- Сравнительная таблица способов закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ
- В 2022 году сократили количество способов определения поставщика
- Какие есть варианты процедур по № 44-ФЗ в 2021 году
- Конкурентные способы определения поставщика по № 44-ФЗ
- Неконкурентные способы
- Способы определения поставщика по 223-ФЗ
- Способы закупки по 44-ФЗ
- Способы закупки по 44-ФЗ: как правильно выбрать
- Какие существуют способы закупки по 44-ФЗ: таблица
- Преимущества и недостатки разных способов закупки по 44-ФЗ
- Как правильно выбрать способ закупки по 44-ФЗ
Сравнительная таблица способов закупок по 44-ФЗ и 223-ФЗ
Способы осуществления закупок:
- конкурентные и неконкурентные;
- закрытые и открытые;
- конкурсы, аукционы, запросы котировок и предложений.
С 2022 года вступает в силу так называемый оптимизационный закон, и все изменится. Готовиться рекомендуем уже сейчас.
В 2022 году сократили количество способов определения поставщика
С 2022 года вступает в силу федеральный закон № 360-ФЗ от 02.07.2021. В п. 9 ст. 5 этого закона указано, что количество основных способов закупки в рамках 44-ФЗ сокращается до 6 форм определения поставщика:
- Конкурсы (открытый конкурс в электронной форме). Подробнее: «Инструкция по проведению открытого конкурса в электронной форме по 44-ФЗ»
- Закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме. Подробнее: «Как правильно провести закрытую закупку по 44-ФЗ».
- Аукционы (открытый аукцион в электронной форме). Подробнее: «Инструкция по проведению электронного аукциона по 44-ФЗ».
- Закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме.
- Запрос котировок в электронной форме. Подробнее: «Инструкция по проведению электронного запроса котировок по 44-ФЗ и 223-ФЗ».
- Малая электронная закупка у единственного поставщика. Подробнее: «Как закупают у единственного поставщика до 3 млн рублей с 01.04.2021».
Эксперты КонсультантПлюс разобрали, как определить типовой способ закупки при планировании. Используйте эти инструкции бесплатно.
Какие есть варианты процедур по № 44-ФЗ в 2021 году
Вот удобная таблица по № 44-ФЗ, которая наглядно демонстрирует все варианты форм определения поставщика в 2021 году.
Конкурентные формы закупок по 44-ФЗ | Неконкурентные |
---|---|
Конкурсы (в т. ч. электронные) | Закупки у единственного поставщика |
Аукционы | |
Запросы котировок (в т. ч. электронные) | |
Запросы предложений (в т. ч. электронные) | |
Закрытые способы (в т. ч. электронные) |
Конкурентные способы определения поставщика по № 44-ФЗ
Для удобства сделали сравнение способов закупки по 44-ФЗ в таблице, отражающей все конкурентные виды тендеров в рамках действующего контрактного законодательства.
Виды конкурентных процедур по 44-ФЗ | Подвид | Описание процедуры | Как определяют победителя |
---|---|---|---|
Конкурсы | Открытый | Как и другие конкурсы, открытый проводится в «живом» виде. Какие-либо ограничения по ценам отсутствуют. Это самый распространенный подвид. Ко всем участникам предъявляются одинаковые требования. Конкурс адресован неопределенному кругу поставщиков. Извещение о процедуре должно публиковаться в ЕИС. | Побеждает поставщик, предложивший наилучшие условия. |
С ограниченным участием | Применяется при госзакупках сложных и инновационных товаров и услуг. Победитель проходит предквалификационный отбор. Круг лиц, выступающих в качестве адресатов, неограничен, требования ко всем участникам едины. | ||
Двухэтапный | Помимо основных требований, заказчик вправе добавлять дополнительные. Побеждает тот, чьи условия окажутся наилучшими по результатам второго этапа. Двухэтапные конкурентные процедуры по 44-ФЗ проводятся в целях заключения госконтракта на проведение научных экспериментов, различных исследований, изысканий и т. д. и при необходимости обсудить с компаниями-участниками характеристики объекта. Конкурс адресуется неопределенному кругу лиц. | ||
