Статья коллективные способы обучения

Коллективный способ обучения

Статьи (все)

Статьи их журнала «Коллективный способ обучения», как правило, на этой странице не размещены. См. их в архиве журналов «КСО»

Своим маршрутом по учебной программе: коллективный способ обучения снимает многие минусы классно-урочной системы : [круглый стол; участники круглого стола В. Лебединцев, М. Минова, И. Литвинская, Г. Клепец, Л. Бондаренко] / В. Б. Лебединцев [и др.] // Первое сентября (газета). 2014. №3. С. 10.
Опубликованный (электронный) вариант статьи; скан печатного варианта статьи; расширенный вариант статьи

Андреев В.И. Тренинг «Пилоты разума» как инструмент управления организацией // Исследовательская работа школьников. 2020. № 4. С. 3-12.
(Вариант модификации методики Ривина и её использование на постоянно действующем семинаре педагогов и учащихся «Пилоты разума» в частной школе «Школа “Обучение в диалоге”», Санкт-Петербург. «Пилоты разума» – дополнительные занятия, на которых взрослые и дети изучают и обсуждают интересные полезные тексты и книги.)

Бондаренко Л.В. Дидактика в контексте гуманитарных знаний ХХI века // Современная дидактика и качество образования: возможности дидактики Я.А. Коменского и вызовы XXI века: материалы VI Всероссийской научно-методической конференции, Красноярск, 22-24 января 2014 г. Красноярск, 2014. С. 79-85.

Бондаренко Л.В., Григорьева Е.В. Опыт применения методики взаимоподражания // Современная дидактика и качество образования: становление не классно-урочных систем обучения: материалы IX Всероссийской научно-методической конференции 18–19 января 2017 года. Красноярск, 2017. С. 202-205.

Великоредчанина Т.В., Башкирова В.Г. Организация и проведение Дней без классов и уроков в пенитенциарном учреждении // Современная дидактика и качество образования: основания перемен в организации учения: материалы XI Всероссийской научно-методической конференции 24–25 января 2019 года. Красноярск, 2019. С. 114-118.

Гарднер В. В. Индивидуальные образовательные программы в сельской малокомплектной школе (об участии в организационно-деятельностной игре директоров Красноярского края) // Вестник образования Забайкалья. Чита, 2005. № 5 (28). С. 51-53.

Источник

Статья «Коллективные способы обучения»

КОЛЕКТИВНЫЕ СПОСОБЫ ОБУЧЕНИЯ КАК СРЕДСТВО ОРГАНИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ

Известный немецкий педагог Дистервег советовал: «Приучай ученика трудиться. Сделай так, чтоб он не только полюбил труд, но и породнился с ним, чтоб он стал его второй натурой… Приучи к тому, чтоб ему было невозможно иначе, чем собственными силами что-либо усвоить, чтоб он самостоятельно думал, искал, проявлял себя, развивал свои возможности, вырабатывал в себе стойкого человека». Именно этим требованиям отвечает технология взаимного обучения А.Р.Ривина и В.К.Дьяченко. Коллективные формы организации обучения активизируют учение школьников, создают широкую наглядную базу для теоретических обобщений, обеспечивают условия для овладения младшими школьниками таких сложных умений как целеполагание, контроль, оценка.

Велик развивающий потенциал групповой и парной работы, при которой школьник становится частичкой коллективного субъекта учебной деятельности – группы сотрудничающих между собой учащихся. В этих условиях младший школьник эффективно овладевает учебной деятельностью и накапливает предпосылки к переходу на следующую ступень в своем развитии – индивидуального субъекта учебной деятельности. Технология КСО во взаимодействии с игрой выполнятет следующие функции :

— коммуникативную — открывает широкие возможности для непринужденных отношений с одноклассниками и учителем;

— социализации — включает детей в систему общественных отношений, содействует усвоению норм и правил поведения в классе, школе, обществе;

— коррекционную — вносит позитивные изменения в личностные показатели детей ;

