Стадии конфликтной ситуации способы решения

Конфликты. Способы разрешения конфликта

Актуальность темы

Во всех сферах человеческой деятельности при решении разнообразных задач в быту, на работе или отдыхе приходится наблюдать различные по своему содержанию и силе проявления конфликты. Они занимают значительное место в жизни каждого человека, поскольку последствия некоторых конфликтов бывают слишком ощутимы на протяжении многих лет жизни. Они могут съедать жизненную энергию одного человека или группы людей в течение нескольких дней, недель, месяцев или даже лет.

Когда люди думают о конфликте, они чаще всего ассоциируют его с агрессией, угрозами, спорами, враждебностью, войной и т.п. В результате, бытует мнение, что конфликт — явление всегда нежелательное, что его необходимо, по возможности избегать и что его следует немедленно разрешать, как только он возникнет.

Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения и т.д. Однако оно, не всегда выражается в форме явного столкновения, конфликта. Это происходит только тогда, когда существующие противоречия, разногласия нарушают нормальное взаимодействие людей, препятствуют достижению поставленных целей. В этом случае люди просто бывают вынуждены каким-либо образом преодолеть разногласия, и вступают в открытое конфликтное взаимодействие. В процессе конфликтного взаимодействия его участники получают возможность выражать различные мнения, выявлять больше альтернатив при принятии решения, и именно в этом заключается важный позитивный смысл конфликта. Сказанное, конечно, не означает, что конфликт всегда носит положительный характер.

Содержание понятия конфликта. Классификация конфликтов

Конфликт (лат. conflictus) — столкновение противоположно направленных, несовместимых друг с другом тенденций в сознании отдельно взятого индивида, в межличностных взаимодействиях или межличностных отношениях индивидов или групп людей, связанное с острыми отрицательными эмоциональными переживаниями. Любые организационные изменения, противоречивые ситуации, деловые и личностные отношения между людьми нередко порождают конфликтные ситуации, которые субъективно сопровождаются серьезными психологическими переживаниями.

С обыденной точки зрения конфликт несет негативный смысл, ассоциируется с агрессией, глубокими эмоциями, спорами, угрозами, враждебностью и т. п. Бытует мнение, что конфликт — явление всегда нежелательное и его необходимо по возможности избегать и уж, если он возник, немедленно разрешать. Современная психология рассматривает конфликт не только в негативном, но и в позитивном ключе: как способ развития организации, группы и отдельной личности, выделяя в противоречивости конфликтных ситуаций позитивные моменты, связанные с развитием и субъективным осмыслением жизненных ситуаций.

К. Левин характеризует конфликт как ситуацию, в которой на индивида одновременно действуют противоположно направленные силы примерно равной величины. Наряду с «силовыми» линиями ситуации активную роль в разрешении конфликтов, их понимании и видении играет сама личность. Поэтому в работах Левина рассматриваются как внутриличностные, так и межличностные конфликты.

В теории социального конфликта Л. Козера конфликт — это борьба по поводу ценностей и притязаний из-за дефицита статуса, власти и средств, в которой цели противников нейтрализуются, ущемляются или элиминируются их соперниками. Автор также отмечает позитивную функцию конфликтов — поддержание динамического равновесия социальной системы. Если конфликт связан с целями, ценностями или интересами, не затрагивающими основ существования групп, то он является позитивным. Если же конфликт связан с важнейшими ценностями группы, то он нежелателен, так как подрывает основы группы и несет в себе тенденцию к ее разрушению.

Способы разрешения конфликта

Соперничество заключается в навязывании другой стороне выгодного для себя решения. Соперничество оправдано в случаях: явной конструктивности предполагаемого решения; выгодности результата для всей группы или организации, а не для отдельного лица или микрогруппы; важность результата борьбы для того, кто поддерживает эту стратегию; отсутствие времени на договоренность с оппонентом. Соперничество целесообразно в экстремальных и принципиальных ситуациях, в случае дефицита времени высокой вероятности опасных последствий.

