Глава 7. Стиль человека: способы взаимодействия с миром. 158
7Л. Весь мир — контекст. 158
7.2. Соприкосновение с действительностью. 159
7.3. Пространство стилевых проявлений: перцепция, когниция, личность. 160
7.4. Феноменология когнитивного стиля. 164
7.5. Объяснительные концепции и интерпретация стилевых параметров. 166
поаезависимые и поленезависимые. 167
анамтгичные и синтетичные. 168
Импульсивные и рефлексивные. 170
Когнитивная простота—сложность. ‘. 171
7.6. Компоненты индивидуального стиля деятельности. 173
7.7. Контуры общей теории стиля. 173
7.7.1. Единая концепция стиля человека. 175
7.7.2. Стилевые метаморфозы. 177
7.7.3. Интерпретация гипотезы о внутреннем и внешнем статусе стиля. 180
7.8. Типология стилей человека. 190
Глава 8. Базовые компоненты характера. 193
8.1. Структура характера. 193
8.2. Характер и другие свойства индивидуальности ., 195
8.3. Я-концепция. 197
8.4. Стратегии предпочтения, образ-Я и конструктивные рисунки. 199
8-5. Самооценка. 201
8.6. Саморегуляция—настойчивость—воля. 202
87. Система базовых ориентации: на себя, на предмет
деятельности, на других людей. 205
Глава 9. Личностные различия. 208
9.1. Личность: дифференциально-психологический
9-2. Корни человеческой личности. 210
9-3. Концепции личностных черт. 211
9.4. Теории личностных факторов: три, шестнадцать, пять. 217
Большая Пятерка: лексическая модель. 219
Пять Факторов: психометрическая модель. 222
9.5. Нейропсихологическая интерпретация личностных параметров. 223
9-6, Иерархическая организация личности. 226
9.7. Формально-динамическая модель личности. 228
9.8. Функционирующая личность:
постоянство vs изменчивость. 230
Книги, посвященные проблеме общечеловеческих различий, выполнены, как правило в одном из трех форматов. Первому, назовем его условно Коллекционным или форматом CS (от англ, collection of samples — коллекция моделей, образцы), соответствует обрамленное контуром авторских предпочтений изложение наиболее известных на текущий момент фактов, теорий и концепций из дифференциально-психологической области человекознания (см. Tyler, 1956; Willerman, 1976; Minton, Schneider, 1985; Cooper, 1998). Книги этого типа отличаются друг от друга порядком изложения отобранных автором тем, среди которых выделяются — восприятие, интеллект, личность, половозрастные особенности, различия в обучении и профессиональных установках, etc. Однако чаще всего сведения о различиях между людьми включаются в учебники в виде отдельных глав, а не обобщаются в самостоятельные тома. Собранные в один огромный компендиум, который мог насчитать, наверное, не менее десяти тысяч страниц, эти книги, безусловно, стали бы ценнейшим — хотя и несколько неупорядоченным источником сведений энциклопедического характера.