— терапевтическую — помогает преодолевать трудности, возникающие в процессе учебы;

— развлекательную — приносит удовлетворение, вызывает интерес, привлекает учащихся;

Несколько лет, я по технологии КСО В.К. Дьяченко использую на уроках следующие виды работ:

Грамматическим лото” (работа проводится в паре постоянного состава)

Работа с лото проходит в парах. Один лист кладется на каждую парту, и дети, сидящие за партой, закрывают клетки лото, совещаясь друг с другом. Вместо фишек они используют разрезанные старые открытки. Текст имеется на каждой парте.

Нужен ли человеку друг?

Трудно жить без друга. То, что ты не сделаешь один, сделаешь вместе с ним. Друг не бросит в беде. От друга нет секретов. Приятно сделать для него доброе дело. У каждого человека должен быть надежный друг.

Предлагается задание, а дети фишкой закрывают нужную клетку.

В предложении: Друг не бросит в беде . Определить падеж слово друг.

В предложении: Трудно жить без друга. Определить падеж без друга . (Р.п.)

3. В предложении Нужен ли человеку друг . Определить падеж слова человеку (Д. п.)

4. У глагола сделаешь определи время. (Буд. в.)

5. Определи схему разбора по составу слова сделаешь.

6. В предложении: Друг не бросит в беде. Указать, каким членом предложения является не бросит . (Сказуемое.)

7. У глагола сделаешь определи лицо. (2-е л.)

8. У глагола не бросит определить лицо (3-е л.)

9. У существительного дело определить род. (С.р.)

Если дети правильно закрыли все клетки, у них должна получится отметка «5».

Педагог заготавливает достаточное количество разных текстов диктантов на один и тот же материал.

Тексты диктантов наклеиваются на плотную основу (для лучше сохранности и длительности пользования).

Тексты диктантов вручаются учащимся.

Учащиеся рассаживаются попарно для коллективной работы

один напарник читает по своей карточке, другой пишет.

Партнеры меняются ролями, работая так же, как в п.5.

Каждый проверяет тетрадь партнера, не глядя в карточку.

Оба открывают карточки и вторично (но уже вместе) проверяют сначала один, потом второй диктант.

Источник

Статья «Коллективный способ обучения

Коллективный способ обучения (КСО)

Психологи утверждают: эффективность произвольного запоминания материала в может быть оценена такими критериями: читает — 10%, слышит — 20%, видит — 30%, видит и слышим — 50%, обсуждает — 70%, опирается на опыт — 80%, обучает других — 95%.

Этим объясняется высокий интерес педагогов к такой образовательной технологии, как взаимо обучение в коллективе. Она имеет и другие названия: «организованный диалог», «коллективное взаимообучение», «коллективный способ обучения (КСО)». В основе данной технологии лежит работа в парах переменного состава.

В начале XX века русский педагог Александр Григорьевич Ривин сделал педагогическое открытие — самообучение в парах сменного состава.

В основе технологии А.Г. Ривина лежат три принципа:

1) «кит первый» — общение. Принцип: «Обучение есть общение»;

Читайте также:  Оригинальные способы поздравить с днем рождения мужчину

2) «кит второй» — принцип полиморфизма: человеку свойственно обогащать других своей уникальностью, при этом обогащаться самому, учась у других, перенимая знания и качества других людей;

3) «кит третий» — единство речевой и мыслительной деятельности: одна всегда является «катализатором» для другой.

Рассмотрим методику А.Г. Ривина детально.

