работы должны быть выполнены в точном соответствии с заданием заказчика — договором подряда и проектно-сметной документацией;
— работы выполняются на свой риск
— выполнение работ происходит под наблюдением и контролем заказчика, который, однако, не вмешивается в оперативную деятельность подрядчика.
Основные строительные работы выполняют базовые строительные организации как общестроительные, так и специализированные. В отдельных случаях в транспортном строительстве сохранились такие строительные организации, как территориальные и специализированные тресты — акционерные общества открытого (ОАО) или закрытого (ЗАО) типов. Строительные управления (СУ), строительно-монтажные поезда (СМП), управления механизации (УМ), заводы «Стройдеталь» и другие производства входят в структуру треста на правах дочерних предприятий или филиалов.
Значительные объемы строительно-монтажных работ по реконструкции железных дорог, переустройству станций, ремонту железнодорожных зданий выполняют организации, входящие в структуру управлений железных дорог, — дорсгройтресты или промышленно-производственные строительные объединения (ППСО).
Договор подряда на строительство (контракт)
В соответствии с Основами гражданского законодательства основным правовым документом, регулирующим отношения между субъектами инвестиционной деятельности (заказчиками и подрядчиками), является контракт или договор подряда.
Заключение и исполнение государственных контрактов (договоров подряда) на строительство объектов для федеральных государственных нужд ведется в соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации.
Договор — модель организационно-экономических и правовых отношений между участниками соглашения. Он заключается для определения, организационно-технического распределения и юридического закрепления обязательств и ответственности сторон.
В соответствии с договором подряда подрядчик обязуется под свою ответственность выполнить определенную работу по заданию заказчика, с использованием его или своих материалов. Заказчик, в свою очередь, обязуется принять работу и оплатить ее по обусловленной цене и в установленный срок.
В зависимости от предмета договора различают договора подряда на капитальное строительство, производство проектных и изыскательских работ, выполнение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ.
По договору подряда на капитальное строительство подрядчик обязуется построить и сдать в установленный срок определенный договором объект, либо выполнить обусловленные договором строительные работы. Заказчик обязуется предоставить подрядчику строительную площадку (либо обеспечить его фронтом работ), принять выполненные работы и оплатить их стоимость. Договор подряда на капитальное строительство заключают на осуществление нового строительства, капитальный ремонт, реконструкцию действующих предприятий, зданий, сооружений, а также на выполнение монтажных, пусконаладочных и других работ, неразрывно связанных с местом нахождения объекта.
В строительной практике получили распространение следующие пять видов договоров подряда на капитальное строительство:
«под готовую продукцию»
«под реализацию готовой продукции».
Комплексный (генеральный) договор подряда на капитальное строительство заключается на выполнение всего комплекса строительных и инженерных работ, а также на монтаж технологического оборудования и промышленных установок. Этот тип договора определяет ответственность подрядчика за обеспечение строительства всеми видами ресурсов, включая поставки технологического оборудования.
Генеральный подрядчик координирует работу всех участков строительства и единолично несет ответственность за качество и своевременность окончания работ перед подрядчиком.
Прямой (отдельный) договор заключается на выполнение фиксированных объемов строительных, монтажных или специальных инженерных работ на отдельных объектах, составляющих часть комплекса, с поставкой или без поставки строительных материалов и технологического оборудования. Оговариваемые в них работы не относятся к комплексу работ, выполняемых по генеральному договору. При этом подрядчик несет ответственность только по своим прямым обязательствам, за свои работы и услуги. Ответственность за завершение строительства объекта в целом и за координацию работ остается за заказчиком.
Прямой договор может заключаться также и между Генеральным под- рядчиком и специализированной организацией на выполнение определенного объема работ. Такой договор носит название «Договор субподряда»
При заключении договора «под ключ» подрядчик принимает на себя полную ответственность за сооружение объекта и заменяет заказчика по отношению к другим лицам, участвующим в строительстве. Подрядчик обязуется выполнить весь комплекс работ и поставок и сдать заказчику объект, готовый к эксплуатации, согласно договорным условиям, спецификации и гарантиям. Это повышает заинтересованность Генподрядчика в более экономном расходовании сметного лимита, так как сэкономленные средства поступают в его распоряжение, упрощается система связей, что способствует повышению оперативности принятия и реализации решений.
