- Учебный элемент 3.3: Степени сравнения имен прилагательных
- Степени сравнения прилагательных в русском языке
- Формы сравнительной степени прилагательных
- Образование простой сравнительной степени
- Образование составной сравнительной степени
- Образование превосходной степени
- Составная форма превосходной степени прилагательных
- Морфологические ошибки в образовании степеней сравнения прилагательных
- Упражнение
- Видеоурок «Образование степеней сравнения имён прилагательных»
Учебный элемент 3.3: Степени сравнения имен прилагательных
¥ Цели учебного элемента 3.3:
После изучения данного учебного элемента Вы сможете:
- охарактеризовать степени сравнения имен прилагательных и способы их образования;
- назвать основные способы образования форм сравнительной и превосходной степени и их грамматические показатели;
- перечислить основные способы выражения субъективной оценки качества.
В современном русском языке качественные прилагательные имеют две степени сравнения: сравнительную и превосходную. Что касается так называемой положительнойстепени, то она является исходной формой для образования основных степеней сравнения. Прилагательные в «положительной степени» не содержат в своем значении сравнения, они характеризуют качество безотносительно. Ср.:умный человек — Этот человек умнее многих; красивый цветок — Он принес цветок гораздо красивее моего и т.д.
Имя прилагательное в сравнительной степени обозначает качество, характерное для данного предмета в большей или меньшей мере по сравнению с теми же качествами в других предметах, а также по сравнению с качествами, которыми данный предмет обладал ранее или будет обладать в дальнейшем. Например: Эта книга интереснее прежней; Он стал заметно рассеяннее.
Имя прилагательное в превосходной степени указывает на самую высокую степень качества в предмете по сравнению с теми же качествами в других подобных предметах. Например: Из всех окружающих это был самый умный человек; Они нарвали красивейшихцветов.
Таким образом, форма превосходной степени может употребляться как средство сравнения какого-то качества только в однородных, подобных один другому предметах (например: Из всех присутствующих это был самый заметный человек), тогда как форма сравнительной степени является средством сравнения какого-то качества или одного и того же лица, предмета в разное время его существования (например: Он теперь спокойнее, чем прежде) или самых разновидных предметов (например: Дом оказался выше башни).
Способы образования форм сравнительной степени:
В современном русском языке существуют два основных способа образования сравнительной степени: 1) при помощи суффиксов -ее (-ей) и -е, например: Как-то все дружней и строже, как-то все тебе дороже. И родней, чем час назад (Твард.). Этот способ называется синтетическим или простым; 2) при помощи слов более, менее. Этот способ называется аналитическим, или сложным (описательным), например: более сильный, менее высокий.
Синтетические формы сравнительной степени одинаково употребительны во всех стилях речи современного русского языка, тогда как аналитические используются чаще всего в стилях официальном, деловом, научном.
Формы сравнительной степени иногда осложняются приставкой по- для смягчения степени преобладания качества перед формой сравнительной степени, образованной обычным путем (посильнее, постарше, повыше). Такие образования являются, как правило, принадлежностью разговорного стиля речи, так как обладают большей экспрессией.
Отдельные прилагательные образуют формы сравнительной степени двояко: и при помощи суффикса -ее (далее, более), и при помощи суффикса -е (дальше, больше); причем первые формы употребляются преимущественно в книжном стиле речи.
В некоторых случаях, наоборот, форма на -ее является просторечной по сравнению с формой на -е; например, бойчее и звончее — просторечные варианты, а бойче, звонче — общелитературные.
От прилагательных с основой на г, к, х, д, т, ст, в формы сравнительной степени образуются при помощи непродуктивного для современного русского языка суффикса -е. При этом наблюдается чередование согласных. Например: дорогой — дороже, далекий — дальше, глухой — глуше, молодой — моложе, богатый — богаче, простой — проще, дешевый — дешевле.
Прилагательные, употребляемые в синтетической форме сравнения, не изменяются по родам, числам и падежам, они не согласуются с именами существительными.
В предложении синтетическая форма сравнительной степени чаще всего служит сказуемым (например: В условиях Крайнего Севера олень выносливее собаки) и реже — определением (например: Ему хотелось посоветоваться обо всем с человеком постарше, поопытнее).
