Степень компетентности экспертов оценивается способами

Разграничение понятий «компетенция эксперта» и «компетентность эксперта при назначении судебной экспертизы (Л.В. Зорин, журнал «Законность», N 11, ноябрь 2017 г.)

Разграничение понятий «компетенция эксперта» и «компетентность эксперта при назначении судебной экспертизы

заместитель прокурора г. Верхний Уфалей

Челябинской области, кандидат юридических наук

Журнал «Законность», N 11, ноябрь 2017 г., с. 50-52.

Судебная экспертиза как один из институтов доказательственного права имеет важное значение в рамках уголовного судопроизводства, широко используется в уголовно-процессуальной деятельности.

В настоящее время в науке уголовного процесса принято различать понятия «компетенция» и «компетентность» эксперта.

«Компетенция» в переводе с лат. «competo» («добиваюсь, подхожу, соответствую») определяется в первом значении — как совокупность полномочий официального лица, установленная законом или уставом; во втором значении — как знания, опыт, осведомлённость в какой-либо области*(1).

В свою очередь, «компетентность» определяется как способность лица производить определённый вид работы, наличие достаточного запаса знаний для вынесения обоснованного суждения по какому-либо вопросу*(2).

Термин «компетентный» в первом значении понимается как располагающий полномочиями для определённых действий; во втором значении — как знающий, сведущий в определённой области*(3).

Толковый словарь русского языка определяет только понятие «компетенция». Этот термин понимается в первом значении как круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлён; во втором значении — как круг чьих-либо полномочий, прав*(4).

Толковый словарь не определяет понятие «компетентность», указывая только на термин «компетентный»: в первом значении — знающий, осведомлённый, авторитетный в какой-либо области; во втором значении — обладающий компетенцией.

Обобщая приведённые положения, относящиеся к содержанию рассматриваемых понятий «компетенция» и «компетентность» приходим к выводу о том, что «компетенция» включает в себя два основных значения: 1) совокупность полномочий (прав и обязанностей); 2) круг вопросов, в которых кто-нибудь хорошо осведомлён (знания).

В свою очередь, «компетентность» включает в себя знания, достаточные для вынесения суждений по каким-либо вопросам и способность лица производить определённый вид работы.

Однако следует обратить внимание, что при определении понятия «компетентный» приведённые источники указывают в качестве значения этого слова, наряду с полномочия официального лица, и его знания*(5).

Считаем, что разграничивать понятия «компетенция» и «компетентность» следует по критерию «знаний», поскольку при толковании термина «компетентность» используется значение именно «достаточных знаний», которыми кто-либо обладает. Учитывая эту позицию, полагаем, что «компетенция» включает в себя знания и полномочия официальных лиц, а «компетентность» относится непосредственно к знаниям, которыми кто-либо обладает в достаточной степени.

Таким образом, компетенция эксперта включает в себя его специальные знания, полученные в ходе профессионального обучения и опыта работы, а также его права, обязанности и ответственность, установленные законом. В свою очередь, полагаем, что компетентность эксперта определяется достаточностью его специальных знаний (так называемая «научная» компетентность).

В науке уголовного процесса отмечается, что компетентность подразумевает достаточную глубину знаний и профессиональную подготовленность эксперта, а компетенция означает специализацию по тому или иному профилю экспертных познаний*(6).

Наукой уголовного процесса признаётся, что понятие «компетенция судебного эксперта» включает в себя два аспекта: собственно специальные познания и весь круг полномочий эксперта как участника уголовно-процессуальной деятельности*(7).

Отдельные авторы полагают, что «компетентность» следует рассматривать как обладание экспертом специальными знаниями, полученными в рамках высшего профессионального образования, последующей подготовки по конкретным экспертным специальностям, а также реальным опытом решения сложных экспертных задач, необходимых для использования в процессе производства соответствующего исследования; «компетенцию» — как совокупность его прав и обязанностей, предусмотренных ФЗ о ГСЭД и соответствующими кодексами, определяемую кругом задач, которые может (компетентен) решать эксперт*(8).

Названные аспекты компетенции эксперта в науке рассматривают также в качестве криминалистического аспекта (когда речь идёт о научной компетенции эксперта — специализация эксперта в рамках имеющихся экспертных профилей) и процессуального аспекта (очерченный законом комплекс прав эксперта, который он реализует в ходе осуществления своей процессуальной деятельности)*(9).