Уход или уклонение от решения проблемы или избегание, является попыткой выйти из конфликта при миниальных потерях. Отличается от аналогичной стратегии поведения во время конфликта тем, что оппонент переходит к ней после неудачных попыток реализовать свои интересы с помощью активных стратегий. Собственно, речь идет не о решении, а о угасании конфликта. Уход может быть вполне конструктивной реакцией на длительный конфликт. Избежание, применяется при отсутствии сил и времени для устранения противоречий, стремление выиграть время, наличие трудностей в определении линии своего поведения, нежелании решать проблему вообще.

Сглаживание. При таком стиле человек убежден, что не стоит сердиться, потому, что «мы все — одна счастливая команда, и не следует раскачивать лодку». Такой «сглаживатель» старается не выпустить наружу признаки конфликта, апеллируя к потребности в солидарности. Но при этом можно забыть о проблеме, лежащей в основе конфликта. В результате может наступить мир и покой, но проблема останется, что в конечном итоге произойдет «взрыв».

Читайте также:  Определите способ нарушения общественного отношения

Принуждение. В рамках этого стиля превалируют попытки заставить принять свою точку зрения любой ценой. Тот, кто пытается это сделать, не интересуется мнением других, обычно ведет себя агрессивно, для влияния на других пользуется властью путем принуждения. Такой стиль может быть эффективен там, где руководитель имеет большую власть над подчиненными, но не может подавить инициативу подчиненных, создает большую вероятность того, что будет принято неверное решение, так как представлена только одна точка зрения. Он может вызвать возмущение, особенно у молодого и более образованного персонала.

Компромисс. Этот стиль характеризуется принятием точки зрения другой стороны, но лишь до некоторой степени. Способность к компромиссу высоко ценится в управленческих ситуациях, так как это сводит к минимуму недоброжелательность, что часто дает возможность быстро разрешить конфликт к удовлетворению обеих сторон. Однако, использование компромисса на ранней стадии конфликта, возникшего по важной проблеме, может сократить время поиска альтернатив.

Решение проблемы. Данный стиль — признание различия во мнениях и готовность ознакомиться с иными точками зрения, чтобы понять причины конфликта и найти курс действий, приемлемый для всех сторон. Тот, кто использует такой стиль, не старается добиться своей цели за счет других, а скорее ищет наилучший вариант решения. Данный стиль является наиболее эффективным в решении проблем организации.

Еще в 1942 году американский социальный психолог М. Фолет указывала на необходимость разрешения (урегулирования), а не их подавления. Среди способов она выделила победу одной из сторон, компромисс и интеграцию. Под интеграцией понималось новое решение, при котором выполняются условия обеих сторон, причем ни одна из них не претерпит серьезных потерь.

Переговоры представляют широкий аспект общения, охватывающий многие сферы деятельности индивида. Как метод решения конфликтов переговоры представляют собой набор тактических приемов, направленных на поиск взаимоприемлемых решений для конфликтующих сторон.

Сотрудничество считается наиболее эффективной стратегией поведения в конфликте. Оно предполагает стремление оппонентов к конструктивному обсуждению проблемы, рассмотрение другой стороны не как противника, а как союзника в поиске решения. Наиболее эффективным является в ситуациях сильной взаимозависимости оппонентов; склонности обоих игнорировать различия во власти; важности решения для обеих сторон; беспристрастности участников

Методы разрешения конфликта

Управление конфликтами — это целенаправленное воздействие по устранению (минимизации) причин, породивших конфликт, или на коррекцию поведения участников конфликта.

Существует достаточно много методов управления конфликтами. Укрупнено их можно представить в виде нескольких групп, каждая из которых имеет свою область применения:

1) внутриличностные, т.е. методы воздействия на отдельную личность;

2) структурные, т.е. методы по устранению организационных конфликтов;

3) межличностные методы или стили поведения в конфликте;

5) ответные агрессивные действия. Эту группу методов применяют в крайних случаях, когда исчерпаны возможности всех предыдущих групп.

  1. Внутриличностные методы заключаются в умении правильно организовать свое собственное поведение, высказать свою точку зрения, не вызывая защитной реакции со стороны другого человека. Некоторые авторы предлагают использовать способ «я-высказывание», т.е. способ передачи другому лицу вашего отношения к определенному предмету, без обвинений и требований, но так, чтобы другой человек изменил свое отношение.

