Статьи исследование как способ организации деятельности

методика организации индивидуальной исследовательской деятельности школьника
статья по истории по теме

в работе продемонстрированы основные формы и методы организации школьных исследований. кроме того, вам предлагаются бланки сопровождения для каждого учащегося, занятого исследованием.

Скачать:

Вложение Размер
metodika_organizacii_individualnoy_issledovatelskoy_deyatelnosti..doc 115.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Методика организации индивидуальной историко – краеведческой деятельности учащихся в экспериментальном классе».

  1. Что же такое ИССЛЕДОВАНИЕ?

Каковы основные этапы организации учебного исследования?

. Деятельность исследователя часто может быть охарактеризована известной формулой — «пойди туда не знаю, куда найди, то не знаю что». Исследовательская работа школьников связана с решением учащимися творческих, исследовательских задач с заранее НЕИЗВЕСТНЫМ результатом. Главной целью исследования в в нашей работе является развитие личности, а не получение объективно нового результата, как в «большой» науке. Если в науке главной целью является производство новых знаний, то в образовании цель исследовательской деятельности — в приобретении учащимся функционального навыка исследования как универсального способа освоения действительности, развитии способности к исследовательскому типу мышления, активизации личностной позиции учащегося в образовательном процессе на основе приобретения субъективно новых знаний (т. е. самостоятельно получаемых знаний, являющихся новыми и личностно значимыми для конкретного учащегося). Но при этом исследование школьников сохраняет все этапы, всю логику построения научного исследования.

Для проведения качественного исследования необходимо учитывать следующее:

  1. предварительная подготовка ученика по правилам проведения исследовательской деятельности;
  2. руководство работой ученика педагогом-наставником;
  3. проведение независимой квалифицированной экспертизы и оценки, как самой работы, так и еу защиты.

Этапы организации исследования

При организации исследовательской деятельности учащихся за основу принимается модель исследования, разработанная и принятая в сфере науки за последние несколько столетий. Эта модель характеризуется наличием нескольких стандартных процедур, осуществляемых в определённой последовательности (поэтапно), присутствующих в любом научном исследовании независимо от той предметной области, в которой оно развивается. Однако, так как главная цель учебного исследования с функциональной точки зрения принципиально отличается от таковой в сфере науки, то и модель учебного исследования несколько видоизменяется, а именно в ней появляется новая процедура, осуществить которую необходимо на первом (подготовительном) этапе, а именно мотивация школьников к учебному исследованию.

Кратко рассмотрим основные этапы учебной исследовательской деятельности :

• Мотивация исследовательской деятельности школьников — возникновение у ученика во проса или проблемы, интереса (любопытства) к явлению или объекту.

• Определение проблемы и формулировка примерной темы исследования — самый тонкий и «творческий» компонент мыслительного процесса, формулировка вопроса «что я хочу узнать?» Как правило, тема окончательно формулируется при подготовке материалов к отчету (презентации) и отражает суть выполненной работы

• Определение цели исследования позволяет учащемуся точно представить, что он собирается сделать, чего достичь при выполнении работы. Может видоизменяться во время выполнения работы, но в каждый конкретный момент должна быть четко определена.

• Выбор объекта исследования: определяется целью работы, реальными возможностями и должен быть обоснован с точки зрения возможности получения достоверных результатов.

• Формулирование рабочей гипотезы (или нескольких гипотез). Гипотеза должна быть жестко связана с поставленной целью работы. Как правило, определяет этапы выполнения работы, позволяют учащемуся последовательно, а не хаотично продвигаться к достижению цели. Кроме того, позволяет придать работе больший смысл и конкретизировать предмет исследования. В ходе работы гипотеза может быть либо подтверждена, либо опровергнута. Гипотеза должна быть обоснованной, т. е. подкрепляться литературными либо экспериментальными данными и логическими соображениями.

• Определение конкретных задач , решение которых позволит достичь поставленной цели. Необходимо помнить, что задачи исследования и цели — не одно и то же. Задачи являются своеобразной программой действий, показывают, что исследователь собирается делать (например, провести опрос определенной группы населения по определенному кругу вопросов).

