- О принципе Парето: звучит отлично, но как применить это в жизни
- Как использовать принцип Парето 20/80
- Как помогает принцип?
- Смежные приоритеты
- Как сделать анализ Парето?
- 1. Составьте список задач и действий
- 2. Определите «центральный узел»
- 3. Установите порядок выполнения
- Ещё один совет
- Закон Парето: что это, чем он поможет в работе и повседневной жизни
- Что такое закон Парето
- Как работает принцип 80/20
- Как применять правило Парето
- Бизнес
- В рекламе
- Личный бюджет
- Тайм-менеджмент
- Саморазвитие
- Недостатки правила Парето
- Заключение
О принципе Парето: звучит отлично, но как применить это в жизни
Как использовать принцип Парето 20/80
Принцип гласит, что 20% усилий дают 80% результата, а остальные 80% усилий — лишь 20% результата.
Итальянского экономиста и социолога навёл на такую мысль горох, когда он заметил, что 20% наиболее жизнеспособных стручков дали 80% урожая. На основе этого Вильфредо Парето сформулировал закон, который стал применим в сфере экономики, политологии и менеджменте.
Предприниматели утверждают, что 80% прибыли они получают от 20% клиентов или 20% сотрудников генерируют 80% дохода компании. А на 20% ценности предприятия приходится 80% расходов. Также и со временем — 80% производительности занимает 20% времени.
Согласно закону, люди тратят большую часть ресурсов, энергии и сил на второстепенные задачи, вместо того чтобы концентрироваться на важных делах, которые принесут больше пользы.
Если человек хочет научиться играть на гитаре он должен отдавать много времени тренировкам, а не прослушиванию песен известных музыкантов. При готовке натурального кофе важнее правильная перемолка и варка, чем раздумья на тему объёма сахара в чашке.
Так, закон 20/80 применила компания IBM. В 1960-х её инженеры выявили 20% задач, которые использовались в 80% случаев работы с компьютерами. Они изменили алгоритм. Популярные вычисления стали совершаться проще, удобнее и быстрее. Это дало результат – ІВМ оставила конкурентов позади.
Как помогает принцип?
Чтобы тратить время на вещи, которые дают результат, определите задачу, мелкие подзадачи и установите «центральный узел» — приоритет. Допустим, ваша задача «опубликовать книгу». В этом случае «центральный узел» – процесс её написания.
Зная узлы легче измерить деятельность и получить обратную связь. Проследите, в каких обстоятельствах, месте пребывания и времени суток у вас получается писать большее количество слов. Например, отдавая книге 20% времени с утра, вы пишете лучше и быстрее, а вечером наоборот. Тратите его больше на меньшее количество слов из-за усталости. Соответственно нужно сконцентрировать энергию на первой половине дня.
Определите подзадачи и постарайтесь делегировать их другим. Наймите корректора для исправления ошибок, когда чувствуете, что это отнимает у вас значительную часть времени и замедляет «центральный узел» или дизайнера для создания иллюстраций. Если вы отлично рисуете самостоятельно и при 20% потраченного времени получаете 80% счастья от этого занятия, задумайтесь над тем, чтобы переквалифицироваться в художника.
Разбирая задачу таким образом, мы освобождаем ресурсы и концентрируемся на самом производительном действии. Общий результат становится лучше.
Смежные приоритеты
Приоритет на пути к цели не всегда один, встречаются и смежные. Есть важное и второстепенное, и иногда второе становится первым.
Если вы пишете книгу, но никому никогда не показывали её фрагменты, она может оказаться плохой и потребует больших доработок по итогу. Здесь важно периодически отходить от центрального узла — «писать» к второстепенному узлу — «получить отзывы».
Чтобы установить задачи, подзадачи и узлы проведите анализ.
Как сделать анализ Парето?
Анализ Парето – это способ выявления задач, которые более достойны времени и сил. Иными словами, это то, что должно быть сделано в первую очередь и получить приоритет.
1. Составьте список задач и действий
Соберите список всех задач, которые стоят перед вами. Указывайте те, которые затрагивают, кажутся важными и необходимыми. Возле каждой задачи напишите набор действий, которые нужны для её выполнения. Определите сколько времени вы тратите на каждое из них.
2. Определите «центральный узел»
Когда вы составите список действий и увидите сколько тратите времени на каждое, вы поймёте, правильно ли расходуете свои часы. Предположим, есть задача заработать в этом месяце больше, чем в прошлом. Для её достижения нужно «расчертить» свой рабочий день. Посмотрите сколько времени вы отводите на коммуникацию с клиентами, сколько на сбор информации для профессионального развития и сколько на просмотр социальных сетей и совещания с коллегами. Уже на этом этапе можно выявить «важное» и, ради цели, отказаться от Instagram и Facebook.
