Комментарий к таблице: способы определения поставщиков
Исчерпывающий перечень способов определения поставщиков при осуществлении государственным или муниципальным заказчиком закупок для собственных нужд определен в ст. 24 Федерального закона от 05.04.2013 №44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе).
На сегодняшний день перечень способов определения поставщиков является исчерпывающим, а выбор способа определения поставщика зависит, в первую очередь, от сферы, характера и условий осуществления самой закупки. В данном случае под условиями понимаются, в том числе: финансовые условия, наличие требований о режиме государственной тайны и т.д.
Отличие представленных способов определения поставщиков можно выделить путем сопоставления признаков способов определения поставщиков, указанных ниже:
Вид (подвид) способа определения поставщика
Определение и условия проведения закупки в рамках данного способа
Типовой характер совершаемой закупки:
1. Осуществление закупки у единственного поставщика
Под закупкой у единственного поставщика понимается способ определения поставщика, при котором контракт заключается с заранее определенным Заказчиком лицом.
Условия применения данного способа закупки установлены в ст. 93 Закона о контрактной системе. Закон определяет 43 случая осуществления закупки с использования данного способа.
Проведение закупки у субъектов естественных монополий (нефтегазовая отрасль, ЖД транспорт и т.д.)
Проведение закупки в пределах 100 000 рублей в рамках одной или взаимосвязанных сделок;
Поставки для военных нужд (как правило, поставка вооружения и военной техники);
Проведение закупки по итогам другой закупки, которая признана в силу определенных причин несостоявшееся.
2. Аукцион (электронный аукцион)
Под аукционом понимается способ определения поставщика, при котором победителем закупки признается лицо, предложившее наименьшую цену закупки.
Разница между аукционом и электронным аукционом заключается в том, что при проведении электронного аукциона осуществляется при посредничестве оператора электронной площадки, на которой размещается информация о проведении аукциона.
ВАЖНО: Электронный аукцион целесообразно проводить, если заказчику не нужно оценивать предложения участников по качеству товаров (квалификации участников, опыту работы и т.п.), а закупить товары (работы, услуги) у единственного поставщика или путем запроса котировок закон не позволяет.
Электронный аукцион не может применяться для определения поставщиков в случаях, когда законом установлено проведение закупки в закрытой форме. (ч. 2 ст. 84 Закона о контрактной системе).
Заказчик обязан проводить электронный аукцион при закупке товаров (работ, услуг), которые включены в перечень, определенный Правительством РФ (ч. 2 ст. 59 Закона о контрактной системе). Указанный Перечень утвержден Распоряжением Правительства РФ от 31.10.2013 №2019-р.
Если закупка осуществляется для нужд субъекта РФ, то высший исполнительный орган власти субъекта РФ может установить дополнительный перечень товаров (работ, услуг), в отношении которых закупка должна проводится в форме электронного аукциона.
Закупка в отношении товаров, не включенных в указанные выше перечни, в тех случаях, когда проведение электронного аукциона законом не запрещено.
3. Конкурс
Конкурс – это способ определения поставщика, при котором победителем закупки признается участник, предложивший наилучшие условия закупки.
ВАЖНО: Открытый конкурс является основным способом определения поставщика (ч. 2 ст. 48 Закона о контрактной системе). Его, как правило, проводят в том случае, когда наибольшее значение имеет не стоимость закупаемых товаров (работ, услуг), а их качественные характеристики и квалификация участников закупки.
Ограничения на проведение открытого конкурса:
Закупка осуществляется путем проведения конкурса с ограниченным участием:
закупаются товары (работы, услуги), поставку (выполнение, оказание) которых по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера могут осуществить только лица, имеющие необходимый уровень квалификации;
закупаются работы по сохранению объектов культурного наследия народов России, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, и других работ в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 56 Закона о контрактной системе;
Закупка товаров (работ, услуг), может осуществляться только путем проведения электронного аукциона (ч. 2 ст. 59 Закона контрактной системе).
Заказчик должен применять закрытые способы определения поставщика (ч. 2 ст. 84 Закона о контрактной системе).
Заказчик во всех случаях осуществляет закупку путем проведения открытого конкурса, за исключением случаев, предусмотренных статьями 56, 57, 59, 72, 83, 84 и 93 Закона о контрактной системе.
3.1. Конкурс с ограниченным участием
Под конкурсом с ограниченным участием понимается конкурс, при котором победитель такого конкурса определяется из числа участников закупки, прошедших предквалификационный отбор.
