- СНиП 3.06.03-85 АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ — Устройство щебеночных оснований и покрытий методом заклинки
- Содержание материала
- Устройство щебеночных оснований и покрытий методом заклинки
- Преимущества строительства оснований из щебня
- Этапы строительства щебневого основания
- Виды щебня для устройства основания
- УСТРОЙСТВО ОСНОВАНИЙ ИЗ ЩЕБНЯ МЕТОДОМ ЗАКЛИНКИ
- Выполнение работы по устройству оснований из щебня
- УСТРОЙСТВО ДВУХСЛОЙНОГО ЩЕБЕНОЧНОГО ОСНОВАНИЯ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ ПО МЕТОДУ ЗАКЛИНКИ
СНиП 3.06.03-85 АВТОМОБИЛЬНЫЕ ДОРОГИ — Устройство щебеночных оснований и покрытий методом заклинки
Содержание материала
УСТРОЙСТВО ЩЕБЕНОЧНЫХ ОСНОВАНИЙ И ПОКРЫТИЙ МЕТОДОМ ЗАКЛИНКИ
7.4. Работы по устройству щебеночных оснований и покрытий методом заклинки следует производить в два этапа:
распределение основной фракции щебня и его предварительное уплотнение (обжатие и взаимозаклинивание);
распределение расклинивающего щебня (расклинцовка двух-, трехразовая) с уплотнением каждой фракции. Для оснований допускается одноразовая расклинцовка. При применении щебня осадочных пород марки по прочности менее 600 при устройстве оснований работы можно выполнять в один этап.
Доуплотнение при необходимости следует осуществлять регулированием движения построечного транспорта по ширине основания (покрытия).
7.5. На первом и втором этапах основание уплотняют катками на пневматических шинах массой не менее 16 т с давлением воздуха в шинах 0,6-0,8 МПа, прицепными вибрационными катками массой не менее 6 т, решетчатыми массой не менее 15 т, самоходными гладковальцовыми массой не менее 10 т и комбинированными массой более 16 т. Общее число проходов катков статического типа должно быть не менее 30 (10 на первом этапе и 20 на втором), комбинированных типов — не менее 18 (6 и 12) и вибрационного типа — не менее 12 (4 и 8).
Основания из щебня марок по прочности менее 600 и по пластичности Пл2, Пл3 уплотняют катками на пневматических шинах массой не более 16 т не менее чем за 20 проходов или виброплитами.
7.6. Для уменьшения трения между щебенками и ускорении взаимозаклинивания укатку следует производить, поливая щебень водой (ориентировочно 15-25 л/м 2 при уплотнении шлакового щебня — 25-35 л/м 2 на первом этапе и 10-12 л/м 2 по расклинивающей фракции).
7.7. На втором этапе следует производить расклинцовку слоя щебня фракциями мелкого щебня с последовательно уменьшающимися размерами.
При использовании трудноуплотняемого щебня слой щебня перед распределением расклинивающего материала следует обрабатывать органическим вяжущим материалом из расчета 2-3 л/м 2 .
Расход расклинивающих фракций щебня следует принимать по табл. 6.
7.8. После окончания уплотнения покрытия по его поверхности следует распределять каменную мелочь из изверженных пород марки по прочности не ниже 800 (из осадочных пород — не ниже 600) в количестве 1 м 3 на 100 м 2 и уплотнять ориентировочно за 4-6 проходов катка.
По окончании уплотнения шлакового слон из активных и высокоактивных шлаков и случае, если сразу не устраивается вышележащий слой, следует производить поливку его водой в течение 10-12 дней из расчета 2-2,5 л/м 2 .
Источник
Устройство щебеночных оснований и покрытий методом заклинки
Основание это несущий слой дорожной одежды. Его функцией является перенаправление полученной нагрузки на грунт. Создание щебневого или гравийного основания является технологически необходимым этапом создания качественного дорожного покрытия.
Обустраивается основание в 2-3 слоя из материала, обладающего достаточной прочностью и плотностью. Для этого могут использоваться грунтовые насыпи укрепленные цементом. Но лучшим способом устройства дорожного основания считается укладка щебня методом заклинки. Этим же способом обустраиваются покрытия аэродромов.