• Поиск и изучение литературы по теме исследования – то есть проведение первичного анализа информации. Позволяет понять, что уже известно в рамках выбранной тематики, уяснить основные термины, понятия, сравнить взгляды разных авторов на проблему. Как правило, завершается подготовкой литературного обзора — краткой характеристикой того, что известно об исследуемом явлении, в каком направлении происходят исследования других авторов. Обзор позволяет исследователю познакомиться с областью исследований по нескольким источникам, по сути, избавляет от «изобретения велосипеда». Литературный обзор всегда должен быть строго структурирован, логичен; содержать только сведения, непосредственно относящиеся к теме работы, её цели. Содержит ссылки на использованные источники информации.

• Выбор методов исследования определяется целью работы, имеющейся материально-технической базой. Количество экспериментов обосновывается с точки зрения получения достоверных результатов.

• Планирование и выполнение собственных исследований должно проводиться, строго соблюдая все требования выбранных методов.

• Анализ полученных результатов удобно осуществлять с помощью таблиц, схем, графиков и т.п. — они позволяют визуально определить необходимые связи, свойства, соот ношения, закономерности. Должны быть четко разграничены рабочие данные и данные обобщения, иллюстрирующие закономерность. В процессе исследования часто получается большой массив чисел (или иных данных) на основе которых были получены основные, обобщенные данные. В отчёте о работе числа и конкретные примеры служат для иллюстрации и общей характеристики полученных в ходе исследования результатов, на основании которых делаются выводы. Полученные данные необходимо сопоставить друг с другом и с литературными источниками и проанализировать, т. е. установить и сформулировать закономерности, обнаруженные в процессе исследования. На этом этапе определяется достоверность полученных результатов и, при необходимости, определяются направления дальнейшей работы.

• Проверка гипотезы позволяет укрепить веру или усомнить ся в истинности предложений, а может внести изменения в их форму лировки. Чаще всего проверку гипотез целесообразно осуществлять посредством проведения еще одного наблюдения и/или эксперимента. При этом новый результат сопоставляется с ранее полученным результатом. Если результаты совпадают, то гипотеза подтверждается, и вероятность ее истинности возрастает. Расхождение же результатов служит основа нием для отклонения гипотезы или уточнения условий ее справедли вости.

• Формулирование выводов. Выводы — строго структурированные, лаконично изложенные результаты собственных исследований. В выводах тезисно , по порядку, излагаются результаты работы. При этом происходит доказательство истин ности гипотез получивших ранее подтверждение; ложность же их может быть определена с помощью контрпримеров. Выводы должны соответствовать целям, задачам и гипотезе (гипотезам) исследований, являться ответом на вопросы, поставленные в них.

• Подготовка отчета о проделанной работе . Осуществляется в заранее определённой форме. Определяется требованиями конференции, издания, где планируется представлять работу, техническим заданием проекта и т.п.

Таким образом, поскольку исследовательская работа, даже в случае учебного исследования, не может быть какой-либо специальной — детской, юношеской, женской, студенческой и т.п., на любую работу, если она претендует называться «исследовательской», распространяются все общие требования, в том числе требования научной этики, новизны, обоснованности выводов, методической адекватности, воспроизводимости результатов и т.д.

Технологии организации исследовательской деятельности.

В ходе проведения исследования учитель и ученик проходят совместный путь, являются партнерами. Учитель должен четко знать, на что нацеливать ученика и как ученик должен построить и представить свою работу. Для того, чтобы вместе с учеником :

  1. продумать соответствие темы и содержания исследовательской работы заявленной тематике,
  2. корректно сформулировать цель, тему и проблему исследовательской работы,
  3. обозначить ее актуальность,
  1. научить ученика (хотя бы простейшим) методам современных исследований,
  2. развить в нем способность получать новые знания,
  3. научить самостоятельно исследовать тот или иной объект или процесс,
  4. самому владеть методами исследования.

Умение это для учителя тем более важно, что он должен научить ему ученика.

Возможны « варианты деятельности учащихся и учителя » во время подготовки исследовательской работы:

• Учитель знает путь поиска , предлагает пройти этот путь ученику, чаще всего, предполагая или наверняка зная искомый результат . Эта модель работает во многом для вовлечения ребят в исследовательскую деятельность, где они еще очень робко делают первые исследовательские шаги.