Второй формат представления дифференциально-психологических знаний можно условно обозначить как Тематический, с соответствующей аббревиатурой FS (от англ. field of study — область изучения)* Как правило, эти книги выполнены в виде коллективных, реже — авторских, монографий, посвященных более подробному описанию какой-либо одной, специальной темы, например, исследованию общих и специальных свойств нервной системы FS-книг можно выделить в особую группу те работы, теоретическое значение которых выходит за рамки обозначенной самим автором узко-специальной темы (см, Eysenk, 1947; Strelau, 1983; Mishel, 1986; Ross & Nisbett, 1991; Zimbardo, 1990). Третий и, к сожалению, самый малочисленный жанр научных изысканий в области различий между людьми — это книги типа ST (от англ. special theory — специальные теории). В основе ST-монографии лежит разработанная автором концепция о сущности изучаемого явления, а все излагаемые материалы пропускаются через призму создаваемых теоретических конструкций, гипотез и отобранных или полученных экспериментальных фактов. Конечно, недостатком в этом случае оказывается авторская пристрастность, определяющая основную линию научных интерпретаций. Но этот недостаток легко оборачивается преимуществом, позволяющим, благодаря устойчивой позиции, представить целостную картину изучаемого феномена. многофакторной структуры личности и индивидуальных различий Дж.Р.Ройса и АДЛауэлла (Royce, Powell, 1983), оригинальная концепция эпистемологической интерпретации проблем индивидуальных различий американского профессора Джеймса Ламиеля (Lamiell, 1987). Несмотря на относительное многообразие работ и в этом направлении, намеченная самим У.Штерном главная линия исследований, очерчивающая сферу дифференциально-психологического знания как единое целое, была продолжена, можно сказать, лишь едва заметным пунктиром. Трудно предположить, почему так произошло — в силу ли неизбежной специализации, состоящей из разных разделов науки о человеке, или в силу центробежной тенденции внутри дифференциально-психологической области знаний как следствия, проистекающего из целостной природы предмета изучения — человеческой индивидуальности. Ясно только, что все большее значение приобретает на современном этапе концентрация усилий исследовательской мысли на пути концептуальной интеграции сложившихся к настоящему времени подходов. Который из них станет отправной точкой в создании новой — парадиг-мальной — системы координат? Хотелось бы думать, что ответ на этот вопрос будет связан с логикой развития научного познания, к счастью, нередко совпадающей с несокрушимой силой субъективных авторских предпочтений. Разумеется, есть своя специфика и в представляемой вниманию читателей книге Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских, и американских традиций»* Материал, посвященный индивидуальным, типологическим и групповым различиям, образующим особый, дифференциально-психологический статус человека, преломляется, с одной стороны, через представления об иерархической структуре человека как субъекта взаимодействия с миром и, с другой стороны, рассматривается в контексте анализа механизмов координации интра- и интериндивидуального взаимодействия. Помимо этого, отбирая факты и теории, автор стремился учесть и своеобразие трех мировых линий исследований: * европейской, идущей от Альфреда Бине (Binet & Henry, 1895) и Уильяма Штерна; * американской, связанной с именами Джеймса Мак-кинли Кэттелла (Cattel, 1890) и Анны Анастази; * весьма своеобразной, российской, развивающей традиции И.П.Павлова (1951а), положения психофизиологической школы Б.М.Теплова—В.Д.Небылицына и включающей множество плодотворных, но пока еще недостаточно хорошо известных мировому читателю концепций. Еще одной теоретической предпосылкой при создании учебного пособия послужила гипотеза о том, что анализ различий между людьми становится более эффективным в контексте изучения основных тенденций общей и социальной психологии- Поэтому большинство рассматриваемых дифференциально-психологических тем, посвященных сенсорным, перцептивным, когнитивным, регулятивным, эмоциональным или личностным различиям, также как и обсуждение проблем развития и природно-социальной детерминации индивидуальности, тесно связаны с соответствующими разделами из смежных областей психологического знания. Это нашло свое отражение в структуре книги и глав, в логике изложения материала, в неизбежном для каждого учебного пособия отборе теоретических концепций и экспериментальных фактов. На структурирование материала оказали влияние и основные