В связи с этим Т. Сахнова отмечает, что в качестве эксперта может быть назначено лишь сведущее лицо, т.е. такой субъект, который обладает определёнными профессиональными (специальными) знаниями и является компетентным в определённой сфере знаний. Однако оценка научной компетентности лежит вне сферы процессуальных отношений. Понятие «научная компетентность эксперта» не имеет процессуального смысла. Поскольку эксперт выполняет свои функции в процессе, действуя в рамках процессуальных прав и обязанностей, то вряд ли есть необходимость вводить термин «процессуальная компетенция эксперта»*(10).

Следует отметить, что помимо «научной» и «процессуальной» компетенции эксперта выделяют также административную (должностную) компетенцию эксперта, которая характеризует эксперта государственного судебно-экспертного учреждения как должностное лицо, обладающее совокупностью прав и обязанностей, не связанных с процессуальной деятельностью по проведению экспертиз*(11). Кроме того, в науке предлагают различать объективную компетенцию, т.е. объём знаний, которыми должен владеть эксперт, и субъективную компетенцию — степень, в которой конкретный эксперт владеет этими знаниями. Субъективную компетенцию часто называют компетентностью эксперта*(12).

Поскольку эксперт становится субъектом уголовно-процессуальных отношений только в случае наличия у него специальных знаний, которые являются его основным отличительным свойством (по отношению к остальным участникам уголовного процесса), следовательно, «научная компетентность» эксперта подразумевается изначально при его привлечении в уголовное судопроизводство.

Читайте также:  Эспа нац 600 способ применения

В связи с этим особый интерес представляет позиция А. Кудрявцевой, по мнению которой, понятие компетенции эксперта определяется как совокупность прав и обязанностей эксперта при проведении экспертизы, предопределённая наличием у него конкретного объёма специальных познаний*(13).

Поскольку вовлечение эксперта в уголовный процесс возможно только в случае наличия у него соответствующих специальных знаний, следовательно, компетенция эксперта включает в себя в первую очередь объём прав и обязанностей эксперта как участника уголовного судопроизводства, а объём его специальных знаний определяет компетентность привлекаемого эксперта.

Эту позицию подтверждает и мнение, существовавшее ещё в дореволюционной науке уголовного процесса. Так, Л. Владимиров, рассуждая о вопросах компетентности экспертов называл теоретическую и практическую компетентность, указывая на термин «научное значение эксперта»*(14).

Принимая во внимание такое понимание термина компетентности эксперта, считаем, что его содержание изначально сводится к определению теоретического и практического содержания «компетентности». В первом случае речь идёт о специальных знаниях, которыми обладает эксперт, во втором случае — об опыте работы эксперта.

Следует отметить, что в рамках действия положений ст. 70 УПК РФ в случае обнаружения некомпетентности эксперта принимается решение о его отводе. Предполагается, что эти положения УПК относятся к «научной компетентности» эксперта, поскольку остальные основания, указанные в ст. 70 УПК, относятся к компетенции эксперта в части наличия у него прав и обязанностей (в том числе обязанности заявить самоотвод в случае, если он находился или находится в служебной или иной зависимости от сторон или их представителей; при наличии обстоятельств, предусмотренных в ст. 61 УПК).

В ст. 13 Федерального закона от 31 мая 2001 г. N 73-ФЗ «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» компетентность определяется как уровень профессиональной подготовки экспертов, проверяемый каждые пять лет при проведении соответствующей аттестации на право самостоятельного производства судебной экспертизы.

Таким образом, компетенция эксперта — это специальные знания, полученные в ходе профессионального обучения и опыта работы эксперта; его права, обязанности и ответственность как участника уголовного судопроизводства. Компетентность эксперта относится к определению достаточности специальных знаний, которыми обладает эксперт.

На основании проведённого анализа норм уголовно-процессуального закона и Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации», определяющих процессуальное положение эксперта как участника уголовного судопроизводства, приходим к выводу, что, поскольку вовлечение эксперта в уголовный процесс возможно только в случае обладания им специальными знаниями, компетенция эксперта включает в себя в первую очередь объём его прав и обязанностей как участника уголовного судопроизводства, а уровень и достаточность его специальных знаний определяет компетентность привлекаемого эксперта.

Поскольку положения ст. 70 УПК предусматривают в качестве основания для отвода эксперта его некомпетентность, предполагается, что право эксперта отказаться от дачи заключения в случаях, когда его специальных знаний недостаточно, должно быть возведено в статус процессуальной обязанности.

