- Стрессоустойчивость как способ предупреждения конфликтов
- Стрессоустойчивость как способ предупреждения конфликтов док.docx
- МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
- Казахский Национальный Университет имени аль- Фараби
- Факультет Философии и Политологии
- Кафедра общей и этнической педагогики
- ДОКЛАД
- На тему: «Стрессоустойчивость как способ предупреждения конфликтов»
- Выполнила: Ли А.А.
- Проверила:Анарбек Н.А.
- Алматы, 2014 г
- Содержание:
- 1.1.ПОНЯТИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА СТРЕССА 4
- Стресс жизни — мощный источник конфликтов.
- По классическому определению Г. Селье, стресс — это неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование, и этот ответ представляет собой напряжение организма, направленное на преодоление возникающих трудностей и приспособление к возросшим требованиям.
- Различают физиологический стресс и психологический. Последний бывает информационным и эмоциональным. Стресс является типичной реакцией человека на конфликтную ситуацию, но часто может выступать и причиной конфликта. Человек, находящийся в состоянии стресса, чаще способен пойти на конфликт по сравнению с тем, кто находится в комфортном психофизиологическом состоянии. Болезнь, усталость, обида, высокая ответственность и т.п. обычно обостряют реакцию людей в том случае, если, находясь в стрессе, они попадают еще и в проблемные ситуации взаимодействия с окружающими. Стресс нередко бывает следствием и причиной внутриличностного конфликта. Поэтому предупреждение чрезмерного стресса (дистресса) является важнейшим условием профилактики социальных и внутриличностных конфликтов.
- В ставшей классической книге «Стресс в нашей жизни» Селье описал физиологические изменения, которые происходят в организме в результате стресса, подчеркивая отсутствие прямой зависимости эмоциональных переживаний от них. Им было установлено, что не только инфекции, но и такие вредоносные действия, как ожоги, ранения, охлаждения и др. вызывают не только специфические для каждого из них последствия, но и комплекс однотипных биохимических, физиологических и поведенческих реакций – патофизиологический «синдром ответа на повреждение как таковое». Эта реакция организма на любую «вредность», направленная на мобилизацию защитных сил организма, позже получила название «триада Селье», или общего адаптационного синдрома. [4]
- Обратимся за помощью к выдающимся личностям, которые представляют широкий временной и культурный пласт: К. Кейсу, В. Федотову, С. Кара-Мурзе, К. Пруткову, А. Пушкину, Ф. Тютчеву. Они выдвигают пусть и не однозначные, но срабатывающие в целом ряде ситуаций предложения.
- Таким образом, состояние дистресса фактически соответствует третьей из выделенных Г. Селье фаз стрессового реагирования. Именно с ней и надо бороться. Точнее — стараться не допустить перехода стресса в дистресс. Сам же по себе стресс — это вполне нормальная реакция. [2]
- Психологический стресс — реакция человека на трудную для него ситуацию.
- Он бывает информационным и эмоциональным. Трудность — понятие субъективное, что означает наличие у нас самих возможностей уменьшить стресс. Ситуация может быть трудна в какой-то конкретный момент, а несколько позже может стать обычной, достаточно изменить лишь ее оценку, уровень притязаний, отношение к ней. Например, можно планировать на каждый рабочий день столько дел, что их объем постоянно будет вводить нас в стрессовое состояние. Сократив план, можно сразу уменьшить стресс. Важно вовремя делать подобные шаги. Вот некоторые из них.
- Таким образом, стрессовая реакция — это по большей части социальный феномен. И, значит, противостоять стрессам можно, оказывая влияние в первую очередь на социальные составляющие стрессовых реакций, которые по идее должны быть более управляемы, нежели наша физиология. Или уж по крайней мере, от воздействия на них должно быть меньше вреда, чем от вмешательства в работу нашего организма с помощью разного рода транквилизаторов, антидепрессантов и прочих медикаментозных средств. [2]
- Если говорить о стрессоустойчивости, то, прежде всего, определим это понятие. Б.Х. Варданян определяет стрессоустойчивость как особое взаимодействие всех компонентов психической деятельности, в том числе эмоциональных. Он пишет, что стрессоустойчивость «. можно более конкретно определить как свойство личности, обеспечивающее гармоническое отношение между всеми компонентами психической деятельности в эмоциогенной ситуации и, тем самым, содействующее успешному выполнению деятельности» [3]
- Стрессоустойчивость в конфликтной ситуации
Стрессоустойчивость как способ предупреждения конфликтов
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 12:09, доклад
Краткое описание
В современном мире все чаще слышишь о «стрессе». Причем и в положительном и отрицательном аспектах. Распространенная прежде фраза, что «все болезни от нервов» трансформировалась – «все болезни от стрессов». И не без основания. По данным Всемирной организации здравоохранения, 45% всех заболеваний связано со стрессом, а некоторые специалисты считают, что эта цифра в 2 раза больше.
