- Стиль-персона как способ самовыражения
- Драматическая стиль-персона
- Естественная стиль-персона
- Классическая стиль-персона
- Романтическая стиль-персона
- Эклектичная стиль-персона
- Творческая стиль-персона
- 5.1. Общая характеристика стилей. Стилевое расслоение лексики. Эмоционально-экспрессивная окраска слова
- Стили русского литературного языка
Стиль-персона как способ самовыражения
Как найти свой стиль? И зачем вообще его искать? Почему женщин часто интересуют эти вопросы? Что такое вообще этот стиль? Это про то, когда нечего надеть, или это нечто более глубинное, из области принятия себя? Со всеми, кого интересуют эти вопросы, хочу сегодня обсудить тему выработки личного стиля как творческого шага в область знакомства с собой и способа самовыражения.
Из всего многообразия окружающего нас прекрасного мира каждая выбирает для себя то, что наиболее близко для души: книги, декор дома, напитки, ароматы, цветы, эмоции, оттенки, и, конечно, одежду. То есть у того, как мы одеваемся, на самом деле очень много психологических причин. Примеряя сотни нарядов, мы не задумываемся над тем, почему же именно эти вещи живут в нашем шкафу. В какой-то момент времени мы можем понять, что недовольны своим отражением в зеркале, и то, что мы видим, не соответствует нашему внутреннему миру. Или наоборот, мы очень гармонично себя ощущаем в своих нарядах, ведь они точно отражают наш внутренний мир.
Как ни странно, понятие стиля тесно связано с самопознанием. Поиск стиля связан с увлекательнейшим знакомством с самой собой, с принятием себя и новыми открытиями. В стиле мы стремимся проявить своё внутреннее я, выразить во внешнем свою уникальность, какую-то одну или несколько граней своей личности.
Как вы уже наверняка знаете, стилевые направления – это группы, которых объединяют особенности кроя, деталей, фактуры, рисунка. Знание наиболее подходящего для вас стилевого направления (или нескольких направлений, которые вам близки) значительно облегчает поход по магазинам.
А термин «стиль-персона» – это о чём? И главное – зачем? «Стиль-персона» – это более концентрированное знание о себе, чем просто стилевое направление. Это больше про внутреннее ядро, меньше про маски. Больше про то, какая вы настоящая. Этот термин означает наши ассоциации, настроение, энергию, устремления, желанные образы, с помощью которых мы хотим выразить свою индивидуальность.
Это проявления нашей личности, наших предпочтений, наши психологические особенности, изюминки, непохожести, которые мы желаем отразить в своем внешнем виде. Это наш характер, наши внутренние особенности. Знакомство с собой приближает нас не только к правильному самовыражению в одежде и внешнем виде, но и к принятию себя, уникальной и особенной. Такой себя, другой которой нет и никогда не будет на земле.
Стиль-персон много, они как персонажи из сказки, театральной постановки или фильма, у каждой свой характер, свой наряд, исходя из особенностей натуры. Присмотритесь к ним, это как увлекательная игра с примеркой костюмов. Осознанно или неосознанно мы стремимся к тем нарядам и вещам, которые созвучны нашей внутренней стиль-персоне. Нередко это микс из разных стиль-персон, ведь мы с вами многогранны. Не очень часто встречаются стиль-персоны в чистом виде.
Надеюсь, что мой сегодняшний обзор поможет вам задуматься над тем, какая вы, что вам нравится, что отличает вас от других.
Итак, какие же бывают стиль-персоны? Их много, и сегодня я предлагаю вашему вниманию лишь некоторые, самые основные из них:
Драматическая стиль-персона
Активная, сильная, смелая, даже резкая. Заметная личность, бросается в глаза. Любит привлекать к себе внимание. Четкие линии, контрастные сочетания, заметные аксессуары, необычные ткани, яркие цвета, или, наоборот, много черного цвета (где цвет, скорее, заявление о себе). Такая женщина отказывается сливаться с толпой, ей нужно обязательно выделиться. Для этого она использует всё возможное: необычные силуэты (например, объемные подчеркнутые плечи, затянутая талия, острые углы в одежде и аксессуарах, цвет, геометрию, фактуру, и так далее), необычные прически (гладкие, объемные, геометричные). В образе присутствует строгость. Драматическая стиль-персона может быть и более творческой, при этом основной вектор намерения – это выделиться из толпы.
