Стереотипы восприятия
Интересное слово стереотипы слышали все, и даже наверно точно не понимая, что оно значит, частенько его употребляли. А, что же оно значит в точной формулировке? Стереотипами считаются стабильно повторяющиеся различного рода цепочки в виде шаблонов, паттернов, различных мыслей или чувств, а также и поступков. Немного отличается от Вашего обычного понимания этого слова, не так ли? Также стереотипами считают привычные для Нас способы восприятия и реакции на различные ситуации. Если упростить – это как бы конкретно, Наш индивидуальный способ мышления и осмысления реагирования на окружающий мир. В, ещё более простом виде – это выглядит как искусственно обособленные фрагменты из нашего обычного поведенческого репертуара.
Также стереотипами считаются отдельные грани от структуры самой личности, но эти грани не существуют как бы изолированно, и сами по себе они являются частью личности. Их взаимная связь и уровень степени выраженности, в общем-то, и создают личность. Выходит так, что у некоторых людей отдельные грани выступают заметно резче, что приводит к тому, что некоторая часть стереотипов проявляется чаще и более выражено, а у других именно эти же грани более сглажены и подобные стереотипы имеют своё проявление реже.
Отметим то, что стереотипы – это фактически привычные маршруты, которые создаёт наше внимание, речь идёт о проявлениях непроизвольного внимания. Такие маршруты становятся результатом ранее полученного жизненного опыта, а также они являются частью воспитания и даже наследственности. Просто представьте парк с дорожками и тропинками по, которым обычно гуляют люди, так вот стереотипы тоже можно пояснить как эти дорожки и тропинки, которые привычно используются, Нашим вниманием.
Значит стереотипы – это зло? Зачем же Нам стереотипный вариант поведения? На основе этого хочется вспомнить соображения довольно известного учёного. Собственно Мы здесь и далее будем пользоваться некоторыми соображениями из книги Роберта Чалдини – «Психология влияния». Эту книгу можно считать одним из самих глубоких и вместе с этим доступных вариантов исследования психологии в области использования существующих вариантов стереотипов. Этот автор очень подробно и понятно раскрывает некоторые из наиболее часто использующихся манипуляционных стереотипов. Но Мы не будем сильно загружать эту статью обширностью фрагментов их лучше вынести как части отдельной страницы.
Стереотипы в психологии влияния
Главная цель – это стремление к осознанию, что выражается в регистрации и последующем выслеживании всех известных Нам стереотипов. В связи с этим хочется вспомнить максиму дона Хуана, которая рассказывает о том, что – «настоящий воин должен осознавать всё и всегда», как бы помогает задать ясные и при этом недвусмысленные ориентиры, которые направлены на путь движения для усиления осознания.
А есть ли возможность избавления от стереотипов? Вопрос конечно спорный, но определённо то, что можно осознавать наибольшую часть стереотипности поведения и в большой мере его хоть как – то скорректировать. Стоит допустить, что переломный момент полнейшего избавления от части стереотипов может произойти с помощью потери человеческой формы.
Но будем более конкретными, далее рассмотрим всё многообразие стереотипов разделённое на три крупные категории:
- Стереотипы восприятия и последующей оценки.
- Стереотипы из категории реагирования.
- Стереотипы из категории мышления.
