- Примеры рифмы. Виды рифм. Виды рифмовки
- Стихотворные рифмы
- Виды рифм
- Мужская рифма
- Женская рифма
- Дактилическая рифма
- гипердактилическая рифма
- Однородные рифмы
- Разнородные рифмы
- Составные рифмы
- Тавтологическая рифма
- Омонимическая рифма
- Каламбурная рифма
- Паронимическая рифма
- Богатые рифмы
- Бедные рифмы
- Банальные рифмы
- Оригинальные рифмы
- Макароническая рифма
- Абсолютная рифма
- Графическая рифма
- Открытая рифма
- Внутренняя рифма
- Начальная рифма
- Виды рифмовки
- Смежная рифмовка
- Перекрёстная рифмовка
- Кольцевая рифмовка
- Сплетённая рифмовка
- Определение стихотворного размера и способа рифмовки
- Просмотр содержимого документа «Определение стихотворного размера и способа рифмовки»
Примеры рифмы. Виды рифм. Виды рифмовки
Стихотворные рифмы
Если вы нащупали в себе тягу к поэтическому творчеству и прочитали предыдущую статью, то пора переходить к внутрицеховым основам. Впрочем, мы уже говорили о том, как писать стихи в этой статье и, соответственно, имеем общее представление о рифме и рифмовке в целом. Теперь же попытаемся несколько глубже раскрыть эту поэтическую алхимию.
Итак, начнём с рифмы. Для каждого поэта слово «рифма» священна. Она используется почти во всех поэтических строках, за исключением редких форм стихотворения. Например, верлибра. И часто именно от рифмы во многом будет зависеть успех произведение, его основная мысль и передаваемое чувство. Ведь все ключевые слова выносятся в конец строки, дабы читатель обратил на них внимание. Достаточно часто мне приходилось слышать от читателей-дилетантов: «Да ведь тут нет совсем рифмы. Стихотворение плохое». Конечно, столь плоско мыслить нельзя, но зато это ярко демонстрирует ту важность и ценность, которую играет рифма. Ведь пишем мы, начинающие авторы, всё-таки для народа. Для разного народа.
Виды рифм
Собственно, для того чтобы добиться успеха в этой области, следует разузнать несколько теоретических моментов. Не лишним будет узнать и то, какие рифмы бывают. А классификаций у них предостаточно.
1. По расположению ударения.
Мужская рифма
подразумевает ударение на самом последнем слоге. Пример мужской рифмы:
Зима весёлая пришла
И много снега принесла.
Сразу оговоримся, что примеры рифм подобраны самые простые и без художественных изысков, дабы легче было понять суть дела.
Женская рифма
как уже можно догадаться, охватывает те слова, чьё ударение падает на предпоследний слог (пример женской рифмы):
Пусть счастье будет ярче света,
А радость станет жарче лета.
Дактилическая рифма
отводит нас ещё дальше на один слог. Речь идёт уже о третьем слоге с конца. Пример дактилической рифмы:
К малышу сегодня в садике
Приходили вновь солдатики.
- Наконец, самая сложная – это
гипердактилическая рифма
. Если уже сбились со счёта, то отсчитываем ровно три слога и подбираем слово с ударением на четвёртом (пример гипердактилической рифмы):
Берёзу день расчёсывает,
Берёзу день причёсывает…
2. По фонетическому созвучию рифмы бывают точные и неточные. С точными всё понятно: их замечают и узнают сразу, ими восхищаются, их принимают. Звуки точных рифм совпадают стопроцентно и ничем на слуху не выделяются:
Я сегодня рано встала
И поэтому устала.
Всё предельно просто. Но часто используют и неточные рифмы, где фонетическое созвучие лишь частично.
Мне сегодня вдруг не спится,
Я взяла тихонько спицы…
Вроде бы и улавливается что-то схожее, но если составить транскрипцию, то мы увидим, пусть и небольшое, но различие.
3. Частеречная принадлежность. Если говорить более простым языком, то рифмы по принадлежности к той или иной части речи.
