Стратегии понимании информации способы оптимизации процесса понимания

Стратегии понимания текста. Стратегия понимания текста— Это операции, которые используются коммуникантами при обработке текстовой информации

Стратегия понимания текста— Это операции, которые используются коммуникантами при обработке текстовой информации.

Стратегии понимания текста были описаны Т. ван Дейком и В. Кинчем. Согласно их концепции, понимание – это активный процесс, который регулируется 4-мя факторами: 1) Сам текст; 2) Знания коммуникантов; 3) Цели и интересы слушающего; 4) Ситуация (беседа шеф – секретарь).

4 стратегии по Дейку и Кинчу:

1) прапозициональная, суть: объединение отдельных элементов смысла в субъектно – предикатные структуры, т.е. в предложения);

2) стратегия локальной связности, суть: объединение смыслов отдельных предложений в более крупные смысловые единицы (образы) на основании общности темы);

3) макростратегия, суть: объединение смыслов (обзацев) в единый смысл целого текста и выделение макротемы);

4) схематические, суть: разделение смысла текста на коипозиционные составляющие (завязка – кульминация – развязка).

Свойства текста влияющие на процесс понимания: а) длина слов; б) частотность употреблённых слов; в) когнитивная структурированность. Первые три стратегии основываются на операции синтеза. Последняя – на операции анализа.

Источник

Стратегии понимания

Как можно усилить способность понимать? Существует ряд стратегий понимания, нацеленных на то, чтобы помочь сделать более понятной информацию, переданную обычным (повседневным) языком. Эти стратегии помогают выявить, сохранить и использовать в дальнейшем информацию, содержащуюся в устной речи и в письменных источниках. Все они предполагают создание осмысленного внутреннего образа, соответствующего тому образу, который использовал «адресант» (говорящий или автор).

Процесс понимания лучше всего описать при помощи аналогии. Представьте, что у вашего друга есть большой детский гимнастический тренажер и что он вам его дарит. Так как тренажер слишком громоздкий, чтобы вы могли унести его к себе домой в собранном виде, вам придется разобрать его на части. После того как он оказался у вас дома, вы должны заново его собрать. Чтобы сделать это, вам сначала придется определить, какая часть тренажера является основной, или несущей, а затем добавить к ней остальные элементы. Когда тренажер собран, он должен иметь тот же вид, который имел, находясь в доме вашего друга.

Понимание информации происходит подобным образом. Если ваш друг обладает обширными знаниями и хочет с вами ими поделиться, он сделает это посредством языка. Вы должны будете выявить в его словах основные идеи, с тем, чтобы выстроить собственное мысленное представление. Вы также должны будете понять, как связаны между собой другие элементы сообщения, чтобы можно было «нарастить» их необходимым образом на основные идеи. Можно сказать, что вы добились понимания в том случае, если ваша структура знаний «имеет тот же вид», что и структура знаний, которую выстроил ранее ваш друг. Другими словами, переданной информации у каждого из вас должно соответствовать одно и те же глубинное представление. Все стратегии, облегчающие понимание, направлены на то, чтобы способствовать передаче глубинных структур. Они помогают выявить основные идеи и определить значимость различных элементов сообщения. Они позволяют «адресату» увидеть внутренние связи между составными частями сообщения.

Что вы делаете в момент понимания какого-либо сообщения? Большинство людей отвечает, что не знают о том, какие действия они предпринимают для того, чтобы облегчить себе понимание чего-либо. Однако они могут сказать, что делают, когда что-то изучают. Как было указано выше, любая когнитивная деятельность, помогающая пониманию материала, также является подспорьем для памяти, поэтому любая стратегия понимания — это в то же время и стратегия запоминания.

Источник

Лекция 4 стратегии понимания учебной инф-ции

1. Язык как основа учебной инф-ции.

2. Возможности улучшения способности понимать информацию.

3. Стратегии понимания учебной инф-ции (линейные последовательности, иерархии, сети, матрицы, блок-схемы)

1. Язык как основа учебной инф-ции.

Многие студенты сталкиваются с тем, что им бывает трудно разобраться с материалом, изложенным в учебнике, хотя они прилагают для этого все усилия. Им не удается ни понять, ни запомнить учебный материал. Причиной неспособности понять ту или иную мысль или идею часто является язык, используемый для ее выражения, а не сложность самой идеи. Одни преподаватели умеют излагать сложные вопросы так, что их легко понять, в то время как другие преподаватели могут потратить на такое объяснение многие дни, а студенты так и не разберутся, о чем же идет речь.

