Степени сравнения имени прилагательного способы их образования

Учебный элемент 3.3: Степени сравнения имен прилагательных

¥ Цели учебного элемента 3.3:

После изучения данного учебного элемента Вы сможете:

  • охарактеризовать степени сравнения имен прилагательных и способы их образования;
  • назвать основные способы образования форм сравнительной и превосходной степени и их грамматические показатели;
  • перечислить основные способы выражения субъективной оценки качества.

В современном русском языке качественные прилагательные имеют две степени сравнения: сравнительную и превосходную. Что касается так называемой положительнойстепени, то она является исходной формой для образования основных степеней сравнения. Прилагательные в «положительной степени» не содержат в своем значении сравнения, они характеризуют качество безотносительно. Ср.:умный человек — Этот человек умнее многих; красивый цветок — Он принес цветок гораздо красивее моего и т.д.

Имя прилагательное в сравнительной степени обозначает качество, характерное для данного предмета в большей или меньшей мере по сравнению с теми же качествами в других предметах, а также по сравнению с качествами, которыми данный предмет обладал ранее или будет обладать в дальнейшем. Например: Эта книга интереснее прежней; Он стал заметно рассеяннее.

Имя прилагательное в превосходной степени указывает на самую высокую степень качества в предмете по сравнению с теми же качествами в других подобных предметах. Например: Из всех окружающих это был самый умный человек; Они нарвали красивейшихцветов.

Таким образом, форма превосходной степени может употребляться как средство сравнения какого-то качества только в однородных, подобных один другому предметах (например: Из всех присутствующих это был самый заметный человек), тогда как форма сравнительной степени является средством сравнения какого-то качества или одного и того же лица, предмета в разное время его существования (например: Он теперь спокойнее, чем прежде) или самых разновидных предметов (например: Дом оказался выше башни).

Способы образования форм сравнительной степени:

В современном русском языке существуют два основных способа образования сравнительной степени: 1) при помощи суффиксов -ее (-ей) и -е, например: Как-то все дружней и строже, как-то все тебе дороже. И родней, чем час назад (Твард.). Этот способ называется синтетическим или простым; 2) при помощи слов более, менее. Этот способ называется аналитическим, или сложным (описательным), например: более сильный, менее высокий.

Синтетические формы сравнительной степени одинаково употребительны во всех стилях речи современного русского языка, тогда как аналитические используются чаще всего в стилях официальном, деловом, научном.

Формы сравнительной степени иногда осложняются приставкой по- для смягчения степени преобладания качества перед формой сравнительной степени, образованной обычным путем (посильнее, постарше, повыше). Такие образования являются, как правило, принадлежностью разговорного стиля речи, так как обладают большей экспрессией.

Отдельные прилагательные образуют формы сравнительной степени двояко: и при помощи суффикса -ее (далее, более), и при помощи суффикса -е (дальше, больше); причем первые формы употребляются преимущественно в книжном стиле речи.

В некоторых случаях, наоборот, форма на -ее является просторечной по сравнению с формой на -е; например, бойчее и звончее — просторечные варианты, а бойче, звонче — общелитературные.

От прилагательных с основой на г, к, х, д, т, ст, в формы сравнительной степени образуются при помощи непродуктивного для современного русского языка суффикса -е. При этом наблюдается чередование согласных. Например: дорогой — дороже, далекий — дальше, глухой — глуше, молодой — моложе, богатый — богаче, простой — проще, дешевый — дешевле.

Прилагательные, употребляемые в синтетической форме сравнения, не изменяются по родам, числам и падежам, они не согласуются с именами существительными.

Читайте также:  Очистка канализации механическим способом

В предложении синтетическая форма сравнительной степени чаще всего служит сказуемым (например: В условиях Крайнего Севера олень выносливее собаки) и реже — определением (например: Ему хотелось посоветоваться обо всем с человеком постарше, поопытнее).

Аналитическая форма (сложная), которая включает в свой состав полное прилагательное, в предложении обычно выступает в роли определения (например: Более удобное убежище спасло бы всех нас), хотя может быть и сказуемым (например: Это убежище более удобное).

Если же в состав сложной формы степени сравнения входит краткое прилагательное, то она является сказуемым и при ней, как правило, употребляется сравнительный союз чем (например: Старший сын был более доброжелателен, чем младший).