Работая в паре на уроке географии, ученики обучают друг друга. Допустим, Петров должен обучать Васечкина теме «Рельеф Африки», а Васечкин Петрова — теме «Климат Африки». Сначала Петров разбивает свой параграф на небольшие пункты (абзацы), объясняет Васечкину первый пункт и проверяет уровень его понимания (предлагает контрольные вопросы, задачу или схему). Если у Васечкина есть затруднения, то Петров помогает ему, еще раз объясняя содержание своего пункта. После этого Васечкин пишет себе в тетрадь название пункта (не содержание этого пункта, а только его название!). Далее Петров излагает для Васечкина содержание второго пункта темы, объясняет, учит, проверяет уровень понимания. Васечкин пишет в тетрадь формулировку второго пункта плана, и они переходят к третьему пункту темы. Таким образом, Петров по пунктам плана, по частям учит Васечкина теоретической части темы и тут же предлагает ему практические задания, а у Васечкина в тетради появляется подробнейший план темы. После этого напарники меняются ролями. Теперь Васечкин таким же образом учит Петрова своей. В итоге Петров осваивает теоретическую часть, решает задачи, и у него появляется подробнейший план этой темы.

На последнем этапе напарники дают друг другу задачи по своим темам, решают их самостоятельно и проверяют друг у друга. На этом работа в паре заканчивается, и напарники расходятся. Теперь как Петров, так и Васечкин может при необходимости обучить любого третьего ученика как теме «Рельеф Африки», так и теме «Климат Африки». То есть знания каждого за урок удвоились.

На следующем уроке Васечкин, освоивший с помощью Петрова тему «Рельеф Африки», сам преподает ее, скажем, Чижикову, а Чижиков ему преподает тему новую тему: «Внутренние воды Африки». Петров, освоивший с помощью Васечкина тему «Климат Африки», преподает ее ученику Пыжикову, а Пыжиков знакомит его с темой «Растительный и животный мир Африки».

И так ученики по очереди обучают друг друга своей теме, одновременно усваивая другую. В результате каждый ученик осваивает полный комплект тем по разделу «Африка», о чем будет свидетельствовать в его тетради серия планов каждой темы.

Последователь Ривина, профессор Виталий Кузьмич Дьяченко развил его технологию дальше и свой вариант назвал: коллективный способ обучения (КСО).

КСО — это такая организация учебного процесса, при которой ребенок выступает то в роли ученика, то в роли учителя, и которая интегрирует все существующие формы учебной деятельности:

— коллективную (каждый учит каждого);

— групповую (один учит многих);

— парную (один учит другого);

— индивидуальную (через письменную речь).

Механизм реализации КСО.

Коллективные учебные занятия (КУЗ) совершенно не похожи на обычные уроки.

Учитель выбирает (или составляет) несколько ключевых абзацев изучаемой темы. Предлагает ученикам а течение 2—3 минут разобраться в содержании первого абзаца, озаглавить его. Эту работу ученики выполняют, работая в паре, каждый со своим соседом по парте. Здесь важно, чтобы ученики научались совместно обсуждать, выдвигать разные гипотезы (версии, варианты), аргументировать свои утверждения, совместными усилиями находить подходящий вариант. Далее учитель организует обще групповое обсуждение – он спрашивает учеников, какие появились варианты заглавий абзаца (удобно их зафиксировать на доске), предлагает им аргументировать предложения и отнестись к предложениям других, устраивает дискуссию между учениками. На основе этой дискуссии учитель раскрывает определенную часть темы. Таким же образом организуется работа по изучению остальных абзацев.

2-й этап . После того, как ученики приобрели определенные навыки проработки и озаглавливания абзацев, можно предложить ученикам изучить и озаглавить не отдельные абзацы, а всю тему. Ученики, по-прежнему работая в постоянных парах, изучают новую тему, прорабатывая каждый абзац и озаглавливая его. В итоге у учеников появляется подробный план темы. Далее учитель организует обще групповое обсуждение, в ходе которого сопоставляются составленные учениками планы темы, проверяется правильность усвоения содержания темы.

3-й этап. Часть учеников изучает в постоянных парах одну тему вторая — другую. Далее образуются пары учеников из первой и второй групп. В новых парах ученики обучают друг друга. В конце организуется обще групповое обсуждение по обеим темам.

