Урок «Движение животных в водной среде», 6-й класс
Разделы: Биология
Класс: 6
Цели урока:
- Раскрыть особенности движения животных в водной среде;
- Выявить черты приспособленности животных к движению в водной среде;
- Продолжать формирование умений сравнивать, делать выводы, выявлять закономерности;
- Воспитывать самостоятельность мышления;
- Развивать устойчивое произвольное внимание;
- Развивать мыслительные способности учащихся (анализа, синтеза, сравнения, обобщения).
Оборудование: компьютер, экран, мультимедийный проектор, ноутбук, учебная программа “Биология. Весь школьный курс”, карточки для структурно – логических схем, скотч.
Организационный момент.
- Приветствие;
- Проверка готовности школьников к учебному занятию;
- Организация внимания школьников.
Добрый день! Я рада встречи с вами.
“Учиться можно весело … чтобы переваривать знания, надо поглощать их с аппетитом” сказал однажды французский писатель Анатоль Франс.
Давайте сегодня на уроке мы будем следовать этому совету писателя, будем активны, внимательны, с большим желанием поглощать знания, ведь они пригодятся в вашей дальнейшей жизни. Работать сегодня будем в группах.
Проверка домашнего задания.
Ребята, каково значение опорных систем?
Ответ:
- опора для внутренних органов;
- защита внутренних органов животных от повреждений;
- обеспечивают постоянную форму тела живым организмам;
- защита животных от нападения хищников;
- опорные образования растений, выносят листья к свету и поддерживают в таком состоянии.
Обеспечивают движение позвоночным животным.
У животных опорная система — скелет. Какие выделяют скелеты по месту положения?
Ответ: Наружный и внутренний. (Прикрепляет листы с типами скелета)
Какой скелет называют наружным?
Ответ: Наружным называют скелет, который расположен снаружи. Наружный скелет имеют раковины моллюсков, хитиновый покров насекомых и ракообразный. (ученик прикрепляет к доске листы с видами наружного скелета)
Какой скелет называют внутренним ?
Ответ: Внутренний скелет у позвоночных животных. Скелет снаружи покрыт мышцами и кожей. Внутренний скелет также у головоногих моллюсков. (ученик прикрепляет к доске листы с видами внутреннего скелета)
Перед вами на красных карточках находятся задания.
1. Посмотрите внимательно и ответьте на вопрос. Живые организмы объединены в группы. Нет ли среди них лишних животных. Почему вы так решили. На работу 2 минуты.
- Улитка
- Краб
- Майский жук
- Рыба
Ответ: Лишнее животное – рыба, так как у нее внутренний скелет, а у остальных перечисленных животных наружный скелет.
2. Посмотрите внимательно и ответьте на вопрос. Живые организмы объединены в группы. Нет ли среди них лишних животных. Почему вы так решили.
- Голубь
- Кошка
- Окунь
- Рак
Ответ: Лишнее животное – рак, так как у него наружный скелет, а у остальных перечисленных животных внутренний скелет
3. Посмотрите внимательно и ответьте на вопрос. Живые организмы объединены в группы. Нет ли среди них лишних животных. Почему вы так решили.
- Кальмар
- Мидия
- Бабочка
- Краб
Ответ: Лишнее животное – кальмар, так как у него внутренний скелет, а у остальных перечисленных животных наружный скелет.
4. Посмотрите внимательно и ответьте на вопрос. Живые организмы объединены в группы. Нет ли среди них лишних животных. Почему вы так решили.
- Ящерица
- Воробей
- Бабочка
- Лошадь
Ответ: Лишнее животное – бабочка, так как у нее наружный скелет, а у остальных перечисленных животных внутренний скелет.
Проверка выполнения задания.
У вас на партах лежат карточки с изображением животных. Нужно распределить этих животных по типам скелета и определить место карточек с изображением животных в схеме…
Карточки с изображением животных.
Итак, опорные системы выполняют функции опоры и защиты.
Ребята, а какую еще функцию выполняет скелет позвоночных животных?
III. Актуализация субъективного опыта учащихся.
Сегодня на уроке мы будем говорить о движении. Движение, животных в водной среде.
Что вы должны узнать на уроке?
Ответ: Особенности движения животных в водной среде;
— Какие есть приспособления у животных для движения в водной среде;
— Значение движения. (слайд 2)
— Чему должны научиться на уроке?
