Стадия социальной эволюции которую характеризует определенный способ производства

Общественно-экономическая формация

Общественно-экономическая формация (строй) — в марксизме — стадия общественной эволюции, характеризующаяся определённой ступенью развития производительных сил общества и соответствующим этой ступени историческим типом экономических производственных отношений, которые зависят от неё и определяются ею [1] . Не существует формационных ступеней развития производительных сил, которым не соответствовали бы обусловленные ими типы производственных отношений [2] . Коренной причиной перехода от одной стадии общественной эволюции к другой является несоответствие между возросшими к концу первой производительными силами и сохраняющимся типом производственных отношений.

В работе « К критике политической экономии [ru] » (1859) Карл Маркс выделил «прогрессивные эпохи экономической общественной формации», которые определялись по общественным способам производства, в числе которых были названы азиатский, античный (рабовладельческий), феодальный и капиталистический. Однако в данной схеме Марксом был определён только капиталистический способ производства — как диалектическое единство машинной ступени развития производительных сил и обусловленного ею в конечном счёте прибавочно-стоимостного типа экономически производственных отношений. Остальные «общественные способы производства» были выделены Марксом вслед за эталонно-правовыми стадиями общественной эволюции из схем Гегеля и Сен-Симона. «трудно сказать, — отмечал советский историк-марксист В. П. Илюшечкин, — чем он руководствовался, допуская такую несуразность» [3] .

Примечания

Ссылки

  • Общественно-экономическая формация — Новейший философский словарь
  • «Общественно-экономическая формация». Лекция доктора философских наук, профессора М. В. Попова (6.10.2011)
  • Илюшечкин В. П. Теория стадийного развития общества. — М .: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1996. — 406 с. — 700 экз.
  • Юрий Семёнов«Теория общественно-экономических формаций и всемирная история»
  • Юрий Семёнов«Основные концепции всемирной истории»
  • Юрий Семёнов«Марксова теория общественно-экономических формаций и современность»
  • Крадин Н. Н. Проблемы периодизации исторических макропроцессов. Раздел «Формационный подход»
Марксизм
Социология Диктатура пролетариата • Теория отчуждения • Эксплуатация • Классовая борьба • Буржуазия • Пролетариат • Революция • Научный социализм • Коммунизм
Экономика Закон прибавочной стоимости • Политэкономия • Производительные силы • Производственные отношения • Рабочая сила • Первоначальное накопление капитала
История Первобытный коммунизм • Материалистическая теория происхождения государства • Азиатский способ производства • Рабовладельческий строй • Феодализм • Капитализм • Социализм • Коммунизм
Философия Диалектический материализм • Исторический материализм
Направления Австромарксизм • Западный марксизм • Ленинизм • Большевизм • Люксембургианство • Коммунизм рабочих советов • Археомарксизм • Марксизм-ленинизм • Сталинизм • Троцкизм • Маоизм • Титоизм • Чучхе • Еврокоммунизм • Неомарксизм • Операизм • Аналитический марксизм • Структуралистский марксизм • Ситуационизм • Постмарксизм • Ходжаизм
Школы Франкфуртская школа • Будапештская школа • Школа праксиса
Читайте также:  Метод экономического анализа логические способы обработки информации

Социология Философия

Wikimedia Foundation . 2010 .

Полезное

Смотреть что такое «Общественно-экономическая формация» в других словарях:

ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ — см. Формация общественноэкономическая. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. ОБЩЕСТВЕННО ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ … Философская энциклопедия

ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ — центральное понятие марксистсой теории общества или исторического материализма: «. общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, общество с своеобразным отличительным характером». Посредством понятия О.Э.Ф. фиксировались… … Новейший философский словарь

Общественно-экономическая формация — см. Формация общественно экономическая … Большая советская энциклопедия

ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ — ступень прогрессивного развития человеч. общества, представляющая совокупность всех обществ. явлений в их органич. единстве и взаимодействии на основе данного способа производства материальных благ; одна из осн. категорий исторического… … Советская историческая энциклопедия

ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ — центральное понятие марксистской теории общества или исторического материализма : . общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, общество с своеобразным отличительным характером . Посредством понятия О. Э.Ф.… … Социология: Энциклопедия

ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ — – одна из ключевых категорий материалистического понимания истории, используемая для выделения в целостном историческом процессе развития человеческого общества его основных этапов, каждый из которых характеризуется присущей ему специфической… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

Общественно экономическая формация — по [10] общество, находящееся на определенной ступени исторического развития. Обычно выделяли первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую формации. Хотя отдельные элементы и примеры производственных… … Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идеоматических выражений

ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ — исторический тип общества, основанный на определенном способе производства, ступень прогрессивного развития человечества от первообщинного строя через рабовладельческий строй, феодализм и капитализм к коммунистической формации, это не общество… … Тематический философский словарь

ОБЩЕСТВЕННО — ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ — Ступень (период, эпоха) в развитии человеческого общества, характеризуемая определенным экономическим строем. Основу каждой О. э.ф. составляет присущий ей способ производства материальных благ, система производственных отношений. Различают О. э.ф … Словарь политических терминов

ФОРМАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ — (социально экономическая, общес твенная) важнейшая категория исторического материализма, обозначающая определенную ступень прогрессивного развития человеческого общества, а именно такую совокупность обществ. явлений, в основе к рой лежит… … Советская историческая энциклопедия

Источник

3.1. Социальная эволюция

Социальная эволюция — это скачок, переворот, прежде всего, в индивидуальном поведении, который закрепляется затем в общественных нормах и политических институтах. Вслед за этим с полным правом можно говорить об изменении форм общественного развития, закреплении и реализа­ции новых ценностей и целей. Эволюция имеет историю в том смысле, что она лишена линейности, цикличности, про­шлое и будущее в ней несимметричны. Неопределенность, непредсказуемость, необратимость — это те фундамен­тальные понятия, составляющие суть философии неста­бильности, без которых невозможно рассмотрение законов социальной эволюции.

В общем случае система представляет собой множество иерархически организованных подсистем, между которыми существуют некоторые взаимодействия. Таким образом, поведение индивидуума является «подсистемой» поведе­ния социума. Элементы этого поведения оказывают влия­ние на существование популяции.

Два основных критерия связывают индивидуальный и коллективный опыт, определяя все дальнейшее поведе­ние: объем информации и характер ценностей опреде­ляются через культурную матрицу и индивидуальный вы­бор. Все социальные свойства индивида основываются на этих критериях. Любой социум представляет собой систе­му, в которой каналы распространения информации и фор­мирования ценностей работают при наличии определенных социальных механизмов. Некоторый объем информации воспринимается индивидуумом тем адекватней, чем более высокой когнитивной сложностью мышления он обладает. Характер ценностей влияет на определение целей дея­тельности, мотивацию поведения (направление и точки при­ложения активного поведения) и определение потребнос­тей (что считать необходимым, достаточным и возможным для обеспечения нормальной жизни организма, развития человеческой личности и общества в целом).

Нестабильность самоорганизующихся систем (в силу свойства фрактальности) в социальном мире востребует та­кое качество индивида, как высокая вариативность пове­дения. Неравновесность предполагает наличие бифурка­ционных и адаптационных механизмов в индивидуальном поведении и поведении социума. При понимании общей непредсказуемости поведения сложной системы и нео­пределенности мы все же предполагаем наличие опре­деленных элементов детерминизма. Это означает, что ис­следование «механики события» имеет принципиально важ­ное значение для понимания законов социальной эволюции.

Институциональные основания социального развития

Развитие природы представляет собой эволюцию как процесс, где последовательные стадии — это траекто­рии, реализующиеся после точки бифуркации как относи­тельно стабильные состояния. Каждая бифуркация — крити­ческая точка, в которой система теряет равновесие, но пос­ле которой реализуются новые возможности с большой сте­пенью детерминизма.