В тоже время автор учения о стрессе Ганс Селье считает, что стресс может быть и полезен, повышая силы организма, даже называет его «острой приправой к повседневной пище жизни», утверждая, что лишь в определенных условиях стресс становиться болезнетворным.
Содержание
Глава 1
1.1.ПОНЯТИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА СТРЕССА 4
1.2.СТРЕСС И ДИСТРЕСС 6
1.3.ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СТРЕСС 7
1.4.СОЦИАЛЬНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ СТРЕССОВ 8
1.5.ПОНЯТИЕ О СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ 9
Заключение 10
Список литературы 11
Вложенные файлы: 1 файл
Стрессоустойчивость как способ предупреждения конфликтов док.docx
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
Казахский Национальный Университет имени аль- Фараби
Факультет Философии и Политологии
Кафедра общей и этнической педагогики
ДОКЛАД
На тему: «Стрессоустойчивость как способ предупреждения конфликтов»
Выполнила: Ли А.А.
Проверила:Анарбек Н.А.
Алматы, 2014 г
Содержание:
1.1.ПОНЯТИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА СТРЕССА 4
1.2.СТРЕСС И ДИСТРЕСС 6
1.3.ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ СТРЕСС 7
1.4.СОЦИАЛЬНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ СТРЕССОВ 8
1.5.ПОНЯТИЕ О СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТИ 9
Список литературы 11
В современном мире все чаще слышишь о «стрессе». Причем и в положительном и отрицательном аспектах. Распространенная прежде фраза, что «все болезни от нервов» трансформировалась – «все болезни от стрессов». И не без основания. По данным Всемирной организации здравоохранения, 45% всех заболеваний связано со стрессом, а некоторые специалисты считают, что эта цифра в 2 раза больше.
В тоже время автор учения о стрессе Ганс Селье считает, что стресс может быть и полезен, повышая силы организма, даже называет его «острой приправой к повседневной пище жизни», утверждая, что лишь в определенных условиях стресс становиться болезнетворным.
Проблема стресса сегодня, когда ритм жизни становится все более интенсивным, всем нам приходится приспосабливаться к условиям существования на нашей тесной планете со всеми столь разнообразными, надеждами, ожиданиями и требованиями ее обитателей, актуальна как никогда. Конечно, люди испытывали стресс всегда и нельзя говорить о том, что эта способность организма появилась недавно, но актуальность данной проблемы сегодня неоспорима.
- ПОНЯТИЕ И ХАРАКТЕРИСТИКА СТРЕССА
- Стресс — психофизиологическое состояние человека, возникающее в экстремальных для него ситуациях.
- Уменьшая количество решений и поле своей активности, мы снижаем информационный стресс, но при этом жизнь становится беднее — нужен баланс.
- Мир — это зеркало, в котором человек видит свое отражение, часто причины стресса нужно искать в себе, а не во внешних обстоятельствах.
- Уменьшение притязаний снижает вероятность стресса, жить нужно по способностям и средствам, но нельзя забывать и о саморазвитии.
- Если нет возможности изменить трудную ситуацию, то для предупреждения стресса необходимо изменить отношение к ней.
- Жизнь нужно оценивать не по тому, чего у нас нет, а по тому, что есть. Жить по совести, уменьшать свою зависимость от внешних оценок — значит реже попадать в стресс.
- Люди с чувством юмора живут дольше. Юмор противостоит стрессу. Испытания не только стресс, но и источник саморазвития.
- Укрепление физического здоровья — важнейшее условие профилактики любого стресса. В здоровом теле — здоровый стресс. [1]
- Человек- существо социальное, поэтому ему свойственно соревноваться с окружающими. Соревнование с окружающими гораздо чаще вызывает стресс, чем соревнование с самим собой. Мы не знаем возможностей окружающих, а они могут быть гораздо выше наших возможностей. Ведь мы всегда стремимся достичь уровня тех, кто живет лучше нас, а не тех, кто живет хуже.
- Информационные перегрузки — типичная причина стресса, возможных на этой почве внутриличностных и межличностных конфликтов. Если мы стали раздражительны, нас мучает бессонница, то необходимо сократить по возможности объем и значимость информации, которую еженедельно перерабатывает наш мозг.