Ответ: Выделять особенности строения животных, связанные с движением в водной среде. (Слайд 3)
Как могут двигаться животные в пространстве? (Совместно с учениками составляется ассоциативная структурно – логическая схема)
IV. Изучение новых знаний и способов деятельности.
У вас на партах лежат карточки синего цвета. У каждой группы свое задание. Вы работаете группой с учебником, выполняя задание. На выполнение задания 5 минут.
1. Какие органоиды позволяют простейшим двигаться в водной среде ?
Стр. 98 2 и 3 абзац Слайд 4 и 5)
2. Озвучьте видеоролик, используя текст учебника.
Стр. 100, 1, 2, 3 абзац (Слайд 6 и 7 и видеоролик)
3. Какие приспособления к плаванью встречаются у млекопитающих?
Стр. 100, 4 абзац. (слайд 8 и 9)
4. Подготовьте рассказ о реактивном движении, используя текст учебника и рисунки.
Стр. 100, 5 абзац. (слайд 10, 11, 12)
Проверка выполнения задания. Проверяется задание и заполняется таблица.
Движение животных в водной среде.
Движение организмов в воде | Приспособленность к движению в воде | Примеры животных |
1. Движение рыб | ||
2. Движение млекопитающих | ||
3. Движение моллюсков | ||
4. Движение водоплавающих птиц | ||
5. Движение пингвина | ||
6. Движение простейших |
Какие есть приспособления у водоплавающих птиц?
Ответ: у водоплавающих плиц есть плавательные перепонки между пальцами.
Каково значение движения? (Слайд 13)
Ответ: Используя, движение животные находят пищу, спасаются от врагов, находят убежище.
V. Первичная проверка понимания изученного.
Перед вами утверждения. Вы должны решить: верно или нет то или иное утверждение. Если неверно, то почему.
Какие утверждения верны (слайд 14, 15)
- Инфузория двигается с помощью ложноножек.
- Эвглена двигается с помощью жгутика.
- Хвостовые плавники рыбы и кита находятся в одной плоскости.
- Водные млекопитающие имеют плавательный пузырь
- Конечности дельфина превратились в плавники
- Способ движения кальмара реактивное движение
- В движении водных животных мускулатура не принимает участие
- Водоплавающие птицы плавают, используя плавательные перепонки между пальцами.
VI. Закрепление изученного материала.
Обратите внимание на карточки зеленого цвета – у вас на столах. На карточках напечатан текст, который содержит биологическую ошибку. За 3 минуты вы должны обнаружить эту ошибку.
Задание группам.
1. Текст содержит биологическую ошибку. Найдите ошибку.
Движения животных разнообразны. Так, знакомая вам амеба, быстро плавает, ловко действуя ресничками, покрывающими ее тело. Загребая ими как микровеслами, она может двигаться вперед, назад, замирая на месте. (слайд 16)
2. Текст содержит биологическую ошибку. Найдите ошибку.
Многие животные, освоившие водную среду обитания, отлично плавают. Рыбы и некоторые моллюски используют такой необычные способ перемещения, как реактивное движение. Они выталкивают струю воды из полости тела и благодаря этому “скачками” двигаются вперед. (слайд 17)
3. Текст содержит биологическую ошибку. Найдите ошибку.
Киты, дельфины в своем движении используют хвост, это их главный орган движения. Только в отличие от рыб, он расположен у них в вертикальной плоскости. Это позволяет китам быстро погружаться в воду, так и всплывать. (слайд 18)
4. Текст содержит биологическую ошибку. Найдите ошибку.
Многие простейшие имеют другой “двигатель” — это жгутик. Жгутиков может быть один, два или несколько. Жгутик работает как гребной винт.
Так двигается инфузория туфелька. (слайд 19)
Проверка выполнения задания группами.
VII. Информация о домашнем задании (слайд 20)
Сегодня домашнее задание будет следующие:
Учебник стр. 98, 100
Хрестоматия по зоологии составитель Молис С. Н. стр. 110 — 115
Энциклопедия для детей Аванта + , том 2 стр. 323 — 328
VIII. Подведение итогов учебного занятия.
Что сегодня вы узнали на уроке? (слайд 21)
Чему научились на уроке? (слайд 22)
IX. Рефлексия.
Ребята, как вы себя чувствовали на уроке? Как вы поняли материал урока? У каждого из вас есть смайлики.
Вам нужно поместить смайлик в той части доски, которая наиболее соответствует вашему пониманию материала и настроению на уроке.
