Способы закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ
Способ осуществления закупки — это механизм определения поставщика для исполнения госконтракта. Этот выбор бывает как конкурентным, так и без конкуренции.
Как закупают по 44-ФЗ
Мы собрали все возможные варианты торгов в таблицу видов закупок по 44-ФЗ, актуальную в 2021 году:
Конкурентные формы закупок по 44-ФЗ | Неконкурентные |
---|---|
Конкурс — закрытый, электронный закрытый и открытый | Закупка у единственного поставщика |
Аукцион — электронный, закрытый, электронный закрытый | |
Запрос котировок | |
Запрос предложений |
Эксперты КонсультантПлюс разобрали ключевые изменения в 44-ФЗ в 2021 году. Используйте эти инструкции бесплатно.
Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО НА 2 ДНЯ .
Какие конкурентные способы применяют заказчики
В таблице способов закупок по 44-ФЗ — все конкурентные формы с учетом изменений по 360-ФЗ:
Проводят, когда для исполнения важна не только цена, но и квалификация участника. Есть исключения: открытый конкурс нельзя проводить, если требуется закрытая процедура или же объект закупки включен в аукционный список из РП № 471-р от 21.03.2016 или дополнительный перечень (ч. 6, 11 ст. 24 44-ФЗ).
Предъявляются единые требования ко всем участникам. Адресуется неопределенному кругу лиц. Извещение публикуется в ЕИС.
Закрытый в бумажной форме
Проводится только в определенных случаях (ч. 11, 12 ст. 24 44-ФЗ). Для проведения закрытой процедуры потребуется согласие ФАС (ч. 2 ст. 72 44-ФЗ). Отличается тем, что предложение направляется ограниченному кругу лиц, которые соответствуют определенным требованиям. Применяется, когда есть государственная тайна либо необходимо транспортировать средства госфонда или в случае поиска водителей и обслуживающего персонала для судей, судебных приставов.
С 01.07.2018 список дополнился заказами федеральных органов исполнительной власти, которые составляют и реализуют государственную политику в области обороны, управления и обеспечения безопасности подведомственных им гос. учреждений и ГУП. Перечень таких органов, учреждений и предприятий утвержден постановлением правительства № 223 от 28.02.2019. В список попали Минобороны, ФСБ и СВР.
Закрытый электронный конкурс проводится только по основаниям, указанным в ФКС, — заказах страховых услуг, транспортировке и охране ценностей Госфонда (ч. 13 ст. 24). Дополнительные основания устанавливает Правительство РФ.
Закрытый аукцион вы можете проводить для заказов с гостайной (ч. 11, 12, 13 ст. 24 44-ФЗ). Распоряжением Правительства № 1447-р от 12.07.2018 утверждена специализированная торговая площадка для проведения торгов — АСТ «ГОЗ».
Участники — неопределенный круг лиц. Извещение размещается в ЕИС. Запрос котировок в электронной форме проводят при одновременном выполнении двух условий (п. 1 ч. 10 ст. 24 44-ФЗ):
- НМЦК не превышает 3 миллиона рублей;
- годовой объем таких закупок не превышает 20 % от СГОЗ (до конца 2021 г. — 10 % от СГОЗ) или же прошлогодний СГОЗ меньше 500 миллионов рублей, а годовой объем закупок электронными котировками не превышает 100 миллионов рублей.
Для некоторых заказов электронный запрос котировок проводят без учета НМЦК и годового объема закупок:
- если приобретаются лекарственные препараты для пациента, назначенные по решению врачебной комиссии;
- если закупаются жилые помещения для детей-сирот и детей, которые остались без попечения родителей.
До конца 2021 года проводится по таким основаниям: для закупки лекарств для пациентов по медицинским показаниям, спортивного инвентаря и экипировки для Олимпийских и Паралимпийских игр, при признании повторного конкурса несостоявшимся.
При этом, наряду с несостоявшимся конкурсом, электронный запрос предложений выбирают и после признания:
- электронного аукциона несостоявшимся, согласно ч. 4 ст. 71 44-ФЗ;
- открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, которые проводились в цифровой форме, несостоявшимися, согласно ч. 4 ст. 55.1 Закона о контрактной системе.
С 01.01.2022 электронный запрос предложений заказчики не проводят.
