- Сравните словосочетания выпишите существительные, образованные способом перехода слов из одной части речи в другую?
- Дратути)))Слово «учительская» это суффиксальный способ или переход одной части речи в другую?
- Приведите 10 примеров субстантивировнных слов?
- Подберите пары слов одно из которых существительное а другое прилагательное?
- Помогите пожалуста умаляю срочно ; Найдите в тексте и выпишите существительные образовательные : а) приставочны способы б) суффиксальным в)способом без суффиксальным г) способом используют перехода сл?
- Найдите в тексте и выпишите существительные образованные : а)приставочным б)суффиксальным в)бессуффиксным г) способом перехода слов из одной части речи в другую д)способом сложения?
- Ложка ?
- Столовая, булочная, приемная, прихожая, ванная, детская — все существительные образованы от прилагательных ?
- Каким способом(суффиксальным, сложением основ или переходом в другую часть речи) образовано название метро «Автозаводская»?
- Лексический состав языка постоянно пополняется, причём разными способами?
- Лексический состав языка постоянно пополняется, причём разными способами?
- Сравните словосочетания выпишите существительные, образованные способом перехода слов из одной части речи в другую?
- Какой частью речи является слово со столовую?
- Какое слово образована переходом из одной части речи в другую?
- Подчеркните слово, которое образовано путем перехода из одной части речи в другую?
- Помогите придумать 3 — 4 слова которые образованы переходом других частуй речи в существительные?
- Какой частью речью является слово столовая?
- Учительская это переход одной части речи в другую ?
- Учительская это переход одной части речи в другую ?
- Выпишите существительные образованные способом перехода из одной части речи в другую : Столовая посуда — диетическая столовая, детская комната — уютная детская, прошлое лето — счастливое прошлое, млек?
- Переход других частей речи в существительные примеры(например столовая)?
- Мы вошли в столовую?
- Сравните словосочетания выпишите существительные образованные способом перехода
- Основные способы словообразования с примерами
- Морфологические способы словообразования
- Приставочный (префиксальный) способ
- Суффиксальный способ
- Приставочно-суффиксальный
- Бессуффиксный способ
- Сложение
- Сращение
- Переход одной части речи в другую
- Аббревиация
- Усечение
- Неморфологические (неморфемные) способы словообразования
- Лексико-синтаксический способ словообразования
- Морфолого-синтаксический способ словообразования
- Лексико-семантический способ словообразования
- Способы словообразования в русском языке
- Морфологический способ словообразования
- Таблица с примерами
- Лексико-синтаксический способ словообразования
- Морфолого-синтаксический способ словообразования
- Лексико-семантический способ словообразования
Сравните словосочетания выпишите существительные, образованные способом перехода слов из одной части речи в другую?
Русский язык | 5 — 9 классы
Сравните словосочетания выпишите существительные, образованные способом перехода слов из одной части речи в другую.
Столовая посуда — диетическая столовая.
Детская комната — уютная детская.
Прошлое лето — счастливое прошлое.
Млекопитающее животное — крупное млекопитающее.
(Диетическая) столовая, (уютная) детская, (счастливое) прошлое, (крупное) млекопитающее — Существительные (без скобок) образовались путем перехода из прилагательных ; называются субстантивированными существительными.
Дратути)))Слово «учительская» это суффиксальный способ или переход одной части речи в другую?
Дратути)))Слово «учительская» это суффиксальный способ или переход одной части речи в другую?
Приведите 10 примеров субстантивировнных слов?
Приведите 10 примеров субстантивировнных слов.
Например : столовая посуда — диетическая столовая.
Подберите пары слов одно из которых существительное а другое прилагательное?
Подберите пары слов одно из которых существительное а другое прилагательное.
Составьте с ними словосочетания или предложения.
Подчеркните эти слова как члены предложения.
Образец — Столовая закрыта — дайте столовую ложку.
Помогите пожалуста умаляю срочно ; Найдите в тексте и выпишите существительные образовательные : а) приставочны способы б) суффиксальным в)способом без суффиксальным г) способом используют перехода сл?