• Учитель знает путь поиска и исследования, но не знает конечного результата . Предлагаю ученику самостоятельно решить проблему или комплекс проблем. На выходе, при умении ученика анализировать, классифицировать, синтезировать, обобщать и т. п., мы имеем полноценное исследование. Используя эту модель, основная цель работы учителя — подготовка творчески думающих учащихся, умеющих находить и решать проблемы в ходе исследования.

• Учитель владеет методикой и различными методами научного исследования , он может обучить им ученика, но они оба не знают ни пути поиска (исследования), ни конечного результата . Безусловно, педагог должен владеть научными предвидениями и ему должна быть свойственна интуиция. Эти же качества необходимо активизировать и у ученика. Подобная модель имеет открытый характер, так как используемые методы могут изменяться и корректироваться в процессе исследования. Работа по данной схеме на выходе дает настоящее научное исследование с необходимой новизной и элементами открытия. Работу по такой модели можно считать уже научно-исследовательской деятельностью учащегося.

Учитывая вышесказанное, можно представить технологию организации поисково-исследовательской деятельности в виде нескольких блоков.

Первый блок – это выбор и формулировка заинтересовавшей учащихся темы, формирование групп по интересам. Выявление и формулировка проблем (что я хочу узнать? и т.п.), которые учащиеся должны решить в рамках выбранной темы.

Второй блок – формулировка целей и задач исследований, формулировка гипотезы, прояснение «образа» поиска. «Образ» должен быть конкретным и находиться в определенной области знаний.

Третий блок – алгоритм формирования «образа». Он может включать известные методы поиска решений и зависит от индивидуальных способностей детей, от имеющегося банка данных, средств компьютерной поддержки и т.д. алгоритм должен быть составлен так, чтобы поиск шел от простой информации к более сложной.

Четвертый блок – поиск информации. Он включает общение с педагогом, со сверстниками, учителями школы, может включать запрос в научные учреждения страны и поиск в компьютерных базах данных через компьютерные сети. При этом учащиеся стремятся овладеть опытом ориентирования в потоках информации, работы с научной литературой, оценки и отбора информации, относящееся к намеченному «образу».

Пятый блок – анализ и оценка полученной информации, принятие решения. После того как информация получена, ее необходимо проанализировать, оценить, проверить на соответствие поставленным целям и задачам, требованиям «образа». Анализ проводится через систему отчетов, обсуждений. Если полученная информация требует уточнений, изменений, то возможно возвращение в один из предыдущих блоков для корректировки и продолжения поиска.

Шестой блок – использование собранных данных . На этом этапе учителю необходимо помочь ученику сделать правильный выбор, аргументировано доказать свою точку зрения, подготовить выступление, сообщение о результатах своей работы.

Седьмой блок – экспертная оценка исследовательских работ . После того, как работа закончена, в зависимости от задач организации данного исследования работа или предоставляется на рецензию, или представляется как отчет по одному из направлений проекта.

Восьмой блок – представление и защита . Школьники представляют свои работы и защищают их. В самом начале работы над исследованием руководитель и учащийся должны чётко определиться с тем жанром, в котором они работают и в котором будет затем представляться работа.

Девятый блок – подведение итогов, поощрения, награждения.

Приступая к организации работ со школьниками, рекомендуется рассмотреть и обсудить лично с каждым участником, Бланк «Организация исследовательской деятельности» ( Приложение 1)

Индивидуально или в группе?

Индивидуальные работы наиболее эффективны при изучении трудных для понимания тем и в случаях, когда учитель прогнозирует высокую творческую активность учеников, в том числе при работе с одаренными детьми.

Высокая эффективность кооперативного проекта возможна при достижении определенного уровня эмоционального и ценностно-ориентацио нного единства группы. Взаимодействие членов группы лучше всего построить по принципу сотрудничества. Главная идея – работать вместе. Ребятам дается возможность вместе работать, учиться, творить, всегда придти на помощь друг другу. Практика показывает, что после выполнения группового задания многие ученики становятся друзьями и в жизни. На долю учителя ложится задача комплектования групп с учетом индивидуальных и психологических особенностей каждого члена. Учитель также обязательно контролирует не только успешность выполнения задания членами группы, но и характер их общения между собой, способ оказания необходимой помощи друг другу. В малых группах легче осуществить индивидуальный контроль и распределить ответственность каждого члена группы за конечный результат, теснее организуется взаимодействие членов группы.