Читайте также:  Способы контроля стерильности могут быть

Язык является основной средой для рационального мышления. Мысль и язык переплелись настолько, что их невозможно отделить друг от друга. Язык – это система знаков, используемая для целей коммуникации и познания. Эта система включает слова с их значениями и набор правил, по которым строятся предложения. Сущ-т большое число систем знаков: дорожные, матем., картограф., химич. и др. Наи> важной и универсальной по возможности ее использования является сист. ест-го. (нац-го по форме – русского, английского и т.д.) языка. Слово является разновидностью знака, поскольку последний присутствует в различного рода формализованных языках.

Все языки делятся на ест-е, искусств-е и частично искусств-е. Первые («повседневные», «разговорные») складываются стихийно и постепенно. Искусств-е языки сознательно создаются людьми для каких-либо спец. целей (языки математики, логики, алгоритмич. языки программирования, шифры и т.д.). Языки ест-х и гум-х наук отн-ся к частично искусств-м (учебник по биологии написан всегда на том или ином ест-м языке: русском, англ., нем. и т.д. Но помимо слов этого языка, учебник обязательно включает собственно биологич. терминологию и символику, являющуюся по преимуществу интернац-й). Искусств-е языки вторичны по отношению к ест-му языку: 1-е возникают на базе 2-го и м/функционировать т-ко в связи с ним. Например, для логики необходим искусств-й язык, строящийся по опр-м правилам. Этот язык не предназначен для общения. Он служит задаче выявления логич. связей наших мыслей. В современной логике разработаны принципы построения искусств-го логич. языка. Его создание имело примерно такое же значение в области мышления, какие в области произв-ва имел переход от ручного труда к механизированному. Специально созданный для целей логики язык получил название формализованного. Слова обычного языка заменяются отдельными буквами и различными специальными символами.

Психологи разделяют речь на 2 стр-ры – глубинную и поверхностную. Внутр. речь (глубинная стр-ра) – это те мысли, α вы хотите передать. Внеш. речь (поверхностная стр-ра) соответствует звукам вербального выражения мыслей или их письм. аналогу, тексту, α м/б представлен на бумаге, экране компьютера или ином материале, предназначенном для письма.

Коммуникация оказывается «успешной», когда глуб. представление, созданное говорящим, соответствует глуб. представлению слушающего. Представление слушающего о смысле сообщения складывается не сразу, а в течение неα времени. Все стратегии, направленные на лучшее понимание сообщения, заключаются в следующем: необходимо выстроить свое представление т.о., чтобы оно максимально точно отражало представление, созданное «адресантом».

Одним из средств для понимания научных текстов явл-ся аналогии, α изобилует чел. мышление. Всякий раз, оказываясь в новой для себя ситуации, мы стараемся осмыслить ее, соотнося происходящее с чем-то уже знакомым. Когда мы мыслим аналогиями, мы переносим глуб. стр-ру известного нам класса объектов на неизвестный объект. Например, когда нам говорят, что атом подобен миниатюрной солнечной сист., подразумевается, что м/у компонентами солнечной сист. и атома сущ-т общие связи – меньшие тела вращаются вокруг большего тела по неα фиксированным траекториям. О внешней схожести речи не ведется. Все аналогии предполагают, что к.-л. 2 понятия имеют сходные признаки. Удачные аналогии указывают на сходство глуб. стр-р объектов даже в том случае, когда последние очень сильно отличаются др. от др. В этом случае глуб. стр-ры остаются в целом неизменными при переходе от известного к неизвестному, в то время как внешние особенности не играют особой роли. В неудачных аналогиях сходство имеют т-ко внешние или поверхностные признаки. Каждый раз, когда вам приходится иметь дело с аналогией, необходимо выяснить хар-р этого подобия. 2 понятия имеют сходные глуб. стр-ры, так что значимая инф-ция об одном из понятий м/б перенесена на другое, или же подобие носит лишь поверхностный и несущественный хар-р. Так, при изучении технич. текстов, в α присутствуют удачные аналогии, связывающие представленную инф-цию со знакомыми темами, студентам значительно проще разобраться, чем при изучении текстов без аналогий.

Читайте также:  Какими способами можно изучить строение земли

Источник

Стратегии понимания

Как можно усилить способность понимать? Существует ряд стратегий понимания, нацеленных на то, чтобы помочь сделать более понятной информацию, переданную обычным (повседневным) языком.