Помогите пожалуста умаляю срочно ; Найдите в тексте и выпишите существительные образовательные : а) приставочны способы б) суффиксальным в)способом без суффиксальным г) способом используют перехода слов из одной части речи в другую д) способом сложения.
Найдите в тексте и выпишите существительные образованные : а)приставочным б)суффиксальным в)бессуффиксным г) способом перехода слов из одной части речи в другую д)способом сложения?
Найдите в тексте и выпишите существительные образованные : а)приставочным б)суффиксальным в)бессуффиксным г) способом перехода слов из одной части речи в другую д)способом сложения.
Ложка ?
Какие у них части речи?
Столовая, булочная, приемная, прихожая, ванная, детская — все существительные образованы от прилагательных ?
Столовая, булочная, приемная, прихожая, ванная, детская — все существительные образованы от прилагательных .
Почти все эти слова обозначают какие либо помещения и только одно слово употребляется применительно к человеку .
А)6, б)7, в)4, г)3д)2, 1и5.
Каким способом(суффиксальным, сложением основ или переходом в другую часть речи) образовано название метро «Автозаводская»?
Каким способом(суффиксальным, сложением основ или переходом в другую часть речи) образовано название метро «Автозаводская».
Лексический состав языка постоянно пополняется, причём разными способами?
Лексический состав языка постоянно пополняется, причём разными способами.
Один из них — это переход слов из одной части речи в другую.
Учитывая это, укажите лишнее слово.
Лексический состав языка постоянно пополняется, причём разными способами?
Лексический состав языка постоянно пополняется, причём разными способами.
Один из них — это переход слов из одной части речи в другую.
Учитывая это, укажите лишнее слово.
На странице вопроса Сравните словосочетания выпишите существительные, образованные способом перехода слов из одной части речи в другую? из категории Русский язык вы найдете ответ для уровня учащихся 5 — 9 классов. Если полученный ответ не устраивает и нужно расшить круг поиска, используйте удобную поисковую систему сайта. Можно также ознакомиться с похожими вопросами и ответами других пользователей в этой же категории или создать новый вопрос. Возможно, вам будет полезной информация, оставленная пользователями в комментариях, где можно обсудить тему с помощью обратной связи.
В первом. Т. к. Во всех остальных есть и непроверяемые, и корни с чередованиями.
Источник
Сравните словосочетания выпишите существительные, образованные способом перехода слов из одной части речи в другую?
Русский язык | 5 — 9 классы
Сравните словосочетания выпишите существительные, образованные способом перехода слов из одной части речи в другую.
Столовая посуда — диетическая столовая.
Детская комната — уютная детская.
Прошлое лето — счастливое прошлое.
Млекопитающее животное — крупное млекопитающее.
Плизми помогите мне срочно надо это!
Детская комната сущ .
Уютная детская сущ .
Прошлое лето сущ счастливое прошлое прил .
Млекопитающее животное сущ.
Крупное млекопитаеще сущ.
— скоро ответы появятся здесь —Помоги другим, пока ждёшь ответа на свой вопрос!
Какой частью речи является слово со столовую?
Какой частью речи является слово со столовую.
Какое слово образована переходом из одной части речи в другую?
Какое слово образована переходом из одной части речи в другую?
А) лётчек — космонавт, Б) длинноволосый, В) столовая, Г) подоконник.
Подчеркните слово, которое образовано путем перехода из одной части речи в другую?
Подчеркните слово, которое образовано путем перехода из одной части речи в другую.
Плииииз а) листопад , чайная(ложка) , (школьная)столовая.
Б) приемная(директора) , профсоюз , конькобежец.
Помогите придумать 3 — 4 слова которые образованы переходом других частуй речи в существительные?
Помогите придумать 3 — 4 слова которые образованы переходом других частуй речи в существительные.
Какой частью речью является слово столовая?
Какой частью речью является слово столовая.
Учительская это переход одной части речи в другую ?
Учительская это переход одной части речи в другую ?
Назовите примеры( разные, а не про комнату).
Учительская это переход одной части речи в другую ?
Учительская это переход одной части речи в другую ?
Назовите примеры( разные, а не про комнату).