4-й этап . Учитель предлагает ученикам дома изучить новую тему. При этом разным ученикам предлагаются разные темы. А в классе, ученики, обучая друг друга в парах сменного состава, осваивают всю программу.

Преимущества КСО перед традиционным обучением:

1) учащиеся лучше овладевают материалом (по принципу: «пока объяснял, сам все понял»);

2) включенность каждого ученика в образовательный процесс, отсутствие на уроке «отсиживающихся» учеников;

3) педагогизация ученической среды: каждый ученик может попробовать себя в роли учителя; некоторые ученики открывают в себе педагогические способности;

4) педагог высвобождается от фронтальной работы с классом и получает возможность работать с учащимися, нуждающимися в индивидуальной помощи.

Источник

Статья коллективные способы обучения

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн — Пт с 10:00 — 19:00 МСК

Перезвоните мне

Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Аннотация: Коллективные способы обучения (КСО) завоёвывают в средней школе всё более прочные позиции. А нельзя ли использовать их в начальной школе?

Статья:

В настоящее время идёт модернизация школы. И всё чаще говорят о том, что главная задача школы – не снабдить ученика готовыми знаниями, а выработать у них умение ориентироваться в окружающем мире, принимать, используя полученные знания, нужные решения. Но для этого следует переосмыслить подходы к обучению школьников, переосмыслить содержание и принципы построения учебного процесса.

Коллективные способы обучения (КСО) завоёвывают в средней школе всё более прочные позиции. А нельзя ли использовать их в начальной школе?

Я заинтересовалась этим вопросом и решила изучить эту проблему и найти пути её решения в начальной школе. Младшие школьники тянутся к групповым формам работы, воспринимают их как увлекательную игру и работают на таком занятии с большой отдачей. Кроме того, применение КСО позволяет каждому ученику активно проявить себя, никто не уйдёт с чувством обиды на то, что его (опять не спросили). Коллективные способы обучения кардинально меняют ситуацию. Каждый ученик говорит на каждом уроке, притом говорит на языке предмета. Всё обучение идёт на уроке.

Читайте также:  Жарка основным способом это тепловая обработка

Коллективные способы обучения (КСО) появились в 1918 году. Педагог А. Г. Ривин (1877-1944) провёл на хуторе Корнин под Киевом необычайный педагогический эксперимент. В течение года он один вёл занятия с 40 детьми в возрасте от 10 до 16 лет. Работая индивидуально в парах, ученики делали всё: решали задачи, конспектировали и реформировали учебники, разучивали стихотворения, выступали с докладами, отчитывались в знаниях перед учителем и друг перед другом. Традиционного занятия по расписанию в этой школе не было. Каждый ученик за это время освоил курс 3-4 летнего обучения. Впечатляющим было развитие учеников. Неразвитые сельские подростки спустя год научились логично мыслить, доказывать, рассуждать, дискутировать, анализировать сложные тексты и даже проявляли нередко неплохие педагогические способности. В Корнине были сделаны три педагогических открытия:

— впервые в отечественной и мировой педагогике в течение года шла интенсивная учебная деятельность в сменных парах и микро группах;

— была разработана и апробирована новая технология учебно-воспитательной работы:

— впервые был создан разновозрастный самообразовательный учебный коллектив, который сам себя обучал, сам себя контролировал, самоуправлялся, и всё это – при лидирующей роли учителя.

К сожалению, коллективные способы обучения не были поняты и должным образом оценены современниками.

АКТУАЛЬНОСТЬ КОЛЛЕКТИВНЫХ СПОСОБОВ ОБУЧЕНИЯ.

Актуальность этой педагогической технологии определяется тем, что она предлагает путь разрешения многих назревших проблем и противоречий современного образования:

— противоречие между мотивацией и стимуляцией учения школьников.