Естественная стиль-персона
Ценит удобство, расслабленность, свободу передвижения, естественность во всём, комфортную и функциональную одежду. Любит натуральные простые ткани и спокойные цвета и оттенки (приглушенные, натуральные, иногда в меру яркие), вязаные вещи и джинсы, простые прически, естественный макияж, украшения из природных материалов. Одежда слегка свободная, в ней удобно и приятно, в ней можно и в поход, и на отдых, и в лес гулять. Как правило, не любит излишеств в одежде и аксессуарах; любит путешествия, природу, спорт, активный образ жизни, но необязательно.
Классическая стиль-персона
Женщина, которая любит чувство меры во всём, постоянство и стабильность. Уточненная, аристократичная, аккуратная, элегантная. Предпочитает всегда одеваться к месту. Ценит качественные вещи вне времени, которые будут служить годами. Любит гармонию, золотую середину, в том числе и во внешнем виде. У неё изысканный вкус. Она носит жемчуг и маленькое черное платье не потому, что так говорят имидж-консультанты, а потому что для неё это органично. Умеренность и элегантность — словно продолжение её натуры. Дорогие ткани, неброские цвета, классические расцветки, элегантная прическа, легкий макияж.
Романтическая стиль-персона
Счастлива быть женщиной, любит милые украшения, интересные сложные линии, красивые аксессуары. Стремится подчеркнуть свою женственность, мечтательна. Любит мягкие струящиеся ткани, декор (вышивка, кружево, оборки, рюши, драпировки), нежные цвета, ароматы, цветочные принты, красивые прически. Романтизм этой стиль-персоны может проявляться в самых разных формах: это может быть нежность и беззащитность, даже наивность и детскость, а может быть — чувственность и сила, загадка и тайна.
Эклектичная стиль-персона
Сочетание несочетаемого, некое столкновение, движение. Яркие цвета, интересные аксессуары, необычные и непривычные контрасты, микс стилей и фактур, противоречивость, некоторый хаос. Выделяется из толпы, привлекает к себе внимание. Обилие украшений, фейерверк цветовых всплесков. Очень интересно, смело и неповторимо. Творческого подхода и работы над созданием образа тут как таковых нет, в отличие от творческой стиль-персоны. Скорее, здесь всего понемногу: чуть модерн, чуть хиппи, модные тренды, этно, и так далее. Образ словно распадается на части, этим отличается эклектика. Он не цельный, в нем совершенно явно видно отдельные части.
Творческая стиль-персона
Интуитивная, необычная, вдохновенная, интересная, верная себе. Знающая, какая вещь ей подходит и отражает мироощущение, а какая точно нет. Не ставит себе цели быть заметной, но привлекает внимание окружающих. Цельный, гармоничный, художественный, продуманный образ, который создается с помощью одежды. Необычные аксессуары, интересные детали. Но собирается образ не от деталей к целому, а, наоборот, от целого к деталям. Детали лишь подчеркивают необычность и художественность образа.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов
Источник
5.1. Общая характеристика стилей. Стилевое расслоение лексики. Эмоционально-экспрессивная окраска слова
Стили русского литературного языка
Как уже отмечалось, литературный язык может использоваться в любой ситуации общения: в официальной и неофициальной обстановке, в сфере науки, делопроизводства, в средствах массовой информации, в художественной литературе, в повседневной жизни. Естественно, что такое разнообразие выполняемых функций не может не приводить к тому, что в литературном языке постепенно формируется несколько вариантов, каждый из которых предназначен для общения в определённой сфере деятельности человека.
В современном русском литературном языке выделяют обычно пять стилей:
Каждый из стилей имеет целый ряд специфических речевых характеристик, которые формируются в зависимости от того, в какой сфере происходит общение и какие функции выполняет при этом язык.
Основная функция | Сфера общения | Основная форма речи | Типичный вид речи | Основной способ общения |
---|---|---|---|---|
Научный стиль | ||||
Информативная (сообщение) | Наука | Письменная | Монолог | Массовый, неконтактный |
Деловой стиль | ||||
Информативная (сообщение) | Право | Письменная | Монолог | Массовый, неконтактный и контактный |
Публицистический стиль | ||||
Информативная и функция воздействия | Идеология, политика | Письменная и устная | Монолог | Массовый, неконтактный и косвенно-контактный |
Художественный стиль | ||||
Эстетическая * и функция воздействия | Словесное искусство | Письменная | Монолог, диалог, полилог ** | Массовый, неконтактный и косвенно-контактный |
Разговорный стиль | ||||
Обмен мыслями и чувствами (собственно общение) | Бытовая | Устная | Диалог, полилог | Личный, контактный |
Научный, официально-деловой и публицистический стили сближает то, что они предназначены для передачи достаточно сложного содержания и функционируют в сфере официального общения, преимущественно в письменной форме. Поэтому их именуют книжными стилями.