Выпишите существительные образованные способом перехода из одной части речи в другую : Столовая посуда — диетическая столовая, детская комната — уютная детская, прошлое лето — счастливое прошлое, млек?
Выпишите существительные образованные способом перехода из одной части речи в другую : Столовая посуда — диетическая столовая, детская комната — уютная детская, прошлое лето — счастливое прошлое, млекопитающее животное — крупное млекопитающее.
Переход других частей речи в существительные примеры(например столовая)?
Переход других частей речи в существительные примеры(например столовая
Мы вошли в столовую?
Мы вошли в столовую.
Столовую — это какая часть речи.
Я блин рил туплю чот((.
На странице вопроса Сравните словосочетания выпишите существительные, образованные способом перехода слов из одной части речи в другую? из категории Русский язык вы найдете ответ для уровня учащихся 5 — 9 классов. Если полученный ответ не устраивает и нужно расшить круг поиска, используйте удобную поисковую систему сайта. Можно также ознакомиться с похожими вопросами и ответами других пользователей в этой же категории или создать новый вопрос. Возможно, вам будет полезной информация, оставленная пользователями в комментариях, где можно обсудить тему с помощью обратной связи.
В первом. Т. к. Во всех остальных есть и непроверяемые, и корни с чередованиями.
Источник
Сравните словосочетания выпишите существительные образованные способом перехода
Основные способы словообразования с примерами
Словообразование — это раздел языкознания, изучающий строение словарных единиц и способы их образования.
Основными способами образования слов в современном русском языке являются:
- морфологический;
- лексико-синтаксический;
- морфолого-синтаксический;
- лексико-семантический.
Примеры морфологического образования: читать – ПРОчитать, ЗАчитать, ПЕРЕчитать; лист – листОК, читать – читаТЕЛЬ, нос – носИК; море – ПРИморСКий, звук – ОзвучИть, семеро –
ВсемерОМ; синий – синь, въезжать – въезд, переходить – переход; море, ходит – мореход, центральная избирательная комиссия – ЦИК.
Примеры лексико-синтаксического образования: сия минута – сиюминутный.
Примеры морфолого-синтаксического способа образования: столовая (прил.) комната – столовая (сущ.).
Примеры лексико-семантического способа: лук – овощ; лук – метательное оружие.
Морфологические способы словообразования
Морфологический способ основан на взаимодействии производящих основ с другими морфемами: префиксами (приставками), суффиксами, постфиксами, интерфиксами (соединительными гласными буквами), окончаниями (флексиями). Это самый продуктивный и самый популярный способ образования новых слов. Он является основным источником пополнения лексики современного языка.
Приставочный (префиксальный) способ
Для приставочного способа характерно прибавление префикса к целому слову, служащему производящей основой. Прибавление приставки не влияет на смену части речи вновь образованного слова.
- Примеры слов, образованных данным способом: лететь – ПРИлететь, город – ПРИгород, интересный – СВЕРХинтересный, любимый – НЕлюбимый, правда – НЕправда.
Суффиксальный способ
Суффиксальный способ словообразования основывается на слиянии производящей основы с суффиксом, в результате чего образуется другое слово. Суффиксы в отличие от префиксов влияют на смену части речи.
- Примеры: земля – землЯК, вино – вынНый, теплый – теплЕНЬКий, высокий – высокО.
Приставочно-суффиксальный
При образовании слова приставочно-суффиксальным способом в образовании участвуют одновременно две морфемы – приставка и суффикс, которые присоединяются опять же к производящей основе.
- Например, слова «пригорок», «застенок», «подлесок» образованы именно так: гора – ПРИгорОК, стена – ЗАстенОК, подлесок – ПОДлесОК.
Бессуффиксный способ
Суть бессуффиксного способа в том, что исходное слово при образовании нового лишается своей части – суффикса. Подобный способ чаще всего применяется при образовании имён существительных от глаголов.
- Примеры: припевать (гл.) – припев (сущ.); широкий – ширь; заливать – залив.
Сложение
Способ, при котором происходит объединение двух и более основ, называется сложением.
При таком способе складываются как целые основы, так и их части. Поэтому в лингвистике имеются на этот счет термины – «сложные слова» и «сложносокращенные». Данный способ иногда не обходится без соединительных гласных «о» и «е».