Закрытый | Конкурсное предложение адресуется ограниченному кругу поставщиков, соответствующих определенным требованиям. Применяются, когда присутствует государственная тайна, либо закупают перевозку средств госфонда, либо при поиске водителей и персонала для обслуживания судей и судебных приставов. С 01.07.2018 этот список дополнили процедурами для федеральных органов исполнительной власти, составляющих и реализующих государственную политику в сфере обороны, обеспечения безопасности, и закупками для подведомственных им учреждений и ГУП. Полный перечень таких заказчиков утвержден ПП № 223 от 28.02.2019. В него попали Министерство обороны, СВР и ФСБ. | ||
Закрытый с ограниченным участием | |||
Закрытый двухэтапный | |||
Электронные конкурсы | Электронные конкурсные процедуры по 44 ФЗ — это аналог «бумажных». | Проводятся по аналогии с «бумажными» процедурами. Заказчики в обязательном порядке применяют с 01.01.2019. | |
Аукционы | Открытый в электронной форме | Открытые аукционные конкурентные процедуры закупок — это самая популярная форма. В качестве критерия для выбора победителя выступает предложенная ими цена. Процедура проводится без какого-либо ограничения по сумме. Перечень закупок, обязательный для этой формы торгов, устанавливается правительством. Открытые аукционы проводятся на электронных площадках. В настоящий момент их восемь. | Побеждает поставщик, чья цена в ходе торгов с пошаговым снижением стала наименьшей. |
Закрытый | За получение документации об этом виде аукциона устанавливают определенную плату. Ее назначает заказчик, а информация об этом должна указываться в приглашениях на принятие участия в аукционе. В Распоряжении Правительства № 1447-р от 12.07.2018 утверждается специализированная площадка для таких торгов — АСТ «ГОЗ». | ||
Запросы котировок | Используются, когда НМЦК назначена менее 500 000 рублей. Проводятся посредством передачи поставщиками конвертов с ценами заказчику. В качестве участников выступает неопределенный круг лиц. Извещение о процедуре должно размещаться в ЕИС. | Побеждает поставщик, предложивший наименьшую цену. | |
Электронные запросы котировок | С 01.01.2019 электронные запросы котировок обязаны проходить в цифровой форме. В качестве оснований для выбора этого вида закупок выступают те же, что и для «бумажного» варианта. В соответствии с ч. 45 ст. 112 № 44-ФЗ в 2019 году годовой объем госзакупок «бумажных», электронных запросов котировок или одновременно тех и других в совокупности не превышает 10 % СГОЗ. | ||
Запросы предложений | Это тоже закупки конкурентным способом по № 44-ФЗ. Используются при госзакупке лекарственных препаратов для пациентов по медицинским показаниям, спортивной экипировки и инвентаря для Олимпийских и Паралимпийских игр в случае признания повторного круга несостоявшимся. Участниками выступает неопределенный круг лиц. Информация о процедуре должна размещаться в ЕИС. Еще одно название запроса предложений — мини-конкурс. | Побеждает та компания, у которой в окончательном предложении будут отражены самые идеальные условия. | |
Электронные запросы предложений | С 01.01.2019 они перешли на дистанционный метод определения победителя. Наряду с несостоявшимся конкурсом, электронный запрос предложений выбирают после того, как признали:
|
Комплексный анализ Закона о контрактной системе определяет, какие способы закупок используются при объемах менее 500 000 руб. в 2021 году, — только запрос котировок в «бумажной форме». Это указано в ст. 72 № 44-ФЗ. Но это не означает, что другие процедуры не проводят при таких объемах, для аукциона, конкурса, запроса предложений предельной начальной (максимальной) цены не предусмотрено.
А с 01.04.2021 заказчики вправе проводить электронные запросы котировок на сумму до 3 млн руб. До этой даты предельная стартовая цена была ограничена 500 000 рублей.
Обратите внимание на сводный отчет мониторинга госзакупок. Минфин ежегодно публикует таблицу способов закупок по 44-ФЗ, в которой показывает, какие из них чаще проводятся, а какие практически не используются заказчиками. Вот пример такой таблицы из отчета за 2020 год.