Этот способ помогает человеку удержать свою позицию, не превращая другого в своего врага. «Я-высказывание» может быть полезно в любой обстановке, но оно особенно эффективно, когда человек рассержен, раздражен, недоволен. Следует сразу оговориться, что применение данного подхода требует навыков и практики, но это бывает оправданным в дальнейшем. «Я-высказывание» построено так, чтобы позволить высказать личности свое мнение о создавшейся ситуации, выразить свои положения. Оно особенно полезно, когда человек хочет передать что-то другому, но не хочет, что бы тот воспринял это негативно и перешел бы в атаку.

  1. Структурные методы, т.е. методы воздействия преимущественно на организационные конфликты, возникающие из-за неправильного распределения полномочий, организации труда, принятой системы стимулирования и т.д. К таким методам относятся: разъяснение требований к работе, координационные и интеграционные механизмы, общеорганизационные цели, использование систем вознаграждения.

Не менее полезны средства интеграции, такие как межфункциональные группы, целевые группы, совещания. Например, когда в одной из компаний назрел конфликт между взаимозависимыми подразделениями — отделом сбыта и производственным отделом — то была организована промежуточная служба, координирующая объемы заказов и продаж.

Общеорганизационные комплексные цели. Эффективное осуществление этих целей требует совместных усилий двух или более сотрудников, отделов или групп. Идея, лежащая в основе этой методики — направить усилия всех участников на достижение общей цели.

Таким образом, конфликт может быть функциональным и вести к повышению эффективность организации. Или он может быть дисфункциональным и приводить к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности организации. Роль конфликта в основном зависит от того, насколько эффективно им управляют.

Источник

Конфликт: его основные стадии и пути разрешения

Конфликт и его фазы

Конфликтом в современной литературе принято называть модель поведения, которой характерны особые распределение ролей, последовательность событий, мотивация и формы аргументации, отстаивания интересов оппонентов.

Читайте также:  Назовите способы потерянной ориентировки

С научной точки зрения, социальный конфликт как действие имеет несколько стадий развития, где основными принято выделять три фазы (рис. 1).

Рис. 1 — Фазы развития социального конфликта

Переход конфликта из скрытого состояния в открытое противостояние сторон. Борьба происходит посредством пока ограниченных ресурсов и наделена лишь местным характером. В данной фазе можно отметить лишь первую «пробу сил» соперников, когда еще имеются настоящие возможности остановить открытую борьбу и разрешить любого рода конфликт другими более мирными способами.

Последующее подогревание противостояния. Для того, чтобы достичь своих целей и блокировать действия противника в ход вступают все новые и новые ресурсы противостоящих сторон, практически все возможности прийти к компромиссу уже были упущены. Конфликт находится в стадии, когда он более неуправляем и непредсказуем.

Конфликт доходит до точки апогея и обретает форму полной войны с использованием всевозможных сил и средств. Противоборствующие стороны как бы отходят от истинных причин и целей данного конфликта, а главная цель противоборства становится нанесение максимального ущерба оппоненту.

Этапы конфликта

Подавляющая часть отечественных социологов и конфликтологов выделяют такие традиционные этапы развития конфликта:

  • предконфликтная ситуация;
  • инцидент;
  • эскалация;
  • деэскалация;
  • кульминация;
  • завершение;
  • постконфликтная ситуация.

Более подробно о каждой из перечисленных выше стадий будет рассказано далее в рамках данного раздела.
Предконфликтной ситуации характерно наличие так называемого латентного конфликта, заключающегося в том, что у одного либо нескольких субъектов – потенциальных соперников – скапливается какая-то неудовлетворенность друг другом, приводящая к росту соответствующей напряженности. Внешне проявление латентного конфликта является незначительным, и касается, зачастую, недопонимания, а также желания остановить все виды взаимодействия между конфликтующими сторонами.