- Примеры: лесхоз (лесное хозяйство), партком (партийный комитет), лесОповал, сенОкос, конЕвод, ковер-самолет.
Сращение
Процесс образования слов данным способом основан на превращении устойчивых словосочетаний в слова. Знаменательные части речи, связанные подчинительной связью, теряют свою самостоятельность и сращиваются в одно слово. Этот процесс характерен для словосочетаний типа: нареч. + прилаг.: малосоленый, свежемороженый; сущ. + причаст.: умалишенный, богобоязненный.
Переход одной части речи в другую
Этот способ называют «конверсией». Он характерен не для всех частей речи, а только для некоторых. В языке существует пять видов конверсии:
- переход в существительные (субстантивация): игровая комната – игровая;
- переход в прилагательные (адъективация): блестящие способности – блестящие на солнце осколки;
- переход в наречия (адвербиализация): удариться боком – плыть боком;
- переход в местоимения (прономинализация): один человек не пошел – там жил один человек;
- переход в служебные части речи (предлоги, союзы, междометия): благодаря за все – благодаря вам; несмотря на собеседника – несмотря на плохое самочувствие; хотя её – хотя никого не было.
Аббревиация
Данный способ основан на сложении усеченных частей слова ради экономии речевых усилий.
Различают несколько видов аббревиации:
звуковая | – слово образуется сочетанием начальных звуков – ТЮЗ (театр юного зрителя), НИИ (научно-исследовательский институт); |
буквенная | – состоит их начальных букв словосочетания – СССР (союз советских социалистических республик); |
буквенно-звуковая (смешанная) | – объединяет начальные буквы и звуки: ЦСКА (центральный спортивный клуб армии); |
слоговая | – соединят сокращения слов, равных слогам: ликбез (ликвидация безграмотности); |
слогословная | – объединяет слог и слово: сбербанк, зарплата; |
смешанная | – объединяются разные части нескольких слов: Имли – институт мировой литературы; |
телескопическая | – объединяет начало первого и конец второго слова словосочетания: бионика – биологическая механика. |
Усечение
Новые лексемы при таком способе образуются путем сокращения полного слова: кило – килограмм, метро – метрополитен, а также путем усечения производящей основы или отбрасывания флексий: катать – каток, граммов – грамм.
Неморфологические (неморфемные) способы словообразования
Подобные способы образования слов в своем процессе не затрагивают морфем слова. Они основаны на переходе одной части речи в другую (прихожая комната – прихожая), на слиянии двух слов в одно (дико растущие кусты – дикорастущие), на переосмыслении значения словоформы (овечьи ясли – детские ясли).
Лексико-синтаксический способ словообразования
Данный способ подразумевает появление новых лексических единиц из словосочетаний. В результате устойчивый словесный оборот заменяется новым словом, образованным на основе прежнего словосочетания: указанный выше – вышеуказанный; жданный долго – долгожданный; сумасшедший – с ума сшедший, сейчас – сей час.
Морфолого-синтаксический способ словообразования
Данный способ основан на переходе слова из одной части речи в другую.
В современном языке такой способ чаще всего затрагивает имена существительные. Примеры: будущее время – в скором будущем, бильярдная комната – пойти в бильярдную и т.п.
Лексико-семантический способ словообразования
При данном способе слово образуется в результате разъединения многозначного слова на слова-омонимы, т.е. слова, одинаковые по написанию и произношению, но разных по значению. Такие слова называют полными омонимами.
- График (план работы) – график (художник)
К неполным омонимам относятся омографы, омофоны и омоформы.
- Омографы – написание слов одинаковое, но звучание разное.
- Мука’ (пшеничная) — му’ка (чувство переживания)
- Отворила (дверь) – отварила (картошку)
- Печь (протопить) – печь (пироги)
Кроме того, употребление слова в переносном значении также относится к лексико-семантическому способу образования слов.
Способы словообразования в русском языке
Способы словообразования — это морфологический, лексико-синтаксический, морфолого-синтаксический и лексико-семантический способ. Способы словообразования показывают, с помощью каких языковых средств образуются новые слова.
