Стихийные способы координации экономической деятельности

Стихийные способы координации экономической деятельности

Конспект лекции: Способы координации экономической деятельности

Способы координации экономической деятельности: рыночная, бюрократическая и традиционная.

Традиционная координация предполагает действие на основе традиций, предписанных как поступать в тех или иных случаях.

Бюрократическая основана на командах сверху. Иерархия – система приказов и поручений, идущая сверху вниз, от центра к непосредственному исполнителю (производителю) – первобытная община, социализм. Основана на власти в лице руководителя фирмы или государственного органа.

В основе рыночной лежит экономическая свобода хозяйственных субъектов — спонтанный (стихийный порядок) – информация, необходимая производителям и потребителям, передается путем ценовых сигналов. Повышение или понижение цены ресурсов подсказывает, что, как и для кого производить, т.к. информация об имеющихся ресурсах, вкусах, предпочтениях потребителей рассеяна. Возникает естественным путем, в ходе развития человечества, характерна для рынка.

Выбор способов зависит от величины транзакционных издержек:

  • — поиска информации – контрагентов, наиболее выгодных условий;
  • — издержки заключения контракта — время и деньги;
  • — издержки измерения – качества, количества;
  • — издержки спецификации и защиты прав собственности – установление объекта и субъекта собственности, органов правопорядка и суда;
  • — издержки оппортунистического поведения – выявление и наказание нарушителя.

Внешние эффекты – воздействие сделки на третьи лица, не учтенное в договоре. Положительное – принципы дополнительной выгоды третьим лицам, отрицательное – принципы дополнительной издержки. Внешние эффекты нарушают эффективность работы рыночного механизма. Внешние эффекты возникают только в случае неопределенности прав собственности на ресурсы. При четком определении прав проблема решается путем добровольных переговоров о взаимовыгодной купле-продаже прав, которые достаются тому, кто распорядится ими наиболее эффективно.

Общие блага – блага, главной характеристикой которых является неисключаемость из потребления (невозможно отделить «плательщиков» от «неплательщиков», уже само создание, а не покупка общих благ, порождает положительные внешние эффекты) и неконкурентоспособность в потреблении (увеличение количества потребителей не уменьшает полезности этого блага для других и не требует дополнительных издержек).

Таким образом для производства общих благ в оптимальном количестве необходимо взимать плату со всех граждан страны, что под силу только государству через налогообложение и механизмы распределения (бюджет).

Внимание! Каждый электронный конспект лекций является интеллектуальной собственностью своего автора и опубликован на сайте исключительно в ознакомительных целях.

Источник

6. Основные проблемы экономики. Способы координации хозяйственной деятельности: иерархия и стихийный порядок.

Располагая информацией о своих производственных возможностях хозяйственные субъекты общества должны знать что, как и для кого производить. Выделенные слова формулируют три основные задачи, которые должны решаться в любом обществе.

Что производить (проблема выбора) — это принятие решений о том, какие именно блага, какого качества, в каком количестве должны быть произведены.

Общество в целом не может получить все нужные товары и немедленно. В силу этого оно должно определиться, что хотело бы иметь немедленно, с получением чего можно подождать, а от чего вообще отказаться.

Читайте также:  Хлорофилл жидкий способы применения

Как производить (проблема эффективности) — это принятие решений о том, с помощью каких ограниченных ресурсов и их комбинаций, с помощью каких технологий будут произведены блага.

Существуют различные варианты производства всего набора благ, а также каждого блага в отдельности. По разным проектам можно построить производственное и жилое здание, оно может быть одно- или многоэтажным, его могут строить частные лица или государство. Общество должно определиться кем, из каких ресурсов, с помощью какой технологии это будет осуществляться.

Для кого производить (проблема распределения) — это проблема, связанная с распределением благ: кому достанутся произведенные блага, и в каком количестве будет располагать ими экономический субъект.

Количество созданных товаров и услуг ограничено, поэтому и возникает проблема их распределения.

Способы координации хозяйственной деятельности: иерархия и стихийный порядок.

Хозяйственная система — это совокупность хозяйственных субъектов с особым образом упорядоченными связями между ними (производителями и потребителями).

Для того чтобы осуществить свой выбор в мире ограниченных ресурсов, хозяйственные субъекты должны располагать необходимой информацией о том, что, как и для кого производить. Выделенные слова формируют три основных задачи, которые должны решаться в любом обществе.

ЧТО ПРОИЗВОДИТЬ — это понятие решений о том, какие именно блага, какого качества, в каком количестве должны быть произведены.

КАК ПРОИЗВОДИТЬ — это принятие решений о том, с помощью каких ограниченных ресурсов и их комбинаций, с помощью каких технологий будут произведены блага.

