Общественно-экономическая формация
Общественно-экономическая формация (строй) — в марксизме — стадия общественной эволюции, характеризующаяся определённой ступенью развития производительных сил общества и соответствующим этой ступени историческим типом экономических производственных отношений, которые зависят от неё и определяются ею [1] . Не существует формационных ступеней развития производительных сил, которым не соответствовали бы обусловленные ими типы производственных отношений [2] . Коренной причиной перехода от одной стадии общественной эволюции к другой является несоответствие между возросшими к концу первой производительными силами и сохраняющимся типом производственных отношений.
В работе « К критике политической экономии [ru] » (1859) Карл Маркс выделил «прогрессивные эпохи экономической общественной формации», которые определялись по общественным способам производства, в числе которых были названы азиатский, античный (рабовладельческий), феодальный и капиталистический. Однако в данной схеме Марксом был определён только капиталистический способ производства — как диалектическое единство машинной ступени развития производительных сил и обусловленного ею в конечном счёте прибавочно-стоимостного типа экономически производственных отношений. Остальные «общественные способы производства» были выделены Марксом вслед за эталонно-правовыми стадиями общественной эволюции из схем Гегеля и Сен-Симона. «трудно сказать, — отмечал советский историк-марксист В. П. Илюшечкин, — чем он руководствовался, допуская такую несуразность» [3] .
Примечания
Ссылки
- Общественно-экономическая формация — Новейший философский словарь
- «Общественно-экономическая формация». Лекция доктора философских наук, профессора М. В. Попова (6.10.2011)
- Илюшечкин В. П. Теория стадийного развития общества. — М .: Издательская фирма «Восточная литература» РАН, 1996. — 406 с. — 700 экз.
- Юрий Семёнов«Теория общественно-экономических формаций и всемирная история»
- Юрий Семёнов«Основные концепции всемирной истории»
- Юрий Семёнов«Марксова теория общественно-экономических формаций и современность»
- Крадин Н. Н. Проблемы периодизации исторических макропроцессов. Раздел «Формационный подход»
Социология | Диктатура пролетариата • Теория отчуждения • Эксплуатация • Классовая борьба • Буржуазия • Пролетариат • Революция • Научный социализм • Коммунизм |
---|---|
Экономика | Закон прибавочной стоимости • Политэкономия • Производительные силы • Производственные отношения • Рабочая сила • Первоначальное накопление капитала |
История | Первобытный коммунизм • Материалистическая теория происхождения государства • Азиатский способ производства • Рабовладельческий строй • Феодализм • Капитализм • Социализм • Коммунизм |
Философия | Диалектический материализм • Исторический материализм |
Направления | Австромарксизм • Западный марксизм • Ленинизм • Большевизм • Люксембургианство • Коммунизм рабочих советов • Археомарксизм • Марксизм-ленинизм • Сталинизм • Троцкизм • Маоизм • Титоизм • Чучхе • Еврокоммунизм • Неомарксизм • Операизм • Аналитический марксизм • Структуралистский марксизм • Ситуационизм • Постмарксизм • Ходжаизм |
Школы | Франкфуртская школа • Будапештская школа • Школа праксиса |
Социология Wikimedia Foundation . 2010 . ПолезноеСмотреть что такое «Общественно-экономическая формация» в других словарях:ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ — см. Формация общественноэкономическая. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв, П. Н. Федосеев, С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983. ОБЩЕСТВЕННО ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ … Философская энциклопедия ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ — центральное понятие марксистсой теории общества или исторического материализма: «. общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, общество с своеобразным отличительным характером». Посредством понятия О.Э.Ф. фиксировались… … Новейший философский словарь Общественно-экономическая формация — см. Формация общественно экономическая … Большая советская энциклопедия ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ — ступень прогрессивного развития человеч. общества, представляющая совокупность всех обществ. явлений в их органич. единстве и взаимодействии на основе данного способа производства материальных благ; одна из осн. категорий исторического… … Советская историческая энциклопедия ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ — центральное понятие марксистской теории общества или исторического материализма : . общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, общество с своеобразным отличительным характером . Посредством понятия О. Э.Ф.… … Социология: Энциклопедия ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ — – одна из ключевых категорий материалистического понимания истории, используемая для выделения в целостном историческом процессе развития человеческого общества его основных этапов, каждый из которых характеризуется присущей ему специфической… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике Общественно экономическая формация — по [10] общество, находящееся на определенной ступени исторического развития. Обычно выделяли первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую и коммунистическую формации. Хотя отдельные элементы и примеры производственных… … Теоретические аспекты и основы экологической проблемы: толкователь слов и идеоматических выражений ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ — исторический тип общества, основанный на определенном способе производства, ступень прогрессивного развития человечества от первообщинного строя через рабовладельческий строй, феодализм и капитализм к коммунистической формации, это не общество… … Тематический философский словарь ОБЩЕСТВЕННО — ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ — Ступень (период, эпоха) в развитии человеческого общества, характеризуемая определенным экономическим строем. Основу каждой О. э.ф. составляет присущий ей способ производства материальных благ, система производственных отношений. Различают О. э.