Источник
Способы передвижения животных
Урок 23. Биология 7 класс. Животные. ФГОС
В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам
Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобрев в каталоге.
Получите невероятные возможности
Конспект урока «Способы передвижения животных»
Передвижение животных — это любой из множества методов, которые животные используют для перемещения из одного места в другое.
Некоторые виды передвижения (изначально) являются самоходными. Например, бег, плавание, прыжки, полет, подпрыгивание, парение и планирование — это самоходный вид передвижения.
Есть также много видов животных, транспортировка которых зависит от среды обитания, тип перемещения, называемый пассивным перемещением, например, парусный спорт (некоторые медузы), кайтинг (пауки), катание (некоторые жуки и пауки) или верховая езда на других животных.
Животные перемещаются по разным причинам. Например, чтобы найти пищу, партнёра, подходящую среду обитания или избежать хищников.
Для многих животных способность двигаться необходима для выживания, и в результате естественный отбор сформировал у них методы и механизмы передвижения.
Например, мигрирующие животные, которые путешествуют на большие расстояния (такие как полярная крачка), обычно имеют механизм передвижения, который требует очень мало энергии на единицу расстояния.
Движение — одно из основных свойств живых организмов. Несмотря на многообразие существующих способов передвижения, их можно разделить на 3 основные группы: амебоидное движение, движение при помощи жгутиков и ресничек, движение с помощью мышц.
Амебоидное движение присуще корненожкам — подклассу простейших животных, образующих временные цитоплазматические выросты — ложноножки, которые служат для передвижения и захвата пищи.
При этом у клеток образуются выросты цитоплазмы, число и величина которых постоянно меняются, как меняется и сама форма клетки.
Движение при помощи жгутиков и ресничек свойственно обычно мелким беспозвоночным животным, обитающим в водной среде.
Однако оно характерно не только для жгутиконосцев и инфузорий, но и некоторым многоклеточным животным и их личинкам.
У высокоорганизованных животных клетки, имеющие жгутики или реснички, встречаются в дыхательной, пищеварительной, половой системах.
Строение всех жгутиков и ресничек практически одинаково.
Вращаясь или взмахивая, жгутики и реснички создают движущую силу и закручивают тело вокруг собственной оси. Увеличение числа ресничек ускоряет передвижение.
Движение с помощью мышц осуществляется у многоклеточных животных. Мышцы образованы мышечной тканью. Главная особенность мышечной ткани — способность сокращаться. За счёт сокращения мышц и осуществляется движение.
У круглых червей поочерёдное сокращение продольных мышц вызывает характерные изгибы тела. За счёт этих телодвижений червь двигается вперёд. Кольчатые черви освоили новые способы движения в связи с тем, что в их мускулатуре, помимо продольных мышц, появились поперечные мышцы. Поочерёдно сокращая поперечные и продольные мышцы, червь, используя щетинки на сегментах тела, раздвигает частички почвы и движется вперёд.
Пиявки освоили шагающие движения, используя для прикрепления присоски.
Брюхоногие моллюски двигаются благодаря волнам сокращения, пробегающим по подошве ноги. Обильно выделяемая слизь облегчает скольжение и ускоряет движение.
Двустворчатые моллюски двигаются с помощью мускульной ноги, а головоногие освоили реактивный способ передвижения, выталкивая воду из мантийной полости.
Многие ракообразные для передвижения по грунту используют ходильные ноги, а для плавания им служит либо хвостовой плавник, либо плавательные ноги.
Любой из этих способов передвижения возможен при наличии хорошо развитой мускулатуры и подвижном сочленении конечностей с туловищем.
У большинства членистоногих специальными органами передвижения служат не только ноги, но и (в зависимости от систематической принадлежности) другие образования, например крылья у насекомых.
Движение всех позвоночных животных, имеющих внутренний скелет, также осуществляется с помощью мышц. У рыб это происходит в основном за счёт мышц хвоста и туловища, у земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих — за счёт мышц конечностей, которые осуществляют такие виды движения, как бег, прыжки, плавание, полет, лазание и т. д.
Когда птица колибри зависает в воздухе у цветка, её крылья совершают 50—80 взмахов в секунду.
Есть и другие способы перемещения в зависимости от среды обитания и образа жизни.
Животные перемещаются в четырёх типах окружающей среды: водной (в воде или на воде), воздушной (по воздуху), наземной (на земле или другой поверхности, включая деревья), ископаемой (под землёй).
