Статья способы осуществления закупок по 44 фз

Статья способы осуществления закупок по 44 фз

С 01.01.2022 ст. 24 излагается в новой редакции (ФЗ от 02.07.2021 N 360-ФЗ). См. будущую редакцию.

Статья 24. Способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)

Путеводитель по спорам в сфере закупок. Вопросы применения ст. 24

1. Заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).

2. Конкурентными способами определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются конкурсы (открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс), аукционы (электронный аукцион, закрытый аукцион), запрос котировок, запрос предложений.

(в ред. Федеральных законов от 31.12.2017 N 504-ФЗ, от 27.12.2019 N 449-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2.1. С учетом особенностей, установленных настоящим Федеральным законом, в электронной форме проводятся открытый конкурс, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, электронный аукцион, запрос котировок, запрос предложений, закупка товара у единственного поставщика на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона (далее также — электронные процедуры), а также в случаях, установленных решением Правительства Российской Федерации, предусмотренным частью 3 статьи 84.1 настоящего Федерального закона, закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион (далее также — закрытые электронные процедуры).

Читайте также:  Способы защиты российской банкноты проект

(часть 2.1 введена Федеральным законом от 27.12.2019 N 449-ФЗ)

3. Под конкурсом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший лучшие условия исполнения контракта.

4. Под аукционом понимается способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), при котором победителем признается участник закупки, предложивший наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен единиц товаров, работ, услуг (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона).

(в ред. Федерального закона от 01.05.2019 N 71-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Заказчик выбирает способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с положениями настоящей главы. При этом он не вправе совершать действия, влекущие за собой необоснованное сокращение числа участников закупки.

6. При осуществлении закупки путем проведения конкурентных способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (за исключением запросов котировок и запросов предложений, электронных процедур, закрытых электронных процедур) могут выделяться лоты, в отношении которых в извещении об осуществлении закупки, приглашении принять участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в документации о закупке отдельно указываются объект закупки, начальная (максимальная) цена контракта и ее обоснование в соответствии со статьей 22 настоящего Федерального закона, размер обеспечения заявки на участие в закупке (если требование об обеспечении заявки установлено заказчиком), сроки и иные условия поставки товара, выполнения работы или оказания услуги, размер обеспечения исполнения контракта. В этих случаях участник закупки подает заявку на участие в закупке в отношении определенного лота. В отношении каждого лота заключается отдельный контракт.

(часть 6 в ред. Федерального закона от 31.12.2017 N 504-ФЗ)

Источник

Глава 3. Осуществление закупок (ст. 24 — 96)