ф … Словарь политических терминов ФОРМАЦИЯ ОБЩЕСТВЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ — (социально экономическая, общес твенная) важнейшая категория исторического материализма, обозначающая определенную ступень прогрессивного развития человеческого общества, а именно такую совокупность обществ. явлений, в основе к рой лежит… … Советская историческая энциклопедия Источник 3.1. Социальная эволюцияСоциальная эволюция — это скачок, переворот, прежде всего, в индивидуальном поведении, который закрепляется затем в общественных нормах и политических институтах. Вслед за этим с полным правом можно говорить об изменении форм общественного развития, закреплении и реализации новых ценностей и целей. Эволюция имеет историю в том смысле, что она лишена линейности, цикличности, прошлое и будущее в ней несимметричны. Неопределенность, непредсказуемость, необратимость — это те фундаментальные понятия, составляющие суть философии нестабильности, без которых невозможно рассмотрение законов социальной эволюции. В общем случае система представляет собой множество иерархически организованных подсистем, между которыми существуют некоторые взаимодействия. Таким образом, поведение индивидуума является «подсистемой» поведения социума. Элементы этого поведения оказывают влияние на существование популяции. Два основных критерия связывают индивидуальный и коллективный опыт, определяя все дальнейшее поведение: объем информации и характер ценностей определяются через культурную матрицу и индивидуальный выбор. Все социальные свойства индивида основываются на этих критериях. Любой социум представляет собой систему, в которой каналы распространения информации и формирования ценностей работают при наличии определенных социальных механизмов. Некоторый объем информации воспринимается индивидуумом тем адекватней, чем более высокой когнитивной сложностью мышления он обладает. Характер ценностей влияет на определение целей деятельности, мотивацию поведения (направление и точки приложения активного поведения) и определение потребностей (что считать необходимым, достаточным и возможным для обеспечения нормальной жизни организма, развития человеческой личности и общества в целом). Нестабильность самоорганизующихся систем (в силу свойства фрактальности) в социальном мире востребует такое качество индивида, как высокая вариативность поведения. Неравновесность предполагает наличие бифуркационных и адаптационных механизмов в индивидуальном поведении и поведении социума. При понимании общей непредсказуемости поведения сложной системы и неопределенности мы все же предполагаем наличие определенных элементов детерминизма. Это означает, что исследование «механики события» имеет принципиально важное значение для понимания законов социальной эволюции. Институциональные основания социального развития Развитие природы представляет собой эволюцию как процесс, где последовательные стадии — это траектории, реализующиеся после точки бифуркации как относительно стабильные состояния. Каждая бифуркация — критическая точка, в которой система теряет равновесие, но после которой реализуются новые возможности с большой степенью детерминизма. Социальная эволюция — это процесс, который подчиняется определенным объективным законам. Для осуществления своей жизнедеятельности любая социальная система нуждается во взаимодействии с окружающей средой, что предполагает обмен веществом, энергией и информацией с довольно жестко заданным внешним окружением. Здесь вступает в силу первый закон социальной эволюции: социальная система либо должна осуществлять такой обмен эффективно (т.е. с минимальными или восполнимыми потерями для окружающей среды), либо она обречена на гибель. В рассуждениях о социальной эволюции одной из наиболее важных проблем является обратная связь между средой и внутренней структурой системы. Отсюда можно сформулировать второй закон социальной эволюции: при оценке внутреннего состояния системы различие между желательным и действительным поведением выступает как внешнее условие нового типа, определяя контуры динамики наряду с внешней средой[1]. Это ставит во всей остроте проблему соответствия между индивидуальным поведением и поведением популяции. Исторический характер социальной эволюции заключается в том, что стадии общественного развития образуют определенную последовательность, нарушить которую невозможно[2]. И это можно считать третьим законом социальной эволюции. Стадия социальной эволюции — это устойчивая система социальных отношений, «порядок», который рождается из хаоса при увеличении потока энергии. Для социума поток энергии обязательно включает в себя информацию как форму энергии, способствующую образованию именно социальных структур. Жесткий каркас этой системы — совокупность социальных механизмов. Следовательно, точка бифуркации для социальной системы — это появление новых социальных механизмов и их распространение. В этом случае одна стадия социальной эволюции сменяет собой другую. Возникновение новых элементов происходит спонтанно, хаотично. Но возможность для их распространения предопределяется общим состоянием социальной системы и здесь возможно предсказывать тенденции развития. Новый социальный порядок инициируется через «флуктуацию» — творческий импульс личности, за которым следует реакция социокультурной среды. Социальная система либо восстанавливает равновесное состояние, либо теряет структурную устойчивость. Поэтому понятие структурной устойчивости и порядка через флуктуацию находит теперь широкое применение в социальных проблемах. Как считал И.Пригожий, мутации и новорожденные элементы возникают стохастически и собираются в единую систему господствующими в данный момент детерминистическими принципами[3]. Только в рамках определенной культурной системы становится возможной постройка корабля, способного достичь неоткрытой еще Америки; создание приборов, необходимых для обнаружения электрона; просто высказывание своего мнения и отстаивание убеждений без риска для жизни. Если сравнивать различные социальные системы по степени их эффективности в исторической перспективе, то можно утверждать следующее. Из двух последовательных стадий социальной эволюции более высокой (т.е. там, где речь идет о большей развитости социальной системы) является та, где существует больше возможностей для реализации способностей личности, где уменьшается неравенство и увеличивается дифференциация социальных структур, способных выражать и защищать разнообразные интересы. Мы утверждаем, что стадия социальной эволюции определяется культурным уровнем элиты и эффективностью действия вводимых ею механизмов. Индивидуальность — это одновременно отличие, но в то же время это погружение в свою среду. Общество есть нелинейная система, в которой каждое отдельное действие отражается на обществе в целом и, наоборот, общество влияет на каждого отдельного человека. «Порядок через флуктуацию» в социальном смысле воплощается в явлении, которое можно назвать социальной параллельностью[4]. Социальная параллельность— это та первичная нелинейность среды, которая дает толчок процессу самоорганизации в результате отбора значимой/незначимой информации. [1] См.: Николис Г., Пригожин И. Познание сложного. М., 2003.С.275-276. [2] См.: Пригожин И. Краят на детерминаността. София, ХЕРОН ПРЕСС,2000, С.48. Источник |