Почему необходимо дать индивидуальное задание каждому члену группы? В этом случае каждый ученик внесет свою лепту в общую задачу, а не отсидится в стороне «под шумок» из-за лени или скромности, следовательно, каждому представится возможность проявить себя в силу своих способностей. И.Д.Чечель считает, что самым сложным для учителя является выполнение роли независимого консультанта, удерживающегося от подсказки даже в случае, если ученики «идут не туда».

Свободный выбор учащимися формы организации исследовательской деятельности (особенно если речь идёт о групповом проекте) – индивидуальной или групповой – практически не зависит от уровня организаторских, коммуникативных и интеллектуальных способностей. Результаты индивидуальных и групповых исследований обычно имеют примерно одинаковые оценки, несмотря на аддитивный тип деятельности во втором случае.

При организации исследовательской работы необходимо учитывать возрастные психолого-физиологические особенности детей.

В соответствии с возрастной спецификой на первый план у подростка ( основная школа ) выходят цели освоения коммуникативных навыков. Здесь исследовательскую деятельность целесообразно организовывать в групповых формах. При этом не следует лишать возможности ученика выбора индивидуальной формы работы. Темы детских работ выбираются из любой содержательной области (предметной, межпредметной, непредметной), проблемы — близкие пониманию и волнующие подростков в личном плане, социальных, коллективных и личных взаимоотношений. Получаемый результат должен быть социально и практически значимым.

Формирование надлежащего уровня компетентности в и исследовательской деятельности (то есть самостоятельное практическое владение технологией исследования) должно достигаться к концу 10 класса ( старшая школа ). Темы и проблемы исследовательских работ подбираются в соответствии с личностными предпочтениями каждого обучающегося и должны находиться в области их самоопределения. Предпочтительны индивидуальные или мини групповые формы работы. В старшей школе целесообразно выполнение работ на базе и с привлечением специалистов из профильных научных учреждений, вузов. Перспективно широкое использования разнообразных форм исследовательской деятельности: экспедиций, конференций и др.

К чему должен быть готов учитель?

Кроме всего вышеперечисленного, организация исследовательской деятельности учащихся предъявляет особые (дополнительные) требования к педагогу :

  1. положительное отношение к ребенку;
  2. проявление уважения к личности и поддержание чувства собственного достоинства в каждом;
  3. признание права личности быть непохожей на других;
  4. предоставление права на свободу выбора;
  5. оценка не личности ребенка, а его деятельности, поступков;
  6. учет индивидуально-психологических особенностей детей,

Поэтому, при проведении исследований нужно неукоснительно соблюдать три «золотых» правила.

Правило научного сочувствия.

Учителю необходимо постепенно воспитывать научное сочувствие к творчеству других исследовате лей.

Научное сочувствие — это поиск положитель ных аспектов даже в абсурдных решениях и гипоте зах. Наряду с этим, научное сочувствие — это предло жения автору недостаточно научной работы других направлений поиска эффективных решений. По сути дела — это обучение учащихся конструктивной крити ке и готовность оказать помощь своему коллеге.

Правило относительности истин.

При освоении закономерностей и теорий, ме тодов научных исследований необходимо воспиты вать у учеников умение критически анализировать изученный материал.

Правило относительности истины — это пони мание того, что абсолютных истин не бывает, любая закономерность всегда не полна и процесс ее развития — это постепенный переход к новой, более общей закономерности.

Правило творческого авторитета .

Воспитание у школьников уважения к творче скому авторитету. Осуществляется через анализ зна чения научных открытий для прогресса человечества, определения последствий каких-либо изменений в природе и обществе. Нравственность и интеллект человека тесно взаимосвязаны, но не тождественны.

Таким образом технологии организации проведения исследования могут быть самыми разными. Это определяется педагогическими целями проведения исследования, возрастными и личностными характеристиками учащихся, «опытностью» педагога в данном направлении, доступными ресурсами и т.д. , НО при организации исследования по любой технологии, учитель выполняет следующие функции:
1) помогает учащимся в поиске источников, способных помочь им в проведении исследования;
2) сам является источником информации;
3) координирует весь процесс; поддерживает и поощряет учеников.

Источник

Читайте также:  Какие способы ориентирования вам известны обж 9 класс
Оцените статью
Разные способы