Однородные рифмы
относятся к одной и той же части речи. Либо это два имени существительных, либо два местоимения, либо два глагола. Почему-то обычно подобное сочетание не особо жалуют, ибо его считают крайне примитивным. Пример однородной рифмы:
Посмотри же на меня,
Хороша ль сегодня я?
Разнородные рифмы
подразумевает сочетание глагола с именем существительным, имени прилагательного с наречием и прочее. Подобных компаний можно изобрести очень много. Пример разнородной рифмы:
Ты принёс мне сегодня цветы,
Перейдем же с тобою на «ты»!
Составные рифмы
задействуют ещё и различные служебные части речи. Например, союзы и частицы. Пример составной рифмы:
Моя девица – гвоздика.
4. Лексические признаки.
Тавтологическая рифма
– это крайне банальный приём, но который, так или иначе, в литературе встречается. В этом случае повторяется полностью слово или словоформа. Впрочем, если такую рифму использовать с умом, то можно дойти и до степени шедевра. Пример тавтологической рифмы:
Я тебя когда-то забыл,
Знаю я, что напрасно забыл…
Омонимическая рифма
подразумевает совпадение не только звучания, но и написания. При этом слова имеют различные значения. Пример омонимической рифмы:
Наш с тобою крепкий брак
Выявил сегодня брак.
Каламбурная рифма
не случайно стоит рядом с омонимической. Они действительно очень похожи. Вот только рифма строится на созвучии слова со сходным сочетанием нескольких слов. Пример каламбурной рифмы:
Не дойти никак до сада.
Вот такая вот досада!
Паронимическая рифма
– это сочетание слов, сходных по звучанию лишь частично. Значения, естественно, у них тоже различны. Хотя и достаточно близки. Пример паронимической рифмы:
«Скоро вышлет ответ адресат»,-
Уверял всё себя адресант.
5. По степени богатства. Фонетическому, разумеется.
Богатые рифмы
– это сочетания, в которых совпадает предударный согласный. Пример богатой рифмы:
Стал печальнее цветок.
Бедные рифмы
– это рифмы, где согласуются лишь гласные звуки, которые ещё и обязательно ударные. Больше никакого сходства не замечается. Пример бедной рифмы:
Я выпил сегодня вино
И жить мне стало легко.
Согласить, на рифму похоже мало, однако она есть!
6. Степень новизны
Банальные рифмы
. Несложно предположить, что это нечто в виде: любовь-кровь, вечность-бесконечность.
Оригинальные рифмы
чаще всего встречаются в наши дни, когда каждый поэт стремится превзойти не только своих конкурентов, но и самого себя. Наверное, все помнят слова известной песни Жеки про любовь, которая находится в душе на ПМЖ. Как-то так.
Напоследок, остановимся на разных видах рифмах, которые не относятся к классическим классификациям, но имеют определённую ценность.
Макароническая рифма
– сочетание слова русского языка с неким зарубежным. Пример макаронической рифмы:
Неважно сколько тебе лет,
Абсолютная рифма
– это союз полностью одинаковых слов. Исключение составляет только ударный звук. Пример абсолютной рифмы:
Пусть бушуют в доме грозы,
Пусть смакует сердце грёзы.
Графическая рифма
, на первый взгляд, – явление и вовсе в поэзии бесполезное, ведь сочетаются в ней не звуки, а буквы: точно – нарочно. Вроде бы и всё гладко. А теперь произнесите это вслух? Конечно, учитывая орфоэпические нормы.
Открытая рифма
оканчивается на гласный звук. Закрытая – на согласный.
Внутренняя рифма
используется в середине строк, особенно, если они длинные. Лишние гармоничные сочетания явно не помешают.
Начальная рифма
достаточно необычна, так как в этом случае рифмуются не последние слова в строке, а первые. Таким образом, тоже можно привлечь внимание читателя.