ДЛЯ КОГО ПРОИЗВОДИТЬ — это проблема, решающая, кому достанутся произведенные блага и, в каком количестве будет располагать ими потребитель.

Если посмотреть на различные хозяйственные системы в истории человеческой цивилизации, будь то первобытная община, рабовладельческая латифундия, феодальное поместье, капиталистическое или социалистическое предприятие — это различным образом организованные элементы информационной системы, которая и предопределяет решение трех задач хозяйственной жизни.

Экономическая теория рассматривает два различных способа координации хозяйственной деятельности в хозяйственных системах: стихийный процесс и иерархический процесс.

В стихийных процессах информация, необходимая производителям и потребителям, передается путем ценовых сигналов. Повышение или понижение цены ресурсов и произведенных с их помощью благ подсказывает хозяйственным агентам, в каком именно направлении нужно действовать, т.е. что, как и для кого производить. В любой системе производитель должен осуществлять расчет своих издержек (затрат) и получаемых выгод. Это относится и к потребителю.

Стихийный процесс возник естественным путем, в ходе развития человеческой цивилизации. Рынок — это и есть стихийный процесс и подробный его анализ предстоит в последующих главах.

Но есть и другой способ получения информации о том, что, как и для кого производить. Это — система приказов и поручений, идущая сверху вниз, от некоего Центра к непосредственному исполнителю (производителю). Такая система называется иерархией. Примером иерархического порядка может быть первобытная община, где вождь племени решал, кому, как и чем, заниматься в процессе хозяйственной деятельности. Иерархия — это и командно-административная система, где государство в лице высших партийных инстанций отдавало приказы, что именно производить, распределяло ресурсы, прикрепляло поставщиков к потребителям.

Читайте также:  Способы что бы не отвлекаться

В форме иерархии осуществляет свою деятельность и фирма, где руководитель отдает приказы своим подчиненным. Иерархия основана не на ценовых сигналах, а на власти, персонифицированной в лице руководителя фирмы или центрального управляющего государственного органа.

Источник

Рыночная система: принципы организации и механизм функционирования. Иерархический и стихийный способы координации

экономической деятельности. Типы экономических систем(традиционная, плановая, рыночная, смешанная).

Ры́нок — совокупность эк. отношений, базирующихся на регулярных обменных операциях между производителями потребителями..

1)Взаимосвязь, производство и потребление по цепочке: прво>распределение>обмен>потребление.

2)Гарантирует обществ. Оценку результатов труда (через прибыль).

3)Повышение эффективности производства в результате конкуренции.

Основные правила рынка: (Рынок открыт для всех желающих.Мобильность и подвижность всех ресурсов Свободное ценообразование.Возможность обладать всей полнотой инф-и.)

Транзакционные издержки – это затраты связанные с использованием рыночного механизма обмена.

Объект рынка Это товар, по поводу него субъекты вступают в рыночные отношения

(Выделяют группы субъектов: Домашнее хозяйства, государства фирмы.)

1) Посредническая – рынок обеспечивает связь производства и потребления.

2) Информационная – рынок выявляет платежеспособную потребность.

3) Стимулирующая – рынок развивает стимулы к повышению эффектти, которая определяется как соотношение результатов к затратам. Он заставляет повышать качества и снижать издержки.

4) Регулирующая ф-ция – рынок способствует изменения структуры произв-ва,капитал направляется в отрасли,где прибыль самая высокая.

5) Ценообразующая – на рынке формируется на товар.

6) Интегрирующая – рынок объединяет разрозненные усилия для достижения общественного прогресса.

7) Оздоровительная – рынок избавляется от не эффективных и слабых производителей.

Рыночный потенциал -это максимально ожидаемый спрос

Емкость рынка – это существующий фактический объем продаж данного товара или услуги.

Доля рынка – это существующий сегмент рынка, принадлежащий данному предприятию.

Инфраструктура рынка – это совокупность организационно правовых форм , способствующих движению товаров и услуг.

Основными элементами инфраструктуры рынка:

Экономическая теория рассматривает два различных способа координации: спонтанный (стихийный) и иерархический (централизованный).

В стихийных порядках информация, необходимая производителям и потребителям, передается путем ценовых сигналов. т.е.что, как и для кого производить.Рынок это и есть спонтанной порядок. Система приказов и поручений, идущая сверху вниз, от некоего центра к

непосредственному производителю. Такая система называется иерархией. Примером иерархии является первобытная община. Иерархия это и командно-административная система. В форме иерархии осуществляет свою деятельность и предприятие. Иерархия основана на власти руководителя или центрального гос. органа. В реальной действительности наблюдается сосуществование стихийных порядков и иерархий.