Аналитическая форма (сложная), которая включает в свой состав полное прилагательное, в предложении обычно выступает в роли определения (например: Более удобное убежище спасло бы всех нас), хотя может быть и сказуемым (например: Это убежище более удобное).
Если же в состав сложной формы степени сравнения входит краткое прилагательное, то она является сказуемым и при ней, как правило, употребляется сравнительный союз чем (например: Старший сын был более доброжелателен, чем младший).
Отдельные прилагательные, например громоздкий, дружеский, деловой, жестокий, запустелый, колкий и другие, не имеют синтетической формы степени сравнения. От них может быть образована форма степени сравнения лишь аналитически. Например: более дружеский, более деловой, более жестокий. Отдельные прилагательные образуют формы супплетивно, т.е. от других корней: хороший — лучше, плохой — хуже.
Формы превосходнойстепени качественных имен прилагательных также бывают синтетическими и аналитическими.
Синтетическая форма превосходной степени образуется при помощи суффиксов -ейш-, -айш-: сильнейший, здоровейший, строжайший, тончайший.
В русском языке формы на -ейш-, -айш- имеют три значения:
1) значение предельной (или абсолютной) степени качества, признака. Например, в предложении Это величайший артист слововеличайший выражает абсолютную, безотносительную степень качества и имеет явно оценочный характер, поэтому оно не может быть заменено сочетанием самый великий артист. Это значение иначе называется элятивом (лат. elatus — поднятый, возвышенный). Подобные формы употребляются в разных стилях книжной речи. В разговорном языке они используются лишь в отдельных фразеологических сочетаниях: умнейшая голова, добрейшая душа и др.;
2) значение высшей степени качества по сравнению с другими. Это значение сходно со значением описательной формы превосходной степени, образованной при помощи слов самый и др. Иначе это значение называется суперлятивом (лат. superlativus — превосходная степень). Например: сильнейший из борцов, талантливейший из скрипачей и др.;
3) значение сравнительной степени. Например: Образ Пушкина является в новом и еще лучезарнейшем свете (Бел.). Это значение для современного языка нехарактерно. Однако оно сохранилось в отдельных оборотах типа: при ближайшем рассмотрении; В дальнейшемизложении автор уже не употребляет подобные слова и др.
Сложные формы превосходной степени образуются двояким способом: во-первых, при помощи дополнительных слов самый, наиболее, наименее, прибавляемых к исходной форме прилагательных (самый близкий, наиболее дорогой, наименее известный и т.д.); во-вторых, путем прибавления слов всех, всего к форме сравнительной степени (всех ближе, всего дороже и т.п.).
Сложные формы превосходной степени со словами наиболее, наименее употребляются преимущественно в официально-деловом и публицистическом стилях речи; формы со словом самый стилистически являются нейтральными и употребляются в разных стилях речи.
Если сложные формы превосходной степени могут быть образованы от всех качественных прилагательных, то простые формы имеют далеко не все прилагательные. Так, не имеют простых форм многие прилагательные с суффиксами -аст-, -ист- (головастый, волокнистый); -к- (ломкий, узкий); -еск- (дружеский, вражеский); -л- (усталый, умелый); -ов-, -ев- (бедовый, боевой) и др. От подобных прилагательных могут быть образованы сложные формы превосходной степени (самый волокнистый, наиболее громоздкий, очень усталый и т.д.).
@ Задания УЭ 3.3
- Образуйте простые формы степеней сравнения (сравнительную и превосходную /если возможно/) от приведенных ниже имен прилагательных, отметьте особенности их образования.
Малый, близкий, цветастый, хлесткий, слабый, холодный, тугой, простой, прелый, светлый, великий, породистый, нежный, плохой, дешевый, далекий, ловкий, дружеский, честный, яркий.
- Объясните, как образованы степени сравнения имен прилагательных. Определите их синтаксическую функцию.
1. Он сделался терпеливее и тверже, научившись в свою очередь не уступать (Г. Березко). 2. Ветер становится тише, уныло шепчет о чем-то (М. Горький). 3. Исчезнет жизни сновиденье: кто был счастливей, был умней (Е. Баратынский). 4. Гости, прослышав, что идет борьба между двумя сильнейшими противниками, собрались в бильярдной, окружили нас (М. Колесников). 5. Добрее, великодушнее, лучше вас я не знаю человека, и не может быть (Л.Толстой). 6. Ольга Дмитриевна тоже делилась своими мечтами, более скромными, более личными, более откровенными (В. Кожевников). 7. Моя мечта, самая фантастическая, всегда остается жизненной, земной; никогда не мечтаю о невозможном (Н. Островский).