Неконкурентные способы
Существует только один неконкурентный способ закупки по № 44-ФЗ — у единственного поставщика. Она предусматривает возможность заключения госконтракта без организации процедуры по отбору компании-победителя (так записано в ст. 93 № 44-ФЗ). Список случаев является закрытым. В нем 55 различных оснований, в их числе:
- покупка лекарств;
- ликвидация аварий;
- и др.
Способы определения поставщика по 223-ФЗ
В настоящее время по № 223-ФЗ заказчики при осуществлении закупок используют способы закупок конкурентного и неконкурентного типа. Вплоть до 01.07.2018 в законодательстве закреплялось только два вида таких процедур: конкурс и электронный аукцион. Но, после того как в силу вступили изменения к Положению о проведении закупок, заказчиков обязали самостоятельно прописывать алгоритмы проведения аукционов, конкурсов и запросов предложений и запросов котировок по № 223-ФЗ.
Для остальных процедур заказчики вправе задавать в Положении прочие способы выбора поставщика. Например:
- редукцион (представляет собой аукцион на повышение);
- многолотовый аукцион и др.
Заказчику необходимо прописать все условия для проведения процедур, начиная с оснований и заканчивая вариантами развития событий при признании их несостоявшимися.
Для неконкурентных способов по № 223-ФЗ четкого перечня процедур нет. Юридические лица определяют их самостоятельно. Ограничивают эти действия только правовые акты о защите конкуренции.
Источник
Способы закупки по 44-ФЗ
Антикризисное предложение до 23 ноября
Способы закупки по 44-ФЗ: как правильно выбрать
При обнаружении несоответствий в этой статье оставьте оставьте заявку и получите скидку 30% на любой курс по госзакупкам
Из этой статьи вы узнаете:
- Какие существуют способы закупки по 44-ФЗ: таблица
- Преимущества и недостатки разных способов закупки по 44-ФЗ
- Как правильно выбрать способ закупки по 44-ФЗ
Существуют разные способы закупки по 44-ФЗ. На законодательном уровне используется более точный термин – выбор поставщика. На определение того или иного метода проведения торгов влияет множество факторов: предмет закупки, цена контракта и другие аспекты.
Важно уметь ориентироваться в этих критериях, чтобы не попасть под санкции ФАС при проведении закупок по 44-ФЗ, что может грозить аннулированием результатов или штрафами.
Какие существуют способы закупки по 44-ФЗ: таблица
В приведенной таблице подробно рассмотрены все способы закупки по 44-ФЗ:
Способ
В каких случаях применяется
Особенности
Используется, если важно выбрать исполнителя по ряду критериев
Считается наиболее подходящим вариантом проведения торгов. Проходит в открытой, закрытой форме, с ограниченным доступом участников, в два этапа
В соответствии со ст. 83 44-ФЗ, используется в таких случаях:
- когда предметом тендера является спортинвентарь;
- при закупке медикаментов;
- если повторно проведенный конкурс считается несостоявшимся
Побеждает участник, чье окончательное предложение наиболее полно отвечает пожеланиям заказчика
Применяется для выбора победителя, только исходя из предложенной стоимости. Начальная максимальная цена находится в пределах 500 000 рублей
Объем закупок не может превышать 10 % от общего и быть выше суммы в 100 миллионов рублей
Исполнителя выбирают, исходя из предложенной участниками стоимости. Аукционы являются обязательным форматом при закупках, входящих в список Распоряжения Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р. Во время таких торгов НМЦК постепенно снижается, участники сообщают о своем намерении предоставить услугу по меньшей цене
Проходит в закрытой и открытой форме
Закупка у единственного поставщика
Случаи использования такого формата закупок перечислены в ст. 93:
- при цене до 100 000 рублей;
- если предметом контракта является лечение гражданина РФ за рубежом;
- при закупке у субъектов естественных монополий
При данном способе закупки по 44-ФЗ используются два подхода, когда заказчик:
- направляет исполнителю предложение о заключении соглашения;
- принимает от исполнителя предложение о выполнении работ
Преимущества и недостатки разных способов закупки по 44-ФЗ
Чаще всего на практике используются следующие способы закупок по 44-ФЗ:
- электронный аукцион;
- закупки у одного продавца;
- запрос котировок;
- открытый конкурс.