Закупки осуществляемые путем проведения конкурса с ограниченным участием:
закупаются товары (работы, услуги), поставку (выполнение, оказание) которых по причине их технической и (или) технологической сложности, инновационного, высокотехнологичного или специализированного характера могут осуществить только лица, имеющие необходимый уровень квалификации;
закупаются работы по сохранению объектов культурного наследия народов России, реставрации музейных предметов и музейных коллекций, документов Архивного фонда Российской Федерации, особо ценных и редких документов, входящих в состав библиотечных фондов, и других работ в соответствии с п. 2 ч. 2 ст. 56 Закона о контрактной системе;
3.2. Двухэтапный конкурс
Под двухэтапным конкурсом понимается конкурс, победителем которого признается участник двухэтапного конкурса, принявший участие в проведении обоих этапов такого конкурса (в том числе прошедший предквалификационный отбор на первом этапе в случае установления дополнительных требований к участникам такого конкурса) и предложивший лучшие условия исполнения контракта по результатам второго этапа такого конкурса.
Заказчик вправе провести двухэтапный конкурс в соответствии ч. 2 ст. 57 Закона о контрактной системе при одновременном соблюдении следующих условий:
конкурс проводится для заключения контракта на проведение научных исследований, проектных работ (в том числе архитектурно-строительного проектирования), экспериментов, изысканий, на поставку инновационной и высокотехнологичной продукции, энергосервисного контракта, а также в целях создания произведения литературы или искусства, исполнения (как результата интеллектуальной деятельности);
для уточнения характеристик объекта закупки необходимо провести его обсуждение с участниками закупки.
4. Запрос котировок
Запрос котировок – это способ определения поставщика, при котором победителем закупки становится лицо, предложившее наименьшую цену.
Отличие данного способа от аукциона состоит в том, что при определении победителя учитываются данные, поданные участником закупки, в ответ на запрос котировок, а не в процессе проводимых торгов с шагом уменьшения цены по лоты, как это происходит в случае проведения аукциона.
ВАЖНО: Запрос котировок является для заказчика предпочтительным способом определения поставщика независимо от вида товаров, работ, услуг, если необходимо оперативно провести небольшую по цене закупку.
Запрос котировок не может применяться для определения поставщиков в случаях, когда законом установлено проведение закупки в закрытой форме. (ч. 2 ст. 84 Закона о контрактной системе).
Запрос котировок может проводиться в случае, если одновременно соблюдаются следующие условия (ч. 2 ст. 72 Закона о контрактной системе):
размер начальной (максимальной) цены контракта не превышает 500 тыс. руб.;
годовой объем закупок путем запроса котировок не превышает:
Ограничения, касающиеся размера начальной (максимальной) цены контракта и годового объема закупок, можно не учитывать в случаях проведения запросов котировок для обеспечения деятельности заказчика на территории иностранного государства (п. 1 ч. 2 ст. 75 Закона о контрактной системе).
Вне зависимости от цены контракта заказчики вправе осуществлять путем проведения запроса котировок следующие закупки:
закупки продовольствия;
средств, необходимых для оказания скорой, в том числе скорой специализированной, медицинской помощи в экстренной или неотложной форме;
лекарственных средств;
топлива, которые необходимы для нормального жизнеобеспечения граждан, в случаях, установленных ст. 76 Закона о контрактной системе.
Запрос котировок также проводится в целях оказания гуманитарной помощи либо ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций природного или техногенного характера.
Запрос предложений – это способ определения поставщика, при котором победителем закупки становится лицо, направивший окончательное предложение, которое наилучшим образом соответствует установленным заказчиком требованиям к товару, работе или услуге.
ВАЖНО: Запрос предложений проводится в тех случаях, когда для Заказчика имеют значение как качественные показатели, так и стоимость закупаемых товаров (работ, услуг).
Запрос предложений для определения поставщиков применяться в случаях, установленных Законом (ч. 2 ст. 83 Закона о контрактной системе). В остальных случаях применением данного способа закупки не допускается.
Запрос предложений проводится в следующих случаях (ч. 2 ст. 83 Закона о контрактной системе):
заключения контракта на поставки спортивного инвентаря и оборудования, спортивной экипировки;
заключения федеральным органом исполнительной власти в соответствии с установленными Правительством Российской Федерации правилами контракта с иностранной организацией на лечение гражданина Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
осуществление товара (работы, услуги) в отношении которого был расторгнут государственных контракт в соответствии с ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе;
закупка лекарственных препаратов;
признания повторного конкурса, электронного аукциона не состоявшимися в соответствии с ч. 4 ст. 55 и ч. 4 ст. 71 Закона о контрактной системе;
закупка изделий народного промысла;
привлечение специалистов для защиты интересов РФ в случае подачи исков в международные судебные органы.