Рассмотрите каждое из этих действий глубже. Если вы видите, что большая часть времени, которая уходит на контакт с напарниками даёт только 20% профессионального результата, то вам нужно сократить участие в таких переговорах. Сместите фокус общения в сторону только рабочих тем и тех сотрудников, которые помогут добиться большего.
То же самое касается клиентов. Согласно правилу, 2 из 10 заказчиков дадут 80% результата. Определите, с кем из них сможете заработать больше и сосредоточьтесь на общении с ними.
С ходом времени приоритеты смещаются. Поэтому периодически пересматривайте список и выявляйте новые «центральные узлы».
3. Установите порядок выполнения
После того как вы определите важные действия, надо расставить их в правильной последовательности. Среди них есть те, которые требуют больших ресурсов, чем остальные. Работа с подрядчиком может быть важнее чем взаимодействие с клиентом, а оно, в свою очередь, бывает важнее чем долгие совещания или обучение.
Ещё один совет
Принцип Парето говорит о 20% ресурсах, которые дают основные 80% результата. Но пропорция не всегда такая. Она меняется и может составлять 10/90 или 24/76. Смысл в том, чтобы стать продуктивнее и увеличивать первую цифру. Но не пытайтесь превратить её в 100%. Не забывайте о душе, хорошем питании и встречах с друзьями. Без выполнения второстепенной части основная цель теряет актуальность.
Спланируйте стратегию «неважных» дел. Если не получается, «вставляйте» их в перерывах между «важными». Это распределит умственную и физическую нагрузку, поможет отдохнуть и отвлечься. В результате вы справитесь со второстепенными целями и сохраните эффективность для приоритетов.
Источник
Закон Парето: что это, чем он поможет в работе и повседневной жизни
Возможно, вы уже слышали про закон Парето, который помогает эффективно управлять ресурсами и достигать целей с меньшими затратами. Рассказываем, как работает этот принцип, каким образом его применяют в бизнесе и в повседневной жизни и какие проблемы могут возникнуть при его использовании.
Содержание
Что такое закон Парето
20 процентов усилий обеспечивают 80 процентов успеха, а оставшиеся 80 процентов труда дают только 20 процентов результата. Это суть закона Парето.
Более ста лет назад итальянский социолог и экономист Вильфредо Парето выявил закономерность: две десятых части стручков гороха дают 80% всего урожая, а 20% населения Италии владеют 80% капитала. В дальнейшем такое распределение подтвердилось и в других сферах жизни — благодаря американцу Джозефу Джурану, который занимался менеджментом качества. Он изучил труд Парето и с учетом собственных наблюдений вывел закон, который назвал именем итальянского ученого.
Ученый, в честь которого названо правило Парето. Источник
Джуран разработал систему сокращения доли бракованных изделий на производстве и внедрил принцип 80/20 сначала в японской промышленности, а потом у себя на родине. Популяризации закона Парето способствовал успех книг Ричарда Коха об эффективном распределении ресурсов.
В реальности соотношение не обязательно окажется точно таким, но дисбаланс есть практически всегда. Необходимо оценить эффективность работы, понять, что приносит больше всего результата, и сосредоточить на этом максимум усилий. Мы взяли информацию для этого раздела, а также статистику по неравномерному распределению из книги Ричарда Коха «Принцип 80/20» — советуем к прочтению.
Как работает принцип 80/20
Закон Парето применяют в работе и личных делах, используют для выявления приоритетных направлений деятельности и определения важности конкретных ресурсов. Его положения следующие:
- Для получения основной части желаемого важнее меньшая часть усилий.
- Многие действия по достижению цели приносят мало эффекта или не дают совсем.
- Логичное на первый взгляд не всегда оказывается верным.
- Неудачи в основном объясняются малым числом неблагоприятных факторов.
- Для 80% успеха хватит 20% действий.
Закон Парето подтверждается повсеместно:
- неравномерное распределение капитала по-прежнему справедливо для большинства стран;
- 80% доходов компании приносит 20% клиентов;
- большая часть продаж происходит за счет 20% продуктов;
- примерно две десятых всех работающих обеспечивают основную долю пенсионеров;
- в венчурном инвестировании менее 20% сделок дают 90% прибыли;
- виновниками основного числа аварий на дорогах является 20% водителей;
- небольшой процент изобретений сильнее влияет на нашу жизнь. Колесо, рычаг, книгопечатание, ткацкий станок, двигатель внутреннего сгорания, электричество, атомная энергия, компьютеры, интернет — это основы, без которых невозможен прогресс.
Бесплатная CRM для маркетинга и продаж
Принимайте заказы, контролируйте ход сделок с покупателями, собирайте базу контактов и запускайте маркетинговые кампании с помощью одного инструмента.