Процесс понимания лучше всего описать при помощи аналогии. Представьте, что у вашего друга есть большой детский гимнастический тренажер и что он вам его дарит. Так как тренажер слишком громоздкий, чтобы вы могли унести его к себе домой в собранном виде, вам придется разобрать его на части. После того как он оказался у вас дома, вы должны заново его собрать. Чтобы сделать это, вам сначала придется определить, какая часть тренажера является основной, или несущей, а затем добавить к ней остальные элементы. Когда тренажер собран, он должен иметь тот же вид, который имел, находясь в доме вашего друга.

Понимание информации происходит подобным образом. Если ваш друг обладает обширными знаниями и хочет с вами ими поделиться, он сделает это посредством языка. Вы должны будете выявить в его словах основные идеи, с тем, чтобы выстроить собственное мысленное представление. Вы также должны будете понять, как связаны между собой другие элементы сообщения, чтобы можно было «нарастить» их необходимым образом на основные идеи. Можно сказать, что вы добились понимания в том случае, если ваша структура знаний «имеет тот же вид», что и структура знаний, которую выстроил ранее ваш друг. Другими словами, переданной информации у каждого из вас должно соответствовать одно и те же глубинное представление. Все стратегии, облегчающие понимание, направлены на то, чтобы (138:) способствовать передаче глубинных структур.

Что вы делаете в момент понимания какого-либо сообщения? Большинство людей отвечает, что не знают о том, какие действия они предпринимают для того, чтобы облегчить себе понимание чего-либо. Однако они могут сказать, что делают, когда что-то изучают. Как было указано выше, любая когнитивная деятельность, помогающая пониманию материала, также является подспорьем для памяти, поэтому любая стратегия понимания — это в то же время и стратегия запоминания. Задавание вопросов и объяснение

Умеющие мыслить умеют задавать вопросы. Элисон Кинг (King, 1994, р. 18)

То, что умение задавать вопросы благотворно сказывается и на том, кто их задает, и на тех, кому они адресуются, подмечалось многими. Палинсар и Браун (Palincsar & Brown, 1984), к примеру, обнаружили, что когда студентов просили задавать своим товарищам наводящие вопросы, они понимали новый учебный материал лучше, чем студенты из контрольной группы, которые таких вопросов не задавали. Изучение текста проходит наиболее эффективно тогда, когда по нему задают правильно поставленные вопросы, а затем при ответах выявляется степень понимания материала. Ряд исследований показал, что если студенты придумывают собственные вопросы по тексту и сами же отвечают на них, это способствует пониманию и запоминанию материала (Heiman & Slomianko, 1986).

Один из лучших методов, основанный на сочетании вопросов и пересказа материала, называется SQ3R (англ. Survey, Question, Read, Recite, Review), что переводится как «Обзор, Вопросы, Чтение, Изложение, Повторение». Первое, что вы делаете, начиная читать трудный текст, — это Обзор главы (или другой удобной для восприятия части текста). В процессе обзора вы обращаете внимание на заголовки и подзаголовки, с тем чтобы получить представление, о чем вы будете читать. Это позволит вам в процессе чтения предвидеть дальнейшее развитие темы.

Чтение — это третий шаг (как уже было сказано, вы начинаете изучать текст не с него). При чтении бывает полезно делать записи. Чтобы быть полезными, они (139:) должны представлять из себя парафраз, или пересказ материала собственными словами. Изложение — это ответы на вопросы, которые вы задали себе ранее. Отвечать на них надо, не заглядывая в книгу или в свои записи. Коротко обобщая прочитанное, изучающий оценивает свое понимание материала. Легко посчитать, что вы его знаете, когда он находится перед вами. Только позже, не имея под рукой ни книги, ни своих записей, вы можете обнаружить, что в действительности вы им не овладели. На этом этапе вы должны определить качество своих знаний, оценив, насколько уверенно вы отвечаете на вопросы. Неплохо произнести ответ вслух или дать его в письменном виде. Когнитивные психологи знают, что «одна из наиболее показательных проверок того, насколько хорошо люди поняли текст, — попросить их обобщить его, выделить его сущность и изложить его в нескольких предложениях» (Bower & Clapper, 1989, p. 293). Если вы не можете ответить на вопросы, вам необходимо вернуться в начало раздела и сделать еще одну попытку.