В частности, это проявляется в стилевом расслоении русской лексики. Так, наряду с общеупотребительными словами, то есть словами, которые употребляются всеми и в любых случаях (например: мать, земля, вода, бежать), в книжных стилях используется книжная лексика, то есть такая, которая выглядит чужеродной в непринуждённой беседе.
Например, в дружеском письме вряд ли уместно использование терминов, канцелярских слов и т.д.: На зелёных насаждениях появились первые листочки; Мы гуляли в лесном массиве и загорали у водоёма.
Всем книжным стилям противопоставлен разговорный стиль, который используется в неофициальном, бытовом, повседневном общении, обычно – в заранее не подготовленной устной речи. И здесь, наряду с общеупотребительными словами, частотно использование разговорной лексики, то есть такой, которая является неуместной в книжных стилях, но присуща именно неофициальной повседневной речи.
Например, в быту мы употребляем слово картошка, печёнка, а в учебнике по ботанике, биологии они неуместны именно в силу своей разговорности. Поэтому там будут использованы термины картофель, печень.
Расслоение лексики по употреблению в определённых стилях (общеупотребительная лексика –книжная и разговорная лексика) не следует смешивать с расслоением лексики по наличию или отсутствию у слова оценки и эмоционально-экспрессивной окраски (хотя в ряде случаев эти характеристики накладываются друг на друга). Эмоциональный – значит основанный на чувстве, вызываемый эмоциями, чувствами. Экспрессивный – выразительный, содержащий выражение чувств, переживаний (от латинского expressio – «выражение»). С этой точки зрения противопоставляют нейтральную лексику и оценочную, эмоционально-экспрессивную лексику.
Нейтральная лексика – это слова, лишенные стилистической окраски. Они могут указывать на эмоции, выражать оценку явлений (радость, любить, хороший, плохой), но в данном случае выражение эмоций или оценка составляют само значение слова, а не наслаиваются на него.
Особенностью эмоционально-оценочной и эмоционально-экспрессивной лексики является то, что оценка, эмоционально-экспрессивная окраска «накладываются» на лексическое значение слова, но не сводятся к нему. Такое слово не просто называет то или иное явление, но и выражает оценку, отношение говорящего к этому предмету, явлению, признаку и т.д. Это легко продемонстрировать, сравнив нейтральные и эмоционально-экспрессивные синонимы, то есть слова, близкие или тождественные по значению:
глаза – очи, шары; лицо – морда, лик; сын – сыночек; глупец – дурак.
Эмоционально-экспрессивную лексику обычно подразделяют на высокую и сниженную. Высокая лексика употребляется в патетических текстах, в торжественных актах коммуникации. Сниженная – объединяет слова низкой социальной значимости и, как правило, содержащие элементы резкой оценки. Помимо этой общей характеристики экспрессивно окрашенные слова могут приобретать различные стилистические оттенки, на что указывают пометы в словарях.
Например: иронически – демократка («резиновая дубинка» в разговорной речи); неодобрительно – митинговщина; презрительно – подхалим; шутливо – новоиспечённый; фамильярно – недурственный; вульгарно – хапуга.
Эмоционально-экспрессивная лексика требует внимательного к себе отношения. Её неуместное использование может придать речи комическое звучание. Это нередко проявляется в ученических сочинениях.
Ср.: Гаев и Раневская – паразиты общества, оторванные от жизни и не имеющие сил вновь к ней присосаться ; Жуткая жизнь в слободке вызывала стихийный протест рабочих.
Особое место в системе стилей занимает язык художественной литературы. Поскольку литература отражает все сферы жизни, она может использовать в эстетических целях, для создания художественных образов средства любых стилей литературного языка, а при необходимости – не только их, но и диалекты, и жаргоны, и просторечие. Основная функция художественного стиля – эстетическая. И здесь всё определяется конкретными задачами, чувством меры и художественным вкусом писателя.
Разумеется, специфика каждого стиля проявляется не только в лексике, но и в грамматике, в особенностях построения текста и др. Но все эти языковые черты обусловлены именно теми функциями, которые выполняет каждый стиль, и теми сферами общения, в которых этот стиль употребляется. Это приводит к тому, что у каждого стиля выделяется определённая доминанта, то есть организующий признак данного стиля.
Источник