Среди перечисленного выберите способы защиты от шаха выберите несколько вариантов ответа

Тестовые задания по шахматам
тест (2 класс) на тему

Тестовые задания предназначены для определения уровня освоения программного материала федерального курса «Шахматы — школе», второй год обучения

Скачать:

Вложение Размер
testovye_zadaniya.docx 271.36 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Республики Тыва

Тестовые задания по шахматам

курса «Шахматы — школе»

Педагог допобразования Ондар Д.Д.

МБОУ СОШ №3 имени

Героя Советского Союза Т.Б. Кечил-оола

2014 — 2015 учебный год

Тестовые задания по программе «Шахматы-школе» за второй год обучения

1. Какая страна родина шахмат?

А) Россия; В) Индия;

2. Сколько полей на шахматной доске?

3. Что такое диаграмма?

А) Начальная позиция; В) Материальное преимущество;

Б) Запись шахматной игры; Г) Печатное изображение шахматной игры.

4. Найди среди фигур тяжелую фигуру:

5. Назови среди фигур легкую фигуру:

Б) Пешка; Г) Ладья.

6. Назови среди фигур фигуру, которая ходит только вперед:

А) Король; В) Пешка;

7. Назови среди фигур единственную фигуру, которая может перепрыгивать через свои и чужие фигуры:

8. Стадия шахматной партии, где главная цель — проведение пешек в ферзи:

А) Миттельшпиль; В) Дебют;

Б) Эндшпиль; Г) Начальная позиция.

9. Назови среди фигур фигуру, которая отличается исключительной маневренностью:

А) Король; В) Конь;

10. Запись шахматной партии называется:

А) Позиция; В) Нотация;

Б) Дневник; Г) Запись.

11. Нападение на короля называется:

12. Укажи три способа защиты от шаха:

А) Уничтожить фигуру, объявившую мат; В) Уйти от шаха;

Б) Объявить перемирие; Г) Закрыться от шаха другой фигурой.

13. Как называется шах, от которого нет защиты:

Б) Рокировка; Г) Мат.

14. Когда невозможна рокировка?

А) Король и ладья уже ходили;

Б) Король не находится под шахом;

В) Король в результате рокировки не попадает под шах;

Г) Между ладьей и королем не находятся другие фигуры.

15. Какая шахматная фигура равноценна слону:

А) Пешка; В) Ладья;

16. Ценность ферзя примерно равна:

А) Слону и коню; В) Двум ладьям;

Б) Ладье и двум пешкам; Г) Пяти пешкам.

Тестовые задания по программе «Шахматы-школе» . Второй год обучения

1. Какая страна родина шахмат?

А) Россия; В) Индия;

Б) Китай; Г) Монголия.

2. Сколько горизонталей на шахматной доске?

3. Как называются косые ряды полей на шахматной доске?

А) Вертикали; В) Диаграммы;

Б) Горизонтали; Г) Диагонали.

4. Найди среди фигур тяжелую фигуру:

5. Назови среди фигур легкую фигуру:

Б) Пешка; Г) Ладья.

6. Какая фигура всегда ходит только на одно поле?

А) Король; В) Пешка;

7. Фигура, которая может прерватиться в любую фигуру, кроме короля, достигнув последней горизонтали:

8. Стадия шахматной партии, в которой происходит мобилизация сил, рокировка:

А) Миттельшпиль; В) Дебют;

Б) Эндшпиль; Г) Начальная позиция.

9. Окончание шахматной игры, в котором с обеих сторон имеются только пешки:

А) Миттельшпиль; В) Дебют;

Б) Пешечный эндшпиль; Г) Стратегия.

10. Нападение на пешку или фигуру, прикрывающую короля, или другую, более ценную фигуру:

А) Рокировка; В) Связка;

Б) Мат; Г) Стратегия.

11. Положение, в котором король стороны, имеющей очередь хода, не находится шахом, но не имеет ни одного хода, причем все остальные фигуры и пешки также лишены ходов:

Б) Ничья; Г) Вечный шах.