Конечно, это не весь перечень доступных рифм, но этого базового списка достаточно, чтобы иметь представление об устройстве стихотворения.
Виды рифмовки
Это последний момент, на который стоит обратить внимание в данной статье. Момент очень важный и нужный. Итак,
Смежная рифмовка
– способ самый простой и распространённый. Тут рифмуются каждые две строки. Пример смежной рифмовки:
Я тебя сегодня полюбила,
Я про горе прошлое забыла,
Я поверила сегодня в яркий свет,
Я нашла потерянный ответ.
Перекрёстная рифмовка
В этом случае мы рифмуем первую строку с третьей, а вторую с четвёртой. Пример перекрёстной рифмовки:
Мне недалеко уйти пришлось:
Я забыла собственное сердце.
Жаль, что прошлое когда-то не сбылось,
Жаль, что сломаны заветные все дверцы.
Кольцевая рифмовка
действует, как змея, которая держит во рту собственный хвост: мы сочетаем первую строки с четвёртой, а вторую с третьей. Пример кольцевой рифмовки:
Я обошла давно весь свет.
Тебя ли я в нём потеряла?
Себя ли я тогда искала?
Я не могу найти ответ.
Сплетённая рифмовка
– это самый сложный и запутанный случай. Встречается редко, но тем не менее… В строфе из шести строк, например, мы сочетаем их в таком порядке. Например, первую с четвёртой, вторую с пятой, а третью с шестой. Пример сплетённой рифмовки:
Никто не заставлял тебя страдать,
Качаться, словно тонкая рябина
И плакать, будто всё прошло,
Ведь нам от жизни стоит брать,
То, что даётся прямо в спину,
И то, что нам с судьбой пришло.
Может, вариант достаточно наивный, зато хорошо демонстрирует то, о чём идёт речь.
Итак, мы и подошли к концу нашего теоретического монолога. Не забываем о том, что стихотворение – это всё-таки произведение искусства, поэтому продумывать его стоит до мелочей. А рифма – это очень и очень важная мелочь! Успехов!
Источник
Определение стихотворного размера и способа рифмовки
Любовь к поэзии невозможна без ее понимания. Такая непростая форма работы, как анализ стихотворения, занимает особое место на уроках литературы. Данный справочный материал, включающий алгоритмы действий, поможет обучающимся определить стихотворный размер, вид рифмы и способы рифмовки.
Просмотр содержимого документа
«Определение стихотворного размера и способа рифмовки»
Как определить стихотворный размер?
В любом стихотворном произведении важно не только содержание, но и форма, в первую очередь – размер. Размер определяет темп, музыку, настроение стихотворения.
Прежде чем остановиться на вопросе о том, как определить стихотворный размер, нужно вспомнить, что такое силлабо-тоническая система стихосложения.
Силлабо-тоническая система стихосложения – это способ организации стихотворения, при котором ударные и безударные слоги чередуются в определённом порядке, неизменном для всех строк стихотворения; определяющим элементом этой системы является стопа.
Стопа — это повторяющийся элемент, который состоит из одного ударного и определенного количества безударных слогов (одного или двух)
Основные стихотворные размеры
(стопа состоит из одного ударного
и одного безударного слогов)
(стопа состоит из одного ударного
и двух безударных слогов)
Ямб – безударный, ударный
В передней толкотня, тревога;
В гостиной встреча новых лиц,
Лай мосек, чмоканье девиц,
Шум, хохот, давка у порога…
Дактиль – ударный, безударный, безударный
Кто бы ни звал – не хочу
На суетливую нежность
Я променять безмятежность
И, замыкаясь, молчу…
Хорей – ударный, безударный
Терек воет, дик и злобен,
Меж утесистых громад,
Буре плач его подобен,
Слезы брызгами летят…
Амфибрахий — безударный, ударный, безударный
Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи –
Обходит владенья свои…
Анапест – безударный, безударный, ударный
Пропаду от тоски я и лени,
Одинокая жизнь не мила,
Сердце ноет, слабеют колени,
В каждый гвоздик душистой сирени,
Распевая, вползает пчела
Как определить стихотворный размер?