При этом, как и при заключении договоров других типов, часть работ, поставок и других обязанностей остается за заказчиком, но ответственность за сдачу объекта «под ключ» лежит на подрядчике. Договор такого типа является наиболее прогрессивным. Разновидностью его является договор «под готовую продукцию». При заключении такого договора подрядчик обязуется обеспечить пуск объекта и организовать выпуск готовой продукции в соответствии с требованиями производственно-технологического процесса предприятия. Договор «под реализацию готовой продукции» является более высокой формой развития договоров «под ключ». При этом подрядчик обязуется построить объект, обеспечить производство и организовать сбыт готовой продукции. Он выступает в трех лицах: подрядной строительной организации, производителя промышленной продукции и брокерской конторы. Договоры подряда такого типа заключают инженерно-консультативные фирмы, выступающие в роли авторов проектов. Наиболее часто она реализуется в организационной форме консорциума — временного объединения нескольких предприятий и организаций для осуществления конкретного экономического проекта.
Заключение договоров подряда может вестись как на основе двусторонних переговоров заказчиков и подрядчиков, так и на конкурсной основе.
Первый способ заключения договоров используется в порядке исключения в следующих случаях: отсутствие в данном регионе других строительных организаций, способных построить объект; заведомая неспособность других организаций конкурировать; уникальность запроектированного объекта и др.
Основным способом выбора проектировщиков, подрядчиков, поставщиков технологического оборудования является конкурс путем проведения торгов. В Российской Федерации общий порядок и условия подготовки, организации, проведения, регулирования последствий подрядных торгов определяет Положение о подрядных торгах.
Торги по сравнению с заключением прямых двусторонних договоров создают условия конкуренции между строительными и проектными фирмами, поставщиками и позволяют заказчику выбрать наиболее выгодные предложения по стоимости и другим коммерческим и техническим условиям. Существуют две формы торгов — закрытые и открытые. При закрытых торгах заказчик приглашает д ля участия в торгах несколько известных ему фирм; выбирает из них ту, которая дает наиболее приемлемые для него предложения. При открытых торгах заказчик объявляет о них в открытой печати. Приглашаются все желающие принять участие в торгах,
Организуется проведение торгов следующим образом: заказчик в закрытой или открытой форме уведомляет о своем намерении объявить торги. Уведомление оформляется в виде документа «Приглашение к торгам».
К началу торгов заказчик собственными силами или с помощью инженера-консультанта разрабатывает комплект тендерной документации. При объявлении торгов заказчик назначает точную дату рассмотрения предложений. Создается тендерный комитет из независимых высококвалифицированных специалистов для рассмотрения предложений.
Тендерная документация выпускается за определенную, как правило, незначительную цену. При подаче документов в тендерный комитет для подтверждения серьезности своих намерений каждый претендент вносит залог (как правило, до 2 % от суммы предложения). Если предложение отклоняется, то залоговая сумма претенденту возвращается.
Процедура торгов следующая: в назначенный день и час вскрывают конверты с предложениями. В связи с большим объемом информации в этот день лишь объявляют о всех участниках торгов и о претендентах, которые допущены к дальнейшему рассмотрению. Принятие решения и присуждение заказа обычно происходит после изучения всех предложений, кредитоспособности претендентов, их производственной возможности. Заявленная претендентом низкая цена не гарантирует ему присуждение заказа. Учитывают весь комплекс вопросов: коммерческих, финансовых, технических.
Фирма, получившая подряд с торгов, заключает контракт (договор подряда) с заказчиком в течение 30 дней после получения подрядчиком документов, удостоверяющих его победу на торгах.
Источник