Как применять правило Парето
Принцип 80/20 применим в различных ситуациях и сферах жизни: ведение бизнеса, личный и семейный бюджет, тайм-менеджмент, обучение и саморазвитие, отношения.
Бизнес
Как сказано выше, компании получают основную долю прибыли за счет небольшой части товаров. Нужно проанализировать ассортимент и статистику продаж по каждому продукту, чтобы выделить 10-30% наиболее выгодных и сделать на них упор. Это не означает, что от остальных позиций нужно полностью избавиться — достаточно уменьшить количество единиц такой продукции и, возможно, снять с продажи наименее рентабельные товары.
Кен Сигал в книге «Безумно просто. Вдохновляющие примеры Apple» рассказывает, что Стив Джобс привел Apple к минимализму, при котором все лишнее отсекалось. Это касалось и розничных магазинов: в них были сведены к минимуму и оформление торгового зала, и сами товары.
Пример распределения товаров по правилу Парето. Источник
Большую часть дохода компаниям приносят примерно 20% постоянных покупателей. Существующим клиентам действительно проще продать что-либо, но нужно работать над повышением лояльности.
Если у вас есть постоянные клиенты с высоким средним чеком или частыми покупками, разумно вкладывать меньше ресурсов в привлечение новых и больше — в удержание существующих. Развивайте программу лояльности, используйте email рассылки и чат-ботов — о том, как помогают эти инструменты, написано в статье «Повышаем лояльность клиентов: как заслужить любовь и повторные покупки».
Закон Парето отражает распределение клиентов по объемам прибыли. Источник
Сотрудники тоже неодинаково вкладываются в общее дело. Есть те, кто стремятся выполнять работу максимально качественно, а некоторые сидят от звонка до звонка и мечтают, чтобы их не трогали. Изучите KPI каждого работника, если есть такая возможность, спросите мнение руководителей отделов или понаблюдайте за коллективом самостоятельно. Если кто-то «прыгает выше головы», не надо требовать от остальных того же — это приведет к выгоранию. Пусть каждый выполняет хотя бы 80% того, на что способен, этого достаточно.
Совершенствуйте систему мотивации сотрудников. Обычно денежный фактор основной, но можно придумать дополнительные меры поощрения. Используйте тайм-менеджмент. Вводите санкции за недобросовестное отношение к работе, а самых отъявленных халтурщиков стоит уволить.
В рекламе
Значительная часть рекламы не попадает в цель. Поэтому перед запуском кампаний нужно собрать максимум информации о ЦА, а в процессе постоянно анализировать статистику. Если окажется, что в каких-то регионах интерес к продукту минимальный, можно отказаться от идеи продавать там и переключиться на другие. Аудитория бывает неактивна в определенные часы — измените время показа, чтобы не тратить лишние средства.
Если есть несколько каналов рекламы и продаж, нужно проверить, какие из них работают наиболее эффективно. Если у вас свой сайт, Ютуб-канал, Инстаграм, Фейсбук, ТикТок, что-то еще, и вы тратите много усилий на продвижение, может оказаться, что при значительных трудозатратах результат от какого-то направления мизерный. В таком случае логично перенаправить усилия туда, где они окупаются.
Правда, здесь нужно понимать, что эффект от развития соцсетей наступает постепенно, и забрасывать их полностью не стоит. Но расставить приоритеты в соответствии с получаемым эффектом вполне логично.
Руководствуйтесь правилом Парето при развитии рекламных каналов
Если компания использует контекстную и таргетированную рекламу, SEO-оптимизацию, работает с блогерами, нужно понять, что дает наибольшую отдачу. Возможно, в вашем случае Google Adwords приносит много лидов, а таргет и инфлюенсеры малоэффективны. Меняйте структуру расходов.
В таргете значительная часть объявлений оказывается недостаточно результативной. Нужно анализировать отдельные креативы — оставлять рабочие и удалять прочие. Если вся кампания перестала приносить лиды по приемлемой цене, пора ее отключить и увеличить бюджет в других.
Личный бюджет
Если вы проанализируете свои расходы за последний год, то с большой вероятностью обнаружите много лишних трат. Это может быть платье, которое надевали один раз, или новый телефон, хотя предыдущий покупали не так давно — просто вышла очередная модель с небольшими изменениями. А еще инфокурсы, которые никогда не будут завершены, и много «мусорной» еды, количество которой разумнее сократить раза в три.
На самом деле многое из того, что мы покупаем, нам не сильно нужно. Редко кто может себе позволить тратить без оглядки на баланс банковской карты. Определите, какие статьи расходов действительно важны, а какие стоит урезать. Если есть свободные средства, лучше откладывать на крупные покупки или попробовать заняться инвестициями. Конечно, в жизни важно получать хорошие впечатления, и иногда приятно порадовать себя безделушкой — плохо, если это входит в привычку.