Глава 3. Осуществление закупок

  • § 1. Общие положения (ст. 24 — 47)
    • Статья 24. Способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)
    • Статья 24.1. Особенности проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур
    • Статья 24.2. Регистрация участников закупок в единой информационной системе и их аккредитация на электронных площадках. Единый реестр участников закупок
    • Статья 25. Совместные конкурсы и аукционы
    • Статья 26. Централизованные закупки
    • Статья 27. Участие в определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей)
    • Статья 28. Участие учреждений и предприятий уголовно-исполнительной системы в закупках
    • Статья 29. Участие организаций инвалидов в закупках
    • Статья 30. Участие субъектов малого предпринимательства, социально ориентированных некоммерческих организаций в закупках
    • Статья 30.1. Особенности осуществления закупок для целей достижения заказчиком минимальной доли закупок
    • Статья 31. Требования к участникам закупки
    • Статья 32. Оценка заявок, окончательных предложений участников закупки и критерии этой оценки
    • Статья 33. Правила описания объекта закупки
    • Статья 34. Контракт
    • Статья 35. Банковское сопровождение контрактов
    • Статья 36. Отмена определения поставщика (подрядчика, исполнителя)
    • Статья 37. Антидемпинговые меры при проведении конкурса и аукциона
    • Статья 38. Контрактная служба
    • Статья 39. Комиссия по осуществлению закупок
    • Статья 40. Специализированная организация
    • Статья 41. Эксперты, экспертные организации
    • Статья 42. Извещение об осуществлении закупки
    • Статья 43. Изменение и отзыв заявок
    • Статья 44. Обеспечение заявок на участие в конкурсах и аукционах
    • Статья 45. Условия банковской гарантии. Реестры банковских гарантий
    • Статья 46. Запрет на проведение переговоров с участником закупки
    • Статья 47. Последствия нарушения положений настоящей главы
  • § 2. Определение поставщиков (подрядчиков, исполнителей) путем проведения конкурсов и аукционов (ст. 48 — 71)
    • Статья 48. Проведение открытого конкурса
    • Статья 49. Извещение о проведении открытого конкурса
    • Статья 50. Конкурсная документация
    • Статья 51. Порядок подачи заявок на участие в открытом конкурсе
    • Статья 52. Вскрытие конвертов с заявками на участие в открытом конкурсе
    • Статья 53. Рассмотрение и оценка заявок на участие в конкурсе
    • Статья 54. Заключение контракта по результатам конкурса
    • Статья 54.1. Открытый конкурс в электронной форме
    • Статья 54.2. Извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме
    • Статья 54.3. Конкурсная документация
    • Статья 54.4. Порядок подачи заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме
    • Статья 54.5. Порядок рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме
    • Статья 54.6. Порядок подачи окончательных предложений о цене контракта
    • Статья 54.7. Порядок рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме
    • Статья 55. Последствия признания конкурса несостоявшимся
    • Статья 55.1. Последствия признания открытого конкурса в электронной форме несостоявшимся
    • Статья 56. Особенности проведения конкурса с ограниченным участием
    • Статья 56.1. Особенности проведения конкурса с ограниченным участием в электронной форме
    • Статья 57. Особенности проведения двухэтапного конкурса
    • Статья 57.1. Особенности проведения двухэтапного конкурса в электронной форме
    • Статья 58. Привлечение экспертов, экспертных организаций при проведении конкурсов
    • Статья 59. Аукцион в электронной форме (электронный аукцион)
    • Статья 60 (утратила силу)
    • Статья 61 (утратила силу)
    • Статья 62. Реестр участников электронного аукциона, получивших аккредитацию на электронной площадке (утратила силу)
    • Статья 63. Извещение о проведении электронного аукциона
    • Статья 64. Содержание документации об электронном аукционе
    • Статья 65. Порядок предоставления документации об электронном аукционе, разъяснений ее положений и внесение в нее изменений
    • Статья 66. Порядок подачи заявок на участие в электронном аукционе
    • Статья 67. Порядок рассмотрения первых частей заявок на участие в электронном аукционе
    • Статья 68. Порядок проведения электронного аукциона
    • Статья 69. Порядок рассмотрения вторых частей заявок на участие в электронном аукционе
    • Статья 70. (утратила силу)
    • Статья 71. Последствия признания электронного аукциона несостоявшимся
  • § 3. Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок (ст. 72 — 82)
    • Статья 72. Проведение запроса котировок
    • Статья 73. Требования, предъявляемые к проведению запроса котировок
    • Статья 74. Порядок проведения запроса котировок
    • Статья 75. Особенности проведения запроса котировок для обеспечения деятельности заказчика на территории иностранного государства
    • Статья 76. Особенности проведения запроса котировок для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме и нормального жизнеобеспечения граждан
    • Статья 77. Порядок подачи заявки на участие в запросе котировок
    • Статья 78. Рассмотрение и оценка заявки на участие в запросе котировок
    • Статья 79. Последствия признания запроса котировок несостоявшимся
    • Статья 80 (утратила силу)
    • Статья 81 (утратила силу)
    • Статья 82 (утратила силу)
  • § 3.1. Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса котировок в электронной форме (ст. 82.1 — 82.6)
    • Статья 82.1. Проведение запроса котировок в электронной форме
    • Статья 82.2 (утратила силу)
    • Статья 82.3 (утратила силу)
    • Статья 82.4 (утратила силу)
    • Статья 82.5. (утратила силу)
    • Статья 82.6. (утратила силу)
  • § 4. Определение поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения запроса предложений (ст. 83 — 83.1)
    • Статья 83. Проведение запроса предложений
    • Статья 83.1. Проведение запроса предложений в электронной форме
  • § 4.1. Заключение контракта по результатам электронной процедуры (ст. 83.2)
    • Статья 83.2. Заключение контракта по результатам электронной процедуры
  • § 5. Закрытые способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (ст. 84 — 92)
    • Статья 84. Особенности применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей)
    • Статья 84.1. Особенности применения закрытых способов определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в электронной форме
    • Статья 85. Особенности проведения закрытого конкурса, закрытого конкурса с ограниченным участием, закрытого двухэтапного конкурса
    • Статья 86. Закрытый аукцион
    • Статья 87. Документация о закрытом аукционе
    • Статья 88. Порядок подачи заявок на участие в закрытом аукционе
    • Статья 89. Порядок рассмотрения заявок на участие в закрытом аукционе
    • Статья 90. Порядок проведения закрытого аукциона
    • Статья 91. Заключение контракта по результатам закрытого аукциона
    • Статья 92. Последствия признания определения поставщика (подрядчика, исполнителя) закрытым способом несостоявшимся
  • § 6. Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) (ст. 93)
    • Статья 93. Осуществление закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя)
  • § 7. Исполнение, изменение, расторжение контракта (ст. 94 — 96)
    • Статья 94. Особенности исполнения контракта
    • Статья 95. Изменение, расторжение контракта
    • Статья 96. Обеспечение исполнения контракта