Типы экономических систем: 1.Традиционная – способ организации эк. жизни, базирующийся на отсталой технологии, широком распространении ручного труда, многоукладности эк-ки. (Земля и капитал в общемвладении)

2.Командная (плановая) – способ организации эк. жизни, при которой капитал, земля и все эк. ресурсы находятся в собственности госва.

3. Рыночная – способ организации эк. жизни, при котором капитал и земля находятся в частной собственности отдельных лиц.(В основе стихийный порядок; Обязательно конкуренция;Полный ассортимент товаров.)

4. Смешанная – способ организации общ. жизни, при котором земля и капитал находятся в частной собственности, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется как рынками.

Читайте также:  Три способа размораживания рыбы

Модель кругооборота ресурсов, продукта и дохода.

Процесс движения денег и товаров между различными субъектами экономики

Включает 3 субъекта:домохозяйство, фирмы и госво.

2 типа рынка: рынок произва ресурсов(труд,земля,капитал) и рынок благ.

Налоги обязательные взносы в бюджет и внебюджетные фонды госва.

Спрос. Закон, детерминанты (ценовые и неценовые), функции (прямые, обратные) спроса. Отличие понятий «величина спроса» и «спрос». Графический анализ спроса при изменении ценовых и неценовых факторов.Исключения из закона спроса. Индивидуальный и рыночный спрос.

Рыночный спрос – это форма поведения потребителей,отражающая их готовность платить за приобретённые блага, а величина (объем спроса) это максимальное количество данного блага, которое готовы купить потребители при текущей цене блага в данный момент времени.

Величина спроса формируется под влиянием самых разнообразных условий, которые называются детерминантами спроса. Важнейшими из них являются :

Цена самого блага (Рх) – ценовые.численность и структура населения (N),(субституты и комплимитарные товары Рy),Вкусы и предпочтения (Т),Доходы(I),Потребительские ожидания(Е)

Комплиментарные – товары, дополняющие друг друга. (ботинки шнурки)

Субституты – товары, заменяющие друг друга. (масло оливковое и подсолнечное)

Влияние, оказываемое детерминантами на рыночный спрос, принимает форму определенной функциональной зависимости, называемой функцией спроса Qdx= f(N, Px, Py, I, T, E)

Значение функции показывает то количество блага, которое будет куплено при разных комбинациях влияния детерминант в выбранную единицу времени.

Наиболее широко применяется функция спроса по цене .Qdx = f(Pd) функция спроса по цене отражает зависимость изменения величины спроса от цены. Общем вид: Qd = a bP

(Q-величина спроса на благо «А» ,В пост. коэффициент влияния на величину спроса).

Закон спроса – с ростом цены на благо величина спроса падает и наоборот.

Изменение величины спроса изменение объема блага от изменения его цены.

Изменение спроса это процесс отражающий изменение в готовности покупателей платить за благо.

Индивидуальный спрос — спрос, предъявляемый отдельным покупателем.

Рыночный спрос — совокупность(сумма) индивидуальных спросов.

7. Предложение. Закон, детерминанты (ценовые и неценовые), функции (прямые, обратные) предложения. Отличие понятий «величина предложения» и «предложение». Графический анализ предложения при изменении ценовых и неценовых факторов.

Рыночное предложение отражает поведение производителей т.е. их способность поставлять благо на рынок, а величина (объем )предложения – это общее количество блага которые способны предоставить на рынок все производители в единицу времени.

Детерминаты предложения – это ценовые (цена данного товара Рх) и не ценовые параметры рынка, которые оказывают влияние на способность производителей(продавцов) осуществлять рыночное предложение т.е. производить блага. Основными неценовыми детерминантами предложения являются:цены для производства благо ресурсов (Рх)Природных (Рn)капитализации (Pk)Трудовых P(w)Численности продавцов )M)Технологии(Н)Налоги(Т)Ожидание продавцов(Е), Функцией предложения: Qsx=f(Px,Pn,Pk,Pw,M,H,T,E)

В микроэкономическом анализе наиболее широко используется функция предложения по цене

Qsx = f(Px), которая отражает зависимость между ценой блага и величиной (объема) его предложения.

Qs = c+ dP. (С)отражает указывает на минимально возможный объем рыночного предложения.

Для функции рыночного предложения характерна зависимость между ценой блага и величиной предложения(законом предложения)

Закон предложения гласит что величина предложения блага будет тем больше , чем выше цена единицы этого блага. И наоборот Обратная функция : Ps = c/ d +1/d*Q

Источник

Оцените статью
Разные способы