12. Стадия шахматной партии, где главная цель – объявить мат противнику или принудить его сдаться:

А) Миттельшпиль; В) Дебют;

Б) Эндшпиль; Г) Начальное положение.

13. Одновременное нападение на две фигуры:

А) Ложка; В) Вилка;

Б) Крышка; Г) Тарелка.

14. Шах, при котором, фигура, делающая ход, открывает линию действия другой фигуры, под ударом которой оказывается король?

А) Двойной шах; В) Открытый шах;

Б) Кованый шах; Г) Спертый шах.

15. Партия, в которой, для достижения мата или захвата центра, жертвуется сильная фигура:

А) Стратегия; В) Гамбит;

Б) Дебют; Г) Комбинация.

16. Самая ценная фигура в шахматном войске:

А) Ферзь; В) Король;

Б) Ладья; Г) Пешка.

1) Н.П.Шишигин «Шахматный горизонт» Кызыл 1982г.;

2) И.Г.Сухин «Шахматы» первый год обучения или «Учусь и учу», пособие для учителя 2012г. Обнинск «Духовное возрождение»;

3) И.Г.Сухин «Шахматы» второй год обучения или «Учусь и учу», пособие для учителя 2012г. Обнинск «Духовное возрождение»;

4) В.Г. Гришин «Малыши играют в шахматы» М: Просвещение 1991г.

Ответы на вопросы «Тестовые задания по программе «Шахматы-школе». Второй год обучения (I полугодие)

Тестовые задания по программе «Шахматы-школе».

Второй год обучения .(II-е полугодие)

1. Нынешний чемпион мира по шахматам:

а) Ананд Вишванатан б) Владимир Крамник

в) Мангус Карлсен г) Владимир Бузыкаев

2. Тактический приём, который парализует фигуры, то есть делает их неподвижными :

а) Жертва б) Отвлечение

в) Атака г) Связка

3. Какая шахматная фигура может резко возрасти в своем звании?

4. За кого или за что сначала следует браться при рокировке?

а) За соперника б) За ладью

в) За короля г) За голову

5. Запись шахматной партии называется:

а) Запись б) Нотация

в) Игра в) Дневник

6. Как оценивается ценность шахматных фигур:

а) В рублях б) В пешках

в) В долларах г) В слонах

7. Положение в партии, при котором, одна из сторон проигрывает из-за своего хода:

в) Цугцванг в) Страх

8. Какой мат ставят «ножницами»:

а) Спёртый б) Линейный

в) Двойной г) Открытый

9. Когда отмечается Международный день шахмат :

а) 1 июня б) 9 мая

в) 20 июля г) 1 сентября

10. Чемпион Республики Тыва по шахматам среди женщин:

а) Монгуш Айлаана б) Ондар Дусия

в) Манзырычы Херелмаа г)Ойдуп Арсения

11 . Стадия шахматной партии, которая обозначает середину шахматной партии:

а) Эндшпиль б) Дебют

в) Миттельшпиль г) Турнир

12. Конечная цель шахматной партии:

а) Рокировка б) Шах

в) Мат г) Рукопожатие

13. Название начала партии, при которой для быстрейшего развития фигур и захвата центра жертвуется какая-либо фигура:

а) Гамбит б) Дебют

в) Эндшпиль г) Миттельшпиль

14. Что подчёркивают шахматисты в шахматной партии под словом «время»:

а) Обладание большей частью доски б) Преимущество в развитии

в) Достижение материального преимущества г) Отставание в развитии

15 . Что возникает в шахматной партии вследствие повторения одной и той же позиции более трёх раз:

а) Пат б) «Вечный шах»

16. Что подчёркивают шахматисты в шахматной партии под словом «материал»:

а) Обладание большей частью доски б) Преимущество в развитии

в) Достижение материального преимущества г) Победу

17. Какой фигурой, кроме пешки, можно сделать первый ход в начале партии :

