Стратегия как способ прогнозирования

Стратегия как способ прогнозирования

Эстетические предпосылки.

Риторические предпосылки.

Лингвистические предпосылки.

Социологические и психологические предпосылки.

Некоторые мотивы«непрямого» поведения относятся к области социальных конвенцийи психологических особенностей личности. Существуют моральные, религиозные, политические мотивы, которые требуют корректировки речевого поведения в плане его «смягчения». Принцип «что на уме, то и на языке» никогда не соблюдается до конца, поэтому некоторые намерения говорящего изначально должны быть скрыты [Падучева 1982]. В прагматике эти особенности социальных интеракций описаны в терминах косвенных речевых актов и явлений эвфемии [Дементьев 2000, Крысин 1996, Сеничкина 2006], что не исключает иного способа их описания — как речевых стратегийи тактик.

Лингвистические основания речевых стратегийлежат в области языкового варьирования[Баранов, Паршин 1986, Fowler 1991]. Коммуникативное намерение может быть вербализовано по-разному, если система языка предоставляет говорящему возможность выбора. Представим какой-либо примитивный язык-код, с ограниченным лексическим инвентарем и упрощенной грамматикой. Возможности различного выражения мысли на этом языке также будут весьма ограниченными. К счастью, в естественных языках эта ситуация маловероятна.

Выбор одного из вариантов (лексического, грамматического и т.д.) в большинстве случаев не бывает случайным и определяется стратегической либо тактической задачами говорящего.

Проблема эффективности коммуникации также влияет на речевое планирование. Это находит отражение в существовании специальных тактических приемов (привлечения либо отвлечения внимания, фокусирования, драматизации и т.п.), цель которых — оптимизация речевого воздействия.

Существует определенное эстетическое удовольствие выражать мысли косвенно, непрямо. Говорить прямо человеку с высокой языковой компетенцией попросту скучно: теряются некоторые имплицитные смыслы, сигнализирующие об отношениях, чувствах, уходит подтекст, аллюзии — что порой не менее значимо, чем собственно информация.

Перечисленные основания позволяют более детально представить предмет исследования — речевые стратегии — во всем многообразии их функций и возможностей воздействия.

Представления о том, что беседа или разговор являются не хаотичным, а упорядоченным явлением, отразились в многочисленных исследованиях речевого общения, в частности диалогической речи[Арутюнова 1990, Баранов, Крейдлин 1992, Тарасова 1992, Sacks 1974, 1992 и др.]. Определение принципов этой упорядоченности, механизмов диалогического взаимодействия — задача далеко не решенная в современном языкознании, хотя область эта интенсивно изучается.

Стратегия речевого поведения охватывает всю сферу построения процесса коммуникации, когда ставится целью достижение определенных долговременных результатов. В самом общем смысле речевая стратегиявключает в себя планирование процесса речевой коммуникации в зависимости от конкретных условий общения и личностейкоммуникантов, а также реализацию этого плана. Иными словами, речевая стратегия представляет собой комплекс речевых действий, направленных на достижение коммуникативной цели.

Понятие стратегии не является принадлежностью только лингвистической науки — напротив, этот термин заимствован из сферы, даже не близкой лингвистике. В военном деле стратегия определяется как искусство ведения крупных операций и войны в целом, как наука о ведении войны. В переносном значении стратегия — это «искусство руководства общественной, политической борьбой» (МАС). Как видим, в основе лексического значения слова стратегия лежит идея планирования действий, связанных с социальной конфронтацией, противоборством. В психологической интерпретации этого понятия также сохраняется идея прогнозаповедения коммуникантов. Поведенческие стратегии оказываются наиболее близкими к речевым стратегиям.