Умение определить способы образования слов в русском языке позволит правильно выполнить словообразовательный разбор лексем, составить словообразовательную цепочку и словообразовательное гнездо.
В русском языке выделяются следующие способы словообразования:
- морфологический;
- лексико-синтаксический;
- морфолого-синтаксический;
- лексико-семантический.
Каждый из названных способов словообразования — это активно функционирующая модель образования слов с помощью различных аффиксов и их комбинаций, это слияние (сращение), переход из одной части речи в другую и др.
Вначале рассмотрим морфологический способ образования слов как наиболее продуктивный.
Морфологический способ словообразования
Морфологический способ словообразования является основным в обогащении словарного состава русского языка. Новые слова образуются на базе имеющихся производящих основ путём сочетания их с различными аффиксами.
Лингвистический термин «аффикс» (лат. affixus — «прикрепленный») называет часть слова, имеющую грамматическое значение и видоизменяющую значение корня. По местоположению в слове аффиксы подразделяются на
- префиксы, или приставки;
- суффиксы; ;
- интерфиксы, или соединительные гласные;
- флексии, или окончания.
Отметим, что флексии и формообразующие суффиксы не участвуют в словообразовании.
В зависимости от того, с помощью какой морфемы или комбинации аффиксов образована новая лексема, в русском языке различают следующие виды морфологического способа словообразования:
1. Префиксальный (приставочный) способ — это образование нового слова путем присоединения префикса (приставки) к производящей основе:
- писа ть → вы писать
- вид → под вид
- забавн ый → пре забавный
2. Суффиксальный способ (суффиксация) — это присоединение к производящей основе словообразующего суффикса:
- находи ть → наход к а
- цвет (цветок) → цвет ник
- улыба ть ся → улыб к а
3. Приставочно-суффиксальный способ используется в образовании новых слов с помощью двух аффиксов: приставки и суффикса
- локоть → под локот ник
- бесед а → со бесед ник
- свеж ий → о свеж и ть
- мор е → за мор ск ий
- мох → за мш е ть
4. Нулевая суффиксация (безаффиксный, бессуффиксальный способ) — это образование нового слова с помощью нулевого суффикса:
- взводи ть → взвод
- припева ть → припев
- свинь я → свин ой
- золот о → золот ой
- восемь → восьм ой
5. Постфиксация — это присоединение к производящей основе постфиксов -то, -либо, -нибудь, -ся:
- кт о → кто- то
- чт о → что- нибудь
- где → где- либо
- когда → когда- то
- броса ть → бросать ся
6. Префиксально-постфиксальный (приставочно-постфиксальный) способ используется для образования новых слов с помощью приставки и постфикса:
- слуша ть → в слушать ся
- нюха ть → при нюхать ся
- дума ть → в думать ся
- тоскова ть → ис тосковать ся
- жда ть → до ждать ся
7. Суффиксально-постфиксальный способ — это присоединение к производящей основе одновременно двух аффиксов: суффикса и постфикса.
- толп а → толп и ть ся
- скуп ой → скуп и ться
- переговори ть → переговар ива ть ся
8. Сложение — способ образования, при котором происходит соединение
1) двух производящих основ в одно слово
а) без помощи соединительной гласной (интерфикса):
- кресло-кровать;
- платье-халат;
- ракета-носитель;
- ковёр-самолет;
б) с помощью интерфикса:
- север , восток → север о -восток;
- сух ие фрукт ы → сух о фрукты;
- свод неб а → неб о свод;
- птиц а , фабрик а → птиц е фабрика;
- хранилищ е для овощ ей → овощ е хранилище;
2) сложение усеченной основы и слова:
- вет еринарный врач → ветврач;
- тур истический поход → турпоход;
- мед ицинский пункт → медпункт;
3) сложение усеченных основ слов:
- зам еститель пред седателя → зампред;
- мо тоцикл пед альный → мопед;
- проф союзный ком итет → профком;
4) аббревиация — сложение звуков или названий начальных букв словосочетаний:
9. Сложносуффиксальный способ — это сложение производящих основ с помощью интерфикса и с одновременной суффиксацией:
- длинн ая шерсть + -н- → длинн о шерстный;
- хлеб , реза ть + -к- → хлеб о резка;
- сам , вари ть + → сам о вар;
- черн ые бров и + → черн о бровый;
- каш а, вари ть + → каш е вар.
