Средневековый мыслитель которому принадлежат пять способов доказательств существования бога

Фома Аквинский, 5 доказательств существования Бога

Правители нуждаются в мудрецах значительно больше, чем мудрецы в правителях.
Фома Аквинский

Фома Аквинский был ученый,
Мудрец, философ, богослов.
Он Аристотеля законы
Принял основой из основ.

Связать язычника с писанием
Задача была непроста —
Как логику о мироздании
Связать с идеями Христа?

Фома Аквинский сделал это,
Его трудам благодаря
Стали возможны отклонения
Науки против «жития».

Он перевёл оригинал
От греков, а не от арабов
И «Метафизике» жизнь дал
В Европе. Как это немало!

А ведь могла тогда Европа
Пойти путем, что шел Ислам,
Где догме вечная корона,
Где — не посмей ты мыслить сам.

Пять доказательств дал нам Бога —
Их изучают до сих пор.
Но только тех, кто верил строго,
Он убедил. С другими спор. (2)

Дал философии приличие,
Как теологии вассал.
Чтоб Бога доказать наличие
Логично, разум чтоб признал.

С него включили философию
В программы первых высших школ,
Париж и Оксфорд и Болонья —
Теологический упор.

Для получения «магистра»,
Иначе – «доктор философии»,
Пять доказательств этих списком
Знать претендент обязан более.

Там есть движение, причина,
Необходимость есть и степень,
И цель – конечная доктрина.
Сейчас, конечно, ей перечим.

Начало было Возрождения —
Был слаб и хил его росток,
Но выжил он. Его рождение —
Для нас истории урок.

Критиковали его страшно,
Потом приняли все, как факт.
И стала догмой, и напрасно
Свободной мысли догма – враг.

Теперь католикам «томизм» — (3)
Святая версия Аристотеля.
Ещё один известный «-изм»
И версия одна Утопии.

Его трудам благодаря,
В Италии на Возрождение,
Джордано умер от огня
И засудили Галилея.

(1) Фома Аквинский (1225-1274) — итальянский философ и теолог, канонизирован католической церковью как святой, основатель томизма, который связал христианское вероучение с философией Аристотеля.

(2) Знаменитые пять доказательств бытия Бога в трактате «Сумма теологии»

1. Доказательство через движение означает, что всё движущееся когда-либо было приведено в действие чем-то другим, которое в свою очередь было приведено в движение третьим. Именно Бог и оказывается первопричиной всего движения.
2. Доказательство через производящую причину — это доказательство схоже с первым. Так как ничто не может произвести самого себя, то существует нечто, что является первопричиной всего — это Бог.
3. Доказательство через необходимость — каждая вещь имеет возможность как своего потенциального, так и реального бытия. Если мы предположим, что все вещи находятся в потенции, то тогда бы ничего не возникло. Должно быть нечто, что способствовало переводу вещи из потенциального в актуальное состояние. Это нечто — Бог.
4. Доказательство от степеней бытия — люди говорят о различной степени совершенства предмета только через сравнения с самым совершенным. Это значит, что существует самое красивое, самое благородное, самое лучшее — этим является Бог.
5. Доказательство через целевую причину. В мире разумных и неразумных существ наблюдается целесообразность деятельности, а значит, существует разумное существо, которое полагает цель для всего, что есть в мире, — это существо мы именуем Богом.

(3) Томизм — ведущее направление в католической мысли, как теистическая версия аристотелизма. Основные идеи томизма изложены в трактате Фомы Аквинского «Сумма теологии».

Источник

Доказательства существования Бога. Аквинский. Кант. Декарт

Когда Фома Аквинский сформулировал свои «пять способов», он не создал существенно новых доказательств. Первые три доказательства уже были у Маймонида. При этом первые 2 из них встречаются у Фараби и Авиценны.

Основанное на понятии совершенства доказательство Ансельма сходное с «четвертым способом». А пятое доказательство Фомы Аквинского, по сути, представляет из себя телеологическое доказательство в той его форме, которую такие схоласты, как Тьерри Шартрский и Гильом из Конша (Вильгельм Конхесский), получили путем адаптации из доказательства в «Тимее» Платона.