а) Слоном б) Конём

в) Ферзём г) Ладьёй

18. Кто является составителем шахматных задач и этюдов :

а) Тренер б) Судья

в) Композитор г) Претендент

1)Н.П.Шишигин «Шахматный горизонт» Кызыл 1982г.;

2) И.Г.Сухин «Шахматы» первый год обучения или «Учусь и учу», пособие для учителя 2012г. Обнинск «Духовное возрождение»;

3) И.Г.Сухин «Шахматы» второй год обучения или «Учусь и учу», пособие для учителя 2012г. Обнинск «Духовное возрождение»;

4) А. Сокольский «Ваш первый ход» М., 1966г.

5) Подготовка юных шахматистов II разряда Издательство «Советская Россия» М., 1979г.

6) И.Г.Сухин «Шахматы» второй год, Тетрадь для проверочных работ Обнинск «Духовное возрождение» 2008г.

Источник

Тестирование учащихся начальной школы на знание шахматных правил

Тестирование учащихся начальной школы на знание «шахматных правил»

1. Стадия шахматной партии, в которой происходит мобилизация сил, рокировка:

А) Миттельшпиль; В) Дебют;

Б) Эндшпиль; Г) Начальная позиция.

2. Тактический приём, который парализует фигуры, то есть делает их неподвижными:

а) Жертва б) Отвлечение

в) Атака г) Связка

3. Какая шахматная фигура может резко возрасти в своем звании?

4. За кого или за что сначала следует браться при рокировке?

а) За соперника б) За ладью

в) За короля г) За голову

5. Запись шахматной партии называется:

а) Запись б) Нотация

в) Игра в) Дневник

6. Как оценивается ценность шахматных фигур:

а) В рублях б) В пешках

в) В долларах г) В слонах

7. Положение в партии, при котором, одна из сторон проигрывает из-за своего хода:

в) Цугцванг в) Страх

8. Какой мат ставят «ножницами»:

а) Спёртый б) Линейный

в) Двойной г) Открытый

9. Когда отмечается Международный день шахмат:

а) 1 июня б) 9 мая

в) 20 июля г) 1 сентября

10. Что такое диаграмма?

А) Начальная позиция; В) Материальное преимущество;

Б) Запись шахматной игры; Г) Печатное изображение шахматной игры.

11. Стадия шахматной партии, которая обозначает середину шахматной партии:

а) Эндшпиль б) Дебют

в) Миттельшпиль г) Турнир

12. Конечная цель шахматной партии:

а) Рокировка б) Шах

в) Мат г) Рукопожатие

13. Название начала партии, при которой для быстрейшего развития фигур и захвата центра жертвуется какая-либо фигура:

а) Гамбит б) Дебют

в) Эндшпиль г) Миттельшпиль

14. Что подчёркивают шахматисты в шахматной партии под словом «время»:

а) Обладание большей частью доски б) Преимущество в развитии

в) Достижение материального преимущества г) Отставание в развитии

15. Что возникает в шахматной партии вследствие повторения одной и той же позиции более трёх раз:

а) Пат б) «Вечный шах»

16. Что подчёркивают шахматисты в шахматной партии под словом «материал»:

а) Обладание большей частью доски б) Преимущество в развитии

в) Достижение материального преимущества г) Победу

17. Какой фигурой, кроме пешки, можно сделать первый ход в начале партии:

а) Слоном б) Конём

в) Ферзём г) Ладьёй

18. Кто является составителем шахматных задач и этюдов:

а) Тренер б) Судья

в) Композитор г) Претендент

19. Найди среди фигур тяжелую фигуру:

20. Назови среди фигур легкую фигуру:

Б) Пешка; Г) Ладья.