- Люди по-разному оценивают свои возможности по управлению собственной жизнью. Более подвержены стрессу те, кто полагает, что полностью определяет свою жизнь независимо от внешних обстоятельств. Они возлагают ответственность за все неудачи на себя и переживают это. Им мешает непонимание того факта, что многое в нашей жизни зависит от нас, но многое от нас не зависит.
- Чем выше уровень притязаний, тем более вероятен стресс — реакция, мобилизующая человека на преодоление трудностей. Один человек легко достигает успеха. Другой часто перенапрягается и попадает в стрессовое состояние. Для последнего существует один выход — адекватно оценить уровень своих притязаний и имеющиеся возможности по их реализации.
- Конфликтное поведение человека — ответ на ситуацию, которую он оценивает как угрожающую. Сама по себе жизнь ни хороша, ни плоха, она объективна. Окраску ей придает наше восприятие. Значит, есть шанс, изменив его, избавиться от стресса.
- Человек, оценивая свои поступки, опирается как на собственные критерии, так и на мнение окружающих. Для предупреждения стресса и конфликтов, вызванных противоречием между внутренней и внешней оценкой, необходимо выполнение двух условий. Во-первых,важно постоянно добросовестно исполнять свои должностные обязанности, не наносить ущерба окружающим,тзаниматься самосовершенствованием. Во-вторых, желательно постепенноуменьшать свою зависимость от внешних оценок, избавляться от потребности во внешнем одобрении.
- Человек, обычно неосознанно, замечает в жизни других выигрышные стороны и не видит тех проблем, с которыми внешне беззаботно живущие люди талкиваются. Но вполне возможно, что кто-то сейчас завидует вам. [1]
Стресс жизни — мощный источник конфликтов.
По классическому определению Г. Селье, стресс — это неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование, и этот ответ представляет собой напряжение организма, направленное на преодоление возникающих трудностей и приспособление к возросшим требованиям.
Различают физиологический стресс и психологический. Последний бывает информационным и эмоциональным. Стресс является типичной реакцией человека на конфликтную ситуацию, но часто может выступать и причиной конфликта. Человек, находящийся в состоянии стресса, чаще способен пойти на конфликт по сравнению с тем, кто находится в комфортном психофизиологическом состоянии. Болезнь, усталость, обида, высокая ответственность и т.п. обычно обостряют реакцию людей в том случае, если, находясь в стрессе, они попадают еще и в проблемные ситуации взаимодействия с окружающими. Стресс нередко бывает следствием и причиной внутриличностного конфликта. Поэтому предупреждение чрезмерного стресса (дистресса) является важнейшим условием профилактики социальных и внутриличностных конфликтов.
В ставшей классической книге «Стресс в нашей жизни» Селье описал физиологические изменения, которые происходят в организме в результате стресса, подчеркивая отсутствие прямой зависимости эмоциональных переживаний от них. Им было установлено, что не только инфекции, но и такие вредоносные действия, как ожоги, ранения, охлаждения и др. вызывают не только специфические для каждого из них последствия, но и комплекс однотипных биохимических, физиологических и поведенческих реакций – патофизиологический «синдром ответа на повреждение как таковое». Эта реакция организма на любую «вредность», направленная на мобилизацию защитных сил организма, позже получила название «триада Селье», или общего адаптационного синдрома. [4]
Обратимся за помощью к выдающимся личностям, которые представляют широкий временной и культурный пласт: К. Кейсу, В. Федотову, С. Кара-Мурзе, К. Пруткову, А. Пушкину, Ф. Тютчеву. Они выдвигают пусть и не однозначные, но срабатывающие в целом ряде ситуаций предложения.
В динамике стрессового реагирования Г. Селье видит три фазы:
1) реакцию тревоги, проявляющуюся в срочной мобилизации защитных сил и ресурсов организма;
2) фазу сопротивления, позволяющую организму успешно справляться с вызвавшими стресс воздействиями;
3) фазу истощения, если слишком затянувшаяся и чересчур интенсивная борьба приводит к снижению адаптационных возможностей организма и его способности сопротивляться разнообразным заболеваниям.