Читайте также:  Воспаление седалищного нерва народный способ

Конечно, Фома Аквинский сформулировал свои доказательства в контексте своей философии, которая в большей мере следует Аристотелю, чем у большинства его христианских предшественников.

5 доказательств существования Бога Фомы Аквинского

1. Сущности движутся. Доказательство через движение означает, что всё движущееся когда-либо было приведено в действие чем-то другим, которое в свою очередь было приведено в движение третьим. Именно Бог и оказывается первопричиной всего движения.

2. Доказательство от производящей причины — это доказательство схожее с первым. Потому как ничто не может произвести самого себя, то существует нечто, являющееся первопричиной всего — это Бог.

3. Доказательство через необходимость — у каждой вещи имеется возможность как своего потенциального, так и реального бытия. Если предположить, что все вещи находятся в потенции, то тогда бы ничего не возникало. Должно быть нечто, что поспособствовало переводу вещи из потенциального в актуальное состояние. Это нечто — Бог.

4. Доказательство от степеней бытия — человек говорит о разной степени совершенства предмета только через сравнения с самым совершенным. Это означает, что существует самое красивое, самое благородное, самое лучшее — Бог.

5. Доказательство через целевую причину. В мире разумных и неразумных существ можно наблюдать целесообразность деятельности, а значит, существует разумное существо, которое полагает цель для всего, что есть в мире, — это Бог.

Доказательства существования Бога. Кант

Кант опроверг все теоретические доказательства бытия Бога. Он показывал, что все они основаны на логи­ческой ошибке: бытие Бога выводится из самого понятия о Боге. Однако никакое понятие не может служит доказательством то­го, что это понятие обозначает. Существование может быть обна­ружено только в опыте. В существование Бога надо верить, так как этой веры требует наш “практический” разум, т.е. наше нравственное сознание. Без веры в Бога, как он считал, не может быть никакой уверенности в том, что в мире существует нравственный порядок.

6 доказательство бытия Бога (Кант)

Кант начинает 6 доказательство существования Бога с известной посылки: ничто не происходит в мире без причины. Ведь принцип детерминизма (причинно-следственных отношений) – по сути, является самым общим законом мироздания. Этому закону подчиняется и люди.

Но бывают случаи, когда человек может действовать свободно, ничем не понуждаемый. То есть, как будто без причины.

Теперь следует предположить, что у каждого человеческого поступка имеются свои причины. Тогда за подвиги награждать следует не людей, а эти самые «причины», и их же надо сажать в тюрьму вместо совершивших преступление.

Говоря по другому, там, где нет свободы – там нет ответственности, и не может быть ни права, ни нравственности.

Иммануил Кант считал, что отрицать свободу человека – это то же самое, что отрицать всю мораль.

С другой же стороны, если даже в действиях другого человека я и могу усматривать причины, по которым он поступил в каждой ситуации именно так, то как только я буду присматриваться к себе самому, то должен буду признать, что по большому счету я-то действую свободно.

Иначе говоря, не смотря на окружающие меня обстоятельства, индивидуальность моего характера, наследственность и т.д., перед любым поступком у меня имеется время, когда я могу сделать свободный выбор в пользу того или иного решения.

Это и есть свобода.

Как считал Кант именно в это время история всей вселенной как бы начинается с меня.

Ни в прошлом, ни в настоящем нет ничего такого, чем бы я смог оправдать ту подлость, на пороге которой я стою.

Кант в доказательстве существования Бога выводит два факта:

• Все в мире живет по закону причинности.

• Человек в редкие мгновения своей свободы не подчиняется этому закону.

Читайте также:  Определенным способом организованная совокупность данных

И есть еще один принцип: на территории страны ее законам не подчиняются только те люди, у которых есть право «экстерриториальности», т.е. дипломатический корпус.