положения развиваемой автором на протяжении последних десяти лет Иерархической Теории Индивидуальности, согласно которой организация и функционирование мира психической реальности человека подчиняется действию закона приоритета более сложных, дифференцированных структур (по сравнению с менее сложными, недифференцированными), а также закону взаимодействия этих структур на «паритетных началах, допускающих относительную автономию — род степеней свободы для коррелируемых, соотносимых свойств — каждой из них» (см+ Ананьев, 1968), Большое воздействие на авторскую позицию в отношении многих спорных вопросов современной психологии человека оказало сотрудничество с профессором Львом Марковичем Веккером, в частности, наш совместный труд, посвященный разработке системы базовых принципов ментальной репрезентации и основных механизмов формиро- вания психических процессов (Веккер, Либин, готовится к печати). Характер учебного пособия, определяющий его как «углубление в проблему», а также ограниченный объем книги, вынудили вынести за скобки ряд важных для дифференциальной психологии тем, которые, вместе с тем, получили достаточно подробное освещение в трудах отечественных и зарубежных авторов. Среди них монографии, посвященные психогенетическому анализу меха* низмов формирования индивидуальных различий (см. Paew-Щербо, 1998), применению математических моделей и статистических методов обработки данных для изучения интра- и интериндиввдуальных различий, (см, Гусев, Измайлов, Михалевская, 1997), исследованию индивидуальных особенностей младенцев <Адрианов (отв. ред.), 1993), изучению способностей <Дружинину 1995), мотивации <ХекхаузеНу 1986) и др. По мере необходимости автор стремился показать обоснованность использования психогенетических или нейрофизиологических, а также матема-тико-статистических методов. Конечно, дальнейшая работа по систематическому изложению основ дифференциально-психологических знаний позволит восполнить недостающие разделы. Чтобы помочь читателю сориентироваться в изложенном материале, автор посчитал необходимым привести схему взаимосвязи основных блоков — разделов дифференциальной психологии, которой он руководствовался при написании книги (рис, 1). Это своеобразная когнитивная карта, на которой, помимо хорошо изученных и изведанных областей отмечено и множество «белых пятен», существующих в обширной сфере дифференциально-психологических знаний. Помимо этого может представлять интерес и некоторый перечень заметок, которые хорошо было бы иметь в виду при чтении книги. * Перечень рассматриваемых в каждом разделе основных тем и понятий дается в виде ключевых терминов в конце главы и может использоваться в качестве опорного ряда при повторении темы. * В содержании каждой проблемы выделяются лишь основные направления анализа, в русло которых устрем- Рис. 1, Концептуальная система координат дифференциальной психологии ляются десятки более частных, более дробных «ручейков»-исследований. Вместе с тем приводятся факты и теории, которые намечают новые тенденции в исследовании дифференциально-психологических феноменов или помогают переосмысливать прежние концепции, * Структура книги, подверженная неизбежному в таких случаях эффекту мозаичности> в то же время отражает представление о дифференциальной психологии как целостной дисциплине (Stern, I911/1994), предметом которой является изучение человеческой индивидуальности через призму формального подхода, во всех ее проявлениях — от психофизических характеристик до метай нди-видуальных стратегий, отображающих специфику взаимодействия субъекта с другими людьми. * Внутри каждого раздела автор следует определенной логике в изложении материала. Так> вначале рассматриваются данные (если таковые имеются и оказались в поле авторского зрения) о различиях, проявляющихся на «нижних» уровнях индивидуальности и на ранних этапах онтогенеза. По мере продвижения внутри раздела, фокус внимания перемещается на анализ личностных различий и специфики функционирования интегративных феноменов, таких как индивидуальное сознание и самосознание. Таким образом каждая из выделенных тем анализируется с точки зрения: — дифференциальных аспектов индивидуального развития; — характеристики иерархических уровней индивидуальности ; — анализа влияния на индивидуальные параметры эндо-и экзофакторов, определяющих вид детерминации. * «Двойственная» природа изучаемых признаков обуславливает их рассмотрение как в контексте интериндивидуальных различий, так и в связи с анализом интраин-дивидуальной структуры, определяющей статус данного параметра