*(1) См.: Большой словарь иностранных слов / Сост. А.Ю. Москвин. М.: ЗАО Центрполиграф, 2007.

*(4) См.: Толковый словарь русского языка / Сост. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. М.: Азбуковник, 1999.

*(6) См.: Зайцева Е.А. Реализация состязательных начал при применении специальных познаний в уголовном судопроизводстве: Монография. Волгоград: ВА МВД России, 2006, с. 61.

*(7) См.: Вальдман В. Компетенция эксперта в советском уголовном процессе: Автореф. дис. _ канд. юрид. наук. Ташкент, 1966, с. 3; Сорокотягин И.Н., Сорокотягина Д.А. Судебная экспертиза: Учебное пособие. Ростов н/Д: Феникс, 2008, с. 125.

*(8) См.: Шапиро Л.Г., Степанов В.В. Специальные знания в уголовном судопроизводстве: Монография. М.: Изд-во «Юрлитинформ», 2008, с. 160.

*(9) См.: Зайцева Е.А. Указ. соч., с. 62.

*(10) См.: Сахнова Т.В. Экспертиза в суде по гражданским делам: Учебно-практическое пособие. М.: Изд-во «БЕК», 1997, с. 94-95.

*(11) См.: Шапиро Л.Г., Степанов В.В. Указ. соч., с. 162.

*(12) См.: Россинская Е.Р. Судебная экспертиза в гражданском, арбитражном, административном и уголовном процессе. М.: Норма, 2009, с. 96-97.

*(13) См.: Кудрявцева А.В. Судебная экспертиза в уголовном процессе России: Монография. Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2001, с. 188.

*(14) См.: Владимиров Л.Е. Учение об уголовных доказательствах. Тула: Автограф, 2000, с. 245.

Актуальная версия заинтересовавшего Вас документа доступна только в коммерческой версии системы ГАРАНТ. Вы можете подать заявку на получение полного доступа к системе бесплатно на 3 дня.

Купить документ —> Получить доступ к системе ГАРАНТ

Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.

Зорин Л.В. Разграничение понятий «компетенция эксперта» и «компетентность эксперта при назначении судебной экспертизы

Zorin L.V. Differentiation between the notions «terms of reference of expert» and «expertise of expert» in commissioning a forensic examination

Читайте также:  Способы коррекции речи дошкольников

Л.В. Зорин — заместитель прокурора г. Верхний Уфалей Челябинской области, кандидат юридических наук

L.V. Zorin — PhD (Law), Deputy Public Prosecutor, City of Verkhny Ufaley, Chelyabinsk Region

В статье анализируются понятия «компетенция» и «компетентность» эксперта, затрагивается вопрос закрепления права эксперта отказаться от дачи заключения в случаях, когда его специальных знаний недостаточно.

In article the concepts «competence» and «competence» of the expert are analyzed, the question of construction in the status of a procedural duty of the right of the expert to refuse making the conclusion in cases when his special knowledge isn’t enough is raised.

Ключевые слова: компетенция и компетентность; судебный эксперт; судебная экспертиза; участник уголовного судопроизводства.

Keywords: competence and competence; court expert; judicial examination; participant of criminal trial.

Ежемесячное научно-практическое издание, в котором публикуются:

— материалы, отражающие деятельность прокуратуры по осуществлению надзора за исполнением законов, а также деятельность других правоохранительных органов;

— новое законодательство и его комментарий;

— организационно-распорядительные документы Генеральной прокуратуры Российской Федерации, носящие нормативно-правовой характер, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина (кроме актов, содержащих сведения, составляющие государственную тайну, или сведения конфиденциального характера);

— материалы, освещающие прокурорскую, следственную, судебную, арбитражную практику;

— дискуссионные статьи по актуальным правовым проблемам.

Источник

Оценка компетентности экспертов

МЕТОД ЭКСПЕРТНЫХ ОЦЕНОК

1. Причины использования экспертных оценок 1

Для современных рыночных условий актуальна старая истина: «Управлять — значит предвидеть». Как уже было отмечено, особое значение приобретают в управлении методы оптимизации, осно­ванные на применении математических моделей. Они помогают привести сложные и подчас неопределенные факторы, связанные с проблемой принятия решения, в логически стройную систему, определить, какие данные необходимы для оценки и выбора аль­тернатив, а затем найти наилучшее (оптимальное) решение из всех возможных. В качестве инструмента при этом используют методы математического программирования.