- Определите значение форм превосходной степени имен прилагательных в данных предложениях. Как они образованы? Какую синтаксическую функцию выполняют?
1. Если бы я был не я, а красивейший, умнейший и лучший человек в мире и был бы свободен, я бы сию минуту на коленях просил руки и любви вашей (Л. Толстой). 2. Вот и мотай на ус: первейшим делом приглядывайся, без дела не стой (М. Колесников). 3. Это был один из жесточайших боев в Подмосковье (М.Бубеннов). 4. Ей [Вере] было уже двадцать три года, она была хороша собой, красивее Манюси, считалась самою умной и образованной в доме и держала себя солидно, строго, как это и подобало старшей дочери, занявшей в доме место покойной матери (А. Чехов). 5. Величайшая слабость ума заключается в недоверчивости к силам ума (В. Белинский). 6. Среди женщин, молоденьких и не очень, наших и иностранок, она была тут самая красивая (Л. Карелин).
- Составьте таблицу «Образование форм степеней сравнения в современном русском языке». От прилагательных добрый, дорогой, милый, молодой, легкий, хороший, толстый, просторный, крепкий, узкий, густойобразуйте все возможные формы степеней сравнения и внесите их в таблицу.
- Приведите примеры пословиц с формами степеней сравнения имен прилагательных и проанализируйте их (произведите морфологический анализ 2-3 форм).
- Как образуются имена прилагательные со значением субъективной оценки в русском языке? Образуйте такие прилагательные от следующих слов: низкий, голубой, важный, чудесный, прямой, маленький, большой, толстый, длинный, один, здоровый.
Рефлексивная анкета:
- Что нового вы узнали об образовании степеней сравнения имен прилагательных?
- Что вызвало у вас затруднение при изучении данного УЭ?
- Является ли вопрос о способах выражения субъективной оценки качества вопросом только данного модуля или может быть рассмотрен в других разделах современного русского языка?
Источник
Степени сравнения прилагательных в русском языке
Степени сравнения свойственны качественным прилагательным. Степени сравнения прилагательных в русском языке образуются при участии формообразующих суффиксов и с помощью слов «более», «менее», «самый», «всех».
Качественные прилагательные обозначают такой признак предмета, который может быть у него в большей или меньшей степени. В соответствии с этим у прилагательных выделяют две степени сравнения:
По форме каждая степень сравнения может быть простой (состоит из одного слова) и составной (складывается из двух слов).
Формы сравнительной степени прилагательных
Образование простой сравнительной степени
Прилагательное в форме сравнительной степени показывает, что в том или ином предмете признак проявляется в большей или меньшей степени, чем в другом, например:
Сегодня летняя ночь была светлее вчерашней.
Сравним:
А по земле идет светлая ночь, расстилает по косогорам белые простыни (В. Шукшин).
В первом предложении описывается летняя ночь, которая была не просто светлая, как сообщает русский писатель В. Шукшин, а светлее, то есть признак предмета выражен более интенсивно. Это достигается с помощью формообразующих суффиксов -е, -ее. Так образуется простая сравнительная степень качественных прилагательных, например:
У некоторых прилагательных при образовании простой степени сравнения меняется корень слова, то есть это супплетивные формы.
Форма простой сравнительной степени прилагательных может быть образована с помощью приставки по- и суффиксов -е, -ее:
Прилагательные с приставкой по- свойственны разговорной речи.
В предложении прилагательные в форме сравнительной степени выступают в роли сказуемого или несогласованного определения:
Я теперь скромнее стал в желаньях (С. Есенин).
Дайте мне книгу (какую?) поинтереснее.