6. Закрытые способы определения поставщика
Под закрытыми способами определения поставщиков понимаются закрытый конкурс, закрытый конкурс с ограниченным участием, закрытый двухэтапный конкурс, закрытый аукцион, при которых в соответствии с положениями ст. ст. 85 и 86 Закона о контрактной системе информация о закупках сообщается заказчиком путем направления приглашений принять участие в закрытых способах определения поставщиков, документации о закупках ограниченному кругу лиц, которые соответствуют требованиям, Законом о контрактной системе, и способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок, в установленных Законом случаях.
ВАЖНО: так как такие закупки проводятся в закрытой форме, в большинстве своем, из-за содержащихся в документации сведений, составляющих государственную тайну, то к участию в закрытых конкурсах допускаются только те участники, которые соответствуют требованиям по допуску к работе со сведениями, составляющими государственную тайну (наличие лицензий ФСБ).
Закрытые способы определения поставщиков применяются в следующих случаях (ч. 2 ст. 84 Закона о контрактной системе):
сведения по нуждам закупки составляют государственную тайну;
осуществление закупок товаров, работ, услуг, сведения о которых составляют государственную тайну, при условии, что такие сведения содержатся в документации о закупке или в проекте контракта;
заключения контрактов на оказание услуг по страхованию, транспортировке и охране ценностей Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней Российской Федерации, на оказание услуг по страхованию, транспортировке, охране музейных предметов и музейных коллекций, редких и ценных изданий, рукописей, архивных документов (включая их копии), имеющих историческое, художественное или иное культурное значение и передаваемых заказчиками физическим лицам или юридическим лицам либо принимаемых заказчиками от физических лиц или юридических лиц во временное владение и пользование либо во временное пользование, в том числе в связи с проведением выставок на территории Российской Федерации и (или) территориях иностранных государств;
закупок услуг по уборке помещений, услуг водителей для обеспечения деятельности судей, судебных приставов.
Источник
Способы закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ
Способ осуществления закупки — это механизм определения поставщика для исполнения госконтракта. Этот выбор бывает как конкурентным, так и без конкуренции.
Как закупают по 44-ФЗ
Мы собрали все возможные варианты торгов в таблицу видов закупок по 44-ФЗ, актуальную в 2021 году:
Конкурентные формы закупок по 44-ФЗ
Неконкурентные
Конкурс — закрытый, электронный закрытый и открытый
Эксперты КонсультантПлюс разобрали ключевые изменения в 44-ФЗ в 2021 году. Используйте эти инструкции бесплатно.
Чтобы прочитать, понадобится доступ в систему: ПОЛУЧИТЬ БЕСПЛАТНО НА 2 ДНЯ .
Какие конкурентные способы применяют заказчики
В таблице способов закупок по 44-ФЗ — все конкурентные формы с учетом изменений по 360-ФЗ:
Виды конкурентных процедур по 44-ФЗ
Подвид
Описание
Победитель
Конкурс
Открытый в электронной форме
Проводят, когда для исполнения важна не только цена, но и квалификация участника. Есть исключения: открытый конкурс нельзя проводить, если требуется закрытая процедура или же объект закупки включен в аукционный список из РП № 471-р от 21.03.2016 или дополнительный перечень (ч. 6, 11 ст. 24 44-ФЗ).
Предъявляются единые требования ко всем участникам. Адресуется неопределенному кругу лиц. Извещение публикуется в ЕИС.
Тот, кто предложит лучшие условия.
Закрытый в бумажной форме
Проводится только в определенных случаях (ч. 11, 12 ст. 24 44-ФЗ). Для проведения закрытой процедуры потребуется согласие ФАС (ч. 2 ст. 72 44-ФЗ). Отличается тем, что предложение направляется ограниченному кругу лиц, которые соответствуют определенным требованиям. Применяется, когда есть государственная тайна либо необходимо транспортировать средства госфонда или в случае поиска водителей и обслуживающего персонала для судей, судебных приставов.
С 01.07.2018 список дополнился заказами федеральных органов исполнительной власти, которые составляют и реализуют государственную политику в области обороны, управления и обеспечения безопасности подведомственных им гос. учреждений и ГУП. Перечень таких органов, учреждений и предприятий утвержден постановлением правительства № 223 от 28.02.2019. В список попали Минобороны, ФСБ и СВР.
Закрытый электронный конкурс проводится только по основаниям, указанным в ФКС, — заказах страховых услуг, транспортировке и охране ценностей Госфонда (ч. 13 ст. 24). Дополнительные основания устанавливает Правительство РФ.
Аукцион
Открытый в электронной форме
Самая популярная процедура. Критерий выбора победителя — предложенная цена. Проводится без ограничения по сумме. Перечень тендеров, которые заказчик обязан провести в форме аукциона, устанавливается Правительством РФ — в распоряжении № 471-р от 21.03.2016. Проводится на электронных площадках.
