Скульптура из стекла
В. И. Мухина, увлеченная производством художественного стекла, заинтересовалась этим новым податливым, гибким, вязким материалом для своих произведений. Художница сделалась частым посетителем завода. Сделав дома рисунок бокала или вазы, она приезжала на завод, надевала рабочий халат и вставала около горшковой печи рядом с мастером-стеклодувом. Мухина показывала свой рисунок мастеру и внимательно следила за тем, как выдувался блестящий пузырь. В процессе формования она делала свои замечания, и нередко с мастером они на ходу разрешали возникающие перед ними затруднения. Прислушиваясь к замечаниям художницы, мастер формовал бокал. Так, соединяясь вместе, таланты художницы и стеклодува создавали вещи, радовавшие глаз и красотой своих форм и окраской.
Когда появлялась необходимость в изменении каких-то свойств стекла, когда оно не поддавалось почему-либо желаниям художницы и мастера, они обращались за консультацией на кафедру стекла и к ее руководителю Н. Н. Качалову.
На кафедре ставились опыты, вырабатывались технические приемы, и стекло, приобретя новые свойства, снова делалось послушным материалом в искусных руках и воплощалось в новое художественное произведение.
В. И. Мухина видела, что стекло можно отливать в формы, как металл, мять и прессовать, как глину, что оно делается блестящим или матовым по желанию и передает все мельчайшие изгибы, пластичность и красоту линий.
Убедившись в покорности материала, В. И. Мухина решила попробовать создание скульптуры из стекла. Но как ее технически сделать? Глину художник может мять руками, обрабатывать податливую массу пальцами. Из мрамора художник может высекать скульптуру инструментами. А как быть со стеклом? К горячему стеклу не прикоснешься, из глыбы холодного стекла высечь скульптуру невозможно. Оставался только способ выливания расплавленной стеклянной массы в формы, наподобие бронзовых скульптур.
Но тут возникли новые трудности. В какие формы выливать стекло? Из какого материала их делать? Форма должна быть достаточно прочной, чтобы не разрушиться под давлением расплавленного стекла, и вместе с тем она должна быть достаточно хрупкой, чтобы легко отделяться от стекла после отливки. Кроме того, стенки формы должны быть очень гладкими, чтобы не испортить поверхности стеклянной скульптуры, и в то же время достаточно пористыми для выхода воздуха, вытесняемого из формы по мере ее заполнения расплавленным стеклом.
Несколько лет работали химики над решением этих вопросов на кафедре стекла, пока, наконец, не были преодолены все трудности и не была выработана технология производства стеклянных скульптур и барельефов.
В. И. Мухина была первым скульптором в мире, создавшим скульптуру из стекла, и первым произведением был бюст Н. Н. Качалова — основоположника производства художественного стекла в нашей стране.
В своей двухсветной мастерской лепила В. И. Мухина бюст Н. Н. Качалова из пластилина на металлическом каркасе. Это было только началом сложной и трудоемкой работы. Когда пластилиновая скульптура была готова, ее залили гипсом для получения гипсовой формы, по которой производили гипсовую отливку модели. Гипсовую модель В. И. Мухина исправляла, и затем по ней отливалась вторая гипсовая форма, состоящая из кусков, чтобы ее легче было снять.
Кусковую форму заливали чистым пчелиным воском. Получалась восковая модель. С нее снимали кусковую форму; художница исправляла модель; затем на нее руками намазывали тестообразный состав будущей окончательной огнеупорной формы.
Эту форму просушивали несколько дней на воздухе, потом из нее вытапливали воск и пустую форму обжигали в печи в течение 20 часов при температуре в 850° С. Затем она остывала 2—3 дня и, уже остывшая, ставилась в печь. Через специальное отверстие в нее укладывали глыбу стекла или несколько кусков стекла, которые, расплавляясь, заполняли все углубления и изгибы- формы. Печь нагревали в течение 30 часов до температуры 850° С. Эту температуру выдерживали 2 часа, а затем печь охлаждали в течение 10—12 дней. После этого форму разбирали и из нее вынимали горячую скульптуру.
Получение стеклянных скульптур оказалось очень сложным. Но самым трудным в их создании оказалась борьба с прозрачностью стекла — с его основным свойством.
При просвечивании скульптуры насквозь рельефы двух сторон — противоположной от зрителя и близлежащей — накладываются друг на друга и этим сглаживают впечатление. Поэтому проще всего, казалось бы, сделать скульптуру матовой, лишить ее прозрачности. Однако при матовой поверхности, при некоторых неудачных положениях скульптуры относительно света, тоже теряется ясность изображения.