Стресс — обязательный компонент жизни,— отмечал Селье. Стресс может не только понизить, но и повысить устойчивость организма к негативным факторам. Для разведения этих полярных функций стресса Г. Селье предложил различать собственно стресс, как необходимый организму механизм преодоления неблагоприятных внешних воздействий, и дистресс, как состояние, безусловно вредное для здоровья. (Слово “дистресс” можно перевести как “истощение”, “несчастье”.) Таким образом,
стресс — это напряжение, мобилизующее, активизирующее организм для борьбы с источником негативных эмоций;
дистресс — это чрезмерное напряжение, понижающее возможности организма адекватно реагировать на требования внешней среды.
Однако было бы ошибкой однозначно связывать дистресс с проявлением отрицательных эмоций человека, а все положительные эмоции объявлять защитой от него. Бывает и по-другому. Любая эмоциональная встряска человека является стрессором ( источником стресса). При этом устойчивость организма к неблагоприятным внешним воздействиям за счет возникающего напряжения усиливается. Механизмы стресса и призваны обеспечить сопротивляемость организма. Дистресс же возникает, когда эти механизмы недостаточно эффективны или “истощают свой ресурс” при длительном и интенсивном стрессирующем воздействии на человека.
Таким образом, состояние дистресса фактически соответствует третьей из выделенных Г. Селье фаз стрессового реагирования. Именно с ней и надо бороться. Точнее — стараться не допустить перехода стресса в дистресс. Сам же по себе стресс — это вполне нормальная реакция. [2]
Психологический стресс — реакция человека на трудную для него ситуацию.
Он бывает информационным и эмоциональным. Трудность — понятие субъективное, что означает наличие у нас самих возможностей уменьшить стресс. Ситуация может быть трудна в какой-то конкретный момент, а несколько позже может стать обычной, достаточно изменить лишь ее оценку, уровень притязаний, отношение к ней. Например, можно планировать на каждый рабочий день столько дел, что их объем постоянно будет вводить нас в стрессовое состояние. Сократив план, можно сразу уменьшить стресс. Важно вовремя делать подобные шаги. Вот некоторые из них.
1.4.СОЦИАЛЬНЫЕ СОСТАВЛЯЮЩИЕ СТРЕССОВ
Стресс — это в любом случае психофизиологическая реакция личности, а не просто организма, как считали раньше. В развитии стресса существенную роль играет социальная составляющая человеческого поведения.
В структуре стрессовой реакции обычно выделяют три основных элемента:
1) оценку стрессогенного события;
2) физиологические и биохимические сдвиги в организме;
3) изменение поведения человека.
Ясно, что первый элемент этой триады изначально социален. Оценка стрессогенного события всегда субъективна. На нее влияют и глубина наших знаний “природы вещей”, и личный опыт (положительный или отрицательный), и общие социокультурные установки, и даже наше эмоциональное состояние в момент события. Ложные страхи, ошибочное истолкование каких-либо явлений как угрожающих нашему благополучию вызывают совершенно реальные физиологические и биохимические изменения в организме. Еще более тесная связь с социальными факторами просматривается в третьем элементе стрессовой реакции — поведении. Даже подстегиваемый физиологическими сдвигами, человек не может игнорировать общепринятые социальные нормы, установки, запреты. Принципиальную роль играют здесь и личные убеждения индивида, его мировоззрение, привычки, умение управлять своими эмоциями.
Таким образом, стрессовая реакция — это по большей части социальный феномен. И, значит, противостоять стрессам можно, оказывая влияние в первую очередь на социальные составляющие стрессовых реакций, которые по идее должны быть более управляемы, нежели наша физиология. Или уж по крайней мере, от воздействия на них должно быть меньше вреда, чем от вмешательства в работу нашего организма с помощью разного рода транквилизаторов, антидепрессантов и прочих медикаментозных средств. [2]
Если говорить о стрессоустойчивости, то, прежде всего, определим это понятие. Б.Х. Варданян определяет стрессоустойчивость как особое взаимодействие всех компонентов психической деятельности, в том числе эмоциональных. Он пишет, что стрессоустойчивость «. можно более конкретно определить как свойство личности, обеспечивающее гармоническое отношение между всеми компонентами психической деятельности в эмоциогенной ситуации и, тем самым, содействующее успешному выполнению деятельности» [3]
На одну из существенных сторон стрессоустойчивости обращает свое внимание П.Б. Зильберман, говоря о том, что устойчивость может быть нецелесообразным явлением, характеризующим отсутствие адекватного отражения изменившейся ситуации, свидетельствующим о недостаточной гибкости, приспособляемости. Он же предлагает свою и, на наш взгляд, одну из самых удачных трактовок стрессоустойчивости, понимая под ней «..интегративное свойство личности, характеризующееся таким взаимодействием эмоциональных, волевых, интеллектуальных и мотивационных компонентов психической деятельности индивидуума, которое обеспечивает оптимальное успешное достижение цели деятельности в сложной эмотивной обстановке» .