в системе остальных свойств. * Большинство тем дифференциальной психологии> таких как «характер», «способности», «стиль», «психогенетические исследования’*, «психодиагностика» или «возрастные изменения», связано с огромным объемом знаний в соответствующих областях смежных направлений, поэтому основной акцент в большинстве случаев делается не на историческо-психологическом анализе развития проблемы в целом, а на рассмотрении явления в контексте изучения конкретных феноменов человеческих различий. * Задачей автора является показать самостоятельность дифференциальной психологии как особой области чело-векознания. Исходя из этого и расставлены акценты в содержании данной книги. Хочется добавить, что эта книга возникла в результате потребности самого автора в познании собственной индивидуальности. Возможно, с этой же целью ее возьмет в руки и читатель. Понятие «уникальный», означающее «единственный в своем роде», является, без сомнения, родовым для конструкта «индивидуальность» — центрального элемента науки о человеческих различиях, изложению основ которой посвящена эта книга. Парадокс, обнаруживающий себя уже на подступах к зданию Дифференциальной Психологии, заключается в классической тройственности определения человеческой индивидуальности, включающей в себя, во-первых, неповторимое своеобразие субъективного мира человека; во-вторых, целостность индивидуальности как саморазвивающейся системы с присущими ей интегральными эффектами (адаптивностью, оптимальностью, результативностью, компенсаторностью), и, наконец, в-третьих, объективно регистрируемые отличия (индивидуальные, типологические, групповые) между людьми. Именно эти три признака определяют собой дифференциально-психологическую специфику изучения такого явления как Homo Unicum (Человек Уникальный). Загадка индивидуального своеобразия Человека волнует умы писателей и поэтов, художников и мистиков, генетиков и антропологов, биохимиков, физиков и астрономов (последние, как мы увидим, внесли свою посильную лепту в создание основ нашей науки). Дифференциальная психология — и в этом ее отличие от других областей знания о человеке — ставит своей целью не просто познание индивидуальных особенностей на основе систематизации жизненных наблюдений, путем использования исключительно художественного или статистического методов анализа, но научное изучение механизмов становления и развития человеческой индивидуальности как целостного феномена, существующего в поле взаимодействия субъективной и объективной реальностей. Три стороны психологического знания В современной психологии выделяются три основные взаимопересекающиеся — и вместе с тем имеющие самостоятельный научный статус — области: общая психология, дифференциальная психология (или, иначе, психология индивидуальных, типологических и групповых различий) и социальная психология* Понятно, что это деление носит, как и многие научные абстракции, довольно условный характер: нет психических (в том числе, психофизиологических) процессов, на которые не распространялась бы «власть личности», и, с другой стороны, не существует личностных образований вне психики, так или иначе все личностные черты связаны с механизмами психических процессов (см. Веккер, Либин, готовится к печати). В то же время общепризнано положение о ведущей роли социального контекста в развитии как индивидуальности человека, так и психики в целом. Промежуточное положение дифференциальной психологии — и психологии личности как ее центральной части — обусловлено закономерностями человеческого филогенеза и онтогенеза. В первом случае имеется в виду иерархическое движение психики как саморазвивающегося феномена от эволю-ционно-генетических (биологических) законов к социокультурным (общественным) закономерностям. Во втором — трансформация в процессе жизненного пути индивидных (см. главу 1), природно обусловленных свойств отдельного человека в личностные структуры, проявляющиеся в интегральных характеристиках взаимодействия индивидуальности с миром* Внешний статус дифференциальной психологии оказывается неразрывно связан с ее внутренним статусом. Нет ничего удивительного в том, что без малого сто лет развития этой уникальной науки привели к образованию в ее структуре трех важнейших подразделов, касающихся соответственно изучения следующих видов человеческих различий: индивидуальных (производных от анализа общелсихологических закономерностей типологических (собственно дифференциально-психологических) и групповых (изучаемых в контексте антропологических — биологических и социальных — наук), Феноменология