Виды конкурентных процедур по 44-ФЗ | Подвид | Описание | Победитель |
---|---|---|---|
Конкурс | Открытый в электронной форме | Тот, кто предложит лучшие условия. | |
Аукцион | Открытый в электронной форме | Самая популярная процедура. Критерий выбора победителя — предложенная цена. Проводится без ограничения по сумме. Перечень тендеров, которые заказчик обязан провести в форме аукциона, устанавливается Правительством РФ — в распоряжении № 471-р от 21.03.2016. Проводится на электронных площадках. | Тот, кто предложит наименьшую цену в ходе торгов с пошаговым снижением. |
Закрытый | Тот, кто предложит самую низкую цену. | ||
Электронный запрос предложений | Тот, чье окончательное предложение отражает оптимальные условия. |
Мы привели сравнение способов закупки по 44-ФЗ в таблице: ключевое отличие — порядок определения победителя. Для электронного аукциона и запроса котировок исполнителя определяют по цене. Для конкурсных процедур важнее предложенные условия, цена имеет второстепенное значение.
Как применяют неконкурентный формат закупок
В ст. 24 Федеральной контрактной системы строго закреплено, какие бывают способы закупок — конкурентные (конкурс, аукцион, запрос котировок) и неконкурентные. К неконкурентным относится только один вариант: заключение контракта с единственным исполнителем.
А в ст. 93 44-ФЗ указано, какие способы закупок используются при объемах менее 500 000 руб. (в 2021 году лимит выше — 600 000 рублей). Для таких заказов тоже заключают контракт с единственным поставщиком, основываясь на п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Федеральной контрактной системы.
Контракт с единственным поставщиком заключается без проведения процедуры выбора победителя, согласно ст. 93 Закона о контрактной системе. Перечень случаев закрытый, по состоянию на 2021 год действуют 54 основания.
Вот как определить типовой способ закупки у единственного поставщика:
- Открыть ФКС, статью 93.
- Проверить, входит ли объект закупки в перечень утвержденных оснований.
- Если да, то заключить контракт с единственным исполнителем. Если нет — провести конкурентные торги.
К основаниям для заключения контракта с единственным исполнителем относятся:
- указ, распоряжение, поручение Президента РФ;
- приобретение услуг в компаниях-монополиях;
- ликвидация аварий;
- покупка лекарств;
- малый объем заказа.
Как определить поставщика по 223-ФЗ
Работая в рамках 223-ФЗ, заказчики при осуществлении закупок используют способы различного формата — конкурентные и без проведения торговых процедур. До 01.07.2018 законодательно было закреплено только два вида процедур: электронный аукцион и конкурс, которые обязательно закрепляются в Положении о проведении закупок. Теперь заказчики вправе применять запрос предложений и запрос котировок по 223-ФЗ.
Некоторые заказчики устанавливают в положении иные способы выбора исполнителя: редукцион (аукцион на повышение), многолотовые аукционы и другие. Заказчик прописывает все условия для проведения процедуры, от оснований до вариантов развития событий в случае признания ее несостоявшейся.
Что касается неконкурентных способов, то, в отличие от 44-ФЗ, какого-либо перечня не существует. Отдельные виды юридических лиц самостоятельно определяют такой способ. Заказчика ограничивают только нормы о защите конкуренции.
Источник
Отличия 44-ФЗ и 223-ФЗ: таблица сравнения на 2021 год
Правила проведения торгов, права и обязанности заказчиков и поставщиков различаются для 44-ФЗ и 223-ФЗ. Первый подробно описывает и строго регламентирует правила закупок, а второй устанавливает общие принципы и основные требования к торгам. Статья поможет разобраться, чем различаются эти законы.
В чем главное отличие?
Закон действует на закупки всех госзаказчиков, строго описывает этапы торгов: от планирования до заключения контракта, регламентирует порядок, сроки госзакупок, требования к участникам и действия государственных организаций на каждом этапе. У заказчиков по 44-ФЗ есть четкий план проведения тендера, а у поставщиков — уверенность, что с победителем заключат сделку и оплатят контракт в срок.
Нарушение закона для госзаказчиков грозит административными взысканиями и отменой уже проведенной закупки, а для участников — включением в реестр недобросовестных поставщиков (РНП) с запретом участвовать в госзакупках на два года.
№ 223-ФЗ
Закон устанавливает только общие особенности проведения торгов и обязывает заказчиков составить свое положение о закупках, которое регулирует закупочную деятельность. В положении заказчик прописывает, какими способами будет проводить торги, в какие сроки, устанавливает требования к участникам, к форме заявки и т.д.
Закон дает заказчику определенную свободу действий. Чтобы поставщику участвовать в торгах по 223-ФЗ, сначала нужно ознакомиться с положением о закупке конкретного заказчика.
Таблица сравнения 44-ФЗ и 223-ФЗ
Рассмотрим принципиальные различия двух законов и их сходства в таблице.