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2021. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Источник

Гайд для заказчиков

Из нашего гайда вы узнаете, что нужно сделать, чтобы провести закупку по 44-ФЗ: от планирования до заключения контракта.

1. Зарегистрироваться в ЕИС и на электронных торговых площадках

Для этого нужна электронная подпись, которую заказчики получают бесплатно в федеральном казначействе. Казначейство разместит заявку на регистрацию в Единой информационной системе. Владельцу подписи с правами администратора останется зайти в ЕИС и в личном кабинете настроить права доступа остальным сотрудникам. После этого можно публиковать закупки. Оператор ЕИС зарегистрирует заказчика и на 8 федеральных ЭТП госзакупок.

2. Назначить контрактного управляющего или создать контрактную службу

44-ФЗ разрешает ограничиться одним контрактным управляющим, если объем закупок в год не выше 100 млн. руб. Во всех других случаях нужна контрактная служба минимум из двух сотрудников. Это может быть специальный «закупочный» отдел. Или обязанности контрактной службы можно распределить между сотрудниками разных подразделений.

Например, бухгалтер составляет планы-графики. Главный инженер готовит техзадание, отвечает на запросы разъяснений и принимает качество товара. Секретарь собирает заявки с отделов, готовит и размещает документы в ЕИС. Руководитель контролирует работу, отвечает на претензии ФАС и подписывает контракты.

Все работники контрактной службы должны иметь профильное высшее или дополнительное образование по 44-ФЗ. Если в службе есть «недотягивающие» до требований сотрудники, то они должны пройти повышение квалификации (108 часов для сотрудников, 40 — для руководителей). Это можно сделать очно или дистанционно в организации, у которой есть лицензия на образовательную деятельность.

3. Разработать и разместить в ЕИС планы-графики

В планы-графики включаются:

  • идентификационные коды закупок (ИКЗ),
  • наименование объекта,
  • объем финансового обеспечения закупок,
  • сроки планируемых закупок,
  • информация об обязательном общественном обсуждении закупок товара, работы или услуги,
  • иная информация, в рамках порядка формирования, утверждения, внесения изменений в планы-графики,
  • информация о закупках, которые планируется по истечению срока или планового периода. Информация вносится в планы-графики на весь срок планируемых закупок.

Формируются планы-графики на очередной финансовый год и плановый период. Это зависит от срока действия федерального закона о федеральном бюджете. На данный момент действует 385-ФЗ (2021,2022,2023).

Утвердить нужно планы-графики в течение 10 рабочих дней, когда заказчику довели объем денег на принятие и исполнение обязательств либо после утверждения плана финансово-хозяйственной деятельности (ФХД). План-график формируется государственным и муниципальным заказчиком. Государственные, муниципальные учреждения, ГУпы, МУПы при планировании финансово-хозяйственной деятельности (ФХД). Если есть необходимость, то можно внести следующие изменения:

  • требования к закупаемым заказчиками товарам, работам, услугам, в том числе предельной цены, нормативных затрат,
  • объема денег, которые довели до заказчика, показателей планов финансово-хозяйственной деятельности, решений или соглашений о предоставлении субсидий,
  • для реализации решения по итогам обязательного общественного обсуждения закупки,
  • использования экономии, которая произошла после проведенной закупки,
  • в иных случаях, в рамках порядка формирования, утверждения, внесения изменений в планы-графики.