Перечисленные формы признаны конкурентными, прозрачными, выгодными для заказчиков. Закрытые закупки, такие как запрос предложений, конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс могут выбираться организаторами торгов в случаях, установленных на законодательном уровне.
При выборе формата проведения торгов заказчик отталкивается от распространенности, доступности, достоинств способа, личных предпочтений, а также установленных в 44-ФЗ ограничений и норм. Перечисленные подходы сопряжены с определенным набором требований к покупателю, тексту договора, поэтому применяются в установленных для них законом ситуациях.
Выбор неправомерного метода закупки влечет за собой привлечение организатора торгов к ответственности на административном уровне.
Остановимся на каждом способе проведения закупок по 44-ФЗ:
1. Закупка у единственного поставщика
Заказчики выбирают данный формат закупки, когда контракт заключается на небольшую сумму. Закон дает возможность один раз заключать контракт с продавцом на сумму до 100 000 рублей. Но в п. 4 ч. 1 ст. 93 фиксируется несколько важных условий, о которых нельзя забывать.
Ключевые плюсы закупки у единственного исполнителя:
- у заказчика есть возможность работать с уже знакомым продавцом;
- не требуются большие расходы на процедуру подписания соглашения;
- низкие риски появления во время торгов нарушений, независящих от организатора, то есть сбоев в работе ЭТП или других трудностей;
- простота, короткие сроки осуществления процедуры, если сравнивать с остальными способами проведения закупки по 44-ФЗ.
Но, выбирая в качестве поставщика одну организацию, нужно быть готовым к таким трудностям:
- Высокая вероятность претензий со стороны проверяющих, ведь данный способ закупки дает большие возможности для расходования бюджетных денег на непредусмотренные изначально цели. Есть вероятность сговора между сторонами договора.
- Сложности в снижении цены соглашения и установлении оптимальных условий для получения необходимого результата, так как отсутствует конкуренция.
Часть 1 ст. 93 устанавливает случаи закупки в таком формате. Если ситуации нет в списке, закупка не может проводиться у одного исполнителя.
Иногда организатор торгов не обязан прибегать к конкретному способу, но работа с единственным исполнителем не представляется возможной. Чтобы выйти из ситуации и осуществить закупку, выбирают открытый конкурс (ст. 48) или электронный аукцион (ст. 59). Возможен запрос котировок (ч. 2 ст. 72) или предложений (ч. 2 ст. 83).
2. Электронный аукцион
Данный способ закупки популярен среди покупателей благодаря своей прозрачности и объективности при выборе исполнителя.
Ключевыми преимуществами такого формата являются:
- Сокращенный до минимума риск претензий по проведению торгов, так как на этапах подготовки вся работа ведется через ЭТП. Это относится к приему, регистрации заявок, возврату обеспечения, хранению документов.
- Малое количество ограничений – организатору не нужно бояться проверки правильности выбранного способа закупки.
- Конфиденциальность, за счет чего претенденты на тендер лишаются возможности сговориться, осуществить подлог.
- Возможность пригласить специализированную организацию для проведения электронного аукциона.
При подготовке к электронному аукциону нужно помнить о таких его недостатках:
- Возможна оценка заявок только по предложенной в них стоимости, а качество ТРУ не проходит какую-либо проверку.
- Такие торги занимают больше времени, чем запрос котировок, предложений и работа с одним продавцом.
- Сроки и процедура могут быть нарушены в результате технических сбоев на ЭТП.
- Проведение аукциона отличается большей сложностью, этот формат предполагает несколько этапов, на которых заказчик рискует ошибиться, в результате чего к нему могут быть предъявлены претензии.
- Нельзя выделить сразу лоты, что, например, допускается в формате конкурса и закрытого аукциона.
Электронные аукционы проводят в случаях, указанных законом, либо если существующие ограничения не позволяют заказчику выбрать более удобные для него способы.
Ограничение № 1. Можно использовать только формат электронного аукциона, если в Распоряжении Правительства РФ от 21.03.2016 № 471-р не названы необходимые заказчику ТРУ. А также если они отсутствуют в дополнительному перечне, установленном высшим исполнительным органом государственной власти региона РФ.
Ограничение № 2. Разрешается отдать предпочтение формату аукциона, когда:
- закон не позволяет закупать ТРУ у одного продавца, использовать запрос котировок;
- основное свойство предложения для заказчика – стоимость договора, а не качество товаров/квалификация, опыт работы исполнителя, пр.