Особенности перемещения животных в различных средах
На воде удержаться на плаву можно за счёт плавучести. Если тело животного менее плотное, чем вода, оно может оставаться на плаву. Это требует мало энергии для поддержания вертикального положения, но требует больше энергии для передвижения в горизонтальной плоскости по сравнению с менее плавучими животными.
Основное средство, с помощью которого рыба создаёт тягу, — это раскачивание тела из стороны в сторону, в результате чего волновое движение заканчивается большим хвостовым плавником.
Морские млекопитающие колеблют своё тело вверх и вниз. Другие животные, (например, пингвины, ныряющие утки), перемещаются под водой способом, который получил название «водный полёт».
Головоногие моллюски, используют реактивную тягу для быстрого перемещения, впитывая воду, а затем выбрасывая её обратно в виде взрывной волны.
Дельфины иногда катаются на носовых волнах, создаваемых лодками, или занимаются сёрфингом на естественных волнах.
Передвижение животных по поверхности воды
Парусница — колониальный представитель гидроидов — плывущий по ветру моряк, у которого нет никаких средств передвижения, кроме парусного спорта. Небольшой жёсткий парус поднимается в воздух и ловит ветер.
В то время как более крупные животные, такие как утки, могут перемещаться по воде, плывя, некоторые мелкие животные перемещаются по воде, не прорываясь через поверхность. Это поверхностное передвижение использует поверхностное натяжение воды. К таким организмам относится насекомое водомерка. Дело в том, что её конечности гидрофобны, что не позволяет им влиять на структуру воды.
Другая форма передвижения (при которой нарушен поверхностный слой) используется ящерицами василисками. Они способны бегать по поверхности воды, удерживаясь за счёт частых ударов перепончатых задних ног.
Благодаря тому, что ящерицы опускают лапы горизонтально на воду, поверхностная плёнка воды не успевает прорваться под весом тела. Каждый раз, опуская лапу, ящерица как бы захватывает пальцами пузырёк воздуха, благодаря чему не намокает при беге.
Перемещение по воздуху
Гравитация — главное препятствие для полёта. Поскольку ни один организм не может иметь такую низкую плотность, как воздух, летающие животные должны генерировать достаточную подъёмную силу, чтобы подниматься и оставаться в воздухе.
Один из способов добиться этого — использовать крылья, которые при движении по воздуху создают восходящую подъёмную силу на теле животного.
Летающие животные должны быть очень лёгкими, чтобы летать. Также животное должно иметь веретенообразную форму тела и мощные лётные мышцы.
Вместо активного полёта некоторые (полу) древесные животные снижают скорость падения, планируя.
Перемещение по земле
Формы передвижения на суше включают ходьбу, бег, подпрыгивание или прыжки, волочение и ползание или скольжение.
Для передвижения по земле животным требуется прочный скелетный и мышечный каркас. А также равновесие. Например, человеческие младенцы учатся ползать прежде, чем они смогут стоять на двух ногах, что требует хорошей координации, а также физического развития.
Прыжок можно отличить от бега, галопа и других походок, при которых все тело временно находится в воздухе, по относительно большой продолжительности воздушной фазы и большому углу начального запуска. Многие наземные животные используют прыжки, чтобы убежать от хищников или поймать добычу, однако относительно немногие животные используют это в качестве основного способа передвижения.
Некоторые животные приспособлены для передвижения по негоризонтальным поверхностям. Одна обычная среда обитания таких лазающих животных — деревья. Например, гиббон — малая человекообразная обезьяна, специализирован для передвижения по деревьям.
Другой случай — снежный барс, который также обладает впечатляющим балансом и способностями к прыжкам, (например, способностью прыгать на высоту до 17 м).
Животные, живущие на скалах, (например в горах), передвигаются по крутым или даже почти вертикальным поверхностям, осторожно балансируя и прыгая. Например, у каменистого горного козла есть мягкая резиновая прокладка между копытами для захвата и передвижения по горам.
У животных, передвигающихся под землёй, свои особенности в строении.
Покровы тела подземного жителя должны позволять ему беспрепятственно продвигаться в плотной почве как вперёд, так и назад (не всегда можно развернуться в узком ходу).
Передвижению способствуют слизистые выделения, позволяющие скользить в почве (как у червя), короткая шерсть, (как у крота), которая способна заглаживаться как вперёд, так и назад.
Также животные, которые передвигаются в почве, имеют короткие копательные конечности или копательные зубы (как у слепушонка).
Источник