Так вот, человек не подчиняется Основному Закону Вселенной, а это означает, что он не является ее частью. У нас есть статус экстерриториальности в этом мире; мы – посланцы.

Мы – послы того, иного, нематериального мира, в котором действует не принцип детерминизма, а принцип Свободы и Любви. В мире есть Бытие, которое не подчиняется законам материи. И мы к нему причастны.

Из всего вышеизложенного вытекает простой вывод: мы свободны – а, значит, Бог существует.

Доказательства существования Бога (Декарт)

Французский философ Рене Декарт дает несколько доказательств бытия Бога.

• Наиболее известное, так называемый «онтологический аргумент»: «Бог есть всесовершенное существо, потому в понятии о нем не может отсутствовать предикат внешнего существования, что означает невозможность отрицать бытие Бога, не впадая в противоречия».

• Другое доказательство Декарта, более оригинальное: «В нашем уме есть идея Бога, у этой идеи должна быть причина, однако причиной может быть только сам Бог, так как в противном случае идея высшей реальности была бы порождена тем, что этой реальностью не обладает, т. е. в действии было бы больше реальности, чем в причине, что нелепо».

• Третий аргумент. Декарт считал, что Бог, не будучи сам по себе связан законами человеческой истины, является все-же, источником «врожденного знания» человека, в которое входит сама идея Бога, а также логические и математические аксиомы. От Бога, считал Декарт, исходит и наша вера в существование внешнего материального мира. Бог не может быть обманщиком, а потому эта вера истинна, и материальный мир в действительности существует.

Еще рассуждения Декарта сводятся к следующему: «Я человек – субстанция, вся сущность которой состоит в мышлении, и которая может существовать в любом месте и без всякой материи. Мое я, то есть моя душа, благодаря которой я есть, какой есть, совершенно отлично от тела, и более легко познаваемо, чем тело, и если бы не было тела, то душа не перестала быть тем, что она есть – душа есть мышление».

Так философ приходит к неоспоримому факту, что человек – это мыслящая реальность. Применение правил метода привело к открытию истины, которая, в свою очередь, подтверждает действенность этих правил, потому как будет лишним доказывать: чтобы мыслить, нужно существовать.

Доказательство “креационистское”

Оно основано на факте существования в природе организмов и живых систем, которые в принципе не способны развиться в подобное целое из частей эволюционным путем так, как утверждает дарвинизм, а могут быть только созданы вместе, как именно такое органическое целое.

“Антропный принцип Вселенной”

Как одно из доказательств существования разумного плана устройства Вселенной и Бога – наверное, невольно выдвинула современная наука, которая внезапно задумалась над тем, что жизнь на Земле, появление человека и развитие цивилизации возможны лишь при наличии и сочетании чрезвычайно жестких и парадоксально маловероятных условий, которые как бы изначально заложенные в самой природе:

Фиксированного расстояния от Солнца (немногим ближе к нему – и все живое сгорело бы, немного дальше – замерзло; вращение нашей планеты, без которого на одной земной поверхности была бы невыносимая жара, в то время как другую сковал бы вечный лед; существование у нее определенных размеров спутника, обеспечивающего сложную систему циркуляции водных потоков; полезные ископаемые и ресурсы: уголь, металлы, нефть, воды и т.п., без которых не смогла бы появиться и развиваться техногенная цивилизация, и т.п.

“Космологическое доказательство”

Это доказательство разработали еще древние (в частности, Аристотель) и как правило встречается в таком виде: каждая вещь в мире и все, вся Вселенная в целом имеет причину своего существования, но продолжать эту последовательность, цепочку причин до бесконечности невозможно – где-то должна быть Первопричина, которая уже не обусловливается никакой иной, иначе все оказывается безосновательным, “повисает в воздухе”.

Читайте также:  Дедовский способ бросить пить

Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов

Источник

Средневековая философия

Доказательства бытия Бога

Фома Аквинский представил главные в средневековой схоластике доказательства бытия Бога. Посмотрим, в чем они заключались, и какие из них он позаимствовал у мыслителей прошлого.