3. Запрос котировок
Запрос котировок позволяет быстро закупить ТРУ на небольшую сумму. Кроме того, данный способ выбирают, когда речь идет об оказании гуманитарной помощи, ликвидации последствий природных или техногенных ЧС.
В ч. 2 ст. 72 можно уточнить ограничения, установленные для использования данного формата. Стоит оговориться, что в некоторых ситуациях наложенные ч. 2 ст. 72 на размер НМЦК ограничения не принимаются во внимание по ст. 75 и 76.
Данный формат торгов не может использоваться, если закон требует от заказчика применять закрытые способы закупки (ч. 1 ст. 84) или конкурс с ограниченным участием (ст. 56). Других препятствий употребления данного подхода не существует.
Достоинства этой процедуры:
- быстрое определение победителя (по сравнению с электронным аукционом и конкурсом);
- низкий риск ошибок во время торгов, что объясняется доступностью процедуры, небольшим пакетом бумаг, предельно понятными правилами проведения;
- меньшие риски, не зависящие от заказчика, такие как технический сбой на ЭТП;
- возможность оценивать заявки не только по цене, но и по другим характеристикам, в соответствии с ч. 1, 4 ст. 32.
Работа с таким форматом обладает своими минусами:
- За торгами может последовать проверка на предмет того, насколько верно заказчик выбрал способ определения поставщика. Это связано с зафиксированными в ч. 2 ст. 72 ограничениями по данному формату закупок.
- Заказчик несет большую ответственность, чем при использовании электронных способов выявления поставщика. Речь идет о работе с заявками, обеспечении их сохранности, конфиденциальности, непосредственном хранении бумаг.
- Данный формат не позволяет установить обеспечение заявки, поэтому в торгах могут участвовать даже сомнительные организации.
- В процессе проведения закупки не выделяются лоты.
Рекомендуется прибегать к данному способу закупки по 44-ФЗ лишь при небольших объемах ТРУ. Товар не должен относиться к категории сложных, требовать повышенного внимания к качеству, высокой квалификации исполнителя.
4. Открытый конкурс
За счет открытого конкурса удается:
- узнать о потенциальных исполнителях и их квалификации, выставленной ими стоимости работ, пр.;
- упростить проведение сложных закупок, делегировав некоторые организаторские задачи сторонней организации.
5. Конкурс с ограниченным участием
Данный формат допускается:
- При закупке ТРУ, имеющих специфический характер и представляющих собой сложный с технологической точки зрения процесс. Согласно постановлению правительства РФ от 28.11.2013 № 1089, для реализации такого рода предложений специалисты должны иметь определенную подготовку.
- Когда речь идет о:
- сохранении объектов культурного наследия;
- реставрации коллекций Музейного фонда РФ, Архивного фонда РФ, раритетных бумаг из фондов библиотек;
- работах, для осуществления которых подрядчику нужно получить допуск к библиотечным, архивным, музейным базам данных, системам безопасности.
6. Двухэтапный конкурс
Для проведения подобного конкурса организатору нужно выполнить два условия:
Условие № 1. Мероприятие проводится для заключения:
- контракта на осуществление научных исследований, проектных работ (например, архитектурно-строительного проектирования), экспериментов, изысканий либо предметом тендера является поставка наиболее современной продукции с использованием высоких технологий;
- энергосервисного контракта;
- договора на создание произведения литературы/искусства, исполнения результата интеллектуального труда.
Условие № 2. Согласно ч. 2 ст. 57, чтобы уточнить характеристики объекта, их обсуждают с участниками закупки.
7. Закрытый конкурс
Данный способ выбирают редко, так как он сложен и требует больших временных затрат. А именно его используют, когда необходимо осуществить:
- закупку для федеральных нужд, при этом работа ведется с государственной тайной;
- закупку ТРУ, относящихся к государственной тайне, при условии что в бумагах по торгам есть засекреченная информация;
- подписание договора на:
- страховые услуги, перевозку, охрану предметов, являющихся собственностью Государственного фонда драгметаллов, камней РФ;
- страховые услуги, доставку, охрану предметов из музейных фондов;
- страхование раритетных печатных изданий, рукописей, документов из архивов (включая их копии), обладающих историческим, художественным, другим культурным значением;
- закупку услуг, связанных с уборкой помещений, а также услуг водителей судей, судебных приставов (ч. 2 ст. 84).