Таблица с примерами
текст → под текст
гна ть → до гнать
бел ый → бел изн а
паха ть → пах от а
сотвори ть → сотвор ени е
люд и → без люд н ый
долг ий → за долг о
дом → на дом ник
отдыха ть → отдых
зелен ый → зелень
супруг → супруга
как ой → какой- нибудь
чт о → что- то
где → где- либо
6. Сложение:
1) двух основ
2) двух основ + суффикс
3) сокращенных основ
4) начальных букв или звуков
пожар , опасн ый → пожароопасный
диван , кровать → диван-кровать
канат , ходи ть → канатоход ец
мор е, плава ть → мореплава тель
спец иальный кор респондент → спецкор
МХАТ, ОБСЕ, ЮНЕСКО
7. Слияние целых слов
густо, населенный → густонаселенный
мало, знакомый → малознакомый
8. Переход из одной части речи в другую
загорающие (сущ.) — загорающие (прич.) люди;
прохожий (сущ.) — прохожий (прил.) человек
Лексико-синтаксический способ словообразования
С помощью лексико-синтаксического способа словообразования были образованы слова из целого словосочетания путём «склеивания» их компонентов:
- вперед смотрящий → вперёдсмотрящий;
- сего дня → сегодня;
- с ума сшедший → сумасшедший.
При таком способе происходит слияние, или сращение, самостоятельных слов разных частей речи в одну лексическую единицу. Слияние отличается от сложения тем, что методом сложения образуются сложные слова только от полнозначных слов или их частей.
Слияние образовало лексемы от сочетаний слов, включая служебные слова, с сохранением порядка слов и падежных окончаний. Слова, в старину писавшиеся раздельно, в современном языке пишутся слитно и приобретают одно ударение:
- сей час → сейча́с;
- тот час → то́тчас
В современном русском языке очень продуктивно слияние в образовании сложных слов, первой частью которых является наречие с суффиксом -о- или -е (быстро, высоко, выше-, низко, ниже-, близко, ближе-, глубоко, легко, мало, много и пр.), а второй частью — прилагательное или причастие:
- высоко, витаминный → высок о витаминный корм;
- мало, изученный → мал о изученный район;
- слабо, видящий → слаб о видящий человек;
- низко, оплачиваемый → низк о оплачиваемый работник;
- глубоко, уважаемый → глубок о уважаемый;
- выше указанный → выш е указанный.
Морфолого-синтаксический способ словообразования
Морфолого-синтаксический способ словообразования представляет собой переход слова из одной части речи в другую. Так образовалось множество существительных из прилагательных (причастий), которые потеряли способность обозначать признак и приобрели вещественность.
Произошла субстантивация (лат. substantivum — имя существительное) — грамматический переход в разряд существительных слов других частей речи.
Понаблюдаем:
- мостовая (прил.) → булыжная мостовая (сущ.);
- животное (прил.) существо → диковинное животное (сущ.) ;
- набережная (прил.) улица → красивая набережная (сущ.);
- приёмная комната → приёмная директора;
- рабочий человек → квалифицированный рабочий.
Переход слов из одной части речи в другую может происходить путем лексикализации — превращением отдельной грамматической формы в слово новой части речи:
- любоваться (чем?) верхом — ехать (как?) верхом;
- темной ночью — спать (когда?) ночью.
- морозной зимой — родился (когда?) зимой.
Таким способом формы творительного падежа существительных изрядно пополнили самостоятельную часть речи наречие:
мигом, пешком, летом, осенью, весной, рядом, днем и т. д.
Лексико-семантический способ словообразования
Лексико-семантический способ словообразования представляет собой распад значений многозначного слова. Значения слова расходятся по смыслу настолько далеко друг от друга, что образуют отдельные лексические единицы. Так в русском языке возникают омонимы:
- титан — гигант, вступивший в схватку с врагом;
- титан — большой металлический бак для кипячения воды;
- титан — твердый металл.
Источник