Попытки рационального доказательства бытия Бога в период схоластики были обусловлены тремя причинами:

1) Стремлением подкрепить религию при помощи разума.

2) Обратить в христианскую веру язычников,

3) Ассимилировать все наиболее важное из античной философии.

Все доказательства бытия Бога делятся на два вида:

▪️ Априорные — исходят из самого понятия Бога и не опираются на факты мира,

▪️ Апостериорные — умозаключают от некоторых особенностей устройства мира к существованию Бога.

📜 Вершиной средневековой схоластики в вопросе доказательства бытия Бога считаются 5 доказательств Фомы Аквинского («Пять путей богословия»), изложенные в трактате «Сумма теологии». При этом важно понимать, что все они в той или иной форме были высказаны еще до Фомы. В частности, очень многие мыслительные ходы Аквинский заимствует у Аристотеля. Средневековый философский жанр «сумм» предполагал систематическое изложение всего имеющегося на тот момент интеллектуального материала по разным темам в едином ортодоксальном ключе.

💫 Все 5 доказательств Фомы являются апостериорными. Он критикует Ансельмов онтологический аргумент и считает, что поскольку человеческий разум не имеет адекватного представления о божественной сущности, тождественной с существованием, то прямое доказательство существования Бога невозможно. О Творце можно умозаключать только по его творению.

Рассмотрим доказательства бытия Бога, предложенные Фомой Аквинским.

1️⃣🌬 От движения. В первом доказательстве Фома Аквинский идет от существования движения к существованию Перводвигателя. Поскольку вещи постоянно «движутся» (перемещаются, качественно и количественно изменяются, возникают, уничтожаются), то есть тем самым стремятся к реализации множества разнообразных потенций, должен существовать и «вечный неподвижный Перводвигатель», лишенный всяческой материальности и потенциальности. Таким Перводвигателем является Бог.

2️⃣🌍 От причинности. Второе доказательство идет от существования причин к наличию первопричины. Действующая причина есть у всего: деревья качаются, потому что дует ветер, ветер дует, потому что происходит перепад давления и так далее. Все причинно-следственные связи строго упорядочены и выстроены в цепочки. Но если есть причинно-следственные цепочки, обусловливающие все сущее, то должна существовать и Первопричина, сама ничем не обусловленная. Этой Первопричиной является Бог.

➡️ Эти два доказательства практически полностью повторяют рассуждения Аристотеля о Перводвигателе-Уме, изложенные в его «Метафизике». Новым является лишь то, что аристотелевский чистый Ум (Нус) отождествляется с христианским Богом-Творцом.

3️⃣😇 От случайности. Третье доказательство Фомы идет от случайности к необходимости. В мире существует множество вещей, которые способны обретать бытие и утрачивать его (то есть не существуют с необходимостью). Если можно их по отдельности представить несуществующими, то можно представить, что в какой-то момент и все они перестали бы существовать. Но если бы такой момент был возможен, мир давно уже исчез бы. Следовательно, должно существовать нечто необходимое, имеющее причину в себе самом и никогда не исчезающее. Этой Необходимой сущностью является Бог.

4️⃣🌟 От степеней совершенства. Четвертое доказательство идет от степеней совершенства к существованию абсолютного совершенства. Все конечные вещи обладают совершенствами лишь в той или иной степени — что-то более прекрасно, что-то менее. Но если существует степени совершенства, то должно быть и наиболее совершенное существо, предел всякого совершенства и причина всех ограниченных совершенств. Таким Совершенным существом является Бог.

5️⃣🎯 От целесообразности. Пятое доказательство идет от целесообразности к существованию Цели. В мире все гармонично и целесообразно: сезоны сменяют друг друга, птицы улетают на юг и потом возвращаются, солнце встает и садится за горизонт. Но если есть целесообразность, должна быть и высшая цель — Разум, ответственный за порядок и благоустройство в мире. Этим Разумом является Бог.

Источник

Оцените статью
Разные способы