Планирование и управление экономическими объектами всегда осуществляются в условиях недостаточности информации о буду­щем, на них оказывают влияние различные случайные и неучтен­ные факторы. Вследствие этого экономические закономерности

функционирования объектов носят случайный, стохастический характер. Поэтому другой класс математических методов приня­тия решений основывается на применении статистических ме­тодов анализа.

При этом предполагается, что информация, используемая для обоснования решений, достоверна и надежна. Больше того, прогно­зируемые явления и факты не должны выходить далеко за пределы тех значений, на которых основывались статистические расчеты.

Таким образом, можно систематизировать трудности, возника­ющие при выработке сложных решений:

— исходная статистическая информация не всегда достаточно достоверна; если она даже достоверна, то она не всегда мо­жет служить надежной базой для принятия решений, наце­ленных на будущее, поскольку условия функционирования могут резко измениться;

— часть информации имеет качественный характер и не под­дается в принципе количественной оценке — влияние соци­альных и политических факторов, экономический эффект от внедрения нововведений и т. п.;

— в момент принятия решения отсутствуют данные, кото­рые могут повлиять на реализацию решений в будущем, но их нельзя не учесть;

— любая идея потенциально предполагает возможность раз­личных способов их реализации, а экономические послед­ствия порождают многочисленные исходы, которые заранее необходимо оценить; оценка же осуществляется в условиях ограниченных ресурсов, и принятие одного решения при­водит к отказу от других, может быть, не менее эффектив­ных;

— многозначность, многомерность и качественное различие показателей, входящих в обобщенный критерий качества ре­шения, являются препятствием для оценки эффективности, качества, ценности или полезности каждого из возможных решений.

Вывод: при принятии решений применение расчетов должно сочетаться с использованием суждений руководителей, ученых, специалистов, консультантов — экспертов. Это позволяет ис­пользовать их индивидуальный и коллективный опыт, нередко «скрытый», выражающийся просто как здравый смысл. Невоз­можность получения формализованной и абсолютно достоверной информации сглаживается применением математико-статистических методов анализа и обобщения оценок экспертов.

Простота математического аппарата и наличие современных программных средств их реализации позволяют сосредоточиться на логическом анализе выводов и окончательном принятии управ­ленческого решения.

2. Этапы реализации метода экспертных оценок 1

Основные этапы процесса экспертного оценивания альтер­натив:

1) формирование цели и задач исследования;

2) формирование группы управления проведения оценива­ния;

3) выбор метода получения экспертной информации и способов ее обработки;

4) подбор группы экспертов и создание опросных листов (ан­кет);

5) опрос экспертов;

6) обработка и анализ результатов опроса;

7) интерпретация результатов.

1. Цель и задачи экспертногоопроса ставит ЛПР или заказчик. Он определяет форму, уровень надежности и область исполь­зования результатов, надежность и полноту предоставляемой исходной информации, необходимость привлечения сторонних экспертов и др.

2. Подготовку, организацию и координацию всего процесса экс­пертизы обеспечивает группа управления, назначаемая ЛПР, во главе с руководителем.

3. Методы получения информацииот экспертов могут быть раз­ными:

■ по почте (опросные листы, анкеты, дневники наблюдений и т. п.);

Читайте также:  Кормление это способ содержания

■ ответы на вопросы собирают и представляют на обработку специально назначенные работники;

■ возможна на разных этапах комбинация трех предыдущих методов.

4. При подборе потенциальных экспертов из числа специалистов предприятия решается несколько проблем: оценка компетен­тности кандидатов; определение минимально необходимого числа экспертов; оценка степени согласованности мнений экс­пертов. Учитывается также ряд их черт характера и професси­ональных качеств: креативность; отношение к экспертизе; кон­формизм; аналитичность и широта мышления; коллективизм; самокритичность; стаж работы и др.

Оценка компетентности экспертов

Компетентность эксперта есть степень его квалификации в определенной области знаний, и она оценивается только если в ис­следовании важно учесть весовые коэффициенты экспертных оце­нок каждого эксперта.

Значение весового коэффициента понимается как степень ве­роятности выдачи экспертом достоверной оценки. Как и значение вероятности, весовой коэффициент может принимать значения между нулем и единицей.

Оценку компетентности определяют с помощью различных при­емов. Например, методом контрольной экспертизы (если правиль­ные ответы на поставленные вопросы заранее известны).

Другой способ основан на сопоставлении нормированных балль­ных оценок экспертов 1 . Рассмотрим этот способ на примере.