Анализируйте расходы в приложении и выстраивайте их по принципу 80/20
Тайм-менеджмент
При переходе на удаленную работу многие столкнулись с проблемами тайм-менеджмента. Но и в офисе зачастую время расходуется нерационально: тут и личные дела, и внутрифирменная бюрократия. Когда-то я работала в отделе сервиса, и от нас требовали заполнять отчет каждый час — небольшой, но в сумме за целый день терялось довольно много минут. За тот же срок мы могли помочь нескольким клиентам — на мой взгляд, это важнее.
Необходимо выделить 20% главных дел и сосредоточиться на их выполнении, причем начать стоит с самого сложного. Оставшееся время уделите прочим заданиям.
Также роль могут играть ваши индивидуальные особенности. Некоторые люди наиболее продуктивны в утренние часы, а другие только к полудню включаются в рабочий режим. Если есть возможность, учитывайте этот фактор при планировании дня.
Саморазвитие
Пытаясь стать специалистом в разных областях, легко не преуспеть ни в одной. Остановитесь на двух-трех направлениях, в которых на данный момент хотите развиваться, или сконцентрируйтесь на одном главном. Принимайте во внимание свои сильные и слабые стороны и природные склонности.
Некоторыми навыками приятно обладать, но практической пользы они для вас не несут. Какие-то задачи проще поручить профессионалу, чем пытаться разобраться самостоятельно. Всех курсов личностного роста не пройти и всех книг не перечитать. Изучите рейтинги образовательных платформ, посмотрите отзывы о программах и тьюторах, если планируете освоить новое направление. Зачастую есть вводный курс или тестовый режим, в ходе которого можно понять, подходит ли вам дело, или лучше не тратить время и деньги.
Конечно, заранее неизвестно, пригодится ли в будущем знание китайского языка. Вполне возможно, но если на данном этапе есть задачи важнее, лучше не распыляться.
Недостатки правила Парето
Принцип 80/20 помогает расставлять приоритеты и грамотно распределять время, чтобы получать желаемые результаты. Но при всей своей ценности закон Парето не является универсальным, и слепо следовать ему опасно.
Если основной доход формируют всего 20% товаров, складывается впечатление, что остальные 80% — пустая трата ресурсов, и от них пора избавляться. На самом деле эти товары необходимы для того, чтобы у покупателей был выбор. 80% ассортимента помогают успешно реализовывать основные 20%. Можно убрать из продажи какие-то непопулярные продукты, но не все разом.
Не всегда легко определить, насколько определенные действия значимы для достижения цели. 70-80% несущественных на первый взгляд усилий в ряде случаев оказываются принципиально важными и обеспечивают эффективность остальных 20-30%. В первую очередь это относится к сферам, где качество на первом месте, например, медицина. При меньшем количестве стараний шансы на успех могут упасть.
Принцип Парето применяется в IT: изначально в программном обеспечении практически всегда присутствуют ошибки кода, и выглядит логично, когда компания ставит целью пофиксить 80% багов. Все равно подавляющее число потребителей не используют ряд функций, поэтому ошибки в них не критичны. Но проблема, которая кажется не такой серьезной разработчику, может оказаться существенной для отдельных пользователей. Зачастую нельзя спрогнозировать результаты, и мы можем только предполагать, насколько эффект от оптимизации превысит затраты на стопроцентное выполнение задачи.
В самой сути закона есть загвоздка. Выстраивая процессы согласно правилу Парето и отсеивая ненужное, мы не можем на долгий период создать ситуацию равновесия, при которой все действия одинаково важны. Если из продажи убрали нерентабельные товары, среди оставшихся опять сформируется перекос. Это будет происходить до тех пор, пока вы не избавитесь почти ото всей продукции и тем самым лишите выбора покупателей.
Важно понять, что оптимизировать таким образом до бесконечности невозможно. Дело не в том, что 80% продукции не нужны — просто от 20% отдача будет выше, и на них нужно сконцентрироваться. Если по плану на запуск каждого направления выделен одинаковый объем ресурсов, но выгода существенно различается, стоит перенести большую часть усилий на успешные направления.
Заключение
Принцип 80/20 показывает зависимость результатов от усилий и помогает правильно расставлять приоритеты в работе и в жизни.
Если вы хотите определить, какие продукты и клиенты приносят больше прибыли, кто из сотрудников работает эффективно, а кто не очень, регистрируйтесь в SendPulse и используйте нашу CRM. Также здесь есть конструктор лендингов, сервисы email, Viber и SMS рассылок, инструмент для настройки web push уведомлений. Автоматизировать продажи помогают чат-боты — используйте инструменты для Facebook, Telegram. Instagram и других соцсетей и мессенджеров.
Источник