Естественно надо понимать, что все они заметно, взаимосвязаны. Ведь очевидно то, что восприятия и последующая оценка связаны с общим процессом мышления. Понятно и весьма очевидно, что реагирование неразрывно связанно с общим восприятием и общей оценкой. Отметим, что общая классификация стереотипов на основе трёх вышеназванных групп – это всего-то лишь не простой способ систематизации на много более крупного объёма информации. Далее можно сказать, что будет уместно разделить стереотипы на три вот эти категории:
Стереотипы восприятия и их последующая оценка
Эффект ссылки на самого себя. Эффект момента ложного согласия. Оценка общей ситуации как успеха или победы, как произошедшей неудачи или наоборот поражения. Существование зависимости от оценки текущего состояния психики и эмоций. Зависимость от самооценки. Фундаментальная версия ошибки атрибуции. Постоянные попытки сравнения своего собственного социального статуса со статусами ближних. Оценка себя, которая зависит от текущего социального статуса. Симпатия, авторитет, дефицит. Общие принципы контраста. Эффекты Барнума. Приверженности к важности первого впечатления. Перенос образа отношений увиденного у родителей на последующие отношения со своим партнёром. Общее мотивированное восприятие человека. Оценивание всего на основе типа плохой и хороший. Самоутверждение за счёт противопоставление себя как части какой – либо группы против более достойной, на Ваш взгляд группы. Попытки самоутверждения за счёт унижения кого-либо. Родитель и ребёнок.
Стереотипами из категории реагирования
Ими следует считать: уязвлённое самолюбие, прочие споры и последующие оправдания. Чувство вины и опять оправдания. Обида и последующая мстительность. Реакция, которая образуется на «плохой или хороший». Победа и последующая радостная возбуждённость. Поражение и как соответственно полнейшее уныние. Начальство – авторитет и последующее заискивание и раболепство перед ним. «Мы очень верим в тебя, мы невероятно надеемся на тебя» и последующее – «я обязательно должен оправдать проявленное доверие и надежды моего руководства». Принуждение с ограничением свободы как следствие злости раздражительности и последующего противостояния. Неизвестность как последующие опасения в виде страха, беспокойства, появления озабоченности и нервозности. Правило взаимных обменов. Социальные доказательства. Обязательство и последующая последовательность. Эффекты Рингельма. Вопросы и последующие ответы.
Стереотипы из области мышления
Сюда отнесём эвристику, установки. Проверку, которая должна подтверждать гипотезы. Общая статистическая информация и общая – «история случая». Недостаточная возможность выборки. Ошибки связанные с планированием. Эффект Зейгарника. Почему же – это таки произошло?
Надо отметить, что глупо просто сидеть и ожидать, что опыт и общие результаты исследований смогут кристаллизоваться, в что – то типа идеальной и завершённой формы. Из-за этого подобные существующие результаты можно опубликовать в более систематизированной форме, так как – это можно считать неизбежным результатом эволюции знаний. Мы ведь растём и развиваемся, а значит растёт, Наш опыт и знания. На данный момент взгляд на этот вопрос вот такой, а каким он будет позже, кто знает?
Источник
Стереотип восприятия это способ восприятия
Сталкинг > Статьи о сталкинге > Стереотипы восприятия и реагирования
Стереотипы восприятия и реагирования
Что такое стереотипы? Стереотипы — это стабильно повторяющиеся цепочки (шаблоны, паттерны) мыслей, чувств и поступков. Стереотипы — это привычные нам способы воспринимать и реагировать на ситуации. В каком-то смысле, это наш способ думать, смотреть и реагировать на мир. В более узком понимании, это искусственно обособленные фрагменты нашего поведенческого репертуара.
Стереотипы — это отдельные грани структуры личности, однако они не существуют изолированно, сами по себе, они часть личности. Их взаимосвязь и степень выраженности и образуют личность. У кого-то отдельные грани выступают резче, соответственно, данные стереотипы проявляются чаще и выраженнее, у кого-то те же самые грани сглажены, и данные стереотипы проявляются реже.
Надо заметить, что стереотипы — это привычные маршруты нашего внимания, так называемого непроизвольного внимания. Эти маршруты — результат приобретенного нами жизненного опыта, воспитания и наследственности. Представьте парк, в этом парке есть дорожки и тропинки, по ним обычно прогуливаются люди, так вот стереотипы — это и есть дорожки, тропинки, по которым привыкло перемещаться наше внимание.