21. Назови среди фигур фигуру, которая отличается исключительной маневренностью:

А) Король; В) Конь;

22. Укажи три способа защиты от шаха:

А) Уничтожить фигуру, объявившую мат; В) Уйти от шаха;

Б) Объявить перемирие; Г) Закрыться от шаха другой фигурой.

14. Когда невозможна рокировка?

А) Король и ладья уже ходили; Б) Король не находится под шахом;

В) Король в результате рокировки не попадает под шах;

Г) Между ладьей и королем не находятся другие фигуры.

1. Что такое слабые поля на шахматной доске?

2. Перечислите тактические приемы, которые вы знаете.

3. За сколько ходов у Вас получается развить фигуры в партии?

4. Как разрушить позицию рокировки противника?

5. Что нужно, чтобы провести удачную атаку на короля?

6. Что такое «контрудар»?

7. Что такое материальный перевес? ___________________________________________________________________

1. Поле, доступное для вторжения фигур противника

2. Угроза проходной пешки, Завлечение, Вечный шах, Жертва, Пат, Мат на последней горизонтали, Блокирование, Расчистка, Принуждение, Блокирование, Вскрытие линий, Двойной шах, Вилка, Сквозная атака, Цугцванг, Освобождение, Ловушка и т.д. (33 тактических приема).

4. Создать условия при которых рокировка невозможна. (самое распространенное заставить короля или ладью противника уйти со своего места)

5. Провести пешечный штурм, что бы прогнать защищающие короля соперника фигуры и вскрыть линии для своих фигур (ладьи, ферзь). Ослабления пешечного прикрытия короля.

6. Тактический прием, в ответ на нападения противника удар и последующее развитие. (перехват инициативы)

7. Материальное преимущество сравнение количества фигур противников в пешках.

1. Какую фигуру лучше срубить ферзю:

а) слона б) ладью в) коня г) пешку

2. На какой диаграмме пешка, превращаясь в коня, делает позицию
выигрышной:

3. Кто не может поставить мат королю в один ход:

а ) ферзь б) ладья в) конь г) слон

4. Какая пара фигур не может заматовать короля:

Источник

Тема 6. Шах. Защита от шаха. Вечный шах. Пат. Мат. Защита от мата. Рокировка. Запись партии

Тема 6. Шах. Защита от шаха. Вечный шах. Пат. Мат. Защита от мата. Рокировка. Запись партии.

(2 часа теории, 6 практики)

Шах и защита от него.

Шах – это нападение на короля фигурой противника.

Есть 3 способа защититься от шаха:

1. Уйти королем на поле, которое не атакуют фигуры противника (отойди)

2. Закрыться от шаха своей фигурой или пешкой (закройся).

3. Побить фигуру противника, которая объявила шах (побей).

В шахматной нотации шах записывается +.

Шах различными фигурами

1) На демонстрационной доске покажите, как объявить шах и как можно от него защититься. В произвольно установленных позициях (лучше с малым количеством фигур, иначе ученики могут запутаться) просите найти все шахи и способы защиты от них.

2) Можно организовать самостоятельное решение заранее подготовленных позиций.

На представленной диаграмме ход белых. Они находятся в отчаянном положении, потому что у них нету ферзя и скоро они проиграют партию. Однако у белых есть надежда сыграть эту партию вничью, давая постоянно шахи, от которых король черных не сможет нигде укрыться – 1.Лhg7(возможно и f) Крh8 и ладья снова возвращается с шахом на h7.

Ситуация когда король соперника не может скрыться или спрятаться от постоянных преследующих его шахов и называется вечным шахом.

Ход белых. Есть ли в данных позициях вечный шах?

В шахматах партии не заканчиваются только победой и пораженьем, возможен и ничейный результат, когда ни один из соперников не проиграл, но и не выиграл. Одной из ничейных ситуаций и является вечный шах. Также ничейной ситуацией является и пат.

Пат – это такое положение фигур на доске, когда королю не объявлен шах, но ни он, ни одна из фигур или пешек его цвета не могут пойти при своей очереди хода.