Наиболее выгодной для стеклянных скульптур оказалась полупрозрачная матовость. Такими являются скульптуры: бюст А. С. Пушкина художника И. П. Витали, статуэтка красноармейца художника П. Я. Данько, женский торс, бюст Н. Качалова, сидящая девушка-художница лауреата Сталинской премии Б. И. Мухиной, барельеф «Партизанка» работы художника И. М. Рабиновича.
Скульптуры могут быть бесцветными и окрашенными, опалово-мутными, молочно-белыми и наполовину прозрачными. Скульптуры из стекла еще раз доказали, каким удивительным материалом является стекло, — материалом, передающим мягкость форм, пластичность и гибкость линий, настроение и мысль художника.
Источник
Материалы скульптуры. Виды материалов
Содержание скульптуры неразрывно связано с материалом. С одной стороны, материал задает направление в формообразовании, приводя к раскрытию пластического образа, с другой — обусловливая характер формы, диктует выбор материала. В триаде «содержание, форма, материал» форма выступает связующим элементом, посредником между замыслом и возможностью его воплотить. Скульптурный образ может быть создан тогда, когда все три компонента будут гармонично взаимодействовать. При этом форма станет зрительно осязательной благодаря материалу, а художественную ценность приобретет с помощью замысла.
Каждый из компонентов триады вносит определенную лепту в процесс создания скульптурного произведения. Материал изначально нацеливает скульптора на развитие идеи, его специфические особенности могут быть весомыми и при завершении всей работы. Примером служит работа О. Родена «Ева», которую он выполнил в двух материалах: в бронзе и мраморе. Восприятие этих произведений различно. Это доказывает, что выбор материала — не просто этап в работе скульптора, а творческий поиск, позволяющий наиболее интересно раскрыть замысел.
Камень — один из самых древних материалов, который применялся в скульптуре. Сначала он ассоциировался с неким божеством, застывшим в твердой форме. Постепенно он стал одним из излюбленных материалов для создания различных фигурок. Размеры скульптуры зависят от размера камня. Камень — природный материал, обладающий богатой, сложной структурой, поэтому скульптор, приступая к созданию произведения, исходит из его строения, неповторимых очертаний. Каждая порода предполагает специфические способы обработки, обусловленные пластическими свойствами: фактурой, текстурой, зернистостью, твердостью (плотностью).
Породы камня: гранит, диорит, базальт, лабрадорит, порфир, сиенит, габбро, мрамор.
Техника обработки: рубка (высекание), вырезание, шлифование, удаление ненужных частей материала и постепенное высвобождение объемной формы.
Металл— твердый материал, но скульптурное изображение получается только после предварительного доведения его до жидкого состояния путем накаливания и плавления, а затем отливания с последующим отвердением.
Бронза относится к группе твердых материалов. Имеет много достоинств, и в их числе прочность, долговечность, выразительность. Восприятие образа, выполненного из бронзовой скульптуры, усиливается благодаря тому, что темный оттенок бронзы, получаемый при ее отливке, полируют, и поверхность приобретает еще больший объем из-за игры света и тени.
Техника обработки:литье, зачистка, полирование. Для обработки жидкого металла, в том числе и бронзы, применяют иногда гальванопластику, твердого металла — ковку, чеканку.
В эту группу входят также чугун, свинец, алюминий, железо, олово, медь, сталь.
Синтетические твердые материалы (железобетон, цветной цемент, оргстекло, эпоксидные смолы, пластмасса) — сплавы, имеющие особую пластическую выразительность, обусловленную способностью создавать различные фактуры и цвета.
Дерево относится также к числу древнейших материалов, которые обладают богатыми выразительными возможностями из-за своей природной структуры (годовые кольца; волокнистая основа, окружающая ствол дерева; цвет коры и внутренней части ствола; узор поверхности, ее фактурность).
В скульптуре применяются следующие породы деревьев: самшит, граб, кизил, клен, тисс, груша, кавказский орех, вяз, бук, береза, дуб, ель, сосна, тополь, осина, липа, ясень, кедр, лиственница, яблоня. Из-за своей редкости и сложности в обработке не всегда используются кебраччо и альгоробо, произрастающие в Аргентине.
Техника обработки: вырезание.
Кость относится к твердым материалам, производным от останков животных. Иногда, для того чтобы добыть этот материал, истребляли многих животных (слонов, моржей), так как их кости (бивни) считаются наиболее ценными.
Техника обработки: вырезание, а с XX в. высверливание.
Глина — также один из самых древних материалов, применяемых в скульптуре. Не все ее сорта пригодны для работы из-за высокого содержания песка и вязкости. Наиболее употребляемые сорта глины: серо-белая (серебристая), серо-желтая (ее определяют как сухую), серо-зеленая (жирная).
Техника обработки: лепка, обжиг, глазурирование.
Виды керамической скульптуры: терракота, майолика, фарфор, фаянс.