человеческих различий Как и всякая наука, дифференциальная психология имеет свою историю и предысторию. Последняя, надо за- метить, оказывается столь же древней, как и само человечество, В сообществах первобытных людей появление групповых различий, позволяющих провести границу между Мы и не-Мы? сыграло решающее значение, В идентификации со своим племенем, родовой общиной формировались первые проблески человеческого сознания именно как «со( вместного)знания’\ Следующим жизненно необходимым этапом стало выделение индивидуальных особенностей членов племени. Наблюдение за поведением соплеменников — у кого зорче глаз, кто быстрее всех бегает или точнее метает камень — послужило не только основой для распределения необходимых для выживания племени функций, но и привело к появлению первых имен — одного из важнейших признаков человеческого рода, выделяющих людей из мира животных. Фиксация индивидуальных различий закреплялась с помощью присвоения имени, в котором, зачастую, и отражалась наиболее характерная и устойчивая черта темперамента или характера, сенсорики или мышления. Индивидуальность выкристаллизовывалась из Хаоса взаимоотношений, благодаря способности человеческого мышления осуществлять операцию различения. Отделение «Я» от «не-Я» стало важнейшим признаком зарождающейся первобытной личности с уникальным самосознанием. В первобытных сообществах, древнейших цивилизациях и современном обществе феноменология человеческих различий — индивидуальных и групповых — продолжает оставаться главной частью субъективного жизненного опыта людей. Однако простых, несистематизированных наблюдений за поведением — своим собственным и окружающих — всегда было недостаточно для тех, кто стремился понять общие закономерности природы человека. Для того, чтобы упорядочить бесконечное многообразие индивидуальных и, тем более, групповых признаков требовалась некая система координат, В качестве таковой мог приниматься любой набор признаков, отчетливо наблюдаемых, кажущихся «фундаментальными» либо осязаемы-ми. Разумеется, в первую очередь человек использовал для составления простейших классификаций своих собратьев внешние объекты или события. Так появились примитив- ные поведенческие типологии, в которых описание индивидуально-групповых особенностей людей исходило из свойств камней и деревьев (гороскопы друидов), расположения звезд или дат рождения (астрологические гороскопы). Отдавая должное наблюдательности и изобретательности наших предков, заметим, что во всех этих случаях речь пока что идет лишь об описании особенностей личности и человеческого поведения, а не объяснении причин, приводящих к появлению различий между людьми. Поиск ре-шений этой задачи станет в последующем отправной точкой в развитии дифференциальной психологии. Корни субъективной реальности Можно сказать без преувеличения, что скрытое в недрах жизненной феноменологии знание о человеческих различиях послужило толчком к развитию не только самой психологии, но и всех наук о человеке. Одним из самых простых феноменологических фактов, основанных на непосредственном жизненном наблюдении, являются усилия маленького ребенка выделить, «различить» себя в окружающей среде. Перефразируя И. М.Сеченова (1947), можно сказать, что «смутное валовое ощущение» себя, потребность отделиться от остального мира, движет человеческим существом с момента его рождения. Первые проблески сознания трехлетнего малыша также связаны с появлением различения между «Я» и «не-Я» <Бернс 1986). Ощущение и осознание себя как неповторимой индивидуальности является стержнем личности взрослого человека и основой межиндивидуальных различий, в контексте которых складываются наши взаимоотношения с окружающими в течение всей жизни. Также как из процесса внутри индивидуального различения возникают межиндивидуальные различия, формирование личности возникает на базе индивидуально-типологических особенностей. Феноменологические переплетения в жизни порождают сложности научного характера, проявляющиеся в непростых вопросах, связанных и с соотношением понятий (организм—личность, личность—индивидуальность etc), и с взаимодействием важнейших областей науки о душе — общей психологии, психологии личности и дифференциальной психологии. Но разговор об этом пойдет позже, а сейчас обратимся к основным понятиям, с обсуждения которых начинается любая наука. Ключевые термины раздела: примитивные поведенческие типологии, социо-культурные закономерности, субъективный жизненный опыт, уникальность человека, феноменология человеческих различий, эволю-цион но-генетические законы. Источник