Все виды стратегий объединяются тем, что они представляют своего рода гипотезы относительно будущей ситуации и обладают большей или меньшей степенью вероятности. При этом следует иметь в виду, что стратегические процессы, в какой бы сфере жизни они ни осуществлялись, во многом противоположны процессам алгоритмическим, или управляемым правилами. Последние гарантируют успешное достижение цели, если правила верны и применяются корректно. В стратегическом процессе такого гарантированного успеха нет, как нет и единого для всех носителей языка представления о том или ином взаимодействии.

Если выявлены условия, определяющие тот или иной стратегический результат, то можно прогнозировать, что определенные речевые действиядолжны с достаточной долей вероятности гарантировать успех. Однако непосредственные ситуации взаимодействия могут не подтвердить прогноз. В связи с этим проверить результаты стратегического подходаможно либо через прецеденты, либо путем экспериментов, соответствие которых реальному положению дел можно принимать с известной долей приблизительности (ср. о результатах когнитивных исследований -в работе [Баранов, Добровольский 1997]).

Чтобы планировать речевые действия, говорящие должны иметь представления об обычных ситуациях общения, а также обладать хотя бы элементарным опытом их анализа.

Задание 1

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Прогнозирование стратегии организации

Вы будете перенаправлены на Автор24

Стратегическое прогнозирование

Прогнозирование стратегии организации является достаточно сложным процессом при планировании действий предприятий по причине потребности соотнесения на основе выбора факторов сегодняшней ситуации с будущими, прогнозными фактами, представляющими собой внешнеэкономическую среду предприятия и подлежащими измерению (оценке).

Прогнозирование стратегии — необходимый элемент формирования стратегии и тактики любого уровня хозяйствования, начиная от индивидуальных предпринимателей, предприятий и фирм, и заканчивая отраслями народного хозяйства и субъектами федерации.

Читайте также:  Компьютерные сети по способу связи компьютеров

Роль прогнозирования стратегии организации

Роль прогнозирования стратегии в современном мире является определяющей по нескольким причинам:

  1. Постоянные колебания экономики, которые непосредственно отражаются на доходах и судьбе всех предпринимателей и потребителей. Для недопущения крупных ошибок, нужна своевременная оценка вероятных альтернатив динамики рынка, поведения участников внутреннего и внешнего рынка.
  2. Важнейшие факторы воспроизводственного процесса функционируют чрезвычайно неопределенно. По этой причине оценка их влияния на экономику и развитие общества может строится только на основе прогнозирования, выступающего в качестве исходного пункта в процессе обоснования долгосрочных перспективных планов.

Прогнозирование стратегии

Прогнозирование стратегии – важная процедура, которая состоит в предвидении состояния объектов прогнозирования на соответствующие промежутки времени в будущем.

Процедура прогнозирования основывается на следующих подходах:

  1. Генетический подход, предполагающий анализ тенденций развития объектов в соответствующем периоде прошлого и соответствие этих тенденций на перспективу,
  2. Нормативный подход, с использованием нормативного расчета.

Готовые работы на аналогичную тему

Содержание стратегического прогнозирования состоит в разработке долгосрочного и среднесрочного прогноза, которые касаются экономической жизни в целом, включая ее составные подсистемы и элементы.

Стратегический прогноз представляет собой эмпирически (теоретически) обоснованные суждения о вероятном состоянии объектов прогнозирования в перспективе, пути и сроки его достижения.

  1. Предсказательная (описательная) функция, включающая в себя описание перспектив (желательных и возможных), проблем на будущее.
  2. Предписательная функция, которая способствует оформлению прогнозов в планы. Осуществляется данная функция посредством подготовки проектов решения проблем деятельности.

Процесс и результаты деятельности по прогнозированию применяются в 2 важных направлениях:

  1. Теоретико-познавательное направление, состоящее в исследовании и улучшении методологии составления прогноза, выявление факторов, которые помогают выявить возникновение и существование тенденций в экономико-социальных отношениях.
  2. Управленческое направление, при котором прогнозы способствуют созданию предпосылок для эффективных управленческих решений.