Источник
Стрессоустойчивость в конфликтной ситуации
Стрессоустойчивость – системная динамическая характеристика, определяющая способность человека противостоять стрессорному воздействию или совладать со многими стрессогенными ситуациями, активно преобразовывая их или приспосабливаясь к ним без ущерба для своего здоровья и качества выполняемой деятельности.
Компоненты стрессоустойчивости: · способность прогнозировать развитие жизненных ситуаций и таким образом избегать стрессорного воздействия; · способность контролировать эмоции, владение навыками саморегуляции, развитые волевые качества личности (способность действовать в направлении поставленных целей и задач, мобилизовать психику в экстремально-ситуативных обстоятельствах); · способность выдерживать более длительное и сильное, чем в привычных условиях, напряжение (эмоциональное, волевое, физическое); · способность выдерживать пиковые нагрузки в экстремальных условиях; · активность в преобразовании стрессовой ситуации; · опыт разрешения стрессовых ситуаций и владение эффективными способами их преодоления; · гибкость адаптационных процессов в ответ на разновременно появляющиеся и исчезающие стрессоры и их сложные сочетания; · способность к полноценной самореализации, личностному росту со своевременным и адекватным разрешением внутриличностных конфликтов; · удовлетворенность самореализацией.
Оптимальному поведению личности в стрессовой ситуации помогает её психологическая устойчивость – характеристика личности, состоящая в сохранении оптимального функционирования психики в условиях фрустрирующего и стрессогенного воздействия трудных ситуаций. Она не является врожденным свойством личности, а формируется одновременно с её развитием и зависит от: типа нервной системы человека; особенностей познавательных, волевых и эмоциональных процессов; профессиональной подготовки и опыта человека; навыков и умений поведения в деятельности; уровня психической напряженности человека (чем выше уровень психической напряженности, тем более дезорганизовано поведение человека в стрессовой ситуации) и т.п. При этом необходимо помнить, что невозможно быть устойчивым ко всему, то есть психологическая устойчивость – это не устойчивость вообще. Показателем устойчивости является не стабильность как таковая, а вариативность, то есть гибкость, быстрота приспособляемости к постоянно меняющимся условиям жизнедеятельности, высокая мобильность психики при переходе от задачи к задаче.
Психологическая устойчивость человека во многом зависит от состояния его здоровья. Обеспечение здорового сна, очищение потребляемой воды, воздуха, регулярные и разнообразные физические нагрузки, естественная среда обитания, полноценный отдых на дикой природе, правильное питание, периодическое комплексное очищение организма от шлаков быстро и радикально восстанавливают здоровье.
В результате исследований установлена зависимость эффективности деятельности в стрессовых ситуациях от уровня психологической устойчивости и профессионального мастерства. Оказалось, что с ростом трудности ситуации эффективность деятельности все больше и больше начинает зависеть от психологической устойчивости, а не только от профессионального мастерства.
Специфическим проявлением психологической устойчивости является конфликтоустойчивость – способность человека оптимально организовать свое поведение в трудных ситуациях социального взаимодействия, бесконфликтно решать возникшие проблемы в отношениях с другими людьми. Конфликтоустойчивость – это интегральное образование, включающее в следующие компоненты:
· эмоциональный (эмоциональное состояние личности в ситуации взаимодействия, уровень и характер возбудимости психики и её влияние на успешность общения в трудной ситуации. Заключается в умении управлять своим эмоциональным состоянием в предконфликтных и конфликтных ситуациях, способность открыто выражать свои эмоции без оскорбления личности собеседника, не переходить в депрессивные состояния в случае затяжного конфликта или проигрыша в нем);
· волевой (способность личности к сознательной мобилизации сил в соответствии с ситуацией взаимодействия, к сознательному контролю и управлению собой, своим поведением и психическим состоянием. Именно волевой компонент позволяет регулировать свое эмоциональное возбуждение в конфликтной ситуации. Во многом волевой компонент обеспечивает толерантность, терпимость к чужому мнению, несогласию с другим, самообладание и самоконтроль);
· познавательный (устойчивость функционирования познавательных процессов личности, невосприимчивость к провокационным действиям оппонента. Он включает: умение определить начало предконфликтной ситуации; анализ причин возникновения конфликта; умение сводить к минимуму искажение восприятия конфликтной ситуации и личности оппонента, а также своего поведения; умение дать объективную оценку конфликта, прогнозировать его развитие и возможные последствия; способность быстро принимать правильные решения; способность выделять главную проблему конфликта, выдвигать и обосновывать альтернативные решения проблемы; способность к аргументации и цивилизованной полемике в условиях спора);
· мотивационный (состояние внутренних побудительных сил, способствующих оптимальному поведению в трудной ситуации взаимодействия. Обеспечивает адекватность побуждений складывающейся ситуации, их направленность на совместный поиск путей разрешения противоречия, устремленность на решение проблемы, возможность корректировки отстаиваемых интересов в зависимости от изменения обстановки и расстановки сил);
· психомоторный (правильность действий, их четкость и соответствие ситуации. Заключается в умении владеть своим телом, управлять жестикуляцией и мимикой, контролировать свои позы, положения рук, ног, головы, не допускать тремора рук, дрожания голоса, нарушений координации и скованности движений).