Пластилин похож по своим качествам на глину. В отличие от нее он не полностью природный материал. Его правильнее отнести к материалам искусственным, полученным в результате механического смешения нескольких компонентов. Очень эластичен и мягок, что, с одной стороны, позволяет работать в мелкой пластике и выполнять утонченные детали в скульптурном изображении, с другой — подвержен температурному воздействию, при больших температурах начинает терять форму. Поэтому его чаще всего используют для выполнения эскизов в процессе скульптурных поисков, в работах, которые не рассчитаны на долговечность. В качестве основного материала для создания больших как по размеру, так и по значимости объемных пластических образов не применяется. Однако пластилин довольно часто можно встретить в работах живописнего плана. Благодаря его податливости и пластичности пластилином рисуют, создавая полуобъемные изображения на плоскости (на картоне и фанере). Но эти произведения относятся к живописи.
Техника обработки и инструменты те же, что и при работе с глиной.
Воск в скульптуре — одновременно и частое, и редкое явление, поскольку его могут применять в формовке для подготовительной работы и для создания самостоятельных скульптурных произведений. В процессе нагревания легко приобретает любую форму, которую задумывает скульптор.
Техника обработки: нагревание, после чего из него можно лепить любой пластический образ, или доведение до расплавленного состояния с последующим выливанием в заранее подготовленную форму. В последнее время процесс литья из воска применяется для изготовления свечей, имеющих различные конфигурации и выполняемых в виде скульптур малой формы.
Гипс, как и воск, может быть как вспомогательным материалом, используемым на первоначальных стадиях выполнения скульптуры, так и основным.
Его используют при отливке, так как он, представляя собой порошок, разводимый в воде, быстро застывает. Из сырой гипсовой массы можно создать пластический образ путем лепки, но процесс этот должен быть кратковременным, поскольку гипс быстро теряет свою эластичность. Гипсовую скульптуру иногда расписывают или тонируют под металл.
Стук схож по своим свойствам с гипсом (известь, травертин с добавлением толченого мрамора или черепицы).
Стекло относится к тем материалам, ценность которых заключается в их хрупкости. Именно утонченность позволяет создать оригинальные, необычные по форме скульптурные стеклянные изображения.
Будучи синтетическим материалом, обладает широкой цветовой гаммой, которая придает скульптурам особую выразительность, раскрывающую определенную идею. В последнее время стеклянная скульптура развивается благодаря современным технологиям и приобретает все новые трактовки и функции — от утилитарной (простого стакана) до художественно-эстетической (статуэтки малой формы, выполненные в мелкой пластике).
Техника о б р а б отки: выдувание.
Лед, снег — материалы, с помощью которых можно создать произведения скульптуры «на один день». Родственные компоненты одной цепи явлений, они обладают удивительными качествами, а именно способны изменять свои свойства, переходить из одного состояния в другое, что не позволяет создавать долговечные скульптуры, если только не содержать их при специально подобранном температурном режиме.
Техника обработки:высекание, вырезание, выпиливание, отливка с последующим замораживанием. Ледовые скульптуры выполняются либо из целого куска льда путем высекания, вырезания, выпиливания, либо с помощью заливания жидкости в определенную форму с последующей заморозкой.
Бумага — самый неожиданный в скульптуре материал. Способы работы с ней разнообразны.
Появление скульптуры из бумаги способствовало выделению такого направления в искусстве, как бумагопластика, суть которой заключается в использовании различных приемов сложения и вырезания бумаги с целью создания определенного пластического образа. В Японии бумагопластика, именуемая искусством оригами, существует уже много веков. Теперь оно развивается повсеместно. Каждая культура вносит свои дополнения и в технику, и в содержание оригами, расширяя возможности этого вида пластической деятельности.
После специальной обработки (замачивания, смешения с клейстером, процеживания) бумага может стать прочным пластическим материалом, обладающим такими же свойствами, что и глина, но более прочными. Однако бумажная масса из-за своей вязкости не всегда позволяет работать в мелкой пластике. Скульптура, выполненная из этого материала, имеет обобщенные формы без конкретизации отдельных деталей.
Разновидность бумагопластики — техника папье-маше, благодаря которой можно создать либо копию скульптуры, либо новый образ. Объемную основу, предварительно смазав вазелином или специальным жиром, обклеивают кусочками бумаги в несколько слоев. После высыхания основу, на которую наклеивалась бумага, вынимают В результате остается ее бумажная копия. Полученный «бумажный слепок» зачищают, покрывают грунтом и расписывают. Технику папье-маше применяют при изготовлении различных масок, имеющих рельефную основу, для создания объемной скульптуры.
Дата добавления: 2016-02-16 ; просмотров: 20773 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ
Источник