В соответствии с масштабами прогнозирования могут быть прогнозы макроэкономические, отражающие развитие экономики, и структурные (отрасль, регион). Хозяйствующие субъекты в своей деятельности составляют самостоятельные прогнозы стратегии, но в целом они должны принимать к учету и перспективное состояние на макроэкономическом уровне.

При составлении прогнозов происходит:

  • Анализ системы социально-экономических, технологических и других процессов, которые протекают на предприятии и в его внешней среде, связь между ними;
  • Оценка сложившейся ситуации и выявление основных проблем;
  • Формирование представлений о будущем компании и условиях достижения поставленных целей.

Источник

Стратегическое прогнозирование

Сущность формулировки стратегии (образа действий) и её чёткий инструментарий. Основные принципы прогнозирования, аргументированные представления о направлениях развития организации. Методика прогнозирования в практике управления, составление матриц.

Рубрика Менеджмент и трудовые отношения
Вид контрольная работа
Язык русский
Дата добавления 12.07.2011
Размер файла 20,0 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Стратегический менеджмент (стратегическое управление) это одна из функций управления, распространяется на долгосрочные цели и действия компании. Формулировка стратегии (образа действий) и её чёткий инструментарий являются ядром управления и важным признаком хорошего менеджмента компании.

Стратегический менеджмент — это разработка и реализация действий, ведущих к долгосрочному превышению уровня результативности деятельности фирмы над уровнем конкурентов. Стратегия организации — взаимосвязанный комплекс долгосрочных мер или подходов во имя укрепления жизнеспособности и мощи организации по отношению к её конкурентам. Стратегия организации — по существу — набор правил для принятия решений, которыми организация руководствуется в своей деятельности.

В основе разработки стратегии находится прогноз т.е. система аргументированных представлений о направлениях развития и будущем состоянии организации и ее окружения. Основами прогнозов являются: специальные обследования, другие прогнозы, вероятностный математический анализ и анализ временных рядов, мозговая атака, индивидуальные опросы специалистов, сценарии на случай непредвиденных обстоятельств.

При составлении прогнозов:

анализируется совокупность экономических, технологических, социальных и иных процессов, происходящих в организации и ее окружении, связи между ними;

оценивается сложившаяся ситуация и выявляются узловые проблемы;

формируются представления о будущем организации и условиях его достижения.

Прогнозы разрабатываются в виде совокупности качественных характеристик объекта, количественных (точечных и интервальных) оценок, показателей вероятности их достижения. В самом простом случае прогноз представляет собой утверждение о возможности или невозможности той или иной ситуации.

Стратегическое прогнозирование является достаточно сложным процессом в планировании действий организации из-за необходимости соотнесения на избранной основе факторов настоящего периода функционирования с вероятностными, прогнозными, которые в целом представляют собой внешнеэкономическую среду организация и подлежат измерению, оценке и анализу.

В условиях рыночной экономики роль такой процедуры стратегического менеджмента как прогнозирование является определяющей. Связано это с двумя важнейшими обстоятельствами.

Во-первых, рыночная экономика отличается постоянными колебаниями конъюнктуры, непосредственно отражающейся на доходах и судьбе каждого продавца и покупателя товаров или услуг. Чтобы не допускать крупных, подчас непоправимых ошибок, нужно оценивать возможные альтернативы рыночной динамики, поведения контрагентов и конкурентов на внутреннем и внешнем рынках. Именно поэтому стратегическое прогнозирование становится необходимым элементом формирования стратегии и тактики на любом уровне хозяйствования — от индивидуального производителя, коммерческих организаций и их ассоциаций, до отраслей народного хозяйства, субъектов федерации и общества в целом.

Читайте также:  Лечения папиллом народными способами

Во-вторых, в рыночном хозяйстве важнейшие факторы воспроизводства (природные процессы, продуктивность сельского хозяйства, изменения в численности и структуре населения, спрос на товары и т.д.), имеют чрезвычайно высокую степень неопределенности. Поэтому оценить их воздействие на социально-экономическое развитие можно лишь на основе прогноза, который выступает как исходный пункт при обосновании долгосрочных программ и планов.