Стереотипы — зло? Зачем нам стереотипное поведение? По этому поводу хочется привести соображения одного известного ученого. Здесь и далее я часто буду ссылаться на книгу Роберта Чалдини «Психология влияния». Эта книга — одно из самых глубоких и вместе с тем доступных исследований в психологии по теме так называемого манипулятивного влияния, основным механизмом которого и является использование существующих стереотипов. Автор подробно и популярно рассматривает некоторые наиболее часто эксплуатируемые в манипуляциях стереотипы. Чтобы не перегружать текст статьи обширными фрагментами, я буду выносить их в отдельные страницы. Итак, введение в стереотипы Роберта Чалдини.
Остается лишь добавить, что главной целью сталкинга является укрепление и усиление осознания. И это предполагает стремление к осознаванию (регистрации и выслеживанию) всех известных стереотипов. Максима дона Хуана о том, что «настоящий воин должен осознавать все и всегда», задает ясные и недвусмысленные ориентиры и направление движения по пути усиления осознания.
Можно ли вообще избавиться от стереотипов? Вопрос спорный, определенно можно осознавать большую часть стереотипного поведения и в значительной мере его корректировать. Допускаю, что переломным моментом полного избавления от части стереотипов может являться потеря человеческой формы.
Все многообразие стереотипов можно условно разделить на три большие категории:
1. Стереотипы реагирования
2. Стереотипы восприятия и оценки
3. Стереотипы мышления
Естественно, что они взаимосвязаны. Очевидно, что восприятие и оценка связаны с процессом мышления. Очевидно, что реагирование связано с восприятием и оценкой. Классификация стереотипов в соответствии с тремя вышеперечисленными группами — всего лишь способ систематизации большого объема информации. Мне представляется уместной группировка стереотипов по этим трем категориям.
1. Стереотипы реагирования
Уязвленное самолюбие — споры, оправдания
Чувство вины — оправдания
Реакция на «плохой-хороший»
Победа — радостное возбуждение, Поражение — уныние
Начальство, авторитеты — заискивание, раболепство
«Мы верим в тебя, мы надеемся на тебя» — «я должен оправдать доверие и надежды руководства»
Принуждение и ограничение свободы — злость, раздражение, противостояние
Неизвестность — опасения (страх, беспокойство, озабоченность, нервозность)
2. Стереотипы восприятия и оценки
Оценка ситуации как успеха/победы, как неудачи/поражения
Зависимость оценки от текущего психо-эмоционального состояния
Фундаментальная ошибка атрибуции
Сравнение своего социального статуса со статусом других
Оценка в зависимости от социального статуса
Перенос образа родителей и их отношений на отношения с партнером
Мотивированное восприятие человека
Оценивание по типу хороший-плохой
Самоутверждение за счет противопоставления себя (принадлежащего к достойной группе) к группе менее достойной
Самоутверждение за счет унижения других
3. Стереотипы мышления
Проверка, подтверждающая гипотезу
Статистическая информация и «история случая»
Почему это произошло?
Прежде чем завершить статью, мне хочется отметить, что данная тема, как впрочем, и остальные разделы сталкинга, весьма обширна и к настоящему времени мало изучена. При всем своем желании изложить материал как можно более точно и полно, я вынужден признать, что сделать это не так-то просто. И объем материала, и его осмысление через призму собственного живого опыта предполагают многие годы исследований и самостоятельной практики.
Вместе с тем, глупо было бы сидеть и ждать, когда опыт и результаты исследований кристаллизуются в некую идеальную/завершенную форму. Поэтому я нахожу возможным публиковать результаты своих и чужых исследований в более-менее систематизированной форме, а также периодически возвращаться к этой и другим темам и дорабатывать их.
Я думаю, что это неизбежный результат эволюции знаний. Мы растем, развиваемся, растет наш опыт и знание. Сейчас знание такое. Каким оно будет завтра? Кто знает?
Источник
Стереотипы и основные эффекты восприятия
Поведенческое измерение,которое предполагает реакцию человека, соответствующую его убеждениям и переживаниям.
(Педагог слишком строгий – когнитивная установка; я не люблю, когда меня заставляет что-либо делать – аффективная сост.; я редко буду посещать занятия – поведенческая составляющая.)