Высокий уровень конфликтоустойчивости предполагает психологически грамотные действия и поведение в проблемных и предконфликтных ситуациях, оптимизацию взаимодействия с оппонентом в конфликте, недопущение втягивания себя в его эскалацию, сосредоточение усилий на конструктивном разрешении конфликта.
К числу психологических факторов, влияющих на нормализацию стресса, можно отнести: понимание того, что основным в жизни должно быть соревнование с самим собой, а не с окружающими; согласие с тем, что все будет так, как надо, даже если будет по-другому; уменьшение объема и значимости информации, перерабатываемой мозгом в течение суток; снижение уровня притязаний; изменение отношения к ситуации, если мы не можем изменить саму ситуацию; уменьшение потребности во внешних оценках и зависимости от них, ориентация в самооценке на общечеловеческие законы добра и порядочности; понимание того, что сотни миллионов людей на Земле живут гораздо хуже нас.
Нормализации стресса способствует расширение пространственных, временных, вероятностных и содержательных границ мировосприятия, помогает человеку гораздо более глубоко понять смысл бытия и своего места в нем. Ежедневные мысленные прогулки в пространстве путем наблюдения Луны, планет, Солнца, звёзд, а также во времени помогают заметно повысить устойчивость к стрессу и конфликтам. Понимание того, что мир бесконечно разнообразен, и поэтому нужно хотя бы психологически быть готовым к самым невероятным вариантам развития событий, также снижает стресс. Постоянное стремление более глубоко проникнуть в суть вещей дает возможность объяснять и прогнозировать события, уменьшает вероятность стрессовых и конфликтных реакций.
Саморегуляция (лат. regulare – подчинять определенному правилу) – способность управлять своими эмоциями, амбициями, поведением, особенно в эмоционально и когнитивно сложных ситуациях; умение управлять уровнем психологического стресса.
Регулируя стрессовые ситуации следует учитывать то, что: · к стрессогенным факторам и вызываемым ими перегрузкам нельзя привыкнуть (к мелочным придиркам начальства, постоянным ссорам с коллегами по работе и т.п.); · в результате проведения каких-то противострессовых мероприятий можно добиться полного устранения их из жизни, ибо они её неразлучные спутники; · противодействие стрессам имеет своей целью не абсолютное их устранение, а лишь ослабление – насколько это возможно – их деструктивных последствий.
Антистрессовые мероприятия: 1) на групповом уровне: совокупность специальных организационных мероприятий; 2) на личностном уровне научиться постоянно, поддерживать в себе достаточно высокий жизненный тонус и использовать комплекс психофизиологических методов: на физическом уровне (ежедневные часовые прогулки на свежем воздухе, умеренные занятия любимым видом спорта, недопущение излишнего переутомления, разумное ограничение деловых поездок и встреч и т.п.); на эмоциональном уровне (художественное творчество, искусство, цвето- и аромотерапии, техника переключения на положительно-эмоциональные темы и т.п.); на интеллектуальном уровне (ставить перед собой реальные, соответствующие способностям и возможностям цели, настойчиво стремится к их достижению). Кроме указанных способов целесообразно использовать различные системы психофизического саморегулирования.
Помочь снять стресс также могут: полное устранение конфликта, устранение разногласий, примирение; общение с близким человеком; применение успокоительных средств; отвлекающие приемы (чтение захватывающего романа, просмотр кинофильма и т.п.); переключение на занятие любимым делом и т.п.
Высокую ценность в формировании стрессоустойчивости играют процессы личностно-профессионального самопознания и самосовершенствование.
Источник