Читайте также:  Способы приема ацц лонг

Следующий шаг после изложения — Проверка. Пройдитесь снова по всему материалу. Психологи называют это переизучением — это важная составная часть процесса усвоения и изучения материала, поскольку она является гарантией того, что только что полученная информация будет вам доступна, когда она понадобится. В этом случае процесс припоминания становится гораздо более автоматичным и требует меньше усилий, а информация воспроизводится более точно.

Кинг (King, 1989, 1992, 1994) провела ряд исследований, которые со всей определенностью свидетельствуют о немалой пользе, которую приносит метод взаимных вопросов и ответов, состоящий в том, что изучающие задают продуманные вопросы, на которые они затем поочередно отвечают. Она пришла к выводу, что умение задавать продуманные вопросы — это тот навык, которому следует учить, поскольку большинство людей привыкло задавать примитивные вопросы, требующие при ответе на них лишь небольшого напряжения памяти (например: В каком году. Кто изобрел. ), вместо того чтобы задать такой вопрос, ответ на который потребует серьезного анализа разнородной информации. Кинг (King, 1994) придумала серию общих вопросов, которые можно задавать, слегка видоизменив, практически в любой ситуации. Взгляните на общие вопросы, представленные в табл. 3.1. Когда изучающие отвечали на них, используя информацию, полученную ими из лекции или текста, они запоминали и понимали материал гораздо лучше, чем студенты из контрольной группы, которых приучали либо знакомиться с материалом самостоятельно, либо проводить его групповое обсуждение, либо обобщать его в краткой форме, либо задавать вопросы, но не показывали им при этом, как следует правильно задавать вопросы (King, 1989, 1992). Более того, Кинг обнаружила, что если студентам удается освоить технику использования таких вопросов, они начинают спонтанно задавать их в самых разнообразных ситуациях в ходе учебного процесса (King, 1994).

1. Каким образом контекст влияет на суждение?

2. Сравните глубинную структуру с поверхностной в свете той роли, которую они играют в процессе общения.

3. Объясните, каким образом аналогии могут способствовать пониманию материала.

4. Почему так велика роль прототипов?

5. В чем разница между двусмысленностью и неопределенностью?

6. Что означает термин «общие вопросы»?

Можете ли вы ответить на эти вопросы?

Таблица 3.1. Вопросы, направляющие ход мышления

Общие вопросы Используемые навыки мышления
Приведите пример . ? Приложение
Каким образом можно . использовать для . ? Приложение
Что случится, если . ? Предположение/выдвижение гипотез
Что подразумевается под . ? Анализ/заключение
В чем сильные и слабые стороны . ? Анализ/заключение
На что похоже .. ? Идентификация и создание аналогий и метафор
Что мы уже знаем о . ? Активизация ранее приобретенных знаний
Каким образом . влияет на . ? Активизация причинно-следственных отношений
Каким образом .

связано с тем, что мы изучили ранее?

Активизация ранее приобретенных знаний
Объясните, почему. Анализ
Объясните, как . Анализ
В чем смысл . ? Анализ
Почему важно . ? Анализ значимости
В чем разница между . и . ? Сравнение — противопоставление
Чем похожи . и . ? Сравнение — противопоставление
Как можно применить . в повседневной жизни? Применение в реальном мире
Какой аргумент можно привести против . ? Контраргументация
Какой . является лучшим и почему? Оценка и ее обоснование
Какими могут быть возможные решения задачи? Синтез идей
Сравните . и . на основании . Сравнение — противопоставление
Что, на ваш взгляд, является причиной . и почему? Анализ причинно-следственных связей
Согласны ли вы с утверждением, что . ? Оценка и ее обоснование
Чем вы можете аргументировать свой ответ? Оценка и ее обоснование
Как, по вашему мнению, посмотрел бы . на вопрос . ? Рассмотрение других точек зрения

Примечание. Перечень общих вопросов по Кинг (King, 1994). Эти вопросы можно использовать практически в любой ситуации. Исследования продемонстрировали, что понимание и запоминание материала улучшаются, если студенты учатся задавать подобные вопросы и отвечать на них. Более того, студенты начинают использовать эти общие вопросы в незнакомой обстановке, а это доказывает, что перенос навыков критического мышления имеет место в том случае, когда студенты понимают, что перенос является основной целью занятий, направленных на совершенствование мышления. (141:)

Источник

Оцените статью
Разные способы