Важной сферой исследования социальной перцепции является изучение процесса формирования первого впечатления о другом человеке. Большое влияние на первое впечатление о человеке оказывает его внешний вид. Благодаря одежде человеку могут быть приписаны черты, которых он не имеет. Важным факторами, влияющими на первое впечатление являются цвет одежды, украшения, осанка.
При восприятии людьми друг друга часто возникают различные стереотипы. Наши истолкования и оценки внешнего мира чаще всего основываются на установках, создающихся у нас на протяжении всей жизни. Социальные установки, лежащие в основе трудностей общения, обычно содержат в себе неадекватные, идеализированные представления о межличностных отношениях, среди которых можно выделить такие, как абсолютизированные идеи социальной справедливости, представление о собственном превосходстве, завышенные требования к окружающим и отсутствие критических требований к самому себе. Наиболее популярные проявления этих представлений – эффект ореола, эффект «первичности и новизны», эффект стереотипизации.
Эффект ореола заключается в тенденции переносить предварительно полученную благоприятную информацию о каком-либо человеке на реальное его восприятие. Воспринимаемые черты как бы накладываются на тот образ, который уже был создан заранее. Этот образ, ранее существовавший, и выполняет роль ореола, мешающего видеть действительные проявления объекта восприятия.
Близким к эффекту ореола является эффект проекции, который возникает тогда, когда приятному для нас собеседнику мы склонны приписывать свои собственные достоинства, а неприятному – свои недостатки. Совершенно справедливо утверждение: «Мы верим тому, чему хотим верить». Таким образом, эффект проекции побуждает нас находить в других, как в зеркале, наши собственные свойства, состояния, черты, которые ярко представлены у нас самих. Такая проекция получила название атрибутивной.
Другим видом проекции являетсязащитная.Защитная проекция заключается в том, что импульсы и чувства, неприемлемые, неприятные данному человеку, приписываются им другим людям. (Трус радуется сомнениям и неудачам смелых, излишне озабоченный какими-либо проблемами находит эти же проблемы и у окружающих).
Людям свойственно подсознательно оказывать противодействие сильному давлению извне, в чем бы оно ни выражалось, так как воспринимается оно как покушение на их право свободного выбора. Этот феномен получил название эффект бумеранга.
Эффект «первичности и новизны» также умножает трудности межличностной перцепции. Он касается значимости определенного порядка предъявления информации о человеке для составления представления о нем. После первой встречи с незнакомыми людьми больший вес, значение придается данным, полученным вначале, а при общении со старыми знакомыми мы, наоборот больше доверяем последним сведениям.
Мнение, сложившееся вначале, очень часто надолго определяет отношение к человеку или событию, первая информация оказывается сильнее последующей.
Стереотипизациятакже рассматривается как один из эффектовмежличностного восприятия.
Стереотип – это некоторый устойчивый образ какого-либо явления или человека, которым пользуются как известным «сокращением» при взаимодействии с этим явлением. Как правило, стереотип возникает на основе достаточно ограниченного прошлого опыта, в результате стремления строить выводы на базе ограниченной информации.
Именно на стереотипности восприятия людей построена наука физиогномика (от греч. Physis – природа, gnomon – знающий) – учение о связи между внешним обликом человека и его принадлежностью к определенному типу людей. Физиогномисты «научно» по внешним признакам устанавливают психологические особенности этого типа.
Многие стереотипы передаются и развиваются в соответствии с образами, заложенными в нашем сознании еще родителями.
Этнические стереотипы – образы типичных представителей определенных наций. Даже не имея личного опыта общения, мы наделяем иностранцев строго фиксированными чертами внешности и особенностями характера. Профессиональные стереотипы (каждая профессия имеет свой штамп).
В педагогической практике наблюдаются ли стереотипы по отношению к ученикам? («Хорошего» ученика вызывают чаще и активнее поддерживают, а от «плохого» ничего хорошего и дельного педагог не ждет и затрачивает на него меньше времени).