Социальная эволюция — это процесс, который подчиня­ется определенным объективным законам. Для осуществ­ления своей жизнедеятельности любая социальная система нуждается во взаимодействии с окружающей средой, что предполагает обмен веществом, энергией и информацией с довольно жестко заданным внешним окружением. Здесь вступает в силу первый закон социальной эволюции: соци­альная система либо должна осуществлять такой обмен эффективно (т.е. с минимальными или восполнимыми поте­рями для окружающей среды), либо она обречена на ги­бель.

В рассуждениях о социальной эволюции одной из наибо­лее важных проблем является обратная связь между сре­дой и внутренней структурой системы. Отсюда можно сфор­мулировать второй закон социальной эволюции: при оцен­ке внутреннего состояния системы различие между жела­тельным и действительным поведением выступает как внешнее условие нового типа, определяя контуры ди­намики наряду с внешней средой[1]. Это ставит во всей ост­роте проблему соответствия между индивидуальным пове­дением и поведением популяции. Исторический характер социальной эволюции заключа­ется в том, что стадии общественного развития образуют определенную последовательность, нарушить которую не­возможно[2]. И это можно считать третьим законом соци­альной эволюции.

Стадия социальной эволюции — это устойчивая система социальных отношений, «порядок», который рождается из хаоса при увеличении потока энергии. Для социума поток энергии обязательно включает в себя информацию как фор­му энергии, способствующую образованию именно социальных структур. Жесткий каркас этой системы — совокуп­ность социальных механизмов. Следовательно, точка бифур­кации для социальной системы — это появление новых со­циальных механизмов и их распространение. В этом слу­чае одна стадия социальной эволюции сменяет собой дру­гую.

Возникновение новых элементов происходит спонтанно, хаотично. Но возможность для их распространения предоп­ределяется общим состоянием социальной системы и здесь возможно предсказывать тенденции развития. Новый соци­альный порядок инициируется через «флуктуацию» — твор­ческий импульс личности, за которым следует реакция со­циокультурной среды. Социальная система либо восстанав­ливает равновесное состояние, либо теряет структурную устойчивость.

Поэтому понятие структурной устойчивости и порядка через флуктуацию находит теперь широкое применение в социальных проблемах. Как считал И.Пригожий, мутации и новорожденные элементы возникают стохастически и соби­раются в единую систему господствующими в данный мо­мент детерминистическими принципами[3]. Только в рамках определенной культурной системы становится возможной постройка корабля, способного достичь неоткрытой еще Америки; создание приборов, необходимых для обнаруже­ния электрона; просто высказывание своего мнения и от­стаивание убеждений без риска для жизни.

Если сравнивать различные социальные системы по сте­пени их эффективности в исторической перспективе, то можно утверждать следующее. Из двух последовательных стадий социальной эволюции более высокой (т.е. там, где речь идет о большей развитости социальной системы) является та, где существует больше возможностей для реализации способ­ностей личности, где уменьшается неравенство и увеличи­вается дифференциация социальных структур, способных выражать и защищать разнообразные интересы. Мы утверждаем, что стадия социальной эволюции определяется культурным уровнем элиты и эффективностью действия вводимых ею механизмов.

Индивидуальность — это одновременно отличие, но в то же время это погружение в свою среду. Общество есть не­линейная система, в которой каждое отдельное действие отражается на обществе в целом и, наоборот, общество влияет на каждого отдельного человека. «Порядок через флук­туацию» в социальном смысле воплощается в явлении, ко­торое можно назвать социальной параллельностью[4]. Социальная параллельностьэто та первичная не­линейность среды, которая дает толчок процессу само­организации в результате отбора значимой/незначимой информации.

[1] См.: Николис Г., Пригожин И. Познание сложного. М., 2003.С.275-276.

[2] См.: Пригожин И. Краят на детерминаността. София, ХЕРОН ПРЕСС,2000, С.48.

Источник

Читайте также:  Последовательность остановки наружного кровотечения способом максимального сгибания конечности
Оцените статью
Разные способы