Стимуляция многократно превосходит мотивацию. Учителя жалуются, что дети не хотят учиться, а учащиеся на скуку, однообразие и не посильность учёбы. Коллективная учёба формирует и развивает мотивацию учеников в сотрудничестве:

— между пассивно-созерцательным и активно-преобразовательными видами учебной деятельности. Учитель объясняет новый материал – остальные слушают, и не слушают. Такая пассивная созерцательность занимает большую часть урока. Коллективная же учёба включает каждого ученика в активную работу на весь урок, в сменных парах и микро группах;

— между психологическим комфортом и дискомфортом: КСО создают условия живого непринуждённого общения, тогда как на классическом уроке педагог вынужден в течение 40 минут держать в руках весь класс:

— между воспитанием и обучением.

На обычном уроке воспитательное взаимовлияние учеников пресекается учителем: «не разговаривайте!», «Не подсказывайте!». На уроках КО всё наоборот: беседуйте, поправляйте, оценивайте друг друга.

МЕТОДИКА КОЛЛЕКТИВНЫХ СПОСОБОВ ОБУЧЕНИЯ.

Специфика КСО состоит в соблюдении следующих принципов:

— наличие сменных пар учащихся;

Надо чётко разграничивать КСО и ГСО. ГСО – традиционный способ обучения. При ГСО в каждый момент учебного времени только один участник коллектива – учитель, консультант.

При КСО одновременно несколько учащихся взаимодействуют на всех остальных. Существует несколько методик КСО, применяемых в различных ситуациях:

— изучение текстового материала по любому учебному предмету;

— решение задач и примеров по учебнику;

— разучивание стихотворений в сменных парах;

— выполнение упражнений в парах;

— работа по вопросникам.

ИЗУЧЕНИЕ ТЕКСТОВОГО УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА ПО ЛЮБОЙ УЧЕБНО ДИСЦИПЛИНЕ.

Составляется маршрут изучения какого-то текстового учебного материала из учебника по любому предмету. Для этого заданный материал делится на 3-6 частей. Чем младше класс, тем фрагменты текста должны быть меньше.

Два ученика, обычно сидящие за одной партой, вместе начинают изучение первой части. Один из них читает текст вполголоса, другой следит по тексту. Затем они обсуждают содержание, т. е. один пересказывает прочитанное, другой дополняет уточняет. При этом можно привлечь другой материал из другого источника по поводу изучаемого, например, из хрестоматии.

Дети дают название это части и составляют её план. При этом возникает лёгкий спор по поводу пунктов плана, что повышает умственную активность учащихся и способствует более точной формулировке мыслей, тщательной обработке содержания. Затем учащиеся записывают согласованное название первой части и её план в тетради и расходятся. Каждый из них находит нового партнёра для работы второй части текста.

В новой паре ученики сначала кратко повторяют содержание первой части. Они сверяют свои планы и уточняют его, изменяя форму. Один пересказывает первую часть, другой с тетрадью партнёра следит за изложением и поправляет, дополняет. Затем дети прорабатывают вторую часть текста и расходятся, чтобы образовать новые пары по оставшимся частям.

При проработке текста особое значение имеет последняя встреча. Проработав в паре последнюю часть текста, дети сообщают учителю о завершении своей работы. Теперь ребёнок готов по изученной теме выступать в малой или большой группе.

Проработав все части текста, ученики формируют малые группы по 4-6 человек. Они избирают ведущего, который предоставляет слово каждому, в том числе и себе, для изложения всего материала. Группа ставит каждому оценку. Ведущий передаёт список с оценками учителю, который в качестве контроля может проверить дополнительно 2-3 человека.

Организационная структура групповых способов обучения (ГСО) может быть комбинированной, т. е. содержать в себе различные формы: групповую (один учит многих), парную, индивидуальную. При этом первостепенное значение имеет именно групповое обучение. К групповым технологиям можно отнести:

При правильном педагогическом руководстве и управлении эти формы позволяют реализовать основные условия коллективности, осознание общей цели, целесообразное распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль.