Отдельные прилагательные, например громоздкий, дружеский, деловой, жестокий, запустелый, колкий и другие, не имеют синтетической формы степени сравнения. От них может быть образована форма степени сравнения лишь аналитически. Например: более дружеский, более деловой, более жестокий. Отдельные прилагательные образуют формы супплетивно, т.е. от других корней: хороший — лучше, плохой — хуже.

Формы превосходнойстепени качественных имен прилагательных также бывают синтетическими и аналитическими.

Синтетическая форма превосходной степени образуется при помощи суффиксов -ейш-, -айш-: сильнейший, здоровейший, строжайший, тончайший.

В русском языке формы на -ейш-, -айш- имеют три значения:

1) значение предельной (или абсолютной) степени качества, признака. Например, в предложении Это величайший артист слововеличайший выражает абсолютную, безотносительную степень качества и имеет явно оценочный характер, поэтому оно не может быть заменено сочетанием самый великий артист. Это значение иначе называется элятивом (лат. elatus — поднятый, возвышенный). Подобные формы употребляются в разных стилях книжной речи. В разговорном языке они используются лишь в отдельных фразеологических сочетаниях: умнейшая голова, добрейшая душа и др.;

2) значение высшей степени качества по сравнению с другими. Это значение сходно со значением описательной формы превосходной степени, образованной при помощи слов самый и др. Иначе это значение называется суперлятивом (лат. superlativus — превосходная степень). Например: сильнейший из борцов, талантливейший из скрипачей и др.;

3) значение сравнительной степени. Например: Образ Пушкина является в новом и еще лучезарнейшем свете (Бел.). Это значение для современного языка нехарактерно. Однако оно сохранилось в отдельных оборотах типа: при ближайшем рассмотрении; В дальнейшемизложении автор уже не употребляет подобные слова и др.

Сложные формы превосходной степени образуются двояким способом: во-первых, при помощи дополнительных слов самый, наиболее, наименее, прибавляемых к исходной форме прилагательных (самый близкий, наиболее дорогой, наименее известный и т.д.); во-вторых, путем прибавления слов всех, всего к форме сравнительной степени (всех ближе, всего дороже и т.п.).

Сложные формы превосходной степени со словами наиболее, наименее употребляются преимущественно в официально-деловом и публицистическом стилях речи; формы со словом самый стилистически являются нейтральными и употребляются в разных стилях речи.

Если сложные формы превосходной степени могут быть образованы от всех качественных прилагательных, то простые формы имеют далеко не все прилагательные. Так, не имеют простых форм многие прилагательные с суффиксами -аст-, -ист- (головастый, волокнистый); -к- (ломкий, узкий); -еск- (дружеский, вражеский); -л- (усталый, умелый); -ов-, -ев- (бедовый, боевой) и др. От подобных прилагательных могут быть образованы сложные формы превосходной степени (самый волокнистый, наиболее громоздкий, очень усталый и т.д.).

@ Задания УЭ 3.3

  1. Образуйте простые формы степеней сравнения (сравнительную и превосходную /если возможно/) от приведенных ниже имен прилагательных, отметьте особенности их образования.

Малый, близкий, цветастый, хлесткий, слабый, холодный, тугой, простой, прелый, светлый, великий, породистый, нежный, плохой, дешевый, далекий, ловкий, дружеский, честный, яркий.

  1. Объясните, как образованы степени сравнения имен прилагательных. Определите их синтаксическую функцию.

1. Он сделался терпеливее и тверже, научившись в свою очередь не уступать (Г. Березко). 2. Ветер становится тише, уныло шепчет о чем-то (М. Горький). 3. Исчезнет жизни сновиденье: кто был счастливей, был умней (Е. Баратынский). 4. Гости, прослышав, что идет борьба между двумя сильнейшими противниками, собрались в бильярдной, окружили нас (М. Колесников). 5. Добрее, великодушнее, лучше вас я не знаю человека, и не может быть (Л.Толстой). 6. Ольга Дмитриевна тоже делилась своими мечтами, более скромными, более личными, более откровенными (В. Кожевников). 7. Моя мечта, самая фантастическая, всегда остается жизненной, земной; никогда не мечтаю о невозможном (Н. Островский).