8. Запрос предложений
Данный формат достаточно популярен, ведь он требует меньше времени, чем организация конкурса. Но такие торги невозможно отметить, заказчики не могут править извещение, документы по тендеру.
Без запроса предложений не обходятся закупки:
- Спортивного инвентаря, оборудования, экипировки для тренировок команд России перед Олимпийскими и Параолимпийскими играми и участия в данных мероприятиях (п. 2 ч. 2 ст. 83).
- ТРУ у иностранной компании, если цель состоит в лечении граждан РФ за пределами нашей страны.
- Дипломатических представительств, консульств, торговых представительств РФ и иных заказчиков, когда речь идет о ТРУ, необходимых для работы за пределами России. При этом предельная стоимость услуг составляет 15 миллионов рублей.
- При разрыве соглашения по ч. 9 ст. 95 44-ФЗ.
- Лекарственных препаратов по медицинским показаниям пациента – для этого нужно предоставить решение врачебной комиссии.
- После того как повторный конкурс, электронный аукцион был признан несостоявшимся.
- При закупке изделий народных художественных промыслов с зарегистрированными образцами, согласно Постановлению РФ № 35 от 18.01.2001.
- Услуг экспертов и адвокатов для защиты интересов РФ за ее пределами. Это необходимо при подаче исков к РФ в судебные органы иностранных государств, инстанции международного уровня.
Как правильно выбрать способ закупки по 44-ФЗ
Способ проведения закупки по 44-ФЗ выбирают, отталкиваясь от:
- предмета и условий соглашения с исполнителем;
- НМЦК;
- критериев определения победителя, пр.
Вне зависимости от выбранной формы торгов организатору придется объяснить свое решение по данному вопросу. Такое обоснование дается в плане-графике и составляется в соответствии с постановлением Правительства РФ № 555от 05.06.2015. В качестве примера приведем проведение аукциона: в данном случае необходимо сослаться на распоряжение Правительства № 471-р. от 21.03.2016 г., где дается список товаров, закупаемых только таким способом.
Если при выборе способа закупки была допущена ошибка, контролер признает итоги торгов недействительными, и его решение будет сложно оспорить. Суть здесь не только в аукционном перечне распоряжения 471. Чтобы убедиться, что вы знаете все факторы, влияющие на способ закупки, рекомендуется пройти тест. В нем вам нужно будет выбрать между конкурсом, аукционом и неконкурентной закупкой, а программа выдаст пояснение к правильному ответу.
Заказчик, неверно выбравший способ закупки по 44-ФЗ, штрафуется в соответствии с нормами, зафиксированными в ст. 7.29 КоАП РФ. За выбор метода, запрещенного законом в конкретном случае, должностные лица ждет штраф до 30 тысяч рублей. Отдельно говорится о неверном выборе закупки, если должен быть проведен конкурс или аукцион, – такие действия караются штрафом в 50 тысяч рублей.
Что делать, если в вашем случае не может использоваться аукцион?
Помните: если заказчик, нарушив нормы закона, решил провести конкурс с ограниченным участием, двухэтапный конкурс, в том числе закрытого типа, закрытый аукцион, то его оштрафуют на 50 тысяч рублей. Аналогичную сумму придется заплатить, если не соблюден порядок согласования закрытой процедуры с госорганом.
При выборе способа закупки по 44-ФЗ важно убедиться, что закон не устанавливает для вашего случая конкретный метод. Например, ТРУ могут быть занесены в аукционный перечень, тогда заказчик сможет определить исполнителя только на аукционе.
Далее организатор торгов должен убедиться, что закон позволяет приобрести ТРУ у единственного поставщика. Если закупка не относится к малым по цене, для нее может подойти формат запроса котировок. Если же цена контракта превышает 500 тысяч рублей, заказчику остается выбирать между открытым конкурсом и электронным аукционом – здесь нужно понимать, насколько для вас важно оценить заявки не только по стоимости, но и по другим характеристикам.
Источник