Таким образом, прогнозирование — это важнейшая процедура стратегического планирования, заключающаяся в предвидении состояния объекта прогнозирования в определенный момент в будущем.

Эта процедура может быть основана либо на анализе тенденций развития объекта за соответствующий период в прошлом (обычно трехкратный по отношению к периоду прогноза) и экстраполяции этих тенденций в будущее (генетический подход), либо на использовании нормативных расчетов (нормативный или телеологический подход).

Содержанием же стратегического прогнозирования является разработка долгосрочных и среднесрочных прогнозов, касающихся национальной экономики в целом, ее составных подсистем и элементов.

Под стратегическим прогнозом понимается эмпирически или теоретически обоснованное суждение о возможном состоянии объекта прогнозирования в будущем, о путях и сроках его достижения.

Стратегическое прогнозирование выполняет две важнейшие функции. Первая из них — предсказательная. Иногда ее еще называют описательной. Вторая, непосредственно связанная с первой, — предписательная или предуказательная, способствующая оформлению прогноза в план деятельности.

Предсказательная функция — это описание возможных или желательных перспектив, состояний, проблем объекта прогнозирования в будущем. Предписательная функция стратегического прогнозирования состоит в подготовке проектов по решению различных проблем деятельности объекта управления. Следовательно, прогноз — не самоцель, а средство для выработки управленческого решения и планирования.

Основные принципы прогнозирования: системность, комплексность, непрерывность, вариантность, адекватность и оптимальность.

Процесс и результаты прогностической деятельности могут использоваться в двух важнейших направлениях: теоретико-познавательном и управленческом.

Теоретико-познавательное назначение стратегического прогнозирования, как учебной и научной дисциплины, состоит в изучении и совершенствовании методологии составления прогнозов, выявления факторов, способствующих возникновению и существованию тенденций в экономике и социальных отношениях.

Управленческий аспект: использование прогнозов экономического и социального развития общества создает необходимые предпосылки повышения уровня подготавливаемых управленческих решений.

Полиструктурный (множественный) характер проблем, решаемых современным государством, его отдельными подсистемами, а также непосредственно хозяйствующими субъектами порождают необходимость разработки целой системы прогнозов.

Составление различных прогнозов имеет свои особенности, поэтому возникает необходимость их классификации по масштабу прогнозирования, времени упреждения, характеру объекта прогноза, функциям прогноза.

По масштабу прогнозирования выделяют:

макроэкономические (развитие национальной экономики в целом) и структурные (межотраслевые и межрегиональные) прогнозы;

прогнозы развития отдельных комплексов национальной экономики (топливно-энергетического, агропромышленного, инвестиционного, производственной и социальной инфраструктуры, финансово-кредитного и т.д.);

прогнозы отраслевые и региональные;

прогнозы деятельности хозяйствующих субъектов, их ассоциаций и отдельных производств.

При составлении прогнозов:

анализируется совокупность экономических, технологических, социальных и иных процессов, происходящих в организации и ее окружении, связи между ними;

оценивается сложившаяся ситуация и выявляются узловые проблемы;

формируются представления о будущем организации и условиях его достижения.

Прогнозы разрабатываются в виде совокупности качественных характеристик объекта, количественных (точечных и интервальных) оценок, показателей вероятности их достижения. В самом простом случае прогноз представляет собой утверждение о возможности или невозможности той или иной ситуации. Интервальный прогноз представляет собой «вилку», ширина которой прямо пропорциональна вероятности достижения.

Известны шесть методов прогнозирования, которые включают: экспертные оценки, экстраполяцию и интерполяцию временных трендов, анкетно-экспортный регрессивный анализ и математическое моделирование.

