Стереогнозия как способ коммуникации

Стереогнозия как способ коммуникации

Рекомендуем: Анатомия человека: Анатомия человека Анатомическая терминология Анатомия костей и суставов Анатомия мышц Анатомия внутренних органов Анатомия эндокринных органов Анатомия сердца и сосудов Анатомия нервной системы Анатомия органов чувств Видео по анатомии Книги по анатомии Топографическая анатомия Форум
Оглавление темы «Морфологические основы динамической локализации функций в коре полушарий большого мозга (центры мозговой коры).»:

Стереогнозия. Первая сигнальная система

Частный вид кожной чувствительности — узнавание предметов на ощупь — стереогнозия (стереос — пространственный, гнозис — знание) связана с участком коры верхней теменной дольки (поле 7) перекрестно: левое полушарие соответствует правой руке, правое — левой руке. При поражении поверхностных слоев поля 7 утрачивается способность узнавать предметы на ощупь, при закрытых глазах.

Описанные корковые концы анализаторов расположены в определенных областях мозговой коры, которая, таким образом, представляет собой «грандиозную мозаику, грандиозную сигнализационную доску» (И. П. Павлов). На эту «доску» благодаря анализаторам падают сигналы из внешней и внутренней среды организма. Эти сигналы, по И. П. Павлову, и составляют первую сигнальную систему действительности, проявляющуюся в форме конкретно-наглядного мышления (ощущения и комплексы ощущений — восприятия).

Первая сигнальная система имеется и у животных. Но «в развивающемся животном мире на фазе человека произошла чрезвычайная прибавка к механизмам нервной деятельности. Для животного действительность сигнализируется почти исключительно раздражениями и следами их в полушариях большого мозга, непосредственно приходящими в специальные клетки зрительных, слуховых и других рецепторов организма. Это то, что и мы имеем в себе как впечатления, ощущения и представления от окружающей внешней среды, как общеприродной, так и от нашей социальной, исключая слово, слышимое и видимое. Это первая сигнальная система, общая у нас с животными. Но слово составило вторую, специально нашу сигнальную систему действительности, будучи сигналом первых сигналов. » (И. П. Павлов).

Редактор: Искандер Милевски. Дата последнего обновления публикации: 30.7.2020

Источник

Монтессори дома: Стереогностическое восприятие

У человека кроме пяти основных органов чувств есть и так называемые «сложные чувства». К примеру, какое чувство помогает нам выполнить стандартную просьбу невролога дотронуться до носа с закрытыми глазами? А известное всем водителям чувство-ощущение габаритов машины? Эти способы – сложные способы осознания окружающего – не вписываются в стандартный список чувств, который сформулировал ещё Аристотель.

Кроме основных чувств доктор Монтессори выделяла стереогностическое чувство, при помощи которого человек способен распознавать сущность предметов путём движения мускулов руки, в процессе ощупывания контура предмета. Не используя зрение, путём ощупывания комплексно оценивается структура поверхности, тяжесть, плотность, величина, температура. В результате возникает кинестетический образ воспринимаемого объекта, который может ассоциироваться с некоторым визуальным ощущением виденного ранее объекта. Вот такое своеобразное «абстрактное зрение» вырисовывается. Стереогнозия является сложным процессом, зависящим не только от деятельности и центральных, и периферических чувствительных систем, но и связанным с процессами анализа и синтеза, протекающими в коре головного мозга.

Мария Монтессори считала, что это стереогностическое чувство не только можно, но и нужно развивать. Для этого она разработала ряд материалов.

Стереогностический мешочек

Очень интересный материал. Состоит из привлекательной сумочки или мешочка, в который кладётся 10-12 вполне реальных объемных предметов (пуговица, замочек, гайка, ложка, колокольчик, грецкий орех и др.). Предметы должны быть ребёнку знакомы, но вместе с тем не должны быть игрушками.

Ребёнок раскрывает сумку так, чтобы туда могла пройти рука. Не видя объект, ощупывает его, и предварительно назвав его, достаёт и выкладывает на столик. Гид отмечает предметы, в которых ребёнок ошибся или которые он не узнал, и в какой-то другой момент времени проводит трёхступенчатый урок по этим предметам, не связывая его непосредственно со стереогностическим мешочком.

Предметы в мешочке надо постоянно менять, это можно делать один раз в 7-10 дней, чтобы поддержать таинственную атмосферу и интерес к данному виду деятельности. При этом важно помнить, что если те предметы, которые мы положили в сумку, ребёнку неизвестны, то он их не сможет опознать. Предметы в мешке должны иметь различную текстуру и интриговать ребёнка. Если предмет может вызвать какое-то сомнение у ребенка, лучше его в мешочек не класть. Предметы в мешочек могут быть собраны тематически, например отвёртка, болт, гайка и т.д.

Контроль ошибок осуществляется посредством индивидуальных способностей к распознаванию предметов. Прямой целью является обострение стереогностического восприятия у ребёнка. Чаще всего этот материал начинают использовать около трёх с половиной лет.