Юридические и физические лица, включая индивидуальных предпринимателей и самозанятых.
В 223-ФЗ самозанятые имеют те же преимущества, что и субъекты малого и среднего предпринимательства. То есть, они могут участвовать в торгах, которые проводят только для малого и среднего бизнеса.
Некоторые закупки проводят с преимуществом для:
- организаций инвалидов,
- уголовно-исполнительных учреждений,
- поставщикам товаров из стран Евразийского экономического союза (ЕАЭС),
- субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций (СМП и СОНКО).
Госзаказчики должны каждый год 15 % всего объема закупок проводить среди СМП и СОНКО.
Установить приоритет могут:
- субъектам малого и среднего бизнеса (СМП),
- поставщикам российской продукции и товаров из других стран ЕАЭС.
Малому и среднему бизнесу должны отдавать 20 % годового объема всех договоров.
Заказчик прописывает в своем положении конкурентные и неконкурентные способы закупок, в том числе описывает случаи проведения закупок у единственного поставщика.
Конкурентные закупки с преимуществом для СМП можно проводить только в виде:
- конкурсов,
- аукционов,
- запросов котировок,
- запросов предложений.
В остальных случаях заказчик сам выбирает способы закупок и устанавливает их в положении.
Госзакупки проводят на восьми электронных торговых площадках (ЭТП): Сбербанк-АСТ, РТС-тендер, Росэлторг, НЭП, ZakazRF, Lot-online, ТЭК-Торг, ЭТП Газпромбанка.
Извещение и документы обязательно публикуют в ЕИС — сайт zakupki.gov.ru.
Участники должны зарегистрироваться в ЕИС, чтобы попасть в единый реестр участников закупок (ЕРУЗ). Регистрация бесплатная и действует три года.
Список ЭТП для закупок по 223-ФЗ не регламентирован. Заказчик по своему усмотрению может выбрать любую из действующих площадок или организовать свою.
Закупки публикуют в ЕИС, если
- начальная максимальная цена (НМЦ) больше 100 тыс. рублей;
- НМЦ больше 500 тыс. рублей при годовом обороте заказчика выше 5 млрд рублей.
Закупки по 223-ФЗ для МСП размещают в ЕИС независимо от цены и на тех же восьми федеральных площадках, что и тендеры по 44-ФЗ.
Квалифицированная электронная подпись (КЭП):
- на руководителя компании, чтобы зарегистрироваться в ЕИС и назначить полномочия на сотрудников,
- на сотрудников, которые будут заниматься закупками при наличии доверенностей.
Получить КЭП можно в аккредитованном удостоверяющем центре (УЦ).
Требования к ЭП устанавливает ЭТП, на которой проходит закупка.
Для участия в торгах по 223-ФЗ для МСП подойдет обычная КЭП.
Для закупок на общих основаниях некоторые площадки требуют ЭП со специальным платным расширением — OID-ом. Можно получить обычную КЭП, а OID добавить позднее.
Иногда достаточно неквалифицированной электронной подписи (НЭП).
Обеспечение заявки (ОЗ)
Заказчик может не требовать ОЗ в закупках до 1 млн рублей.
В зависимости от НМЦ требование составляет от 0,5 до 5 %. Точный размер заказчик указывает в извещении о закупке.
Участники до даты окончания подачи заявок переводят деньги на спецсчет или оформляют банковскую гарантию.
Банковская гарантия должна соответствовать требованиям ст. 45 44-ФЗ и документации закупки.
Обеспечение исполнения контракта (ОИК) и гарантийных обязательств
В конкурсах и аукционах заказчик обязан требовать обеспечение договора независимо от цены контракта.
Размер ОИК может быть от 5 до 30 % от начальной цены. В закупках среди СМП и СОНКО обеспечение рассчитывается от итоговой цены контракта.
Победитель может предоставить ОИК:
- путем перевода денег на счет заказчика,
- в виде банковской гарантии (БГ).
СМП и СОНКО могут вместо ОИК предоставить справку о добросовестности, если у них есть опыт исполнения трех контрактов без нарушений, и сумма цен этих контрактов должна быть выше НМЦ.
Обеспечение гарантийных обязательств (ОГО) заказчик устанавливает по своему усмотрению. Размер его не может превышать 10 % от НМЦ.
Исполнитель контракта предоставляет ОГО деньгами или БГ в момент подписания закрывающих документов по договору.
Обеспечение заявки
В закупках с НМЦ меньше 5 млн рублей ОЗ не требуется. Если начальная цена выше 5 млн рублей, то заказчик может требовать ОЗ — не больше 5 % от НМЦ.