Тот, кто предложит наименьшую цену в ходе торгов с пошаговым снижением.
Закрытый
Закрытый аукцион вы можете проводить для заказов с гостайной (ч. 11, 12, 13 ст. 24 44-ФЗ). Распоряжением Правительства № 1447-р от 12.07.2018 утверждена специализированная торговая площадка для проведения торгов — АСТ «ГОЗ».
Участники — неопределенный круг лиц. Извещение размещается в ЕИС. Запрос котировок в электронной форме проводят при одновременном выполнении двух условий (п. 1 ч. 10 ст. 24 44-ФЗ):
НМЦК не превышает 3 миллиона рублей;
годовой объем таких закупок не превышает 20 % от СГОЗ (до конца 2021 г. — 10 % от СГОЗ) или же прошлогодний СГОЗ меньше 500 миллионов рублей, а годовой объем закупок электронными котировками не превышает 100 миллионов рублей.
Для некоторых заказов электронный запрос котировок проводят без учета НМЦК и годового объема закупок:
если приобретаются лекарственные препараты для пациента, назначенные по решению врачебной комиссии;
если закупаются жилые помещения для детей-сирот и детей, которые остались без попечения родителей.
Тот, кто предложит самую низкую цену.
Электронный запрос предложений
До конца 2021 года проводится по таким основаниям: для закупки лекарств для пациентов по медицинским показаниям, спортивного инвентаря и экипировки для Олимпийских и Паралимпийских игр, при признании повторного конкурса несостоявшимся.
При этом, наряду с несостоявшимся конкурсом, электронный запрос предложений выбирают и после признания:
электронного аукциона несостоявшимся, согласно ч. 4 ст. 71 44-ФЗ;
открытого конкурса, конкурса с ограниченным участием, двухэтапного конкурса, которые проводились в цифровой форме, несостоявшимися, согласно ч. 4 ст. 55.1 Закона о контрактной системе.
С 01.01.2022 электронный запрос предложений заказчики не проводят.
Тот, чье окончательное предложение отражает оптимальные условия.
Мы привели сравнение способов закупки по 44-ФЗ в таблице: ключевое отличие — порядок определения победителя. Для электронного аукциона и запроса котировок исполнителя определяют по цене. Для конкурсных процедур важнее предложенные условия, цена имеет второстепенное значение.
Как применяют неконкурентный формат закупок
В ст. 24 Федеральной контрактной системы строго закреплено, какие бывают способы закупок — конкурентные (конкурс, аукцион, запрос котировок) и неконкурентные. К неконкурентным относится только один вариант: заключение контракта с единственным исполнителем.
А в ст. 93 44-ФЗ указано, какие способы закупок используются при объемах менее 500 000 руб. (в 2021 году лимит выше — 600 000 рублей). Для таких заказов тоже заключают контракт с единственным поставщиком, основываясь на п. 4, 5 ч. 1 ст. 93 Федеральной контрактной системы.
Контракт с единственным поставщиком заключается без проведения процедуры выбора победителя, согласно ст. 93 Закона о контрактной системе. Перечень случаев закрытый, по состоянию на 2021 год действуют 54 основания.
Вот как определить типовой способ закупки у единственного поставщика:
Открыть ФКС, статью 93.
Проверить, входит ли объект закупки в перечень утвержденных оснований.
Если да, то заключить контракт с единственным исполнителем. Если нет — провести конкурентные торги.
К основаниям для заключения контракта с единственным исполнителем относятся:
указ, распоряжение, поручение Президента РФ;
приобретение услуг в компаниях-монополиях;
ликвидация аварий;
покупка лекарств;
малый объем заказа.
Как определить поставщика по 223-ФЗ
Работая в рамках 223-ФЗ, заказчики при осуществлении закупок используют способы различного формата — конкурентные и без проведения торговых процедур. До 01.07.2018 законодательно было закреплено только два вида процедур: электронный аукцион и конкурс, которые обязательно закрепляются в Положении о проведении закупок. Теперь заказчики вправе применять запрос предложений и запрос котировок по 223-ФЗ.
Некоторые заказчики устанавливают в положении иные способы выбора исполнителя: редукцион (аукцион на повышение), многолотовые аукционы и другие. Заказчик прописывает все условия для проведения процедуры, от оснований до вариантов развития событий в случае признания ее несостоявшейся.
Что касается неконкурентных способов, то, в отличие от 44-ФЗ, какого-либо перечня не существует. Отдельные виды юридических лиц самостоятельно определяют такой способ. Заказчика ограничивают только нормы о защите конкуренции.