Преимущества строительства оснований из щебня
В сравнении с другими грунтовыми материалами щебень по способу заклинки имеет ряд преимуществ:
- его не нужно дополнительно укреплять цементом;
- укладочные работы можно вести при любых погодных условиях;
- дорожные работы возможны без остановки движения транспорта;
- щебень отлично переносит транспортировку и длительное хранение под открытым небом;
- обеспечивает однородное покрытие, которое не растрескивается в процессе эксплуатации.
Этапы строительства щебневого основания
Заклинка щебнем — это двухэтапный процесс создания дорожного основания. Он происходит с применением щебневого материала разной плотности и величины фракций.
На первом этапе более крупная, но не слишком плотная фракция материала распределяется по поверхности полотна. Щебень необходимо уплотнить для достижения максимального расклинивающего эффекта. Достигается это при помощи многократного (до 30 раз) прохода катков массой 16 тонн или виброплитами. При необходимости осуществляется подсыпка материала в местах просадки. Взаимозаклинивание облегчает применение поливочных машин. Норма расхода воды – 25 л/м2.
На этом этапе используют 16 тонные катки на пневмошинах. Допустимо использование прицепных вибрационных или самоходных гладковальцовых катков.
Одноразовая расклинцовка допустима при использовании легкоуплотняемого щебня, прочность ниже 600.
Далее переходят к заклинке щебнем. По поверхности распределяется более мелкий расклинивающий щебневый материал высокой плотности (марка 1000 и более). Используют автогрейдер или щебнераспределитель. Снова производится уплотнение. И так от 1 до 3-х циклов. С каждым новым циклом размер фракции уменьшают, а вес катка увеличивают. Расход воды на этом этапе составляет 12 л./м2.
Когда перед катком и после него перестает образовываться щебневая волна, покрытие считается достаточно уплотненным и по нему разрешается пускать строительную технику.
Уплотнение расклинивающего слоя щебеня методом заклинки производится катками динамического типа большей массы.
Дорожные работы следует прервать при выпадении обильных осадков, чтобы не допустить переувлажнения щебневого покрытия.
Если после уплотнения последнего слоя, выполненного из шлакового материала, не планируется сразу укладывать вышележащий слой, покрытие необходимо увлажнять в течение 10 дней. Норма расхода воды до 2,5 л./м2.
Виды щебня для устройства основания
Для устройства дорожных оснований методом заклинки применяют щебень двух видов:
- Трудноуплотняемый. Для его производства используются изверженные породы и шлаки. Это щебень с маркой прочности от 1000 и выше.
- Легкоуплотняемый. Для производства используются изверженные, метаморфические и осадочные породы, пористые шлаки, дающие прочность ниже 1000.
При использовании трудноуплотняемого щебня щебеночное покрытие по способу заклинки насыпается слоем 18-24 см. Чем толще слой, тем тяжелее используется каток для уплотнения.
Допустимая толщина слоя при использовании легкоуплотняемого щебня способом заклинки составляет 22-30 см.
Источник
УСТРОЙСТВО ОСНОВАНИЙ ИЗ ЩЕБНЯ МЕТОДОМ ЗАКЛИНКИ
Для устройства щебеночных оснований и покрытий методом заклинки необходимо сделать следующее: перед всей работой произвести уплотнение основной части щебня и тщательно распределить его по абсолютно всей площади основания (так называемое обжатие и взаимозаклинивание).
Затем распределить расклинивающий щебень методом двух- и трехразовой расклинцовки уплотняя каждую часть щебня. В основании можно произвести одноразовую расклинцовку. Если используется щебень из мягких осадочных пород (например, марки 600 и меньшей прочности), то можно выполнять работу и в один первый этап. Последующее уплотнение для прочности покрытия желательно дополнить с помощью построечного транспорта вдоль покрытия. Как и на первом, так и на последующем этапе используются катки 16 тонные, и большие по весу с пневматическими шинами с давлением в них 0,6- 0,8 МПа. Или катки прицепные 6-тонные и более тяжелые, а также самоходные гладковальцовые 10-тонные катки и комбинированные 16- тонные катки. Необходимо пройтись статическими катками 30 раз и больше, если потребуется, причем 10 раз первый раз и 20 раз во второй этап, комбинированными и вибрационными – 18 (6 и 12) и 12 (4 и 8) соответственно и больше раз. Покрытие из щебня с марками 600 и менее прочного, а также не достаточно пластичного (Пластичностью 2 и Пластичностью 3) необходимо уплотнять катками 16-тонными с пневматическими шинами проходя по покрытию 20 и больше раз или производить его с помощью виброплит. Поливая покрытие водой можно уменьшить трение в щебенке, а также ускорить взаимозаклинивание. Необходимо около 15- 25 л воды на каждый метр площади на самом первом этапе работ и 10- 12 л воды на метр покрытия – на этапе расклинивания толщи щебня. При выполнении второго этапа работ щебеночное покрытие расклинивается с помощью мелкого щебня, постепенным уменьшение его размеров. Если же щебень трудно уплотняется, то следует предварительно обработать его органическим материалом с вяжущими свойствами – 2-3 л на метр площади.