Психолого-педагогическое обоснование группового обучения:

— реализация принципа деятельности;

— формирование мотивации учения и обучения;

— всеобщий, всеохватывающий контроль знаний;

— психологический комфорт в учебном коллективе;

— единство воспитания и обучения;

— реализация субъект – субъектных отношений.

Сущность группового обучения состоит в следующем. На групповых занятиях происходит взаимодействие между педагогом и учащимися и между учащимися.

ПРЕИМУЩЕСТВА ГРУППОВОГО ОБУЧЕНИЯ.

— приобщение к важным навыкам жизни;

— умение стать на точку зрения другого;

— умение разрешать конфликты;

— умение работать сообща для достижения обще цели;

— укрепляется дружба в классе, меняется отношение к школе;

— появляется возможность избежать негативных сторон соревнования;

— учащиеся убеждаются в ценности взаимопомощи.

ТИПЫ ГРУППОВОГО ОБУЧЕНИЯ:

— обучение партнёров (в парах);

— группа, сидящая вместе;

— задания для всего класса.

ТЕХНОЛОГИЯ ГРУППОВОГО ОБУЧЕНИЯ.

Установить правила и обучить им:

Читайте также:  Преднизолон ампулы способ применения

— нужно предоставить готовые правила или предложить детям разрабатывать их самостоятельно;

— нужно обсудить эти правила, что будет и уроком ответственности, и уроком демократии;

— правил должно быть не более 5;

— правила положительные лучше отрицательных, нужно указать, что следует, а что не следует;

— правила должны быть написаны на видном месте;

— правила должны выполняться всеми участниками игры;

— объединитесь по группам быстро и тихо;

— принесите необходимые материалы;

— слушайте, когда кто-то говорит;

— знайте своё задание;

— оставайтесь в своей группе, пока вам не указано делать другую работу;

2. НАЗНАЧИТЬ КАЖДОМУ СВОЮ РОЛЬ.

Дети должны знать не только конкретную задачу, но и цель урока. Задание нужно всегда давать большее, чем дети смогут выполнить.

РАСПРЕДЕЛИТЬ ЗАДАНИЕ И КАЖДОМУ УКАЗАТЬ ВРЕМЯ ЕГО ВЫПОЛНЕНИЯ.

ДАТЬ КЛАССУ ОТВЕТНЫЙ КОММЕНТАРИЙ.

Дети хотят знать, как они работали, адекватны ли их ответы вашим ожиданиям.

ПУТИ ДОСТИЖЕНИЯ МАКСИМАЛЬНОГО УСПЕХА:

— учиться навыкам групповой работы;

— взаимное соответствие группового обучения и задания.

ПРЕДОТВРАЩЕНИЕ НЕПРАВИЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ:

— внимание и одобрение (обратная связь);

— активное включение учеников в работу;

— мотивация обучения (личная увлечённость педагога учебным материалом);

— установление жёстких правил;

— образцовое поведение учителя;

— нужно ловить учеников на хороших поступках и поощрять их;

Обучение есть общение обучающихся и обучаемых. Вид общения определяет и организационную форму обучения. Исторический анализ показывает, что развитие способов обучения основывалось на применении различных видов общения.

СРАВНЕНИЕ КОЛЛЕКТИВНЫХ ГРУППОВЫХ СПОСОБОВ ОБУЧЕНИЯ:

О Р Г А Н И З А Ц И О Н Н Ы Е:

— чёткость, упорядоченность; — отсутствует;

— говорит один; — говорят все;

— общение учащихся отсутствует; — общаются все;

— молчание; — рабочий шум;

— постоянное рабочее место; — смена;

Д И Д А К Т И Ч Е С К И Е:

— обучат педагог – профессионал; — обучают ученики;

— весь материал сразу и для всех; — разные темы и материал;

— мало самостоятельности; — полная самостоятельность;

— сотрудничество отсутствует; — сотрудничество – основа обучения;

— усвоение и применение разнесены; — максимально приближены;

Р А З В И В А Ю Щ И Е:

— ученик – объект; — ученик – субъект + объект;

— уравниловка, усреднение способности детей; — в соответствии с индивидуальными способностями;

— систематический характер обучения; — спонтанный характер;

— не учатся выступать; — учатся выступать, рассуждают, доказывают;

— не умеют объяснять; — развивают педагогические способности;

В О С П И Т А Т Е Л Ь Н Ы Е:

— каждый работает на себя; — на себя и на других;

— отношения не коллективистские; — отношения ответственной зависимости

Познакомившись с идеями КСО, я стала работать, используя в организации учебных занятий работу в парах сменного состава. На коллективных занятиях, работая в парах сменного состава, каждый ученик становится одновременно и учителем: все работают на каждого и каждый на всех, чем больше ученик приносит пользы другим (обучая и воспитывая их), тем больше он получает от них, тем интенсивнее развивается он сам. Общение человека с другими людьми, с каждым в отдельности и по очереди – основной фактор индивидуального развития человека. При этой форме мы имеем учебный процесс, при котором ученик полученные знания передаёт другому и учится от другого тому, что знает его товарищ.

Работу в парах и парах сменно состава я использую в своей практике довольно часто. В результате ребята активнее включаются в учебный процесс, работают увлечённо, учатся общению, диалогу. У них вырабатываются навыки совместной работы.

Существует ряд методик организации занятий в парах сменного состава:

— методика поабзацной проработки текста;

— методика взаимообмена заданиями;

— и взаимопередача тем; и др.

Учащиеся вместе читают абзац, находят незнакомые и малопонятные слова и словосочетания, обсуждают их, выясняют значение. Ученик, над темой которого идёт работа, записывает их в тетрадь. Затем ребята вместе выясняют, о чём абзац, выделяют основную мысль и озаглавливают его. Заголовок абзаца хозяин темы записывает себе в тетрадь. После этого он работает над первым абзацем своего напарника, т.е. вместе с ним читает, обсуждает, озаглавливают абзац, помогает объяснить значение новых слов. Работа в паре заканчивается, когда у напарника в тетради появляется запись новых для него слов и заголовок первого абзаца. На этом пара распадается, и ученик ищет себе другого напарника.

Чтобы научить учащихся работать, таким образом, требуется определённое время. Ведь детей нужно было научить:

— работать в паре, т. е. научить слышать другого и самому говорить так, чтобы быть услышанным, считаться с мнением товарища, уметь спорить и приходить к общему решению, уметь доброжелательно высказывать своё мнение и выслушивать мнение товарища;

— работать с инструкцией: читать и формулировать прочитанное, составить вопросы к тексту, выделять главную мысль, объяснять значение слов, озаглавливать текст, чётко формулировать своё понимание, свою мысль и т. д.

Эти вырабатывались не сразу. На первых порах было шумно, детям хотелось сидеть с теми, кто посильнее, или со своими друзьями, не было у них навыка совместной работы. Постепенно дети стали понимать, что, если ждать, когда освободится тот, кто тебе нужен, работа над темой затягивается. Дети стали работать тише и интенсивнее. По мере работы темп ускорялся, так как становилось больше изученных текстов.

Ежедневно занятия заканчивались обсуждениями того, как проходила работа. Дети в малых группах отвечали на вопросы: «Сколько пар я сменил?», «Когда мне было легко работать?», «Когда трудно?», «Почему?».

Затем командиры групп выступают перед всем классом с отчётом и оценками. После проработки всего материала в малых группах приступают к контрольным вопросам. Такая организация работы помогает развивать у детей самостоятельность, следить за ходом их рассуждений, последовательностью их действий. В классе царит атмосфера доброжелательности, внимания и уважения друг к другу. Очень радует, что дети умеют оценивать работу товарища на основе совместной деятельности и взаимной проверки.

При оценивании товарища, я учу детей сначала отмечать достоинства работы товарища, потом называть ошибки, которые допущены.

Источник

Оцените статью
Разные способы