Наиболее простой из них — экстраполяция, или проекция в будущее, суть которой состоит в автоматическом перенесении в него существовавших в прошлом тенденций развития организации, например, темпов и направленности роста производства, доли на рынке, рентабельности и т. п. Однако этот метод пригоден только для стабильных, контролируемых условий, которые в обозримом будущем меняться не должны, и требует изучения ситуации не менее, чем за десятилетие.

Если будущие условия деятельности организации ожидаются не очень стабильными, но при этом причинно-следственные связи между событиями все же просматриваются, то для целей прогнозирования могут использоваться более сложные методы, в основе которых лежат математические модели.

Обе эти разновидности прогнозирования составляют суть генетического подхода к нему, с помощью которого, исходя из знания прошлых событий, современной ситуации, направления и темпов ее изменения, можно нарисовать приблизительную картину будущего.

Однако будущее может быть настолько неопределенно (в условиях НТР это считается вполне нормальным), что использование генетического подхода на практике может и не дать надежных результатов. В этом случае применяется метод экспертных оценок. Они строятся на сопоставлении мнений специалистов в соответствующих областях, позволяющем нарисовать ориентировочную, хотя и не очень надежную, картину будущего.

Метод экспертных оценок составляет основу нормативного подхода к прогнозированию, непосредственно дающего видение будущего, которое служит исходным моментом для поиска возможных стратегий его достижения.

Прогнозы дополняются определенными допущениями о том, что развитие ситуации будет происходить именно так, а не иначе. Допущения заполняют оставленные прогнозами пробелы и касаются более достоверных событий и явлений. Иногда допущения используются в качестве самостоятельного инструмента разработки стратегии.

В современных условиях для прогнозирования часто применяются формализованные методы, например матрицы (табл. 1).

Читайте также:  При производстве серной кислоты контактным способом

Таблица 1 — Прогнозная матрица «Товар — рынок»

Существующие товары (услуги)

Вероятность 2-го порядка

Вероятность 1-го порядка

Вероятность 3-го порядка

Из содержания матрицы видно, что относительно существующих на данный момент факторов можно делать достаточно точный прогноз, являющийся базовым. С появлением не вполне определенных факторов — новые товары (услуги), новые рынки — точность прогноза снижается и вероятность его исполнения становится меньше.

Подробное описание последовательных событий, с определенной степенью вероятности ведущих к предсказанному состоянию объекта управления или возможным последствиям сделанного выбора, получило название сценария. Цель сценария состоит в снижении общего уровня неопределенности стратегии и показе, как из существующей ситуации можно альтернативно шаг за шагом перейти к будущему состоянию объекта управления. Сценарий должен быть внутренне взаимосвязанным, пригодным для практического применения.

Много вариантность прогнозов предполагает составление нескольких сценариев (обычно 2-3), каждый из которых, как правило, разрабатывается в трех вариантах: оптимистичном, в надежде на благоприятные условия; реалистичном, исходящем из нормальных, средних условий; пессимистичном, предполагающем, что дела у организации могут пойти совсем плохо.

Наличие крайних вариантов сценария задает рамки, в которых допустимы отклонения в ходе реализации стратегии, основывающейся на реалистичном сценарии. Кроме того, много вариантность создает основу для творческих дискуссий, позволяющих совершенствовать сам сценарий.

Как правило, прогнозирование предполагает установление параметров в виде вариантов, интервалов прогнозируемых параметров и критериев. При необходимости в каждом конкретном случае выбирается тот или иной метод прогнозирования. На основании выполненных прогнозов разрабатываются планы и программы развития. Поиск своей траектории стратегического развития является главной целью стратегического прогнозирования предприятий и организаций.

Рассмотрим методику прогнозирования в практике управления.

Сначала необходимо определить вид прогнозирования: поисковое или нормативное.

Следующий важный элемент — выбор методов прогнозирования. Выделяют экспертное прогнозирование, функционально-логические методы, математические методы параметрического прогнозирования, прогнозирование по аналогии.