Когда работы по уплотнению выполнены, то необходимо распределить каменистые мелкие вулканические породы марок 800 и более прочных марок, а осадочные породы – марок 600 и более прочных. Использовать в следующем объеме: на 100 метров площади 1 м3 материала и пройтись катками в 4-6 раз. А затем тщательно поливать шлаковый слой водой (если он не достаточно хорошо лег) в течение как минимум 10-12 дней. Расход воды будет при этих работах около 2-2,5 л на метр площади.
Выполнение работы по устройству оснований из щебня
Адрес:
125599, г. Москва, ул. Ижорская, дом 8, стр. 2
Телефон:
+7 (495) 150-26-26 +7 (926) 320-10-30
Источник
УСТРОЙСТВО ДВУХСЛОЙНОГО ЩЕБЕНОЧНОГО ОСНОВАНИЯ АВТОМОБИЛЬНОЙ ДОРОГИ ПО МЕТОДУ ЗАКЛИНКИ
1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
1.1. Технологическая карта разработана на устройство двухслойного щебеночного основания толщиной 30см и шириной 8,6 м.
Распределение щебня производится автогрейдером, оборудованным автоматической системой задания вертикальных отметок.
Для устройства нижнего слоя основания толщиной 17 см применяют щебень фракции 70 — 120 мм, для верхнего слоя толщиной 13 см — щебень фракции 40 — 70 мм, для расклинивания — щебеночную смесь фракции 5 — 20 мм.
Щебень должен удовлетворять требованиям действующей нормативной документации.
1.2. Конструкция основания принята в соответствии с альбомом «Типовые строительные конструкции, изделия и узлы серии 3.503-71/88 «Дорожные одежды для автомобильных дорог общего пользования». «Материалы для проектирования».
1.3. При устройстве двухслойного основания в состав работ входят:
- распределение щебня для нижнего слоя основания;
- уплотнение нижнего слоя основания;
- распределение щебня для верхнего слоя основания;
- уплотнение верхнего слоя основания;
- распределение мелкого щебня (клинца) для расклинивания верхнего слоя основания;
- уплотнение верхнего слоя основания по расклинивающей фракции.
1.4. Работы по устройству щебеночного основания выполняют при положительных температурах. Уплотнение щебня не рекомендуется производить в случае продолжительных осадков или переувлажнения слоя щебня и верхней части земляного полотна.
ОРГАНИЗАЦИЯ И ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА РАБОТ
2.1. Перед устройством двухслойного щебеночного основания методом заклинки необходимо:
· обеспечить готовность земляного полотна в соответствии с требованиями действующих строительных норм и правил, а также руководства по сооружению земляного полотна автомобильных дорог;
· подготовить временные подъездные пути для подачи материалов к месту производства работ;
· выполнить разбивочные работы, обеспечивающие соблюдение проектной толщины, ширины основания и поперечных уклонов;
· устроить обочины для создания боковых упоров при уплотнении каменного материала.
2.2. Щебень доставляют на объект автомобилями-самосвалами в объеме, необходимом для устройства конструктивного слоя заданной толщины с учетом коэффициента запаса на уплотнение (1,3).
Работы по устройству двухслойного щебеночного основания (рис. 1) по методу заклинки ведутся на пяти захватках длиной 150 м каждая .
2.3. В разработанной технологической последовательности производства работ (табл. 1) на первой захватке выполняются следующие операции:
· доставка щебня фракции 70 — 120 мм для устройства нижнего слоя основания автосамосвалами КамАЗ;
· распределение щебня нижнего слоя автогрейдером.