Также обратим внимание, что некоторые качественные прилагательные не образуют простой степени сравнения:
слова древнего происхождения:
прилагательные со значением цвета:
названия мастей животных:
слова, образованные путем перехода относительных прилагательных в качественные или от глаголов с помощью суффиксов:
- -ск- : дружеский, комический, человеческий, издевательский, юмористический;
- -ов— : деловой, огневой, передовой, боевой;
- -н- : наливной, напускной, наживной, лишний;
- -л- : хриплый, загорелый, рослый, усталый, жилой.
В некоторых случаях придет на помощь составная сравнительная степень прилагательных.
Образование составной сравнительной степени
Составная сравнительная степень имен прилагательных образуется с использованием начальной формы прилагательного (именительный падеж единственного числа мужского рода) и с помощью слов «более», «менее», например:
- загорелый — более/менее загорелый;
- усталый — более/менее усталый;
- товарищеский — более/менее товарищеские отношения.
Составные формы прилагательных имеют более книжный характер по сравнению с простыми.
Образование превосходной степени
Превосходная степень сравнения имен прилагательных показывает, что тот или иной предмет превосходит остальные предметы по какому-либо признаку, например:
Ближайшая деревня будет в пятнадцати километрах отсюда.
Мы считаем, что наши доводы самые убедительные.
Рассматриваемая степень сравнения прилагательного также имеет простую и составную форму.
Простая форма превосходной степени образуются суффиксальным путем присоединения к основе слова формообразующих суффиксов -ейш-, -айш-:
Понаблюдаем, что суффикс -айш- участвует в образовании формы прилагательного с основой на заднеязычные согласные «г», «к», «х»:
Укажем трудные формы прилагательных:
Для усиления превосходной степени иногда используется приставка наи-, которая подчеркивает высокую, до предела степень качества предмета, например:
- умный — наиумнейший;
- сильный — наисильнейший;
- хороший — лучший — наилучший.
Составная форма превосходной степени прилагательных
Её роднит с простой составной сравнительной степенью то, что она также складывается из начальной формы прилагательного (единственное число, мужской род, именительный падеж), но её образуют другие слова — «самый», «наиболее», «наименее», например:
- легкий — самый легкий, наиболее/наименее лёгкий;
- грустный — самый грустный, наиболее/наименее грустный.
Это первый способ образования превосходной степени сравнения. Существует и второй:
сравнительная степень прилагательного + слово «всех» (форма родительного падежа местоимения «все»), например:
Прилагательные в форме превосходной степени сравнения изменяются по числам, родам и падежам.
Самым удивительным в этом лесу был не зимний дуб, а маленький человек в разношенных валенках (Ю. Нагибин).
О самой грустной поре листопада русскими поэтами сложено множество прекрасных стихов.
Морфологические ошибки в образовании степеней сравнения прилагательных
Несоблюдение морфологических норм образования сравнительных степеней прилагательных вызывает возникновение подобных речевых ошибок:
- эта лента краснее этой;
- эта конфета слаже той вместо слаще;
- платье оказалось коротковатее вместо короче;
- твой голос звончее вместо звонче;
- характер твердее вместо тверже;
- ты более умнее вместо более умный;
- форвард более быстрее вместо более быстрый;
- выводы более глубже вместо более глубокие;
- кисель стал более жиже вместо более жидким;
- это самая известнейшая мелодия вместо самая известная;
- самый тончайший намёк вместо самый тонкий намёк.
С точки зрения морфологической нормы русского языка недопустимо соединять формы простой сравнительной и составной степеней в одну.
Неправильно говорить:
Чтобы усвоить морфологические нормы образования степеней сравнения прилагательных в русском языке, выполним упражнение.
Упражнение
Укажем номера предложений, в которых является правильным первый вариант ответа:
- Наши связи с российскими вузами становятся (более крепкими, более крепче).
- (Ближейший, ближайший) медпункт находится в километре от нас.
- Новое платье (более короче, короче), чем то, что было на мне вчера.
- Эти факты требуют (самого серьёзного, самого серьёзнейшего) анализа.
- Артист цирка смог выполнить (более сложнейший, более сложный) трюк без дублей.
- В истории фигурного катания эта пара сыграла (самую важнейшую, самую важную) роль.
- Яркие жёлтые тюльпаны (более радостнее, радостнее) в лучах весеннего солнца.
- Вторая часть романа (менее интересная, менее интереснее).
Видеоурок «Образование степеней сравнения имён прилагательных»
Источник