Инцидентом называют активные, заметные внешне действия, которые направлены на овладение предметом этой конфликтной ситуации. В инциденте при этом наблюдается порог терпимости напряжения (энергетический барьер) – уровень внутреннего напряжения, преодолев который участники столкновения приходят к следующему этапы – эскалации.

Эскалация – «подогревание» энергетики общественного конфликта. Исходя из условий, в рамках которых протекает конфликт, она может реализовываться по различным траекториям: волнообразно, вяло, круто и проч.
В ходе эскалации оппоненты конфликта предъявляют друг другу нарастающее число требований, становящихся все жестче и эмоциональнее.

Деэскалация – уменьшение уровня напряженности всех сторон конфликта, его постепенное угасание и переход к мирным переговорам. Стоит отметить, что деэскалация влечет за собой завершение конфликтных действий и соответствующих противодействий. Однако по завершению конфликт все же может разгореться с новой силой, если не будут удовлетворены потребности сторон-оппонентов.

Кульминация – самая высокая точка эскалации того или иного конфликтного случая. При этом кульминация конфликта выражается одним или несколькими конфликтными моментами такой интенсивности и напряженности, что соперникам в конфликте становится ясно, что продолжать его уже не стоит.

В связи с этим, именно с данного этапа стороны конфликта предпринимают действия к его разрешению, но при этом, стоит понимать, конфликт можно разрешить еще до вступления его в стадию кульминации. Если конфликт окажется затянутым и не будет развиваться стремительно, вполне возможно его самостоятельное угасание либо может потребоваться мобилизация значительных ресурсов со стороны конфликтующих для его ликвидации.

Завершение – определение цены конфликта и цены выхода из нее. Ценой конфликта, зачастую, является сумма усилий и энергии, которые были затраченных на саму конфликтную ситуацию.

Постконфликтная ситуация – стадия результатов конфликта, имеющих как положительное или отрицательное значение (рис. 2). Именно на этом этапе приходит время подвести итоги, дать оценку результатов, а также достигнутых либо потерянных в конфликте ценностей и ресурсов. Но в любом случае оконченный конфликт почти всегда оказывает влияние как на участников, так и на общественную среду, в которой он существовал.

Рис. 2 — Последствия социальных конфликтов

Регулирование конфликтов

Пути и способы разрешения какого бы то ни было социального конфликта в социуме обычно находятся в зависимости от особенностей их появления и развития.

Американский социолог русского происхождения П. Сорокин еще в прошлом веке справедливо подчеркивал, что имеется связь конфликта с удовлетворением соответствующих потребностей населения.

С точки зрения ученого, источником конфликтов в социуме является преимущественно подавление базовых потребностей человека, без которых он не мог бы полноценно существовать. Например, это как банальные потребности в пище, одежде, жилище, так и самосохранении, и самовыражении. При этом важными являются не только сами эти потребности, но и средства их удовлетворения, доступ к соответствующим видам деятельности, который, в свою очередь, можно объяснить общественной организацией этого общества.

Таким образом, определение путей регулирования соответствующих конфликтов должно базироваться на осведомленности о приоритетных потребностях, интересах и целях людей на тех или иных этапах развития общества.

Читайте также:  Мытье торгового инвентаря оборудования ручным способом осуществляется с использованием

Самый лучший способ разрешения социального конфликта – его недопущение, то есть навык работать на опережение, превентивно. При этом надо понимать и уметь наблюдать за такими явлениями, которые можно квалифицировать как индикаторы самого грядущего конфликта.

В трудовой отрасли к данным индикаторам стоит отнести уровень недовольства рабочего коллектива, снижение ключевых показателей, нарушение трудовой дисциплины, которые требуют от работодателя внедрения предупредительных мер поиска и отслеживания данных социальных индикаторов.

К примеру, в Японии с этой целью применяют так называемые кружки качества, службы внимания, рабочего настроения, телефон доверия и даже манекен администратора, выполненный в виде боксерской груши.

Пути разрешения

Для того, чтобы грамотно выйти из конфликта, существует несколько методик и мероприятий. Однако в научной литературе описываются три вероятных исхода решения какого бы то ни было социального конфликта:

Устранение социального конфликта способно привести к одному из описанных ниже исходов.