  1. Определите значение форм превосходной степени имен прилагательных в данных предложениях. Как они образованы? Какую синтаксическую функцию выполняют?
Читайте также:  Способы обеспечения исполнения гражданско правовых обязательств значение общая характеристика

1. Если бы я был не я, а красивейший, умнейший и лучший человек в мире и был бы свободен, я бы сию минуту на коленях просил руки и любви вашей (Л. Толстой). 2. Вот и мотай на ус: первейшим делом приглядывайся, без дела не стой (М. Колесников). 3. Это был один из жесточайших боев в Подмосковье (М.Бубеннов). 4. Ей [Вере] было уже двадцать три года, она была хороша собой, красивее Манюси, считалась самою умной и образованной в доме и держала себя солидно, строго, как это и подобало старшей дочери, занявшей в доме место покойной матери (А. Чехов). 5. Величайшая слабость ума заключается в недоверчивости к силам ума (В. Белинский). 6. Среди женщин, молоденьких и не очень, наших и иностранок, она была тут самая красивая (Л. Карелин).

  1. Составьте таблицу «Образование форм степеней сравнения в современном русском языке». От прилагательных добрый, дорогой, милый, молодой, легкий, хороший, толстый, просторный, крепкий, узкий, густойобразуйте все возможные формы степеней сравнения и внесите их в таблицу.
  2. Приведите примеры пословиц с формами степеней сравнения имен прилагательных и проанализируйте их (произведите морфологический анализ 2-3 форм).
  3. Как образуются имена прилагательные со значением субъективной оценки в русском языке? Образуйте такие прилагательные от следующих слов: низкий, голубой, важный, чудесный, прямой, маленький, большой, толстый, длинный, один, здоровый.

Рефлексивная анкета:

  1. Что нового вы узнали об образовании степеней сравнения имен прилагательных?
  2. Что вызвало у вас затруднение при изучении данного УЭ?
  3. Является ли вопрос о способах выражения субъективной оценки качества вопросом только данного модуля или может быть рассмотрен в других разделах современного русского языка?

Источник

Степени сравнения прилагательных в русском языке

Степени срав­не­ния свой­ствен­ны каче­ствен­ным при­ла­га­тель­ным. Степени срав­не­ния при­ла­га­тель­ных в рус­ском язы­ке обра­зу­ют­ся при уча­стии фор­мо­об­ра­зу­ю­щих суф­фик­сов и с помо­щью слов «более», «менее», «самый», «всех».

Качественные при­ла­га­тель­ные обо­зна­ча­ют такой при­знак пред­ме­та, кото­рый может быть у него в боль­шей или мень­шей сте­пе­ни. В соот­вет­ствии с этим у при­ла­га­тель­ных выде­ля­ют две сте­пе­ни сравнения:

По фор­ме каж­дая сте­пень срав­не­ния может быть про­стой (состо­ит из одно­го сло­ва) и состав­ной (скла­ды­ва­ет­ся из двух слов).

Формы сравнительной степени прилагательных

Образование простой сравнительной степени

Прилагательное в фор­ме срав­ни­тель­ной сте­пе­ни пока­зы­ва­ет, что в том или ином пред­ме­те при­знак про­яв­ля­ет­ся в боль­шей или мень­шей сте­пе­ни, чем в дру­гом, например:

Сегодня лет­няя ночь была свет­лее вчерашней.

Сравним:

А по зем­ле идет свет­лая ночь, рас­сти­ла­ет по косо­го­рам белые про­сты­ни (В. Шукшин).

В пер­вом пред­ло­же­нии опи­сы­ва­ет­ся лет­няя ночь, кото­рая была не про­сто свет­лая, как сооб­ща­ет рус­ский писа­тель В. Шукшин, а свет­лее, то есть при­знак пред­ме­та выра­жен более интен­сив­но. Это дости­га­ет­ся с помо­щью фор­мо­об­ра­зу­ю­щих суф­фик­сов -е, -ее. Так обра­зу­ет­ся про­стая срав­ни­тель­ная сте­пень каче­ствен­ных при­ла­га­тель­ных, например:

У неко­то­рых при­ла­га­тель­ных при обра­зо­ва­нии про­стой сте­пе­ни срав­не­ния меня­ет­ся корень сло­ва, то есть это суп­пле­тив­ные фор­мы.