Подавляющий материальный перевес в двух позициях, но тем не менее, партия заканчивается вничью, так как у черный король никуда не может пойти и он не атакован.

Ход белых. Есть ли тут пат?

Цель шахматной партии состоит в том, чтобы поставить мат неприятельскому королю. Мат – это шах, от которого нельзя защититься, то есть нельзя закрыться от шаха, некуда пойти королем из-под удара и нельзя забрать фигуру, которая дала шах.

Кто первым поставил мат, тот и выиграл партию.

Если у кого-то из игроков плохая позиция – нехватает фигур и пешек, король попал под атаку, то шахматная партия может закончиться задолго до мата. Затягивать безнадежную игру совсем не обязательно, можно признать свое поражение сказав: «Я сдаюсь», и после начать новую партию.

При записи партии мат обозначается х.

1) Начните урок с проверки домашнего задания и повторения шаха и как от него защититься.

2) Объясните ученикам, что мат – это единственная цель шахматной партии, и ради достижения такой позиции, где ставится мат сопернику, можно пожертвовать сколько угодно материала. Но, разумеется, мат проще поставить когда у тебя преимущество в количестве и качестве фигур и пешек. Поэтому опытные игроки стараются выиграть материал, чтобы дальше было проще играть, хотя есть и другая стратегия – пожертвовать пешку или даже фигуру, чтобы получить возможность атаковать неприятельского короля. И тот, и другой вариант игры – это лишь промежуточная задача, решение которой приводит к тому, что игрок достигает постепенно главного – выигрывать в шахматной партии объявлением мата королю соперника.

3) Поставьте ученикам на демонстрационной доске различные примеры, где они самостоятельно должны определить есть ли мат на доске, можно устроить небольшое соревнование.

Предложите детям для решения позиции, где они должны своим ходом поставить мат.

Рокировка – это особый ход в партии, который белые и черные могут сделать всего один раз за партию. Во время рокировки передвигаются сразу две фигуры — король и одна из ладей. Цель рокировки – перемещение короля из центра на фланг, в безопасное место. Рокировка может быть короткой и длинной. Если король перемещается на королевский (правый для игрока) фланг, то рокировка называется короткой, а если на ферзевый (левый) фланг, то длинной.

Рокировка правильно производится следующим образом – король переставляется на два поля вправо или влево, а затем ладью (если рокировка вправо, правую, если влево, то левую) переносят через короля и ставят на соседнее поле. Важно запомнить, чтобы избежать недоразумений в процессе игры, как этот ход делается на доске. Делают рокировку всегда одной рукой: сначала перемещают короля, а уже затем ладью.

На диаграммах показано, что белые сделали короткую, а черные длинную рокировку. Зеленые стрелочки показывают движение короля на 2 клетки, а красные передвижение ладьи через короля.

Когда можно делать рокировку:

1) Если король и та ладья, с которой король хочет сделать рокировку, езе не сделали ни одного хода;

2) Если между королем и этой ладьей нет фигур; ни своих, ни чужих;

3) Если король не находится под шахом;

4) Если после рокировки король не попадет под шах, а ладья под удар, то есть не встают на поле, находящееся под ударом фигуры или пешки соперника. Но, ври быть под ударом в момент рокировки ладья имеет право и пересечь битое поле тоже может. При записи короткая рокировка обозначается 0-0, а длинная 0-0-0.

В следующих заданиях определите можно ли рокировать короля.

(Белый король не может сделать рокировку, он уже стоит на d1, а значит ходил. В тоже время черный король может сделать длинную и короткую рокировку.

В данной позиции белые не могут сделать длинную рокировку, так как король пройдет через битое поле (d1) двух вражеских фигур – ладьи и слона, а вот короткую рокировку белый король может сделать.

В данной позиции черный король пойти в рокировку не может, так как находиться под шахом.

Источник

Читайте также:  Способы кодирования звуковой информации презентация
Оцените статью
Разные способы