Плохое и хорошее настроение может усиливать стереотипы относительно других. При плохом самочувствии мы воспринимаем людей и события в более негативном свете.
Психологические механизмы, объясняющие как происходит процесс оценки другого человека (на основе воспринятых внешних особенностей):
· познания и понимания людьми других – идентификация, эмпатия, аттракция (привлекать);
· познания самого себя – рефлексия;
· механизмы, обеспечивающие прогнозирование поведения партнера по общению – каузальная атрибуция.
Идентификация – (лат. –identificare — отождествлять). Неосознаваемый эмоционально-когнитивный процесс уподобления одного субъекта другому (группе, образцу).
Аттракция – (анг. Attraction-притяжение, тяготение) представляет собой форму познания другого человека, основанную на возникновению к нему положительных чувств: от симпатии до любви. Причиной появления положительного эмоционального отношения партнеров по общению нередко бывает их внутреннее сходство.
Рефлексия –это способность человека представить, как он воспринимается партнером по общению. Это уже не просто знание другого, но знание того, как другой понимает нас: наши умственные способности, индивидуально- личностные особенности и эмоциональные реакции.
Понимание другого человека очень важно для успешного общения с ним. Нередко нас интересует, что заставляет собеседника действовать так, а иначе, т.е. каковы причины его поступков. Ведь зная их, можно спрогнозировать дальнейшее поведение партнера по общению. Если бы человек всегда располагал полной информацией об окружающих людях, с которыми он вступает в общение, то он мог бы безошибочно строить тактику взаимодействия с ними. Но в повседневной жизни мы, как правило, находимся в условиях дефицита информации, не зная истинных причин поведения другого человека. Это незнание вынуждает нас приписывать другим самые разнообразные причины их поведения и поступков. В их основе лежит сходство поведения собеседника с каким-то известным образом или анализ наших собственных причин, которые обнаруживаются в аналогичной ситуации.
Приписывание причин поведения другому человеку называется каузальной атрибуцией
Каузальная атрибуция – (от лат. Causa- причина и attribuo- придаю, наделяю) – интерпретация субъектом межличностного восприятия причин и мотивов поведения других людей. Исследования показывают, что у каждого человека есть привычные объяснения чужого поведения.
Одни люди всегда находят виновника случившегося и приписывают причину произошедшего конкретному человеку, но не себе. Например, получил «неуд» на экзамене – виноват преподаватель, потому что придирается (личностная атрибуция). Другие склонны все видеть в обстоятельствах, а не искать виновника (обстоятельственная атрибуция), например, опоздал на занятия, потому что транспорт плохо ходит. Стимульная атрибуция, т.е. причина заложена в предмете (сумка упала, потому что плохо стояла или отчислили из института – сам виноват).
Помимо этого, мы сталкиваемся с внутренней или внешнейатрибуцией. Успех на экзамене однокурсника мы можем приписать его высоким умственным способностям, старательности, усидчивости, упорству – внутренняя, а может приписать факту, что билет достался легкий или, что удалось воспользоваться шпаргалкой – внешняя.
Изучение каузальной атрибуции исходит из следующих положений:
1. Люди, познавая друг друга, не ограничиваются получением внешне наблюдаемых сведений, но стремятся к выяснению причин поведения и выводам, касающимся соответствующих личностных качеств субъекта;
2. Поскольку информация о человеке, получаемая в результате наблюдения, чаще всего недостаточна для надежных выводов, наблюдатель находит вероятные причины поведения и приписывает их наблюдаемому субъекту;
3. Причинная интерпретация существенно влияет на поведение наблюдателя.
Каузальная атрибуция изучается также как явление возложения или принятия членами группы персональной ответственности за успехи и неудачи в совместной деятельности. Показано, что в группах высшего уровня развития (в коллективах) это явление адекватно реальному вкладу членов коллектива в результате деятельности.
Источник