Способы ОЗ заказчик прописывает в положении. Это может быть:
- банковская гарантия,
- перевод денег на счет заказчика или ЭТП.
Если закупка среди МСП, ОЗ переводят на тот же спецсчет, который используется для 44-ФЗ.
Обеспечение контракта
В законе нет требований к ОИК и ОГО. Наличие, размер, способ предоставление устанавливает сам в заказик в положении и документации закупки.
Победитель закупки платит площадке за победу:
- 1 % от суммы контракта, но не больше 5 000 рублей,
- 1 % от суммы контракта, но не больше 2000 рублей, если закупка проходит среди СМП и СОНКО.
В закупках среди МСП победитель платит ЭТП 1 % от НМЦ, но не более 2000 рублей.
В остальных случаях сумму устанавливает площадка: иногда для доступа к закупкам нужно оплатить тариф или перечислить единоразовую сумму на счет ЭТП или заказчика.
Сроки каждого этапа прописаны в законе: подача заявки, внесение изменений в документацию, рассмотрение заявок, подача запроса на разъяснение, подписание контракта.
Нарушение сроков заказчику грозит штрафами, а поставщику — попаданием в РНП.
В 223-ФЗ прописаны лишь некоторые сроки конкурентных торгов: срок публикации извещения в ЕИС, сроки запроса о даче разъяснений и ответа на него.
Остальные сроки заказчик прописывает в положении и документации о закупке.
Госзаказчики размещают в ЕИС:
- годовые отчеты по закупкам у СМП и СОНКО,
- обоснования закупки у единственного поставщика,
- документы об исполнении отдельных этапов контрактов.
Заказчики по 223-ФЗ публикуют на сайте госзакупок:
- ежемесячные отчеты по общей стоимости: всех договоров, контрактов с единственными поставщиками и договоров с гостайной,
- отчеты о закупках инновационной, высокотехнологичной продукции,
- годовые отчеты закупок среди МСП.
Заказчик прописывает в положении случаи, когда нужно обосновывать начальную цену контракта.
Если заказчик не опубликует вовремя положение о закупке или не проведет требуемый годовой объем закупок у МСП, то он должен будет обосновывать НМЦ по требованиям 44-ФЗ.
При годовом объеме закупок более 100 млн рублей заказчик создает контрактную службу.
Если объем меньше 100 млн рублей, то закупками занимается должностное лицо — контрактный управляющий.
Все сотрудники должны иметь высшее образование или дополнительное профобразование в сфере закупок.
Нет требования создавать специальную службу или назначать контрактного управляющего.
Сотрудникам, которые занимаются закупками, не требуется специальное образование.
В закупках 44-ФЗ подать жалобу в ФАС можно:
- на документацию закупки,
- на действие или бездействие заказчика,
- на оператора ЭТП.
Жалобу разместят в ЕИС в течение двух дней, а рассмотрят за пять рабочих дней.
Как правильно подать жалобу в ФАС мы писали в статье.
На заказчика можно жаловаться в ФАС, если он нарушил 223-ФЗ или свое положение о закупках.
Жалобы за нарушение закона рассмотрят за 7 дней. Остальные — за месяц (ч. 4 ст. 44 135-ФЗ).
Источник
44-ФЗ | 223-ФЗ |
---|---|
Кто является заказчиком | |
|
|
Кто поставщик | |
Для кого могут установить преимущества | |
Какими способами проводят закупки | |
| |
На каких площадках проводят электронные торги | |
Какая электронная подпись (ЭП) нужна для участия | |
Финансовое обеспечение | |
Стоимость участия в торгах | |
Антидемпинговые меры | |
Если участник снизил цену больше, чем на 25 %, он предоставляет обеспечение контракта в полуторном размере либо платит обычное обеспечение и подтверждает свою добросовестность исполненными контрактами. | В законе требований нет. Заказчик вправе установить меры против демпинга в положении о закупках. |
Сроки проведения закупки | |
Изменение и расторжение договора | |
В контрактах по 44-ФЗ нельзя менять существенные условия договора. Подавая заявку, участник соглашается со всеми условиями проекта контракта. Расторгнуть договор можно: по соглашению сторон, в одностороннем порядке — условия должны быть прописаны в контракте, по решению суда. | Все условия изменения и расторжения контракта заказчик указывает в положении о закупках. |
Какие отчеты составляют заказчики | |
Обоснование цены | |
Госзаказчики должны обосновать начальную максимальную цену каждого контракта. | |
Требования к образованию сотрудников заказчика | |
Можно ли жаловаться на заказчика | |