Внести изменения в планы-графики можно не позднее чем за 1 день до дня размещения в ЕИС:

  • — извещения закупки,
  • направления приглашения, если закупка проходит закрытым способом.

И не позднее чем за 1 день до дня заключения контракта если закупка у единственного поставщика.

Воспользуйтесь бесплатным сервисом Контур.Снаб, чтобы подобрать позиции в справочнике ОКПД-2 и КТРУ, рассчитать и составить план сроков каждого этапа закупки.

4. Учесть нормирование и запреты в сфере госзакупок

Заказчики должны не только планировать закупки, но нормировать и обосновывать их (ч.1, ст.19, 44-ФЗ).

Расходы на конкретного сотрудника нормированы. Например, врачу полагается 2 хлопчатобумажных халата в год, а руководителю — не больше 2 кресел в год. Чтобы определить нормативы цены, устанавливается среднерыночная стоимость единицы продукции.

Эти требования закреплены в федеральных, региональных и муниципальных нормативных актах. Работники контрактной службы должны их знать.

Нужно следить за качеством закупаемых товаров. Специалисту надо разбираться в свойствах товара, потому что от этого зависит его пригодность и долговечность.

В некоторых закупках заказчик должен устанавливать преференции поставщикам. Например, на часть товаров распространяется национальный режим. Это значит, что заказчик должен предоставить преимущества российским поставщикам.

И, наконец, на закупку некоторых товаров установлены запреты. Например, нельзя закупать иностранное программное обеспечение, если есть его российский аналог.

5. Подготовить и разместить в ЕИС закупочную документацию

Корректно описать закупку

При описании закупки можно использовать только термины, которые предусмотрены в технических регламентах и документах из национальной системы стандартизации. Если это невозможно, придется обосновать, почему при закупке нужно применять нестандартные требования и терминологию. Смысл стандартизации в том, чтобы минимизировать риск описать закупки «под своих» поставщиков.

В закупке нужно указать функциональные, технические, качественные и эксплуатационные характеристики объекта закупки. При этом техническое задание должно быть нейтральным, не ограничивать конкуренцию. Нельзя устанавливать конкретные параметры товара, только диапазон «не менее» и «не более», или чрезмерные требования к товарам. Исключение из правил: если у товара нет аналога или это запчасти к уже имеющемуся оборудованию.

Соблюсти сроки размещения

При электронном запросе котировок заказчик размещает извещение, документацию и проект контракта в ЕИС так, чтобы минимальный срок подачи заявки составлял 4 раб. дня со дня, следующего за днем размещения в ЕИС извещения.

При электронном аукционе сроки подачи заявок зависят от цены закупки. Если начальная цена контракта больше 300 млн рублей, у вас есть не меньше 15 календарных дней. Если начальная цена контракта не превышает 300 млн рублей (2 млрд в закупках на стройку), то срок подачи заявок составляет не меньше 7 календарных дней.

Заявку на электронный конкурс нужно разместить за 20 дней до окончания срока приема заявок, если он проводится на бумаге, и за 15 дней, если в электронной форме.

Можно изменить извещение. Сроки в разных процедурах разные:

  • Для аукциона — не позже чем за 2 дня до даты окончания срока подачи заявок;
  • Для конкурса — не позже чем за 5 дней до даты окончания срока подачи заявок;

Для электронного запроса котировок нельзя внести изменения в извещение после объявления закупки.

Заказчик обязан отвечать на запросы на разъяснения от поставщиков и размещать их в ЕИС для доступа всем участникам закупки в течение двух дней.

Еще заказчик вправе отменить любую закупку, кроме запроса предложений:

  • если это конкурс или аукцион, не позже, чем за пять дней до окончания срока подачи заявок,
  • если электронный запрос котировок, не позднее, чем за час до окончания срока подачи заявок.