Этот материал легко изготовить в домашних условиях, и занятия с ним позволят ребёнку существенно расширить не только свой стереогностический опыт, но и значительно расширить свой словарный запас.

Монтессори пятница: скидки до -50%

Только раз в году — распродажа онлайн-курсов для родителей

Источник

Стереогнозия

Стереогнозия ( от греч. stereos—твердый и gnosis—-зна’ние), стереогностическое чувство, способность узнавать предметы паощупь. Cl основана на тех ощущениях, к-рые получаются от формы, величины, теплоты, плотности, характера поверхности ощупываемого предмета; С. строится на сложном восприятии, сочетании осязательных температурных ощущений с глубоким мышечным чувством, ощущением, движений осязающих частей (пальцев) и связи возникающих при ощупывании образов со зрительными и кинестетическими образами воспоминаний. Т. о. стереогнозия является сложной функцией, зависящей не только от деятельности периферических и центральных чувствительных систем, но связанной с синтетической деятельностью коры головного мозга. В головном мозгу к С. имеют отношение нижняя часть средней трети центральных извилин, gyrus sup-ramarginalis, gyrus angularis и затылочная доля. У правшей для С. левое полушарие имеет большее значение, чем правое. С. исследуется таким образом, что б-ному с закрытыми глазами по очереди дают в руку мелкие предметы (монету, ключ, карандаш, геометрические фигуры) и предлагают ему, ощупывая, описать их возможно точнее. Расстройство С. называется астереогнозией (см.). Впервые Вернике (Wernicke) в 1895 г. указал на то, что расстройство-c. не идет параллельно с расстройством элементарной чувствительности и имеет в коре мозга определенную локализацию. Монако» (Monakow) и др. отказываются от локализации С., считая ее слишком сложным процессом; Школа Вейцсеккера (Weizsacker), применяющая для исследования чувствительности более тонкие методы, чем принятые до сих пор в клин, обиходе, ставит под сомнение «чистую стереог-нозию», т. е. возможность расстройства С. без расстройства элементарной чувствительности;

Источник

Радуга женской жизни

Всё для женского счастья

Игры для формирования чувства стереогноза.

Здравствуйте, дорогие мамочки!
Сегодня я, Светлана Каменева, подготовила для вас статью с играми на развитие чувства стереогноза ребёнка.

Стереогнозия – распознавание предметов с помощью ощупывания. При этом учавствуют, как мускульное, так и тактильное чувства.

При развитии стереогноза ребенок приобретает навык «видеть руками» без участия зрения. Кроме того развивается моторика как правой так и левой руки, благодаря этому формируется скорость мышления.

Самые простые и доступные всем игры на эту тематику – «Мешочек полный тайн» и «геометрические мешочки», а также «тактильная коробка».

Дети узнают игрушку или предмет, спрятанные в мешочке с помощью ощупывания.

Общеизвестны народные игры «Жмурки» и «Кто это?» (когда ребёнок с повязкой на глазах должен узнать с помощью ощупывания стоящего перед ним человека).

Как сделать тактильную коробку, смотрите в моей статье «Игры на развитие тактильной чувствительности-осязания. Часть 2.»

Играя, гуляя, занимаясь рисованием, лепкой, создавая поделки стоит обращать внимание ребенка на различные характеристики предметов, учить его прислушиваться, присматриваться, узнавать предметы тактильно. Процесс узнавания — это достаточно сложный этап восприятия, тесно связанный с нашей памятью, речью, мышлением. Важно, чтобы восприятие ребенка всегда было осмысленным.

Мария Монтессори предлагает развивать стереогностическое чувство с помощью игры «Мешочек полный тайн».

Для этого необходимо взять непрозрачный мешочек, лучше всего из ткани и 10 пар геометрических фигур. Я использовала фигурки от деревянного конструктора.

Пары фигур делим на 2 части. Одна часть остается на столе, а другая отправляется в мешочек.

В начале вы показываете ребенку ход игры: берете геометрическую фигуру со стола, ощупываете ее руками, а потом ищете эту фигуру в мешочке, ощупывая по порядку фигуры, находящиеся там, пока не найдете эту фигуру. Достаете из мешочка найденную фигуру и сравниваете ее с той фигурой, которую вы выбрали на столе. Нашли фигуру правильно, объединяете их в пару и откладываете в сторону и приступаете к поиску других фигур. Если фигура оказалась неправильной, кладете ее обратно в мешочек. После этого передаете инициативу ребенку.

«Геометрические мешочки»

Шьётся 8 пар мешочков геометрической формы: круг, овал, квадрат, треугольник, пятиугольник, прямоугольник, шестиугольник, звезда и заполняется песком или кварц-гранулятом или солью, вообщем тем, что есть под рукой. Правила игры такие же как в предыдущей игре.

«Загадочные буквы и цифры»

Для детей постарше можно выложить фигуры из букв, цифр, простых фигур.

Для этого надо сделать картонные карточки 13х10 см. А сверху выложить и наклеить буквы, цифры или другие формы из ракушек, фасоли, кофейных зерен, гороха или любого другого материала.

Источник

Читайте также:  Способы вязания крючком корзинки
Оцените статью
Разные способы