При общей толщине двухслойного щебеночного основания 30 см нижний слой целесообразно устраивать толщиной 17 см для возможности использования щебня фракции 70 — 120 мм.
Рис. 1. Схема поперечного профиля двухслойного щебеночного основания
Щебень к месту укладки доставляют автосамосвалами КамАЗ и распределяют автогрейдером.
После распределения щебня, при необходимости, исправляют края уложенного слоя, тщательно выравнивают граблями сопряжение распределенных полос. Проверяют поперечный профиль основания и ровность его поверхности.
Распределение щебня производится автогрейдером, оборудованным автоматической системой задания вертикальных отметок. При этом сначала щебень разравнивают, а затем основание профилируют до заданных проектных значений.
2.4. На второй захватке выполняются работы по уплотнению нижнего слоя основания.
Подкатку основания осуществляют легкими гладковальцовыми катками за 6 проходов по одному следу, начиная от обочины к оси дороги с перекрытием следа на 1/3 ширины вальца.
Укатку щебня производят тяжелыми комбинированными виброкатками за 12 проходов катка по одному следу (точное количество проходов по одному следу определяют пробной укаткой).
Начинают укатку также от краев основания, смещаясь к оси дороги, перекрывая предыдущий след на 1/3 его ширины. После двух — трех проходов катка устраняют места просадок и образовавшихся дефектов.
В начале укатки, когда создается необходимая жесткость щебеночного слоя за счет взаимозаклинивания щебня, скорость движения катка 1,5 — 2 км/ч, в конце уплотнения она повышается до максимальной скорости (6,5 км/ч), при которой повышается производительность и не происходит перегрузка мотора.
В сухую жаркую погоду после двух — трех проходов тяжелого катка, для обеспечения лучшей уплотняемости щебня, основание поливают водой с помощью поливомоечной машины из расчета 15 — 25 л воды на 1 м 2 поверхности. Необходимо избегать переувлажнения щебня и грунта земляного полотна. В случае переувлажнения или продолжительных дождей укатку следует приостанавливать.
Признаком законченного уплотнения является отсутствие подвижности щебня, при котором не образуется волна перед катком массой 10 — 13 т и следа после прохода катка. При этом щебенка, брошенная на поверхность слоя, раздавливается (при недостаточном уплотнении она вдавливается катком в слой).
2.5. На третьей захватке выполняются следующие технологические операции:
· доставка щебня фракции 40 — 70 мм для устройства верхнего слоя основания автосамосвалами КамАЗ;
· распределение щебня верхнего слоя основания автогрейдером.
Для устройства верхнего слоя основания толщиной 13 см применяют щебень фракции 40 — 70 мм. Технология его укладки аналогична изложенной в п. 2.3.
2.6. На четвертой захватке выполняются работы по уплотнению верхнего слоя основания.
Технология уплотнения верхнего слоя основания аналогична п. 2.4. настоящей технологической карты.
2.7. На пятой захватке выполняются следующие технологические операции:
· доставка щебня фракции 5 — 20 мм для расклинцовки верхнего слоя основания;
· распределение щебня по всей ширине основания (щебнераспределителем) ;
· разметание расклинивающей фракции щеткой, смонтированной на поливомоечной машине ;
· уплотнение расклинивающей фракции щебня комбинированным вибрационным катком .
Щебень к месту укладки доставляют щебнераспределителями и распределяют по всей ширине основания, начиная от краев россыпи. Расход щебеночной смеси фракции 5 — 20 мм 2,5 м 3 100 м 2 .
После распределения щебеночную смесь разметают автомобильной щеткой, находящейся на поливомоечной машине для заполнения пустот верхнего слоя.
Расклиниваемый слой уплотняют тяжелым катком за пять проходов по одному следу, предварительно произведя увлажнение слоя водой из расчета 10 — 12 л/м 2 .
Признаками окончания уплотнения служат отсутствие подвижности, прекращение образования волны перед катком массой 13 т и отсутствие следа, а щебенка, брошенная под валец катка, должна раздавливаться.
2.8. Качество основания из щебня должно соответствовать требованиям СНиП 3.06.03-85 «Автомобильные дороги».
Производство работ по устройству щебеночного основания по способу заклинки следует вести в соответствии с картой операционного контроля качества (табл. 3).
Дата добавления: 2019-11-25 ; просмотров: 636 ; Мы поможем в написании вашей работы!
Источник