Форма про­стой срав­ни­тель­ной сте­пе­ни при­ла­га­тель­ных может быть обра­зо­ва­на с помо­щью при­став­ки по- и суф­фик­сов -е, -ее:

Прилагательные с при­став­кой по- свой­ствен­ны раз­го­вор­ной речи.

В пред­ло­же­нии при­ла­га­тель­ные в фор­ме срав­ни­тель­ной сте­пе­ни высту­па­ют в роли ска­зу­е­мо­го или несо­гла­со­ван­но­го определения:

Я теперь скром­нее стал в жела­ньях (С. Есенин).

Дайте мне кни­гу (какую?) поинтереснее.

Также обра­тим вни­ма­ние, что неко­то­рые каче­ствен­ные при­ла­га­тель­ные не обра­зу­ют про­стой сте­пе­ни сравнения:

Читайте также:  Каким способом можно уменьшить сварочные деформации при сварке пластин встык ответ

сло­ва древ­не­го происхождения:

при­ла­га­тель­ные со зна­че­ни­ем цвета:

назва­ния мастей животных:

сло­ва, обра­зо­ван­ные путем пере­хо­да отно­си­тель­ных при­ла­га­тель­ных в каче­ствен­ные или от гла­го­лов с помо­щью суффиксов:

  • -ск- : дру­же­ский, коми­че­ский, чело­ве­че­ский, изде­ва­тель­ский, юмористический;
  • -ов— : дело­вой, огне­вой, пере­до­вой, боевой;
  • -н- : налив­ной, напуск­ной, нажив­ной, лишний;
  • -л- : хрип­лый, заго­ре­лый, рос­лый, уста­лый, жилой.

В неко­то­рых слу­ча­ях при­дет на помощь состав­ная срав­ни­тель­ная сте­пень прилагательных.

Образование составной сравнительной степени

Составная срав­ни­тель­ная сте­пень имен при­ла­га­тель­ных обра­зу­ет­ся с исполь­зо­ва­ни­ем началь­ной фор­мы при­ла­га­тель­но­го (име­ни­тель­ный падеж един­ствен­но­го чис­ла муж­ско­го рода) и с помо­щью слов «более», «менее», напри­мер:

  • заго­ре­лый — более/менее загорелый;
  • уста­лый — более/менее усталый;
  • това­ри­ще­ский — более/менее това­ри­ще­ские отношения.

Составные фор­мы при­ла­га­тель­ных име­ют более книж­ный харак­тер по срав­не­нию с простыми.

Образование превосходной степени

Превосходная сте­пень срав­не­ния имен при­ла­га­тель­ных пока­зы­ва­ет, что тот или иной пред­мет пре­вос­хо­дит осталь­ные пред­ме­ты по какому-либо при­зна­ку, например:

Ближайшая дерев­ня будет в пят­на­дца­ти кило­мет­рах отсюда.

Мы счи­та­ем, что наши дово­ды самые убедительные.

Рассматриваемая сте­пень срав­не­ния при­ла­га­тель­но­го так­же име­ет про­стую и состав­ную форму.

Простая фор­ма пре­вос­ход­ной сте­пе­ни обра­зу­ют­ся суф­фик­саль­ным путем при­со­еди­не­ния к осно­ве сло­ва фор­мо­об­ра­зу­ю­щих суф­фик­сов -ейш-, -айш-:

Понаблюдаем, что суф­фикс -айш- участ­ву­ет в обра­зо­ва­нии фор­мы при­ла­га­тель­но­го с осно­вой на зад­не­языч­ные соглас­ные «г», «к», «х»:

Укажем труд­ные фор­мы прилагательных:

Для уси­ле­ния пре­вос­ход­ной сте­пе­ни ино­гда исполь­зу­ет­ся при­став­ка наи-, кото­рая под­чер­ки­ва­ет высо­кую, до пре­де­ла сте­пень каче­ства пред­ме­та, например:

  • умный — наиумнейший;
  • силь­ный — наисильнейший;
  • хоро­ший — луч­ший — наилучший.