6. Провести закупку

Есть 10 видов закупок. Некоторые из них имеют лимиты, которые нужно распределять на весь год.

Например, мелкую закупку у единственного поставщика можно провести на сумму не выше 300 000 рублей. Годовой объем таких закупок — не больше 5% от всех закупок в год и не больше 50 миллионов (все ситуации, когда можно закупиться у единственного поставщика, описаны в ч. 1 93 ст, 44-ФЗ). Организации с бюджетом меньше 40 миллионов рублей могут закупать у единственного поставщика на сумму до 2 миллионов.

Конкурентные способы закупок делятся на 4 основные группы: запросы котировок и предложений, конкурсы и аукционы.

  • Заказчик вправе закупить электронным запросом котировок любые ТРУ, при условии, что НМЦК не превышает трех миллионов рублей, а СГОЗ не более 10%.
  • Запрос предложений можно провести в строго определенных 44-ФЗ случаях (ч. 2 ст. 83 44-ФЗ).
  • Самый сложный метод определения поставщика — конкурс (они бывают открытые, закрытые, с ограниченным участием и двухэтапные). Зато можно выбрать поставщика по нескольким критериям: не только по низкой цене, а по качеству товара, квалификации и опыту участников.
  • Большой объем товаров входят в аукционный перечень. То есть закупать их можно только на электронных торговых площадках. Это, например, канцелярские товары, продукты, бумага, нефть, металлы, строительные работы и ремонт.

Если неправильно выбрать способ закупки, заказчику грозит штраф 50 тысяч рублей (ч. 2 ст. 7.29 КоАП РФ). С 1 января 2019 года все закупки за редким исключением нужно проводить в электронном виде.

7. Подписать контракт

Если требуется обеспечение закупки, контрактный управляющий должен убедиться, что деньги пришли на счет или проверить наличие банковской гарантии в Реестре банковских гарантий в ЕИС. Уже разработаны типовые контракты, которые госзаказчики должны применять. В остальных случаях проект контракта составляет контрактная служба. Поставщик может лишь предложить протокол разногласий, который заказчик принимает или нет, обосновывая свою позицию.

8. Внести сведения об уклонившихся от подписания контракта в РНП

Обязанность заказчиков — направлять в ФАС сведения об участниках:

  • об участнике закупки, который уклонился от заключения контракта,
  • о поставщике, с которым расторгли контракт в одностороннем порядке или по решению суда.

Обращаться нужно в электронном виде в центральный аппарат ФАС России или территориальные органы ФАС по месту нахождения заказчика.

9. Принять товар и оплатить контракт

Сейчас в ч. 8 ст. 30 44-ФЗ указан предельный срок оплаты по контрактам. Для СМП и СОНО он составляет не больше 15 рабочих дней после того, как заказчик подписал документ о приемке. Для остальных — 30 календарных дней. Если не уложиться в установленный законом срок, можно получить штраф 50 тыс. рублей, а за повторное нарушение — дисквалификацию.

Такой же срок действует для возврата обеспечения контракта, если поставщик предоставлял его деньгами.

10. Разместить отчетность

  1. Документы о приемке — после каждого этапа или полного исполнения контракта. Если контракт расторгнут или изменен, об этом тоже отчитываются, прикладывая соотвествующие документы. На это есть 7 рабочих дней после подписания документа.
  2. Отчет об объеме закупок у СМП и СОНО. Этот отчет размещается в ЕИС ежегодно до 1 апреля года, следующего за отчетным. Он содержит информацию об уже заключенных контрактах: уникальные номера записей из реестра контрактов. Часть 11 ст. 7.30 кодекса об административных правонарушениях РФ предусматривает штраф в размере 50 тысяч рублей, если закупить у СМП меньше положенного объема.
  3. Отчет с обоснованием закупки у единственного поставщика.
  4. Отчет по мониторингу реализации крупных проектов с государственным участием.

Ответим на вопросы

Эксперты ответят на ваши вопросы по теме статьи в первые сутки после публикации. Потом отвечают только участники закупок, а вопрос экспертам можно задать в специальной рубрике .

Источник

Оцените статью
Разные способы