ПРИМЕР. Четыре эксперта оценивают важность трех элементов повышения рентабельности предприятия: покупательной спо­собности (W1), себестоимости (W2) и затрат (W3). Используется 10-балльная шкала. Результаты их оценок приведены в таблице ниже. В связи с тем, что количество значений шкалы не равно числу оцениваемых элементов, необходимо определить нормиро­ванные балльные оценки путем деления каждой оценки на сумму

оценок того же эксперта. На этом этапе предполагается, что все эксперты одинаково компетентны.

Получим взвешенные оценки экспертов с использованием сред­них баллов:

для 1-го эксперта: 0,57 х 0,51 + 0,29 х 0,34 + 0,14 х 0,15 = 0,41;

для 2-го эксперта: 0,77 х 0,51 + 0,15 х 0,34 + 0,08 х 0,15 = 0,45;

для 3-го эксперта: 0,29 х 051 + 0,58 х 0,34 + 0,13 х 0,15 = 0,31;

для 4-го эксперта: 0,42 х 0,51 + 0,33 х 0,34 f 0,25 х 0,15 = 0,36.

Сумма взвешенных оценок: 0,41 + 0,45 + 0,31 + 0,36 = 1,53.

Таким образом, коэффициенты компетентности экспертов равны:

для 1-го эксперта: 0,41/1,53 = 0,26;

для 2-го эксперта: 0,45/1,53 = 0,30;

для 3-го эксперта: 0,31/1,53 = 0,20;

для 4-го эксперта: 0,36/1,53 = 0,24.

Если было бы необходимо уменьшить число экспертов, самым некомпетентным в смысле наибольшего отличия индивидуаль­ных оценок от средних считался бы третий эксперт. Такие вы­воды нужно делать крайне осторожно, потому что различие во мнении одного 1 эксперта от всех других может как раз указывать на его высшую квалификацию. Во всяком случае, это дает серьезное основание глубже заинтересоваться руководителям та­ким оригинальным мнением. В большинстве же случаев в группы экспертов собираются специалисты примерно одинаковой квали­фикации.

Рассмотрим еще один подход к оценке компетентности экспер­тов [2], которые являются сотрудниками данной организации. Здесь оценка компетентности производится на основе шкалы, каждый балл которой определяется руководителями высшего звена и специалистами в конкретной области с помощью набора характеристик, оценивающих квалификацию эксперта, по 10-бал­льной шкале. В качестве характеристик можно использовать, на­пример:

■ уровень квалификации эксперта в данной узкой области;

■ уровень теоретической подготовки;

Для оценки уровня квалификации можно применить следую­щие значения баллов:

■ 10 — эксперт специализируется по данному вопросу;

■ 8 — эксперт участвует в практическом решении данного во­проса, но он не входит в сферу его узкой специализации;

■ 5 — вопрос тесно связан с узкой специализацией эксперта (смежная область практической деятельности);

■ 3 — вопрос тесно не связан с узкой специализацией эксперта (знаком с проблемой по литературным источникам, по опыту работы других предприятий).

Возможна и простая балльная оценка компетентности эксперта по его причастности к обсуждаемой проблеме и занимаемой долж­ности (табл. 10.3).

В практике экспертного оценивания получила распространение оценка компетентности с помощью самооценки эксперта и оценки другими экспертами. Этот подход обусловлен тем, что измерение столь сложного свойства, как компетентность, может быть реально осуществлено только людьми.

Баллы одного эксперта усредняются и получаем объективную оценку компетентности эксперта hs°, аналогично определяется показатель относительной самооценки эксперта — субъективную

оценку компетентности hs c . Компетентность эксперта по данному вопросу можно характеризовать так:

Очевидно, что приемов получения агрегированной взвешенной оценки компетентности можно предложить больше, однако по­нятно, что этот подход имеет самостоятельную ценность в органи­зации для определения места каждого сотрудника по уровню его «компетентности. Опрашивать руководителей и определять этот показатель необходимо только тогда, когда нужно отобрать из списка кандидатов ограниченное число экспертов или если при­нято решение обрабатывать мнения экспертов с учетом их ком­петентности.

В каждом конкретном случае учитывается и ряд индивидуаль­ных характеристик. Так, при опросе потребителей автомобилей необходимо учитывать возраст, образование, район проживания, доход на одного члена семьи, род занятий и т. п. В этом случае в группу экспертов должны быть включены представители разных слоев потребителей.

Источник

Оцените статью
Разные способы