Составная форма превосходной степени прилагательных

Её род­нит с про­стой состав­ной срав­ни­тель­ной сте­пе­нью то, что она так­же скла­ды­ва­ет­ся из началь­ной фор­мы при­ла­га­тель­но­го (един­ствен­ное чис­ло, муж­ской род, име­ни­тель­ный падеж), но её обра­зу­ют дру­гие сло­ва — «самый», «наи­бо­лее», «наи­ме­нее», напри­мер:

  • лег­кий — самый лег­кий, наиболее/наименее лёгкий;
  • груст­ный — самый груст­ный, наиболее/наименее грустный.

Это пер­вый спо­соб обра­зо­ва­ния пре­вос­ход­ной сте­пе­ни срав­не­ния. Существует и второй:

срав­ни­тель­ная сте­пень при­ла­га­тель­но­го + сло­во «всех» (фор­ма роди­тель­но­го паде­жа место­име­ния «все»), напри­мер:

Прилагательные в фор­ме пре­вос­ход­ной сте­пе­ни срав­не­ния изме­ня­ют­ся по чис­лам, родам и падежам.

Самым уди­ви­тель­ным в этом лесу был не зим­ний дуб, а малень­кий чело­век в раз­но­шен­ных вален­ках (Ю. Нагибин).

О самой груст­ной поре листо­па­да рус­ски­ми поэта­ми сло­же­но мно­же­ство пре­крас­ных стихов.

Морфологические ошибки в образовании степеней сравнения прилагательных

Несоблюдение мор­фо­ло­ги­че­ских норм обра­зо­ва­ния срав­ни­тель­ных сте­пе­ней при­ла­га­тель­ных вызы­ва­ет воз­ник­но­ве­ние подоб­ных рече­вых ошибок:

  • эта лен­та крас­нее этой;
  • эта кон­фе­та сла­же той вме­сто сла­ще;
  • пла­тье ока­за­лось корот­ко­ва­тее вме­сто коро­че;
  • твой голос звон­чее вме­сто звон­че;
  • харак­тер твер­дее вме­сто тверже;
  • ты более умнее вме­сто более умный;
  • фор­вард более быст­рее вме­сто более быст­рый;
  • выво­ды более глуб­же вме­сто более глу­бо­кие;
  • кисель стал более жиже вме­сто более жид­ким;
  • это самая извест­ней­шая мело­дия вме­сто самая извест­ная;
  • самый тон­чай­ший намёк вме­сто самый тон­кий намёк.

С точ­ки зре­ния мор­фо­ло­ги­че­ской нор­мы рус­ско­го язы­ка недо­пу­сти­мо соеди­нять фор­мы про­стой срав­ни­тель­ной и состав­ной сте­пе­ней в одну.

Неправильно гово­рить:

Чтобы усво­ить мор­фо­ло­ги­че­ские нор­мы обра­зо­ва­ния сте­пе­ней срав­не­ния при­ла­га­тель­ных в рус­ском язы­ке, выпол­ним упражнение.

Упражнение

Укажем номе­ра пред­ло­же­ний, в кото­рых явля­ет­ся пра­виль­ным пер­вый вари­ант ответа:

  1. Наши свя­зи с рос­сий­ски­ми вуза­ми ста­но­вят­ся (более креп­ки­ми, более крепче).
  2. (Ближейший, бли­жай­ший) мед­пункт нахо­дит­ся в кило­мет­ре от нас.
  3. Новое пла­тье (более коро­че, коро­че), чем то, что было на мне вчера.
  4. Эти фак­ты тре­бу­ют (само­го серьёз­но­го, само­го серьёз­ней­ше­го) анализа.
  5. Артист цир­ка смог выпол­нить (более слож­ней­ший, более слож­ный) трюк без дублей.
  6. В исто­рии фигур­но­го ката­ния эта пара сыг­ра­ла (самую важ­ней­шую, самую важ­ную) роль.
  7. Яркие жёл­тые тюль­па­ны (более радост­нее, радост­нее) в лучах весен­не­го солнца.
  8. Вторая часть рома­на (менее инте­рес­ная, менее интереснее).

Видеоурок «Образование степеней сравнения имён прилагательных»

Источник

Оцените статью
Разные способы