Прочитайте стихотворение ритмично, делая силовое ударение, не обращая внимания на смысл слов, как будто выбивая барабанную дробь.
О милые плуты! Кто часто их видел,
Тот, верю я, любит крестьянских детей!
Разделите на слоги каждую строку:
о — ми — лы — е — плу — ты — кто — ча — сто — их — ви — дел
тот — ве — рю — я — лю — бит — кре — стьян — ских — де – тей
о — ми‘ — лы — е — плу‘ — ты — кто — ча‘ — сто — их — ви‘ — дел
тот — ве‘ — рю — я — лю‘ — бит — кре — стья‘н — ских — де — те‘й
Разделите на стопы:
о — ми‘ — лы / — е — плу‘ — ты / — кто — ча‘ — сто / — их — ви‘ — дел /
тот — ве‘ — рю / — я — лю‘ — бит / — кре — стья‘н — ских / — де — те‘й
Определите размер стиха: стопа состоит из трех слогов, ударение падает на второй слог, значит, это амфибрахий.
Прочитайте стихотворение ритмично, делая силовое ударение, не обращая внимания на смысл слов, как будто выбивая барабанную дробь.
О милые плуты! Кто часто их видел,
Тот, верю я, любит крестьянских детей!
Разделите каждую строку на слоги и пронумеруйте их:
о — ми — лы — е — плу — ты — кто — ча — сто — их — ви — дел
тот — ве — рю — я — лю — бит — кре — стьян — ских — де – тей
о — ми‘ — лы — е — плу‘ — ты — кто — ча‘ — сто — их — ви‘ — дел
тот — ве‘ — рю — я — лю‘ — бит — кре — стья‘н — ских — де — те‘й
Просмотрите, какие по счету слоги являются ударными, и сделайте вывод о стихотворном размере:
Как определить рифму?
Рифма — последовательное употребление в строках конечных слогов, сходных по звучанию.
Точная рифма — если в рифмующихся словах совпадают ударные звуки и согласные звуки, например, Бога-дорога, правил-заставил и др.
Неточная рифма — если в рифмующихся словах есть несовпадение согласных звуков, например, пепел-светел, белый-несмело
Мужская – если ударение падает на последний слог, например, окно — давно
Женская – если ударение падает на предпоследний слог, например, даром-пожаром
Смежная (парная) — поочередное созвучие смежных строк – первая строка рифмуется со второй, третья, соответственно, с четвертой, пятая с шестой.
Все виды рифмовки в стихотворении можно условно обозначить в виде схемы. Так, смежный вид обозначается как «аабб».
По-другому сделан свет. (а)
Что исчезла вольница (б)
Частным случаем смежной рифмовки является чередование рифм по схеме «аааа».
Перекрестная (попеременная) — чередование рифмующихся строк, т. е. первая рифмуется с третьей, вторая – с четвертой, пятая – с седьмой и т. д. Это вид рифмовки «абаб»:
Я помню чудное мгновенье: (а)
Передо мной явилась ты, (б)
Как мимолетное виденье, (а)
Как гений чистой красоты (б)
Кольцевая (опоясывающая, охватная) — рифмуются первая и четвертая строки, а также вторая и третья, строится по схеме «абба».
Мы не пьяны, мы, кажется, трезвы (а)
И, вероятно, вправду мы поэты. (б)
Когда, кропая странные сонеты, (б)
Мы говорим со временем на «Вы» (а)
Свободная — закономерность в чередовании рифм отсутствует:
«Забором крался конокрад, (а)
Загаром крылся виноград, (а)
Клевали кисти воробьи, (б)
Кивали безрукавки чучел. (в)
Но, шорох гроздий перебив, (б)
Какой-то рокот мер и мучил». (в)
Следует различать свободный вид рифмовки и свободную форму стиха. Свободный стих (он же белый), в принципе, не использует рифму:
Источник