К экспертным методам прогнозирования относятся как простейшие — проведение совещаний по анализу каких-либо возникшим проблем, так и более сложные групповые методы — «мозговая атака», метод Дельфи, метод номинальной группы и др. Их применение основано на эффекте синергии, когда интеллектуальные возможности объединенных общей целью людей становятся значительно выше. Недостаток экспертных методов заключается в том, что не всегда руководитель может использовать компетентных экспертов по той или иной проблеме.

Методы функционально-логического прогнозирования: прогнозный сценарий, морфологический анализ, функционально-логическое прогнозирование с использованием функционально-декомпозиционного представления о системе.

Эффективны математические методы (корреляционный, регрессионный, факторный виды анализа, групповой учет аргументов и др.), которые базируются на законе всеобщей связи и зависимости между явлениями.

Прогнозирование по аналогии является наиболее часто используемым практическим типом прогнозирования. Оно корректно только тогда, когда установлена, доказана аналогия в случае, имевшем место ранее на практике, и конкретном случае прогнозирования. Данный метод нельзя использовать при прогнозировании принципиально новых объектов, процессов, ситуаций.

После выбора метода производится непосредственно прогнозирование. При этом законы логики требуют выяснения достоверности, полноты и точности прогноза.

стратегия управление прогнозирование матрица

Список используемой литературы

1. Вачугов Д.Д. Основы менеджмента / Д.Д.Вачугов. — М.: Высшая школа, 2005. — 376 с.

2. Лигинчук Г.Г. Основы менеджмента. Часть 1. Учебный курс / Г.Г.Лигинчук. — М: МИЭМП, 2007. — 115 с.

3. Мардас А.Н. Стратегический менеджмент. Практикум / А.Н.Мардас. — СПб: СПбГЭУ «ЛЭТИ», 2004. — 68 с.

4. Степанова Г.Н. Стратегический менеджмент. Планирование на предприятии: Учебное пособие / Г.Н.Степанова. — М.: Издательство МГУП, 2001. — 136 с.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

Понятие и содержание процесса прогнозирования трудовых ресурсов на современном предприятии, его значение в деятельности и используемые методики. Практический пример прогнозирования, его главные этапы и специфика, инструментарий и выполняемые функции.

курсовая работа [116,9 K], добавлен 24.12.2011

Сущность экономического прогнозирования, характеристика основных форм предвидения. Предвидение внутренних и внешних условий деятельности. Виды прогнозов и технология прогнозирования. Методы прогнозирования: экспертные, статистические, комбинированные.

курсовая работа [479,1 K], добавлен 22.12.2009

Сущность и роль прогнозирования производственно-хозяйственной деятельности предприятия в системе планирования. Анализ практического использования на предприятии качественных методов прогнозирования в принятии управленческих решений, оценка эффективности.

дипломная работа [764,5 K], добавлен 26.12.2010

Понятие и сущность прогнозирования, основные формы и методы реализации данного процесса в современных организациях. Выбор прогнозирования производства конкурентоспособной продукции. Исследование и оценка эффективности прогнозов и пути ее повышения.

курсовая работа [70,0 K], добавлен 25.08.2013

Цели и задачи прогнозирования объемов сбыта, его роль в составлении финансового плана и бюджета компании. Данные, используемые для прогнозирования, выбор периода агрегации данных. Исследование различных методов прогнозирования и их экономический смысл.

реферат [23,3 K], добавлен 18.12.2010

Эволюция, понятие и сущность прогнозирования и планирования деятельности предприятия. Структура экономического предвидения. Отличительные черты метода сценариев, а также технологического, экспертного, изыскательского, нормативного метода прогнозирования.

реферат [89,3 K], добавлен 15.04.2011

Значение прогнозирования и планирования в системе управления на предприятиях сферы сервиса. «Прогнозирование-планирование» как единая система методических решений на предприятиях сферы сервиса. Специфика прогнозирования сложных систем в сфере сервиса.

контрольная работа [25,3 K], добавлен 29.09.2010

Источник

Оцените статью
Разные способы