  1. Устранение одной из конфликтующих сторон как результат победы другой. К примеру, победа пролетариата над буржуазией и белым движением после окончания Гражданской войны в России.
  2. Устранение обеих противоборствующих сторон. Так, например, «Пиррова победа» в эпоху Античности является примером того, что древнегреческий царь Пирр сумел уничтожить противника, но и сам потерял все свое войско.
  3. Переход одного конфликта в другой – как между теми же участниками, так и в другом составе, когда противостоящие стороны решают объединиться против третьей стороны.

Урегулирование социального конфликта обозначает его окончание при таких условиях:

  1. Использование противостоящих сторон в состоянии конфликтного тупика, когда победа будет стоить дороже, нежели урегулирование конфликта. При этом урегулирование осуществляется зачастую на базе согласия противоборствующих сторон пойти на взаимные уступки, однако, с сохранением противоположных интересов и конфликтной ситуации. Пример данного окончания социального конфликта — Хасавюртовские соглашения между Россией и Чечней, которые были подписаны А. Лебедем и А. Масхадовым.
  2. Заключение мира между противостоящими сторонами на базе признания победы одной из сторон и подписание об этом соответствующего соглашения. В качестве примера данного завершения можно привести победу Советского Союза и его союзников над Японией во Второй мировой войне. Однако, как нам известно, и в данном случае конфликт не считается исчерпывающим и может рано либо поздно возродиться.

Разрешение социальных конфликтов находит свое выражение в уничтожении причин, ставших его причиной, а также в уничтожении полярности интересов противостоящих сторон. Для разрешения и урегулирования социальных конфликтов, обычно, нужно прилагать внушительные усилия, так как их самостоятельное разрешение почти не представляется возможным.

Есть возможность конфликт не замечать, игнорировать, заниматься лишь его идеологическим (словесным) решением, однако, в данном случае он будет разворачиваться стихийно, накаляться, накладываться на другие конфликты и, в конце концов, окончится разрушением той общественной системы (или субъекта), в которой он имеет место.

Разрешение любого социального конфликта – это, прежде всего, преодоление ключевого противоречия в интересах конфликтующих, а также уничтожение его на уровне яблока раздора конфликта.

Методы разрешения конфликта

Разрешение конфликта при этом можно достичь либо самими противостоящими сторонами без оказания помощи каких-либо посредников, либо посредством привлечения к разрешению какой-либо третьей стороны – посредника; с помощью участия в конфликте новой силы, которая способна окончить его с помощью принуждения; через обращение субъектов конфликта к арбитру и завершение его при участии третейского судьи; с помощью ведения переговоров как одного из самых эффективных и популярных способов выхода из конфликтных ситуаций.

В числе конкретных методов решения социального конфликта в зарубежной и отечественной научной литературе выделяют такие:

  • превентивный метод ухода от конфликтной ситуации (избегание встреч с потенциальным соперником, уничтожение факторов, способных привести к нагнетанию напряженности и началу конфликта и проч.);
  • метод переговоров, который позволяет уменьшить остроту конфликта с помощью открытого и конструктивного обмену мнениями, уйти от неконтролируемого применения насилия, в верном ключе дать оценку ситуацию и потенциалу ее развития;
  • метод привлечения посредников – авторитетных и компетентных лиц и общественных организаций, которые при своевременном вмешательстве в состоянии примирить враждующих либо, на худой конец, отыскать компромисс;
  • арбитраж – обращение к авторитетному для обеих сторон третьему лицу за помощью в разрешении спорных вопросов;
  • метод откладывания окончательного решения (иногда отсрочка принятия решения приводит к самопроизвольному ослаблению напряженности между сторонами, но данные случаи довольно редкие, а метод нельзя признать высоко эффективным и универсальным).

Перечисленные методы представляют собой приемы для регулирования и локализации конфликтных ситуаций. Важно помнить, что ни одно общество за всю историю человечества так и смогло еще достичь бесконфликтного существования, и задача заключается в том, чтобы научиться определять причины конфликтных ситуаций, контролировать и регулировать их течение.

Источник

Оцените статью
Разные способы